Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Русский язык
План урока:
Приставка и значение приставки
Приставка – это морфема (значимая часть) слова, с помощью которой можно образовать множество новых слов, отличающихся значением.
Например, возьмем глагол бегать и посмотрим, сколько слов – действий может получиться: убегать, перебегать, выбегать, забегать. Корень у них один, а приставка вносит дополнительное лексическое значение.
Варианты приставок
В современном русском языке существуют следующие варианты приставок:
Все приставки русского языка можно разделить на три группы:
приставки, написание которых всегда одинаково;
приставки, заканчивающиеся на -з, -с;
приставки при-, пре-.
К приставкам с единообразным написаниям относятся: до-, о-, об-, от-, по, под-, про-, за-, на-, над-.Буквы о и а в них – орфограммы, их нужно запомнить. Чтобы не ошибиться в написании приставок, нужно следовать следующему алгоритму:
Находим в слове корень;
В зависимости от приставки пишем букву о или а.
Например, Мальчики нарубили еловых веток и вернулись к костру.
Разберем слово нарубили:
Находим корень: -руб-;
Приставка на- (приставки но- не бывает);
Следовательно, пишем букву а.
В слове «нарубили» записываем приставку на-
Один за другим они пролезли в люк и очутились внутри шара.
Разберем слово пролезли:
Находим корень: — лез-;
Выделяем приставку про-(приставка пра- имеет значение степени родства)
Пишем букву о.
Также согласные звуки в приставках с-, об-, в-, от-, под-, над- пишутся одинаково, независимо от звучания.
Буквы с, б, в, т, д в этих приставках – орфограммы: сделать, объехать, влезть, открыть, подскочить, надписать
Значение приставок
Каждая приставка обладает своим лексическим значением в слове:
от-обозначает удаление от предмета: отскочить, отбежать, отпрыгнуть, отъехать, отлететь;
под-может употребляться в значении или движения снизу вверх, или направление вниз: подняться, подлезть, подвернуть, подшить;
про-в значении двигаться мимо, сквозь что-то: пройти, пробежать, просмотреть, пролезть, проехать;
пра- употребляем, когда имеем в виду отдаленных родственников или предметы в первоначальном значении: прабабушка, прадедушка, праматерь;
над-обозначает действие сверху чего-то: надкусить, надломить, надписать;
за- обозначает предел чего-то, кратковременное или попутное действие: закричать, завершить, закрыть, забежать, задумать;
о-, об-, обо- в значении двигаться вокруг чего-то, двигаться мимо чего-то, охвата предмета: обойти, обдумать, обнять, объехать, очаровать.
с-, со- подразумевают законченность действия, движение в одну точку: сделать, срезать, сойти, сорвать, спрыгнуть.
Правописание приставок
Написание слов с приставками на -з-, -с- определяется следующим правилом: к слову с начальным глухим звуком присоединяются приставки на -с: бе с покойство (звук «п» после приставки глухой)
К слову с начальным звонким звуком присоединяются приставки на -з:ра з бежаться (звук «б» после приставки звонкий).
Приставки при- и пре-
Написание приставки при-и пре-определяется ее значением. Это правило является одним из самых трудных правил, так как вызывает сложность в определении значения приставки.
Чтобы не сделать ошибку в слове, нужно себе объяснить значение приставки
Приставка при-пишется в следующих значениях:
- близость к чему-либо, приближение к кому-либо
Территорию возле школы назовем пришкольной;
Ребенок пришел к маме. (Он к ней приблизился).
- действие произвели чуть-чуть, его не довели до конца: приоткрыл, придержал, присел; значение приставки в слове определяется ее значением.
- присоединение: пришил, приклеил, приложил.
Пре-пишем, когда приставка употреблена в значении:
- высшей степени качества (очень): премилый, преумный, презабавный, преспокойный
- в значении приставки пере: преобразовать, преградить, прекратить.
!Слова, в которых трудно определить значение приставки, нужно запомнить: привилегия, привычка, преподаватель, презрение.
Запишем слова приклеить и присесть, выделим приставки и определим их значение
Подумаем, что они обозначают: приклеить – значит присоединить, следовательно, правописание приставки определяется значением присоединения. Выделяем приставку при-
Присесть – значит опуститься на стул или диван не полностью, а чуть-чуть, слегка. В этом случае значение приставки в слове – неполнота действия. Ответ в слове – приставка при-.
Словообразование слов
Словообразование слов с помощью приставок
Если новое слово любой части речи мы получаем с помощью прибавления к нему той или иной приставки, то такой способ будет называться приставочным:
Например, возьмем существительное ходи с помощью различных приставок образуем новые лексемы:
приставка вы-: выход;
приставка в-: вход;
приставка пере-: переход;
приставка за-: заход;
приставка об-: обход;
приставка про-: проход;
приставка от-: отход;
приставка про-: проход.
Таким образом, каждая приставка привнесла в слово новое значение.
Словообразование слов с помощью суффиксов
Если новое слово получается с помощью прибавления только суффикса, то его назовем суффиксальным словообразованием.
В качестве примера образуем новые слова с помощью суффиксов от существительного кот:
суффикс —ик: котик;
суффикс —ищ-: котище;
суффикс —енок: котенок;
суффикс —ят-: котята.
В том случае если новые лексемы получаются способом словообразования приставок и суффиксов, его называют приставочно-суффиксальным. Так слово прибрежный образовалось от слова берег при помощи приставки при — и суффикса —н-.
Способы словообразования без приставок и суффиксов
Кроме описанных выше способов словообразования, существуют и другие:без приставок и суффиксов.К ним относится сложение, образование новых слов из словосочетаний подчинительного типа и переход одной части речи в другую.
- Берем слова шкаф и купе, получаем шкаф-купе;
- Используем гласные о и е, которые называются соединительными, и получаем луноход из слов луна и ход;
- Складываем начальные буквы слов: МХАТ получили из Московского художественного академического театра. Такие слова называются сложносокращенными.
- Прибавляем к существительному начальную часть от слова половина (пол) и получаем: пол-лимона, пол-ананаса, полкниги, пол-Москвы, полстраны.
http://russkiiyazyk.ru/slovoobrazovanie/pristavochno-suffiksalnyiy-sposob.html
http://100urokov.ru/predmety/urok-4-pristavki-i-suffiksy