Все правила на приставки и суффиксы 5 класс

Презентация по русскому языку на тему «Приставки и суффиксы» (5 класс)

Выбранный для просмотра документ Приставки и суффиксы.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что потеряли эти слова? — ключатель — локотник — бавить — бывчивый

Какая часть слова помогла выполнить задание? Выключатель Подлокотник Прибавить Забывчивый

А приставка перед корнем Любит место занимать, Впереди его проворно Норовит всегда вставать. У приставки дело важное- Изменяет слово каждое, Новый смысл дает словам: Делал- сделал — переделал, Ехал — въехал и заехал. Вертит слово так и сяк, И работа не пустяк!

Приставка (префикс) (от лат. – прикреплённый впереди) – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Запишем в справочник:

Посмотрите на иллюстрацию Какое значение имеет приставка ВЫ-? Придумайте глаголы с приставкой ВЫ-

Какое значение имеет приставка ВЫ-? Вынести, вылезти, выехать, выбрать, выдернуть, выползти, выгружать, выносить, выскользнуть, вырасти, выделить, выкарабкаться, выбежать, ……………

Сравните по лексическому значению слова с приставками ВЫ- и В- Вбежать — выбежать Внести — вынести Входить — выходить Как называются такие слова? По составу эти слова отличаются только приставками. Значит, приставка может изменять значение слова на противоположное.

Посмотрите на картинки и придумайте слова с приставкой ПРИ- Какое значения у этой приставки?

Посмотрите на картинки и придумайте слова с приставкой ПРИ- Значение приставки ПРИ- такое же? приоткрыть присесть приподнять прилечь

Вывод Одна и та же приставка может иметь множество значений!

Приведите примеры слов с приставками У- и ОТ- Что обозначают эти приставки? Уехать, уплыть, уйти, удалиться, убежать… Отъехать, отплыть, отойти, отбежать…

Как называются слова, образованные приставками ПРИ- и У-? Прибежать — убежать Приехать — уехать Принести — унести (Антонимы)

С помощью рисунка определите значение приставки ПЕРЕ- . Переехать, переставить, перенести, переложить, передвинуть, перебежать……

С помощью рисунка определите значение приставки БЕЗ- (или БЕС-) . Безмолвный, безголосый, беззвучный…. Бесшумный, беспорядок, бесполезный….

Давайте сделаем вывод о том, зачем нужны приставки Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Чаще всего приставки показывают разное направление действия.

Закрепление материала Игра «Отличи приставку от корня». Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, в слове собрат СО — приставка, а в слове сонный – часть корня. Найдите слова, в которых НЕТ приставки Ворваться, воевать, вогнать, воинственный Добраться, домашний, доверить, доброта Предвидеть, предсказать, предмет; Заработок, зарево, замазывать; Сотрудник, соловей, соединение.

Проверь себя Игра «Отличи приставку от корня». Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, в слове собрат СО — приставка, а в слове сонный – часть корня. Найдите слова, в которых НЕТ приставки Ворваться, воевать, вогнать, воинственный Добраться, домашний, доверить, доброта Предвидеть, предсказать, предмет; Заработок, зарево, замазывать; Сотрудник, соловей, соединение.

Прятки с приставками. Какие у приставки могут быть прятки? Куда ей прятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет. В конец слова приставка попасть, разумеется, не может. А в середину? Давайте посмотрим. Где приставка в слове ВОДОПРОВОД? Приставка оказалась в середине слова, т. к. слово «склеилось» из двух и имеет 2 корня: ВОД и ВОД Таких слов в нашем языке немало. Найдите спрятавшиеся приставки. ГРОМООТВОД МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ (завод) ВОДОПРОВОД

Веснушки Веснушкам нету (с)носа, Не исчезают (с)носа, Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б (от)мыла — Веснушки я б (от)мыла. Я. Козловский Важно отличать приставку от предлога! Определите, где приставка и нужно писать слитно, а где предлог – и нужно писать раздельно.

