Все возможные суффиксы для 3 класса

Таблица суффиксов имён существительных. Задания по русскому языку на закрепление и повторение для 3 класса.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Таблица «Правила написания суффиксов существительных»

Далее следуют задания на повторение и закрепление

Скачать:

ВложениеРазмер
zadaniya_po_russkomu_suffiks.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Правила написания суффиксов существительных

В суффиксе -ек- пишется буква «е» , если в форме р.п. она становится беглой.
При склонении суффикс -ик- сохраняет букву «и» .

венич ек (венич к а)
дожд ик (дожд ик а)

После шипящих под ударением пишется -ок ,
без ударения — -ек-

башмач ок
друж ок
но
цветоч ек
горош ек

Суффикс -ец образует слова мужского рода.
Суффикс -иц- входит в состав слов женского рода.
У сущ. ср. рода пишется суффикс -ец- , если ударение падает на -цо .
Суффикс -иц- пишется, если ударение падает на основу.

мороз ец
красав ец
рож иц а
книж иц а
бель ец о́
серебр ец о́
зда́нь иц е

Суффиксы -ин-к- имеют слова, образованные от сущ. с суффиксом -ин-.

Суффикс -енк- пишется в остальных случаях.

переклад инк а
ссад инк а
беж енк а
неж енк а

Сущ. ж.р. и одушевленные сущ. м.р. после суффиксов -ишк-, ушк-/-юшк- имеют окончание -а .

Сущ ср.р. и неодушевленные сущ. м.р. имеют окончание -о .

трав ушк а
дол юшк а
воробь ишк а
пальт ишк о
ум ишк о
голос ишк о

Суффиксы -ич-к- пишутся в словах, образованных на -иц-(а) .

Суффикс -ечк- образует остальные существительные.

луковица → луков ичк а
улица → ул ичк а
сито → сит ечк о
бумага → бумаж ечк а

Суффикс -оньк-/онок- пишется после твердых согласных корня и после шипящих под ударением.
Суффикс -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и гласных.

лапа → лап оньк а
скворч онок
душ еньк а
Зо еньк а

С суффиксом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишется окончание -е ,
у существительных ж.р. — -а .

великан ище
болот ище
скукот ища
гряз ища

Суффикс -чик пишется после согласных основы д, т, ж, з, с .
В остальных случаях пишется суффикс -щик- .

развед чик
пулемет чик
перебеж чик
заказ чик
подпис чик
фонар щик
выдум щик

Упражнение 1. Начертите таблицу (см. образец) и распределите в ней слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Составьте словосочетания.

При склонении гласная е суффикса

При склонении гласная и суффикса

замочек – замочка, к замочку

ключик – ключика, о ключике

Человеч_к, дожд_к, кристалл_к, ореш_к, ножич_к, шалаш_к, работнич_к, сарайч_к, дружоч_к, звоноч_к, карманч_к, сыноч_к, графинч_к, словар_к, сучоч_к, подароч_к, колокольч_к, мешоч_к, дубоч_к, том_к, обрывч_к.

Упражнение 2. От приведённых ниже существительных образуйте формы с суффиксами -ец – -иц, распределив слова в две колонки (см. образец). Укажите, где есть, чередования согласных .

Капитал, лужа, мороз, просьба, жижа, алмаз, книга, рассказ, характер, рожа (грубо-просторечное от «лицо»), кресло, письмо, масло, варенье, пальто, здоровье, здание, платье, ружьё, стихотворение, дупло, мнение, смятение, лиса, разный, матрас, народ, болото.

Упражнение 3. Образуйте существительные с суффиксами -оньк-, -еньк- и распределите их в колонки, согласно образцу. Придумайте связный текст, запишите его, выделяя гласные в искомых орфограммах ярким стержнем.

После корня на твёрдый согласный

После корня на шипящий

После корня на гласный

Голова, папа, баба, тётя, заря, берёза, заяц, киска, Катя, Лиза, дочь, река, душа, полоса, подружка, лапа, липа, Рая, дева, пай-мальчик, внучка, рука, нога, Серёжа, мама, кроха, зелёный, рыба, высокий, глубокий, низкий, лёгкий, глаза.

Упражнение 4. От приведённых ниже существительных и прилагательных образуйте существительные с суффиксами субъективной оценки -ичк-/-ечк-, -инк-/-енк-, использовав, где необходимо, промежуточное звено. Образец: лук – луковица – луковичка; солома – соломина – соломинка; утро – утречко; нежный – неженка.

Улица, умный, изюм, жижа, сахар, имя, вафля, аппарат, сито, Соня, Зоя, ложка, Лия, Тая, лейка, канарейка, чернослив, ссадина, жемчуг, Купала, монах (ж. р.), перекладина, француз (ж. р.), черкес (ж. р.), бисер, беженец (ж. р.), племя, виноград, стремя, расщелина, сор, вишня (ягода), ручка, пыль, ягода, кислый, рогатина, майка, свеча, крошка, бусы, горох.

Упражнение 5. От данных ниже слов образуйте существительные с суффиксами -ушк-(-юшк-), -ышк-(-ишк-), -ищ-. Выделите суффиксы и окончания. Образец: голова – головушка, головища (ж. р.); позор – позорище (м. р.); поле – полюшко (ср. р., неодуш.).

