Вот чтобы правописание омонимичных слов и союзов

Разработка урока «Правописание союзов и омонимичных слов » (7 класс)

План — конспект урока русского языка

ФИО учителя – Зиятдинова Ильгиза Марсовна

Занимаемая должность — учитель русского языка и литературы

Место работы — МАОУ СОШ № 2 г. Агидель

Предмет — русский язык.

Тема . Правописание союзов и омонимичных слов

Тип урока : урок изучения нового материала с использованием ИКТ

Вид урока : урок смешанного типа

Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый , исследовательский

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

ОБОРУДОВАНИЕ: эпиграф к уроку, компьютер , рабочие материалы

( (карточки- задания №1, №2, памятки, образцы выполнения работы , тесты), словари, тетради.

— Познакомить учащихся с написанием союзов тоже, также, чтобы, зато .

— Научить отличать данные союзы от наречий и местоимений с частицей.

-Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

— Обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ.

— воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через поисковую работу, наблюдение ;

— формировать нравственные качества: доброту, любовь к ближнему ;

— воспитывать умение слушать отвечающих товарищей.

Х О Д У Р О К А

1. ОРГ. МОМЕНТ ( Настрой учащихся на работу. Проверка готовности к уроку. Знакомство с рабочими материалами ).

— Здравствуйте, ребята, садитесь.

— Внимание на экран монитора. Прочитаем строки.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

— О какой части речи говорится в этом стихотворении? (о союзе).

— Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Учащиеся формулируют цели урока)

— Итак, цели нашего урока:

1) знать правило написания союзов;

2) уметь отличать союз от самостоятельной части речи ;

3) уметь правильно писать союзы и омонимичные им слова

— Правильно. Сегодня мы продолжим разговор об этой части речи, вспомним разряды союзов по строению и по значению, а самое главное – остановимся на правописании союзов. Записываем тему урока: «Правописание союзов».

— Но прежде чем перейти непосредственно к теме, мне хотелось бы поговорить о лексических значениях слова СОЮЗ. Дайте лексическое значение этому слову.

(Индивидуальная работа со словарями Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997.
В. Даля Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов) Изд. «Цитадель», г. Москва, 1998

— СОЮЗ – это единение, связь групп, отдельных лиц.

Вот и мне хотелось бы, чтобы между нами тоже произошло такое единение, которое бы помогло нам в работе. А объединение людей возможно тогда, когда вы чувствуете себя уютно в классе, когда вам хочется идти в школу, когда учителя ставят вам только хорошие оценки, когда в классе царят дружба и взаимопонимание, когда вы просто счастливы.

3. РАБОТА С ЭПИГРАФОМ.

Дружба – главное чудо, помогающее нам в жизни. Давайте обратимся к эпиграфу и прочитаем его вслух.

Дружба главное чудо всегда

Сто открытий для всех таящее.

И любая беда – не беда

Если рядом друзья настоящие!

— Итак, я надеюсь, что на уроке нам всем сегодня поможет дружба. Но вот беда, вы ничего особенного не заметили в тексте эпиграфа? Правильно, я забыла расставить знаки препинания. Кто же мне поможет справиться с моею бедой?

Давайте откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф в тетрадь, а кто-то выйдет к доске, расставит знаки препинания и выполнит синтаксический разбор первого предложения, начертит его схему, даст характеристику предложению

Дружба – главное чудо всегда, сто открытий для всех таящее. (Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособ. определением, выраженным причастным оборотом).

-Спасибо, вы хорошо справились с заданием

Актуализация знаний и подготовки мышления учащихся.

Работа по закреплению изученного материала предыдущих уроков

Игра «Веришь- не веришь»

Вопросы для игры «Веришь – не веришь»

Веришь ли ты, что…

1) союзы делятся на сочинительные и подчинительные (да);

2) союзы подчинительные связывают однородные члены предложения (нет);

3) союз что сочинительный (нет);

4) союз когда условный (нет);

5) союз потому что простой (нет);

6) союз или разделительный (да);

7) сочинительные союзы делятся на три разряда (да);

8) союз чтобы целевой (да);

9) сочинительные союзы связывают однородные члены предложения (да)

10) союз также соединительный (да)

Учащиеся должны дать односложные ответы: «да» — если согласны с утверждением, «нет» — если не согласны

Открытие нового знания. Первичное осмысление.

