Все правила по правописанию за 4 класс

Правила русского языка 4 класс ФГОС УМК «Школа России» (Канакина)
материал по русскому языку (4 класс)

Сборник правил, которые помогают в обучении грамотному письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk_4_klass.docx908.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Однородными членами предложения могут быть и главные и второстепенные члены предложения. Несколько подлежащих при одном сказуемом это однородные члены предложения.

Несколько сказуемых при одном подлежащем – это однородные члены предложения.

Несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова — это ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления.

Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятой.

Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова.

Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами И, А, НО .

Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союзов), то запятая между ними ставится.

Если два однородных члена предложения соединены союзом И, то запятая между ними не ставится.

Между однородными членами предложения перед союзами А, НО всегда ставится запятая.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАССНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ЗНАЧИМЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА

Чтобы правильно обозначить буквой в корне безударный гласный звук надо или изменить слово (дворы- двОр), или подобрать однокоренное слово, так чтобы гласный звук стоял под ударением (ночной-нОчь), или проверить написание слова в орфографическом словаре(жЕлезо).

Чтобы правильно обозначить буквой в корне парный по глухости звонкости согласный звук надо или изменить слово (дуб-дуБы), или подобрать однокоренное слово так, чтобы после проверяемого согласного звука стоял гласный (сказка-скаЗочный) или проверить написание слова в орфографическом словаре(заВтра).

Чтобы правильно обозначить буквой в корне непроверяемый согласный звук надо или изменить слово (честный-чесТен), или подобрать однокоренное слово(звездный-звезДа), или проверить написание слова в орфографическом словаре (чуВство)

.

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК . Пишется только после приставок, которые оканчиваются согласными перед буквами е,ё,ю,я.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е,ё, ю, я, и.

МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ предшествующего согласного звука (день)

МЯГКИЙ ЗНАК в именах существительных женского рода с шипящими на конце (дочь)

НАРЕЧИЕ — это неизменяемая самостоятельная часть речи. Наречия обозначают признак действия и отвечает на вопросы как? где? куда? когда? откуда? В предложении наречие является второстепенным членом.

Наречия могут быть образованы от имён прилагательных с помощью суффикса –О.

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Существительным или местоимением в И. п.

Что делать? что сделать? и др.

Вопросы косвенных падежей:

Существительным или местоимением в косвенном падеже с предлогом и без

Какой? чей? Или: падежный вопрос + смысловой (для существительных)

Определение, выраженное существительным, можно заменить однокоренным

шляпа папы — папина шляпа

вершины елей — еловые вершины

Как? где? куда? откуда? с какой целью? зачем? почему? когда? Или: падежный вопрос + смысловой (для существительных)

существительным с предлогом и без

Если к существительному с предлогом можно задать два вопроса (падежный и смысловой), то это только обстоятельство: выбрались (откуда? из-под чего?) из-под коры.

Если можно задать только падежный вопрос, то это дополнение: расправили (что?) крылышки

Имена существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются в русском языке в три группы.

Чтобы определить склонение имени существительного нужно:

1.Поставить слово в начальную форму ( именительный падеж, ед.число)

2. Определить род и выделить окончание

3 По роду и окончанию существительного в начальной форме при помощи таблицы определить склонение

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

После шипящих и Ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения- буква е.

Некоторые имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах.
Имена прилагательные в краткой форме употребляются в предложении как сказуемое.

Имена прилагательные как и мена существительные, изменяются по падежам.

Имена прилагательные всегда стоят в тоь же роде, числе и падеже, что и имена существительные с которым имя прилагательное связано по смыслу.

Чтобы определить падеж имени прилагательного в словосочетании или предложении, надо :

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
  2. Определить падеж имени существительного.
  3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

какой? (неодуш.)
какого? (одуш.)

какие? (неодуш.)
каких? (одуш.)

Падежные окончания имён прилагательных

каких ? –их, -ых; какие? –ие, -ые

Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно!
_________________________________________________________________________

Начальная форма глагола – это неопределённая форма.

Неопределённая форма глагола отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? Не изменяется по числам и временам, оканчивается на -ть, -чь, -ти (инфинитив)

Г ла голы изменяются по числам и временам.

Действие происходит в момент речи.

Действие, которое уже произошло.

Действие, которое еще произойдет.

