Все о сказуемом 11 класс

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Типы сказуемых:

  1. Простое глагольное сказуемое – ПГС
  2. Составное глагольное сказуемое – СГС
  3. Составное именное сказуемое – СИС

Способы выражения простого глагольного сказуемого

ФормаПримеры
1. Глагол в форме какого-либо наклонения
2. Независимый инфинитивЖить – родине служить .
3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )Подруга каждая тут тихо толк подругу.
4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме
5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.

Ср.: Он, бывало , неделями в деревне не показывался;

4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:

одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть , а в составном именном сказуемом – можно.

Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так ( Удружил так удружил !);

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме ( Пойду позову маму);

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и ( Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз);

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушка знай себе держись ; Я так и вскрикнула );

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест ; Она ревмя ревёт ).

Осложнённые типы простого глагольного сказуемого не содержат знаков препинания!

План разбора простого глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать форму спрягаемого глагола.

Мои дела идут в гору .

Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.

Забыть бы обо всём.

Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.

Упражнения к теме «1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация»

Методическая разработка по теме Типология сказуемого в русском языке (11 класс)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

в русском языке»

Разработана преподавателем русского языка и литературы

Протокол №___ заседания ПЦК

от ____________________ г.

Рекомендовано к использованию

на очном и заочном отделении

Руководитель ПЦК _____________

Цель данной методической разработки:

— представить материал для самостоятельной работы учащихся;

— расширить представление о типологии сказуемого:

— доказать значимость темы в теоретическом и практическом плане;

— предоставить возможность закрепления понимания темы на контрольно-тренировочном материале;

— показать варианты работы по изучению нового материала, закреплению и контролю в соответствии с интерактивными технологиями.

Данная методическая разработка рекомендована составителем для преподавателей и самостоятельной работы учащихся, так как содержит теоретический материал по теме «Типология сказуемого», тренировочные упражнения, контрольные задания, предусматриваются разнообразные формы работы по усвоению знаний.

Включены разноуровневые задания, материал для самоконтроля, языковой материал, соответствующий теоретическим положениям. Все это позволяет осуществлять индивидуализацию обучения, успешно внедрять интерактивные технологии: технологию дифференцированного обучения, технологию сотрудничества.

Актуальность этой темы очевидна, так как неоспоримо значение речевой деятельности учащихся. Умение использовать предложение в речевой деятельности – одна из основ коммуникативных умений.

1. Общее понятие о сказуемом.

2. Простое глагольное сказуемое.

2.1.Контрольно-тренировочноые упражнения по простому

3. Составное глагольное сказуемое.

3.1 Контрольно-тренировочные упражнения по составному

4. Материалы для контроля и самоконтроля по теме.

Подлежащее и сказуемое являются соотносительными членами предложения по содержанию и по форме. Сказуемому принадлежит активная роль в формальном выражении предикативной связи главных членов предложения:

Формы сказуемого координируются с формами подлежащего.

Солнце взошло. Луна взошла.

В основе классификации сказуемого лежит способ выражения вещественного и грамматического значений, поэтому различаются два основных структурных типа сказуемого — простое и составное.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение заключены в одной словоформе.

Составное сказуемое состоит из двух компонентов, функции которых разграничены: основной компонент выражает лексическое значение, вспомогательный компонент выражает грамматическое значение.

Отец был токарем. Я хочу учиться.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое – это сказуемое, выраженное глаголом в различных грамматических формах лица, времени и наклонения, а также неспрягаемыми формами глагола.

При этапе ознакомления с новым материалом рекомендуется:

— поисковая работа, заключающаяся в соотнесении теоретических положений с практическими примерами;

— задания по развитию речи, развивающие умение употреблять простое глагольное сказуемое в составе предложения;

— проблемные задания, развивающие умение отличать аналитическую форму простого глагольного сказуемого от однородных сказуемых.

Задание , предполагающее знакомство со способами выражения

простого глагольного сказуемого:

Определите способ выражения простого глагольного сказуемого. К теоретическим положениям подберите соответствующие примеры

Сказуемое выражается одной словоформой.

Сказуемое выражается глаголом «мгновенного действия» — толк, хвать, стук, прыг, хлоп.

Выражение аналитическими формами будущего времени.

