Все суффиксы в казахском языке

Основы грамматики казахского языка

Казахский язык (каз. қазақ тілі, قازاق ٴتىلى, qazaq tili) — государственный язык Республики Казахстан.
Входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви.

Алфавит и фонетика

Аа Әә Бб Вв Гг Ғғ Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Ұұ Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Іі Ьь Ээ Юю Яя

Буквы в, ф, ц, ч, ь, ъ, е, э используются только при написании слов иноязычного происхождения.

Как и в любом языке, фонетический строй казахского языка включает в себя гласные и согласные звуки. Согласные, в свою очередь, делятся на сонорные /үнді/, звонкие /ұяң/, и глухие /қатаң/. В связи с этим существуют законы сингармонизма, ассимиляции. Суть закона сингармонизма в следующем: в зависимости от слогообразующего гласного в корне слово может принять только твердые или только мягкие аффиксы: әже-лер, бала-лық, оқу-шы-лар-ға.
Этому закону не подчиняются аффиксы принадлежности -дікі /-тікі, -нікі/: ата-нікі, қыз-дікі /девушки/, Мұраттікі /Мурата/ и окончание инструментального падежа -мен /-бен, -пен/: Марат-пен, автобус-пен, қыз-бен /с девушкой/.

Явление ассимиляции бывает 2-х видов: прогрессивная и регрессивная. По прогрессивной ассимиляции последующий согласный звук на слоговой границе употребляется предыдущему, например: кітап-тар, қалам-дар, т.е. к словам, оканчивающимся на глухие и звонкие б, в, г, д прибавляются аффиксы, начинающиеся на глухие согласные: а слова со звонкими, сонорными и гласными в конце требуют аффиксов со звонкими или сонорными звуками: аға-дан, қыз-дың, үй-дің.
Регрессивная ассимиляция предполагает озванчивание глухих согласных қ, к п на конце слова если прибавляемые аффиксы начинаются на гласные. Например: кітап — кітабым /моя книга/, оқулық /учебник/, оқулығы /его учебник/.

Существительные изменяются по падежам и числам

Именительный падеж (Атау септік) — кто? (кім?) что? (не?) — без окончаний
Родительный падеж (Ілік септік) — кого? (кімнің?) чего? (ненің?) — -ның, -нің, -дың, -дің, -тың, -тің
Дательный падеж (Барыс септік) — кому? (кімге?) чему? (неге?) куда? (қайда?) — -ға, -ге, -қа, -ке, -на, -не, -а, -е
Винительный падеж (Табыс септік) — кого? (кімді?) что? (нені?) — -ны, -ні, -ды, -ді, -ты, -ті, -н
Местный падеж (Жатыс септік) — у кого? (кімде?) у чего? (неде?) где? (қайда?) — -да, -де, -та, -те, -нда, -нде
Исходный падеж (Шығыс септік) — от кого? (кімнен?) от чего? (неден?) — -дан, -ден, -тан, -тен, -нан, -нен

Творительный падеж (Көмектес септік) — с кем? (кіммен?) с чем? (немен?) — -мен, -бен, -пен

Множественное число образуется суффиксами -дар/-дер/-тар/-тер/-лар/-лер
қағаздар – бумаги, қыздар – девочки, адамдар – люди, аңдар – звери
емтихандар – экзамены, сандар – числа, шамдар – лампы, армандар – мечты
елдер – страны, кiлемдер – ковры, сөздер – слова, үстелдер – столы
дүкендер – магазины, бөлiмдер – отделения, гүлдер – цветы, тiлдер – языки
жолдастар – товарищи, сұрақтар – вопросы, хаттар – письма, кiтаптар – книги
ағаштар – деревья, құстар – птицы, бастықтар – начальники, ойыншықтар – игрушки
мектептер – школы, есептер – счета, суреттер – картины, шелектер – вёдра
үтiктер – утюги, әрiптестер – коллеги, студенттер – студенты, жидектер – ягоды
таулар – горы, балалар – дети, айлар – месяца, айналар – зеркала
жануарлар – животные, қалалар – города, маталар – ткани, сапарлар – путешествия
үйлер – дома, әкелер – отцы, пәтерлер – квартиры, көшелер – улицы
нәрселер – вещи, шеберлер – мастера, дәрiгерлер – врачи, терезелер – окна