Изменяются по родам

Что делал? Что делала?

Что делало? Что делали?

Что будет делать?

Что будут делать?

Отличительный признак суффикс [Л]

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени

Сложное будущее время

что буду делать? –у.

что будешь делать?

что будет делать?

что будем делать?

что будете делать?

что будут делать?

  • Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжение глагола.
  • Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

в настоящем и в будущем времени

3-е лицо (он. она, оно)

В личных окончаниях глаголов после шипящих под ударение произносится звук [о] , а обозначается этот звук буквой ё.

Глаголы с суффиксом –ся называются возвратными. Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Перед суффиксом –ся в возвратных глаголах неопределенной формы всегда пишется мягкий знак.

Если возвратный глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать?, то это глагол неопределенной формы и в нем перед суффиксом -ся пишется мягкий знак: -ться.

Если глагол отвечает на вопрос что делает (что сделает?0 или что делают? (что сделают?) , то этот глагол стоит в форме 3-го лица и в нём перед суффиксом-ся мягкий знак не пишется: -тся.

Родовые окончания глаголов прошедшего времени

Морфологический разбор имени существительного.

2.Начальная форма (им.п., ед.ч.).

— собственное или нарицательное;

— одушевлённое или неодушевлённое;

4. Непостоянные признаки:

5. Роль в предложении.

Морфологический разбор глагола как части речи .

4. Изменяемые признаки:

— лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

— род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Морфологический разбор имени прилагательного.

2.Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

— род (только в ед.ч.);

4. Роль в предложении.

Морфологический разбор местоимения.

2.Начальная форма (им.п.).

4. Непостоянные признаки:

-род (только в 3 лице ед.ч.).

5.Роль в предложении.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 4 КЛАСС

Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, альбом, аппетит, багаж, берег, берёза, беседа, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, вдруг, везде, велосипед, ветер, вместе, вокзал, вокруг, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, впереди, вторник, вчера, газета, гвоздика, герой, гореть, горизонт, горох, двадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, ещё, желать, железо, жёлтый, животное, завтра, завод, завтрак, заря, здесь, здравствуйте, земляника, извините, издалека, иней, инженер, интересный, календарь, каникулы, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, коллекция, командир, комбайн, комбайнёр, комната, компьютер, коньки, корабль, корова, космонавт, костёр, костюм, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, лучше, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, назад, налево, направо, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, оборона, овёс, овощи, овца, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, одуванчик, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пассажир, пассажирский, пейзаж, пенал, песок, пирог, платок, победа, погода, пожалуйста, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, поэт, правительство, праздник, председатель, прекрасный, приветливо, путешественник, путешествие, пшеница, пятница, работа, рабочий, радио, ракета, расстояние, растение, ребята, рисунок, родина, ромашка, Россия, русский, рябина, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, сверху, свитер, свобода, север, сегодня, сейчас, семена, сентябрь, сеялка, сирень, скоро, слева, снегирь, снизу, собака, солдат, солома, сорока, спасибо, справа, стакан, столица, суббота, тарелка, телевизор, телепередача, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, фамилия, февраль, хлебороб, хозяин, хозяйство, хорошо, человек, четверг, четыре, черный, чувство, шестнадцать, шёл, шоссе, шофёр, щавель, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рабочей программе девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предмета, курс.

краткое содержание правил по русскому языку 1 класса.

Такой памяткой мы пользуемся уже 2 года. Изучаем правило и добавляем его в свою памятку, очень удобно и все правила всегда можно найти и повторить даже во 2 классе.

В нашем классе есть специальная тетрадь, которую мы начали в 1 классе как только мы познакомилисьс новым правилом мы добавляем его в эту тетрадь и так у нас получается сборник правил, которым мы польз.

В этом документе вы найдете все правила, которые изучаются в 3 классе по учебнику Канакиой.

Тема урока: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?Урок: №41Тип урока: Открытие «нового» знанияВид урока: игра « Детективы».

Правила по русскому языку для 4 класса

С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят.

Устная речь- это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной.

Письменная речь- это речь написанная. Для письма используют буквы.

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.

При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает прегра -ду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

а о у ы э обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.

я ё ю и е — обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы.

н м л р й’ — непарные звонкие согласные

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные

б в г д ж з – парные звонкие согласные

п ф к т ш с — парные глухие согласные

ж ш ц всегда твёрдые шипящие согласные

ь – показатель мягкости согласных.

