Все суффиксы и окончания казахского языка

Основы грамматики казахского языка

Казахский язык (каз. қазақ тілі, قازاق ٴتىلى, qazaq tili) — государственный язык Республики Казахстан.
Входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви.

Алфавит и фонетика

Аа Әә Бб Вв Гг Ғғ Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Ұұ Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Іі Ьь Ээ Юю Яя

Буквы в, ф, ц, ч, ь, ъ, е, э используются только при написании слов иноязычного происхождения.

Как и в любом языке, фонетический строй казахского языка включает в себя гласные и согласные звуки. Согласные, в свою очередь, делятся на сонорные /үнді/, звонкие /ұяң/, и глухие /қатаң/. В связи с этим существуют законы сингармонизма, ассимиляции. Суть закона сингармонизма в следующем: в зависимости от слогообразующего гласного в корне слово может принять только твердые или только мягкие аффиксы: әже-лер, бала-лық, оқу-шы-лар-ға.
Этому закону не подчиняются аффиксы принадлежности -дікі /-тікі, -нікі/: ата-нікі, қыз-дікі /девушки/, Мұраттікі /Мурата/ и окончание инструментального падежа -мен /-бен, -пен/: Марат-пен, автобус-пен, қыз-бен /с девушкой/.

Явление ассимиляции бывает 2-х видов: прогрессивная и регрессивная. По прогрессивной ассимиляции последующий согласный звук на слоговой границе употребляется предыдущему, например: кітап-тар, қалам-дар, т.е. к словам, оканчивающимся на глухие и звонкие б, в, г, д прибавляются аффиксы, начинающиеся на глухие согласные: а слова со звонкими, сонорными и гласными в конце требуют аффиксов со звонкими или сонорными звуками: аға-дан, қыз-дың, үй-дің.
Регрессивная ассимиляция предполагает озванчивание глухих согласных қ, к п на конце слова если прибавляемые аффиксы начинаются на гласные. Например: кітап — кітабым /моя книга/, оқулық /учебник/, оқулығы /его учебник/.

Существительные изменяются по падежам и числам

Именительный падеж (Атау септік) — кто? (кім?) что? (не?) — без окончаний
Родительный падеж (Ілік септік) — кого? (кімнің?) чего? (ненің?) — -ның, -нің, -дың, -дің, -тың, -тің
Дательный падеж (Барыс септік) — кому? (кімге?) чему? (неге?) куда? (қайда?) — -ға, -ге, -қа, -ке, -на, -не, -а, -е
Винительный падеж (Табыс септік) — кого? (кімді?) что? (нені?) — -ны, -ні, -ды, -ді, -ты, -ті, -н
Местный падеж (Жатыс септік) — у кого? (кімде?) у чего? (неде?) где? (қайда?) — -да, -де, -та, -те, -нда, -нде
Исходный падеж (Шығыс септік) — от кого? (кімнен?) от чего? (неден?) — -дан, -ден, -тан, -тен, -нан, -нен

Творительный падеж (Көмектес септік) — с кем? (кіммен?) с чем? (немен?) — -мен, -бен, -пен

Множественное число образуется суффиксами -дар/-дер/-тар/-тер/-лар/-лер
қағаздар – бумаги, қыздар – девочки, адамдар – люди, аңдар – звери
емтихандар – экзамены, сандар – числа, шамдар – лампы, армандар – мечты
елдер – страны, кiлемдер – ковры, сөздер – слова, үстелдер – столы
дүкендер – магазины, бөлiмдер – отделения, гүлдер – цветы, тiлдер – языки
жолдастар – товарищи, сұрақтар – вопросы, хаттар – письма, кiтаптар – книги
ағаштар – деревья, құстар – птицы, бастықтар – начальники, ойыншықтар – игрушки
мектептер – школы, есептер – счета, суреттер – картины, шелектер – вёдра
үтiктер – утюги, әрiптестер – коллеги, студенттер – студенты, жидектер – ягоды
таулар – горы, балалар – дети, айлар – месяца, айналар – зеркала
жануарлар – животные, қалалар – города, маталар – ткани, сапарлар – путешествия
үйлер – дома, әкелер – отцы, пәтерлер – квартиры, көшелер – улицы
нәрселер – вещи, шеберлер – мастера, дәрiгерлер – врачи, терезелер – окна