Форма принадлежности образуется путем прибавления к существительному в единственном и множественном числах следующих окончаний:
а) если конечный звук основы согласный:
І лицо —ым/ —ім /м
ІІ лицо —ың/ —ің
вежливая форма —ыңыз/ —іңіз
ІІІ лицо —ы/ —і
б) если конечный звук основы гласный:
І лицо —м
ІІ лицо —ң
вежливая форма —ңыз/ —ңіз
ІІІ лицо —сы/ —сі
Во множественном числе к основе слова прибавляется сначала суффикс множественного числа —лар/-лер, —дар/-дер, —тар/-тер, а затем притяжательные окончания:
І лицо —ымыз/ —іміз
ІІ лицо —ың/ —ің
вежливая форма —ыңыз/ —іңіз
ІІІ лицо —ы/ —і

әжем – моя бабушка, балам – мой ребёнок, айнам – моё зеркало
досым – мой друг, қағазым – моя бумага, сағатым – мои часы
үстелім – мой стол, сөздiгiм – мой словарь, пәтерiм – моя квартира

Прилагательное состоит либо из корня, либо из корня и образующего суффикса. Согласования с существительным в падеже и числе нет, в случае, если прилагательное является сказуемым, оно приобретает личный суффикс.

Глагол имеет 4 лица в форме единственного и множественного числа, обозначаемые суффиксами. Время глагола образуется синтетически и аналитически. Синтетически образуются форма прошедшего времени и «настояще-будущего» времени, обозначающего действие в будущем или обычное действие в настоящем. Действие, совершаемое в определенный момент времени в настоящем, образуется по схеме «деепричастие+глагол, обозначающий положение субъекта». Широко используются причастия и деепричастия.

Примеры спряжений с выделенными окончаниями:

Настоящее время:

Мен әдемі сарайда тұрмын. – Я в красивом дворце стою. Мен жүрмiн. – Я иду.
Біз әуежайда отырмыз. – Мы в аэропорту сидим. Біз далада жүрмiз. – Мы на улице ходим.
Сен кiтапханада тұрсың. – Ты в библиотеке стоишь. Сен саябақта жүрсiң. – Ты в парке ходишь.
Сендер далада тұрсыңдар. – Вы на улице стоите. Сендер далада жүрсіңдер. – Вы на улице ходите.
Сіз мұғалімде отырсыз. – Вы у учителя сидите. Сіз қайда жүрсіз? – Вы где ходите?
Сіздер қай көшеде тұрсыздар? – Вы на какой улице стоите?
Анар диванда жатыр. – Анара на диване лежит. Балалар саябақта жүр. – Дети в парке ходят.

Прошедшее время:

От глагола в неопределённой форме отбрасывается суффикс у, добавляются суффиксы ты/ті после глухих согласных, в остальных случаях — суффиксы ды/ді. После суффиксов добавляются личные окончания.
Мен жаздым. – Я писал. Мен мектеп бiтiрдiм. – Я школу закончил.
Біз Алматыда тудық. – Мы в Алматы родились. Біз биледiк. – Мы танцевали.
Сен диванда отырдың. – Ты на диване сидел. Сендер жаптыңдар. – Вы закрыли.
Сіздер сөйледіңіздер. – Вы разговаривали. Ол музыка тыңдады. – Он музыку слушал.

Местоимения (личные)

Мен Я
Сен Ты (неформальное ед. числа)
Сіз Вы (формальное ед. числа)
Ол Он/Она/Оно
Біз Мы
Сендер Вы (неформальное мн. числа)
Сіздер Вы (формальное мн. числа)
Олар Они

Порядок слов в казахском языке постоянен:
а) сказуемое всегда в конце предложения — Мен университетте оқимын (Я учусь в университете);
б) определение всегда перед определяемым словом — Мен мемлекеттік университетте оқимын (Я учусь в государственном университете);
в) вопросительное слово при отсутствии глагола-сказуемого стоит на последнем месте — Ректорат қайда? (Где ректорат?); при наличии в предложении глагола-сказуемого вопросительное слово перед ним — Университет қайда орналасқан? (Где находится университет?).

