Все правила правописания русского языка за 2 класс

ПРАВИЛА ИЗ УЧЕБНИКА 2 КЛАСС
картотека по русскому языку (2 класс) на тему

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
2_klass_provereno.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

1 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА

Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу .

Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Начало текста как бы готовит читателя к чтению.

В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.

Концовка завершает текст.

Каждая часть текста пишется с красной строки.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка ( . ).

Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак ( ? ).

Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак ( ! ).

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения . У каждого члена предложения своё значение.

В предложении всегда есть главные члены . Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами . Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим .

Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

Птицы летят. Ветер дует.

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым . Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.

Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

Дети играют. Дождь льёт .

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения . Они составляют грамматическую основу предложения.

Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением .

Лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Слова

имеют

Одно Два и более

лексическое значение: лексических значений

берёза, ландыш звезда, язык, `иглы

У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в предложении «Плывут по воде». – имеет значение «двигаться по воде». Это – прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета.

В предложении «Плывут облака». Слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это — переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ , храбрый и с мелый , работать и трудиться .

Такие слова называются синонимами .

В языке есть слова, противоположные по значению: большой –

маленький, плакать – смеяться, день – ночь .

Такие слова называются антонимами .

В русском языке есть слова – «родственники», родственные

слова . Они близки по смыслу , имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов называется корнем , поэтому

родственные слова называются однокоренными.

Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено

общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется

дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться

на любом слоге слова.

Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим

и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в

написанном слове имеют своё место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот .

Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.

Отличия гласного звука от согласного:

  • Гласный звук состоит только из голоса ;
  • При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно , без преград;
  • Гласный звук образует слог.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: к о вёр, стр е ла, п и сьмо.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

А) или изменить форму слова (моря – море, у моря);

Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зелёный — зелень)

так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково .

Если под ударением в корне слова пишется буква ё , то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е : сл ё зы – сл е за, пч ё лка – пч е ла.

В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя . Правописание таких слов надо либо запоминать , либо проверять по орфографическому словарю. Такие слова называются словарными.

Отличия согласного звука от гласного:

  • Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Удвоенные согласные в слове – это орфограмма .

Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь ( мягкий знак).

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.

Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.

Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма .

2 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы . Они пишутся без ь (мягкого знака): то чк а, ре чн ой, по чт а, помо щн ик, пте нч ик, же нщ ина.

Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.

Вспомните, как они пишутся:

  • жи-ши пишется с буквой и;
  • ча-ша – с буквой а;
  • чу-щу – с буквой у.

Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости .

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:

(ду б о́к) ду б ки ́ (лу г а́) лу г

(стри ж и) стри ж (сне ж ный) сне ж инки

В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:

(много) берё з , берё з а, берё з ка.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным: ястре б , гри б ки, сер п , скри п ка, вет в ь, доро ж ка, сою з , сколь з кий, мор ж , про с ьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястре б ы, гри б ок, сер п ик, скри п очка, вет в и, доро ж ный, сою з ы, сколь з ить, мор ж и, про с ить.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:

  • или изменить слово: гла з -гла з а, остро в ки-остро в ок, ду б ки-ду б ок,
  • или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н] : ска з ка-ска з очка, ска з очный, холо д -холо д ок, холо д ный.

Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, — это орфограмма : мор ж , ло ж ка, су п , зага д ка, поез д .

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я , и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

Семья – семь[й’а́], колье – коль[й’э́],

Ружьё – ружь[й’о́], вьюнок – вь[й’у]но́к,

Соловьи – соловь[й’и́], судья – судь[й’а́].

Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: плат ь е, эскадрил ь я, вороб ь и, чут ь ё, л ь ют.

Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья .

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи . Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.

Слова-названия

предметов признаков действий

кто? какой? что делает?

что? какая? что сделает?

какое? что делают?

какие? что сделают?

Имя существи- Имя прилага- Глагол

прил. сущ. гл. прил. сущ.

Ранняя гроза предвещает дождливое лето.

(какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что ?, называются именами существительными . Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные.

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные . Они называ́ют (нарица́ют) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта .

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма : О льга П етровна С околова.

Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.

Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы , а название заключается в кавычки:

рассказ Н.Н.Носова «Затейники»

Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Ж ук, конь Г ордый, коза М илка.

Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город П енза, посёлок Р ассвет, река У рал, озеро И льмень, гора К азбек.

Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива . Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы .

Имена существительные изменяются по числам:

машин а – машин ы ,

письм о – письм а .

При изменении числа имени существительного меняется его форма .

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет .

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют .

Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу:

ед. ч. ед.ч. мн.ч. мн.ч.

Самолёт летит. Самолёты летят.

Глаголы изменяются по числам : чита ет – чита ют , игра ет – игра ют .

При изменении числа глагола меняется его форма .

Слово не – это частица.

Частица не с глаголами пишется раздельно . Это орфограмма.

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием . К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.

Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу: маленький — большой, светлый – тёмный, горький – сладкий.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу .

Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом–описанием .

К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.

Местоимение – это часть речи.