Союзы тоже, также, зато , притом обязаны своим рождением местоимениям и служебным частям речи(то+же; так+же; за+то; при+том).

Начиная с XVІІІ века в нашем языке стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, их составляющих: как будто, в силу того что и т.д. С появлением в русском языке производных союзов назрела орфографическая проблема слитного и раздельного написания союзов. С этой точки зрения выделяются две группы производных союзов: простые и составные.

Простые союзы пишутся слитно

Составные союзы пишутся раздельно

Потому, зато, чтобы, тоже, также

Потому что, так как, как будто, однако же, если бы, лишь только

Союзы никогда не пишутся через черточку.

— В центре внимания нашего урока оказывается орфографическое правило, связанное с различением на письме союзов ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ и созвучных сочетаний слов ЗА ТО, ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ. Чтобы выбрать правильное написание (слитное или раздельное) нужно, прежде всего, вдуматься в смысл всего предложения, а затем решить, какой частью речи является данное слово или сочетание слов.

— Обратимся к народному изречению

Корень учения горек, зато плод его сладок.

Как вы понимаете, это народное мудрое изречение?

-Какой частью речи является слово зато ?

-Какое значение имеет союз зато?

Наблюдение. Анализ предложений . Формулирование вывода .

— Давайте обратимся к таблице, лежащей на ваших партах. В ней записаны предложения, которые нам предстоит сравнить и определить, в каком из столбиков союзы, а в каком – омонимичные им слова. Зачитываем предложения под цифрой 1 и объясняем т.д.

I . Сравните предложения.

1.Сережа выполнил задание, я тоже его сделал. – Сережа выполнил то же задание, что и я.

2.Оля легко решает задачи, сочинение также хорошо пишет. — Оля так же решила задачу, как и все остальные.

3.Вода затопила полянки, зато хорошо были видны холмики. – незнакомец свернул за то новое здание.

4Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны. — Что бы мне рассказать вам интересного?

— Определите, почему в парах предложений одно и то же слово пишется по-разному. Вам поможет ответить на этот вопрос памятка, которая лежит у вас на столе.

II . Словами какой части речи являются выделенные слова?

Составление памятки — алгоритма

Если это союз, то :

Нельзя поставить вопрос.

Не являются членами предложения.

Можно заменить другим союзом

Если это местоимение или наречие, то :

Можно поставить вопрос

Являются членами предложения

Местоимения и наречия с частицами ЖЕ , БЫ и предлогами пишутся раздельно.

Вывод : Как пишутся союзы? Местоимения? Как их отличить?

Проговорите правило соседу по парте.

— Все те знания, которые вы повторили сейчас для верного написания союзов, несомненно, понадобятся вам в работе на уроке.

Первичное осмысление . Анализ предложений.

Запись предложений на доске с объяснением.

1. Дружба для человека то же, что здоровье для тела. 2. Мать смотрела на сына тоже молча. 3. Так же, как и вчера, на площадке собрались мои друзья. 4. Я люблю своё село за то, что оно прекрасно.

— Начертите схему 4 предложения. [ __ ==], (что __ ==).

3. Молодцы, вы хорошо справились с работой, я этому очень рада.

Диагностика и коррекция знаний (Выполнение заданий в тестовой форме по теме «Союз»)

— А теперь давайте выполним тест с последующей проверкой . Нужно выбрать правильный ответ.

1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Я то(же) хочу поехать в горы.

1) ТОЖЕ — здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТО ЖЕ — здесь это местоимение с частицей ЖЕ, пишется раздельно

2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Мы поехали отдыхать в то(же) место, что и прошлым летом.

1)ТОЖЕ — здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2)ТО ЖЕ — здесь это местоимение с частицей ЖЕ, пишется раздельно

3. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Теплая небесная вода для растений то(же) самое, что для людей любовь.

