Все о деепричастии подготовка к егэ

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Предложения с деепричастными оборотами.

Начнём повторение теории.

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.

Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.

Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ

Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.

Рассмотрим пример.

Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.

Сказуемое «повторял»- основное действе,

Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.

( Деепричастие всегда можно заменить глаголом.)

Помните: оба действия (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)

Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.

Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.

Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.

Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.

  • Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).

Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)

  • Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).

Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).

  • Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.

Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.

Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.

В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.

Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

  • Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).

Пример.

Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).

Верно.

Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.

  • Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.

Пример.

Приехав в город, мне стало грустно.

Верно.

Когда я приехала в город, мне стало грустно.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с причастными оборотами.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Найдите деепричастный оборот.
  • Посмотрите, чем выражено сказуемое.
  • Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
  • Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
  • Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.

Рассмотрим примеры.

  1. Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.

(Верно. Он выполняет, и он изучает)

  1. Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.

(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)

  1. Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.

(Верно. Есть инфинитив «изучать»).

  1. Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.

(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.

Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.

Верно. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.

Деепричастие — признаки и примеры

О чем эта статья:

6 класс, 7 класс

Понятие деепричастия

Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.

Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.

Деепричастие отвечает на вопросы:

Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись у поход, купив подарок.

Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:

называют признак действия (каким образом оно совершается).

Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.

Грамматические признаки деепричастий

Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.

Признаки глаголов:

Вид. Если в вопросе к деепричастию есть буква «с» — вид совершенный, если ее нет – несовершенный:

Жил, (что делая?) создавая музыку — вид несовершенный (нет «с» в вопросе).

Прожил, (что сделав?) оставив след — вид совершенный (есть «с» в вопросе).

Переходность. Деепричастие переходное, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога.

Погладив (кого?) кошку — существительное «кошка» стоит в винительном падеже без предлога, значит деепричастие переходное.

Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.

Возвратность. Если есть -ся/-сь — деепричастие возвратное, если нет — невозвратное:

Умывшись водой — возвратное (есть -сь).

Умыв лицо — невозвратное (нет -ся/-сь).

Признаки наречий:

Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.

В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.

Она плачет, смеясь.

Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:

Обозначает добавочное к основному действие.

Образуется от глагола, сохраняя его признаки.

Вид (совершенный и несовершенный).

Деепричастие распространяется существительными, наречиями, местоимениями.

Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

Деепричастие образует словосочетания:

Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;

Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.

В предложении бывает только обстоятельством.

И еще подробнее про образование деепричастий:

Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.

Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я):

узнавая — узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива)

От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.

Обозначают законченное добавочное действие, которое, совершается до начала действия, которое выражено глаголом.

Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши:

К суффиксу -в возвратный суффикс -ся.

От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):

От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):

Синтаксическая роль деепричастия

В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.

Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.

При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:

Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:

Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:

Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении.

Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).

Когда деепричастие не означает добавочного действия, а означает только признак действия.

Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.

План разбора деепричастия

Часть речи. Общее значение.

начальная форма (неопределенная форма глагола);

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).

Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.

Пример 1

Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.

Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).

Пример 2

Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.

Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.

Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).

Вопросы для самопроверки

Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.

Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?

Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?

Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.

«Причастие и деепричастие». Трудности, связанные с выполнением этих заданий на ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) по теме

В данной работе собраны задания, связанные с темами «Причастие» , «Деепричастие», которые вызывают затруднения у выпускников при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
litvinova_._prichastie_i_deeprichastie.docx51.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Причастие» и «Деепричастие» — темы, вызывающие наибольшее затруднение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, поэтому их разбор заслуживает особого внимания, тем более, что заданий, связанных с данными темами в частях А и В, достаточно:

А4 (присоединение деепричастного оборота),

А6 (замена придаточного определительного причастным оборотом),

А11, В2 (морфология),

А13 ( Н и НН в различных частях речи),

А16 ( гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий),

А18 (НЕ с различными частями речи),

А21 (знаки препинания при обособлении),

В5 (найти предложение с обособленными членами),

В1 (способы словообразования).