Веснушки Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа, Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б от мыла — Веснушки я б отмыла. Я. Козловский Проверь себя! Помните: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Потренируемся ещё! Раскройте скобки, определяя, где предлог, а где приставка: (до) бежал (до) дома, (от) плыл (от) берега, (на) ехал (на) камень, (в) нёс (в) дом, (у) видел (у) порога, (за) шел (за) другом.

Проверьте себя! Раскройте скобки, определяя, где предлог, а где приставка: Добежал до дома, отплыл от берега, наехал на камень, внёс в дом, увидел у порога, зашёл за другом.

Ещё одно задание Найдите слова, где приставка ЕСТЬ. Для этого проверяйте, подбирая однокоренные слова, где у слова корень, а где приставка! поездка, полоса, полено, подпилить, порох, подписать, поросенок, полосочка, добраться, доедает, доченька, росчерк, роскошь, рослый, разный, разлука, разбросать.

Проверь себя! Найдите слова, где приставка ЕСТЬ. Для этого проверяйте, подбирая однокоренные слова, где у слова корень, а где приставка! поездка, полоса, полено, подпилить, порох, подписать, поросенок, полосочка, добраться, доедает, доченька, росчерк, роскошь, рослый, разный, разлука, разбросать. Обратите внимание на слово разлука. Здесь есть приставка РАЗ, так как есть однокоренные слова: разлучиться – отлучиться, отлучка

Что за морфемы разбросаны тут? Онок ник ёнок очк тель ист ик к ищ еньк ец ич ат ят

Суффикс – важная часть слова, Им кончается основа. После корня он стоит, Превращая дом в домишко, А ружье, друзья, в ружьишко. Кота Мурзика в котенка, А собаку в собачонку.

Суффикс (от лат. – прикреплённый позади) – это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов и их форм. Запишем в справочник:

Запишите слова, содержащие суффиксы и имеющие следующие значения. Детёныш лося. Домашняя посуда, предназначенная для приготовления чая. Рабочий по уборке двора. Маленький дом. Человек, играющий на баяне. Предмет, сделанный из серебра. Лосёнок, чайник, дворник, домик, баянист, серебряный. Значение суффиксов

С помощью суффиксов образуйте названия жителей Москва Урал Астрахань Иркутск Вологда Волгоград Курск Ангарск Рязань России Москвич Уралец Астраханец Иркутянин Вологжанин Волгоградец Курянин Ангарчанин Рязанец Россиянин Значение суффиксов

Подберите слова с суффиксами, имеющими следующие значения: Название лиц по роду их занятий, профессии: — тель, — ист, — чик, — щик, — ник. Значение суффиксов Писатель, следователь, журналист, пианист, разведчик, летчик, каменщик, гардеробщик, охотник, лесник.

Подберите слова с суффиксами, имеющими следующие значения: Уменьшительно — ласкательные: — ик, — ок, — к, — чик, — очк, -еньк, -ышк, — ишк,- ушк. Столик, коробок, мышка, карманчик, Светочка, свеженький, малышка, домишко, избушка. Пренебрежительно – увеличительные: ищ, — ин. домище, ручища, домина, махина Значение суффиксов

Значение «Сделанный из данного предмета (материала)»: — ов, — ян, — ан. меховой, жестяной, кожаный Значение принадлежности: ий, — ин, — ын. волчий, мамин, сестрицын «Признак ослабленного качества, свойства» (чуть-чуть): оват, -еват. кисловатый, синеватый «Признак, качество предмета или лица»: -ист, — чат, -лив, — чив. напористый, узорчатый, заботливый, находчивый Значение суффиксов

Однако суффиксы образовывают не только новые слова, но и формы слов! Значение суффиксов

Однако суффиксы образовывают не только новые слова, но и формы слов! Значение суффиксов

Найдите суффиксы в словах, устно попытайтесь определить их значение: Дедушкин, белизна, запасной, вишнёвый, сливовый, хранитель, фабричный, раскидистый, носильщик, грузчик, пальтишко, листочек, зелёненький. Тренировка

Дедушкин, белизна, запасной, вишнёвый, сливовый, хранитель, фабричный, раскидистый, носильщик, грузчик, пальтишко, листочек, зелёненький. Проверь себя

