Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).
Типы сказуемых:
- Простое глагольное сказуемое – ПГС
- Составное глагольное сказуемое – СГС
- Составное именное сказуемое – СИС
Способы выражения простого глагольного сказуемого
Форма | Примеры | |
---|---|---|
1. Глагол в форме какого-либо наклонения | ||
2. Независимый инфинитив | Жить – родине служить . | |
3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг ) | Подруга каждая тут тихо толк подругу. | |
4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме | ||
5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) | 2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!); 3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется. Ср.: Он, бывало , неделями в деревне не показывался; 4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить: а) фразеологизм часто можно заменить одним словом: одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.; б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть , а в составном именном сказуемом – можно. Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие: 1) сочетание двух глагольных форм с частицей так ( Удружил так удружил !); 2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме ( Пойду позову маму); 3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и ( Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз); 4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушка знай себе держись ; Я так и вскрикнула ); 5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест ; Она ревмя ревёт ).
План разбора простого глагольного сказуемого
Мои дела идут в гору . Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения. Забыть бы обо всём. Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении. Упражнения к теме «1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое»► Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»: ► Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация» Методическая разработка по теме Типология сказуемого в русском языке (11 класс)МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН в русском языке» Разработана преподавателем русского языка и литературы Протокол №___ заседания ПЦК от ____________________ г. Рекомендовано к использованию на очном и заочном отделении Руководитель ПЦК _____________ Цель данной методической разработки: — представить материал для самостоятельной работы учащихся; — расширить представление о типологии сказуемого: — доказать значимость темы в теоретическом и практическом плане; — предоставить возможность закрепления понимания темы на контрольно-тренировочном материале; — показать варианты работы по изучению нового материала, закреплению и контролю в соответствии с интерактивными технологиями. Данная методическая разработка рекомендована составителем для преподавателей и самостоятельной работы учащихся, так как содержит теоретический материал по теме «Типология сказуемого», тренировочные упражнения, контрольные задания, предусматриваются разнообразные формы работы по усвоению знаний. Включены разноуровневые задания, материал для самоконтроля, языковой материал, соответствующий теоретическим положениям. Все это позволяет осуществлять индивидуализацию обучения, успешно внедрять интерактивные технологии: технологию дифференцированного обучения, технологию сотрудничества. Актуальность этой темы очевидна, так как неоспоримо значение речевой деятельности учащихся. Умение использовать предложение в речевой деятельности – одна из основ коммуникативных умений. 1. Общее понятие о сказуемом. 2. Простое глагольное сказуемое. 2.1.Контрольно-тренировочноые упражнения по простому 3. Составное глагольное сказуемое. 3.1 Контрольно-тренировочные упражнения по составному 4. Материалы для контроля и самоконтроля по теме. Подлежащее и сказуемое являются соотносительными членами предложения по содержанию и по форме. Сказуемому принадлежит активная роль в формальном выражении предикативной связи главных членов предложения: Формы сказуемого координируются с формами подлежащего. Солнце взошло. Луна взошла. В основе классификации сказуемого лежит способ выражения вещественного и грамматического значений, поэтому различаются два основных структурных типа сказуемого — простое и составное. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение заключены в одной словоформе. Составное сказуемое состоит из двух компонентов, функции которых разграничены: основной компонент выражает лексическое значение, вспомогательный компонент выражает грамматическое значение. Отец был токарем. Я хочу учиться. Простое глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое – это сказуемое, выраженное глаголом в различных грамматических формах лица, времени и наклонения, а также неспрягаемыми формами глагола. При этапе ознакомления с новым материалом рекомендуется: — поисковая работа, заключающаяся в соотнесении теоретических положений с практическими примерами; — задания по развитию речи, развивающие умение употреблять простое глагольное сказуемое в составе предложения; — проблемные задания, развивающие умение отличать аналитическую форму простого глагольного сказуемого от однородных сказуемых. Задание , предполагающее знакомство со способами выражения простого глагольного сказуемого: Определите способ выражения простого глагольного сказуемого. К теоретическим положениям подберите соответствующие примеры Сказуемое выражается одной словоформой. Сказуемое выражается глаголом «мгновенного действия» — толк, хвать, стук, прыг, хлоп. Выражение аналитическими формами будущего времени. Выражение аналитическими формами повелительного наклонения. Употребление со сравнительными частицами. Употребление с модальными частицами. В структуру входит два глагола. Данные примеры соотнесите с теоретическими положениями: Я песней, как ветром, наполню страну. Ночью был дождик. Мы старую дружбу ломаем, как хлеб. Татьяна прыг в другие сени. Лев – цап его за воротник. Мы будем учиться добру. Пусть нам подпоет боевой капитан. Она как будто онемела. Ты словно спишь. Он как закричит. Читаю-читаю книгу, но все не впрок. Я отпустить отпущу, но за последствия не ручаюсь. Некоторые родители знать не знают, где их подросшие дети. Они живут не ссорятся. Жизнь моя висела на волоске. Мы им в подметки не годимся. Составить предложения с простыми глагольными сказуемыми: пойду узнаю, пойду погуляю, сяду напишу, возьму и сделаю, смотрит улыбается. В сочетании этих глаголов какой является неполноценным? Почему такие глаголы не разделяются запятой? Составное глагольное сказуемое Составным глагольным называется сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и примыкающим к нему инфинитивом: начинаю читать, хочу учиться. Вспомогательный глагол выражает грамматическое и ослабленное лексическое значение. Глагол неопределенной формы выражает лексическое значение. Способы выражения вспомогательного глагола : — фазовые (фазисные) глаголы : начать, начинать, готовиться, продолжать, кончать, перестать, прекратить, бросить — глаголы с модальным значением ( мочь, уметь, желать, предполагать, думать, надеяться, бояться); — предикативные прилагательные ( рад, горазд, должен, способен); -устойчивые сочетания ( иметь право, изъявить желание, сделать усилие, задаться целью, дать обещание); — роль вспомогательного компонента может выполнять имя существительное ( мастер, мастерица, охотник, охотница ); — осложненная форма ( хотел начать работать, решил начать лечиться, хочу бросить курить, должен быть решиться начать работать). Контрольно- тренировочные упражнения по составному глагольному сказуемому При первичном закреплении рекомендуется задание с объяснительной функцией. Цель подобных упражнений: развивать умение отличать составное глагольное сказуемое; умение теоретически обосновывать структуру и состав глагольного сказуемого. Задание: обосновать принадлежность данных сказуемых к сказуемым составным глагольным: 1. Мы продолжали готовиться к походу. 2. Инструкторы могут научить многому. 3. Туристы научились преодолевать трудные места маршрута. 4. Они рады постигать неизведанное. 5. Бывалые путешественники мастера разводить костер в сырую погоду. 6. Они решились начать восстанавливать заброшенный домик лесника. При последующем закреплении отрабатывается умение отличать составное глагольное сказуемое от простого глагольного. Проблемность задания заключается во внешнем совпадении простого глагольного сказуемого со вспомогательным глаголом составного глагольного сказуемого Задание: из ряда предложений определить составное глагольное сказуемое 1. Путешественники готовились к походу. 2. Путешественники готовились преодолеть сложный перевал. 3. Учитель начинает урок. 4. Учитель начинает рассказывать об интересных явлениях природы. 5. Дрова горели ярко. 6. Мы горели желанием покорить вершину 7. Для путешествия они имели все снаряжение. 8. Инструкторы имели право отстранить от похода нарушителей дисцилны. Составное именное сказуемое Составным именным сказуемым называется сказуемое, состоящее из связки и именной части. Глагол – связка выполняет грамматическую функцию — указывает на лицо, время, наклонение глагола, а также выражает связь сказуемого с подлежащим. Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Он – учитель. Лес густой. Виды связок в структуре составного именного сказуемого: 1. Глаголы- связки с отвлеченным значением выполняют только грамматическую функцию: Быть – был — будет- был бы – есть — суть и др. Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Алфавит – совокупность букв. . . Глаголы связки с полуотвлеченным значением указывают на грамматическое значение и частично лексическое значение сказуемого: являться, казаться, оказываться, считаться, становиться, представляться, называться, слыть, стать. Он оказался агрономом. Дни становились короче . 3. Знаменательные связки–глаголы с полным лексическим значением, характеризующие движение или состояние предмета и способные сочетаться с предикативной частью: жить, работать, сидеть, ходить, вернуться, родиться, лежать, стоять, выйти. В сочетании с именем характеризуют состояние, действие субъекта, предмета, который назван подлежащим: лег одетый, проснулся угрюмым, пришла бледная, расстались врагами, встретились приятелями, ушел успокоенный, сидел притихший, вернулся инженером. Деревья стоят неподвижные. Мы проснулись веселыми. Способы выражения именной части составного именного сказуемого 1 . Именем существительным. Мой брат – учитель. Я – студентка. Я не снег, не звезда. 2. Именем прилагательны м. Утро было ясное. Дни становились длиннее. Дороги были круты. Улица – моя. Дома – мои. Наша аудитория седьмая. Пальто нараспашку. Глаза навыкате. Яйцо всмятку. Житье ваше – ой- ой! 7. Фразеологическим оборотом. Для тебя это темный лес. Все они на одно лицо. . Срок – две недели. Сосны чрезвычайной прямизны. Контрольно- тренировочные упражнения по составному именному сказуемому При первичном закреплении рекомендуется задание с объяснительной функцией. Цель подобных упражнений: развивать умение отличать составное именное сказуемое; умение теоретически обосновывать структуру и состав именного сказуемого. Задание: дать обоснование принадлежности данного сказуемого к состаным именным сказуемым. Форма работы — групповая. 2. Трава зеленая. 3. Поле было вспаханным. 4. Рубаха была навыпуск 5. Красота уже не та. 6. Ее число — тридцать четыре 2. Книга раскрыта. 3. Дважды два- четыре. 4. Все дела были вашими. 5. Она себе на уме. 6. Мы были студентами. 1. Окна были нараспашку. 2. А вода – просто тьфу! 3. Образование – десять классов. 4. Враг был многочисленнее. 5. Лицо у него загоревшее. 6. Наша аудитория седьмая. При последующем закреплении отрабатывается умение отличать составное именное сказуемое от простого глагольного сказуемого. Задание: из ряда предложений определить предложение с составным именным сказуемым. 1. Все становятся в ряд. 2. Дни становятся короче. 3. Он оказался на улице. 4. Он оказался агрономом. 5. Настя оказалась на широкой поляне. 6. Эти люди оказались врагами. 7. Друзья встретились у фонтана. 8. Они встретились приятелями. 9. Сотрудники вернулись из отпуска. 10. Наши бывшие выпускники вернулись инженерами. Тренировочные упражнения по определению способов выражения именной части можно рекомендовать с использованием элементов программирования. Такой подход даст возможность учащимся работать самостоятельно, осуществлять самопроверку, взаимопроверку, представляет удобство для контроля преподавателем, так как предполагается работа с ключом. Материал для программированного контроля Задание: выпишите номера предложений с простым глагольным сказуемым, составным глагольным, с составным именным сказуемым 1. Важная миссия была поручена Ивану Михайловичу Лихареву. 2.Земли были неосвоенными. 3.По указу царя предпринимается первая экспедиция. 4 Отряд решал важную задачу. 5.Отряд решил отправиться к Иртышу. 6.Члены экспедиции разочаровались в местном климате. 8.Они были разочарованы во многих вещах. 9.Руководитель начинает отдавать приказ о закладке крепости. 10.Первым комендантом был назначен Ступин. 11.Государственную казну хотели пополнить золотом этих мест. 12.Казначеи государя приготовились считать прибыль. (Прост. 3,4,6; Сост. им. 1,2,7,10; Сост. глаг. 5,11, 12). Методические рекомендации позволят учащимся пополнить знания по типологии сказуемого, осуществить самостоятельное изучение материала, организовать поисковую работу в процессе знакомства с темой, осуществить самоконтроль. При использовании преподавателями рекомендованного материала возможно в полной мере осуществление индивидуализации обучения, введение приемов современных технологий, пополнение знаний учащихся в условиях активизации мыслительной деятельности. источники: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/702-13_skazuemoe_prostoe_glagolnoe_skazuemoe.html http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-tipologiya-skazuemogo-v-russkom-yazike-klass-2340499.html |