Возьмите научите ее танцевать сказуемое

Русский язык. 8 класс

Укажите предложение с составным именным сказуемым.

Был я в то время студентом в провинциальном университете.

Возьмите научите её танцевать.

Я буду делать по совести.

Малышка перестала плакать.

Укажите верную характеристику сказуемого в данном предложении.

Он тоже, между прочим, был отправлен Петром за границу изучать землемерию.

Составное глагольное сказуемое, выражено глаголом-связкой и кратким причастием.

Составное именное сказуемое, выражено глаголом-связкой и кратким причастием.

Составное именное сказуемое, выражено глаголом-связкой и кратким прилагательным.

Простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в прошедшем времени.

В каком примере в роли вспомогательного глагола используется сочетание
прилагательного и нулевого глагола-связки?

Я необыкновенно рад возможности поехать туда. (Д. А. Гранин)

Я очень рад был её видеть, слышать знакомый, так милый когда-то голос.
(М. П. Арцыбашев)

Вскоре к камню стал собираться народ – с кольями, длинными палками-лагами, лопатами и ломами. (В. В. Быков)

Вдруг лампочка в люстре начала мигать и через минуту погасла. (А. В. Геласимов)

Укажите предложение, в котором именная часть составного
именного сказуемого выражена наречием.

Суд шёл долго, канительно. (В. П. Астафьев)

Я сел прямо на крыльце, ноги в траве. (В. С. Маканин)

Он смотрел пристально и доверчиво. (Е. С. Чижова)

Однако Иосиф был настороже и прижал список ладонью. (А. Н. Рыбаков)

Укажите предложение, в котором именная часть составного
именного сказуемого выражена местоимением.

Он уважал и любил себя в такие минуты. (Ю. О. Домбровский)

Если почтишь меня, то всё будет твоё. (Л. Н. Толстой)

Он был наш сосед. (Л. Е. Улицкая)

Но Туркенич сказал своё веское слово, это был их старший товарищ, командир Красной Армии, – значит, так и должно быть. (А. А. Фадеев)

Укажите предложение, в котором содержится составное именное сказуемое с нулевой связкой.

А ты – старый, нищий, уродливый и бездарный! (С. Д. Довлатов)

В середине октября Бутонов приехал к Ване хмурый, не в настроении… (Л. Е. Улицкая)

Прежде всего, была приглашена Ахматова. (Э. Г. Герштейн)

Она слыла мегерой, никогда никого не жалела. (Ю. В. Давыдов)

В каком предложении НЕВЕРНО выделено составное именное сказуемое?

Серебро и тончайшее бельё – обыкновенная сервировка их месс и обеденных столов. (И. А. Гончаров)

В большой зале был накрыт длинный стол ослепительно белой скатертью…
(И. А. Бунин)

Пилсудский стал редактором подпольной «Рабочей Газеты». (А. И. Деникин)

Особенную экономическую важность имеют здесь не медь, серебро и золото, а железо, сталь и каменный уголь… (Д. И. Менделеев)

Урок в 8А классе по теме «Сказуемое». Молдабекова Татьяна Васильевна , учитель русского языка и литературы.

Данная разработка может быть использована как при изучении новой темы, так и при закреплении и обобщении пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8А классе по теме «Сказуемое». Молдабекова Татьяна Васильевна , учитель русского языка и литературы.»

Двадцатое октября. Классная работа. Сказуемое и способы его выражения.

  • 1. Глагольные : простые и составные
  • 2. Именные :только составные.

Лексическое и грамматическое значение сказуемого выражаются :

  • В простых сказуемых- в одном слове.
  • Кончается путь( простое глагольное сказуемое).
  • В составных – в разных словах.
  • Экзамен был закончен . (составное именное сказуемое).
  • Утро было прекрасное (составное именное сказуемое).
  • Мы начали читать. ( составное глагольное)

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

(выражает грамматические признаки: наклонение, время, лицо, число, в прошедшем времени — род. Может указывать на начало, конец, продолжительность действия, его желательность или возможность:

Мы можем помочь . Он стал рисовать . Я хотел спать .

2.В качестве вспомогательного глагола часто выступают глаголы начать, продолжить, решить, приказать, стать, слова должен, обязан:

3. На месте вспомогательного глагола иногда выступает сочетание краткого прилагательного со связкой быть:

Они были готовы помочь. Ты обязан слушать.

