Все правописания знаков препинания

Пунктуационный анализ

Теория к заданию 21 из ЕГЭ по русскому языку

Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.

Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.

Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм.

В 2019 г. планируется введение нового задания (21), ориентированного на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста.

В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте (из «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку» — М., 2018).

Знаки препинания и правила их употребления

За ночным окном — туман.

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).

В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В простом предложении между подлежащим и сказуемым
  1. существительным в им. п. — существительным в им. п.;
  2. числительным — числительным;
  3. числительным — существительным в им. п.;
  4. инфинитивом — инфинитивом;
  5. существительным в им. п. — инфинитивом;
  6. перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)
Одиночество в творчестве — тяжёлая штука (Чехов).
Два и двачетыре.
Двачётное число.
Жить — Родине служить
(пословица).
Наша цельполучить знания.
Понять — значит простить.
2.В простом неполном предложении
  1. при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;
  2. при параллелизме частей сложного предложения;
  3. в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;
  4. в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена
3.При однородных членах
  1. после однородных членов перед обобщающим словом;
  2. при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается
На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа — всюду тишина.

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?

4.В предложениях с приложением
  1. перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;
  2. для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;
  3. если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно;
  4. для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова
На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер (Паустовский).

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).

5.В сложносочинённом предложенииесли во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставлениеВсе вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха (Лермонтов).
Ещё напор — и враг бежит (Пушкин).
6.В сложноподчинённом предложении
  1. для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);
  2. при параллелизме структуры частей
Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Гоголь).

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

7.В бессоюзном сложном предложении
  1. для выражения
    – быстрой смены событий;
    – резкого противопоставления;
  2. если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;
  3. если первая часть обозначает время совершения действия второй части;
  4. если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой;
  5. если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой
Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов).
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Грибоедов).
Меньше знаешь — крепче спишь.

Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).

8.При вводных предложениях и вставных конструкцияхдля выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора…Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём (Казакевич).
Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся (Тургенев).
9.В репликах диалогамежду репликами диалога— Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.
— Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.
— Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво
(Тэсс).
10.При прямой речидля выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи«Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер;
«Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы».
11.В предложениях между двумя словамимежду двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учениеПланы на январь — февраль; рукопись
объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов;
скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта.

Многоточие

В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В конце предложениядля обозначения незаконченности высказыванияНо жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)
2.В середине предложенияпри перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанностиНо всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко)
3.В начале предложенияуказывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени…А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.
4.В цитатахдля указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в концеЛ.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»

Двоеточие

В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В предложениях с однородными членамипосле обобщающего слова перед однородными членамиПриметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Паустовский).
2.В предложениях с прямой речьюесли прямая речь стоит после авторских словЧехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».
3.В бессоюзном сложном предложении
  1. если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
  2. если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;
  3. если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
  4. если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;
  5. перед прямым вопросом, включённым во вторую часть
Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин).
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов).
Печален я: со мною друга нет (Пушкин).
Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев).
Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов)

Точка с запятой

В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В простом предложении с однородными членамидля разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятыеНо куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).
2.В бессоюзном сложном предложенииесли простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятыеБерёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).
3.В сложноподчинённом предложенииесли однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятыеДавыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).

Кавычки

В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В предложениях с прямой речьюдля выделения прямой речи в строкеСмотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)
2.При цитированиицитаты заключаются в кавычки«Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться.
3.В предложениях с приложениемназвания литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д.Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый»
4.В предложениях с определёнными словамидля выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить вниманиеРано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков).
…Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский).

Запятая

В каком предложении употребляетсяПравилоПримеры
1.В предложениях с однородными членами
  1. между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;
  2. между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;
  3. между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и. и, да. да, ни. ни, или. или, либо. либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли и др.;
  4. между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза
В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей.