1. Посмотреть видеоурок и прочитать текстовую трансляцию по ссылке: https://videouroki.net/video/49-suffiks.html 2. Прочитать в учебнике ТЕОРИЯ параграф 21, стр. 40-42 3. Выполнить №523 и №526 Домашнее задание на пятницу

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Турчина Анна СергеевнаНаписать 995 14.06.2020

Номер материала: ДБ-1216861

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.06.2020 0
    26.03.2020 4
    22.03.2020 9
    25.02.2020 20
    13.02.2020 13
    11.02.2020 23
    04.02.2020 12
    29.01.2020 76

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Суффикс как значимая часть слова.

2. Приставка – часть слова.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня. Рассмотрим примеры: паром – паромщик, мех – меховой, синий – синеть.

Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов: -ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк-: сомик, шкафчик, кисонька, доченька, свитерок, огонёк, тётушка.

Суффиксы -ец, -анин, -янин, -ин, -ич образуют названия лица по месту жительства: испанец, южанин, северянин, татарин, москвич.

Суффиксы -онок, -ёнок образуют названия молодых животных (детёнышей): медвежонок, котёнок.

Посмотрите, как образуются слова с помощью суффиксов.

К основе дыр- добавим суффикс -к: получится слово дырка, суффикс -ищ: получится слово дырища.

К основе кот- прибавим суффикс -ик: получится слово котик, суффикс -ок: получится слово коток, суффикс -ёнок: получится слово котёнок, суффикс -ят: получается слово котята.

Сравните слова прибежать – убежать. Это слова с противоположным значением. Приставка при- имеет значение приближения, приставка у- – значение удаления.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем.

Каждая приставка несёт определённый смысл. Благодаря этому мы понимаем друг друга.

Например, приставка в- означает движение внутрь (вбежал, влез); приставка вы- означает движение изнутри (выскочил, вышел), приставка за- означает начало действия (запел, застучал), приставка до- означает завершение действия (допечатал, дописал), приставка на- означает направленность действия на что-либо (напугала, направила).

Наиболее часто употребляются следующие приставки:

на-, за-, над-, раз-, рас-, о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, со-, с-, в-, вы-, у-, из-, ис-, при-, пре-.

Выделенная часть приставок всегда пишется одинаково. Запомните их.

Обратите внимание, в русском языке нет приставки з-. В словах, которые начинаются на букву З, например, здоровье, здравствуй, здание, здесь, нет приставки.

Приставки русского языка делятся на три группы.

Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в- (во-), взо-, вы-, до-, за-, изо-, к-, на-, над-, не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, разо-, с- (со-), су-, у-. Например, подошёл, прадед, влез, догонять, выходить, ободрать и другие.

Приставки второй группы – все приставки, оканчивающиеся на з и с (кроме с-): без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), через- (черес-). Например, безграничный, взвесить, воззвать, избегать, розыск.

Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при-. Например, прекрасный, примерный, премудрый, приходить.

Приставки и суффиксы служат для образования новых слов, например, автор – соавтор, смелый – несмелый, носить – выносить;

учить – учитель, преподавать – преподаватель, строить – строитель, весна – весенний, чугун – чугунный.

Разбор тренировочных заданий

Выбор элемента из выпадающего списка

Чем в слове подсолнечник является морфема -ник?

Правильный ответ: суффикс

Подчеркните слова, в которых есть приставка.

Забег, беготня, пример, прибрежный, перелаз, безвредный, бездна.

Правильный ответ: забег, прибрежный, перелаз, безвредный.

Основа слова и окончание

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но выде­лить при­став­ку, корень, суф­фикс и окон­ча­ние. Основа сло­ва вклю­ча­ет в себя все эти мор­фе­мы, кро­ме окончания.

Чтобы понять, что такое осно­ва сло­ва, выяс­ним, из каких частей она состо­ит, вхо­дит ли окон­ча­ние в основу.

Состав слова

В изме­ня­е­мых сло­вах выде­ля­ют­ся мини­маль­ные зна­чи­мые части — морфемы:

Морфема — это тер­мин гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка это сло­во зна­чит «фор­ма».