Трава, поле, горе, церковь, болото, голова, камень, ружьё, корова, одеяло, пальто, заря, клин, страсть, воля, здоровье, мысль, завод, Корней, скворец, город, соловей, ум, Иуда, бревно, стекло, зять, сапог, голос, перо, дно, край, купец, лгун, скука, солнце, сила, туфля, воробей, нос, кол, рояль, нога, рука, столб, кот, грязь, волк, топор (как ‘большой топор’), зима, Тимофей, доля, деревня, народ, зерно, гнездо, кадка, уж, паук, плащ, махина, плечо, пожар, детина, усадьба.

Упражнение 6. От приведённых слов образуйте существительные с суффиксами -чик-, -щик-. Составьте с ними словосочетания.

Разведка, наладка, водопровод, дрессировать, алименты, прокат, приём (стеклотары), зачинать, атом (учёный), отвечать, прогулять, кабак, асфальтировать, баня, по пути, точить, фонарь, разносить (инфекцию), барабан, добыча, бриллиант, переписывать (бумаги), возить (хворост), смазка, трал, участник заговора, проходить, укладывать, пулемёт, объездить, штамповать, наладить, автомат, раскроить, переводить, разметить, настроить, обходить, рубить, застроить, налететь, извоз, убирать, барабан, бетон, камень, перебежать, переплетать, рассказать, забой, кровля, раздача.

Вставьте пропущенную букву, выделите суффикс . Составьте с ними словосочетания.

Развед..ик, дрессиров..ик, рассказ..ик, лёт..ик, попут..ик, захват..ик, счёт..к, постанов..ик, прогуль..ик, фонар..к, плеч..ко, двоечн..к, василёч..к, хвост..к.

Употребляя необходимые суффиксы, выполните следующие задания:

а) скажите ласково о следующих предметах:

Рука — береза — ночь — солнце –

Скамья — сердце — шапка — голова –

б) назовите предметы так, чтобы они стали маленького размера :

нос — палец — хомяк — кот –

звезда — зеркало — птица — зверь –

в) назовите эти предметы так, чтобы они стали большими:

рука — глаза — букет — дом –

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Обоснуйте ответ.

Замоч..к, толщ..на, пугов..чка, ключ..к, красав..ца, любим..ца, плать..це, письм..цо, нов..зна, велич..на, солом..на, луков..чка, стар..на, нов..зна, горош..нка, виш..нка, пугов..ца, желт..зна, луков..чка, лож..чка, Сон..чка, врем..чко, шуб..нька, зор..нька, нож..нька, Зо..нька, старш..нство, волч..к, медвеж..нок, рубаш..нка, балала..чка, копе..чка, треск..тня, болт..вня, бедн..та, нищ..та, тиш..на, руч..ньки, дорож..нька, подруж..ньки, па..нька, за..нька, ноч..нька, крив..зна, кис..нька, лап..нька, ба..ньки, внуч..нька, бабул..нька, реч..нька,буфет..к, барабанщ..к, караульщ..к, расклейщ..к, ухаж..р, мороз..ц, сюртуч..к, масл..це, спал..нка, камеш..к, голуб..зна, подароч..к, деньж..нки, голосоч..к, владел..ц, поросят..нка, француж..нка, птенч..к, Маш..нька, блюд..чко, неж..нка, кузнеч..к, друж..к, ёж..к, дорож..нька, стаж..р, хлеб..ц, рож..ца, колокольч..к, вечероч..к, черкеш..нка, жемчуж..нка, врем..чко, ружь..цо, медвеж..нок.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правило выбора гласной в суффиксе.

1. Репортаж…м, манеж…м, мяч…м, Даш…й, гордец…м, Борисович…м, переселенц…м, сердц…м, Гриш…й, Степанович…м, баловниц…й, туч…й, Ефимович…м, Викторович…м, гвардейц…м, скрипач…м, Андрюш…й, каш…й.

2. Плащ…м, луч…м, Дмитриевич…м, матч…м, приёмыш…м, смерч…м, лещ…м, Григорьевич…м, пловц…м, Иванович…м, владельц…м, беглец…м, полководц…м, Никитич…м, борщ…м, спутниц…й, шприц…м, овц…й.

3. Грач…м, Ключ…м, плач…м, купальщиц…й, Александрович…м, кормильц…м, работниц…й, мельниц…й, хранилищ…м, птиц…й, Лёш…й, ёрш…м, сторож…м, стриж…м, лисиц…й, паш…й, больниц…й, горчиц…й, крыш…й, врач…м.

4. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.

5. Добряч…к, вираж…м, горшоч…к, жениш…к, с карандаш…м, под креслиц…м, над страниц…й, копьец…, с товарищ…м.

6. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.

Образуйте имена существительные с помощью следующих суффиксов:

а) -ек, -чик, -т : апельсин, абажур, барабан, внук, горох, диван, еж, конец, карандаш, карман, кирпич, ларек, ножик, пряник, палисадник, помидор, палец, кофейник, портфель, поясок, порог, рожок, рукав, стакан, стол, стул, совок, соболек;

б) -ец, -иц(а): Гвинея, Голландия, гололед, доход, каша, книга, кожа, лужа, мороз, рассказ, сюжет, характер;

в) -ец(о), -иц(е), -ц(-е): белье, здоровье, именье, копье, кресло, масло, письмо, растение, селение, строение, счастье;

г) -ечк, -ичк- (иц + к): блюдо, брошь, Ваня, душа, книга, лестница, луковица, пуговица, семья, сито, Тоня, умница;

д) -енк-, -еньк-, -инк-, -к-: басня, башня, береза, бусина, волосы, горошина, душа, диковина, изюмина, завалина, кухня, мама, Петя, скважина, соломина, Юля, яблоня.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правило выбора гласной в суффиксе.