На экзамене выпускники обычно забывают, что причастия могут быть не только действительными, но и страдательными, а страдательные — не только полными, но и краткими.

Полные причастия в предложении бывают определениями, из-за чего их путают с прилагательными. А краткие страдательные причастия путают с краткими прилагательными, с наречиями и глаголами.

Многие выпускники плохо понимают, что такое деепричастие. По статистическим данным, в «2011 году 29% экзаменуемых почему-то решили, что «установлено» — это деепричастие». А производные предлог несмотря на и союз несмотря на то что обычно очень часто ставят детей в тупик.

С целью системного повторения орфографии и пунктуации по темам «Причастие» и «Деепричастие» при помощи укрупненного блока правил, опорных таблиц, алгоритмов, упражнений и тестов для закрепления мною разработано данное пособие.

Согласно аналитическим отчетам, больше всего экзаменуемых делают ошибки в заданиях А11, которое требует определить, какой частью речи является данное слово, и B2, где необходимо выписать из текста слова, принадлежащие к определенной части речи. Например, в 2011 году только 40,6% из них смогли ответить на вопрос правильно. Причем столь низкие результаты повторяются из года в год. В утешение можно сказать, что даже светила филологической науки не могут договориться, к какой части речи нужно относить то или иное слово в разных случаях. Правда, утешение это слабое, поскольку информацию о том, какое мнение считать правильным, составители тестов раскрывают фрагментарно. И все же большинства ошибок можно избежать. Поэтому напоминаем, при помощи каких суффиксов образуются причастия и деепричастия:

Деепричастие отвечает на вопрос Как? Что делая? Что сделав? и имеет

суффиксы -в, -вши, -ши, -а (-я), реже – учи (будучи), — ючи( жалеючи,

Упражнения для закрепления знаний:

1. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Теперь, получив поддержку властей, изобретатель займётся изготовлением нового автомобиля.

1) полное причастие 2) краткое причастие 3) деепричастие 4) наречие
2. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Литературный язык есть тот же народный язык, только обработанный мастерами.
1) полное прилагательное 2) действительное причастие
3) деепричастие 4) страдательное причастие
3. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Текущие с вершины ручьи поили корни живительной влагой.
1) полное прилагательное 2) действительное причастие
3) краткое прилагательное 4) страдательное причастие
4. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Дети, будучи школьниками, не осознают всей ответственности.
1) глагол 2) деепричастие
3) прилагательное 4) причастие

Следующий блок «Правописание гласных в суффиксах причастий и деепричастий» ( А16 ):

1. У действительных причастий прошедшего времени перед суффиксами –вш- и –ш- пишется та же гласная, что и у глагола в неопределённой форме перед –ть ( клеить – клеивший)

2. У страдательных причастий прошедшего времени написание гласной зависит от того, на что оканчивается глагол: если глагол оканчивается на –ить или –еть, то у причастия пишется суффикс –ЕНН-, а если глагол оканчивается на –ать или –ять, то у причастия пишется –А-НН.

Примечание. Причастие движимый является исключением, т.к. имеет суффикс –им- , свойственный для страдательных причастий, образованных от глаголов II спряжения , на самом деле данное причастие произошло не от глагола двигать, а от устаревшего движити.

Тест для закрепления:

  1. В каком ряду в обоих словах пишется буква И?
  1. согрева…мый, увид…вший 2) просол…нный, выброш…нный

3) купл…ный, кле…ный 4) движ…мый, кле…вший

2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

2) прокруч…нный, вспомн…вшийся

3) подброш…нный, независ…мый

4) поднос…вший, недостро…нный

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

2) просматрива…мый, довер…вший

3) спрят…нный, независ…мая 4) засе…нный, прове…нный

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. подпил…нный, затрагива…мый 2) сбеж…нный, пристро…вший

3) стро…вший, кле…вший 4) несгиба…мый, надкуш…ный

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

  1. подкач…нное (колесо), просе…нный 2) провар…нный, промасл…нный

3) прикл…нный, насторож…нный 4) истрат…вший, расстро…нный

Обращаемся к теме «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» (А13):

НН пишется в полных страдательных причастиях прошедшего времени:

  1. Если причастия имеют приставку, кроме НЕ ( приставка Не на смену вида не влияет): на-клеенная картинка, по-крашенный забор.
  2. Если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно кошенный луг.

