Всегда ли глагол является сказуемым

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Что такое сказуемое – как правильно его находить в предложении и легко определять его тип

Главный член предложения. Отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем».

Сказуемое – это один из двух главных членов предложения. Второй главный – подлежащее. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

На какой вопрос отвечает сказуемое

К любому сказуемому можно задать вопрос «Что говорится о подлежащем». Но поскольку сказуемые очень часто выражаются глаголами, мы еще задаем к ним вопрос «что делает?» или «что сделает?».

Например: «Коля читает книгу». Коля (что делает?) читает.

А вот другой пример: «Курение вредно для здоровья». Подлежащее тут «курение», но к сказуемому вопрос «что делает» уже задать нельзя. Поэтому мы спрашиваем: «что говорится о подлежащем (о курении)?» Что оно «вредно» – это сказуемое.

Если сказуемое выражено глаголом, про него можно сказать, что оно «морфологизованное».

А если выражено словом какой-то другой части речи – то оно «неморфологизованное». К неморфологизованному сказуемому можно задать только вопрос «Что говорится о подлежащем».

Какое бывает сказуемое

Простое и составное.

Простое глагольное сказуемое

Простое всегда выражено глаголом. И только им. Примеры простых:

  1. Девочка танцует.
  2. Мама отдыхает.
  3. Ученик пишет упражнение в тетрадь.

Танцует, отдыхает, пишет – простые глагольные сказуемые, или ПГС.

Важный момент № 1. Будущее время глагола – это всегда ПГС. Потому что его можно заменить одним словом:

  1. Я буду петь = Я спою.
  2. Дети будут кататься на санках = Дети покатаются на санках.
  3. Костя будет преподавать в школе. Тут трудновато заменить, но все равно ПГС, потому что Костя «преподаст» детям знания, суть в этом.

Важный момент № 2. Фразеологизмы – это всегда простые глагольные сказуемые. Причина та же:

  1. Ученик бьет баклуши = Ученик бездельничает.
  2. Он совсем нос повесил = Он совсем отчаялся, раскис.
  3. У меня твоя просьба вылетела из головы = Я о твоей просьбе забыл.

Бить баклуши, вешать нос, вылететь из головы – это все ПГС.

Теперь переходим к составному сказуемому. Оно может быть глагольным (СГС) и именным (СИС).

Составное глагольное сказуемое

В нем две части: вспомогательный глагол и инфинитив. Инфинитив – это такой глагол, который отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?».

Запомните, если есть инфинитив – это сразу СГС. Всё, других вариантов нет.

  1. Я хочу съесть вафлю. Я (что делаю?) хочу съесть – это составное глагольное сказуемое, в нем есть вспомогательный глагол «хочу» и инфинитив «съесть» (отвечает на вопрос «что сделать?»).
  2. Мой друг не мог меня больше ждать. Друг (что делал?) не мог ждать – СГС, в нем вспомогательный глагол «мог» и инфинитив «ждать».

Составное именное сказуемое

Оно состоит из глагола-связки «быть» и именной части, которая может быть выражена разными частями речи, НО не глаголом:

  1. Я был учителем. Был учителем – составное именное сказуемое, в нем связка «быть» и имя существительное «учитель».
  2. Я буду лучшим среди вас. Здесь связка «буду» и имя прилагательное «лучший».

В настоящем времени связка «быть» опускается. Мы не говорим «Я есть учитель», мы говорим просто «я учитель».

Но про сказуемое «учитель» все равно надо сказать, что оно выражено опущенным глаголом-связкой «быть» и именем существительным «учитель».

Как не забывать про глагол-связку

Проведу параллель с другими языками, может быть, вам это поможет не забывать про связку и «видеть» ее, даже когда ее нет.

Дело в том, что в европейских языках связка сохранилась. Сравните:

  1. Это [ЕСТЬ] стол (русский).
  2. This IS a table (английский).
  3. Das IST ein Tisch (немецкий).

Есть, Is, Ist – это все один и тот же глагол. Древний-предревний. Со значением «бытия», существования чего-либо.

В древнерусском, кстати, он тоже был: «Аз ЕСМЬ царь», «То ти неправо глаголют волсви, но всё то лжа ЕСТЬ».

Так что вот. Помните об этом и не забывайте про связку.

Всё на сегодня. Составные сказуемые могут быть осложненными, но про них в школе почти не говорят. Я про них расскажу в отдельных текстах. Когда напишу – поставлю сюда ссылки.

Урок-исследование в 5-м классе «Всегда ли глагол — сказуемое?»

Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с “Классная работа”, пропускают строчку для записи новой темы.

1-й этап. Интеллектуальная разминка.

Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.

На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)

Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.

(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).

– Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?

(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)

– Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)

2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант (Слайд 3)

Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела “Синтаксис”.

(В тетрадях дети записывают: “Терминологический диктант”, работа выполняется на специально подготовленных листочках)

Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).

  1. Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).
  2. Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
  3. Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
  4. Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
  5. Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
  6. Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
  7. Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
  8. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).
  9. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство).
  10. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение).
  11. Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание).

– Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.

Физкультминутка (звучит спокойная музыка) (Слайд 4)

– Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.

– Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.

– Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.

– Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.

Этап 3. Исследовательская работа.

Цель: Создать условия для закрепления дифференциации понятий “глагол” – “сказуемое”.

– Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)

– Итак, лишнее – глагол. (Слайд 6)

– А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)

– А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. – Приводят примеры).

– Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.

– А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?

1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.

5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.

(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)

– Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.

(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)

– Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.

(Мы отвечали на вопрос: “Всегда ли глагол – сказуемое?”).

– На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое

(учитель записывает тему на доске).

– Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.

(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался “Всегда ли сказуемое – глагол?” Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).

– А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)

(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).

Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.

– А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)

– На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.

Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).

– А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)

Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)

– А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.

(Наши условные знаки:

! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.

? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.

__ – задание не понравилось.

Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):

  • Продолжить составление Сборника полезных советов.
  • Придумать 4-5 предложений, в которых глагол не является сказуемым.
  • Составить кроссворд на тему “Синтаксис”.

  • источники:

    http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-skazuemoe

    http://urok.1sept.ru/articles/582301