Вспомогательный компонент составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое

Описание: Сочетание двух полнозначных глаголов не образует составного сказуемого. Вспомогательный компонент составного сказуемого представляет собой спрягаемый глагол глагольный фразеологизм или описательный глагольноименной оборот: Евпраксеюшка тоже так и горит желанием сразиться в дурачки СалтыковЩедрин. Вспомогательный компонент составного глагольного сказуемого выражает два вида значений: 1 наклонение время лицо как слагаемые предикативности; 2 оценку способа действия или отношение к действию обозначенному основным компонентом .

Дата добавления: 2014-06-17

Размер файла: 8.17 KB

Работу скачали: 8 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание инфинитива полнозначного глагола с вспомогательным компонентом. В качестве основного компонента может быть употреблен глагольный фразеологизм в инфинитиве: Да я и не хочу у тебя на шее сидеть (Слепц.). Сочетание двух полнозначных глаголов не образует составного сказуемого. Глагол в спрягаемой форме является простым сказуемым, а субъектный или объектный инфинитив занимает позицию обстоятельства цели или объекта: Природа учит нас понимать прекрасное (Паустовский).

Вспомогательный компонент составного сказуемого представляет собой спрягаемый глагол, глагольный фразеологизм или описательный глагольно-именной оборот: Евпраксеюшка тоже так и горит желанием сразиться в дурачки (Салтыков-Щедрин). Возможно также аналитическое сочетание именных форм со спрягаемой формой глагольной связки (в том числе нулевой): Ты должна была его любить преданно (А. Толстой).

Вспомогательный компонент составного глагольного сказуемого выражает два вида значений: 1) наклонение, время, лицо как слагаемые предикативности; 2) оценку способа действия или отношение к действию, обозначенному основным компонентом — инфинитивом. Первое опирается на формы глагола, второе – на его лексическое значение. Лексическое значение вспомогательного глагола в составе сказуемого грамматизируется, т.е. приобретает отвлеченный, оценочный характер, утрачивает значение действия, процесса; ср.: Ваня быстро привык к пароходной жизни (Паустовский); Так с детства Кипренский привык мечтать (Паустовский).

Оценочное значение вспомогательного компонента отличает составное глагольное сказуемое от простого глагольного; ср.: (я) говорю – начинаю говорить, хочу говорить, могу говорить и т.д. Необходимо различать фазисное и модальное значения вспомогательного компонента.

Фазисное значение вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого заключается в оценке протекания действия, в указании на его этапы. Фазисными являются глаголы с лексическим значением начала, продолжения и конца действия (начать, приняться, пуститься; продолжать; кончить, перестать, бросить и др.). С фазисными глаголами употребляется инфинитив основного глагола только несовершенного вида. Глаголы начала и конца действия могут быть совершенного или несовершенного вида и сообщают видовое значение всему сказуемому: Между тем княжна Мери перестала петь (Лермонтов).

К фазисным примыкает глагол стать. Не всегда имея значение начала действия, он может лишь указывать на сам факт протекания действия; ср.: У Коврина стали слипаться глаза (Чехов); Зачем бы я стала лгать? (А. Толстой). Этот глагол употребляется в составном глагольном сказуемом только в форме совершенного вида.

Модальное значение вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого заключается в оценке отношения субъекта (деятеля) к действию, названному инфинитивом основного глагола. В отличие от фазисного модальное значение выражается не только глаголами, но также глагольными фразеологизмами, описательными оборотами и аналитическими конструкциями. Вспомогательный компонент сказуемого выражает следующие модальные значения:

1) возможности/невозможности: Никто не смеет на говорить, ни ходить, ни стучать (Чехов);

2) долженствования: Народ гуляет, а я принужден маяться;

3) волеизъявления (не адресованного объекту) как отношения к действию; волеизъявление имеет оттенки: а) желательности: Но колен моих перед вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел (Пушкин); б) готовности, решимости: Я уже готовился броситься в отчаянный рейд со всей моей окраинной армией (Куприн); в) согласия: Меня взялся приобщать к подледному лову мой друг Саша Косицын (Солоухин);

4) субъективно-эмоциональной оценки: Рад послушать я песню былую (Есенин);

5) оценки степени обычности действия: При встречах он имел обыкновение целоваться (Телешов).