3. Если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный (бросить), данный (дать).

4. В отглагольных прилагательных на –ованный, -ёванный (исключение: кованый, жёваный, клёваный): асфальтированный

  1. В кратких страдательных причастиях : письмо не отправлено
  1. В отглагольных прилагательных, кроме тех, что оканчиваются на – ованный, — ёванный: вареное
  2. Не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, горячекатаный, стираный — перестираный.

Упражнения для закрепления знаний:

Вставьте, где необходимо, буквы, пропущенные в суффиксах причастий и отглагольных слов

гласные буквы и Н или НН.

1. Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на.

2. Гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н.

3. Печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н.

4. Кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но.

5. Пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом.

6. Краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны.

7. Пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но.

8. Мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником.

9. Варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник.

10. Рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы.

Следующий блок – «Не с причастиями и деепричастиями» (А18):

Без НЕ не употребляется:

С краткими причастиями:

работа не закончена

С полными причастиями без зависимых слов и противопоставления:

С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления:

не прочитанная мною книга ,

не прочитанная, а лишь просмотренная книга

Со словами совершенно, очень, крайне, чрезвычайно, совсем (= очень):

совсем непродуманное решение

С усиливающими отрицание местоимениями, наречиями:

ничем не оправданный поступок

Со всеми деепричастиями, кроме тех, что без НЕ не употребляются

Здесь напоминаем, что деепричастие не смотря следует отличать от омонимичных Нес мотря (на) – предлога и Нес мотря на то что – союза.

Упражнение для закрепления:

1. Мы бредём по полю, где трава (не)скошена.

2. Совершён далеко (не)оправданный поступок.

3. Документы, (не)собранные к сроку, больше (не)были нужны

4. За рекой возвышался (не)достроенный дом.

5. (Не)вспаханное осенью поле зеленело.

6. Он жил, (не)навидя всё вокруг.

7. (Не)думая о будущем, Вера спешила прочь от этого места.

8. На рецензию была отдана (не)доработанная рукопись.

9. (Не)обременённые заботами, дети весело бегали вокруг стола.

10. В восьмом часу вечера мы наконец-то добрались до (не)умолкавшего моря.

11. В воздухе повисла (не)разбавленная ничем пауза.

12. Звук, (не)приглушенный ничем, вольно лился по деревне.

13. Многие (не)долюбливали Беликова за его склочный характер.

14. Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.

15. (Не)видя ничего под ногами, мы медленно продвигались вперёд в сумраке ночи.

Далее при помощи алгоритма вспоминаем, как правильно присоединить деепричастный оборот (А4):

Есть Нет

( с глаголами можно, нужно, необходимо и т.д.)

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4) мы имели в виду его словарный запас

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обнаружив в кометах органические вещества,

1)была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Исполняя эту пьесу,

2) я старался передать свое настроение.

  1. должен учитываться авторский замысел.

4) зал хорошо слушал пианиста.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Возвратившись из поездки,

  1. произошёл интересный случай.

2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

3) мне не спалось.

4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав новую книгу,

2) началась подготовка к читательской конференции.

3) я увлёкся историей.

4) это помогает лучше понять окружающий мир.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает справиться с трудным материалом.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.

2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

4) оратор произнёс убедительную речь.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) понадобилось много времени.

2) современники усваивают уроки прошлого.

3) есть возможность гордиться её прошлым.

4) это помогает лучше понять настоящее.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы,

1) у меня заболела голова. 2) мы развиваем логическое мышление.

3) незаметно пролетел вечер. 4) воспитывается воля и наблюдательность.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз,

1) учитывается состояние окружающей среды нашего города.