Барлық адамдар тумысынан азат және қадір-қасиеті мен кұқықтары тең болып дүниеге келеді. Адамдарға ақыл-парасат, ар-ождан берілген, сондықтан олар бір-бірімен туыстық, бауырмалдық қарым-қатынас жасаулары тиіс.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Полезный ресурс по грамматике и речи: http://www.kaz-tili.kz/

Словарь: http://www.sozdik.kz/ru/dictionary/

18 января 2013 (05:29:05)

Входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви.

Алфавит и фонетика

Аа Әә Бб Вв Гг Ғғ Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Ққ Лл Мм Нн Ңң Оо Өө Пп Рр Сс Тт Уу Ұұ Үү Фф Хх Һһ Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Іі Ьь Ээ Юю Яя

Все суффиксы в казахском языке

Окончания и суффиксы для удобства буду называть одним общим словом – аффиксы.

Для изучающих казахский язык сложность представляет не само наличие большого количества аффиксов, а необходимость запоминать правила их присоединения. Часто в учебниках на каждую тему даются таблицы с набором букв, после которых надо присоединять тот или иной аффикс, и никаких подсказок, никакой дополнительной помощи в их запоминании. Поэтому кажется, что с каждой новой темой будет всё труднее и труднее изучать язык, что придётся заучивать очередной набор правил.

На самом деле, с каждой новой темой изучать правила присоединения аффиксов становится легче, если до этого вы изучали их системно. Когда вы ознакомились с основными принципами добавления аффиксов, вам остаётся лишь увидеть отражение этих принципов в новых изучаемых темах.

Здесь не требуется объяснений правил их присоединения, но раз такие аффиксы есть, то их надо озвучить. Не запоминайте сейчас сами аффиксы, вы их будете изучать в соответствующих разделах сайта, они приводятся только для примера.

‘ м ‘ – усечённое личное окончание 1-го лица, ед. числа
‘ ң ‘ – усечённое личное окончание 2-го лица, ед. числа
‘ хана ‘ – суффикс образования существительных, название помещений

после любых букв+ м

Таблица приведена в качестве примера. Таких аффиксов мало, чаще имеется хотя бы два варианта – для твёрдых и мягких слов.

‘ са/се ‘ – условное наклонение;
‘ сың/сің ‘ – личные окончания 2-го лица.
‘ сыз/сiз ‘ – образование отрицательных прилагательных
‘ шы/ші ‘ – образование существительных рода деятельности
‘ ңыз/ңіз ‘ – усечённые личные окончания 2-го лица уваж. форма
‘ қ/к ‘ – усечённые личные окончания 1-го лица мн. числа
и т.д.

При двухвариантных аффиксах тоже неважно, на какую букву заканчивается слово. Но есть два варианта: один для присоединения к твёрдым словам и второй — для присоединения к мягким словам. Например, аффиксы ‘ са/се ‘:

твёрдые словапосле любых букв+ са
мягкие слова+ се

м, ым/ім ‘ – притяжательные окончания 1-го лица, ед.числа
‘ н, ын/ін ‘ – возвратный залог
‘ с, ыс/іс ‘ – совместный залог
‘ п, ып/іп ‘ – давно прошедшее время (не очевидное)
‘ р, ар/ер ‘ – будущее предположительное время
‘ й, а/е ‘ – переходное время
и т.д.

Правила присоединения трёхвариантных аффиксов тоже очень простые. Для примера возьмём притяжательные окончания ‘ м, ым/ім ‘:

твёрдые словагласных+ мсогласных+ ым
мягкие слова+ ім

Есть вариант для присоединения после гласных – ‘ м ‘ и для присоединения после согласных: в твёрдых словах – ‘ ым ‘ и мягких словах – ‘ ім ‘. Достаточно пройти одну тему казахского языка, где вы встречаете трёхвариантные аффиксы и далее, увидев в новой теме три варианта, например, будущее предположительное время ‘ р, ар/ер ‘, вам уже не нужно изучать правило, вы его знаете. После гласных – ‘ р ‘, после согласных в твёрдых словах – ‘ ар , после согласных в мягких словах – ‘ ер »

Четырёхвариантные делятся на два вида: пара «гласные-согласные» и пара «звонкие-глухие». И тот и другой вариант прост в правилах присоединения.