1. Нож…к, ножич…к, мешоч…к, мальч…к, порошоч…к, кусоч…к, песоч…к, калач…к, горшоч…к, блинч…к, цветоч…к, стульч…к, колокольч…к, рожоч…к, пенёч…к, пирожоч…к.

2. Овраж…к, попрыгунч…к, ковр…к, кружоч…к, платоч…к, словар…к, лепесточ…к, моточ…к, самоварч…к, лоточ…к, куст…к, кусточ…к, кирпич…к, одуванч…к, сыноч…к.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные:

апельсин — внук — конец –

портфель — поясок — стакан –

пряник- ёж — ножик-

кожа — мороз — лужа — каша –

масло — письмо — книга — растение –

в) –ЕНК-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-, -ИНК-, -К-:

волосы — душа — кухня — башня –

Юля — изюмина — мама — яблоня –

г) –ИШК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-:

Вор — горе — жена — перо -Кровь — зверь — лапа — скворец –

От данных существительных образуйте новые существительные при помощи –ек-, -ик- или –чик-.

Например: Чулан-чуланчик, угол-уголочек.

Палец, чулок, час, часок, носок, клубок, нос, сарай, венок, птенец, заяц, огурец, кувшин, орех, мяч, диван, ремешок.

Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов: -шик-, ышк-, юшк-. Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

От данных словосочетаний образуйте слова, обозначающие лицо, совершающее какое-то действие, называющее лицо по профессии или имеющее иное значение. Запишите слова, выделите суффиксы.

Музыкант, играющий на трубе –

Музыкант, играющий на скрипке –

Тот, кто любит шутить –

Тот, кто любит озорничать –

Обучающийся в школе –

Играющий в футбол –

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. Вспыхнул яркий краеш…к со…нца.

2. Устроили шалаш…к из травки.

3. Звонко трещали кузнеч…Ки.

4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.

5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.

От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Суффиксы –чик- или –щик-.

1. Перевод…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, перебеж…, красиль…, загон…, разнос…, фонар…, камен…, забой…, прогуль…, объезд…, спор…, смаз…, уцен…, свар…, барабан…, носиль…, рассказ…, набор…, уклад….

2. Зенит…, бетон…, смен…, добыт…, раздат…, водопровод…, маль…, табун…, передат…, карман…, жестян…, заправ…, доклад…, обид…, уголь…, атом…, вагон…, самвар…, рез…, завод…, обман…, приказ…, донос…, сбор…, переплёт….

Суффиксы имен существительных (Е или И?)

Лист..к, горош..нка, пугов..чка, семечко, баш..нка, трещ..нка, монаш..нка, врем..чко, лестн..чка, протал..нка, нян..чка, стол..к, метел..ца, имень..це, ружь..цо, пальт..цо, кресл..це, протал..нка, тро..чка, колокол..нка, изюм..нка, хиж..нка, беж..нка, страдл..ца, копе..чка.

Решение орфографической задачи Проверка «по цепочке».

Образец рассуждения: ущель-иц-е . Написали суффикс –иц-, т.к. слово ср.р., окончание безударное.

Счастлив..ц, ленив..ц, имень…це, ружь..цо, строень..це, выражень..це, красав..ца, растень..це, письм..цо, плать..це, красав..ца, счастлив..ца, умел..ца, мороз..ц, владел..ц, луж..ца, бель..цо, путан..ца, безум..ц.

Добавьте суффиксы –чик- или –щик- к существительным, которые обозначают людей профессий.

1. Основные профессии в шахтах – проход…, забой…, буриль…, запаль…, крепиль….

2. На строительстве работают арматур…и, камен…и, водопровод…и, стеколь…и, кранов…и, кровель…и.

3. В порту трудятся – груз…и, носиль…и, кладов…и, упаков…и.

Упражнение 23. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Арбуз_к, горош_к, бараш_к, аппарат_к, бегемот_к, сыноч_к, грибоч_к, берет_к, височ_к, билет_к, блокнот_к, самолет_к, василеч_к, бриллиант_к, бутерброд_к, галстуч_к, буфет_к, огонеч_к, паровоз_к, венич_к, веноч_к, винт_к, гараж_к, глаз_к, волос_к, подароч_к, дожд_к, бант_к, желудоч_к, мяч_к, нол_к, жеребеноч_к, изумруд_к, манеж_к, сит_чко, луков_чка, утр_чко, вым_чко, крал_чка, говяд_нка, сем_чко, тем_чко, бисер_нка, нищ_нка, монаш_нка, лес_нка, виноград_нка, француж_нка, неж_нка, солом_нка, трещ_нка, спал_нка, кирпич_нка.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. На перекресток из-за рощ. цы колон. а выползет большая. Мадон. а и регулировщица стоят друг другу не мешая (Долм.).

2. Стекольщ. к некий небеса и лес перекрестил безжалостным алмазом (Шефн.).

3. Ты не гляди, что очкар. к, голова у него работает как электронная машина (Чив.).

4. Скромн. ца, но кипит весь — к настоящему делу рвется (Чив.).

5. Огонь полыхал в кедровн. ках с незапамятных времен (Чив.).

