Причастный оборот — упражнения для тренировки школьников 7 класса
Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс
— Причастие — это . (особая форма глагола)
— В предложении причастие относится … (к существительному)
— Причастие с зависимыми от него словами называется…(причастным оборотом)
— Причастный оборот обособляется на письме…(когда находится после определяемого слова)
— Если причастный оборот стоит перед определяемым словом…(он обычно на письме не обособляется)
Нужно, чтобы вы выписали из текста страдательные причастия прошедшего времени и выделили суффикс.
***
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.
***
Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.
Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.
Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.
Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.
***
Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.
Упражнение 4
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
***
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Упражнение 5
От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.
***
Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.
Прочитайте текст и выполните задания.
***
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Выпишите словосочетания в две колонки: а) с причастиями; б) с прилагательными.
***
1. Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.
Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.
Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.
Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.
В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.
Упражнение 8
Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»
***
1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело. (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием.(И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя.(И. Тургенев)
Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие — страдательные.
***
1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.— Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.— Большая работа, . . . юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, . новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.— Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.— Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, . облака, не утихал ни на минуту,— Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).
Упражнение 10
От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных гла-голов, составьте словосочетания.
***
Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изоб¬ражать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, из¬менять.
Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.
***
1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлю¬щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водо¬падом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось блед¬ностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)
Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,— двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.
В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.
Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, сту¬паем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст. гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвав¬шись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл. щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружаю¬щий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».
День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюп¬ка, (нагружённый) для устойчивости ящ. ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред. сменяю. ся на руле. (По И. Соколову-Микитову.)
Упражнение 13
Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного числа), запишите и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударение; н и нн в причастиях под-черкните.
***
1. Организовать — организованный — организован — организована — организовано — организованы; основать, приковать, из¬жевать.
2. Внести — внесённый — внесён — внесена — внесено — внесены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.
3. Возложить — возложенный — возложен — возложена — возложено — возложены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть.
Упражнение 14
Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространённые определения. Место их до или после определяемого слова выберите сами.
***
1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака (розовеющий от заката). 4) Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 5) По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6) Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).
Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»
Упражнение 1
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.
***
- В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
- Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
- Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
- Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
- Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
- Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
- Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
- На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
- В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.
- Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
- Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
- Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
- Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
- Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
Ответы:
- В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.
- Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.
- Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.
- Дети играли на покрытом свежей травой лугу.
- Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.
- Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.
- Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.
- На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.
- В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.
- Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.
- Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.
- Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.
- Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.
- Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
Упражнение 2
Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
***
а)
- В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
- Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
- Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
- Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.
- Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
- Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
- Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
- Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
- Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
- Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.
б)
- Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации
- Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.
- Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.
- Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.
- В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.
- Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн.
- Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.
- Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.
- Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.
- Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.
Упражнение 3
Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
***
- Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
- А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
- Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
- Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
- Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
- В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
- Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
- Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
- Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
- Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
- По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
- Скептик — это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
- Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
- Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
- Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.
Упражнение 4
Укажите место причастного оборота или одиночного причастия по отношению к определяемому слову. Расставьте знаки пунктуации.
***
а) 1.Списки эти валялись в рассохшихся шкафах захолустных военных канцелярий. 2. О человеке загнанном в эту пустыню начисто забывали. 3.Кочевники с недоумением смотрели на пожилого солдата с желтым лицом и добрыми глазами бродившего по пустыне. 4.Семь лет Шевченко слышал только треск барабанов и раздирающие сердце звуки военного горна. 5.Слуга сидел у стола и лениво отковыривал ногтем воск на чадящей свече. 6.Дымные тени от недавно распустившихся берез шевелились под ногами. 7.Солнечный свет падал на суровую скатерть и раскрытую на столе книгу. 8.Сваты повязанные вышитыми рушниками степенно пили пшеничную водку и закусывали розовым салом и квашеной капустой. 9.И каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица. 10.Только брехали по всей станице собаки встревоженные ночным выстрелом.
б) 1.Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. 2.На столике около зеркала, на его морской фуражке лежала изорванная и измятая коробка «Казбека». 3.Только равномерно поскрипывали сходни переброшенные на берег. 4.Мельница эта вся тряслась от старости окруженная обильными брызгами и потоками воды. 5.Охрипший громкоговоритель передавал местные новости. 6.Разве не прекрасна каждая травинка наполненная пахучим соком и каждое летучее семечко липы? 7.Когда погасала очередная вспышка, гасли и здания, будто они сами являлись источником этого пульсирующего огня. 8.Позванивала подо льдом в арыках вода, и, как исполинские зимние розы, расцветали в палисаднике облепленные мохнатым снегом замерзшие цветы рудбекии. 9.Маленькие радуги дрожат над шумящими мельничными колесами, брызжут водой на черные прибрежные ветлы. 10.Котенок сидел под диваном, дрожал от охотничьего азарта и ловил растопыренной лапой то кружево, то легкий носовой платок пролетавшие мимо.
Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.
***
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.
***
Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.
Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.
Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.
Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.
***
Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
***
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.
***
Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.
Прочитайте текст и выполните задания.
***
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Упражнение 11
1). Спиши, вставив пропущенные буквы
Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся по ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву, дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щийся туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление.
2). Спиши, вставив пропущенные буквы
Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый товарищами, невид…мый глазом, обижа…мый братом, ожида…мого поезда, освеща…мый светом, согрева…мый солнцем.
Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.
***
1. К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
***
Слыш…вший шорох, прав…вший конями, обид…вший ребенка, раста…вший снег, увид…вший паука, направ…вший пешехода, постро…вший дом, ужал…вшего малыша, ла…вшей собаки, об отта..вшей земле, завис…вший от обстоятельств, ненавид…вший врагов, с встрет…вшимся другом, рассе…вший сомнения.
С двумя словосочетаниями составьте и запишите предложения.