Форма принадлежности образуется путем прибавления к существительному в единственном и множественном числах следующих окончаний:
а) если конечный звук основы согласный:
І лицо —ым/ —ім /м
ІІ лицо —ың/ —ің
вежливая форма —ыңыз/ —іңіз
ІІІ лицо —ы/ —і
б) если конечный звук основы гласный:
І лицо —м
ІІ лицо —ң
вежливая форма —ңыз/ —ңіз
ІІІ лицо —сы/ —сі
Во множественном числе к основе слова прибавляется сначала суффикс множественного числа —лар/-лер, —дар/-дер, —тар/-тер, а затем притяжательные окончания:
І лицо —ымыз/ —іміз
ІІ лицо —ың/ —ің
вежливая форма —ыңыз/ —іңіз
ІІІ лицо —ы/ —і

әжем – моя бабушка, балам – мой ребёнок, айнам – моё зеркало
досым – мой друг, қағазым – моя бумага, сағатым – мои часы
үстелім – мой стол, сөздiгiм – мой словарь, пәтерiм – моя квартира

Прилагательное состоит либо из корня, либо из корня и образующего суффикса. Согласования с существительным в падеже и числе нет, в случае, если прилагательное является сказуемым, оно приобретает личный суффикс.

Глагол имеет 4 лица в форме единственного и множественного числа, обозначаемые суффиксами. Время глагола образуется синтетически и аналитически. Синтетически образуются форма прошедшего времени и «настояще-будущего» времени, обозначающего действие в будущем или обычное действие в настоящем. Действие, совершаемое в определенный момент времени в настоящем, образуется по схеме «деепричастие+глагол, обозначающий положение субъекта». Широко используются причастия и деепричастия.

Примеры спряжений с выделенными окончаниями:

Настоящее время:

Мен әдемі сарайда тұрмын. – Я в красивом дворце стою. Мен жүрмiн. – Я иду.
Біз әуежайда отырмыз. – Мы в аэропорту сидим. Біз далада жүрмiз. – Мы на улице ходим.
Сен кiтапханада тұрсың. – Ты в библиотеке стоишь. Сен саябақта жүрсiң. – Ты в парке ходишь.
Сендер далада тұрсыңдар. – Вы на улице стоите. Сендер далада жүрсіңдер. – Вы на улице ходите.
Сіз мұғалімде отырсыз. – Вы у учителя сидите. Сіз қайда жүрсіз? – Вы где ходите?
Сіздер қай көшеде тұрсыздар? – Вы на какой улице стоите?
Анар диванда жатыр. – Анара на диване лежит. Балалар саябақта жүр. – Дети в парке ходят.

Прошедшее время:

От глагола в неопределённой форме отбрасывается суффикс у, добавляются суффиксы ты/ті после глухих согласных, в остальных случаях — суффиксы ды/ді. После суффиксов добавляются личные окончания.
Мен жаздым. – Я писал. Мен мектеп бiтiрдiм. – Я школу закончил.
Біз Алматыда тудық. – Мы в Алматы родились. Біз биледiк. – Мы танцевали.
Сен диванда отырдың. – Ты на диване сидел. Сендер жаптыңдар. – Вы закрыли.
Сіздер сөйледіңіздер. – Вы разговаривали. Ол музыка тыңдады. – Он музыку слушал.

Местоимения (личные)

Мен Я
Сен Ты (неформальное ед. числа)
Сіз Вы (формальное ед. числа)
Ол Он/Она/Оно
Біз Мы
Сендер Вы (неформальное мн. числа)
Сіздер Вы (формальное мн. числа)
Олар Они

Порядок слов в казахском языке постоянен:
а) сказуемое всегда в конце предложения — Мен университетте оқимын (Я учусь в университете);
б) определение всегда перед определяемым словом — Мен мемлекеттік университетте оқимын (Я учусь в государственном университете);
в) вопросительное слово при отсутствии глагола-сказуемого стоит на последнем месте — Ректорат қайда? (Где ректорат?); при наличии в предложении глагола-сказуемого вопросительное слово перед ним — Университет қайда орналасқан? (Где находится университет?).

Барлық адамдар тумысынан азат және қадір-қасиеті мен кұқықтары тең болып дүниеге келеді. Адамдарға ақыл-парасат, ар-ождан берілген, сондықтан олар бір-бірімен туыстық, бауырмалдық қарым-қатынас жасаулары тиіс.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Полезный ресурс по грамматике и речи: http://www.kaz-tili.kz/

Словарь: http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/

18 января 2013 (05:29:05)

Входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви.