6. Тебя я знал бы в плать. цах из ситца (Руч.). 7. Вот Лис. нька моя, охотясь за Бобром, знай вертит перед ним хвостом (Мих).

8. Чем я своих подруж. к хуже? (Мих.).

9. Постоял. ц прибьется к дому, да хозя. н не постучится (Оз.).

10. Но, судьбы моей большая ноша, все же ты, как пер. шко, легка (Алиг.).

11. Письм. цо долгожданное из лазарета. (Недог.).

Упражнение 25. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Овраж_к, стульч_к, переднич_к, кресл_це, фонтанч_к, письм_цо, плать_це, дожд_к, луч_к; бель_цо, луж_ца, масл_це, владел_ц, кормил_ц, сослужив_ц, здань_це, лужоч_к, растень_це, росточ_к, венич_к, пальт_цо; лисёноч_к, стаканч_к, плать_це, сюрприз_ц, блюд_чко, котёноч_к, мороз_ц, рассказ_к, кувшинч_к, кабинет_к, руч_чка, дубоч_к, любим_ц, очевид_ц, козлёноч_к, нян_чка, Зо_нька, виш_нка, любим_ца, Ван_чка, подруж_нька, человеч_к, пальч_к, спал_нка, колокол_нка, птенч_к, нож_нька, сот_нка, заборч_к, руч_нька, дорож_нька, пес_нка, Кол_нька, лес_нка, чайнич_к, Маш_нька, Тан_чка, горош_нка, кож_ца, кран_к, стол_к, удал_ц, путан_ца.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. Уж я врем..ч..ко проведу, проведу… Уж я тем..ч..ко почешу, почешу… Уж я сем..ч..ки полущу, полущу (Блок).

2. Виш..н..ки мне, признаться, теперь в редкость (Салтыков-Щедрин).

3. Лиз..н..ка 3 вздохнула (Попов).

4. Кучер словно в раздумь.. пр..слонился к ветхому столб..ку 3 крыл..ч..ка (А.Н. Толстой).

5. В фуфа..ч..ках пуховых белый снег (Луговской).

6. И кусал он, и рвал, и писал, и строчил письм..цо к своей Саш..н..ке… (Лермонтов).

7. И слух между народа шёл, что Щука Лис..н..ке снабжает рыбий стол (Крылов).

8. Таскали – то кирпич..к, то полено, то брёвн..шко (Блок).

Упражнение 27. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Дружоч_к, кусоч_к, птенч_к, кузнеч_к, колокольч_к, свёрточ_к, клюв_к, сухар_к, горош_к, котёноч_к, осколоч_к, комоч_к, фонар_к, букет_к, бараш_к, ореш_к, строптив_ца, тружен_ца, кормил_ц, копь_цо, имень_це, растень_це, кресл_це, варень_це, здань_це, плать_це, ружь_цо, масл_це, мороз_ц, горош_нка, жемчуж_нка, изюм_нка, неж_нка, протал_нка, скваж_нка, солом_нка, спал_нка, трещ_нка, монаш_нка, баш_нка, череш_нка.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. Пастуш..нок гонялся по саду за коровой (Бунин).

2. Перед ним тарелка с борщ..м 3 , ломт..ки ч..рного хлеба и оливки 3 на блюд..чке (А.Н. Толстой).

3. Потешь же, миленький дружоч..к. Вот лещ..к, потроха 3 , вот стерляди кусоч..к (Крылов).

4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пёр..шка, коротенький карандаш..к и тоненькую книж..чку крупной печати (Гладков).

5. Спросишь мнение, – придёт в смятень..це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень..це уважаемого товарища заведующего 3 (Маяковский).

6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз..н..ка с зелёною косой (Некрасов).

7. Актёры любили её и называли «мы с Ван..ч..кой» и «душ..ч..кой» (Чехов).

Упражнение29. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.

Ножич_к, сарафанч_к, халат_к, мешоч_к, кристалл_к, карманч_к, замоч_к, тет_нька, зор_нька, трав_нька, доч_нька, умн_чка, сахарн_чка, плем_чко, сит_чко, пепельн_чка, графинч_к, работнич_к, звоноч_к, человеч_к, ореш_к, словар_к, ключ_к, Лиз_нька, Саш_нька, лис_нька, за_нька, бер_зонька, па_нька, Юл_чка, луков_чка, стрем_чко, ножн_чки, камеш_к, горош_к, бус_нка, растень_це, говяд_нка, ле_чка, горл_нка, завал_нка, переклад_нка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Вос. мигран. ик, варе. ик, гости. ица, гриве. ик, дровя. ик, дружи. ик, имени. ик, коре. ик, листвен. ица, моше. ик, мали. ик, нефтя. ик, подли. ик, подоко. ик, покло. ик, путешестве. ик, родстве. ик, ряби. ик, сезо. ик, совреме. ик, соплеме. ик, стра. ик, труже. ик.

Правописание суффиксов существительных: Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.

Платоч. к, корж. к, сыноч..к, дом. к, замоч. к; стож. к, лягуш. нок, овраж. к, руч. нька; в плам. ни, плем. нем, на стрем. нах, об им. нах; разнос. ик, перебеж. ик, камен. ик, носиль. ик, смен. ик; крош. чка, врем. чко, лап. чка, пугов. чка, реч. нька, за. нька, лис. нька; европе. ц, красав. ца, любим. ц, бессмысл. ца, письм. цо, плать. це, кресл. це, ружь. цо

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Все охотн. ки — люди утренние, все танц. ры — ночные, вечерние сущ. ства (Пришв.).