Спиши, расставляя запятые.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе журавли пролетающие косяком.
Что-то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу наполненном тишиной. Идешь по такому лесу расцвеченному красками и поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен и чист воздух прозрачна вода в лесных ручьях. Еще цветут осенние поздние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Иногда затрещит в лесу дрозд застучит дятел сидящий на сухом дереве. Еще зеленый стоит на краю леса старый развесистый дуб роняющий на землю спелые желуди.
Замените, где можно, придаточные предложения причастными оборотами, поставьте необходимые знаки препинания.
***
1. Наступил день, которого мы давно ожидали. 2. Жизнь, которая прошла без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. 3. Книги я брал в городской библиотеке, которую основал еще А.П.Чехов. 4. Ум, когда он направлен на одно отрицание, бледнеет, сохнет. (Тургенев И.С.) 5. Крупный дождь, который успел прибить пыль, но не успел навести грязь, перестал. 6. Нет слаще покоя, чем тот, что покупается трудом.(Чехов А.П.) 7. Завтра мы должны были соединиться с ополченцами, что шли нам навстречу. 8. По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели.
Спишите, вставляя окончания.
***
1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки. 2. Путешественники свернули с дороги к речке, разливш…ся в этом месте. 3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиг в дни Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут в рассказах и легендах, в шелесте берез над заросш… окопами. 4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя. 5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о космосе.
Определите, какую роль выполняет причастие в каждом из данных словосочетаний.
Выпишите словосочетания в два столбика:
1) причастие – главное слово; 2) причастие — зависимое слово.
***
Преодолевающие болезнь, наблюдаемое явление, горящие леса, переплывающие через реку, поднявшихся медленно, сидящая девушка, проявленный интерес, спрятавшийся в траве, нанесенный на холст.
Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
***
- Тучи, которые тают вдали.
- Лодка, которая плывет по реке.
- Книга, которую прочитал школьник.
- Земля, которую освещает солнце.
- Дома, которые стоят по краю дороги.
- Небо, которое грозно потемнело.
Упражнение 19
Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.
Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.
***
1) Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.
Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял после определяемого слова. Запишите полученные предложения.
Слова для справок: освещенная бледной луной; утреннюю звезду; выкрашенные к празднику; долетавшими издалека.
***
1) Тишина изредка прерывалась звуками. 2) Дорога петляла среди деревьев. 3) Дома смотрелись как новые. 4) Луга светились серебром.
Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.
***
1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине около заросшего ракушечником камня лениво проплыла мимо.
К данным причастиям подобрать определяемые слова, вставив их перед причастным оборотом и после него.
***
Разлившиеся по весеннему небу; висевший в осеннем воздухе; усыпанные разноцветными листьями; много раз протоптанная туристами; освещенный лучами осеннего солнца; одетые в багряную листву.
Упражнение 23
Переписать предложения, согласуя причастия с определяемыми существительными. Расставить знаки препинания, графически обозначить причастные обороты.
***
1.Узкая длинная коса походила на огромную башню (упавший) с берега в море. 2.Тучи покрыли все ровным тяжелым полотном (опустившийся) над водой. 3.Маленькие игривые волны (рождаемый) ласковым дыханием ветра тихо бились о берег. 4.В (окружавший) нас шорохе я услышал голос с берега.
Упражнение 25
Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты.
1 Вариант:
а) Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.
б) Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.
а) На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море.)
б) Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.
Выписать в одну колонку словосочетания «прилагательные + существительные», а в другую – «причастия + сущ.». Составить три предложения со словосочетаниями «прилаг.+сущ.» и знаками препинания при союзах………..
***
Нежный взгляд, серая мыш(?), разрезанный пирог, вымытые полы, чистый пол, танцующие дети, пр..смешная история, пропавший щеноч..к, ар..стованный пр..ступник, кожа..ая куртка, сломанный стул, зашитая дырка, городской парк, звери..ые следы, поющие птицы, (ярко)красные розы, сорванные розы, выкрашенные волосы, подстреленная птица, стреляющий воин, уд..вительный рассказ, листве(н-нн)ый лес, ч..рный кот, почерневшие камни, подстриженные волосы, открытая дверь, серебря(н-нн)ая цепочка, построенный дом, пр..школьная те(р-рр)итория.
Упражнение 27
Переписать, вставляя пропущенные буквы.
***
1. Я подош..л к улыбающ..муся человеку и прот..нул ему (не)большой конвертик. 2. За оставш..мися па(с-сс)ажирами наконец(то) пр..плыла шлю(б-п)ка. 3. Девч..нка медленно подошла к светящ..муся шару из (нежно)голубого стекла. 4. В колеблющ..мся свете свечи она увид..ла какую(то) (не)обычную тень. 5. Он непр..менно буд..т следить приближающ..мся поездом 6. На прогнувш..мся мосту стояли люди в кожа(н-нн)ых куртках. 7. Кони ост..новились перед прогнувш..мся мостом и н..(за)что не хотели заходить на него. 8. Н..кто (не)мог успокоить развеселивш..гося малыша.
Упражнение 28
Переписать предложения. Определить, чем являются выделенные слова : кратким причастием, полным причастием или глаголом.
***
1. Земл..трясние началось на рассвете. 2. Экзамен начат в девять часов утра. 3. Начатую работу необходимо закончить. 4. Нельзя использовать непроверенные факты. 5. Работа проверена учеником небрежно. 6. Я все внимательно проверила. 7. Бой наконец-то окончен. 8. Патроны закончились. 9. Посуда была вытерта насухо. 10. Он оставлен на второй год. 11. Подушка была набита пухом. 12. Надо улыбаться, даже если на душе тяжело. 13. Улыбающийся ребенок протянул мне игрушку. 14. Коса была очень туго заплетена. 15. Мне не нравится молотый кофе. 16. В открытую дверь ворвался свежий воздух. 17. Открой дверь пошире! 18. Двери и окна открыты.
