Все правописание жи ши чу щу

«Жи-ши» пиши с буквой «и»! Правила «чу-щу, ча-ща, жи-ши»

На уроках родного языка нас обучают правильному безошибочному письму. Как только первоклассники уже могут читать и писать большую часть букв русского алфавита, они знакомятся с первыми орфограммами русского языка. В первую очередь узнают правила «жи-ши», «чу-щу», «ча-ща».

Из-за чего возникают проблемы?

Наверняка у каждого из нас прочно сидят в голове строчки: «жи-ши» пиши с буквой «и», «ча-ща» пиши с буквой «а», «чу-щу» пиши с буквой «у», не так ли?

Но давайте рассмотрим подробнее, почему появилась надобность знать данное правило.

Оказывается, написание слов с «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» тесно связано с фонетикой, то есть со звуками речи. Этот раздел языка очень не любят как дети, так и их родители, которые вынуждены учиться вместе с ребенком. И многие просто не понимают, к чему этот «фонетический разбор слов» и что он дает.

В русском языке есть твердые и мягкие согласные, которыми они становятся за счет гласных букв «е», «е», «я», «ю», «и», а также мягкого знака.

В качестве примера возьмем слова «мэр и «мел». В первом слышится звук [м], он является твердым, в другом же слове он стал мягким [м’] благодаря букве «е», которая так ласково изменила его произношение.

Но в алфавите есть такие буквы, звуки которых никак не могут стать мягкими, и они всегда обозначаются как твердые. Это [ж], [ш], [ц], никакая гласная буква не в состоянии смягчить их, они всегда произносятся одинаково твердо: жук, жюри. Попробуйте сами.

А вот звуки [ч’], [щ’] [й’], напротив, всегда мягкие и никак не смогут стать тверже: честь, час, чудо, какая бы гласная после них ни стояла.

Именно по этой причине дети (и не только) зачастую допускают ошибки в написании слов с такими сочетаниями. Но ведь сами подумайте, как можно написать слово «жираф» через «и», ведь мы четко слышим твердое [жыраф]! А взять слово «чудесный», как же мягко и нежно звучит начало слова: [чюдесный]. Не вызывает сомнений, что писаться должна здесь именно буква «ю». Почему правило «чу-щу»?

Русский язык не зря получил звание одного из самых непростых для изучения, ну никак не может тут быть все так легко.

Почему так?

Вдаваться глубоко в историю не будем, но важно знать, что раньше звуки [ж] и [ш] считались мягкими, а буква и указывала на это. И даже теперь, когда в современном русском языке буквы обрели лишь твердое обозначение своего звучания, изменять правописание не стали, и теперь приходится запоминать такие вот необычные законы языка.

Теперь нам остается только придерживаться правил «чу-щу», «ча-ща», «жи-ши», которые все же являются простыми по сравнению с другими особенностями нашего родного русского языка.

Кому-то эта информация не понадобится, ему проще заучить и применять правила в дальнейшем, а вот тем, кто любит «докопаться до истины», будет проще усвоить материал, если они будут знать происхождение орфограмм.

Как не забыть правило

Любые навыки и новые знания требуют тщательного закрепления. Очень часто дети, даже изучив правило «чу -щу», «жи-ши», «ча-ща», все же совершают ошибки при написании слов, содержащих данные орфограммы.

Поэтому и были придуманы интересные рифмовки, по типу: «жи-ши пиши с буквой и». Очень важно, чтобы дети помнили и использовали эти правила каждый раз, когда им встречаются подобные слова, научились их «видеть», находить и выделять.

Чтобы учащиеся не только называли правила, но и применяли их, надежным способом будет отработка правил «ча-ща», «чу-щу», «жи-ши» на письме.

Учитель или родитель может продиктовать множество слов, содержащих данные сочетания, или дать дидактическую карточку по типу «вставь пропущенную букву». Подобная система позволит детям наверняка запомнить правила «чу-щу», «ча-ща», «жи-ши» и никогда больше не допускать ошибок.

Это интересно

Кстати, в казахском языке, где так же, как и в русском, алфавит основан на кириллице, нет данного правила, и в словах после «ж» и «ш» пишется «ы». От этого у детей часто возникают проблемы при письме, ведь их учитель на русском языке учил, что писать «ы» ни в коем случае нельзя, а преподаватель казахского пишет на доске с «ошибками». Но чаще всего от этого страдают дети, которые обучаются на русском языке, а большую часть жизни они пишут и разговаривают на родном казахском.

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  • Что такое буквосочетания
  • Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
  • Исключения

Слово, буквосочетания, правописание, шипящие звуки.

Урок посвящен изучению слов русского языка. Учащиеся научатся узнавать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Научатся правописанию буквосочетаний в словах, познакомятся с исключениями.

Основное содержание урока

  1. Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими. Это буквы «ж», «ш», «ч», «щ». [ж], [ш] – всегда твердые; [ч’],[щ’] – всегда мягкие.

  1. После шипящих ж, ч, ш, щ в русских словах не пишутся буквы ы, ю, я, а пишутся буквы и, у, а.
  2. Буквосочетание – это такое сочетание нескольких букв, которое при произношении читается как один звук.

  1. В русском языке есть буквосочетания жи-ши-ча-ща-чу-щу:

Жираф, шило, чаща, чашка, чучело, щука

  1. Исключения: Брошюра, жюри, парашют, Жюль Верн

Разбор типового тренировочного задания

  1. Определи, на каких изображениях показаны слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща, а на каких — нет. Перенеси картинки в соответствующие столбцы.

Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща

Слова с исключениями

Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща

Слова с исключениями

2) Выберите один правильный вариант ответа:

Выберите один правильный вариант ответа:

В каком из вариантов везде пишется буква «и»?

  1. Ш_повник, ш_ны, камыш_,
  2. Мал_ш, шл_м, ш_шка
  3. Ш_ло, ш_ба, ж_р

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

В сочетаниях ЖИ – ШИ пишем букву И: машина, жизнь

В сочетаниях ЧА – ЩА пишем букву А: час, чаща

В сочетаниях ЧУ – ЩУ пишем букву У: щука, чудо

Такое написание является традиционным, поэтому просто запомни эти сочетания!

Исключениями являются заимствованные слова: брошюра, парашют, жюри и имена собственные Жюль .

Поделись с друзьями в социальных сетях:


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3722/conspect/

http://budu5.com/manual/chapter/24