Возбуждено спорить в суффиксе краткого причастия
Продолжение. См. № 6, 7/2005
9-й класс
Инструкция для учителя
На выполнение работы отводится 2 урока (90 минут). Для выполнения творческой работы (задание 21) может потребоваться еще один урок.
Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:
«отлично» – не более 2 ошибок;
«хорошо» – не более 5 ошибок;
«удовлетворительно» – не более 8 ошибок;
«неудовлетворительно» – 9 ошибок и более.
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания 17, 18, 19, 20 не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно на отдельном листе (бланке).
Задание 21 – это дополнительное задание для учеников, претендующих на отличную оценку. Это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) Перепрыгивая;
2) разбрасываться;
3) попутный;
4) лукоморье.
2. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «не умеющий сосредоточиться, выражающий невнимательность»?
1) Равнодушный;
2) апатичный;
3) ленивый;
4) рассеянный.
3. Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:
1) вечный – 6 букв, 7 звуков;
2) каюта – 5 букв, 6 звуков;
3) въезд – 5 букв, 4 звука;
4) дорогое – 7 букв, 7 звуков.
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?
1) К виднеющ_йся деревн_, в соседн_м болот_, ты се_шь рожь;
2) о белеющ_м парус_, вздрагивающ_м голосом, снег та_т;
3) у пролегающ_й транше_, из охотничь_х руж_й, мы бор_мся за мир;
4) о дремуч_м лес_, в открывш_мся санатори_, ненавид_шь врага.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть;
2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;
3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;
4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.
6. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется ь?
А. Мне нездоровит_ся.
Б. Они решили отправит_ся в путь.
В. Он справит_ся о пароходе на пристани.
Г. Спряч_тесь скорее от дождя.
1) А, В; 2) Б, Г; 3) В, Г; 4) Б, В, Г.
7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (Юго)восток, (лево)бережный, все(таки);
2) (светло)синий, (по)медвежьи, (пол)очка;
3) (авиа)связь, (как)либо, (русско)французский;
4) (полу)остров, (во)первых, (высоко)качественный.
8. Укажите правильное объяснение написания н и нн в суффиксах.
1) Книга прочитанна – нн в суффиксе краткого причастия;
2) путанный след – нн в суффиксе прилагательного, образованного от бесприставочного глагола совершенного вида;
3) балованный ребенок – нн в прилагательном, образованном от страдательного причастия на -ованный;
4) возбуждено спорить – в суффиксе краткого причастия.
9. В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно?
1) (Не)законченный мною чертеж я оставил на столе.
2) Справка была выписана (не)правильно.
3) Сквозь (не)занавешенное окно была видна вся комната.
4) Река, которая встретилась отряду, была (не)глубока, и все легко перешли ее вброд.
10. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется е (частица не)?
Сколько н_ (1) прислушивался Алексей, н_ (2) мог он уловить н_ (3) шума боя, н_ (4) стрельбы, н_ (5) даже гула канонады.
11. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?
1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.
2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.
3) Он пишет быстро грамотно да и красиво.
4) Утром ребята работали или в саду или в огороде.
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
2) Единственным попутчиком не слушавшим лесничего была Наташа, застенчивая худенькая девушка.
3) Чуть дрожат, качаясь, сосны.
5) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Упражнение (1) должно быть (2) выполнено чисто и аккуратно.
Ученик (3) должно быть (4) торопился и не выполнил задания до конца.
14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Я старался взглянуть в окно ( ) да оно все было бело от снега и льда.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом да запятая не ставится.
2) Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая.
15. Рассмотрите предложения. Какое из них является сложноподчиненным с однородными придаточными?
1) Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
2) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер.
3) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживает.
4) Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать много женщин и детей.
16. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
1) Белки стали подбегать к садовому столику и принимать наши дары желуди шишки орехи сахар сушеные яблоки и грибы.
2) Через полчаса всем стало известно разведчики угнездились за передовой немцев разорвав их оборону.
3) Озеро Байкал словно море.
4) Сбился с пути не отыщет никакая спасательная партия.
17. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Впервые я понял (1) что созерцание таких картин (2) не только дарит зрительное наслаждение (3) но (4) вызывает из глубины сознания такие мысли (5) о каких человек раньше и не подозревал.
18. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что не мог видеть внизу (3) и пролетел под самым месяцем так (4) что (5) если бы не наклонился немного (6) то зацепил бы его шапкою.
19. В каком предложении не допущено стилистических ошибок?
1) Большинство учеников хорошо сдало выпускные экзамены.
2) Не рассчитывая попасть на поезд, было решено заночевать в лесу.
3) Молодой человек, проходя мимо сада, увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала.
4) Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.
20. В каком слове ударение падает на второй слог?
Прочитайте предложения и выполните задания 21–25.
А. Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит, пчелами, мелькающими среди цветов и листьев.
Б. Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа.
В. Незримая река медового аромата, льется от нее по яркому июльскому разнотравью.
Г. В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу.
21. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
22. Определите стиль и тип речи.
1) Художественный стиль, повествование;
2) художественный стиль, рассуждение;
3) публицистический стиль, описание;
4) разговорный стиль, повествование и описание.
23. Укажите правильную характеристику слова посветлевшее (предложение А).
1) Прилагательное;
2) причастие;
3) деепричастие;
4) наречие.
24. Какая характеристика соответствует предложению А?
1) Простое предложение;
2) сложносочиненное предложение;
3) сложноподчиненное предложение;
4) бессоюзное сложное предложение.
25. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
26. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение по этому тексту.
Как вам кажется, что важнее в природе: красота и гармония или возможность приносить пользу людям? В чем основное назначение природы, ее ресурсов? Любой ли уголок природы заслуживает бережного отношения и восхищения? А может быть, некоторые природные уголки можно использовать для производственных целей, а другие, такие, как Байкал, нельзя, их нужно сохранять, чтобы люди могли любоваться ими и восхищаться их красотой? Подумайте над этими вопросами.
Еще раз прочитайте текст. Выразите свое отношение к экологической проблеме. Разделяете ли вы точку зрения автора?
Объем сочинения – 10–15 предложений.
Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя ветры и воды своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что природа дорога нам, мы часть ее; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение: льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, – можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и неслучайность картины, трепетного и тревожного ее существования.
И все-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
Байкал создан как венец и тайна природы – не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывается помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода осталась чистой, красота непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь – в нем и вокруг.
Это прежде всего необходимо нам.
Ответы: 1. – 3); 2. – 4); 3. – 2); 4. – 1); 5. – 3); 6. – 2); 7. – 2); 8. – 3); 9. – 1); 10. – 2); 11. – 4); 12. –2); 13. – 3); 14. – 4); 15. – 1); 16. – 4); 17. – 2); 18. – 1); 19. – 3); 20. – 2); 21. – 2); 22. – 1); 23. – 2); 24. – 1); 25. – 3).
Тест по русскому языку для 9 класса. Тема «Повторение за курс 5-8 класса»
тест по русскому языку (9 класс) по теме
В работу входят 2 варианта теста по двадцать заданий (19 с вариантом выбора, 1 — дать полную характеристику предложения), ответы и кодификатор заданий.
Цель работы:выявить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по русскому языку за курс основной школы, а также сформированность некоторых общеучебных умений: правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_varianta_testa_9_klass_otvety_specifikator.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по русому языку 9 класс
«Повторение изученного в 5-8 классе»
- Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) перепрыгивать; 3) попутный;
2) разбрасываться; 4) лукоморье.
- Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «не умеющие сосредоточиться, выражающий невнимательность»?
1) Равнодушный; 3) ленивый;
2) апатичный; 4) рассеянный.
- Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:
1) вечный — 6 букв, 7 звуков; 3) въезд — 5 букв, 4 звука;
2) каюта — 5 букв, 6 звуков; 4) дорогое — 7букв, 7 звуков.
- В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?
1) К виднеющ_йся деревн_, в соседн_м болот_, ты се_шь рожь;
2) о белеющ_м парус_, вздрагивающ_м голосом, снег та_т;
3) у пролегающ_й транше_, из охотничь_х руж_й, мы бор_мся за мир;
4) о дремуч_м лес_, в открывш_мся санатири_, ненавид_шь врага.