Потому что , так как пишутся раздельно, в два слова.

Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.

Основные правила по русскому языку за 2 класс

Памятка «Основные правила по русскому языку за 2 класс» поможет быстро вспомнить пройденные правила после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

Части речи

  • Слова, которые называют предмет и отвечают на вопрос Кто? и Что? — это имена существительные . Например: кот, город, мальчик.
  • Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные. Например: соленый, сладкий, хороший, красивый.
  • Слова, называющие действие и отвечающие на вопрос Что делать, Что сделать, Что делал, Что делает, Что сделает, Что будет делатьэто глаголы . Например: стоит, прошел, прыгал.

Части слова

Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Отличить приставку и предлог:
Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.
Предлог – это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

Корень
Главная значимая часть слова — это корень . Слова, имеющие один корень, называют однокоренными. В корне содержится основное значение слова.

Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс –ёнок- (тигрёнок, утёнок).
После твердых согласных и [ч’], пишется суффикс –онок- (волчонок, мышонок).

Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.
В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются, а значит, не имеют окончания (например: кафе, кофе, какао, желе, эскимо, меню, пальто, метро, кино, лото, шоссе, такси, кенгуру, пони, пианино, радио).

Основа слова
Часть слова без окончания – это основа.
Основа слова = Приставка + Корень + Суффикс. Чтобы найти основу, надо найти окончание.

Образование слов

  • Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.
  • Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным.
  • Слово, образованное одновременным присоединением приставки и суффикса, то такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Форма слова и родственные слова

  • Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общую часть родственных слов называют корнем. Корень – это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.
  • При изменении формы слова значение слова не меняется. То есть изменяется только окончание.

Буквы при написании

  • Безударные гласные в корне слова: ч тобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
  • жи — ши пиши букву и.
  • ча — ща пиши букву а.
  • чу — щу пиши букву у.
  • чк, чн — пишутся без мягкого знака, потому что звук [ч’] мягкий.

Предложения

Предложения по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):

  1. Повествовательные – содержат рассказ, повествование. В конце ставится точка (.).
  2. Вопросительные – содержат вопрос. В кон­це ставится вопросительный знак (?).
  3. Побудительные – содержат приказ или просьбу. В конце ставится восклицательный знак (!).

Предложения по интонации:

  1. Восклицательные – произносятся с особым чувством
  2. Невосклицательные – произносятся спокойно

Интонация – чувство, настроение, передаваемые голосом.

Текст

  • Текст состоит из нескольких предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу.
  • Заголовок — название текста. Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте. Текст без заголовка всегда может быть озаглавлен, потому что заголовок связан с основной мыслью текста.
  • Последовательность абзацев в тексте можно передать с помощью его плана. План — это главные предложения (ключевые слова) каждого абзаца текста, расположенные по порядку.
  • Текст, в котором описывается предмет или явление, называют описанием . Он напоминает картину или остановленный кадр фильма, которые надо внимательно рассмотреть. В тексте-описании нет событий. Когда читаешь текст-описание, то кажется, что изображение замерло.
  • Текст, в котором передаётся последовательность событий, называют повествованием . Он похож на кадры фильма, которые идут один за другим.
  • Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, называют рассуждением .

Значение слов

  • Слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными , которые имеют одно значение, называют однозначными . В тексте слово всегда употребляется в одном значении. Значение многозначного слова может быть понято только в тексте, в предложении или в словосочетании.
  • Синонимы — слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос . Например: дети — ребята — детвора — малыш, трудный — тяжелый.
  • Антонимы — слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению. Например: слабый — сильный, плохой — хороший.
  • Омонимы — слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению . Например: девичья коса, острая коса, среда обитания — среда (день недели).
  • Многие слова пришли в русский язык из других языков. Такие слова называют заимствованными . Например: цирк, касса, аренам лев —латинские слова; трюк — французское слово.
  • Слова, которые родились в русском языке, называют исконными . Например: огород, берег, молоко, корова, борозда, веретено.
  • Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими .

Фразеологизмы

В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называю фразеологизмами . Например: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны). Устойчивые выражения — это такие выражения, которые мы не придумыва­ли сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости. Также проходят следующие правила по русскому за 2 класс

  • Фонетический разбор слова. Подробное описание можно прочитать в статье «Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова«.
  • Словарные слова, написание которых проходят в первом классе. Их перечень в статье «Словарные слова за 1, 2, 3, 4 класс«.

Заключение

Быть грамотным — признак культурного человека. Правила по русскому языку за 2 класс — это база для дальнейшего изучения и повышения грамотности.

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет

3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка — кадушка, друг — дру́га

4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

аллея, суббота, класс, Марианна

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

об локоть, без ума, за стеклом

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

любишь, обнимаешься, споешь

18. Падежные окончания прилагательных

19. Правописание суффиксов

20. Правописание «не» с глаголами

Поделись с друзьями в социальных сетях:


источники:

http://intmag24.ru/dlya-shkolnikov/osnovnye-pravila-po-russkomu-2-klass/

http://budu5.com/manual/chapter/19