Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях кас кос и лаг лож

Чередование гласных в корне

О чем эта статья:

Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:

  • места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
  • наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
  • конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ращ-, рос-);
  • различий по смыслу (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.

Для удобства мы собрали корни с чередованием гласных, примеры и исключения на каждое правило в таблицу.

Таблица «Чередование гласных в корне слова»

От чего зависит написание

1) -раст- (-ращ-) // -рос-

От следующей буквы в корне слова:

1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;

2) перед г пишем а, перед ж — о;

3) перед к пишем а, перед ч — о.

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

2) Приложить, полагающий.

Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).

3) Скакать, вскочить.

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.

От ударения — в безударном положении пишем букву о.

4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.

Исключения: при́гарь, вы́гарки.

5) Творе́ние, творе́ц.

Исключение: у́тварь.

6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.

От ударения — в безударном положении пишем букву а.

7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.

8) Поплаво́к, плаву́честь.

Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).

От следующего суффикса -а-:

11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;

11) Выбирать, соберу.

12) Выдирать, сдерут.

13) Запирать, отпереть.

14) Стирать, стереть.

15) Умирать, умереть.

16) Сжигать, выжег.

17) Расстилать, застелить.

18) Блистать, блестеть.

19) Вычитать, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать.

20) Прикасаться, прикоснуться

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – кас

Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

Вид деятельности учащихся: коллективная.

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Образовательные:

    формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

    развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

1. Вступительное слово учителя.

— Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

Сегодня небо хмурит брови,
Пугливый ветер бьёт в окно.
Зима гуляет на просторе,
Все позабыли про тепло.

На дух весны царит повсюду:
И в парках, и на площадях.
Подобно сказочному чуду
Несется праздник на санях.

То “Масленица” веселится,
Блинами, радуя народ.
И красные от счастья лица
Веселый кружат хоровод.

Зима прощается.
Навстречу спешит красавица – весна.
Давайте вместе ее встретим,
Забудем все про холода!

2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

— Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

3. Работа с текстом. (Задание №2)

— А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

(Запишите тему урока)

Задание №2

Из газетных строк:

Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

— В какой части слова пропущены буквы?

— Что такое корень?

— Давайте выпишем корни из слов.

— Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

— Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- — , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

Задание

Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.

  • Прил…гать усилия.
  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Предл…жить блины.
  • Безотл…гательное дело.
  • К…снуться чуда.
  • Радостное предпол…жение.
  • К…саться рукой.
  • Точки соприк…сновения.
  • Не к…саются влаги.
  • Расположить у костра.

4. Выборочный диктант

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

2 вариант -с буквой О в корне слова.

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

6. — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

— МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

7. Творческая работа.

От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

— Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

Мы сегодня правила учили,Лаг- и лож- мы тоже изучали,
Что в корнях нам — кос- и- кас- писать,Закрепляли в речи и письме
Суффикс находили, по нему решили,Буковки вставляли,
Букву нам какую там вставлять.Четко проверяли
Если суффикс – а -,И тетрадь записывали все.
То в корне тоже.Если суффикс –а-,
Если нет ее, то -о –пиши,То в корне тоже,
Все запомнить сможемЕсли нет его, то –о- пиши.
И себе поможем,Все запомнить сможем
Все запомнят это я и ты.И себе поможем,
Все запомнят это я и ты.

8. Рефлексия урока.

— Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть-чуть и к нам придет красавица – весна!

Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и лаг — / — лож — Распределите слова в два столбика A)слова с чередованием гласных а и о в корне?

Русский язык | 5 — 9 классы

Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и лаг — / — лож — Распределите слова в два столбика A)слова с чередованием гласных а и о в корне.

B)с проверяемыми безударными гласными в корне.

Коснулся, косилка, соприкасается, покосился, косарь, косичка, косолапый, слагаемое, предлагать, изложение, ложбинка, сложение, изложили.

А) : коснулся, соприкасается, слагаемое, предлагать, изложение, изложили

Б) : косилка, косарь, косичка, косолапый, ложбинка,.

Помогите плииииз?

Распределить слова по столбикам!

А)слова с чередованием.

Б)с проверяемыми безударными гласными в корне.

Коснулся, косилка, соприкасается, покосился, косарь, косичка, косолапый, слагаемое, предлагать, изложение, ложбинка, сложение, изложили.

А)с пропущенной буквой в корне.

Б)с пропущенной буквой в приставке.

Заросли, раствор, растение, Ростов, растительность, выращенные, растаял, расстилается, расталкивает.

Постройте словообразовательную цепочку слова луноцвет, прокатился.

Помогите срочно?

По каким признакам вы различаете, когда в корнях — лож — , — лаг — , — рос — , — раст — , — кос — , — кас — и — гор — , — гар — надо писать безударную гласную «о» и когда безударную гласную «а»?

Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях кас / кос и лаг / лож распределите слова в два столбика слова с чередованием с проверяемыми безударными гласными в корне?

Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях кас / кос и лаг / лож распределите слова в два столбика слова с чередованием с проверяемыми безударными гласными в корне.

Запишите слова в две колоночки : а) слова с соотносительными корнями — кас — кос — ?

Запишите слова в две колоночки : а) слова с соотносительными корнями — кас — кос — .

Б) слова с безударным гласным в корне слов.

Касаться, прикоснуться, скосить, косичка, кисой, соприкасаться, косоглазие, прикосновение , косынка, косарь, киса, накосить.

Рассказать о правописании безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова и в корнях с чередованием — лаг — лож, раст — рос?

Рассказать о правописании безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова и в корнях с чередованием — лаг — лож, раст — рос.

10 по каким признакам вы различаете, когда в корнях лож, лаг, рос, раст, кос, кас, и гор, гар надо писать безударную гласную О и когда гласную А?

10 по каким признакам вы различаете, когда в корнях лож, лаг, рос, раст, кос, кас, и гор, гар надо писать безударную гласную О и когда гласную А.

Распределите слова в два столбика слова а) с чередующейся гласной в корне?

Распределите слова в два столбика слова а) с чередующейся гласной в корне.

Б)с проверяемыми безударными гласными в корне .

Коснулся, косилка , соприкасается , покосился , косарь , косичка , косолапый , слагаемое , предлагать , изложение , ложбинка , сложение , изложили.

Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях кас / кос и лаг / лож распределите слова в два столбика а) слова с чередованием гласных о и а в корне, б) с проверяемыми безударными гласными в ко?

Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях кас / кос и лаг / лож распределите слова в два столбика а) слова с чередованием гласных о и а в корне, б) с проверяемыми безударными гласными в корне?

Помогите с домашкой пожалуста 41 бал это халява?

Помогите с домашкой пожалуста 41 бал это халява.

Задание : Вспомните правило правописания гласных о — и — а в корнях — кас — / — кос — и — лаг — / — лож — .

Распределите слава в два столбика а) слова с чередованием гласных о — и — а в корне б) с проверяимыми безударными гласными в корне.

Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и — лаг — / — лож — ?

Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и — лаг — / — лож — .

Распределите слова в два столбика : а) слова с чередованием гласных о и а в корне, б)с проверяемыми гласными в корне .

Помоги пожалуйста + ещё ниже задания Выпишите сложное слово и слово и слово с двумя приставками , назовите способы образования этих слов.

Вы открыли страницу вопроса Вспомните правило правописания гласных о и а в корнях — кас — / — кос — и лаг — / — лож — Распределите слова в два столбика A)слова с чередованием гласных а и о в корне?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 — 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/562514

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/5244307_vspomnite-pravilo-pravopisania-glasnyh-o-i/