Вспомни особенности правописания безударных падежных окончаний слов на ий ие ия 4 класс гдз

Вспомни особенности правописания безударных падежных окончаний слов на -ий, -ие, -ия.

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,089
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Затеи грамотея

Автор, влюблённый в грамматику русского языка, с увлечением рассуждает о склонении имён существительных, производных предлогах, причастиях и деепричастиях. В результате изучения предложенных автором тем у читателя значительно улучшается правописание, предлоги начинают употребляться в нужном падеже, а запятые становятся послушными.Фото на обложке сделано автором Халеевой Мариной.

Оглавление

  • От автора
  • Падежные окончания существительных на -ия, -ие, -ий

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Затеи грамотея предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Падежные окончания существительных на — ия, — ие, — ий

Имена существительные, как известно, имеют три склонения, т. е. три варианта изменений окончаний по падежам.

Есть, конечно, слова, которые не относятся ни к одному из склонений (например, существительные на — мя, выделенные в особую группу) или же не изменяемые по падежам, несклоняемые заимствованные слова, но сейчас мы будем говорить об окончаниях существительных на -ия, ие, -ий, в которых чаще всего ошибаются пишущие.

Имена существительные женского рода единственного числа на -ия относятся к существительным 1-го склонения, к которому относятся все слова женского и мужского рода с окончаниями -а, — я.

Самыми «опасными» падежами, где в окончаниях могут встретиться ошибки, являются родительный, дательный и предложный падежи.

Возьмём для примера обычные слова 1-го склонения «ласточка» и «земля» и посмотрим на их окончания в указанных падежах:

Р. (нет) кого? чего? — ласточки, земли;

Д. (даю) кому? чему? — ласточке, земле;

П. (думаю) о ком? о чём? — о ласточке, о земле.

Сравним склонение этих слов со склонением имён существительных женского рода на -ия: «армия», «география», «Филадельфия», «Наталия»:

Р. (нет) кого? чего? — армИИ, географИИ,

Д. (даю) кому? чему? — армИИ, географИИ,

П. (думаю) о ком? о чём? — об армИИ, о географИИ, о ФиладельфИИ, о НаталИИ.

Казалось бы, как замечательно: во всех этих падежах одно и то же окончание -ИИ и, при случае, надо только определить падеж нужного слова и написать на конце его то, что необходимо, а именно: -ИИ! И неважно, нарицательное это существительное или собственное!

Откуда бы в таком случае взяться ошибкам при написании существительных на -ия?

Мне кажется, окончания этих слов часто путают с падежными окончаниями обычных слов 1-го склонения.

Но как раз СЛОВА, которые мы разбираем, НЕОБЫЧНЫЕ: у них НА КОНЦЕ в именительном падеже, в его начальной форме, сразу ДВЕ ГЛАСНЫЕ. И этот их признак надо непременно запомнить!

Запомнил признак, увидел слово, поставил в «трудный» падеж и на конце написал -ИИ! И всё — ошибки нет!

Но есть ещё одна особенность у некоторых разбираемых нами существительных: одно и то же слово с одинаковым значением может иметь разное написание, ведь существуют слова «Наталия» и «Наталья», «Мария» и «Ма́рья»… Из-за разности в написании слов у некоторых и возникают ошибки правописания.

Теперь же, когда мы видим на конце слов женского рода единственного числа две гласные -ия, мы уже знаем, что делать: в родительном, дательном и предложном падежах на конце пишем -ИИ.

Посмотрим внимательно на слова «Наталья» и «Марья»: после мягкого знака в этих словах на конце только одна гласная! И, рассмотрев их склонение во всех падежах, мы видим, что у них у всех окончания существительных 1-го склонения! И склонять их (а значит, и писать окончания) надо так же, как и все остальные существительные 1-го склонения, т. е. по обычному общему правилу:

И. (это) кто? — Наталья, Марья;

Р. (нет) кого? — Натальи, Марьи;

Д. (даю) кому? — Наталье, Марье;

В. (вижу) кого? — Наталью, Марью;

Т. (доволен) кем? — Натальей, Марьей;

П. (думаю) о ком? — о Наталье, о Марье.