Основные вспомогательные глаголы, обозначающие

Начало, конец, продолжение действия

Способность, неспособность совершить действие

Желание или нежелание совершить действие

Внутреннее переживание и мысли по поводу совершения действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

думали надеялись боялись собирались

  • В отрывке из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя найдите подлежащие и составные глагольные сказуемые, подчеркните их; определите значение вспомогательных глаголов. Вставьте пропущенные буквы .
  • 1. Бульба по случаю пр_езда сыновей велел созвать всех сотников.
  • 2. Он и не давал вам понюхать пороху , – продолжал Тарас.
  • 3. Она не смела говорить и и не могла удержаться от слез.
  • 4. И н_кто бы не мог описать всей бе_молвной силы ее горести, которая трепетала в глазах ее.
  • 5. Ну, дети, а завтра мы начнем дело делать .

  • Проверьте!
  • 1. Бульба велел созвать
  • 2. Он не давал понюхать
  • 3. Она не смела говорить и не могла удержаться
  • 5. Никто не мог описать
  • 6. Мы начнем делать

Двадцать четвертое октября. Классная работа. Составное именное сказуемое.

местоимение, по форме сходное с ними

Самостоятельные части речи

местоимение, по форме сходное с ними

неопределённая форма глагола

притяжательные местоимения его, ее, их

Определите тип подчинительной связи

недалеко от берега

уставший от забот

Подчинительные словосочетания, разные по строению, но одинаковые или близкие по значению, являются синонимичными

девушка из города – городская девушка

сцена театра – театральная сцена

пожар в лесу – лесной пожар

(Такая замена не всегда возможна!)

Замените управление на согласование :

снаряд для спортсменов

тропинка в гору

человек без совести

вопрос по литературе

гостиница при вокзале

костюм в полоску –

  • Управление на примыкание:
  • говорил с тревогой
  • ждал с напряжением
  • охранял с заботой
  • глядел со смущением
  • уезжал со спокойствием
  • отзывался с гордостью
  • сделал с аккуратностью
  • плакал без звука
  • поступил без жалости —

Составное именное сказуемое:

  • 1.Глагол- связка + именная часть(существительные, прилагательные, причастия, числительные, местоимения, наречия, неделимые словосочетания ).
  • День был морозный .
  • Мы были участниками соревнований.
  • Все приехали расстроенные.
  • Тучи стали темными.
  • Я был удивлен.

  • 1. Глагол- связка – это чаще всего глагол быть (имеет грамматическое значение : указывает на наклонение, время, лицо, число, род( в прошедшем времени): Ответ был правильный.
  • 2. Связка быть в нулевой форме, не выраженной словом, служит показателем настоящего времени
  • изъявительного наклонения : Утро пасмурное . Вечер теплый. Ребенок грустный.
  • 3. В роли связки употребляются глаголы с ослабленным лексическим значением: являться, казаться, становиться, считаться, называться:
  • Мы становимся взрослыми. Он кажется усталым.
  • Они являются участниками конкурса.

  • Закрепление темы

Найдите предложения с составным именным сказуемым

1.Лёд бе..конечный, могучий, грозный.

2.Лесные великаны сходят к самой воде и купают в ней свои ветви.

3.Тиха и прозрачна водная поверхн..сть.

4.Неласков был северный климат.

5.Арктический воздух суровый, холодный.

6.Изменчива здесь пр..рода.

7.Заиграли над головой ж..лтые, пурпурные лучи полярного сияния.

Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующих смыслу. Запишите предложения, подчеркните составные именные сказуемые

1.(Тиха, тихая) украинская ночь.

2.(Прозрачное, прозрачно) небо.

3.Луна в облаках (далека, далекая) и прекрасная.

1.Утро было (прохладно, прохладное).

2.Болото было (топкое, топко) и холодное.

3.(Нелюдимое, нелюдимо) наше море, день и ночь шумит оно.

Записать предложения, найти сказуемые, определить их вид

  • Дети бежали по тропинке.
  • Мне хотелось с ним поговорить.
  • Они начнут участвовать в кроссе.
  • Им пришлось спрятаться .
  • Ночь темная.
  • Я была удивлена ответом.
  • Кричат вдали.
  • Поле чистое.
  • Мы готовы прийти на помощь.