1)ТОЖЕ — здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2)ТО ЖЕ — здесь это местоимение с частицей ЖЕ, пишется раздельно

4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Снегу было мало, снежных буранов то(же).

1) ТОЖЕ — здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТО ЖЕ — здесь это местоимение с частицей ЖЕ, пишется раздельно

5. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Она заботилась о раненых так(же) нежно, как и о своих детях.

1) ТАКЖЕ — здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТАК ЖЕ — здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно

6. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Как мне хотелось говорить так(же) медленно и точно!

1) ТАКЖЕ — здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТАК ЖЕ — здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно

7. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Костя так(же) поступил учиться на механика.

1) ТАКЖЕ — здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТАК ЖЕ — здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно

8. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Мои спутники так (же) осмотрели берег, но искали они совсем другое.

1) ТАКЖЕ — здесь это сочинительный союз, пишется слитно

2) ТАК ЖЕ — здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно

Проверка. (Ответы высвечиваются на экране монитора)

ОТВЕТЫ: 1)1, 2) 2, 3) 2, 4)1, 5)2, 6)2, 7)1, 8)1

-А теперь немного усложним задание. Для выполнения следующего упражнения вам необходимо проявить фантазию и творчество. Давайте закончим предложения и запишем их, раскрывая скобки.

Что(бы) такое сделать, что(бы) помочь…

Нам хочется жить так(же), как…

То(же) самое можно было (бы) рассказать…

Что(бы) ты посоветовал…

Я то(же) хочу научиться…

— Мне кажется, что любые задания вам по плечу, вы с легкостью справляетесь с ними.

Проверка , выполненной работы . Учащиеся читают предложения, объясняя правописания слов со скобками.

Самостоятельная работа. Разноуровневые задания

( раздать карточки с заданием)

1 уровень вы должны будете под каждой цифрой ставить букву С, если тоже, также, чтобы, зато пишется слитно, Р — если раздельно.

1. Что бы мне подарить другу ко дню рождения? Р

2. Чтобы идти дальше, нужно переложить груз. С

3. То же слово, да не так бы молвить. Р

4. Что бы я делал без помощи друзей. Р

5. Я не попал на выставку, зато встретился с друзьями. С

6. Что бы ни случилось, не теряй бодрости, верь в дружбу. Р

7. Он прячет глаза и тоже хочет плакать. С

8. Вася также глядел вверх. С

9. Он говорил то же, что и всегда. Р

10. Я тоже хочу быть спортсменом. С

2 уровень . Спишите, раскрыв скобки, объясняя написание слов.

От дождя женщины спрятались под дубом, нам так(же) пришлось искать пристанища.

Труд необходим человеку так(же), как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

Трудно себе представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал.

Стеклянная дверь на балкон была закрыта, что(бы) из сада не несло жаром.

Мишка так аппетитно грыз свою порцию, что Дениске то(же) захотелось съесть с ним на пару горячую пахучую сардельку.

Поэтому он купил то(же), что и Мишка.

Под цифрами 2,5,7,8,10 должна стоять буква С, в остальных — Р.

2 уровень. Ответы.

От дождя женщины спрятались под дубом, нам также пришлось искать пристанища.

Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.

Трудно себе представить, что бы со мной случилось, если бы пароход опоздал.

Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

Мишка так аппетитно грыз свою порцию, что Дениске тоже захотелось съесть с ним на пару горячую пахучую сардельку.

Поэтому он купил то же, что и Мишка

-А теперь поменяйтесь своими тетрадками с соседом по парте, возьмите в руки карандаш и сверьте правильность выполнения заданий ( на экране монитора высвечены ответы)

Если у вашего соседа ответ записан неверно, то аккуратно карандашом перечеркните его.

Подсчитайте количество ошибок. Если ошибок нет – оценка 5, 1-2 ошибки – оценка 4, 3-5 – оценка 3. Озвучиваются результаты выполнения работ учащимися.

Записать предложения, объяснить изучаемую орфограмму.