НО, как известно, у всякого правила существуют разные «тонкости», «уточнения» или ИСКЛЮЧЕНИЯ: если в слове женского рода на -ия ударение падает на последний слог, то в предложном падеже будет окончание :

П. о ком? — о Зульфие́ (женское имя Зульфия).

Таким же исключением из правил является имя собственное «Ли́я»:

П. о ком? — о Ли́е.

Заметим также, что у существительных женского рода случаются и другие окончания с двумя гласными на конце. Например: Зея, Нея (названия рек), но это не наш случай, тут на конце другие две гласные! Эти существительные склоняются по общему правилу.

Мы рассматривали существительные 1-го склонения женского рода, но интересно, что с -ия на конце встречается и существительное мужского рода «судия», которое в словарях даётся с пометой «Устар.» и «Выс.» и часто используется в Библии. Интересно, что в родительном, дательном и предложном падежах так же, как и в словах женского рода, на конце этого слова пишется -ИИ:

Р. (нет) кого? — судии;

Д. (даю) кому — судии;

П. (думаю) о ком? — о судии.

Теперь рассмотрим существительные 2-го склонения единственного числа на ие (ср. род) и -ий (м. род).

В этом случае «трудным» для написания падежом оказывается только предложный, именно в нём эти существительные оканчиваются на -ИИ.

Возьмём для примера слова «вдохновение» (ср. род), «гений» и «Василий» (м. род):

Р. (нет) кого? чего? — вдохновения, гения, Василия;

Д. (даю) кому? чему? — вдохновению, гению, Василию;

П. (думаю) о ком? о чём? — о вдохновенИИ, о генИИ, о ВасилИИ.

Один-единственный падеж легко запомнить, правда? Это окончание пишется как в нарицательных, так и в собственных именах существительных.

Позволю себе напомнить читателю, что предложный падеж не всегда употребляется с предлогом «о», ему «нравятся» и другие предлоги, он вообще без предлога не употребляется.

Например, предлоги в, на, при (в чём? в зданИИ, при ком? при ВасилИИ).

Поэтому, чтобы поставить правильно вопрос падежа, надо ещё и обладать умением подобрать нужный предлог!

ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ие, -ия.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прочитайте текст. Назовите пропущенную орфограмму и тему урока Владимир Иванович Даль обошёл и объехал всё в нашей страны . Он был на территори.. Карели. на берегах Чёрного моря. Посетил пустыни Средней Ази.. . В состав.. русской арми.. воевал против Турци.. .

Тема: «ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ие, -ия.» Сегодня мы закрепим: навык правописания падежных окончаний существительных; научимся определять падеж существительных; научимся выбирать гласные в безударных окончаниях существительных на –ия, -ий, -ие.

Вспомните! Окончание –е пишется: у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах; у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах. Окончание –и (-ы) пишется: у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах; у существительных ____ склонения в ________ падеже/ падежах.

Запишите окончания существительных Доверять молодеж_, жить в республик_, удивляться необъятной шир_ моря, расставить на скатерт_, посадить цветы на балкон_, работать на дач_ с весны до осен_, улыбаться от радост_, на станци_.

К какому склонению относятся слова: компания, алюминий, знание? Просклоняйте данные имена существительные.

Падеж Существительные1-го и 2-го склонения на –ия, -ий, -ие И.п. Компания, алюминий, знание Р.п. Компании, алюминия, знания Д.п. Компании, алюминию,знанию В.п. Компанию, алюминий, знание Т.п. Компанией, алюминием, знанием П.п. Компании, алюминии, знании

или Определи склонение, падеж, окончание Вспомни окончание по опорному слову Подчиняются общему правилу Не подчиняются общему правилу -ий, -ие -ия Р.п. и Д.п. и П.п. и и

Вставьте пропущенные окончания Владимир Иванович Даль обошёл и объехал всё в нашей страны . Он был на территории Карелии, на берегах Чёрного моря. Посетил пустыни Средней Азии . В составе русской армии воевал против Турции .

Алгоритм Существительные на –ий, -ие, -ия на -ия -И в Р.п., Д.п., П.п. Был на станции, на лекции, на презентации на -ие на -ий -И в П.п. Был в планетарии -И в П.п. Находиться в здании -Е в В.п. Вошёл в здание

Существительное III склонение Р.п., Д.п., П.п. — И I склонение Р.п. Д.п., П.п. — И -Е II склонение П.п. -Е

Самостоятельная работа Рабочая тетрадь, стр. 11, упр.1-5.