Выражение аналитическими формами повелительного наклонения.

Употребление со сравнительными частицами.

Употребление с модальными частицами.

В структуру входит два глагола.

Данные примеры соотнесите с теоретическими положениями:

Я песней, как ветром, наполню страну.

Ночью был дождик.

Мы старую дружбу ломаем, как хлеб.

Татьяна прыг в другие сени.

Лев – цап его за воротник.

Мы будем учиться добру.

Пусть нам подпоет боевой капитан.

Она как будто онемела.

Ты словно спишь.

Он как закричит.

Читаю-читаю книгу, но все не впрок.

Я отпустить отпущу, но за последствия не ручаюсь.

Некоторые родители знать не знают, где их подросшие дети.

Они живут не ссорятся.

Жизнь моя висела на волоске.

Мы им в подметки не годимся.

Составить предложения с простыми глагольными сказуемыми: пойду узнаю, пойду погуляю, сяду напишу, возьму и сделаю, смотрит улыбается.

В сочетании этих глаголов какой является неполноценным?

Почему такие глаголы не разделяются запятой?

Составное глагольное сказуемое

Составным глагольным называется сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и примыкающим к нему инфинитивом: начинаю читать, хочу учиться.

Вспомогательный глагол выражает грамматическое и ослабленное лексическое значение.

Глагол неопределенной формы выражает лексическое значение.

Способы выражения вспомогательного глагола :

— фазовые (фазисные) глаголы : начать, начинать, готовиться, продолжать, кончать, перестать, прекратить, бросить

глаголы с модальным значением ( мочь, уметь, желать, предполагать, думать, надеяться, бояться);

— предикативные прилагательные ( рад, горазд, должен, способен);

-устойчивые сочетания ( иметь право, изъявить желание, сделать усилие, задаться целью, дать обещание);

— роль вспомогательного компонента может выполнять имя существительное ( мастер, мастерица, охотник, охотница );

— осложненная форма ( хотел начать работать, решил начать лечиться, хочу бросить курить, должен быть решиться начать работать).

Контрольно- тренировочные упражнения

по составному глагольному сказуемому

При первичном закреплении рекомендуется задание с объяснительной функцией. Цель подобных упражнений: развивать умение отличать составное глагольное сказуемое; умение теоретически обосновывать структуру и состав глагольного сказуемого.

Задание: обосновать принадлежность данных сказуемых к сказуемым составным глагольным:

1. Мы продолжали готовиться к походу.

2. Инструкторы могут научить многому.

3. Туристы научились преодолевать трудные места маршрута.

4. Они рады постигать неизведанное.

5. Бывалые путешественники мастера разводить костер в сырую погоду.

6. Они решились начать восстанавливать заброшенный домик лесника.

При последующем закреплении отрабатывается умение отличать составное глагольное сказуемое от простого глагольного.

Проблемность задания заключается во внешнем совпадении простого глагольного сказуемого со вспомогательным глаголом составного глагольного сказуемого

Задание: из ряда предложений определить составное глагольное сказуемое

1. Путешественники готовились к походу.

2. Путешественники готовились преодолеть сложный перевал.

3. Учитель начинает урок.

4. Учитель начинает рассказывать об интересных явлениях природы.

5. Дрова горели ярко.

6. Мы горели желанием покорить вершину

7. Для путешествия они имели все снаряжение.

8. Инструкторы имели право отстранить от похода нарушителей дисцилны.

Составное именное сказуемое

Составным именным сказуемым называется сказуемое, состоящее из связки и именной части.

Глагол – связка выполняет грамматическую функцию — указывает на лицо, время, наклонение глагола, а также выражает связь сказуемого с подлежащим.

Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого.

Он – учитель. Лес густой.

Виды связок в структуре составного именного сказуемого:

1. Глаголы- связки с отвлеченным значением выполняют только грамматическую функцию:

Быть – был — будет- был бы – есть — суть и др.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

Алфавит – совокупность букв.

. . Глаголы связки с полуотвлеченным значением указывают на грамматическое значение и частично лексическое значение сказуемого: являться, казаться, оказываться, считаться, становиться, представляться, называться, слыть, стать.

Он оказался агрономом. Дни становились короче .

