Чередование гласных в корне
О чем эта статья:
Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.
Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:
- места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
- наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
- конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ращ-, рос-);
- различий по смыслу (равн-/ровн-, мак-/моч-).
Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.
Для удобства мы собрали корни с чередованием гласных, примеры и исключения на каждое правило в таблицу.
Таблица «Чередование гласных в корне слова»
От чего зависит написание
1) -раст- (-ращ-) // -рос-
От следующей буквы в корне слова:
1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;
2) перед г пишем а, перед ж — о;
3) перед к пишем а, перед ч — о.
1) Выросли, растение, выращенные.
Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.
2) Приложить, полагающий.
Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).
3) Скакать, вскочить.
Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.
От ударения — в безударном положении пишем букву о.
4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.
Исключения: при́гарь, вы́гарки.
5) Творе́ние, творе́ц.
Исключение: у́тварь.
6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.
От ударения — в безударном положении пишем букву а.
7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.
8) Поплаво́к, плаву́честь.
Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.
От оттенков значения:
9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;
10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;
9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.
10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).
Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).
От следующего суффикса -а-:
11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;
11) Выбирать, соберу.
12) Выдирать, сдерут.
13) Запирать, отпереть.
14) Стирать, стереть.
15) Умирать, умереть.
16) Сжигать, выжег.
17) Расстилать, застелить.
18) Блистать, блестеть.
19) Вычитать, вычет.
Исключения: сочетание, сочетать.
20) Прикасаться, прикоснуться
21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин
21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.
21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.
Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – кас
Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.
Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.
Вид деятельности учащихся: коллективная.
Вид урока: урок освоения новых знаний.
Образовательные:
- формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
- научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
- научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
Развивающие:
- развивать память, воображение, речь.
- развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.
1. Вступительное слово учителя.
— Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.
Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!
Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?
Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.
Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.
Сегодня небо хмурит брови,
Пугливый ветер бьёт в окно.
Зима гуляет на просторе,
Все позабыли про тепло.
На дух весны царит повсюду:
И в парках, и на площадях.
Подобно сказочному чуду
Несется праздник на санях.
То “Масленица” веселится,
Блинами, радуя народ.
И красные от счастья лица
Веселый кружат хоровод.
Зима прощается.
Навстречу спешит красавица – весна.
Давайте вместе ее встретим,
Забудем все про холода!
2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)
— Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.
В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)
ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.
3. Работа с текстом. (Задание №2)
— А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.
Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?
Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.
(Запишите тему урока)
Задание №2
Из газетных строк:
Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.
Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.
Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.
Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.
— В какой части слова пропущены буквы?
— Что такое корень?
— Давайте выпишем корни из слов.
— Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:
— Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…
КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- — , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.
Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.
Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).
А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).
Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.
Задание
Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.
- Прил…гать усилия.
- Сл…жить вещи.
- Отл…жить празднование.
- Возл…гать надежды.
- Предл…жить блины.
- Безотл…гательное дело.
- К…снуться чуда.
- Радостное предпол…жение.
- К…саться рукой.
- Точки соприк…сновения.
- Не к…саются влаги.
- Расположить у костра.
4. Выборочный диктант
1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,
2 вариант -с буквой О в корне слова.
1. Солнце к…снулось края степи.
2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.
3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.
Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.
6. — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.
К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.
— МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.
7. Творческая работа.
От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.
Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).
Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)
— Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).
Мы сегодня правила учили, Лаг- и лож- мы тоже изучали, Что в корнях нам — кос- и- кас- писать, Закрепляли в речи и письме Суффикс находили, по нему решили, Буковки вставляли, Букву нам какую там вставлять. Четко проверяли Если суффикс – а -, И тетрадь записывали все. То в корне тоже. Если суффикс –а-, Если нет ее, то -о –пиши, То в корне тоже, Все запомнить сможем Если нет его, то –о- пиши. И себе поможем, Все запомнить сможем Все запомнят это я и ты. И себе поможем, Все запомнят это я и ты.
8. Рефлексия урока.
— Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть-чуть и к нам придет красавица – весна!
Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и лаг — / — лож — Распределите слова в два столбика A)слова с чередованием гласных а и о в корне?