а) Гласные-согласные (есть пара аффиксов, которые начинаются на согласную букву и пара аффиксов, которые начинаются на гласную букву).

мыз/міз, ымыз/іміз ‘ – притяжательные окончания 1-го лица, мн. числа
‘ рақ/рек, ырақ/iрек ‘ – сравнительная степень прилагательных
‘ ншы/нші, ыншы/інші ‘ – порядковые числительные
‘ йын/йін, айын/ейін ‘ – повелительное наклонение 1-го лица, ед. число
‘ йтын/йтін, атын/етін ‘ – прошедшее переходное время
‘ ңыз/ңіз, ыңыз/іңіз ‘ – повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, уваж. форма
‘ сы/сі, ы/і ‘ – притяжательные окончания 3-го лица
и т.д.

Эти аффиксы очень похожи на трёхвариантные, только после гласных присоединяется не одна согласная буква, а имеются варианты для твёрдых и мягких слов.

твёрдые словагласных+ мызсогласных+ ымыз
мягкие слова+ міз+ іміз

б) Звонкие-глухие (есть пара аффиксов, которые начинаются на звонкую согласную букву, и пара аффиксов, которые начинаются на глухую согласную букву).

ды/ді, ты/ті ‘ – прошедшее время
‘ ған/ген, қан/кен ‘ – давно прошедшее время (очевидное)
‘ ғы/гi, қы/кi ‘ – желательное наклонение
‘ ғыш/гiш, қыш/кiш ‘ – суффиксы образования существительных
и т.д.

Аффиксы, которые начинаются на глухую согласную (например, ‘ ты/ті ‘), следуют после глухих согласных. Аффиксы, которые начинаются на звонкую согласную (‘ ды/ді ‘) присоединяются в остальных случаях (после гласных, после звонких и сонорных согласных).

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сонорных
гласных
+ дыглухих+ ты
мягкие слова+ ді+ ті

Пятивариантных аффиксов нет, сразу переходим к шестивариантным.

Шестивариантные аффиксы представляют наибольшую трудность в запоминании правил их присоединения. Но даже здесь есть свои закономерности, которые можно выявить, и тогда учить останется совсем немного — лишь некоторые моменты.

Фактически мы имеем не шесть вариантов, а три пары аффиксов. К примеру:

‘ дар/дер, тар/тер, лар/лер ‘ – множественное число

Есть пара аффиксов, которые начинаются на звонкую согласную, есть пара аффиксов, которые начинаются на глухую согласную и есть пара аффиксов, которые начинаются на сонорную согласную. Для простоты, чтобы не писать долго «аффиксы, которые начинаются с такой-то буквы. », буду говорить так: «звонкие аффиксы», «глухие аффиксы», «сонорные аффиксы».

Разделим все шестивариантные аффиксы на три большие группы, в зависимости от того, на какие буквы они начинаются.

дар/дер, тар/тер, лар/лерокончания множественного числа
дас/дес, тас/ тес, лас/лессуффиксы образования существительных
дау/деу, тау/ теу, лау/леусуффиксы образования степени прилагат.
дай/дей, тай/ тей, лай/лейсуффиксы образования наречий
дық/дік, тық/ тік, лық/ліксуффиксы образования существит. и прилаг.
ды/дi, ты/ тi, лы/лiсуффиксы образования прилагательных

Обратите внимание на общее в этих аффиксах: «звонкие аффиксы» начинаются на букву ‘ д ‘, «глухие аффиксы» – на ‘ т ‘ и «сонорные аффиксы» – на ‘ л ‘. Правила присоединения этих аффиксов одинаковые!