Например, в сло­ве «сол­неч­ный» выде­лим сле­ду­ю­щие морфемы:

сол­неч н ый — корень/суффикс/окончание.

Исследованием мор­фем зани­ма­ет­ся мор­фе­ми­ка.

Корень слова

Главной мор­фе­мой в сло­ве явля­ет­ся корень. Некоторые непро­из­вод­ные сло­ва состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

От зна­че­ния кор­ня зави­сит лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва. Слова слу­жат нам для назы­ва­ния пред­ме­тов, при­зна­ков или дей­ствий. То, что обо­зна­ча­ет отдель­ное сло­во, явля­ет­ся его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, например:

суще­ству­ет пред­мет «тра­ва», и сло­вом «тра­ва» назы­ва­ет­ся зеле­ный покров зем­ли. Это лек­си­че­ское зна­че­ние это­го сло­ва, заклю­чен­ное в корне.

В корне содер­жит­ся общее зна­че­ние, кото­рое име­ют все одно­ко­рен­ные слова:

дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.

Все пере­чис­лен­ные одно­ко­рен­ные сло­ва свя­за­ны общим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем с домом — «стро­е­ни­ем, где посто­ян­но живет чело­век и его семья».

Вокруг кор­ня груп­пи­ру­ют­ся в сло­ве все осталь­ные зна­чи­мые части:

Приставка

Приставка нахо­дит­ся перед кор­нем. С помо­щью этой мор­фе­мы обра­зу­ют­ся новые слова:

  • заго­ло­вок — под заго­ло­вок (допол­ни­тель­ный заголовок);
  • мод­ный — уль­т­ра мод­ный (очень модный);
  • плыть — пере плыть (пре­одо­леть реку, ока­зать­ся на дру­гом берегу).

Приставка вно­сит раз­ные смыс­ло­вые оттен­ки в исход­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва или меня­ет его лек­си­че­ское значение.

Суффикс

Суффикс явля­ет­ся зна­чи­мой частью сло­ва. Как и при­став­ка, он обра­зу­ет новые слова:

  • золо­той — золот ист ый (слег­ка золо­той цвет);
  • гора — гор к а (малень­кая гора);
  • бабуш­ка — бабушк ин (при­над­ле­жа­щий бабуш­ке).

Суффикс, при­со­еди­ня­ясь к кор­ню, изме­ня­ет исход­ное зна­че­ние слов.

Окончание

В отли­чие от при­став­ки и суф­фик­са, кото­рые явля­ют­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми, окон­ча­ние не обра­зу­ет новых слов.

Окончание изме­ня­ет­ся и обра­зу­ет фор­мы одно­го и того же сло­ва, например:

  • что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
  • обо­чи­на чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
  • иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
  • думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.

Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва, но лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва оста­ет­ся прежним.

С помо­щью окон­ча­ний сло­ва оформ­ля­ют­ся в закон­чен­ную мысль — предложение.

Сравним:

облак о , сер ый , выгля­ну ть , ярк ий , солнц е

Из-за сер ых облак ов выгля­нул о ярк ое солнц е .

Что такое основа слова

Все сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы сло­ва состав­ля­ют его осно­ву. В осно­ву сло­ва вхо­дят при­став­ка, корень и суф­фикс. Основу сло­ва полу­чим, если не будем учи­ты­вать сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние, например:

  • сол ён ый
  • крас от а
  • за брос и ть

В осно­ве заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние кон­крет­но­го слова:

красн ый, крас­нот а, красне ть, покрасне ть, докрас­на .

Будем учи­ты­вать, что в осно­ву сло­ва не вхо­дят так­же неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы.

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов. Эта мор­фе­ма, как и окон­ча­ние, не вклю­ча­ет­ся в осно­ву гла­голь­ных форм:

  • под­бро­си л а мяч;
  • осве­ти л о вер­хуш­ки деревьев;
  • заиг­ра л и на гитаре.

Видеоурок


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7679/conspect/

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/osnova-slova-i-okonchanie.html