Тест на понимание темы

  • Отметьте предложение с составным именным сказуемым
  • Был я в то время студентом.
  • Возьмите и научите её танцевать.
  • Малыш перестал плакать.
  • Я буду делать всё по совести.
  • Отметьте предложение с Составным именным сказуемым
  • А потом всё пошло по-старому.
  • Я решился предоставить все выгоды ему.
  • Четыре делится на два без остатка.
  • Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной.

  • Подчеркните сказуемое. Укажите тип сказуемого.
  • а) Вдалеке что-то ухало, скрежетало.__________________________________________________
  • б) Эшелон был готов к отправлению. _________________________________________________
  • в) Делегация пыталась пройти к командующему. _______________________________________
  • г) Первые бои для нас не были особенно удачными. _____________________________________
  • д) До села оставалось километров десять. ______________________________________________
  • е) Все чернее небо. _________________________________________________________________
  • ж) Ребята вдруг надумали песни петь. _________________________________________________
  • з) Встреча получилась задушевно-товарищеская. _______________________________________
  • и) Будет ли заведующий вникать в подробности дела? ___________________________________
  • к) Брат был учеником восьмого класса. ________________________________________________
  • л) Лениво и тяжело плывут облака. ___________________________________________________
  • м) Он стал сильным фигуристом. _____________________________________________________
  • н) Ветеран встретился с однополчанами. ______________________________________________
  • о) Я должен себя заставить выйти на улицу. ___________________________________________
  • п) Мать была встревожена отсутствием дочери. ________________________________________

  • ж) Ребята вдруг надумали песни петь. _________________________________________________
  • з) Встреча получилась задушевно-товарищеская. _______________________________________
  • и) Будет ли заведующий вникать в подробности дела? ___________________________________
  • к) Брат был учеником восьмого класса. ________________________________________________
  • л) Лениво и тяжело плывут облака. ___________________________________________________
  • м) Он стал сильным фигуристом. _____________________________________________________
  • н) Ветеран встретился с однополчанами. ______________________________________________
  • о) Я должен себя заставить выйти на улицу. ___________________________________________
  • п) Мать была встревожена отсутствием дочери. ________________________________________

  • 1.Их стали называть пароходо-фрегатами, потому что они по-прежнему сохраняли и парусное оснащение.
  • 2.Теперь паровую машину можно было располагать в глубине корпуса корабля, что повышало её защищённость от вражеского огня.
  • 3.Такое нововведение позволило оснащать паровыми машинами, приводящими в движение гребной винт, и большие линейные корабли.
  • 4.Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода.
  • 5.Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность, другим — экспериментировать с целью выявления неизвестных закономерностей.
  • Усилиями множества людей разных стран и времён постепенно строится
  • величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

  • 6.Их значительно больше, чем растений. А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения.
  • 7.Дело в том, что их проникающая способность, а другими словами, их жёсткость, зависит от энергии их фотонов: фотоны более короткой длины волны проникают глубже.
  • 8.Принято называть излучение длиной волны более 0,1 нм мягким, а остальное –жёстким.
  • 9.Характерной особенностью этой части атмосферы является убывание
  • температуры с высотой в среднем на шесть градусов на километр.
  • 10.В стратосфере в основном сосредоточен озон, который поглощает большую часть у Практические задания : Выделите все грамматические основы в предложениях.

  • Параграф 10 (прочитать, выучить материал, подготовиться к тесту по теории).
  • Упражнение №68 (по заданию).
  • Подготовиться к орфографическому диктанту (повторить орфограммы в корне слова: безударная гласная, чередование).

Сказуемое и способы его выражения. Сказуемое простое глагольное (одно слово-глагол) способ выражения — личная форма глагола основа глаголаокончание лексическое. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВалентина Шуклина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Сказуемое и способы его выражения. Сказуемое простое глагольное (одно слово-глагол) способ выражения — личная форма глагола основа глаголаокончание лексическое.» — Транскрипт:

1 Сказуемое и способы его выражения

2 Сказуемое простое глагольное (одно слово-глагол) способ выражения — личная форма глагола основа глагола окончание лексическое значение грамотическое значение Пример. Бежал Гарун быстрее лани. бежать – быстро передвигаться нулевое окончание – гл. прошедшего вр., ед. ч., м.р.