2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

3) требуются специальные знания.

4) учёными обработан большой статистический материал.

Следующий блок – «Предложения с причастным оборотом» (А6)

Можно заменить придаточную часть причастным оборотом

Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом

Местоимение в именительном падеже

Местоимение в косвенном падеже

Сказуемое в придаточной части стоит в настоящем или прошедшем времени

Сказуемое в придаточной части стоит в будущем времени

При сказуемом в придаточной части нет частицы бы

При сказуемом в придаточной части есть частица бы

В главном предложении нет указательных местоимений

В главном предложении имеются указательные местоимения

Упражнение для закрепления:

  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  1. Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.

2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.

4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.

2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.

3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.

4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Неприязни, которая должна была бы существовать у крестьян к васильку как к сорной траве, никогда не было.

2) В картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.

3) Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому ручью, который не спеша течёт по долине.

4) Снег, который выпал на рассвете и успел растаять, делал склон ещё более скользким.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В.А. Серов — величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.

2) Обаяние человека может оказаться эластичной маской, которая то растягивается в улыбке, то собирается в кулак.

3) Шопен — один из немногих польских композиторов, которые сочиняли только для фортепиано.

4) Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В этой главе Герцен пишет о подвижниках эпохи Возрождения, которые открыли человеческому уму новые горизонты.

2) Картины Леонардо да Винчи показывают подвижность человеческого лица, которое отражает подвижность человеческой души.

3) В военные годы В.Ю. Свиридов начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых».

4) Художественная манера Врубеля, которая после смерти художника стала объектом пристального изучения, современниками художника не принималась.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. А. Блок, который откликнулся на творчество Врубеля прекрасными стихами, назвал «Демон»- Врубеля и «Демон» Лермонтова символами времени.

2) Многочисленные этюды художника, над которыми он особенно увлечённо трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства.

3) Одним из самых ярких стало впечатление от Константинополя, который соединил в своём облике черты восточной и западной культур.

4) Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

2) Борис Шергин — «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.

3) Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.

4) В открытии выставки участвовал внук известного кондитера О.В. Левитский, который стал архитектором.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Среди мастеров старшего поколения И.И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи.

2) Кризисные явления в современном искусстве, которые отмечаются многими исследователями, актуализировали вопрос об изменениях в художественной культуре.

3) В этом портрете Репин не скрывал следов тяжёлого недуга, который наложил печать на весь облик Мусоргского.

4) Главным условием оперного сюжета П.И. Чайковский считал правдивость жизненных ситуаций, которые отражены в нём.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.

2) Музыкальная тема, которая связана с Татьяной, с огромной силой передаёт предчувствие роковой встречи с Онегиным.

3) Жизнь, которая оснащена новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональной.

4) Главная задача пейзажиста — создать образ, который пахнет не красками, а цветами.

Ответы: 1. – 2); 2. – 2); 3. – 1); 4. – 4); 5. – 3); 6. – 2); 7. – 1); 8. – 1); 9. – 1)

Подробно останавливаемся и на теме «Знаки препинания при причастном обороте» (А21, В5)

Причастный оборот обособляется, если:

  1. Стоит после определяемого слова, например: Ветер, разметавший пыль по всей округе, не собирался сдаваться.
  1. Обособляются два или больше согласованных одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если последнему предшествует еще одно определение, например: Любимые лица, мертвые и живые, приходят на память. (Тургенев)
  1. Если определение оторвано в тексте от определяемого существительного, например: Глаза смыкались и, полузакрытые, тоже улыбались (Тургенев). И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота.(Шолохов)
  2. Обособляются согласованные распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временное), например: Сопровождаемый офицером, комендант вошел в дом (Пушкин).
  1. Обособляются согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения, например: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Чехов).

