Всем хотелось принять участие в вечере сказуемое

Сказуемое. Виды сказуемого

«Предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, сказуемое. — главный распорядитель синтаксической цепочки».

Просмотр содержимого документа
«Сказуемое. Виды сказуемого»

Сказуемое. Виды сказуемого.

«Предложение – синтаксическая цепочка членов, построенная на основе подчинительной связи. Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки, сказуемое. — главный распорядитель синтаксической цепочки».

Сказуемое — это главный член предложения, который зависит

только от подлежащего и обозначает признак предмета или

Сказуемое отвечает на вопросы:

Мы сидели на берегу пруда. — простое

Брат перестал заниматься учёбой.- составное

Составное именное сказуемое

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме

а также может быть выражено

1) глаголом в форме сложного будущего времени:

2) глагольным фразеологизмом

Природа так явно бросалась в глаза человеку.

3 ) усеченной формой глагола:

А он прыг в воду и поплыл.

4) глагольно–именным описательным оборотом:

Он принимал участие в соревновании.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ — глаголом

Составное глагольное сказуемое

Неопределённая форма глагола

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Составное именное сказуемое

7. синтаксически неделимое

2. глаголы-связки делаться,

стать, становиться, являться,

считаться, представляться, казаться,

  • Глаголы со значением движения,
  • положения в пространстве
  • (прийти, приехать, вернуться)

Выражение именной части сказуемого

1. Имя прилагательное

2. Имя существительное.

Брови её были сдвинуты . Вода в пустыне будет обнаружена .

Вишнёвый сад теперь мой.

7. Синтаксически неделимое словосочетание

Он был высокого роста . Варя была с заплаканными глазами.

Обратите внимание на предложения, в которых представлена серия сказуемых, которые различны по свое структуре.

— Определите вид сказуемого и заполните таблицу.

— Сравните сказуемые; что общего и в чём их существенная разница?

а) простое глагольное; б) составное глагольное; в) составное именное.

1. Я буду долго гнать велосипед.

2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

3. Всем хотелось принять участие в вечере.

4. Мы должны были пересечь равнину.

5. Сейте разумное, доброе, вечное.

— Выделите в каждом предложении грамматическую основу и определите, чем выражено сказуемое:

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом.

— Сравните эти сказуемые и сформулируйте общее правило:

  • Чем может быть выражено сказуемое в русском языке.

1. Сегодня месяц как светлый серп.

2. Пять подбитых танков являются результатом боя.

3. Пойду погуляю в сад.

Пойду погуляю – глагол + глагол

4. Он горел желанием поскорее уехать.

5. Ветер был встречный.

6. Девушка бродит такая унылая.

7. Жизнь прекрасна и удивительна.

8. Я слышу веселую речь.

9. К полночи Зарево погасло.

10. Я всегда готов вам помочь.

— Определите вид сказуемого, составьте таблицу и запишите в колонки только грамматические основы предложений:

1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.

2. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.

4. Задул суховей и высушил землю.

5. Было знойное лето, пахло резедой.

6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся на ветру.

7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.

8. Ученые заинтересовались находкой, и начались рас­копки кургана.

9. Глеб, я это знал, учился в гимназии.

10. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

Простое глагольное сказуемое

1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

Определите вид сказуемого и распределите предложения в три колонки, дополнив своими примерами:

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.

1. Вся комната янтарным блеском озарена.

2. Погода была не из приятных.

3. Раннюю песню запел жаворонок.

4. Брат стал студентом института.

5. Деревья продолжают желтеть.

6. Он хотел дышать чистым воздухом.

7. Я долго буду петь.

8. Не посеянные зерна не взойдут.

9. В зной рад бродить в березовой роще.

10. Он был мастером на все руки.

1. Вся комната янтарным блеском озарена

Выделите в предложениях только сказуемые, сравните их, укажите, чем они выражены:

г) глаголом + существительным;

д) глаголом + прилагательным;

е) глаголом + глаголом;

ж) прилагательным + глаголом;

1. Мы сделали усилие продвинуться дальше.

2. Он отлично умеет плавать.

3. Я рад встретиться с вами.

4. Он казался болтливым.

5. Зинаида ходила по всем комнатам.

6. Ольга чувствовала приближение весны,

7. Пристально глядя в окно, он постучал.

8. Мы вам ничего не должны.

9. Расстояние не помеха для друзей.

10. С него все как с гуся вода.

-Найдите в данном стихотворении сказуемые , определите их вид, ответы оформите в виде таблицы

Проверочная работа по теме «Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых».

Проверочная работа по теме: «Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого»

Подчеркните подлежащее, укажите, чем выражено подлежащее:

существительным; причастием; местоимением; междометием; числительным; фразеологическим оборотом, цельным словосочетанием.

Мы с Аликом принялись за работу.

Пять не делится на два.

Сюда теперь ежегодно слетаются тысячи речных чаек.

Этак всякий может петь.

По пескам у горизонта плыли три белых паруса.

«Аргументы и факты» — интересная газета.

Четверо ребят отправились на рыбалку.

Танцующие теснились и толкали друг друга.

Червонец был запачкан и в пыли.

Шли два приятеля вечернею порой.

Слабенькое мяу доносилось из-под крыльца.

Эта филькина грамота меня не устраивает.

Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходил(-,и) у него из головы.

Несколько офицеров обедал(о,и) у Сильвио.

Много друзей пришл(и,о) к Саше на день рождения.

ООН выступил(-,а,о,и) против угнетения личности.

Сказуемые делятся на две основные группы: _______________ и ________________ .

Составное сказуемое делится на ________________ и _______________________ .

Составное глагольное сказуемое состоит из 2 частей: __________________ и _________________

Составное именное сказуемое состоит из 2 частей: _________________ и ___________________

Вспомогательная часть сказуемого выражает _______________________, а основная часть ______________________________________________ .

3. Подчеркните сказуемые, определите вид сказуемого:

б) составное глагольное;

Сейте разумное, доброе, вечное.

Пусть радостно светит солнце!

Да здравствует свобода!

Я бы написал песню.

Швецовы пришли в себя от неожиданности.

Всем хотелось принять участие в вечере.

Мы должны были пересечь равнину.

Осень пришла дождливая и холодная.

Пять плюс пять будет десять.

Он собирался написать письмо отцу.

Всё население посёлка вышло встречать рыбаков.

Летний вечер тих и ясен.

Ты будешь ждать моего звонка.

Фиалка казалась тёплой.

Проверочная работа по теме: «Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого»

Подчеркните подлежащее, укажите, чем выражено подлежащее: существительным; причастием; местоимением; междометием; числительным; фразеологическим оборотом, цельным словосочетанием.

В одиночестве способен жить не всякий.

Двадцать делится на два.

Шли два приятеля вечернею порой.

Входящие должны предъявить билеты.

Ничто так не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка.

Пятеро мальчишек принялись ловить раков.

Дед с матерью шли впереди всех.

Десятка каким-то образом сохранилась в кармане.

Издалече слышалось ура.

Десятки орудий выстрелили одновременно.

Баренцево море стало для меня родным.

Эта филькина грамота меня не устраивает.

Большинство учеников посетил(о,и) выставку.

Несколько офицеров обедал(о,и) у Сильвио.

Много друзей пришл(и,о) к Саше на день рождения.

ТЮЗ выпустил(-,а,о,и) новый спектакль.

Сказуемые делятся на две основные группы: __________________________ и ______________________ .

Составное сказуемое делится на ______________________________ и _________________________________ .

Составное глагольное сказуемое состоит из 2 частей: ____________________________ и ____________________

Составное именное сказуемое состоит из 2 частей: _________________________ и _______________________

Вспомогательная часть сказуемого выражает ____________________________________________, а основная часть ___________________________________________________ .

3.Подчеркните сказуемые, определите вид сказуемого:

б) составное глагольное;

Напиши письмо матери.

Пусть сильнее грянет буря!

Давай уедем на родину.

Ты бы училась, солнышко.

Рад учиться языку.

Он горел желанием поскорее уехать.

Он мастер на все руки.

Сегодня мы будем тренироваться в зале.

Пойду погуляю в сад.

Мы будем вместе решать эту проблему.

Пятью пять будет двадцать пять.

Мы медленно стали приближаться к вершине горы.

В этом году осень тёплая.

Ещё холоден и сыр февральский воздух.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Бобылёва Лариса СтаниславовнаНаписать 4514 21.01.2020

Номер материала: ДБ-942626

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    21.01.2020 35
    14.01.2020 103
    12.01.2020 36
    12.01.2020 15
    19.12.2019 149
    19.12.2019 176
    19.12.2019 43
    10.12.2019 51

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Всем хотелось принять участие в вечере сказуемое

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОК № 33

Тема. Тематическая контрольная работа. «Простое предложение». Тестирование. Контрольное аудирование*

Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать умение работы с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.

Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, тест для контрольного аудирования и задания к нему.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Укажите, простыми или сложными являются данные предложения (А — простое, Б — сложное).

1. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

2. Тебе не спится, и мне не уснуть.

3. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

2. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении Мы с Аликом принялись за работу.

3. Определите вид сказуемого в предложении Всем хотелось принять участие в вечере.

а) простое глагольное;

б) составное глагольное;

в) составное именное.

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Пять подбитых танков являются результатом боя.

б) глаголом + существительным; √

в) прилагательным + глаголом.

5. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложениях (А — нужно; Б— не нужно).

1. Книга источник знаний.

2. Пруд как блестящая сталь.

3. Бедность не порок.

4. Ртуть тоже металл.

6. Укажите, какими членами являются выделенные слова в предложениях. (А — подлежащее; Б — сказуемое; В — дополнение; Г — определение; Д — обстоятельство; Е — не является членом предложения).

1. Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.

2. Сменила мудрость молодости пыл.

3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Самая большая радость в мире это делать счастье для других.

Напишите диалог на тему: «В кинотеатре».

Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, двусоставные и односоставные, полные и неполные.

1. Укажите, простыми или сложными являются данные предложения (А — простое, Б — сложное).

1. Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами. (А)

2. В воздухе чувствуется запах весны, и в школах готовятся к экзаменам. (Б)

3. Он выдержал экзамен и был принят в институт. (А)

4. Здесь, как гласит предание, был густой лес. (А)

2. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении К славному подвигу каждый готов.

3. Определите вид сказуемого в предложении Рад учиться языку.

а) Простое глагольное;

б) составное глагольное; √

в) составное именное.

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Ветер был встречный.

б) глаголом + существительным;

в) глаголом + прилагательным. √

5. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложениях (А — нужно; Б — не нужно).

1. Сады сажать жизнь украшать. (А)

2. Сентябрь только начало месяца. (Б)

3. Путешествие это та же книга. (А)

4. Мой рабочий день десять часов в сутки. (А)

6. Укажите, какими членами являются выделенные слова в предложениях. (А — подлежащее; Б — сказуемое; В — дополнение; Г — определение; Д — обстоятельство; Е — не является членом предложения).

1. Желание наказать обидчика было очень сильным. (Г)

2. Сначала читал, затем решал. (Б)

3. Мы шли в течение всего дня. (А)

4. Врач запретил мне читать лежа. Д)

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Скромность одна из величайших черт русского народа.

Напишите диалог на тему: «В театре».

Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, двусоставные и односоставные, полные и неполные.

3. Проведение контрольного аудирования.

1) Чтение учителем текста для аудирования.

Книги Древней Руси

Отдел рукописей Ленинской библиотеки в Москве сохраняет до сих пор в своем облике музейные черты. В шкафах, в особых приспособлениях и на столах — старинные фолианты, пришедшие к нам из глубины веков.

Вот книга, которую мог держать в руках Владимир Мономах, воин и политик, охотник и философ, размышлявший на склоне лет своих: «Что такое человек, как подумаешь о нем? Как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет. » Вот под стеклом лежит летопись, открытая на странице, где записан красочный рассказ о волхве, предсказавшем вещему Олегу смерть от любимого коня. Летописная легенда, как известно, воодушевила Пушкина на создание «Песни о вещем Олеге».

Древняя Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг — это означало обладать целым состоянием. «Повесть временных лет» называет книги реками, напояющими вселенную мудростью неизмеримой глубины. «Если прилежно поищешь в книгах мудрости,— замечал летописец,— то найдешь великую пользу душе своей».

Многие рукописи одевались в кожаные переплеты — оклады, украшались и драгоценными камнями, и многоцветными сияющими эмалями.

Особенно большого искусства достигли ремесленники в украшении окладов церковных книг. Переплеты евангелий превращались в драгоценные произведения искусства, они сверкали филигранью, многоцветными эмалями, жемчугами. Древнерусские эмали отличала красочная гамма, в которую входили соединения белого и голубого, розового и синего, изумрудного и ярко-красного тонов.

Когда я вижу на темно-серебристом фоне оклада голубовато-зеленое пятно, излучающее неожиданно радостный, светлый и глубокий свет, то моему взору представляются образы и события прошлого, свидетелем которого был этот драгоценный камень. В глубине камня — и зарево пожаров, и праздничное полыханье свечей, и глаза воинов, и изнуренные лица подвижников.

Драгоценным камнем, ограненным великим мастером — Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой мы еще только начинаем в полной мере осознавать. Год от года глубже мы проникаем в смысл словесности, складывавшейся столетиями, перечитываем забытые или полузабытые литературные памятники и все более убеждаемся в их художественной силе.

«Каждое произведение Древней Руси рассчитано не на обычное, беглое чтение, а на прилежное „книжное почитание” в поисках книжной мудрости и книжного наставления,— пишет Д. С. Лихачев.— Если бы можно было представить себе древнерусского читателя за чтением его любовно переписанных от руки книг, то, наверное, это чтение было особенно истовым, торжественным и благоговейным».

Не случайно на старых книгах встречаются записи: «Горе тому, кто черкает у книг по полям, на том свете бесы исчеркают ему лицо железом»; «Эту книгу ни продати, ни отдати нельзя»; «Аще где криво написал, то не кляните меня, грешного раба. » Читатель книг ощущал себя приобщенным к вечной мудрости мира; создателями сочинений, как правило анонимных, выступали люди большой художественной культуры, искренно заботившиеся о судьбах своей Родины, мыслившие во вселенских масштабах.

Выдающееся произведение — «Повесть временных лет», определившее на много веков исторические представления наших соотечественников, поражает своей грандиозностью, сплавом достоверных фактов с очаровательными народными легендами. Составленная из разножанровых отрывков, созданных в несхожие эпохи, она — единое художественное целое, включившее в себя сведения о жизни страны, войнах и разорениях, характеристики князей, похвалы героям, плачи о погибших, дипломатическую и придворную хронику, сказания о чудесах, назидания потомкам. И все это — в непринужденной форме, поразительно емкой и лаконичной.

Древнерусский писатель мыслил государственно. «Нам Русская земля, что младенец для матери»,— говорил летописец, высказывая свои самые заветные мысли и чувства.

Древнерусская литература создала разнообразные произведения, служившие потребностям времени и сохранившие в лучших своих образах значение для нас, отдаленных потомков, живущих на земле, «украсно украшенной» предками. Слова, написанные гусиным пером Нестора-летописца или Даниила Заточника, и ныне влекут нас к себе, зовут приобщиться к старой мудрости книжной, что еще далеко не исчерпала себя, не открылась полностью в незатемненной красоте.

Есть ли основание рассчитывать на то, что будут найдены неизвестные нам старые словесные сокровища? Или великие поэмы, сказания, повести, исторические песни и легенды навсегда исчезли и недоступны нашему взору?

Бесспорно одно, что и поныне летописи, сказания, жития, «хождения» остаются кладовыми словесных сокровищ, запасниками, в которых таятся сюжеты и образы большой художественной силы.

(617 сл.) (По Е. Осетрову)

2) Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.

1. Летописная легенда воодушевила Пушкина на создание:

а) повести «Капитанская дочка»;

б) «Песни о вещем Олеге»; √

в) поэмы «Руслан и Людмила».

2. Древняя Русь ценила книги:

а) как редчайшие сокровища; √

б) украшение интерьера;

в) музейные экспонаты.

3. Переплеты древних книг — оклады — украшались:

а) дорогими тканями;

б) красивыми рисунками;

в) драгоценными камнями. √

4. Особенно искусно украшались оклады:

б) церковных книг; √

5. Иметь в доме несколько книг — означало обладать:

а) целым состоянием; √

б) небольшой библиотекой;

в) особыми знаниями.

6. Древнерусские книги.

а) издавали в единственном экземпляре;

б) переписывали от руки; √

в) печатали на станке.

7. Древнерусские книги были рассчитаны:

а) на прилежное, внимательное чтение; √

б) на беглое чтение;

в) на то, чтобы развлечь читателя.

8. В старых книгах есть записи: «На том свете бесы исчеркают лицо железом» тому, кто.

а) продает книги;

в) черкает на полях книг. √

9. «Повесть временных лет» представляет собой:

а) собрание исторических фактов;

б) сплав достоверных фактов с народными легендами; √

в) сборник летописей.

10. Древнерусскую литературу можно назвать:

а) драгоценным камнем; √

б) духовным наследием;

в) завещанием потомкам.

11. Литература Древней Руси, как драгоценный камень, огранена великим мастером:

12. Какова главная мысль текста?

а) Древнерусские книги имеют значение только как памятник старины.

б) Древняя книжная мудрость и по сей день остается живым наследием. √

в) Древнерусские книги — это прежде всего произведения ювелирного искусства.

4. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал об однородных членах предложения, подобрать примеры.

* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008.


источники:

http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-teme-sposoby-vyrazheniya-podlezhashego-vidy-skazuemyh-4085518.html

http://na-uroke.in.ua/34-156.html