«Звонкие аффиксы» всегда следуют после звонких ‘ ж, з ‘. Это общее правило для всех аффиксов. Единственное, что нужно выучить для этой группы – что «звонкие аффиксы» следуют после сонорных согласных ‘ л, м, н, ң ‘. Всё, больше ничего учить не надо. «Глухие аффиксы» следуют после глухих согласных и звонких ‘ б, в, г, д ‘ – это тоже общее правило для всех «глухих аффиксов», из любой группы. «Сонорные аффиксы» этой группы присоединяются в остальных случаях (после сонорных ‘ р, у, й ‘ и гласных).

Изучение казахского языка в основном начинается с изучения окончаний множественного числа ‘ дар/дер, тар/тер, лар/лер ‘.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сон. ‘ л, м, н, ң ‘

+ дарглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ таргласных
сон. ‘ р, у, й ‘
+ лар
мягкие слова+ дер+ тер+ лер

Если вы изучили эти аффиксы, натренировались в их присоединении, то теперь встретив другие аффиксы ДТЛ-группы, вам не нужны будут правила, вы их уже знаете.

Следующая большая группа шестивариантных аффиксов.

ба/бе, па/пе, ма/меотрицательные суффиксы, вопросит. частицы
бақ/бек, пақ/пек, мақ/мексуффиксы будущего времени намерения
быз/біз, пыз/піз, мыз/мізличные окончания 1 лицо, мн.число
бын/бін, пын/пін, мын/мінличные окончания 1 лицо, ед.число
бен, пен, менокончания творительного падежа

В этой группе «звонкие аффиксы» начинаются на букву ‘ б ‘, «глухие аффиксы» – на ‘ п ‘ и «сонорные аффиксы» – на ‘ м ‘. Правила для данной группы надо запоминать в сравнении с первой, так как разница в одной букве (‘ л ‘). «Звонкие аффиксы» следуют после звонких ‘ ж, з ‘ и сонорных согласных ‘ м, н, ң ‘. С «глухими аффиксами» не буду повторяться, правила их присоединения одинаковые. «Сонорные аффиксы» этой группы присоединяются в остальных случаях (после сонорных ‘ л, р, у, й ‘ и гласных).

Эту группу аффиксов проще запомнить по отрицательным суффиксам ‘ ба/бе, па/пе, ма/ме ‘, которые также изучаются одними из первых.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сон. ‘ м, н, ң ‘

+ баглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ пагласных
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ ма
мягкие слова+ бе+ пе+ ме

И вот интересный момент, являющийся закономерностью языка. Если в конце аффикса есть носовая сонорная ‘ н ‘ (или ‘ ң ‘), то «сонорные аффиксы» притягиваются к сонорным ‘ м, н, ң ‘, то есть следуют после этих букв. Для таких аффиксов таблица меняется.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘+ бынглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ пынгласных
сон. ‘ л, р, у, й ‘
сон. ‘ м, н, ң ‘
+ мын
мягкие слова+ бін+ пін+ мін

И рассмотрим последнюю – третью группу шестивариантных аффиксов.

да/де, та/те, нда/ндеокончания местного падежа
дан/ден, тан/тен, нан/ненокончания исходного падежа
ды/ді, ты/ті, ны/ніокончания винительного
дiкi, тiкi, нiкiпритяжательные окончания 2 форма
дың/дің, тың/тің, ның/ніңокончания родительного падежа

Да, она самая загруженная. Но если вы до этого во всём разобрались и не бросили читать, то и далее поймёте. Здесь идёт разделение не только по присутствию в конце аффикса носовой сонорной ‘ н ‘ (или ‘ ң ‘), но и зависимость от гласной буквы в аффиксе. Сначала рассмотрим аффиксы, в которых есть гласные ‘ а, е ‘. «Звонкие аффиксы» идут после всех букв – сонорных, гласных, звонких ‘ ж, з ‘. В данной категории у нас присутствуют только аффиксы местного падежа.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
гласных
сон. ‘ м, н, ң ‘
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ даглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ та+ нда
мягкие слова+ де+ те+ нде

Аффиксы ‘ нда/нде ‘ следуют после притяжательных окончаний 3-го лица, здесь мы это не рассматриваем, поэтому клетка пустая. Далее смотрим на аффиксы исходного падежа. В конце аффиксов буква ‘ н ‘, значит, для этого падежа сонорные ‘ м, н, ң ‘ в правилах перетягиваем к «сонорным аффиксам».

