Вспомните правописание морфем значимых частей слова корень

Вспомните, что вы прочитали в учебнике о морфемах (значимых частях слова), и дополните схему. разведчик основа слова корень —- это в которой заключено

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,047
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Вспомните правописание морфем значимых частей слова корень

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

По русскому языку сегодня в среднем звене (5—9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

Комплекс 1 — это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5—7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.

Комплекс 2 — учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.

Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.

Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10—11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или — ́уже — филологического профиля).

Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10—11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».

Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10—11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).

К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ — будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа — вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).

Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.

Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.

Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

— лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

— морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.

Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

фонетика — звучащую речь,

морфемика — состав слова,

словообразование — производность слова,

лексикология — словарный состав языка,

морфология — слова как части речи,

синтаксис — словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Современный русский литературный язык

Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:

1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;

2) язык, употребляемый нами, — это язык начиная с середины 20 века.

Русский язык — это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV — XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка — древнерусского (восточнославянского) языка.

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: Морфемика и орфография

Перечень тем, рассматриваемых на уроке:

  • орфографические правила, основанные на морфологическом (морфемном) принципе написания.
  • единообразное написание приставок;
  • правописание безударной гласной в корне слова;
  • правописание суффиксов разных частей речи;
  • правописание окончаний разных частей речи

Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. В слове

град орфограммой является согласная буква в конце слова.

Орфографическое правило – это инструкция, которая содержит норму правописания и условия её выбора.

Условие выбора орфограммы – морфологические, синтаксические, фонетические признаки, словообразовательные и смысловые особенности слов, которые влияют на выбор правильного написания.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Материал для самостоятельного изучения

В системе орфографических правил есть несколько принципов, которые важно понимать. В правописании морфем это морфологический (или морфемный) принцип: «Пиши морфему единообразно, то есть одинаково, независимо от произношения».

Рассмотрим примеры. В русском языке есть слова с одинаковым корнем:

Определим произношение этого корня в каждом слове:

— Мы имеем 5 вариантов произношения корня, но при этом во всех 5 словах корень пишется одинаково: -ход-. Почему? Почему в корне нужно писать букву о? Потому что есть возможность проверить её, поставив под ударение: хо́дит. Почему нужно писать в корне букву д? Потому что есть возможность проверить её, подобрав слово, в котором после согласного стоит гласный: ходули. Таким образом, во всех словах с корнем -ход- написание его одинаковое, единообразное.

То же относится и к написанию приставок, суффиксов и окончаний.

Сегодня на уроке мы повторим правила орфографии, основанные на морфологическом (или морфемном) принципе.

Морфологический (или морфемный) принцип русской орфографии требует единообразного написания морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний. Это главный принцип, он лежит в основе большинства орфографических правил (96 % написаний).

Гора, гористый, горный, высокогорье, горы, предгорье – это однокоренные слова, в них корень —гор— имеет одинаковое (единообразное) написание, несмотря на различное произношение: гора [гара́], гористый [гарʾи́стый], горы [го́ры].

Единообразно пишутся и другие морфемы: ли́повый, лило́вый; в окне́, в стака́не; сделать, сжать.

Важно уметь членить текст на морфемы, чтобы применить правила правописания.

Задание 1. Какую букву нужно писать в корнях с чередованием гласных?

К(а, о)сательная, к(а, о)снуться, прил(а, о)жить, разг(а, о)раются, сг(а, о)ришь, г(а, о)рение, г(а, о)релый, р(а, о)рящий, прик(а, о)сновение, предл(а, о)гать, прир(а. о)сти, Р(а, о)стов, выр(а, о)щенный, р(а, о)стовщик, заск(а, о)чить, приск(а, о)кать, ск(а, о)чок, ск(а, о)чу, оз(а, о)рять, з(а, о)рница, покл(а, о)нение, благотв(а, о)рительность, пром(а, о)чить ноги, обм(а, о)кнуть в краску, зар(а, о)внять поверхность, выр(а, о)вненный асфальт, р(а, о)внобедренный треугольник, р(а, о)внина, р(а, о)вняйся, пл(а, о)вец, пл(а, о)вучесть.

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить правописание ударных и безударных гласных в корнях слов.

К(а, о)сательная, к(а, о)снуться, прил(а, о)жить, разг(а, о)раются, сг(а, о)ришь, г(а, о)рение, г(а, о)релый, г(а, о)рящий, прик(а, о)сновение, предл(а, о)гать, прир(а, о)сти, Р(а, о)стов, выр(а, о)щенный, р(а, о)стовщик, заск(а, о)чить, приск(а, о)кать, ск(а, о)чок, ск(а, о)чу, оз(а, о)рять, з(а, о)рница, покл(а, о)нение, благотв(а, о)рительность, пром(а, о)чить ноги, обм(а, о)кнуть в краску, зар(а, о)внять поверхность, выр(а, о)вненный асфальт, р(а, о)внобедренный треугольник, р(а, о)внина, р(а, о)вняйся, пл(а, о)вец, пл(а, о)вучесть.

Задание2. Распределите слова на группы: 1) с безударной проверяемой гласной в корне слова; 2) с безударной непроверяемой гласной в корне слова; 3) с чередующейся гласной в корне слова.

Зал..зать на дерево, укр..тить зверя, предпол..гать, прим..рять друзей, опт..мизм, прив..легия, водор..сли, благосл..вить, вл..жение, подр..сти, пос..деть на скамейке, впеч..тление, зав..зировать, просв..щение, тв..рение, ум..лять о пощаде, г..ристая местность, г..реть, ув..дать чудо, сп..шите задание, недоро..сль.

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить правописание слов с безударной проверяемой гласной в корне слова; слов с безударной непроверяемой гласной в корне слова и слов с чередующейся гласной в корне слова.

  1. Зал..зать на дерево, укр..тить зверя, прим..рять друзей, благосл..вить, пос..деть на скамейке, зав..зировать, просв..щение, ум..лять о пощаде, г..ристая местность, ув..дать чудо, сп..шите задание.
  2. Предпол..гать, водор..сли, вл..жение, подр..сти, тв..рение, г..реть, недоро..сль.
  3. Опт..мизм, прив..легия, впеч..тление.


источники:

http://www.litmir.me/br/?b=17657&p=8

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4597/conspect/