Упражнение 29
Найти причастия, подписать, полные они или краткие, и подчеркнуть их как члены предложения. Объяснить вставленные буквы.
1. Летящие птицы непр..менно пр..влекут его внимание. 2. Стол покрыт (ярко)ж..лтой скатертью. 3. Я увид..л, что упавший орех был расколот пополам. 4. Работа выполнена пр..восходно. 5. На тумбочк.. лежит непрочитанная книга. 6. Посуда почему(то) до сих пор не вымыта. 7. В распахнутые окна льет(?)ся свет. 8. Деревя(н-нн)ая дверь распахнута настежь. 9.Этот глиня(н-нн)ый кувшин (з-с)делан пр..красным мастером. 10. Возле сломанной ивы тропинка сворач..вала к пруду. 11. Ветр(е-я)ная мельница оказалась сломана. 11. Ремонтные работы начаты пят(?)надцать часов назад.
Упражнение 30
Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах.
***
1. На тарелк(е-и) лежал сыр нарезанный тонкими ломтиками. 2. Мальчик прочитавший эту книгу получил высокую отметку.3. Сделанные из серебра статуэтки сразу привлекли моё внимание. 4. Листья ярко осв..щенные солнцем к..зались красными.5. Мы сели в автобус под(?)ехавший к нашей остановк(е-и).6. Мы с удовольствием смотрели на хорошо вычищенную посуду. 7.Костёр разожженный (от слова «разжечь») мальчиками был виден издалека. 8. Катя одела новое пальто сшитое из плотной ч..рной ткани.9.В честь праздника мама поставила на стол салат приготовленный из экзотических фруктов. 10. Туго заплетенные косички торчали в разные стороны.
Упражнение 31
Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах. Выделить чередующиеся корни.
***
1. Все грибы собранные в лесу мы сложили в одну большую корзину.2. В саду дети соб..рали яблоки упавшие на землю.3. Груша р..стущая в нашем саду давала плоды один раз в два года.4. Первым заг..релся стоящий возле бани сарай.5.Справа от меня прост..ралась р..внина освещенная яркой луной.6. В широко открытое окно на з..ре ворвался свежий утре(н-нн)ий воздух.7. Бабушка очень обиженная моими словами стала зап..рать двери. 8. На столе стояли стаканы (з-с)деланные из голубого стекла. 9. Его аккуратно подстриженные волосы были (светло)русого оттенка.10.Горничная одетая в (бледно)голубое платье стала расст..лать скатерть.
Упражнение 32
Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных оборотах.
***
1 Победившие в соревнованиях спортсмены получили ценные призы. 2. Старые ящики сваленные в одну кучу лежали на заднем дворе.3. Засушенные листья Яна хр..нила в коробчк(е-и) сделанной из серебристого мета(л-лл)а. 4.Мать негромко нап..вавшая какую(то) песню сразу замолчала когда я вошел. 5. Ребята идущие вдоль морского берега увидели впереди разрушенный дом.6. На самом деле это был не журавль а принц заколдованный злой волшебницей.7.На парте лежала забытая учителем тетрадь.8.Путь нам пр..граждала дверь запертая на засов. 9. Здесь были дети поющие народные песни и исполняющие стари(н-нн)ые танцы.10. Она замолчала очень расстроенная тем что узнала.
Упражнение 33
Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения №2
***
Я хочу чтобы люди живущие на нашей планет(е-и) любили друг друга. 2.Наверное эта поездка организованная Ольгой Петровной понравилась всем.3. Вырытая посреди двора яма была наполнена мусором и мой начальник прик..зал ра(з-с)чистить её. 4.Соболь это пушной зверёк обладающий ценным мехом. 5.Юноши окончившие этот институт легко могут устроит(?)ся на любую работу потому что мы даем пр.красное образование.6. Недавно выкрашенные полы бл..стели на стенах висели новые стенды. 7. Конечно человек быстро переб..жавший улицу нарушил правила дорожного дв..жения но милиционер почему(то) не задержал его. 8. Сломанную мебель надо вынести в кладовку строго сказал начальник.
Упражнение 34
Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами.
***
1. Дом, который был построен на холме, стоял возле ручья, который впадал в Гаронну. 2. Люди, которые с детства живут в Москве, хорошо знают места, о которых я говорю. 3. Солдаты, которые пытались взобраться на стену по лестницам, походили на муравьев, которые так же упорно лезут вверх по какой-нибудь ветке. 4. Шум, который доносился сверху, мешал детям, которые спали на первом этаже. 5. Книги, которые написал Пушкин, всегда будут представлять ценность для людей, которые любят читать. 6. Эту награду получит человек, который найдет кошелек, который я потерял. 7. Хрустальная вазу, которую Марина разбила, склеить было нельзя, и мы отнесли ее старику, который покупал такие вещи.
Упражнение 35
Исправить речевые ошибки, преобразуя данные предложения в предложения с причастными оборотами.
***
1. Молодые работники, которые переселились в наши места, были довольны теми домами, которые для них построили. 2.Действительно, пуля, которую выпустил молодой охотник, попала в дерево, которое росло на краю пруда. 3. Кошка, которая играла с клубком, вдруг увидела мышь, которая сидела под лавкой. 4. Ту комнату, в которой раньше жил Егор, теперь дед отдал племяннице, которая недавно приехала из Москвы. 5. Письмо, которое написала Татьяна, так и осталось лежать на тумбочке, которая стояла возле кровати. 6. Мы сели в автобус, который ехал в новый микрорайон, который построили совсем недавно. 7. Князь поднял лук, который подал ему слуга, и выстрелил в лань, которая как раз в этот момент выпрыгнула из кустов на дорожку.