Алфавит и фонетика

Аа Әә Бб Вв Гг Ғғ Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Ұұ Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Іі Ьь Ээ Юю Яя

Все суффиксы и окончания казахского языка

Окончания и суффиксы для удобства буду называть одним общим словом – аффиксы.

Для изучающих казахский язык сложность представляет не само наличие большого количества аффиксов, а необходимость запоминать правила их присоединения. Часто в учебниках на каждую тему даются таблицы с набором букв, после которых надо присоединять тот или иной аффикс, и никаких подсказок, никакой дополнительной помощи в их запоминании. Поэтому кажется, что с каждой новой темой будет всё труднее и труднее изучать язык, что придётся заучивать очередной набор правил.

На самом деле, с каждой новой темой изучать правила присоединения аффиксов становится легче, если до этого вы изучали их системно. Когда вы ознакомились с основными принципами добавления аффиксов, вам остаётся лишь увидеть отражение этих принципов в новых изучаемых темах.

Здесь не требуется объяснений правил их присоединения, но раз такие аффиксы есть, то их надо озвучить. Не запоминайте сейчас сами аффиксы, вы их будете изучать в соответствующих разделах сайта, они приводятся только для примера.

‘ м ‘ – усечённое личное окончание 1-го лица, ед. числа
‘ ң ‘ – усечённое личное окончание 2-го лица, ед. числа
‘ хана ‘ – суффикс образования существительных, название помещений

после любых букв+ м

Таблица приведена в качестве примера. Таких аффиксов мало, чаще имеется хотя бы два варианта – для твёрдых и мягких слов.

‘ са/се ‘ – условное наклонение;
‘ сың/сің ‘ – личные окончания 2-го лица.
‘ сыз/сiз ‘ – образование отрицательных прилагательных
‘ шы/ші ‘ – образование существительных рода деятельности
‘ ңыз/ңіз ‘ – усечённые личные окончания 2-го лица уваж. форма
‘ қ/к ‘ – усечённые личные окончания 1-го лица мн. числа
и т.д.

При двухвариантных аффиксах тоже неважно, на какую букву заканчивается слово. Но есть два варианта: один для присоединения к твёрдым словам и второй — для присоединения к мягким словам. Например, аффиксы ‘ са/се ‘:

твёрдые словапосле любых букв+ са
мягкие слова+ се

м, ым/ім ‘ – притяжательные окончания 1-го лица, ед.числа
‘ н, ын/ін ‘ – возвратный залог
‘ с, ыс/іс ‘ – совместный залог
‘ п, ып/іп ‘ – давно прошедшее время (не очевидное)
‘ р, ар/ер ‘ – будущее предположительное время
‘ й, а/е ‘ – переходное время
и т.д.

Правила присоединения трёхвариантных аффиксов тоже очень простые. Для примера возьмём притяжательные окончания ‘ м, ым/ім ‘:

твёрдые словагласных+ мсогласных+ ым
мягкие слова+ ім

Есть вариант для присоединения после гласных – ‘ м ‘ и для присоединения после согласных: в твёрдых словах – ‘ ым ‘ и мягких словах – ‘ ім ‘. Достаточно пройти одну тему казахского языка, где вы встречаете трёхвариантные аффиксы и далее, увидев в новой теме три варианта, например, будущее предположительное время ‘ р, ар/ер ‘, вам уже не нужно изучать правило, вы его знаете. После гласных – ‘ р ‘, после согласных в твёрдых словах – ‘ ар , после согласных в мягких словах – ‘ ер »

Четырёхвариантные делятся на два вида: пара «гласные-согласные» и пара «звонкие-глухие». И тот и другой вариант прост в правилах присоединения.

а) Гласные-согласные (есть пара аффиксов, которые начинаются на согласную букву и пара аффиксов, которые начинаются на гласную букву).

мыз/міз, ымыз/іміз ‘ – притяжательные окончания 1-го лица, мн. числа
‘ рақ/рек, ырақ/iрек ‘ – сравнительная степень прилагательных
‘ ншы/нші, ыншы/інші ‘ – порядковые числительные
‘ йын/йін, айын/ейін ‘ – повелительное наклонение 1-го лица, ед. число
‘ йтын/йтін, атын/етін ‘ – прошедшее переходное время
‘ ңыз/ңіз, ыңыз/іңіз ‘ – повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, уваж. форма
‘ сы/сі, ы/і ‘ – притяжательные окончания 3-го лица
и т.д.