Например : пис ь мо, сол ь , л ь дина, звер ь . Мягкий знак звука не обозначает, как и твёрдый знак.

Всегда Всегда

Согласный, звонкий, Согласный, звонкий,

мягкий, непарный, твёрдый, парный

твёрдость, рядом Согласные звонкие Согласные звонкие

Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой

твердый, парный твердый, непарный мягкий, непарный мягкий, непарный

3) «Волшебные буквы — е ё ю я ».

Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.

Один звук обозначают, когда стоят после согласных.

Например:

м я чик –м я и к -2сл. л ю ди – л ю –ди -2сл.,

я- [а]глас.,уд. ю-[у]глас.,уд.

и-[и]глас.,безуд. и-[и] глас.,безуд.

ё-[о]глас.,уд. к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.

Два звука обозначают, когда стоят:

1. в начале слова

ю –[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн. я –[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

б – [п]согл.,глух.,тв., парн. м- [м]согл., зв.,тв., непарн.

к –[к]согл., глух., тв., парн. к [к]согл., глух., тв., парн.

е–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн. ё–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

н–[н]согл.,зв.,тв.,непарн. л-[л]согл., зв.,тв., непарн.

о–[о]глас.,уд. к-[к]согл., глух., тв., парн.

2 . после гласных :

м –[м]согл.,зв.,тв.,непар п –[п]согл.,глух.,тв., парн.

о — [о]глас.,уд. о– [а]глас.,безуд.

е — [й’]согл.,зв.,мягк.,непарн ю-[й’] согл.,зв.,мягк.,непар.

к –[к]согл.,гл.,тв.,парн. С–[С]согл.,глух.,тв.,парн.

ю–[у] глас.,безуд. ф–[ф’]согл.,гл.,мягк.,парн.

ё–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн и–[и]глас.,уд.

\[о]глас.,уд. я–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

3. после ь знака:

М–[М]согл.,зв.,мягк.,непарн в–[в’]согл.,зв.,мягк.,парн.

а -[а ]глас.,уд. ь -[-]звука не обозначает

р–[р’]согл.,зв.,мягк.,непарн. ю-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

ь –[- ]звука не обозначает \[у]глас.,уд.

з-[з ]согл.,зв.,тв.,парн. п-[п]согл.,гл.,тв.,парн.

д-[д]согл.,зв.,тв.,парн. о-[а ]глас.,безуд.

р-[р]согл.,зв.,тв.,непарн. ь-[- ]звука не обозначает

о-[о]глас.,уд. ё-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

ь-[-]звука не обозначает т-[т ] согл.,гл.,тв.,парн.

е-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн. 6б.6з.

4. после ъ знака :

о–[а]глас.,безуд. ъ-[-]звука не обозначает

д–[д]согл., тв.,зв.,парн. ё-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

ъ–[-]звука не обозначает [о]глас.,уд.

е–[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн. ж-[ж]согл.,зв.,тв.,парн.

\[э ] глас.,уд. и-[ы]глас.,безуд.

ъ-[-]звука не обозначает

я-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

е-[э]глас.,уд.

е-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.

1. Слово переносится по слогам.

Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.

Слово, состоящее из одного слога, не переносится.

3. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы .

Например : пись – мо, конь – ки, строй – ка, май – ка, подъ – езд.

4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.

Например : кас – са, хок – кей, кол – лекция.

1. Имена, отчества и фамилии — это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например : Коля Никитин, Нина Васильева, Ирина Петровна, Соколова Екатерина Ивановна.

2. Клички животных – это имена собственные, они пишутся с большой буквы .

Например : кот Пушок, собака Шарик, корова Чернушка, коза Белка.

3. Названия улиц, сёл, деревень, городов и рек – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

Например : деревня Каменка, село Сосновка, город Саратов, страна Россия.

К именам собственным относятся фамилии, имена, отчества людей, названия стран, городов, сел, улиц, названия книг, газет, клички животных. Все остальные существительные – нарицательные.

1 . Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2 .Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего?

и подчёркивается отрывистой линией ——— . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.

1. По цели высказывания предложения бывают:

Повествовательные : На дворе стоит прекрасная погода.

Вопросительные: Почему вы не гуляете?