Упражнение 36
Объяснить правописание Н и НН
***
Сломанная л..нейка, дверная ручка сломана, ломаная линия, выломанные двери, двери выломаны, крещеный младенец, крещенный вчера, скрещенные пальцы, пойманный пр..ступник, уже пойманы, асфальтированная улица, заасфальтированы улицы, сушёные листья, высушенные ягоды, сушенные на солнце, плохо высушены, плетеная корзинка, переплетенные книги, плетенный из конского волоса, сплетены из шелковых нитей, сплетенный из травы, завязанный мешок, мороженая рыба, разрекламированный продукт, построены дома, жаренный в масле.
Расставить и объяснить знаки препинания.
1. Конечно мы сразу увидели молоденькие деревца посаженные пионерами и аккуратно побеленные.2. Мы стали размышлять для чего здесь стоят эти столбы украшенные (ярко)красными лентами. 3. Плохо вычищенная посуда раздражала бабушку.
Карточки для закрепления по теме»Причастие»
тренажёр по русскому языку (7 класс)
Карточки позволят закрепить пройденный материал по теме «Причастие» в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_prichastie.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКИ ПО ТЕМЕ « ПРИЧАСТИЕ»
Спиши, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Над действительными причастиями надпиши букву д , над страдательными – с . Обозначь причастные обороты как члены предложения. х
Выпиши словосочетания «прилагательное + существительное».
Зимой засыпанные снегом и окруж. нные со всех сторон лесом пинежские деревни мало чем отличаются друг от друга . Но по весне каждая деревня выгляд. т по-своему.
Пекашино расп…знают по лиственнице – громадному зеленому дереву возвышающ…муся на отлогом скате горы. Пни полуистлевшие источенные муравьями могли бы много рассказать о прошлом деревн.. .
К середине апреля на Пинеге зачернела дорога, уставленная еловыми вешками. С крыш капало. Из осевших сугробов за одну неделю выросли дома – большие, по-северному громоздкие, с мокрыми, потемневшими бревенчатыми стенами. Днем, когда пригревало, в косогоре вскипели ручьи и по деревне волнующе расстилался горьковатый душок оттаявших кустарников.
Выпиши вначале словосочетания х
«действительное причастие + существительное»,
затем «страдательное причастие + существительное». Обозначь главное слово словосочетания. С любыми двумя словосочетаниями составь предложения.
За чернеющим лесом; сорванные травы; смешанным лесом; расчищенные дорожки; на пестреющем лугу; от надвигающейся тучи; вьющуюся зелень; о движущемся циклоне; у обуглившегося пня; поющие соловьи; вспыхнувшее пламя; к чернеющему лесу; преодолимые препятствия; невидимые следы.
Выпиши вначале словосочетания с действительными причастиями в роли главного слова, затем – со страдательным.
Образец: поющие на заре, утомленные походами.
Рассказывающие о путешествиях; разрисованный карандашом; населяющих пустыни; изготовляемые на заводах; колеблющий березку; развеянные ветром; плескавшееся тихо; гонимый ветром; дремлющая на ветке; едва различимый; овеянная славой; сеющие в апреле; летающий комар; посаженых весною; чернеющему вдали; на бегущем коне; рассеянных по небу.
Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы причастий. С тремя причастиями составьте предложения с прямой речью, стоящей после слов автора.
Шагать, надеяться, насупиться, показаться, принадлежать, вести, щуриться, смущаться.
От данных глаголов образуй страдательные причастия настоящего времени. Обозначь суффиксы причастий. Выпиши глаголы, которые употребляются преимущественно в профессиональной речи.
Видеть, слышать, включать, вводить, подключать, подсоединять, присоединять, внушать, вселять, поселять, вносить, вливать, навевать, нагонять, вовлекать, завлекать, втягивать, затягивать.
Замените действительные причастия страдательными. Вставьте пропущенные буквы.
Образец: Воины, охраняющие границы. – Границы,
1. Ученик, возвраща…щий книгу. 2. Строители, восстанавлива…
щие здание. 3. Люди, возрожда…щие город. 4. Собеседники, возобновля…щие разговор. 5. Вода, враща…щая турбины. 6. Хирург, опериру…щий больного. 7. Мальчик, припомина…щий стихотворение. 8. Разведчик, выполняя…щий задание. 9. Воды, омыва…щие остров.
В тексте выделены причастные обороты. Найди слова, к которым относятся причастные обороты, затем спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели причастный оборот и ставь вопрос от определяемого слова к причастному обороту. Расставь, где нужно, запятые.
Образец: Саперы, управляющие лодкой, не бросали весел.
1. Два разведчика прокладывающ… дорогу пехот… вышли на ближайшие подступы к Висл… . 4 2. Ориентируясь на высоки… черны… ветлы подпирающи… небо друзья плыли рядышком. 3. Под пр…крытием высокой переспелой ржи разведчики проб…рались к длинному черному холму, очевидно, являющ…муся главным рубеж…м обороны. 4. Один за другим бойцы вскакивали в лодку, размещались, на скамьях а кто и прямо на решетк… пр…крывающ…й днищ… . 5. Лодка управляемая твердыми и сильными руками саперов чиркнула плоским днищем о песчаную отмель. 6. Струи пуль тяжелого пулемета установленного на лодке просвистели поверх голов десантников, прижимая немецких пулеметчиков засевших за дамбой к земле.7. Саперы выглядывали на скользящие туда и сюда десантные лодки и временами кричали. 8. После недавно прошедшего дождя на мягкой почве были следы шин.
Спиши, вставляя пропущенные буквы, обозначь причастный оборот как член предложения. Подчеркни основу предложения.