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть;
2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;
3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;
4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.
- В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?
А. Мне нездоровит_ся.
Б. Они решили отправит_ся в путь.
В. Он справит_ся о пароходе на пристани.
Г. Спряч_тесь скорее от дождя.
7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (Юго)восток, (лево)бережный, все(таки);
2)(светло)синий, (по)медвежьи, (пол)окна;
3)(авиа)связь, (как)либо, (русско)французский
4)(полу)остов, (во)первых, (высоко)качественный.
8. Укажите правильное объяснение написания н и нн в суффиксах.
1)Книга прочитанна — нн в суффиксе краткого причастия;
2) путанный след — нн в суффиксе прилагательного, образованного от бесприставочного
глагола совершенного вида;
3) балованный ребенок — нн в прилагательном, образованном от страдательного причастия на — ованный;
4) возбуждено спорить — в суффиксе краткого причастия.
9. В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно?
1) (Не) законченный мною чертеж я оставил на столе.
2) Справка была выписана (не) правильно.
3) Сквозь (не) занавешенное окно была видна вся комната.
4)Река, которая встретилась отряду, была (не) глубока, и все легко перешли вброд.
10. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется е (частица не)?
Сколько н_ (1) прислушивался Алексей, н_(2) мог он уловить н_(3) шума боя , н_(4) стрельбы, н_(5) даже гула канонады.
1)1 2)2 3)1, 2 4)1,3,4,5.
11. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?
1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.
2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.
3) Он пишет быстро грамотно да и красиво.
4)Утром ребята работали или в саду или в огороде.
12 . Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Утомившись в дороге, я крепко заснул.
2)Всю четвертую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная кононада.
3)Друзья мои, прекрасен наш союз!
4)Кажется ваша история там наделала много шуму.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Дождь (1) казалось (2) зарядил надолго. Море на сотни миль вокруг (3) казалось (4) пустынным.
14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Самовар бы я вам поставил ( ) да чаю у меня нет.
1)Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.
2)Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая.
3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.
4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да не ставится запятая.
15. В каком предложении не допущено стилистических ошибок?
1)Подъезжая к городу, между ними зашел деловой разговор.
2)У обоих героинь романа брак оказался несчастливым.
3)Мелкий дождь льет, не переставая, и ветер дует все в одну сторону.
4)Большая часть участников конференции осталось на концерт.
16. В каком слове ударение падает на второй слог?
Прочитайте предложения и выполните задания 17-20
А. Один таскал сначала легкие камни, а потом принялся за тяжелые, так что последних камней уже не смог дотащить.
Б. Однажды я вспомнил с детства знакомую мне притчу о двух работниках, переносивших камни.
В. Другой же поступил наоборот и окончил свою работу благополучно.
Г. И вдруг открылся мне глубокий смысл этой бесхитростной истории.
17. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился
18. Определите стиль и тип речи.
1)разговорный стиль, повествование и описание;
3)художественный стиль, рассуждение;
3)публицистический стиль, описание;
4)художественный стиль, повествование;
19. Укажите правильную характеристику слова благополучно (предложение В)
2)краткое прилагательное; 4) краткое причастие;
20. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения Б.
Тест по русому языку 9 класс
«Повторение изученного в 5-8 классе»
1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) побеждая; 3) гололед;
2) переписываться; 4) прабабушка.
2. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «столкновение противоположных сторон, мнений, сил»?
1) обида; 3) конфликт;
2) апатия; 4) проблема.
3) Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах: 1) вьюга — 6 букв, 7 звуков; 3) пробежаться — 11 букв, 11 звуков; 2) обезьяна — 8 букв, 8 звуков; 4) красная — 7 букв, 7 звуков.
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?