Причастный оборот не обособляется:

  1. Если стоит перед определяемым существительным (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения), например: Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты (Л. Толстой).
  1. При инверсии, например: Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные, если бы неравно Грушницкий отгадал истину (Лермонтов).
  1. При одиночном причастии, например: Гонимые ветром облака распластались по всему небу.
  2. При однородных причастных оборотах, соединенных сочинительными союзами и , или, да (в значении И), например: Грозовая туча, по временам сверкавшая молниями и издававшая недовольное рокотание, спешила на северо-восток.

«Знаки препинания при деепричастном обороте» (А21, В5)

Деепричастие и деепричастный оборот обособляются :

  1. Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому, например: Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе (Шолохов).

2. Обособляются два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных обстоятельств, например: Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату (Чехов).

Деепричастие и деепричастный оборот не обособляются, если :

  1. Деепричастие находится в конце предложения и приобретает наречное значение, например: Они сидели у реки молча.
  1. Деепричастие тесно связано по смыслу со сказуемым, например: Мальчик шел прихрамывая на левую ногу.
  1. Оборот представляет собой идиоматическое выражение (фразеологизм), например: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Грибоедов).
  1. Деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения (такое деепричастие от придаточного предложения запятой не отделяется), например: Перед реформаторами всегда возникают десятки повседневных проблем, не решив которые невозможно двигаться вперед.
  1. Два деепричастных оборота соединяются неповторяющимся союзом И, например: Раз, идя по шумному, веселому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, он испытал счастливое удовольствие, что досадная горечь поступка прошла (Федин).

Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

  1. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
  2. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
  3. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
  4. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
  5. Ученик первого класса бежал по коридору (1) сломя голову (2) будто за ним гнались
  6. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
  7. Вечером (1) окончательно расстроенная (2) она всё же принялась за уборку квартиры.
  8. Утомленные маминой чистоплотностью (1) ребята приучались хитрить
  9. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

Еще одна блок-тема – «Основные способы словообразования причастий и деепричастий» (В1)

Так как причастие и деепричастие рассматриваются как особые формы глагола, то в одних учебниках суффиксы этих частей речи считаются не словообразующими, а формообразующими, а в других – причастие и деепричастие считаются самостоятельными частями речи, поэтому способ словообразования этих слов указывается как суффиксальный.

Деепричастия образовываются при помощи суффиксов -а, -я, -в, -ши,-вши, -учи, -ючи.

Причастия – при помощи суффиксов: -ащ, -ящ, -ущ, ющ, -ш, -вш, -им, -ем,

  1. Продолжить работу по повышению орфографической и пунктуационной грамотности, в том числе и по данным темам.
  2. Использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ следующие формы рабо

ты: блоковое повторение, тренинги и т.д.

  1. Приучать выпускников к внимательному чтению заданий.
  2. Вести мониторинг успешности усвоения тем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация теоретического материала для выполнения задания А3 ЕГЭ по русскому языку

Теория о морфологических нормах русского языка отдельными «горошинами» рассеяна по всему курсу русского языка 5-9 классов. В данной презентации я собрала и систематизировала данный материал. Он поможе.

Система подготовки к выполнению задания С (ЕГЭ по русскому языку)

Подготовка к выполнению задания С. (русский язык, 11 класс).

Алгоритмы выполнения заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку

Материал в накопительную папку учащихся.

Памятка для выпускников и их родителей. Как сдать ЕГЭ (советы по выполнению 25 задания на ЕГЭ по русскому языку).

В памятке содержатся рекомендации по сдаче ЕГЭ по русскому языку(сочинение). Данный материал предназначен для выпускников и их родителей.

О выполнении задания 7 ЕГЭ по русскому языку

В данной публикации содержится проверочная работа по теме, виды грамматических ошибок.

Алгоритм выполнения задания 24 ЕГЭ по русскому языку

В данном пособии все изобразительно — выразительные средства языка разделены на 4 группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 24.

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку — сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/deeprichastie-priznaki-i-primery

http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/02/06/prichastie-i-deeprichastie-trudnosti-svyazannye-s