Побудительные: Идите скорее!

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

3. По наличию второстепенных членов:

4. Простые и сложные предложения:

(имеет две и более грамматических основ)

5. С однородными членами и без однородных членов.

( Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

, и !

( Повествовательное, восклицательное, простое, распространенное, с однородными определениями.)

Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

дети(какие?) маленькие

гуляли (когда?) днём

гуляли (где?) в парке

днём (каким?) осенним

в парке (каком?) городском

Однородными членами предложения называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. А для определений : Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

, , .

(Маленькие, большие – однородные определения).

, .

Запятая при однородных членах предложения

ставится: не ставится:

, , . и .

, но .

, и , и .

Сложным — называют предложение, в котором несколько грамматических основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой .

, .

, а .

, но .

, и , и .

, .

, и .

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.

Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает».

слова автора прямая речь

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

Обращение слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Колобок , спой свою песенку еще разок.

Обращение не является членом предложения .

I .Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?

Например: стол, парта, костюм, дождик, холод, утренник, экскурсия. На вопрос кто? отвечают одушевлённые существительные . Например : медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул, клён, берёза, праздник.

Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой , мужского рода.

Например: дом, мир, магазин, пенал, январь .

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя,женского рода .

Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, —

Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.

Имена существительные бывают собственные и нарицательные . Имена собственные пишутся с большой буквы.

Имена существительные изменяются по числам и по падежам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов. При изменении имени существительного изменяется его окончание.

При изменении имени существительного изменяется его окончание. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.

Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе. В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам): пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо . Такие имена существительные называются несклоняемыми.

Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к первому склонению : девочка Юля дедушка папа дядя

Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е относятся ко второму склонению : трамвай o урок o огонь o яблоко поле

Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему склонению : пристань o , площадь o , ночь o , мышь o .

Изменение имён существительных единственного числа по падежам (склонение).

Комната без (чего?) окна

Подарок для (кого?) друга

склонились к (чему?) земле

ушел (во что? ) в море

спрятался под (что?) стол

узнал про (кого?) сестру

перешел через (что?) дорогу

с, со, за, под, над, между, перед

росли перед (чем?) лесом

встретился с (кем?) другом

построили при (чём?) школе

играли на (чём?) перемене

-о ,-е

-о ,-е

с, со, за, под, над, между, перед

Как отличить И.п. от В.п. II и III склонения?

Ударные и безударные падежные окончания имён существительных единственного числа .

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Ставлю существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.) и определяю склонение:

В тетрад… — (что?) тетрадь , 3 скл.

одбираю слово – помощник и ставлю его в ту же форму:

ишу такое окончание как у слова помощника.

Проверяю:в степ — в тетрад .

1 скл. – луна, земля

2 скл. – конь, окно

3 скл . – печь, степь

Склонение имён существительных множественного числа.

II .Имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Например : серый, красный, большой, снежная, холодная.

Имена прилагательные делают нашу речь красивой, яркой, интересной, точной и выразительной.

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам . Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Прилагательные в каждом роде имеют свои окончания:

Женский род (какой?) ая яя

Мужской род (какой?) ый ий ой

Средний род (какое?) ое ее

Имена прилагательные изменяются по числам .

Прилагательные, отвечающие на вопросы:

какая ? с окончаниями ая -яя

какой? с окончаниями ой -ий -ый относятся к единст. числу

Прилагательные, отвечающие на вопрос:

какие? с окончаниями — ые -ие относятся ко множест. числу

У прилагательных множественного числа нельзя определить род.

Начальная форма имени прилагательного — прилагательное в И.п., в ед.ч., в м.р.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода (единственного числа)

Склонение имён прилагательных женского рода (единственного числа)

Склонение имён прилагательных множественного числа.

III .Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делают? что делал? что делали?

Например : читает, пишет, рисует, прыгает, смотрит, сидит .

Глагол изменяется по временам. У глагола три времени: настоящее время, прошедшее время, будущее время.

Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в то время когда о нём говорят, и отвечает на вопросы:

что делает? –ед.ч. ( читает, пишет, рисует, поёт )

что делают – мн.ч. ( читают, пишут, рисуют, пою т).

Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершалось ранее, и отвечает на вопросы:

что делал? — м. р., ед.ч. (писал, читал)

что делали? — мн.ч . (читали, писали, светили)

что сделал? — м.р., ед.ч .(читал, писал, сидел)

что сделала? — ж.р., ед.ч .(читала, писала, сидела)

что сделало? — с.р., ед.ч .(сидело, смотрело, грело)

Будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нём говорили:

что сделает? — ед.ч. (прочитает, напишет, посмотрит)

что сделают? — мн.ч .(прочитают, посмотрят, напишут)

что будет делать? — ед.ч .(будет читать, будет смотреть)

что будут делать? — мн.ч .(будут читать, будут смотреть)

Неопределённая форма глагола:

Совершенный вид действие уже сделано, закончено, то есть совершенно.

Несовершенный вид действие еще незакончено.

Например: Не выучил, не написал, не прочитал, не посмотрел

Изменение глаголов по числам и по лицам:

Я

Работ аю

отдыха o

Ты

Работа ешь

отдыха o

Он, она, оно

работа ет

отдыха o

Мы

Работа ем

Вы

Работа ете

Они

Работа ют

— уть, — ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на

Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов :

Гнать, дышать, держать и слышать.

Видеть, зависеть и обидеть.

А ещё терпеть, вертеть,

Ненавидеть и смотреть.

Личные окончания глаголов

2л. ты

он

-ут

-ат

IV .Предлог — это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Слова в, на, за, о, от, об, по, про, под, над, с, к, у – предлоги. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и существительным можно вставить слово или вопрос.

V .Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их.

Личные местоимения : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Указательные местоимения : этот, это, эта, эти, тот, такой,
столько

Вопросительные местоимения: к то, что, какой, который, чей,

Отрицательные местоимения : никто, ничто, никакой, ничей,

Неопределенные местоимения : кто-то, что-то, кто-нибудь,
несколько, что-нибудь,
к ое-что, кое-кто

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной,

Склонение личных местоимений.

VI . Имя числительное- обозначают количество или порядок предметов при счете.

Порядковые: пятый этаж

Простые: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять

Составные: тридцать два

VII .Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество.

Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками:

вправо

налево

издавна

дотла

На конце наречий после шипящих пишется Ь:

8. Правописание парных звонких или глухих согласных.

Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную , надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкий согласный «н».

Проверочными словами парных согласных могут быть:

Живут себе два брата –
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.

Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!

Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй,
Рядом гласный подставляй!

9. Правописание безударных гласных.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова , надо слово изменить так, чтобы безударная гласная стала ударной ( если слово стоит в единственном числе, для проверки его нужно поставить во множественное и наоборот, если слово стоит во множественном числе, для проверки его нужно поставить в единственное число).

м о сты- м Ó ст

м о ря — м Ó ре

Если буква гласная

Ты её немедленно

Ставь под ударение!

10. Правописание непроизносимых согласных.

1. Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными .

Например : лет ать, лёт чик, пере лёт , вз лёт ная (полоса), при лёт.

Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова :

Например: лес

лес ной

лес ник

лес ничий

лес овичок – это родственные слова.

лес

лес а

лес ом

о лес е

в лес уэто форма одного и того же слова.

2. Окончание — изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

Например : читал (что?) книг у

рассказывал (о чём?) о книг е

восхищался (чем?) книг ой

3. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Существительные имеют такие суффиксы как:

-ик- -ок- -ек- -ёк- -к- -ник-
-чк- -очк- -ечк-
-ушк- -юшк- -ышк-
-н- -ник- -ниц- -оньк- -еньк-
-чик- -щик-

4. Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например: ходит, под ходит, пере ходит, за ходит.

Приставки: о- об- обо- из- ис- рас- раз- от- ото- до- про-


под- подо- без- бес- на- над- с- за- в- при- пре-

5. Основу слова составляют: приставка, корень, суффикс.

Например: подснежники заморозки

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет

3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка — кадушка, друг — дру́га

4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

аллея, суббота, класс, Марианна

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

об локоть, без ума, за стеклом

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

любишь, обнимаешься, споешь

18. Падежные окончания прилагательных

19. Правописание суффиксов

20. Правописание «не» с глаголами

Поделись с друзьями в социальных сетях:


источники:

http://infourok.ru/pravila-po-russkomu-yazyku-dlya-4-klassa-4311704.html

http://budu5.com/manual/chapter/19