Составное глагольное сказуемое может иметь осложненную форму. Осложняется вспомогательный компонент, вещественное значение сказуемого на затрагивается; ср.: продолжал работать – хотел продолжать работать, готов был продолжать работать, изъявил желание продолжать работать. Осложнение заключается в том, что вспомогательный компонент имеет показатели двух и более частных значений – модальных и фазисных, а его структура дублирует структуру составного глагольного сказуемого в целом: На следующее утро Акулина захотела попробовать и писать (Пушкин).

Возможно совмещение нескольких значений. При этом структура вспомогательного компонента сказуемого усложняется, но он может включать только одну спрягаемую форму, все другие глаголы употребляются в инфинитиве (не мог решиться продолжать работать, должен был быть готовым продолжать работать, вынужден был бросить пытаться работать). Осложненная форма составного глагольного сказуемого остается двухкомпонентной (основной компонент – полнозначный глагол работать ).

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Составное глагольное сказуемое. Определение и примеры

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, выра­жен­ный вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом и неопре­де­лён­ной фор­мой смыс­ло­во­го глагола.

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть состав­ным гла­голь­ным. Оно скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки со стёр­тым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и инфи­ни­ти­ва. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с состав­ным гла­голь­ным сказуемым.

Рассмотрим более подроб­но ком­по­нен­ты состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, кото­рое усло­вим­ся далее обо­зна­чать аббре­ви­а­ту­рой СГС.

Глагол-связка в составном глагольном сказуемом

Необходимым ком­по­нен­том СГС явля­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол, или глагол-связка.

Глагол-связка обо­зна­ча­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Он не обла­да­ет пол­но­цен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а может выра­жать вре­мен­ные зна­че­ния действия:

  • нача­ло (начать, стать, при­нять­ся, пустить­ся, бро­сить­ся, кинуть­ся и пр.);
  • про­дол­же­ние (про­дол­жать, остать­ся);
  • окон­ча­ние (кон­чить, пере­стать, бро­сить, окон­чить, закон­чить, закон­чить­ся и пр.).

С само­го утра начал н акра­пы­вать мел­кий осен­ний дождь .

Уже вто­рые сут­ки шторм п родол­жал б уше­вать на море.

Мастер закон­чил поли­ро­вать дере­вян­ную шкатулку.

В каче­стве связ­ки могут выступать

а) гла­го­лы со зна­че­ни­ем жела­ния, волеизъявления

  • хотел научить­ся;
  • стре­мил­ся уехать;
  • решил остать­ся;

б) модаль­ные гла­го­лы, выра­жа­ю­щие спо­соб­ность или неспо­соб­ность к действию

  • могу объ­яс­нить;
  • устал повто­рять;
  • успел вер­нуть­ся;

в) неко­то­рые без­лич­ные глаголы

  • сто­ит узнать;
  • при­хо­дит­ся спешить;
  • сле­ду­ет ответить.

Чем выражается связка в составном глагольном сказуемом?

В каче­стве вспо­мо­га­тель­ной части состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го могут исполь­зо­вать­ся сло­ва дру­гих частей речи:

1) крат­кие име­на при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её, но с дру­гим лек­си­че­ским значением

  • дол­жен рассказать;
  • рад позна­ко­мить­ся;
  • готов помочь;

2) име­на существительные

  • мастер бала­гу­рить;
  • охот­ни­ца сплетничать;
  • люби­тель­ни­ца поболтать;

3) сло­ва кате­го­рии состояния

  • мож­но позвонить;
  • нель­зя опаздывать;
  • надо успеть;

Примеры предложений из художественной литературы

Мало-помалу сол­неч­ные лучи навер­ху елей нача­ли нагре­вать ело­вые шиш­ки (М. Пришвин).