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
гласных
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ данглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ тансон. ‘ м, н, ң ‘+ нан
мягкие слова+ ден+ тен+ нен

Далее переходим к группе аффиксов с гласными ‘ ы, і ‘, сравниваем с местным падежом. Здесь идёт различие в том, что «сонорные аффиксы» следуют после гласных букв.

твёрдые словазв. ‘ ж, з ‘
сон. ‘ м, н, ң ‘
сон. ‘ л, р, у, й ‘
+ дыглухих
зв. ‘ б, в, г, д ‘
+ тыгласных+ ны
мягкие слова+ ді+ ті+ ні

И последнее — родительный падеж. В конце аффиксов буква ‘ ң ‘, значит, для этого падежа сонорные ‘ м, н, ң ‘ в правилах перетягиваем к «сонорным аффиксам».

KazYaz.kz β

Словообразующие аффиксы

Глаголы

Существительные

— от существительных и прилагательных —

Прилагательные

Глаголы

да/де, та/те, ла/ле

Производные глаголы
Iз — След => Iздеу — Искать
Таза — Чистый => Тазалау — Чистить

даc/деc, таc/теc, лаc/леc

Производные глаголы
Көмек — Помощь => Көмектесу — Помогать
Әңгіме — Разговор => Әңгімелесу — Разговаривать

а/е, ар/ер, ғар/гер, қар/кер

Производные глаголы
Сан — Число => Санау — Считать
Ес — Память => Ескеру — Учитывать

Ақтау — Белить, реабилитировать
Қара — Черный => Қаралау — Чернить, порочить
—>

Существительные

Профессия, должность, род занятий
Ғарыш — Космос => Ғарышкер — Космонавт
Жауап — Вопрос => Жауапкер — Ответчик

Сущ, прилагательное > Существительное
Характерное качество лица
Ас — Пища => Аспаз — Повар
Әсем — Красивый => Әсемпаз — Модник

күнем

Сущ, прилагательное > Существительное
Характерное качество лица с негативным оттенком
Пайда — Польза => Пайдакүнем — Корыстолюбивый
Мас — Пьяный => Маскүнем — Пьяница

дық/дік, тық/тік, лық/лік

Сущ, прилагательное > Существительное
Абстрактные понятия
Дос — Друг => Достық – Дружба
Жас — Молодой => Жастық — Молодость

шылық/шілік

Сущ, прилагательное > Существительное
Абстрактные понятия
Бас — Голова => Басшылық — Руководство
Қиын — Трудный => Қиыншылық — Трудность

сыздық/сіздік

Сущ, прилагательное > Существительное
Абстрактные понятия с отрицанием
Абай — Осторожный => Абайсыздық — Неосторожность
Дін — Вера, религия => Дінсіздік — Атеизм

дас/дес, тас/тес, лас/лес

Существительное > Существительное
Участник объединения чего либо
Жол — Дорога => Жолдас — Попутчик
Заман — Время => Замандас — Современник

Существительное > Существительное
Название общественных объектов
Ас — Пища => Асхана — Столовая
Кітап — Книга => Кітапхана — Библиотека

Сущ, глагол > Существительное
Профессия, должность, род занятий
Бас — Голова => Басшы — Руководитель
Сату — Продавать => Сатушы — Продавец

ма/ме, ба/бе, па/пе

Глагол > Существительное
Результат выполнения глагола
Жазу — Писать => Жазба — Надпись
Ескерту — Напомнить => Ескертпе — Записка

мақ/мек, бақ/бек, пақ/пек

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Iл — Висеть => Iлмек — Петля
Сал — Положить => Салмақ — Вес, нагрузка

қы/кі, ғы/гі

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Бұр — Поворачивать => Бұрғы — Сверло, бур
Шал — Сбивать с ног => Шалғы — Коса

ым/ім, м

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Біл — Знать => Білiм — Знание
Тоқта — Остановиться => Тоқтам — Решение

ыс/іс, с

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Айт — Говорить => Айтыс — Дебаты
Тап — Найти => Табыс — Доход