Эти аффиксы очень похожи на трёхвариантные, только после гласных присоединяется не одна согласная буква, а имеются варианты для твёрдых и мягких слов.

твёрдые словагласных+ мызсогласных+ ымыз
мягкие слова+ міз+ іміз

б) Звонкие-глухие (есть пара аффиксов, которые начинаются на звонкую согласную букву, и пара аффиксов, которые начинаются на глухую согласную букву).

ды/ді, ты/ті ‘ – прошедшее время
‘ ған/ген, қан/кен ‘ – давно прошедшее время (очевидное)
‘ ғы/гi, қы/кi ‘ – желательное наклонение
‘ ғыш/гiш, қыш/кiш ‘ – суффиксы образования существительных
и т.д.

Аффиксы, которые начинаются на глухую согласную (например, ‘ ты/ті ‘), следуют после глухих согласных. Аффиксы, которые начинаются на звонкую согласную (‘ ды/ді ‘) присоединяются в остальных случаях (после гласных, после звонких и сонорных согласных).

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сонорных
гласных
+ дыглухих+ ты
мягкие слова+ ді+ ті

Пятивариантных аффиксов нет, сразу переходим к шестивариантным.

Шестивариантные аффиксы представляют наибольшую трудность в запоминании правил их присоединения. Но даже здесь есть свои закономерности, которые можно выявить, и тогда учить останется совсем немного — лишь некоторые моменты.

Фактически мы имеем не шесть вариантов, а три пары аффиксов. К примеру:

‘ дар/дер, тар/тер, лар/лер ‘ – множественное число

Есть пара аффиксов, которые начинаются на звонкую согласную, есть пара аффиксов, которые начинаются на глухую согласную и есть пара аффиксов, которые начинаются на сонорную согласную. Для простоты, чтобы не писать долго «аффиксы, которые начинаются с такой-то буквы. », буду говорить так: «звонкие аффиксы», «глухие аффиксы», «сонорные аффиксы».

Разделим все шестивариантные аффиксы на три большие группы, в зависимости от того, на какие буквы они начинаются.

дар/дер, тар/тер, лар/лерокончания множественного числа
дас/дес, тас/ тес, лас/лессуффиксы образования существительных
дау/деу, тау/ теу, лау/леусуффиксы образования степени прилагат.
дай/дей, тай/ тей, лай/лейсуффиксы образования наречий
дық/дік, тық/ тік, лық/ліксуффиксы образования существит. и прилаг.
ды/дi, ты/ тi, лы/лiсуффиксы образования прилагательных

Обратите внимание на общее в этих аффиксах: «звонкие аффиксы» начинаются на букву ‘ д ‘, «глухие аффиксы» – на ‘ т ‘ и «сонорные аффиксы» – на ‘ л ‘. Правила присоединения этих аффиксов одинаковые!

«Звонкие аффиксы» всегда следуют после звонких ‘ ж, з ‘. Это общее правило для всех аффиксов. Единственное, что нужно выучить для этой группы – что «звонкие аффиксы» следуют после сонорных согласных ‘ л, м, н, ң ‘. Всё, больше ничего учить не надо. «Глухие аффиксы» следуют после глухих согласных и звонких ‘ б, в, г, д ‘ – это тоже общее правило для всех «глухих аффиксов», из любой группы. «Сонорные аффиксы» этой группы присоединяются в остальных случаях (после сонорных ‘ р, у, й ‘ и гласных).

Изучение казахского языка в основном начинается с изучения окончаний множественного числа ‘ дар/дер, тар/тер, лар/лер ‘.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сон. ‘ л, м, н, ң ‘

+ дарглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ таргласных
сон. ‘ р, у, й ‘
+ лар
мягкие слова+ дер+ тер+ лер

Если вы изучили эти аффиксы, натренировались в их присоединении, то теперь встретив другие аффиксы ДТЛ-группы, вам не нужны будут правила, вы их уже знаете.

Следующая большая группа шестивариантных аффиксов.

