Вставь безударные гласные объясни правописание

Правила написания безударных гласных в корне слова

Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Проверяемые безударные гласные — это гласные, которые проверяются ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения. Разберемся, что такое проверяемые безударные гласные.

Что такое безударные гласные

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  • Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  • Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  • Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  • Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

    Главных способа проверки безударных гласных два:

    • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
    • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

    Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

    Проверяемые безударные гласные

    Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

    Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

    “Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

    Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

    В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”. Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

    Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

    Непроверяемые безударные гласные

    В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

    Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

    Примеры словарных слов по данной теме:

    • фонтан;
    • матрос;
    • ладонь;
    • ватрушка;
    • горизонт;
    • багровый;
    • коварный;
    • стакан;
    • обаяние:
    • палисадник:
    • инициалы;
    • поликлиника:
    • диапазон.

    Чередующиеся гласные

    Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

    Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

    Чередование “а” и “о”

    Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

    Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

    Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

    Корни “зор” и “зар”.

    Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

    Корни “клон” и “клан”.

    Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

    Корни “кас” и кос”.

    Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

    Корни “скоч” и “скак”.

    Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

    Корни “лож” и “лаг”.

    Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

    Корни “ровн” и “равн”.

    Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

    Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

    Корни “твор” и “твар”.

    Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

    Корни “мок” и “мак”.

    Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

    Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

    Корни “плов”, “плав”, “плыв”.

    Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

    Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

    Чередование “е” и “и”

    Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

    Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

    Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

    Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
    Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

    Гласные после шипящих

    После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

    Выделяется несколько исключений:

    • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
    • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

    Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

    Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

    Гласные после “ц”

    Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

    “Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

    “Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

    Буквы “э”, “е”

    Правила русского языка здесь следующие:

    • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
    • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
    • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
    • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

    После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

    Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

    Буква “й”

    Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

    В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

    Правописание безударных гласных

    Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

    • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
    • Является ли оно словарным?
    • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
    • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
    • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
    • Не является ли слово заимствованным?

    Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

    Примеры

    В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  • “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  • “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  • “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  • “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  • Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  • “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

    Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

    Безударные гласные в корне слова

    О чем эта статья:

    Понятие безударных гласных

    Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

    А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

    Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

    Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

    Проверяемые безударные гласные

    В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

    Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

    Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

    Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

    Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

    В качестве проверочного слова может выступать:

    Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

    дождливый — дождь, лесной — лес.

    Измененная форма этого же слова.

    грибы — гриб, зима — зимы.

    Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

    молодой — молод, молоденький.

    Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

    В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

    Вставь безударные гласные объясни правописание

    «Правописание безударных гласных в корне слова»

    Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

    Объед. нение, вопл. щение, обог. щение, прод. лжение, уд. вление; р. скошный, разъ. ренный, пренебр. жительный, уж. сающий, ст. снительный; разоч. ровать, исс. кать, распор. диться, возр. дить, изм. нить; скр. пить листы — скр. петь перьями; раск. лить железо — раск. лоть полено; не об. жать слабых — об. жать всю территорию; овл. деть знаниями, любимый препод. ватель, пол. тический компромисс, всеобщее пок. яние, ч. столюбивый человек, за. вление правительства, озн. меновать событие, российское гр. жданство.

    Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

    Ч. стота эксперимента — ч. стота волн, разр. дить атмосферу — разр. дить посевы, спл. тить единомышленников — запл. тить долг, спуститься в цветущую д. лину — быть вд. леке от дома, сп. шите видеть — сп. шите данные, обл. ченный властью — обл. ченный судом

    Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

    Охр. нять (склад), вл. стелин, ук. р. тить (платье), кр. тчайший, сокр. щение, прохл. дительные (напитки), г. л. вной (отряд), з. лотая (цепочка), поздр. вление, чер. довать, (выглядеть) пом. л. девшим, пост. ронние, подб. родок, загр. дительные (сооружения).

    Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о — а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

    Оп. здать, укор. тить, разбр. сать, вопл. щать, выр. внять, отк. пать, выд. лбить, раскр. ить.

    Вставьте непроверяемые безударные гласные.

    В. стибюль, акк. мп. немент, об. яние, нав. ждение, возр. жать, пан. рама, п. риферия, ув. ртюра, эксп. римент, импр. визация, к. мб. незон, экстрав. гантный.

    Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

    Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

    Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

    Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

    Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

    Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

    1. Море после шторма все еще дышало хол. дом и не давало солнцу нак. лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл. чко, в. терок усиливался. Тр. пинка сначала п. тляла среди невысоких х. лмов, затем прямо и сильно т. нула вверх, сквозь густой, п. хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн. вных и н. чных. Неужели же люди, в которых собр. на вся природа, за сравнительно к. роткое время своего существования на з. мле сгладили в себе это к. ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт. нул губы и попробовал подр. жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел. милась во мне, закам. нела, а те ее взлеты к небу, к зв. зде, от которых я плакал когда-то, раств. рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор. дом прок. тился т. желый гул. Ветер вл. тел в окно, вздул зан. вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м. тнулась, рыбак св. лился в л. дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в. дой, вынырнул возле льда, выл. з и вытянул усм. ренную щуку (Пришв.).

    Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

    I. 1. К. нарейка завертела хорошенькой х. хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к. ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г. рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г. оргинов, л. вкоев и гв. здики, обвивали сп. рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т. бун лошадей, крытых п. понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к. т. строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м. р. дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок. ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т. терка (Сол.). 9. Мы спустились в д. лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г. р. зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

    II. Ав. кадо, алг. ритм, б. калавр, гл. диатор, д. ндрарий, к. н. патый, м. ринист, прокл. мация, в. н. грет, г. рельеф, заб. тонировать, к. л. нча, к. рогаз, к. мп. новать, люм. н. сценция,ф. соль, б. кл. жан,г. рпун,гр. м. здить, зак. ченелый, л. кв. дировать, м. золь, об. гренный, п. рл. мутр, форв. рд, акв. рель, б. атлон, в. трушка, в. рн. саж.

    III. Заинд. велый, к. рбюратор, к. росин,к. горта, л. ванда, м. л. нхолик, м. заика, н. ктюрн, п. мфлет, п. т. кантроп, в. девиль, д. летант, ид. ал. зация, к. нгуру, н. в. ждение, об. грить, пер. скоп, р. зеда, ф. рватер, г. г. мония.

    Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

    Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

    http://www.sites.google.com/site/lingvaruss/upraznenia-i-testy/6-klass/upraznenia/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova