Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Что такое сказуемое – как правильно его находить в предложении и легко определять его тип
Главный член предложения. Отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем».
Сказуемое – это один из двух главных членов предложения. Второй главный – подлежащее. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.
На какой вопрос отвечает сказуемое
К любому сказуемому можно задать вопрос «Что говорится о подлежащем». Но поскольку сказуемые очень часто выражаются глаголами, мы еще задаем к ним вопрос «что делает?» или «что сделает?».
Например: «Коля читает книгу». Коля (что делает?) читает.
А вот другой пример: «Курение вредно для здоровья». Подлежащее тут «курение», но к сказуемому вопрос «что делает» уже задать нельзя. Поэтому мы спрашиваем: «что говорится о подлежащем (о курении)?» Что оно «вредно» – это сказуемое.
Если сказуемое выражено глаголом, про него можно сказать, что оно «морфологизованное».
А если выражено словом какой-то другой части речи – то оно «неморфологизованное». К неморфологизованному сказуемому можно задать только вопрос «Что говорится о подлежащем».
Какое бывает сказуемое
Простое и составное.
Простое глагольное сказуемое
Простое всегда выражено глаголом. И только им. Примеры простых:
- Девочка танцует.
- Мама отдыхает.
- Ученик пишет упражнение в тетрадь.
Танцует, отдыхает, пишет – простые глагольные сказуемые, или ПГС.
Важный момент № 1. Будущее время глагола – это всегда ПГС. Потому что его можно заменить одним словом:
- Я буду петь = Я спою.
- Дети будут кататься на санках = Дети покатаются на санках.
- Костя будет преподавать в школе. Тут трудновато заменить, но все равно ПГС, потому что Костя «преподаст» детям знания, суть в этом.
Важный момент № 2. Фразеологизмы – это всегда простые глагольные сказуемые. Причина та же:
- Ученик бьет баклуши = Ученик бездельничает.
- Он совсем нос повесил = Он совсем отчаялся, раскис.
- У меня твоя просьба вылетела из головы = Я о твоей просьбе забыл.
Бить баклуши, вешать нос, вылететь из головы – это все ПГС.
Теперь переходим к составному сказуемому. Оно может быть глагольным (СГС) и именным (СИС).
Составное глагольное сказуемое
В нем две части: вспомогательный глагол и инфинитив. Инфинитив – это такой глагол, который отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?».
Запомните, если есть инфинитив – это сразу СГС. Всё, других вариантов нет.
- Я хочу съесть вафлю. Я (что делаю?) хочу съесть – это составное глагольное сказуемое, в нем есть вспомогательный глагол «хочу» и инфинитив «съесть» (отвечает на вопрос «что сделать?»).
- Мой друг не мог меня больше ждать. Друг (что делал?) не мог ждать – СГС, в нем вспомогательный глагол «мог» и инфинитив «ждать».
Составное именное сказуемое
Оно состоит из глагола-связки «быть» и именной части, которая может быть выражена разными частями речи, НО не глаголом:
- Я был учителем. Был учителем – составное именное сказуемое, в нем связка «быть» и имя существительное «учитель».
- Я буду лучшим среди вас. Здесь связка «буду» и имя прилагательное «лучший».
В настоящем времени связка «быть» опускается. Мы не говорим «Я есть учитель», мы говорим просто «я учитель».
Но про сказуемое «учитель» все равно надо сказать, что оно выражено опущенным глаголом-связкой «быть» и именем существительным «учитель».
Как не забывать про глагол-связку
Проведу параллель с другими языками, может быть, вам это поможет не забывать про связку и «видеть» ее, даже когда ее нет.
Дело в том, что в европейских языках связка сохранилась. Сравните:
- Это [ЕСТЬ] стол (русский).
- This IS a table (английский).
- Das IST ein Tisch (немецкий).
Есть, Is, Ist – это все один и тот же глагол. Древний-предревний. Со значением «бытия», существования чего-либо.
В древнерусском, кстати, он тоже был: «Аз ЕСМЬ царь», «То ти неправо глаголют волсви, но всё то лжа ЕСТЬ».
Так что вот. Помните об этом и не забывайте про связку.
Всё на сегодня. Составные сказуемые могут быть осложненными, но про них в школе почти не говорят. Я про них расскажу в отдельных текстах. Когда напишу – поставлю сюда ссылки.
Урок-исследование в 5-м классе «Всегда ли глагол — сказуемое?»
Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Вашему вниманию предлагается урок русского языка в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
В тетрадях учащиеся записывают дату, с/с “Классная работа”, пропускают строчку для записи новой темы.
1-й этап. Интеллектуальная разминка.
Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой учащихся.
На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил. Город украшает сад. (Слайд 1)
Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.
(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).
– Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?
(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)
– Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)
2-й этап: Кроссвордный терминологический диктант (Слайд 3)
Цель: проверить владение учащимися терминологией раздела “Синтаксис”.
(В тетрадях дети записывают: “Терминологический диктант”, работа выполняется на специально подготовленных листочках)
Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин. Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное).
- Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).
- Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное).
- Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения, или предикативность)
- Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое).
- Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное).
- Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство).
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение).
- Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание).
– Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.
Физкультминутка (звучит спокойная музыка) (Слайд 4)
– Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.
– Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.
– Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.
– Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.
Этап 3. Исследовательская работа.
Цель: Создать условия для закрепления дифференциации понятий “глагол” – “сказуемое”.
– Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске): (Слайд 5)
– Итак, лишнее – глагол. (Слайд 6)
– А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)
– А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. – Приводят примеры).
– Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.
– А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям, записанным на доске. (на слайде) (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?
1. У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Курить – здоровью вредить. 4. Доктора советуют нам закаляться.
5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.
(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)
– Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.
(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)
– Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, вы сформулируете тему нашего урока.
(Мы отвечали на вопрос: “Всегда ли глагол – сказуемое?”).
– На пропущенной строке записываем: Всегда ли глагол сказуемое
(учитель записывает тему на доске).
– Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.
(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался “Всегда ли сказуемое – глагол?” Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже ).
– А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)
(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).
Этап 4. Работа по развитию речи учащихся с применением здоровьесберегающей технологии.
– А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)
– На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.
– Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями. Запишите по два совета в тетради. (Дети работают самостоятельно).
– А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)
Этап 5. Подведение итога урока. (Слайд 13)
– А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.
(Наши условные знаки:
! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.
? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.
__ – задание не понравилось.
Домашнее задание по выбору учащихся (Слайд 14):
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-skazuemoe
http://urok.1sept.ru/articles/582301