ба/бе, па/пе, ма/меотрицательные суффиксы, вопросит. частицы
бақ/бек, пақ/пек, мақ/мексуффиксы будущего времени намерения
быз/біз, пыз/піз, мыз/мізличные окончания 1 лицо, мн.число
бын/бін, пын/пін, мын/мінличные окончания 1 лицо, ед.число
бен, пен, менокончания творительного падежа

В этой группе «звонкие аффиксы» начинаются на букву ‘ б ‘, «глухие аффиксы» – на ‘ п ‘ и «сонорные аффиксы» – на ‘ м ‘. Правила для данной группы надо запоминать в сравнении с первой, так как разница в одной букве (‘ л ‘). «Звонкие аффиксы» следуют после звонких ‘ ж, з ‘ и сонорных согласных ‘ м, н, ң ‘. С «глухими аффиксами» не буду повторяться, правила их присоединения одинаковые. «Сонорные аффиксы» этой группы присоединяются в остальных случаях (после сонорных ‘ л, р, у, й ‘ и гласных).

Эту группу аффиксов проще запомнить по отрицательным суффиксам ‘ ба/бе, па/пе, ма/ме ‘, которые также изучаются одними из первых.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сон. ‘ м, н, ң ‘

+ баглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ пагласных
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ ма
мягкие слова+ бе+ пе+ ме

И вот интересный момент, являющийся закономерностью языка. Если в конце аффикса есть носовая сонорная ‘ н ‘ (или ‘ ң ‘), то «сонорные аффиксы» притягиваются к сонорным ‘ м, н, ң ‘, то есть следуют после этих букв. Для таких аффиксов таблица меняется.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘+ бынглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ пынгласных
сон. ‘ л, р, у, й ‘
сон. ‘ м, н, ң ‘
+ мын
мягкие слова+ бін+ пін+ мін

И рассмотрим последнюю – третью группу шестивариантных аффиксов.

да/де, та/те, нда/ндеокончания местного падежа
дан/ден, тан/тен, нан/ненокончания исходного падежа
ды/ді, ты/ті, ны/ніокончания винительного
дiкi, тiкi, нiкiпритяжательные окончания 2 форма
дың/дің, тың/тің, ның/ніңокончания родительного падежа

Да, она самая загруженная. Но если вы до этого во всём разобрались и не бросили читать, то и далее поймёте. Здесь идёт разделение не только по присутствию в конце аффикса носовой сонорной ‘ н ‘ (или ‘ ң ‘), но и зависимость от гласной буквы в аффиксе. Сначала рассмотрим аффиксы, в которых есть гласные ‘ а, е ‘. «Звонкие аффиксы» идут после всех букв – сонорных, гласных, звонких ‘ ж, з ‘. В данной категории у нас присутствуют только аффиксы местного падежа.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
гласных
сон. ‘ м, н, ң ‘
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ даглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ та+ нда
мягкие слова+ де+ те+ нде

Аффиксы ‘ нда/нде ‘ следуют после притяжательных окончаний 3-го лица, здесь мы это не рассматриваем, поэтому клетка пустая. Далее смотрим на аффиксы исходного падежа. В конце аффиксов буква ‘ н ‘, значит, для этого падежа сонорные ‘ м, н, ң ‘ в правилах перетягиваем к «сонорным аффиксам».

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
гласных
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ данглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ тансон. ‘ м, н, ң ‘+ нан
мягкие слова+ ден+ тен+ нен

Далее переходим к группе аффиксов с гласными ‘ ы, і ‘, сравниваем с местным падежом. Здесь идёт различие в том, что «сонорные аффиксы» следуют после гласных букв.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сон. ‘ м, н, ң ‘
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ дыглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ тыгласных+ ны
мягкие слова+ ді+ ті+ ні

И последнее — родительный падеж. В конце аффиксов буква ‘ ң ‘, значит, для этого падежа сонорные ‘ м, н, ң ‘ в правилах перетягиваем к «сонорным аффиксам».

Жалғаулар түрлері (Виды окончаний)

Қазақ тілінің жалғаулар түрлері (Виды окончаний)

Септік жалғау арқылы есімдер сөйлемдегі етістіктермен де, шылау сөздермен де, есімдер өзді-өздері де жалғасып әр алуан қарым-қатынасқа түседі.

Падежные окончания — окончания в казахском языке, которые являются следствием склонения существительных.