Доброта для души то(же), что здоровье для тела.
2. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча.
3. Так(же),как и вчера, на площади шумели люди.
4. Я люблю свой край за(то), что он прекрасен.
5. Что(бы) мне такое сказать, чтобы вы призадумались?
6. В наши дни то(же) можно услышать старинные былины в деревнях по берегам северных рек и морей.

Выпишите предложения, в которых выделенные слова пишутся раздельно.

1. Что(бы) мне подарить подруге?

2. Важно, что(бы) дети приучились к работе.

3. Незнакомец свернул за(то) здание.

4. Моряки то(же) ушли в море.

5. Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей.

Итоги урока. Рефлексия (Подведение итогов урока. Самооценка работы учащихся)

Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке? Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из записанных на доске:

Сегодня я узнал…

У меня получилось …

— Вот и подходит к концу наш урок. В каких же случаях чтобы, также, тоже, зато пишутся слитно?

Дома я предлагаю вам выполнить следующие упр. №399 (устно, ; 4 00 (даётся инструктаж по выполнению домашнего задания) .

— А закончить урок мне бы хотелось пожеланиями. Каждому человеку нужно, чтобы кто-то сказал ему доброе слово, улыбнулся, пожал руку. Я надеюсь, вам есть, что пожелать друг другу. Начнем с меня. Ребята, я желаю вам, чтобы вы были всегда веселыми, учились только на «хорошо» и «отлично». А теперь вы…

-На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.

Самоанализ урока русского языка по теме «Правописание союзов», проведенного в 7 классе учителем Дюдяевой О.А. 11.02 2015 года.

Данный урок является шестым в данной теме, который помогает закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущем уроке и изучить новый материал по теме «Союз. Правописание союзов» .

При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:

— потребность в ярком и образном объяснении нового материала (использовала игровые моменты, наблюдение, исследование, частично-поисковый метод.);

— стремление самостоятельно оценивать свои знания на каждом этапе урока, готовность к рефлексии;

— потребность в самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

Организационный момент прошел удачно. Ученики были готовы к восприятию новой информации. Была поставлена цель в начале занятия. На этапе актуализации знаний был проведен фронтальный опрос по прошлой теме. Ученики активно отвечали. Затем перешли к новой теме.

Для меня было очень важно создать такие комфортные условия обучения, при которых ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.

На данном уроке главной для меня была задача, связанная с ответственностью понимания социальной значимости учения. Решение этой задачи прослеживалось на всех этапах урока.

В содержании урока нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалось на этапе актуализации знаний, когда учащиеся вспоминали и проговаривали правила, изученные ранее. Обогащение словарного запаса осуществлялось во время проведения словарной работы.

Развитие коммуникативной компетенции в анализируемом уроке прослеживалось через все виды речевой деятельности учащихся: чтение, письмо, слушание, говорение. Работая устно, соблюдали основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

На уроке сочеталось несколько методов обучения.

Наблюдалось преобладание поискового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим. Это явилось следствием созданной адаптивной образовательной среды, позволившей не только организовать плодотворную деятельность, но и способствовавшей творческому саморазвитию личности.

Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока. На учебном занятии для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовалась коллективная, парная, самостоятельная, индивидуальная формы работы, что сказалось на познавательной и творческой активности учащихся.

На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам, а также в индивидуальном выборе практической деятельности. Поскольку учащиеся класса обладают практически одинаковыми знаниями, умениями и навыками, то работа была рассчитана на два варианта. Вопросы, предлагаемые учащимся, были почти одного уровня сложности.

Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; адаптивная образовательная среда, поддерживающая стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. На анализируемом уроке моя учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности учащихся.

Структура урока соответствовала схеме построения урока комплексного применения знаний, умений и навыков (мотивация, актуализация знаний, образец применения знаний, самостоятельная работа, коррекция, анализ).

Были соблюдены основные этапы урока

Этап проверки знаний, умений и навыков

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Этап первичной проверки понимания изученного

Этап закрепления нового материала.

Этап применения знаний и способов действий

Этап обобщения и систематизации знаний

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Этап коррекции знаний и способов действий

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока

Этапы урока были логично связаны между собой и вытекали один из другого

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась в рабочих тетрадях.