1) на подросш_м дерев_, без пишущ_й машинк_, покупа_м ботинк_;
2) о ближайщ_м объект_, до соседн_й деревн_, по новейш_й технологи_;
3) мы бор_мся за мир, с засидевш_мся мечтател_м, от последн_й заметк_;
4) в гаснущ_м камин_, по лучш_й дорог_, на последн_м педсовет_.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ра_задорить, бе_дельничать, бе_предел, бе_вкусица;
2) заг_рать, пл_вунец, изл_гать, пл_вчиха;
3) обм_реть, подб_ру, выл_чить, изм_нение;
4) девч_нка, волч_нок, грош_вый, кош_лка.
6. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска
А. Мы решили подписат_ся на газету.
В. Как убереч_ся от простуды.
Г. Она задумывает_ся о будущем.
7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (Кое)как, (право)сторонний, (по)всюду; 3) (пол)апельсина, (пол)ночи,
2) (Юго)западный, (пол)лимона, (по)бережье; 4) (пол)Европы, (во)вторых,
8. Укажите правильное объяснение написания Н и НН в суффиксах?
1) скошенная трава — нн в суффиксе причастия, образованного от бесприставочного глагола совершенного вида;
2) на улице ветрено — н в суффиксе краткого причастия;
3) брошенный камень — нн в суффиксе причастия, образованного от бесприставочного
глагола совершенного вида;
4) задание проверенно — нн в суффиксе краткого причастия.
9. В каком предложении не с последующим словом пишется слитно?
1) забор был (не)окрашен.
2) мы шли (не)замечая дороги.
3) ответ был (не)правильным.
4) (не)потушенная с вечера лампа.
10. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется е (частица не)?
Н_(1) слышно было н_(2) веселых песен, н_(3) смеху, н_(4) звонких голосов.
11. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?
1)Мне нравятся собаки кошки рыбки и хомячки.
2)Петя возьми тетрадь выпиши слова подчеркни глаголы.
3)Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.
4)Утром ребята работали в саду или в городе.
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1)Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
2)Единственным попутчиком не слушавшим лесничего была Наташа, застенчивая худенькая девушка.
3)Чуть дрожат, качаясь, сосны.
4)Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
2) 1, 2, 3, 4 ; 4) 2, 4;
14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Я старался взглянуть в окно ( ) да оно все было бело от снега и льда.
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да запятая не
2)Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.
3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.
4)Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая
15. В каком предложении не допущено стилистических ошибок?
1)Большинство учеников хорошо сдало выпускные экзамены.
2)Не рассчитывая попасть на поезд, было решено заночевать в лесу.
3)Молодой человек, проходя мимо сада, увидел пятилетнюю девочку, которая стояла
4)Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез на нее
16) В каком слове ударение падает на второй слог?
Прочитайте предложения и выполните задания 17-19.
А.Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчелами, мелькающими
среди цветов и листьев.
Б.Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа.
В.Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.
Г.В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетятся сюда на работу.
17. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы
18. Определите стиль и тип речи.
1)Художественный стиль, повествование;3)публицистический стиль, описание;
2)художественный стиль, рассуждение 4)разговорный стиль, повествование и
19. Укажите правильную характеристику слова посветлевшее (предложение А).
20. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения А.
Ответы к проверочной работе по русскому языку 9 класс
по теме «Повторение изученного в 5-8 классе».
Суффиксы причастий
Суффиксы причастий — это формообразующие суффиксы, с помощью которых от глаголов образуются действительные и страдательные причастия. Составим таблицу, в которой укажем суффиксы причастий. Приведем правила написания суффиксов причастий.
С помощью характерных суффиксов глаголы образуют причастия. Вспомним, что такое причастие в русском языке.
Как следует из этого определения, причастие является глагольной формой, которая выражает признак предмета, сопряженный с действием:
- (какой?) бегущий мальчик — это мальчик, который (что делает?) бежит;
- (какая?) пойманная рыбка — это рыбку, которую (что сделали?) поймали.
Причастию принадлежат грамматические признаки как глагола, так и прилагательного.
Для этой особой формы глагола характерны специфичные суффиксы, с помощью которых образуются действительные и страдательные причастия. Рассмотрим суффиксы причастий и правила их написания.
Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия — это глагольный формы, которые обозначают признак предмета, который сам совершает действие:
Действие может происходить как в настоящем, так и в прошлом, поэтому у причастий, как и у глагола, различают категорию настоящего и прошедшего времени.
Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- образуют действительные причастия настоящего времени от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени (форма 3 лица мн.ч.).
Написание безударных гласных в суффиксах причастий зависит от принадлежности производящего глагола к I или II спряжению.
Чтобы правильно написать суффиксы действительных причастий, сначала определяем спряжение глагола.
Понаблюдаем, как образуются действительные причастия настоящего времени. Для безошибочного написания безударных гласных «у», «ю» или «а», «я» в суффиксах причастий воспользуемся следующим алгоритмом:
- знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий предмет на отлично;
- плакать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
- лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
- кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий стену.
Суффиксы действительных причастий прошедшего времени
Суффиксы -вш- и -ш- участвуют в образовании действительных причастий прошедшего времени от основы неопределенной формы глагола.
Суффикс -вш- образует причастия от основы глагола, заканчивающейся на гласный, а -ш- — от основы на согласный:
- размышля ть — размышля вш ий о жизни;
- полз ти — полз ш ий по листочку жук.
Перед формообразующим суффиксом причастия -вш- сохраняется та же безударная гласная, что и в основе производящего глагола. Понаблюдаем:
- успоко́ и ть — успоко́ и вш ий ребенка;
- пове́ я ть — пове́ я вш ий ветерок;
- ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.
Для наглядности составим таблицу суффиксов действительных причастий.
Суффиксы причастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Действительные причастия (Какой? Какая? Какое? Какие?) | -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- | в действительных причастиях настоящего времени | колющий, хохочущий, значащий, чистящий |
-вш-/-ш- | в действительных причастиях прошедшего времени | отсыревший, уставший, построивший, отправившийся |
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который подвергается действию извне:
Суффиксы -ем- или -им- участвуют в образовании страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида.
Написание безударных гласных, обозначенных буквами «е» или «и», в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола. Предлагаем следующий безошибочный алгоритм выбора суффикса -ем- или -им-:
- колебать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый ветром камыш;
- расходовать (I спр.) — мы расходу е м — расхо́ду е м ые средства;
- видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вдали берег;
- любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуем от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида. В их оформлении участвуют суффиксы причастий -нн-, -енн- и -т-.
Формообразующий суффикс -нн- образует причастия от глаголов с основой, заканчивающейся суффиксом -а- или -я-:
- замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
- потер я ть — поте́р я нн ая перчатка.
Если же производящий глагол заканчивается на -ить или -чь, то причастие образуется с помощью суффикса -енн-:
- укра́с ить — укра́ш е нн ая гирляндами ёлка;
- подве́с ить — подвеш е нн ый фонарик;
- сбере чь — сбереж енн ая фотография.
Как видим, правописание безударных гласных в суффиксах страдательных причастий зависит от способа образования этих форм глагола.
Суффикс -т- образует причастия от односложных глаголов и производных слов с приставками (мыть — мытый, по мыть — помытый), от глаголов с конечным сочетанием -оть (полоть — полотый), от слов с суффиксом -ну- (откинуть — откинутый капюшон), а также глаголов с фрагментом -ереть (стереть — стер т ый).
Страдательные причастия прошедшего времени образуют краткие формы, в которых пишется одна буква «н» в суффиксе:
- разбудить — разбуженный — он разбуж ен ;
- увешать — увешанная плодами — яблоня увеш а н а плодами;
- осмеять — осмеянное предложение — предложение всеми осме я н о.
Подытожим наши рассуждения составлением таблицы суффиксов страдательных причастий.
Суффиксы страдательных причастий | Особенности употребления | Примеры | |
---|---|---|---|
Страдательные причастия | -ем-/-ом-, -им- | в страдательных причастиях настоящего времени | оттеняемый, закрепляемый, ведомый, руководимый, слышимый |
-нн-/-енн, -т- | в страдательных причастиях прошедшего времени | оторванный, посеянный, увлеченный, расставленный, протертый, размолотый |
Видеоурок
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/07/test-po-russkomu-yazyku-dlya-9-klassa-tema-povtorenie-za
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/suffiksy-prichastiy.html