ПадежСептікСұрақтар (вопросы)Жалғаулар (окончания)Мысал (пример)
ИменительныйАтаукiм? (кто?), не? (что?)Жалғауы жоқ (Нет окончания)мектеп (школа)
РодительныйІліккiмнiң? (кого?), ненiң? (чего?)-ның/–нің, -дың/-дің, -тың/-тіңмектептің (школы)
ДательныйБарыскiмге? (кому?), неге? (чему?), қайда? (куда?)-ға/-ге, -қа/-ке, -на/-не, -а/-емектепке (школе, в школу)
ВинительныйТабыскiмдi? (кого?), ненi? (что?)-ды/-ді, -ты/-ті, -ны/-ні, -нмектепті (школу)
МестныйЖатыскiмде? (у кого?), неде? (на чём? в чём?), қайда? (где?), қашан? (когда?)-да/-де, -та/-те, -нда/-ндемектепте (в школе)
ИсходныйШығыскiмнен? (от кого?), неден? (от чего?), қайдан? (от куда?)-дан/-ден, -тан/-тен, -нан/-ненмектептен (из школы)
ТворительныйКөмектескiммен? (с кем?), немен? (с чем?)-мен, -бен, -пенмектеппен (школой)

Пример разбора по падежам:

Ит сөзі (Слово собака)

  • А.с. (не?) ит. Ит — ең жақсы дос!
  • І.с. (ненің?) иттің. Иттің ойыншығы еденде жатты.
  • Б.с. (неге?) итке. Мен итке сүтті бердім.
  • Т.с. (нені?) итті. Алексей көршілестік итті жақсы көреді.
  • Ж.с. (неде?) итте. Итте әдемі бір шүйке жіп бар.
  • Ш.с. (неден?) иттен. Мысық ашуын иттен алады.
  • К.с. (немен?) итпен. Ол итпен ойнайды.

Отан ы сөзі (Слово Родина в 3 лице)

  • А.с. (несі?) Отаны. Оның Отаны — Қазақстан.
  • І.с. (несінің?) Отанының. Отанының табиғаты тамаша болған.
  • Б.с. (несіне?) Отанына. Ол өз Отанына ұзақ қызмет етеді.
  • Т.с. (несін?) Отанын. Борат Отанын жақсы көреді.
  • Ж.с. (несінде?) Отанында. Отанында жақсы адамдар тұрады.
  • Ш.с. (несінен?) Отанынан. Өткен жылда Арман Отанынан кетеді.
  • К.с. (несімен?) Отанымен. Ол Отанымен мақтанады.

Көптік жалғау — жалғанған сезіне көптік мағына беретін қосымша.

Множественное число — грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов, объединённых по какому-либо признаку (однородных предметов).

дар/дерл, м, н, ң, ж, з
тар/терқатаң дауыссыздар + б, в, г, д
лар/лердауыстылар + й, р, у
  • қағаздар – бумаги
  • емтихандар – экзамены
  • кiлемдер – ковры
  • жолдастар – товарищи
  • мектептер – школы
  • таулар – горы
  • үйлер – дома

Внимание! Окончания множественного числа не добавляются:

  1. Если существительному предшествует числительное
    (екi кiтап – две книги, он төрт күн – четырнадцать дней);
  2. Если используются слова: көп – много, аз – мало, бiраз, бiршама – немного, бiрталай – большое количество, бiрнеше – несколько и т.д.
    (аз қалам – мало ручек, көп адам – много человек);
  3. Если предметы неисчисляемые
    (май – масло, нан – хлеб, бақыт – счастье);
  4. Если в данный момент речь идёт только как о виде:
    а) племени, рода, национальности: (орыс – русские, қазақ – казахи);
    б) зверей, насекомых, растений: (түлкi – лисицы, көбелек – бабочки, шөп – травы);
    в) частей тела: (құлақ – уши, саусақ – пальцы);
    Но в другом контексте к этим же словам могут добавляться окончания множественного числа (қазақтар – казахи, шөптер – травы, саусақтар – пальцы).

Тәуелдік жалғау, әдетте, бір заттың басқа бір затқа тәуелді екенін білдіретін қосымша. Негізінде зат есімге тән қосымша бола тұрса да, зат есім қызметін атқаратын, демек, субстантивтенетін (заттанатын) сөздердің барлығына да жалғана береді.

В казахском языке притяжательная форма существительных показывает принадлежность предмета.