Работоспособность учащихся в течение всего урока была достаточно высокой. Этому способствовало хорошее владение учащимися теоретических знаний и практических навыков; соответствующее эмоциональное состояние, созданное в начале урока.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).

Все цели были реализованы.

Обучающая цель реализовывалась через различные виды заданий, которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся и их творческой самостоятельности.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы :

текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ, рецензия.

функциональный : определяли роль союзов в тексте

коммуникативно-деятельный : работа с текстом, работа со словарями .

Организация самостоятельной деятельности учащихся : при выполнении самостоятельной работы в роли корректора , практической работы.

Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу.

Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу с карточками – заданиями, внимание к речи товарищей, обучению связной речи.

На уроке был использован частично-поисковый метод , новые знания о СОЮЗЕ учащимся не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно их добывали : рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали , обобщали , делали выводы, тем самым осознанно формировали прочные знания.

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся . Через проектор выводились на экран различные виды самостоятельных работ.(ответы к заданиям, таблицы, задания творческого характера) .

Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить заданий .

Учащимся предлагались разноуровневые задания . Данный вид работы помогает мне достичь следующих целей:
для слабых учащихся :

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для сильных учеников:

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрывать творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Моя задача заключалась в преодолении единообразия, переноса акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности, так как традиционные формы работы не дают должных результатов, они не всегда эффективны.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учащихся данного класса. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Результаты выполняемых работ учащимися проверялись с помощью вопросов и ответов, высвеченных на мониторе, что позволяло быстро проверить уровень усвоения учебного материала и провести необходимую коррекцию знаний.

Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей семиклассников. Эмоциональный настрой учащихся на уроке был положительный, дети активно работали,

характер общения с учащимися доброжелательный.

Каждый был активно задействован в учебной деятельности.

Учащиеся эффективно использовали приобретённые ранее знания, умения и навыки.

Я считаю, что в ходе урока добилась поставленных задач

Оценки учащимся объявлены и прокомментированы.

Было дано домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Слитное написание союзов также, чтобы, тоже, зато. Омонимичные слова (ФГОС). 7-й класс

Класс: 7

I. Вступительное слово учителя

Когда-то давным-давно в одном городе жили великий мудрец и человек, завидующий его славе. Решил завистник придумать вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. Поймал бабочку, посадил её между ладоней… «Спрошу мудреца, мёртвая или живая бабочка в моих руках? Скажет-живая, сожму ладони бабочка умрёт. Скажет – мёртвая, открою ладони — и она улетит».

Так всё и случилось. Но мудрец был очень умным человеком. Он ответил на вопрос так: «Всё в твоих руках» (Слайды 1-2)

II. Формулируем тему урока

— Дорогие ребята! Наши удачи, успехи в учёбе, наша жизнь — всё в наших руках. Мы будем стараться, и у нас всё получится. Я в вас верю и желаю плодотворной работы на уроке (Слайд 3)

Перед вами на экране предложение, прочитайте его внимательно.

Что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге. (Слайд 4)

— Какое это предложение? (Сложное, сложноподчинённое.)

— При помощи чего связаны простые предложения в составе сложного? (При помощи союза чтобы.)

— Как пишется союз? (Слитно.)

— Обратите внимание на выделенные слова в первом предложении. Почему они написаны раздельно? (Это местоимение с предлогом.)

— Какая закономерность наблюдается в написании выделенных слов в данных предложениях?

(Союзы пишутся слитно, а другие части речи раздельно)

— С какими трудностями мы можем столкнуться при записи таких предложений под диктовку?

(Слова по звучанию одинаковые, поэтому на слух трудно определить, когда они пишутся слитно, а когда раздельно.)

— Как называются такие слова?

(Данные слова называются омонимичными частями речи.)

— Действительно, перед нами разные части речи, различные по написанию, но одинаковые по произношению.

— Мы обговорили два важных момента. Какие?

(Союзы пишутся слитно. Трудности написания возникают из-за тог ,что есть омонимичные слова)

— Как мы можем сформулировать тему урока?