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

2.В предложениях с обособленными членамидля выделения обособленных членов предложения:
  1. при обособлении определений:
    — с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;
    — два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;
    — относящееся к личному местоимению;
    — стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    — оторванное от определяемого существительного другими членами предложения;
  2. при обособлении приложений:
    — любое приложение, если оно относится к личному местоимению;
    — распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;
    — распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;
    — распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;
    — приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как;
    — приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его);
  3. при обособлении обстоятельств:
    — деепричастные обороты независимо от места в предложении;
    — одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности;
После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин).
Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела (Пришвин).
И входит он, любить готовый, душой открытый для добра (Лермонтов).
Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (Твардовский) (причины).
Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика.
Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин)
Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари.
Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка… (Гоголь)
Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов) (= будучи упрямцем во всём).
Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка (Тургенев).
Всякая птица, даже воробей, привлекала его внимание (Аксаков).
Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев).
Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский).
Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру.
Черёмуха душистая, развесившись, стоит (Есенин).3.В предложениях с вводными словами и конструкциямидля выделения вводных слов и предложенийОн, выходит, совсем в этом не разбирается.
Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал
(Пушкин).4.В предложениях с обращениямидля выделения обращенийТы помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… (Симонов)5.В предложениях со сравнительными оборотамидля выделения сравнительных оборотов
  1. сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;
  2. сравнительные обороты с союзом как:
    — если они обозначают уподобление (как = подобно);
    — если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;
    — если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;
    — если оборот начинается сочетанием как и;
    — если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.
Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат.
Как чайка, парус там белеет в высоте
(Фет).
Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным).
Я учился так же хорошо, как и брат.
В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное.
Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.
6.В сложносочинённых предложенияхдля разделения простых перед сочинительными союзамиОглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах.7.В сложноподчинённых предложенияхдля отделения придаточных частей от главнойЕё пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павленко).8.В бессоюзных сложных предложенияхдля разделения простыхМетель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин).
  1. Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
  2. Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
  3. Вы уже повторили функции знаков препинания по таблице, приведённой выше. Следовательно, представляете себе роль каждого знака препинания в предложении. Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМ.
  4. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
  5. Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу: оно может стоять в простом предложении между подлежащим и сказуемым, или в простом предложении при обособлении приложения, или в сложносочинённом предложении, или в бессоюзном сложном и даже в сложноподчинённом. Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

Основные правила русской пунктуации

Пунктуация — обширный и сложный раздел языкознания. Русская же пунктуация имеет множество запутанных правил с целым рядом исключений. Разобраться во всём этом не так просто. Мы, создатели сайта pishugramotno.ru, стараемся представить правила как целую систему, отслеживая закономерности и внутренние взаимосвязи. Ведь таким образом не обязательно зазубривать каждое правило — достаточно лишь понять, что из чего вытекает.

Основные моменты, которые вызывают трудности на письме, — это:

  • вводные слова;
  • причастные и деепричастные обороты;
  • однородные члены предложения;
  • сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Давайте рассмотрим каждый пункт подробнее и выявим основные моменты, которые влияют на постановку знаков препинания.

Вводные слова и предложения

Вводные слова (ВС) и предложения — это слова, сочетания слов, а иногда и целые предложения, которые не являются частью предложения, но связаны с ним по смыслу.

Отличить вводное слово можно по следующим признакам:

  • оно не является членом предложения;
  • выражает эмоции автора, последовательность действий, степень уверенности автора в сообщаемом и т.д.;
  • ни к нему, ни от него к другим словам нельзя задать вопрос;
  • ВС можно без потери смысла и нарушения структуры предложения переместить в другое место или убрать вовсе.

Вот несколько примеров вводных слов и словосочетаний, которые мы используем в повседневной речи:

  • “наверное”,
  • “пожалуйста”,
  • “таким образом”,
  • “в свою очередь”,
  • “например”,
  • “без сомнения”,
  • “безусловно”,
  • “действительно”,
  • “кажется” и т.д.

На письме вводные слова и предложения чаще всего отделяются запятыми, однако в некоторых случаях возможно использование тире или скобок.

Должно быть, во время чтения книги я задремал, потому что, когда я открыл глаза, за окном было уже темно.

Твой доклад, бесспорно, был лучшим выступлением на конференции.

Подготовка домашнего задания — как часто выражался наш классный руководитель — это ответственность ученика, а не родителя.

На тот фестиваль (к счастью) мы так и не попали, потому что в тот день непрерывно шёл проливной дождь.

Причастный оборот

Причастный оборот — это согласованное распространённое определение, выраженное причастием и зависимыми от него словами.

Причастие (одиночное или в составе оборота) имеет следующие признаки:

  • отвечает на вопросы “что сделавший?”, “что делающий?”, “какой?”, от причастия же, в свою очередь, можно задать вопросы к зависимым словам;
  • всегда определяет (отсюда термин “определяемое”) главное слово, которое выражено существительным или местоимением;
  • согласуется с определяемым словом в числе, падеже и роде.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.

Девочка (какая? что делавшая?), перебегавшая дорогу на красный свет, еле успела проскочить перед машиной.

Чай (какой?), налитый для меня, уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Если определяемое слово стоит после причастного оборота, то запятые, как правило, не ставятся.

Перебегавшая дорогу на красный свет девочка еле успела проскочить перед машиной.

Налитый для меня чай уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Из этого правила существует ряд исключений, подробнее о которых читайте в наших статьях.

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот — это единая конструкция, состоящая из деепричастия с зависимыми словами.

Деепричастный оборот обладает такими признаками:

  • в предложении выполняет роль обстоятельства и обозначает дополнительное действие;
  • всегда относится к сказуемому как определяемому слову;
  • отвечает на вопросы “что делая?”, “что сделав?”, иногда “как?”.

На письме в подавляющем большинстве случаев деепричастие и деепричастный оборот отделяются запятыми.

Сначала сын выбрал машинку, но затем, подумав, поменял её на конструктор.

Котёнок, почуяв запах еды, с любопытством выглянул из своего убежища.