2. У разных деревьев — разные подшефные: подберез. в. ки прячутся под березами, подосин. в. ки — под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж. ка, масленка или мох. в. ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож. ком (Над.).

3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн. цы все еще шумела (Кор.).

4. Терешка-куч. р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж. ной заговорщиков (П.).

5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж. ц Зевс (Кун.).

6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме. чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.).

7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем. на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн. ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн. ки, блин. ки, торговцы гречнев. ками, жаренными на постном масле. Сбитен. щ. ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит. к, согревавший извоз. ков и служащих, замерзавших в холодных лавках.

8. Старый Берестов взошел на крыльц. с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин. ц. (П.).

9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя. на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.).

Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.

Будущий, весомый, выставить, горох, двигать, жить, задать, крутой, кладовая, клюква, лист, пять, предать, пробить, разговорчивый, старый, сварливый, семенной, сцепить, снег, солома, тихий, терпеть, терпеливый, украсить, укрепить, черный, учитель, чистить.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сгруппируйте существительные в зависимости от способа образования. Подчеркните словообразующие суффиксы и объясните их правописание.

Арбуз. к, авт. сварщик, бород. ща, воробьишк. волюшк. вертушк. вязалыд. ца, вод. проводч. к, гвозд. к, грузил. гнезд. ко, грязищ. голосишк. дворн. ч. ха, доклад. ца, дядюшк. желез. бетон, земл. мер, землишк. зеркальц. имень. ц. кипятильн. к, капитал. ц, ковк. сть, колыш. к, лес. тундра, общ. ствовед, пальт. цо, письм. нос. ц, пчел. вод, пыл. сое, письм. цо, плать. це, птиц. лов, ружьишк. рыж. к, свет. тень, стал. литей. к, словечк. семечк. сен. кос, тем. чко, угл. коп, хлеб. ц, хохотушк. человек. день, шалунишк. электр. механ. к.

Игра «Корректор». Найти слово с ошибкой в изучаемой орфограмме исправить её. Обозначить графически орфограмму .

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.

2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.

4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

5. Рабочие передавали сменчикам станки.

6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

Распределите данные ниже слова в два столбика.

— чик- -щик- Камен_ик, газет_ик, приём_ик, набор_ик, объез_ик, учёт_ик, пулемёт_ик, бан_ик, водопровод_ик, бетон_ик, набор_ик, фонар_ик, буфет_ик, контор_ик, проход_ик, гардероб_ик, ответ_ик, растрат_ик, донос_ик, экскаватор_ик, зимов_ик, сортиров_ик, сталепрокат_ик, автомат_ик, перевод_ик, чугунолитей_ик, инсцениров_ик, лазут_ик, смёт_ик, укат_ик, настрой_ик, маслобой_ик, корректиров_ик, фальшивомоне_ик, совет_ик

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. На завал..нке сидела нищ..нка (А.Н. Толстой).

2. Бежит ёж..к вдоль дорож..к (Маршак).

3. Из машины выск..чил маленький лейтенант, похожий на вороб..шка (Горбатов).

4. Изредка брёл прохожий 3 , грызя сем..ч..ки 3 (А.Н. Толстой).

5. Р..звалина (гряз..) лечебницы и обг..релые столбы купален.. особенно уныло отражались в воде лимана (Катаев).

6. К..нвоиры выстрелили и забили в трещ..тки (Федин).

7. Мешков узнал рабочий пикет, ружь..ца виднелись у людей за спинами (Федин).

8. Пастухова кто (то) потянул за пальт..цо 3 , которое он держал через руку (Федин).

9. Вдруг покажется над берегом утончённо зелёная тополиная рощ..ца (Федин).

10. Мы с тобой в Астрахан.. 3 в изво..ики поступим (Гладков).

11. Никитушка не был начё..иком и обладателем книжной мудрости (Гладков). 12. Колесничук бодро взбегал по лес..нке, снимал с полки товары (Катаев).

13. Фен..ч..ка была редкая неж..нка (Катаев).

14. На лугу – зелёные протал..нки (Гладков).

15. Словеч..ки автор подобрал мягкие, «трогающие за душу»: «хлеб..ц», «младенч..к», «масл..це», «кусоч..к», «ватка» (М. Горький).

16. Голосоч..к у тебя как колокольч..к (Гладков).

Вставьте пропущенную букву в нижеследующих словах.

Копиров..ик, экскаватор..ик, сортиров..ик, стеколь..ик, автомат..ик, объезд..ик, воз..ик, расфасов..ик, автопогруз..ик, налад..ик, перепис..ик, вертолет..ик, буфет..ик, водопровод..ик, рассказ..ик, аппарат..ик, разнос..ик, обход..ик.

Дайте толкование лексического значения имен существительных, обозначающих лиц по роду занятий, профессии, специальности.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.

1. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн. ц. й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил. щ. храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.).

2. Однажды балованный кот каба. ч. цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим. ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.).

3. Когда-то, еще в крепостные врем. на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц. м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич. кий музей (Гил.).

4. Большие ворота медленно открылись, и пути. ки вошли в сводчатую комнату (Волк.).

5. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн. ками, обращен был в некошеный луг. (П.).