(Слитное написание союзов тоже, также, зато, чтобы. Омонимичные слова)

— Запишите пожалуйста тему в тетради.

III. Формулируем цели урока

— Чему мы должны научиться?

(Научиться отличать союзы также, тоже, чтобы и зато от других омонимичных частей речи, которые пишутся раздельно. Это поможет избежать орфографических и пунктуационных ошибок в будущем.)

IV. Усвоение нового материала

Для того чтобы отличать омонимичные части речи, предлагаю вам исследовать предложения в таблице и определить, почему одинаковые слова пишутся по-разному. Свои наблюдения пожалуйста запишите в свободные столбцы. Над этим заданием предлагаю поработать в парах.

— Каковы результаты ваших наблюдений?

— Сверим наши выводы с материалом учебника.

— Есть ли различия в формулировке правил?

— Какой вы можете сделать вывод? Обобщите свои наблюдения.

— Сравните свои выводы с выводами таблицы.

— Но и это ещё не всё! Посмотрите внимательно на слайд.

(Внимание учеников обращается на то, что союз можно заменить другим союзом.)

— Каким союзом можно заменить союз чтобы, а союз тоже, также, зато?

— Союз чтобы – это союз подчинительный или сочинительный?

Мы его тоже должны заменить подчинительным союзом. Каким?

— Сочинительный союз тоже, также можно заменить сочинительным союзом и.

— Союз зато — это сочинительный союз (противительный), следовательно, мы его должны заменить сочинительным(противительным) союзом но.

V. Практическая часть урока

— А теперь попробуем применить наше правило на практике.

(Работа со слайдами. Устно объясняют, записывают предложения на доске и в тетради, графически обозначают)

1) Я тоже (= и) хочу наряжать ёлку (же нельзя опустить).

2) Небо потемнело, и в то же мгновение ударила молния (же можно опустить).

3) Всё так же, как когда-то, здесь цвела цвела сирень (противопоставление с союзом как).

4) В шуты он также (=тоже=и) не годиться (же нельзя опустить).

5) Что бы мне выбрать из такого изобилия? (бы можно опустить).

6) Чтобы (=для того чтобы) получить хороший урожай, нужно много трудиться (бы нельзя опустить).

7) В России холодная зима, зато (=но) можно кататься с горки.

8) Мальчик в красной футболке спрятался за то (за другое) дерево.

VI. Закрепление

— Продолжаем совершенствовать свои умения. Предлагаю вам поработать с карточками.

— Обменяйтесь листочками и каждый правильный ответ обозначьте знаком « +»

VI. Подведение итогов

— Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?

— Как и где пригодятся?

— Ребята, пожалуйста оцените свою работу на уроке.

— Замечательно. Сегодня вы хорошо поработали и сами оценили свою работу. Важно материал урока закрепить дома. Домашнее задание у вас на карточках.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ

1. Союз ЗАТО пишется слитно, по значению он близок союзу НО. Союз ЗАТО следует отличать от сочетания указательного местоимения ТО с предлогом ЗА. Сравните:

«Пахарь не поет; ЗАТО плотники, каменщики, штукатуры — почти неумолкающие певцы» (А. Фет).

«И все звери очень любили и уважали Жирафа ЗА ТО, что он такой большой и чистый» (А. Инин).

2. Союзы ТАКЖЕ И ТОЖЕ пишутся слитно. Они являются синонимами и легко заменяют друг друга. Это свойство можно использовать для проверки. Если же такая замена невозможна, то перед нами не союзы, а сочетания указательного местоимения ТО или ТАК с частицей ЖЕ, которые пишутся отдельно. Частицу ЖЕ в таком случае часто можно просто опустить. Сравните:

«Она не покидает меня день и ночь; я ТОЖЕ не выказываю поползновения удрать от нее, – связь, стало быть, крепкая, прочная..» (А. Чехов).

«И генерал уставил на меня свои серые, готовые заплакать и в ТО ЖЕ время ликующие глаза» (А. Чехов).

«Неужто и его сокровенных читателей осталось ТАК ЖЕ мало, как нас?» (А. Битов).