Укажи словосочетания «глагол + существительное в косвенном падеже».
К…гда идешь 1 лесом, невольно хвата…шься за ветви, прот…-
нувшиеся к тропинк… . Хорошо утоптанная тропинка прив…ла к
ж…вописному болоту, обр…зовавшемуся из лесной заплывшей речки. Яркая зелень к…мыша пер…межалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространявшего вокруг свой речной аромат. Заросли кудрявого ивняка, сплотившегося по берегу болота, сдерживали напор елового леса. 4 Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень черные зеркала воды.
Из слов, данных в скобках, образуй причастный оборот, затем спиши, выделяя причастный оборот запятыми и указывая определяемое слово.
Укажи три словосочетания «глагол + существительное» и три
На картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами (наслаждаться, в, лесная чаща, утренняя прохлада). 4
Еще рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается легкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (еще, не сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за горизонта) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист. 4
В чаще леса на полянке, у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий (залезть, на, верхушка сосны) и с любопытством смотрит вниз, боясь высоты.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи действительные и страдательные причастия, выдели суффиксы. С тремя словами составь предложения. Произведи синтаксические разбор одного из предложений.
Налива…мый, стро…щиеся, возобновляя…мый, пил…щие, волну…щая, исполняя…мая, леч…щий, использу…мая, грохоч…щая, колыш…щийся, поддержива…мый, дыш…щий, расходу…мый, стел…-
щийся, готов…щийся, уважа…мый, слыш…мый, кол…щий, волну…мый, люб…щая, ро…щий, вид…мый, бор…щийся.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи действительные и страдательные причастия, выдели суффиксы. С тремя словами составь предложения. Произведи синтаксические разбор одного из предложений.
Кле…щее, леч…щий, наруша…мое, слыш…щий, вертящ…йся, охраняя…мое, хлопоч…щая, облагоражива…щая, трепещ…щий, дремл…щий, выслушива…мый, прерыва…мый, держ…щийся, дыш…-
щий, се…щие, опериру…мый, хлещ…щие, терп…щий, забыва…мый, знач…щий, редактиру…мый, невид…мый, жажд…щая, беспоко. —
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи действительные и страдательные причастия, выдели суффиксы. С тремя словами составь предложения. Произведи синтаксические разбор одного из предложений.
Реша…мый, езд…щий, стро…щий, рокоч…щий, ре…щий, движ…мый, рекоменду…мый, щебеч…щая, сопутству. мый, знач…щий, вер…щий, бушу…щая, лопоч…щий, выращива…мая, вид…-
щий, та…щий, угрожа…мая, движ…щиеся, брезж…щий, колебл…мые, тревож…щаяся, лепеч…щий, стро…щаяся, дремл…щий, клее…щее, слыш…щий.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи действительные и страдательные причастия, выдели суффиксы. С тремя словами составь предложения. Произведи синтаксические разбор одного из предложений.
Извива…щийся, расстила…щийся, выполня…мая, пригрева…-
мая, бор…щийся, омыва…мое, мел…щий, пен…щаяся, меч…щий, управля…мые, хлопоч…щая, клокоч…щий, пыш…щее, замеча…мый, оклеива…мый, прослушива…мый, оканчива…мый, стрекоч…щая, леле…щая, раздвига…мая, трепещ…щий, ненавид…щая, изменяя…мый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор.
Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы.
Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы.
Дилактический материал для учеников 5 класса по темам: «Корни с чередованием», «Правописание приставок».
Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие. Повторение и закрепление» сопровождается презентацией и подробным конспектом урока.
Урок-игра по русскому языку Закрепление знаний по теме «Причастие».
Данные карточки представляют собой разноуровневые задания. Card 1 — базовый уровень, Card 2 — повышенный.
Дидактический материал для уроков русского языка по теме «Причастие» 7 класс
Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.
Кле. щие игрушки дети, купл. ная книга, гон. щий табун лошадей пастух, стел. щийся плющ, бор. щийся со стихией человек, разгруж. ная баржа, пристрел. ное ружье, нетопл. ная печь, посаж. ное дерево, вял. ная рыба, брезж. щий рассвет, развеш. ные сети, завеш. ная коврами квартира, колебл. мые ветром травы, замеш. ное тесто, застро. ные домами окраины, выслуш. ное замечание, намасл. ные блины, мел. щая кофе машинка, леч. щий врач, пыш. щий здоровьем человек, удосто. ный награды фронтовик, высуш. ное белье, реж. щий предмет, приемл. мое решение.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.
1. Печорин — человек решительный, алч. щий тревог и битв (Бел.). 2. Кое-где видны остатки та. щего снега. 3. Троекуров мало заботился о выигрыше зате. ного им дела (П.). 4. Калиныч провел нас в избушку, увеш. ную пучками сухих душистых трав (Тург.). 5. Падение большого подрубл. ного дерева изумило меня. 6. Мы шли по вымощ. ной серыми камнями мостовой, усе. ной желтой листвой. 7. Дед Щукарь, стремительно увлека. мый в сени, так и не успел кончить фразы (Шол.). 8. Под цвет. ей вишней стояла широкая скамья. 9. Ключ бил из расселины берега, превративш. ся в небольшой овраг. 10. Картины, пис. ные масляными красками, были особенно привлекательны. 11. Слабо льющийся свет звезд отражался в посеребр. ной глади озера. 12. Стро. щиеся дома имели улучш. ную планировку. 13. Завис. щие от нас обстоятельства меняли планы. 14. На полях работали студенты, пол. щие сорняки. 15. Мы увидели редкое явление — маш. щую крыльями мельницу. 16. Нежно розовели окраш. ные розовыми лучами утреннего солнца макушки вишневых деревьев.