6. В сие время за. ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя. ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди. ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн. ка (П.).

7. В гости. ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш. чка согнулась под потолком. Игруш. к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт. ки, золотые орехи, привязывать к пря. н. кам и крымским яблокам серебряные верев. чки (А. Т.).

8. Вен. ч. ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.).

9. С нами был маленький мальч. к. Он был выдумщ. к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (Пауст.).

Распределите имена существительные по родам в три столбика. От данных существительных образуйте существительные с уменьшительно-ласкательным значением посредством суффиксов -ишк- (-ышк-), -ушк- (-юшк-). Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда одушевленности или неодушевленности.

Образец. дядя–дядюшка (м.р.), тетя – тетушка (ж.р.), солнце – солнышко (ср.р.).

Сосед, скворец, воля, доля, корова, соловей, гнездо, поле, горе, воробей, баба, хозяйка, голова, трава, камень, дед, беседа, борода, няня, ядро, зерно, горло, дно, река, деревня, море, сын, стекло.

От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик-: щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.

-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.

-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств-: нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.

-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза, Вера.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

1. Дно реч…ки сплошь усеяно мелкими яркими кам…шками. (В. Солоухин)

2. Вороб…шки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна. (С. Есенин)

3. Мы прошли еще с четверть версты. Показалась маленькая дерев…шка на краю неглубокого оврага. (И. Тургенев)

4. Дарь…шка долго смотрела, от солнца рукой заслоняясь. (Н. Некрасов)

5. Мы с сестрами смотрели, как воробей по соломинке и по пер…шку носил за ставню и вил там гнезд…шко.

6. Но вот дом…шко с вывеской виднеется один около дороги посреди снега, который чуть не до крыш и окон занес его.

7. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сын…шку. (Л. Толстой.)

8. Зерн…шко к зерн…шку – будет мешок. (Пословица)

9. Ив…шка, ив…шка, зеленая моя! Что же ты ив…шка невесела стоишь? Или тебя, ив…шка, солн…шком печет, солн…шком печет, частым дождиком сечет…? (Песня)

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра 3 ).

1. Терпеть он не мог каба..иков, барышников, мироедов (Гладков).

2. Послушай-ка, дружищ. ты, сказывают, петь великий мастерищ.. (Крылов). 3. Губы словно виш..н..ки, вся как цвет..к аленький (Исаковский).

4. Перево..иков из соседней деревни набежало множество (Аксаков).

5. Табун..ик Нестор был одет в казакин (Л. Толстой).

6. Торопливо пр..бежал сма..ик с длинным молотком и лейкой (Серафимович). 7. По словам разве..иков, главный японский штаб стоял в Яковлевке (Фадеев). 8. Вот сидишь ты на веч..рке, и девч..нка – самый цвет (Твардовский).

9. Маленькую Зо..н..ку иногда шутливо называли За..н..кой (Гладков).

10. Пётр был весельч..ком, мастером на все руки, искус..ным (скор..) писцем и перепи..иком книг (Гладков).

11. Дело уп..ралось в скудное житьишк.. с без..емельем, с голодом 3 , с податями (Гладков).

12. Ты соврал, что ты первый гон..ик на моторах! (Гладков).

13. По главным улицам проворно перебегали с лес..нками фонар..ики, заж..гая свет 3 (Шишков).

14. Долго бился судья 3 , допрашивая св..детелей, но так и не обнаружил зачин..иков (Н. Островский).

Работа с текстом .

(1) Луч..к со(?)нца блес(?)нул из(за) леса к..снулся в..рхуш..к д..ревьев от..скал в листве шар..ки зелёных яблоч..к. (2) Дрож(?) света пр..б..жала по саду и з..искрились ..лмазами р..синки на пр..дорожной трав.. . (3) Мал..нький еж..нок впервые вышел из норки и пош..л путешествовать по б..льшому свету.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите слово(-а) с орфограммой «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».

4. Выпишите существительное(-ые), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о».

Работа с текстом.

(1) Х..р..ши снежные зимы в (Р, р)осси.. ! (2) Бл..стят на со(?)нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом большие реки и мал..нькие реч..нки. (3) Нап..лняется жизнью зимн..й лес. (4) Я ск..лотил ящич..к и по пушист..му снегу отправился уг..щать разн..ми вкусностями зимних об..тателей.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите из текста слово с орфограммой «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».

4. Выпишите из текста существительное(-ые), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор — Мещерина Светлана Анатольевна.

На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват.

Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов.

Карточка для работы с темой «Суффиксы имён существительных» в рамках курса внеурочной деятельности «Путь к грамотности» 3 класс.

Индивидуальные задания по русскому языку на закрепление темы «Правописание слов с удвоенными согласными» 3 класс.

Урок русского языка по теме «Звуки и буквы. Повторение». 2 класс УМК «Школа России&quot.

Тема: Текст. Повторение.Цели деятельности учителя: углубление знаний детей о том, что такое текстПланируемые результаты:Предметные:знать: понятие «текст»уметь: определять текстЛичнос.

Суффиксы в русском языке

Некоторые люди, даже окончив школу, не знают, что такое суффикс. Это печально, поскольку материал действительно очень легкий и в будущем несомненно где-либо встретится. Потому старайтесь проходить все вовремя, а если же не получается, то нагоняйте самостоятельно!