3. Союз ЧТОБЫ (ЧТОБ – разг.) пишется слитно. Его следует отличать от сочетания местоимения ЧТО с частицей БЫ, которую можно легко опустить, не разрушая смысла предложения. Сравните два предложения:

«А желали бы вы, ваше превосходительство, ЧТОБЫ к вам опять вернулась ваша молодость?» (А. Чехов).

«ЧТО БЫ я стал с ним делать, если бы подписавший его нарушил условия?» (А. Фет).

4. Союзы ПРИТОМ и ПРИЧЕМ пишутся слитно, они синонимичны и легко заменяют друг друга, что можно использовать при проверке. Их следует отличать от сочетаний предлога с местоимением ПРИ ТОМ и ПРИ ЧЕМ. Сравните предложения:

«Он всегда был при деньгах, ПРИТОМ любим товарищами и уважаем начальством» (И. Гончаров).

«А через два дня ее из лесу привезли в фургоне, в котором питание доставляли, и баба Аня ее увидела, стоя у котла с баландой: она ПРИ ТОМ котле была на раздаче» (С. Залыгин).

«И еще тикают ходики, ПРИЧЕМ как-то так, что кажется, что они вот-вот остановятся» (В. Шукшин).

«Раз уже ему обещали хорошее место, да пришел кто-то другой и сел на это место, так он НИ ПРИ ЧЕМ и остался» (Л. Андреев).

1. И что_бы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал… (А. Чехов)

2. При_чем сон повторился два или три раза, как будто прокручивали одну и ту же пленку (Е. Шкловский).

3. И в то_же время было заметно, что там, в лавке, тайная торговля водкой уже идет (А. Чехов).

4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что_бы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару (А. Чехов).

5. В его уединенную комнату никогда не заглядывала богатая ливрея, при_том в такое необыкновенное время (Н. Гоголь).

6. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за_то часто присылал с земляками гостинцы и письма (А. Чехов).

7. И для Анисима отыскали то_же красивую невесту (А. Чехов).

8. В деревне такой уж обычай: сын женится, что_бы дома была помощница (А. Чехов).

9. Но дураком меня Господь Бог то_же не уродил: я белое черным не назову; я кое-что то_же смекаю (И. Тургенев).

10. Я-то при_чем здесь? (В. Шукшин).

11. Я их то_же , со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит (И. Тургенев).

12. Понимаю так_же и то, что не почитай она себя при смерти, – не подумала бы она обо мне (И. Тургенев).

13. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, и в то_же мгновенье, в нескольких шагах от меня, раздался крик (И. Тургенев).

14. То_же был помещик, и богатый, да разорился (И. Тургенев).

15. Не одним состраданием дышало ее лицо тогда: оно пылало так_же ревностью (И. Тургенев).

16. Он хватает эти нервные руки и, что_бы успокоить их, сжимает в своих ладонях (М. Кундера).

17. Древние гностики чувствовали это так_же хорошо, как и я в свои пять лет (М. Кундера).

18. Я понимаю, что товарищу Валикову нанесен материальный ущерб, но объективно я тут ни при_чем (В. Шукшин).

19. Все так_же будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега (Н. Клюев).

20. Того ради смотри прилежно, когда что хочешь о других говорить, опасайся, чтобы при_том слуг и служанок не было (Н. Лесков).

21. Невзлюбила его сноха: а вот за_то , что он никакой не ответственный, не руководитель (В. Шукшин).

22. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что_бы такое приятное сделать снохе (В. Шукшин).

23. Можно допустить так_же , что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу (В. Шукшин).

24. Я оставался при_том , что имел (А. Битов).

25. Ах, если так, он в прах готов упасть, что_бы вымолить у друга примирение (А. Пушкин).

26. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за_то время он не издал ни одного звука (В. Шукшин).

27. Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и при_том выбираем из них самые неинтересные (А. Чехов).

28. Одета она по последней моде: сидит сразу на трех стульях, при_чем один стул занимает она сама, два другие ее турнюр (А. Чехов).


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/673448

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_119