Допишите суффиксы деепричастий.
1. Скрести… могучие руки, главу опуст… на грудь, идет и к рулю он садится и быстро пускается в путь (Л.). 2. Чувств… близкий конец скитаний, Алексей пополз, не жал… сил, не отдых… (Б.Пол.). 3. Тимохин испуганно и недоумев… смотрел на своего командира (Л.Т.). 4. И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец рассердился совсем, встал из-за стола и, приосани…, топнул ногою (Г.). 5. Старик и девушка прошли несколько улиц, не встрет… ни души (Б.Пол.). 6. Вдоль дороги полыхали костры. Бойцы, согре…, приплясывали вокруг них (О.Гонч.). 7. Красиво черн… в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи (Тург.). 8. Дождь барабанил по крыше, точно серд… и негод… 9. Сня… голову, по волосам не плачут (Посл.).
Прочитайте, укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.
1. Дойдя до реки, усталость овладела нами, 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно. 5. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 6. Когда, читая поэму «М?ртвые души», сталкиваешься с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. 7. Набирая скорость, в окно было видно мелькание телеграфных столбов. 8. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
Запишите предложения. Обозначьте суффиксы причастий, подчеркните причастные обороты, расставьте запятые.
1)Чудесами света в древности называли выдающиеся произведения искусства и инженерной мысли поражающие людей своим величием и красотой. 2)Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло побывавший на Востоке в четырнадцатом веке написал «Книгу о разнообразии мира». 3)На островке Фарос лежавшем недалеко от места впадения Нила в Средиземное море построили знаменитый Александрийский маяк. 4)Через все ярусы маяка проходила шахта ведущая к осветительной системе. 5)Для усиления света использовалась система гладко отполированных зеркал. 6)Величественные ярусы облицованные снаружи белым мрамором производили неизгладимое впечатление. 7)Маяк разрушившийся от землетрясений простоял более шестнадцати веков.
Запишите предложения. Обозначьте суффиксы причастий, подчеркните причастные обороты, расставьте запятые.
1)Азиатский город Вавилон построенный на берегах реки Евфрата был одной из величайших столиц древности. 2)В Библии сохранился рассказ о Вавилонской башне устремившейся к самому небу.3)Бог разгневанный дерзостью строителей наградил людей разными языками.4)Неприступные стены Вавилона тянувшиеся вокруг города примерно на 90 километров могли бы тоже считаться чудом света. 5)Чудом из чудес затмившим славу всех остальных сооружений стали вавилонские висячие сады. 6)Многослойная конструкция сочетающая различные материалы не позволяла воде заливать подвалы дворца. 7)Жителям выжженного солнцем Вавилона сады казались настоящей сказкой.
Запишите предложения. Обозначьте суффиксы причастий, подчеркните причастные обороты, расставьте запятые.
1)Всем известно слово «мавзолей» – сооружение воздвигнутое над могилой великого человека. 2)Название произошло от имени Мавсола жившего в четвертом веке до нашей эры и правившего страной под названием Кария. 3)Гробница воздвигнутая вдовой Мавсола Артемисией стала одним из чудес света. 4)Пирамиду венчала колесница запряженная четверкой лошадей. 5)Мавзолей простоявший полтора тысячелетия погиб в двенадцатом веке до нашей эры при землетрясении. 6)Греческий город Эфес расположенный на полуострове Малая Азия был центром поклонения богине Артемиде. 7)Храм Артемиды служивший не только местом молитвы но и жилищем божества был построен среди болот. 8)Герострат мечтавший прославиться уничтожил это здание простоявшее около двухсот лет. 9)Схватившим его стражникам он назвал своё имя. 10)Отстроенный заново храм был разорён завоевателями.
Запишите предложения. Обозначьте суффиксы причастий, подчеркните причастные обороты, расставьте запятые.
1)В древней столице инков Куско был сад украшенный фигурами растения и животных отлитыми из чистого золота. 2)Инки любили золото напоминавшее им сияние Солнца. 3)Память о могущественном государстве сохранилась в величественных руинах крепостей сложенных из многотонных каменных глыб. 4)Здания в древнем городе располагались на высеченных в скалах террасах соединенных друг с другом лестницами. 5)Удивительный древний город Петра высеченный прямо в скалах находится на территории современного государства Иордания расположенного на Аравийском полуострове. 6)Высеченные в скалах храмы Петры сохранились до нашего времени. 7)Великая цивилизация майя возникшая в конце первого века до нашей эры просуществовала до начала шестнадцатого века. 8)Майя были лучшими архитекторами доколумбовой Америки прославившимися своими пирамидами. 9)Майя строили даже стадионы – площадки предназначенные для игры в мяч.
Запишите предложения. Обозначьте суффиксы причастий, подчеркните причастные обороты, расставьте запятые.
1)Фидий создал статую Зевса Олимпийского считавшуюся одним из семи чудес света бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы) стоявшую на афинском Акрополе и выполненную подобно Зевсу из золота и слоновой кости Афину Партенос (Деву) находившуюся внутри Парфенона. 2)Зевс восседал на огромном троне сделанном из кедра и инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. 3)На голове у Зевса был золотой оливковый венок символизирующий миролюбие. 4)Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. 5)Когда-то Цинь Шихуанди объединивший Китай и ставший его первым императором приказал воздвигнуть мощную стену предназначенную для сдерживания противников. 6)Так началось строительство Великой Китайской стены завершившееся черед шестьсот лет. 7) Ещё Марко Поло, первый европеец побывавший в Китае был покорён этой страной.
Запишите предложения. Обозначьте суффиксы причастий, подчеркните причастные обороты, расставьте запятые.