Русский язык | 5 — 9 классы
Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и лаг — / — лож — Распределите слова в два столбика A)слова с чередованием гласных а и о в корне.
B)с проверяемыми безударными гласными в корне.
Коснулся, косилка, соприкасается, покосился, косарь, косичка, косолапый, слагаемое, предлагать, изложение, ложбинка, сложение, изложили.
А) : коснулся, соприкасается, слагаемое, предлагать, изложение, изложили
Б) : косилка, косарь, косичка, косолапый, ложбинка,.
Помогите плииииз?
Распределить слова по столбикам!
А)слова с чередованием.
Б)с проверяемыми безударными гласными в корне.
Коснулся, косилка, соприкасается, покосился, косарь, косичка, косолапый, слагаемое, предлагать, изложение, ложбинка, сложение, изложили.
А)с пропущенной буквой в корне.
Б)с пропущенной буквой в приставке.
Заросли, раствор, растение, Ростов, растительность, выращенные, растаял, расстилается, расталкивает.
Постройте словообразовательную цепочку слова луноцвет, прокатился.
Помогите срочно?
По каким признакам вы различаете, когда в корнях — лож — , — лаг — , — рос — , — раст — , — кос — , — кас — и — гор — , — гар — надо писать безударную гласную «о» и когда безударную гласную «а»?
Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях кас / кос и лаг / лож распределите слова в два столбика слова с чередованием с проверяемыми безударными гласными в корне?
Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях кас / кос и лаг / лож распределите слова в два столбика слова с чередованием с проверяемыми безударными гласными в корне.
Запишите слова в две колоночки : а) слова с соотносительными корнями — кас — кос — ?
Запишите слова в две колоночки : а) слова с соотносительными корнями — кас — кос — .
Б) слова с безударным гласным в корне слов.
Касаться, прикоснуться, скосить, косичка, кисой, соприкасаться, косоглазие, прикосновение , косынка, косарь, киса, накосить.
Рассказать о правописании безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова и в корнях с чередованием — лаг — лож, раст — рос?
Рассказать о правописании безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова и в корнях с чередованием — лаг — лож, раст — рос.
10 по каким признакам вы различаете, когда в корнях лож, лаг, рос, раст, кос, кас, и гор, гар надо писать безударную гласную О и когда гласную А?
10 по каким признакам вы различаете, когда в корнях лож, лаг, рос, раст, кос, кас, и гор, гар надо писать безударную гласную О и когда гласную А.
Распределите слова в два столбика слова а) с чередующейся гласной в корне?
Распределите слова в два столбика слова а) с чередующейся гласной в корне.
Б)с проверяемыми безударными гласными в корне .
Коснулся, косилка , соприкасается , покосился , косарь , косичка , косолапый , слагаемое , предлагать , изложение , ложбинка , сложение , изложили.
Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях кас / кос и лаг / лож распределите слова в два столбика а) слова с чередованием гласных о и а в корне, б) с проверяемыми безударными гласными в ко?
Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях кас / кос и лаг / лож распределите слова в два столбика а) слова с чередованием гласных о и а в корне, б) с проверяемыми безударными гласными в корне?
Помогите с домашкой пожалуста 41 бал это халява?
Помогите с домашкой пожалуста 41 бал это халява.
Задание : Вспомните правило правописания гласных о — и — а в корнях — кас — / — кос — и — лаг — / — лож — .
Распределите слава в два столбика а) слова с чередованием гласных о — и — а в корне б) с проверяимыми безударными гласными в корне.
Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и — лаг — / — лож — ?
Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и — лаг — / — лож — .
Распределите слова в два столбика : а) слова с чередованием гласных о и а в корне, б)с проверяемыми гласными в корне .
Помоги пожалуйста + ещё ниже задания Выпишите сложное слово и слово и слово с двумя приставками , назовите способы образования этих слов.
Вы открыли страницу вопроса Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и лаг — / — лож — Распределите слова в два столбика A)слова с чередованием гласных а и о в корне?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 — 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.
http://urok.1sept.ru/articles/562514
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/5244307_vspomnite-pravilo-pravopisania-glasnyh-o-i/