Работает в театр__ , училась в консерватори__, нашёл у дорог__, служил в арми__, вышел на станци__, живут в Ази__, обитает в Америк__, вошёл в здани_, находился в здани_, был в экспедици_, пришёл из экспедици_. Карточка. Спишите. Вставьте окончания имён существительных, определите падеж, склонение.

Окончания имён существительных Потренируемся!

Кто прав Маша или Миша?

1. В каком слове пишется буква И? ПИРОГИ В ДУХОВК. РАССКАЗАТЬ ДОЧЕР. СПРЯТАТЬ В ПОРТФЕЛ. РОДИЛСЯ В ИЮЛ. УРА. Ай-ай-ай! дальше

9. В каком ряду в обоих словах пишется буква Е? В КНИГ. О ГЕНИ. В ЗАДАНИ. ПО БИОЛОГИ. ОТ ДЕРЕВН. К ДЕРЕВН. В ГОСТИ К ДАРЬ. И ЛЮДМИЛ. ТОЧНО! ПОДУМАЙ ЕЩЁ! дальше

10. В каком ряду в обоих словах пишется буква И? НА УРОК. ФИЗИК. О СТОЛИЦ. БОЛГАРИ. В ТЕТРАД.. ПО ИСТОРИ. НА АРЕН. В ЦИРК. НЕТ, ОЧЕНЬ ЖАЛЬ. ПЛЯШУ ОТ СЧАСТЬЯ! ЕЩЁ РАЗ

2. В каком слове пишется буква Е? РАБОТАТЬ В ЯПОНИ. ЗАБОТЯТСЯ О ПУДЕЛ. НА ГЛАВНОЙ ПЛОЩАД. ЛОДКА НА ОТМЕЛ. КЛАСС! НУ ЧТО Ж ТЫ ТАК! дальше

8. В каком ряду в обоих словах пишется буква И? НА ЭКСКУРСИ. В МУЗЕ. В ПУТЕШЕСТВИ. ПО ГРЕЦИ. В СБОРНИК. ПОЭЗИ. В ПОЕЗДК. ПО АЗИ. УМНИЦА! Ай — ай — ай! дальше

3. В каком слове пишется буква И? ШАРФ НА ШЕ. ПО УЗКОЙ УЛИЦ. ГОРОД В ИЛЛЮМИНАЦИ. ВЕТКИ В ИНЕ. УВЫ! ТАК ДЕРЖАТЬ! дальше

Около деревн… и е

4. В каком слове пишется буква Е? В ЗАРОСЛЯХ СИРЕН. В РЕДАКЦИ. ГАЗЕТЫ САЛАТ ИЗ ФАСОЛ. ПОЕЗДКА ПО АМЕРИК. НЕТ, ОЧЕНЬ ЖАЛЬ. УМНИЦА! дальше

7. В каком ряду в обоих словах пишется буква И? ПО ТРОПИНК. ВО РЖ. НА ЮБИЛЕ. У МАРИ. В РЕШЕНИ. ЗАДАЧ. НА СЛУЖБ. В ПОЛИЦИ. ПОПРОБУЙ ЕЩЁ РАЗ! ОТЛИЧНО! дальше

Возле беседк… и е

С карандаш…м о ё

Ребята, после того, как вы повторили изученный материал, можете себя проверить, внимательно прочитав предложения из упр. 1 , стр. 33, в рабочих тетрадях. Если вы согласны с высказыванием, то ставьте «+», если нет, то – «–». Проверка проводится по цепочке.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

  • Комлева Наталья АлександровнаНаписать 512 05.12.2020

Номер материала: ДБ-1547345

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.12.2020 0
    05.12.2020 0
    05.12.2020 0
    05.12.2020 0
    05.12.2020 0
    05.12.2020 0
    05.12.2020 0
    05.12.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%97%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%8F/2

http://infourok.ru/povtorenie-pravil-pravopisaniya-bezudarnyh-okonchanij-imen-sushestvitelnyh-pravopisanie-glasnyh-v-padezhnyh-okonchaniyah-imyon-s-4637042.html