Деепричастие, тесно связанное по смыслу со сказуемым, запятыми не отделяется. В этом случае оно отвечает на вопрос “как?” и является обстоятельством образа действия.

Несмотря на дождь, мужчина шёл по улице (как?) не торопясь.

Выбирать профессию следует (как?) исходя из своих способностей и устремлений.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения — это члены предложения, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию и связанные друг с другом сочинительной связью.

Однородные члены предложения объединяются следующими признаками:

  • они являются одинаковыми членами предложения;
  • относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос;
  • чаще всего относятся к одной и той же части речи;
  • выражают синонимичные либо, наоборот, противоположные понятия, при этом усиливая смысл описываемого или же подчёркивая противопоставление.

Часто однородные члены относятся к одному слову в предложении, которое называется обобщающим. От взаимного расположения однородных членов и этого слова зависит расстановка знаков препинания в предложении:

1. Если однородные члены идут после обобщающего слова, то после него ставится двоеточие.

Чтобы украсить праздник, мы купили множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных.

2. В предложениях, где обобщающее слово стоит после однородных членов, оно отделяется тире.

Красные, синие, жёлтые, фиолетовые и зелёныетакие шары мы купили, чтобы украсить праздник.

3. Если же однородные члены стоят в середине предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.

Множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных — купили мы, чтобы украсить праздник.

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) — это предложение, содержащее в себе две и более грамматические основы, соединённые между собой сочинительной связью.

ССП обладают следующими признаками:

  • его части можно при желании сделать отдельными предложениями, разделив их точкой;
  • его грамматические основы соединены посредством сочинительных союзов (“и”, “но”, “а”, “однако”, “также”, “да” и т.д.) либо бессоюзной связи.

Если грамматические основы в ССП не осложнены причастными, деепричастными и уточняющими оборотами, вводными словами и другими конструкциями, требующими обособления, то между ними ставится запятая.

С приходом осени дни стали прохладными и какими-то звенящими, а воздух наполнился упоительным запахом опадающих листьев.

Я уже собирался выйти из дома, но меня остановил телефонный звонок.

В предложениях с распространёнными частями, где присутствует несколько знаков препинания, может стоять точка с запятой.

Я мчался со всех ног за автобусом, поминутно спотыкаясь, кричал и махал руками в надежде, что водитель меня заметит; но автобус всё удалялся, увозя с собой мой портфель с документами.

В более редких случаях между грамматическими основами может стоять двоеточие, тире или запятая с тире. В исключительных случаях грамматические основы не разделяются знаками препинания.

Именинника у нас обычно поздравляют всем классом — такова наша давняя традиция.

Сегодня нам нужно обязательно убраться и приготовить жаркое: завтра к нам приедут гости.

Сегодняшняя прогулка была прекрасной, несмотря на пасмурную погоду, — мы сходили на пруд и посмотрели на уток, собрали букет из опавших листьев, а под конец зашли в магазин и накупили душистых булочек к чаю.

Кто этот человек и что вы все здесь делаете?

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённое предложение (СПП) — это сложное предложение, в котором есть одна главная часть и одна или несколько придаточных, которые соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

Чтобы распознать СПП, нужно отследить, каким образом части предложения связаны между собой. В сложноподчинённом предложении от главного предложения можно задать вопрос к придаточному, а на их границе всегда присутствуют подчинительные союзы:

или союзные слова:

В большинстве случаев между частями СПП ставится запятая, но возможна также постановка точки с запятой, тире, двоеточия.

Нам нужно пораньше выехать из дома, чтобы не застрять в пробке и успеть в аэропорт.

Хоть я и намучилась с этой розой, впоследствии она отблагодарила меня обильным цветением.

Те, кто пришли на экзамен с утра, получили более высокие оценки.

Как ни старался я понять это запутанное правило — оно никак не хотело укладываться у меня в голове.

Перед экзаменом вам следует запомнить несколько вещей: что никто не будет вам подсказывать, что за шпаргалки вас будут немедленно выгонять и что оцениваться будут реальные знания, а не зазубренные правила.

Заключение

Конечно, здесь приведены далеко не все правила пунктуации и далеко не все случаи их использования на письме, ведь охватить такой огромный пласт информации в одной статье просто невозможно. А ведь есть ещё такие случаи, как прямая речь, обращения, уточнения и многое другое. Чтобы более подробно ознакомиться с правилами в каждом отдельном случае, заходите на наш сайт.

В заключение хотим сказать, что мы всегда рады новым авторам. Требования просты: филологическое образование, хороший слог и, безусловно, любовь к русскому языку!

10 основных случаев постановки запятых: примеры из цитат. Часть 2

В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
Пауло Коэльо «Алхимик»

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Запятая при сложных подчинительных союзах

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

Запятой выделяются сравнительные обороты

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»


источники:

http://www.uchportal.ru/russkij-yazyk/osnovnye-pravila-russkoj-punktuacii-10168

http://gramotno-po-russki.ru/pishem-gramotno/pravila-postanovki-zapyatyh