Так все-таки что такое суффикс? Суффиксом считается одна из наиболее важных частей слова, следующая за корнем. Но также встречаются и вариации, когда суффикс располагается позади окончания, такое тоже возможно. В таком случае, это будет уже не суффикс, а постфикс. Запомните это и не допускайте ошибки.

Основной функцией является образование новых слов. Стоит также отметить, что все суффиксы в русском языке имеют свое, определенное значение. Какие-то отвечают за создание уменьшительно-ласкательной формы. Какие-то за грамматическую составляющую. А какие-то за передачу более негативного отношения, например: «человечишка».

Виды суффиксов

  • Формообразующие суффиксы. Имеют достаточно большое значение, поскольку регулируют эмоциональную окраску. К примеру: зелен ый -зелен ее .
  • Словообразующие. Отвечают за грамматический смысл слова. К примеру: обед-обед ать , соль-сол ен ый.

Суффиксы имен существительных

Суффиксы существительных также подразделяются на группы.

1. Суффиксы, которые могут образовываться не только от имен существительных, но также и от имен прилагательных, и даже глаголов. Например: «конь-кон юх «.

2. Суффиксы, образующие существительные от существительных. В этом случае слово также получает особую эмоциональную окраску: грубость, любовь, доброта, дружелюбие. Например: «гном-гном ик «.

Образованные от имени существительного все суффиксы в русском языке таблица:

СуффиксыУсловия написанияПримеры
— оньк —после твердых согласныхлег оньк о
— еньк —после мягких согласных

исключения: заинька, паинька, баиньки

Миш еньк а
— онк -, — онок — , — енокпосле шипящих под ударениемлягуш онк а, гус енок
— ик —если гласная суффикса при склонении сохраняетсямальч ик
— ек —если гласная суффикса при склонении удаляетсяденеч ек
— чик —после согласных: Д, Т, С, Ж, Здонос чик
— щик —после согласных, кроме: Д, Т, С, Ж, Зчистиль щик
— ичк —от сущ. с суффиксом — иц —вод ичк а
— ечк —после мягких согласных и шипящихМиш ечк а
— ышк —слова среднего родагорл ышк о
— ушк —слова мужского рода и женского родабаб ушк а
— о -, — е —после шипящих под ударением пишется о, без ударения егоршоч е к, мешоч е к

Слова с суффиксом — ушк -, — чик -, — ечк — и другие показывают любовное, нежное отношение к тому или иному объекту, человеку. Поэтому особенно важны.

Слова с суффиксом — ик -обозначают принадлежность, какую-либо территориальную область.

Слова с суффиксом — еньк -же основаны на оценке чего-либо, например, миленько. Также важно отметить, что слова с суффиксом — еньк -образуют именно формы, а не новые слова.

Суффиксы имен прилагательных

Правописание суффиксов имен прилагательных зависит от некоторых правил. Для того, чтобы понимать данный материал было проще, они были квалифицированны на под категории. Также суффиксы прилагательных способствуют более детальному обозначению оттенков.

Слова с суффиксом «ов» способствуют выражению привязанности к предмету(отцовский), а также слова с суффиксом «ов» заостраяют наше внимание на том, что данный объект был кем-то сделан(облицованный).

СуффиксыУсловия написанияПримеры
— ив -, — ев —в безударном положении пишется — ев -, под ударением — ив —игр ив ый, шаловл ив ый

Исключения: юродивый, милостивый

— оньк -, — еньк —— оньк — после согласных: г, х, к;

— еньк — после согласных, кроме: г, х, к.

мил еньк ий, добр еньк ий, слад еньк ий
— чив -, лив —«И» пишется в любом случае, поскольку -чев, -лив- не существуетзавист лив ый
— оват -, — ов -, — овит —пишутся после твердого согласногогорьк оват ый, зелен оват ый
— еват -, — ев -, — евит —пишутся после мягк. согл. , после шипящих и «ц»марганц евит ый

Видео: суффиксы имен прилагательных

Глагольные суффиксы

Суффиксы глаголов играют крайне важную роль в слове. Наделены рычагом регулирования формообразования и словообразования. Потому на их разбор следует уделить как можно больше внимания. Именно в данных правил дети, а иногда даже взрослые допускают больше всего ошибок. Но не стоит пугаться. Суффиксы глаголов не такие страшные, какими кажутся на первый взгляд. Их достаточно лишь разок хорошенько выучить, а лучше всего просто понять и отложить в памяти.

СуффиксыВопросы для проверкиПримеры
-ова-

-ева-

гл. 1 л. ед. числа должен оканчиваться на — ую -, — юю —гарантир ую -гарантировать

ноч ую -ночевать

— ыва —

-ива-

гл. 1 л. ед числа должен сохранять — ыва -, — ива —испыт ыва ю-испыт ыва ть

вздраг ива ю-вздраг ива ть

-а-

— е —

необходимо поставить гл. в форму инфинитива или же н.ф и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени — л —дыш а ть-дыша л

развид е ть-развиде л

Наречные суффиксы

Правописание суффиксов целиком и полностью зависит от двух составляющих: приставка и ударение в слове. Потому прежде чем делать поспешные выводы, посмотрите, на какой слог падает ударение и есть ли у слова такие-то приставки.