3 + 2 слова, если это 1) составная форма будущего времени (Она будет сдавать экзамен) = сдаст 2) фразеологизмы (Петя на уроке клевал носом) = засыпал 3) устойчивые словосочетания (Он дал полный отчёт о поездке) = отчитался) Сказуемое простое глагольное (одно слово-глагол)

4 Составное глагольное сказуемое (два слова – оба глаголы) вспомогательный гл.инфинитив лексическое значение грамотическое значение 1) отношение к действию (любит, может, умеет, решил,полюбил и т.д.) 2) начало, продолжение, конец действия (продолжает, стала, начали и т.д. + 3) указывает на форму глагола И начал он изнемогать… 1)Грамматическое значение: а) глагол «начал» указывает на начало действия, б) стоит в форме пр. вр., ед.ч., м.р. 2) Лексическое значение гл. «изнемогать» — слабеть, уставать.

5 Спишите. Подчеркните сказуемые. Чем они выражены? 1)В мае зацвели тюльпаны.- В мае начали цвести тюльпаны. 2) Недавно отцвели тюльпаны.- Недавно кончили цвести тюльпаны. 3)Уже июнь, а тюльпаны цветут.- Уже июнь, а тюльпаны продолжают цвести.

6 Составное именное (два и более слов или одно, но не глагол) глагол-связка именная часть быть, казаться, являться, становиться, стать и др. нулевая связка – показатель настоящего времени Моя мама – врач. способ выражения 1. существительное 2. прилагательное 3. причастиие 4. наречие 5. слово состояния 6. фразеологизм 7. словосочетание грамотическое значение лексическое значение +

7 Спишите текст, подчеркните в предложениях составное именное сказуемое. На севере Лес бе…конечный, могучий, грозный. Лесные великаны сходят к самой воде и купают в ней свои ветви. Тиха и прозрачна водная поверхн…сть. (Не)ласков северный климат. Арктический воздух суровый, холодный. Изменчива …здесь погода. Изменчиво и …дешнее небо. Вот оно заз в…тилось, и заиграли над головой ж…литые, пурпурные, фиолетовые сполохи полярного сияния.

8 Сказуемое простое глагольное ( одно слово-глагол ) составное глагольное (два слова – глаголы) составное именное (2 и более слов или одно, но не глагол) личная форма глаг. основа гл. лексич. значение окончание грамотич. значение + 2 слова, если это 1)составн. форма буд. вр. (Она будет сдавать экзамен.) 2) фразеологизмы (Петя на уроке клевал носом.) 3)устойчивые словосочетания (Он дал полный от- чёт о поездке) = отчитался) + вспом.гл. инфинитив грамот. значение лексич. значение 1)отношение к действию (любит, может, умеет, решил, полюбил и т.д.) 2) начало, продолжение, конец действия(продолжает, стала,… гл.-связка + именная часть грамот. значение лексич. значение быть, казать- ся, являться, становиться, стать и др. нулевая связка – показатель наст. вр. Моя мама – врач. 1.сущ. 2. прилаг. 3. причасти. 4. наречие 5. слово- сост. 6.фразеолог. способ выражен.:

9 Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту. Запишите предложения. 1) (Тихая, тиха) украинская ночь. 2) Луна в облаках (далекая, далека), (хорошая, хороша). 3) Утро было (прохладное, прохладно), (росистое, росисто). 4) Болото это (топкое, топко), его люди боятся. 5) (Нелюдимое, нелюдимо) наше море, день и ночь шумит оно.

10 Тестовое задание Отметьте предложение с составным именным сказуемым 1 вариант А) А потом все пошло по-старому. Б) Я решился предоставить все выгоды Грушницкому. В) Четыре делится на два без остатка. Г) Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной.

11 Тестовое задание Отметьте предложение с составным именным сказуемым. 2 вариант А) Был я в то время студентом в провинциальном университете. Б) Возьмите научите ее танцевать. В) Малышка перестала плакать. Г) Я буду делать по совести.

12 Проверь себя Ответы: 1 вариант – г, 2 вариант – а.

13 Итог урока Что такое сказуемое? Назовите виды сказуемых. Каким бывает глагольное сказуемое? Каким бывает именное сказуемое?


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/urok-v-8a-klasse-po-teme-skazuemoe-moldabekova-tat.html

http://www.myshared.ru/slide/1264610/