ақ/ек, ық/ік, қ/к

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Жүр — Идти => Жүрек — Сердце
Көру — Видеть => Көрік — Облик

қыш/кіш, ғыш/гіш

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Бас — Нажимать => Басқыш — Ступенька
Ескерту — Напоминать => Ескерткіш — Памятник

ын/ін, н

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Шығу — Выходить => Шығын — Утрата
Жию — Собирать => Жиын — Собрание

ыш/іш, ш

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Қуану — Радоваться => Қуаныш — Радость
Таяну — Опираться => Таяныш — Подпорка

ғын/гін, қын/кін

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Қашу — Убегать => Қашқын — Беглец
Тұру — Жить, стоять => Тұрғын — Жилец, постоялец

ынды/інді

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Туу — Родить => Туынды — Произведение
Кесу — Резать => Кесiндi — Обрезок

мыс/міс

Глагол > Существительное
Существительные производные от глаголов
Жеу — Кушать => Жемыс — Фрукт
Тұру — Жить => Тұрмыс — Быт

Прилагательные

ды/ді, ты/ті, лы/лі

Формирование признака из существительного
Бала — Ребенок => Балалы — Имеющий детей
Қар — Снег => Қарлы — Снежный

сыз/сіз

Формирование отрицательного признака
Бала — Ребенок => Баласыз — Бездетный
Қар — Снег => Қарсыз — Бесснежный

дай/дей, тай/тей

Формирование сравнения
Бала — Ребенок => Баладай — Как ребенок
Тас — Камень => Тастай — Как камень

дық/дік, тық/тік, лық/лік

Общественно-социальные признаки
Бала — Ребенок => Балалық — Детский возраст
Қала — Город => Қалалық — Городской

ғы/гі, қы/кi

Признаки времени и пространства
Жаз — Лето => Жазғы — Летний
Төмен — Низ => Төменгі — Нижний

қақ/кек, ғақ/гек

Прилагательные производные от глаголов
Ұрысу — Ругаться => Ұрысқақ — Скандальный
Майысу — Гнуться => Майысқақ — Гибкий

қыш/қіш, ғыш/гіш

Прилагательные производные от глаголов
Табу — Находить => Тапқыш — Находчивый
Білу — Знать => Білгіш — Знающий

шақ/шек

Прилагательные производные от глаголов
Қызған — Завидовать => Қызғаншақ — Завистливый
Қорған — Защищаться => Қорғаншақ — Трусливый

ынды/інді, нды/нді

Прилагательные производные от глаголов
Туу — Родиться => Туынды — Производный
Жасау — Создавать => Жасанды — Искусственный

малы/мелі

Прилагательные производные от глаголов
Жинау — Собирать => Жиналмалы — Сборный
Таңдау — Выбирать => Таңдамалы — Отборный

ымды/імді, мды/мді

Прилагательные производные от глаголов
Ұстау — Держать => Ұстамды — Сдержанный
Шыдау — Терпеть => Шыдамды — Терпеливый

уық/уік

Прилагательные производные от глаголов
Жылау — Плакать => Жылауық — Плаксивый
Тістеу — Кусать => Тістеуік — Кусающий

улы/улі

Прилагательные производные от глаголов
Cанау — Считать => Санаулы — Считанный
Жинау — Собирать => Жинаулы — Собранный

қыр/кір, ғыр/гір

Прилагательные производные от глаголов

Порядок присоединение аффиксов

Словообразующий аффикс
Залог
Отрицание
Время
Лицо
Число
Притяжательный аффикс
Падеж
Личное окончание
Вопросительный аффикс

    [тан] — аффикс образующий глагол
    [дыр] — залог (понудительный)
    [ыл] — залог (страдательный)
    [ма] — отрицание
    [ған] — причастие (прошедшего времени)
    [дық] — аффикс образующий существительное от прилагательного (причастия)
    [тар] — число (множественное)
    [ыңыз] — притяжательное окончание для Сiздің
    [дан] — падеж (исходный)


источники:

http://kaz-tili.kz/su_shema.htm

http://kazyaz.kz/node/1685