Суффиксы— А —— О —— У —
Приставкииз -, с -, до —за -, на -, в —по
Примерыиз давн а , с начал а , до бел аза нов о , на сух о , в прав опо всюд у , по легоньк у , по начал у
Исключениясбоку, смолоду, сроду

Суффиксы наречий видео урок:

Причастные и деепричастные суффиксы

Правописание суффиксов причастий и деепричастий очень часто путают, так как людям бывает сложно различить две данные части речи. Поэтому прежде чем приступать к тому, чтобы рассмотреть суффиксы деепричастий, следует разобрать тему этих частей речи.

Различия причастий и деепричастий

Наверное, самый простой признак, по которому их можно различить — вопросы, на которые отвечают данные части речи. Причастие отвечает на вопросы имени прилагательного, например: «Какое?». Деепричастие же отвечает на вопросы, связанные с деятельностью, то есть: «Что сделав?», «Что делая». Также, чтобы различить их можно попробовать изменить по падежам. Причастие легко поддается этому приему, деепричастие же остается неизменным. Ну, и последним довольно легким способ является — посмотреть на роль в предложении. В данном случае, причастие будет определением, деепричастие — обстоятельством.

ПричастиеДеепричастие
Суффиксы— ущ -, — ющ —

— нн -, — енн -, — т —

— а -, — я —

— в -, — вши -, — ши —

Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской

Слова с суффиксом подобного формата являются попросту незаменимыми в русском языке. Они помогают людям выражать эмоции, как позитивные, так и негативные. Также они способствуют выражению мнения, отношения к тому или иному человеку или объекту. Мама может назвать дочку «Маш еньк а», таким образом, показав свою любовь этому человеку. Ей необязательно расписывать в предложения, что она чувствует к своему ребенку. Одно слово иногда способно заменить тысячу.

Также такие суффиксы помогают обозначить возраст людей. Например, если мальчик шестнадцати лет скажет, что у него есть сестренка. Значит, скорее всего, речь будет идти именно о маленькой девочке. Получается, ему не нужно будет прибегать к цифрам, достаточно использовать только одно слово.

Даже если приводить пример из литературных произведение, становится понятно, что такое правописание суффиксов играет огромную роль, а особенно значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы. Иногда автору бывает трудно передать истинные эмоции своих героев, поскольку читатель может понять это только из слов. Он не видит картинки, не слышит голосов. А подобные, нежные слова очень выручают в таких ситуациях. К примеру «Лисенок казался ему таким беззащитным»- писатель мог бы использовать слово «лис», но тогда бы и ласка из этих слов почти испарилась.

Суффиксы для обозначения процессов и абстракций

В большинстве случаев, людям не приходится слушать о таком ответвлении. Тем не менее, подобное правописание суффиксов существует. Наиболее часто данные виды встречаются в исторических произведениях, описаниях, классической литературе. В качестве примеров можно привести слова, образованные с помощью подобных суффиксов, такие как: обломов щин а, глуб ин а, смолен щин а.

Разумеется, встречаются они нередко, если вы любите проводить время в компании книжек. Но немногие знают, что такие слова относятся к данным разрядам.

Суффиксы для обозначения людей

Такие суффиксы также называют именными, и встречаются они достаточно часто. Обычно выражают профессиональную деятельность. Из наиболее часто употребляемых можно назвать слова с суффиксом « тель «: води тель , производи тель , строи тель . А также суффиксы « щик «, « чик «: уклад чик , ям щик .

Здесь нередко допускаются глупые ошибки, потому будьте внимательны, решая, как написать суффикс. Если перед ним располагаются такие согласные, как: з, д, т, ж, с, то ставится «чик». В случае остальных — «щик».

Суффиксы для обозначения растений

Одним из последних последних направлений суффиксов являются — растения. Иногда люди путают, думая, что названия большинства растений представляют один сплошной корень. Но это абсолютно неверная информация. В названиях кустарников, злаков, плодов точно также есть суффиксы, которые как раз таки помогают нам не путаться в бесчисленном множестве интересных названий.

Самыми популярными суффиксами считаются «иц» и «ниц». Из примеров можно привести: чечев иц а, листвен ниц а и многие другие.

Средний рейтинг 4.8 / 5. Количество оценок: 74

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Значение суффиксов.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?

На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:

  • архитектура – архитектор,
  • космос – космонавт;
  • двор – дворник;
  • строить – строитель и т.д.

В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.

  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.

Суффиксы –тель- , -ик-, -ник-,-чик-, -арь- могут иметь только существительные (учитель, печник, аптекарь).

Суффиксы – лив-, -ск -, -и-, -чив- могут иметь только прилагательные (дождливый, заманчивый).

Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?

Суффиксы –ист-, -арь-, -чик-, -щик-, -ник- указывают на профессию людей, или на занимаемую должность (радист, связист, пекарь, вратарь, каменщик, барабанщик, бетонщик, печник).

Слова с суффиксами –ость- (-есть-, -от-, -изн- ) обозначают свойство, качество (нежность, белизна, голубизна, свежесть).

Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.

Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.

Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.

Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.

Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.

Суффиксы –ушк-, -ишк-, юшк-, -оньк-, -еньк- называют уменьшительно – ласкательными (Наденька, Витенька, зайчишка, волчишка).

Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Укажите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Трусишка, мёд, медовый, лесной, перебежка, тракторист.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Банщик, текстильщик, вратарь, аптекарь, печник.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.

Указывают на профессию.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Белизна, голубизна, красота, краснота, терпимость.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.


источники:

http://russkiy-pravilno.ru/suffiksy-v-russkom-yazyke/

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5301/conspect/