1)Колизей построенный в первом веке нашей эры был гигантским амфитеатром. 2)Колизей вмещавший пятьдесят тысяч зрителей опоясывали мощные стены сложенные из блоков туфа – породы образовавшейся из застывшей лавы. 3)Гладиаторами в Риме называли борцов сражавшихся между собой или с дикими зверями. 4)На посыпанной песком арене могли одновременно сражаться три тысячи пар гладиаторов. 5)Испанский писатель Сервантес написал роман о Дон Кизоте – сумасшедшем благородном рыцаре сражающемся с ветряными мельницами. 6)Дон Кихот утверждавший идеалы добра и справедливости не боявшийся при этом быть смешным стал одним из любимейших героев мировой литературы. 7)Испанский собор Саграда Фамилия начатый в 1884 году так и остался недостроенным.
Запишите предложения. Обозначьте суффиксы причастий, подчеркните причастные обороты, расставьте запятые.
1)С германскими племенами населявшими Европу на заре истории сражались ещё римляне. 2)Готические церкви возвышавшиеся над низенькими домиками символизировали порыв к небу. 3)Входящая в состав современной Германии Бавария в девятнадцатом веке была отдельным королевством. 4)Готика – это художественный стиль возникший в позднее Средневековье и отмеченный преобладанием вертикальных линий. 5)Эйфелева башня построенная в 1889 году поначалу вызвала негодование французов. 6)Альпы расположенные на территории семи европейских стран сыграли огромную роль в жизни Европы. 7)Древние греки жившие несколько тысячелетий назад на Балканском полуострове называли себя эллинами.
Запишите предложения. Обозначьте суффиксы причастий, подчеркните причастные обороты, расставьте запятые.
1)В голосовании определявшем новые чудеса света собор Василия Блаженного и Московский кремль заняли двенадцатое место. 2)Основанный триста с лишним лет назад Санкт-Петербург называют Северной Венецией. 3)Выросшие по берегам рек и каналов прекрасные дворцы сделали Петербург одним из самых красивых городов мира. 4)Среди достопримечательностей Пекина самая большая площадь Тяньаньмэнь вмещающая около миллиона человек. 5)Построенный в пятнадцатом веке дворец Гугун насчитывающий девять тысяч девятьсот девяносто девять комнат создан руками миллион строителей. 6)Здесь была использована уникальная система отопления проведённая под полом жилых построек. 7) Этот дворец стал первым из китайских объектов занесённым ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества.
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Павел не спеша направился к двери, но вспомнив что-то вернулся к столу. 2) Работая он старался заглушить свою тоску. 3) Проходив до самых сумерек и ничего не найдя я пошел по берегу реки. 4) Не испортив дела мастером не станешь. 5) Уходя гасите свет. 6) Он постоял вглядываясь в темноту и улыбнувшись каким-то своим мыслям зашагал быстрее.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Объясните правописание слов с пропущенными буквами в корнях.
1) Так медле(н, нн)о по скату гор на солнце искрами бл_стая сп_дает глыба снеговая. (А. Пушкин) 2) Весна в заз_леневш_й роще ждёт з_ри дыханье зат_я чутко внемлет ш_роху деревьев зорко смотр_т в тёмные поля. (И. Бунин) 3) Жур_вли друг друга окл_кая ост_рожно тяну(тся, ться) гурьбой. (И. Бунин) 4) Отгорела наша р_бина осыпаясь над белым окном. (С. Есенин) 5) Плач_т где(то) иволга сх_ронясь в дупло только мне (не)плаче(тся, ться) — на душе светло. (С. Есенин) 6) И л_гчайший туман поб_жал от реки оп_раясь на зыбкие, белые ноги. (В. Луговской) 7) Сто обл_ков в подн_бёсь_ пылая красными рыбами к югу плывут. (В. Луговской) 8) И над всем бл_стающим Париж_м дождь м_тался гриву р_спустив. (В. Луговской) 9) Изумлё(н, нн)о листья выпуская почки разж_мают кулачки. (К. Ваншенкин)
Назовите предложения с обособленными определениями. Объясните условия обособления. Составьте интонационные схемы этих предложений.
1) Кот сидел насупившись во время опыта со стрельбой. (М. Булгаков) 2) Однако улыбнувшись Галя сразу похорошела. (М. Булгаков) 3) Благоухая сохли травы дымясь курились облака. (И. Бунин) 4) Часы шипя двенадцать раз пробили в соседней зале тёмной и пустой. (И. Бунин) 5) Сергей отстранил Веру кивнул ей и ушёл посвистывая. (А. Н. Толстой) 6) Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая. (А. Н. Толстой) 7) Постояв Соломин и Вера ушли. (А. Н. Толстой) 8) Лиля сидела не двигаясь. (А. Н. Толстой) 9) Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днём. (К. Федин) 10) Листва берёз висит не шелохнувшись роса стекает по белым стволам. (К. Паустовский) 11) Отвернувшись он стал смотреть на строившуюся колонну. (К. Симонов) 12) Служанка смеясь согласилась и они пошли. (М. Волконский) 13) Но всех милей мне девушка-берёза пришедшая из сказок и былин Снегурочка любимица мороза Алёнушка пригорков и равнин. (В. Рождественский)
Спишите предложения, выделяя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Отметьте случаи, когда обстоятельства не обособляются.
1) Выйдя за ворота мы повернули вправо и побрели не спеша (Чехов). 2) Он говорил тихо глядя на нас узкими презрительными глазами (Паустовский). 3) По ту сторону шоссе местами близко подступая к дороге широко разбрелись перелески и кустарники (Быков). 4) Возвратясь он велел подавать карету и несмотря на усиленные просьбы остаться уехал после чаю (Пушкин). 5) Видно было, что он примчался сюда не переводя духа (Федин). 6) Я окончательно удостоверился в том что заблудился совершенно и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места пошел себе прямо по звездам наудалую (Тургенев). 7) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Грибоедов).