3. Знаменательные связки–глаголы с полным лексическим значением, характеризующие движение или состояние предмета и способные сочетаться с предикативной частью: жить, работать, сидеть, ходить, вернуться, родиться, лежать, стоять, выйти.

В сочетании с именем характеризуют состояние, действие субъекта, предмета, который назван подлежащим: лег одетый, проснулся угрюмым, пришла бледная, расстались врагами, встретились приятелями, ушел успокоенный, сидел притихший, вернулся инженером.

Деревья стоят неподвижные. Мы проснулись веселыми.

Способы выражения именной части

составного именного сказуемого

1 . Именем существительным.

Мой брат – учитель. Я – студентка. Я не снег, не звезда.

2. Именем прилагательны м.

Утро было ясное. Дни становились длиннее. Дороги были круты.

Улица – моя. Дома – мои.

Наша аудитория седьмая.

Пальто нараспашку. Глаза навыкате. Яйцо всмятку.

Житье ваше – ой- ой!

7. Фразеологическим оборотом.

Для тебя это темный лес. Все они на одно лицо.

. Срок – две недели. Сосны чрезвычайной прямизны.

Контрольно- тренировочные упражнения

по составному именному сказуемому

При первичном закреплении рекомендуется задание с объяснительной функцией. Цель подобных упражнений: развивать умение отличать составное именное сказуемое; умение теоретически обосновывать структуру и состав именного сказуемого.

Задание: дать обоснование принадлежности данного сказуемого к состаным именным сказуемым.

Форма работы — групповая.

2. Трава зеленая.

3. Поле было вспаханным.

4. Рубаха была навыпуск

5. Красота уже не та.

6. Ее число — тридцать четыре

2. Книга раскрыта.

3. Дважды два- четыре.

4. Все дела были вашими.

5. Она себе на уме.

6. Мы были студентами.

1. Окна были нараспашку.

2. А вода – просто тьфу!

3. Образование – десять классов.

4. Враг был многочисленнее.

5. Лицо у него загоревшее.

6. Наша аудитория седьмая.

При последующем закреплении отрабатывается умение отличать составное именное сказуемое от простого глагольного сказуемого.

Задание: из ряда предложений определить предложение с составным именным сказуемым.

1. Все становятся в ряд.

2. Дни становятся короче.

3. Он оказался на улице.

4. Он оказался агрономом.

5. Настя оказалась на широкой поляне.

6. Эти люди оказались врагами.

7. Друзья встретились у фонтана.

8. Они встретились приятелями.

9. Сотрудники вернулись из отпуска.

10. Наши бывшие выпускники вернулись инженерами.

Тренировочные упражнения по определению способов выражения именной части можно рекомендовать с использованием элементов программирования.

Такой подход даст возможность учащимся работать самостоятельно, осуществлять самопроверку, взаимопроверку, представляет удобство для контроля преподавателем, так как предполагается работа с ключом.

Материал для программированного контроля

Задание: выпишите номера предложений с простым глагольным сказуемым, составным глагольным, с составным именным сказуемым

1. Важная миссия была поручена Ивану Михайловичу Лихареву.

2.Земли были неосвоенными.

3.По указу царя предпринимается первая экспедиция.

4 Отряд решал важную задачу.

5.Отряд решил отправиться к Иртышу.

6.Члены экспедиции разочаровались в местном климате.

8.Они были разочарованы во многих вещах.

9.Руководитель начинает отдавать приказ о закладке крепости.

10.Первым комендантом был назначен Ступин.

11.Государственную казну хотели пополнить золотом этих мест.

12.Казначеи государя приготовились считать прибыль.

(Прост. 3,4,6; Сост. им. 1,2,7,10; Сост. глаг. 5,11, 12).

Методические рекомендации позволят учащимся пополнить знания по типологии сказуемого, осуществить самостоятельное изучение материала, организовать поисковую работу в процессе знакомства с темой, осуществить самоконтроль.

При использовании преподавателями рекомендованного материала возможно в полной мере осуществление индивидуализации обучения, введение приемов современных технологий, пополнение знаний учащихся в условиях активизации мыслительной деятельности.


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/702-13_skazuemoe_prostoe_glagolnoe_skazuemoe.html

http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-tipologiya-skazuemogo-v-russkom-yazike-klass-2340499.html