Девушки ско­ро пере­ста­ли стес­нять­ся (К. Паустовский).

Свою посты­лую сво­бо­ду я поте­рять не захо­тел (А.Пушкин).

Признаюсь, я не желаю с вами позна­ко­мить­ся (М.Лермонтов).

Уж не моло­дость ли хочет вер­нуть­ся ко мне опять (М.Лермонтов).

Каждый день мы можем проснуть­ся в огне (Н. Островский).

Густой снег стал валить сплош­ной мок­рой лави­ной (Кожевников).

Гудок про­дол­жал реветь (Н. Островский).

Никто на све­те не уме­ет луч­ше нас сме­ять­ся и любить (В. Лебедев-Кумач).

Она ста­ра­лась отда­лить сколь­ко воз­мож­но мину­ту объ­яс­не­ния (Л. Толстой).

Я хочу пока­зать вам свою рабо­ту (К. Паустовский).

Сложные случаи выражения СГС

К СГС отно­сят­ся и такие, в соста­ве кото­рых вме­сто спря­га­е­мо­го модаль­но­го гла­го­ла высту­па­ют устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния гла­голь­но­го харак­те­ра, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся из модаль­но­го гла­го­ла и суще­стви­тель­но­го, например:

  • имел наме­ре­ние = намеревался;
  • горел жела­ни­ем = желал;
  • терял надеж­ду = не надеялся.

Он имел наме­ре­ние встре­тить мать на вокзале.

Девушка не теря­ла надеж­ду успеш­но сдать всту­пи­тель­ные экзамены.

Незнакомец сде­лал уси­лие улыб­нуть­ся , но это у него не получилось.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое может содер­жать во вто­рой части неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние с инфи­ни­ти­вом, например:

Парень не мог поте­рять надеж­ду = Парень не мог надеяться.

Спортсмен меч­тал одер­жать побе­ду на Олимпиаде = Спортсмен меч­тал побе­дить на Олимпиаде.

Отличие СГС от синтаксической функции инфинитива

1. Научимся отли­чать состав­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое от тех слу­ча­ев, когда инфи­ни­тив не обра­зу­ет слож­но­го ска­зу­е­мо­го, а явля­ет­ся кос­вен­ным допол­не­ни­ем. В таких пред­ло­же­ни­ях при­сут­ству­ет субъ­ект дей­ствия, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное спря­га­е­мой фор­мой гла­го­ла, и объ­ект, кото­ро­му при­над­ле­жит дей­ствие, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, например:

Режиссер про­сил подой­ти нас бли­же к рампе.

Режиссер про­сил нас о чём? Чтобы мы подо­шли к рампе.

Режиссер про­сит, а подой­дем мы.

Субъект — режис­сер, кото­рый про­сит, объ­ект — мы, кото­рые подойдут.

Каждому при­над­ле­жит свое дей­ствие. В этом пред­ло­же­нии нет СГС. Сказуемое явля­ет­ся про­стым глагольным.

Режиссер про­сил (о чём?) подой­ти (кого?) нас бли­же к рампе.

Аналогичные при­ме­ры:

Нас про­си­ли (о чём?) вер­нуть кни­ги в биб­лио­те­ку вовремя.

Он заста­вил (кого?) нас (что?) повто­рить урок.

2. Не отно­сит­ся к состав­но­му гла­голь­но­му ска­зу­е­мо­му ком­би­на­ции, выра­жен­ные гла­го­лом дви­же­ния и инфи­ни­ти­вом, обо­зна­ча­ю­щим его цель:

Мы пой­дем на луг (с какой целью?) собрать букет ромашек.

Он вер­нул­ся (с какой целью?) узнать , когда состо­ит­ся кон­церт в клубе.

Видеоурок


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-primeryi.html