Жақ (Лицо)Сан (Число)Есімдік (Местоимение)Жалғаулар (Окончания)
1 жақ (1 лицо)жекеше (ед.ч.)Меніңым/ім, м
2 жақ (2 лицо)жекеше (ед.ч.)Сеніңың/ің, ң
2 жақ (2 лицо ув.)жекеше (ед.ч.)Сіздіңыңыз/іңіз, ңыз/ңіз
3 жақ (3 лицо)жекеше (ед.ч.)Оныңсы/сі, ы/і
1 жақ (1 лицо)көпше (мн.ч.)Біздіңымыз/іміз, мыз/міз
2 жақ (2 лицо)көпше (мн.ч.)СендердiңК.Ж. + ың/ің
2 жақ (2 лицо ув.)көпше (мн.ч.)СіздердіңК.Ж. + ыңыз/іңіз
3 жақ (3 лицо)көпше (мн.ч.)ОлардыңК.Ж. + ы/і
Жақ (Лицо)Сан (Число)Есімдік (Местоимение)Мектеп (Школа)
1 жақ (1 лицо)жекеше (ед.ч.)Меніңмектебім
2 жақ (2 лицо)жекеше (ед.ч.)Сеніңмектебің
2 жақ (2 лицо ув.)жекеше (ед.ч.)Сіздіңмектебіңіз
3 жақ (3 лицо)жекеше (ед.ч.)Оныңмектебі
1 жақ (1 лицо)көпше (мн.ч.)Біздіңмектебіміз
2 жақ (2 лицо)көпше (мн.ч.)Сендердiңмектептерің
2 жақ (2 лицо ув.)көпше (мн.ч.)Сіздердіңмектептеріңіз
3 жақ (3 лицо)көпше (мн.ч.)Олардыңмектептері

Личные окончания I типа – это основные окончания, которые могут присоединятся к существительным, глаголам, прилагательным и числительным. Эти окончания используются при образовании большинства времен глагола.

Личные окончания II типа – это окончания, которые используются для образования прошедшего времени глагола и условного наклонения. Их ещё называют усечёнными личными окончаниями.

Таблица окончаний I типа:

Жақ (Лицо)Сан (Число)Есімдік (Местоимение)Жалғаулар (Окончания)
1 жақ (1 лицо)жекеше (ед.ч.)Менмын/мiн, бын/бiн, пын/пiн
2 жақ (2 лицо)жекеше (ед.ч.)Сенсың/сiң
2 жақ (2 лицо ув.)жекеше (ед.ч.)Сізсыз/сiз
3 жақ (3 лицо)жекеше (ед.ч.)Ол
1 жақ (1 лицо)көпше (мн.ч.)Бізмыз/мiз, быз/бiз, пыз/пiз
2 жақ (2 лицо)көпше (мн.ч.)Сендерсыңдар/сiңдер
2 жақ (2 лицо ув.)көпше (мн.ч.)Сіздерсыздар/сiздер
3 жақ (3 лицо)көпше (мн.ч.)Олар
  • Мен дәрігермін. – Я врач.
  • Мен он тоғыздамын. – Мне 19 лет.
  • Біз жақсымыз. – Мы хорошие.
  • Біз дәрігер емеспіз. – Мы не врачи.

Таблица окончаний II типа:

Жақ (Лицо)Сан (Число)Есімдік (Местоимение)Жалғаулар (Окончания)
1 жақ (1 лицо)жекеше (ед.ч.)Менм
2 жақ (2 лицо)жекеше (ед.ч.)Сенң
2 жақ (2 лицо ув.)жекеше (ед.ч.)Сізңыз/ңiз
3 жақ (3 лицо)жекеше (ед.ч.)Ол
1 жақ (1 лицо)көпше (мн.ч.)Бізқ/к
2 жақ (2 лицо)көпше (мн.ч.)Сендерңдар/ңдер
2 жақ (2 лицо ув.)көпше (мн.ч.)Сіздерңыздар/ңiздер
3 жақ (3 лицо)көпше (мн.ч.)Олар
  • Мен жаздым. – Я писал.
  • Бiз сабақ оқыдық. – Мы урок учили.
  • Сен диванда отырдың. – Ты на диване сидел.
  • Сендер жаптыңдар. – Вы закрыли.


источники:

http://kaz-tili.kz/su_shema.htm

http://yznaika.com/hints/110-jalgaular