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты.
Подъехав к господскому дому он увидел белое платье мелькавшее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошади и повинуясь честолюбию общему и деревенским кучерам как и извозчикам пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни поднялись они на гору и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось; перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Собаки было залаяли но узнав Антона умолкли и замахали косматыми хвостами. (А. Пушкин)
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Объясните расстановку знаков препинания.
1) Вот север тучи наг_няя дохнул завыл и вот сама идёт волшебница(зима). 2) Др_бясь о мрачные скалы шумят и пе-ня(тся, ться) влы. 3) Вствая с первыми лучами теперь она в поля сп_шит и ум_лё(н, нн)ыми очами их оз_рая говорит Простите мирные длины. 4) Наез_ники ра(с, сс)еясь тот(час) уск_кали из виду и степь опустела. 5) Меж тем по-меркнув степь уснула. 6) Савелич согласно с мнени_м ямщ_ка советовал воротиться. 7) Орёл с отд_лё(н, нн)ой поднявшись в_ршины парит (не, ни)подвижно со мной нар_вне. 8) Дождь лил ровно и одно_бразно шумя по траве и деревьям. 9) И (не, ни)пуская тьму ноч(?)ную на золотые небеса одна з_ря см нить другую сп шит дав ночи (пол)часа. 10) Добрый ком_ндант с согласия своей супруги решил осв_бодить Швабрина. 11) Возвртясь со псарного двора Кирила Петрович сел уж_нать. 12) Савелич дремля к_чался на облучке. (А.Пушкин)
Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте все обособленные члены и объясните постановку знаков препинания в соответствующих предложениях.
Ш_гах в шести от него пр_слонясь сп_ной к тумбочке с_дел м_лодой парень в синей пестрядинной рубахе в таких же шт_нах в л_птях и в оборва(н, нн)ом рыжем к_ртузе. Около него лежала маленькая к_томка и коса без черенка обёрнутая в жгут из соломы а(к, кк)уратно перекруче(н, нн)ый верёвочкой. Пар_нь был (широко)плеч кор_наст с заг_релым и обветре(н, нн)ым лиц м и с большими г_лубыми глазами см_тревшими на Челкаша доверч_во и добр_душно.
Челкаш оскал_л зубы высунул язык и сделав страшную рожу устав_лся на него вытараще(н, нн)ыми глазами.
Парень сн_чала (не, ни)доумевая смигнул но (по)том вдруг ра(с,сс)хохотался крикнул скво_ь смех: «Ах, чудак!» Почти (не, ни)вст_вая с земли (не, ни)уклюже пе-рев_лился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою к_томку по пыли и постук_вая пяткой косы о камни.
(М. Горький)
Спишите тексты, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
1) В реку гл_делся лениво щурясь сп_койный лес и вместе с бабами смялся берег заро ший белым лопушником смялся игриво заразительно как бойкий (бело)бры(с _ сс)ый м_льчуган с т_рчащими во всю силу в_храми.
Его точно д_ржал кто(то) снизу а он (по)прежнему х_тел подня(тся, ться) и посм_треть вдаль но (не, ни)мог и смеясь боролся с кем(то) у_кими как руки песча(н, нн)ыми косами. И задыхающийся от смеха и борьбы берег вырывался и к_тился дальше пока (не, ни)пропадал за пов_ротом.
(За)тем пок_зался на дороге медле(н, нн)ый воз и он тоже смялся. Вспых_вающие улыбки ползали по рубахам шагавших мужиков по жёлтой соломе по чалой гриве лошади и бл_стевшим ободьям. (С.Сергеев-Ценский)
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) Обсудив все вопросы он поднялся стараясь не потревожить нежные огуречные плети и заторопился к калитке. 2) Здесь положив на деревянные рейки лапчатые узловатые локти и лоснясь на солнце узорчатым листом рос виноград. 3) Прогрессируя наша историческая наука дала множество новых разветвлений. 4) Он обернулся и не поднимая головы и не показывая ей лица ушёл. 5) Он вспомнил что уходя не запер дверь. 6) Заметив людей конь сердито фыркнул и пустился прочь ломая кусты. 7) Они шли не торопясь не смея оглянуться. 8) Мастер стоял задумавшись. 9) Он опомнился взял шляпу и не оглядываясь выбежал из комнаты. 10) Посоветовавшись разведчики решили рискнуть. 11) Поужинав все укладывались спать а он вытаскивал путевой журнал и присев поближе к костру записывал впечатления дня.
Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания.
12) Вокруг стола ходила бумага прочитав которую все подписывали. 13) Улыбаясь и показывая ослепительные зубы парень нетерпеливым движением разорвал бечёвку и перевернув мешок приподнял его за углы. 14) Спустившись к болоту, где туман был еще гуще, путники пошли на восток то и дело спотыкаясь о кочки и наталкиваясь на приземистые березки и корявый соснячок. 15) Точно не смея поднять голову деревья болезненно согнувшись льнули к влажной земле судорожно цепляясь за нее обнажёнными корнями. 16) Когда солнце превратившись в огромный багровый круг медленно опустилось за горизонт они вышли из леса. 17) Он устало передвигая ноги пошёл между рядами землянок и предварительно одернув куртку и обтерев сапоги пучком травы скрылся в одной из них. 18) В течение всего октября несмотря на предсказания синоптиков стояла хорошая погода.
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/11/02/kartochki-dlya-zakrepleniya-po-temeprichastie
http://infourok.ru/didakticheskiy_material_dlya_urokov_russkogo_yazyka_po_teme_prichastie_7_klass-188417.htm