Вставь гласную проверь себя отбросив суффикс ва

Урок 19 2. Правописание гласных в суффиксах глаголов

Цели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах глаголов; учить распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-); развивать навыки самостоятельной работы; обогащать лексический запас.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных Н суффиксах глаголов; владение навыками морфемного разбора; умения распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-), объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ сочинений

III. Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 98 (реализация домашнего задания).)

— Над какой темой вы работали дома?

— К каким выводам вы пришли в ходе самостоятельных на­блюдений над суффиксами глаголов -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-)1 Сформулируйте правило так, чтобы было удобнее запомнить. (Примерный ответ. Вариант 1: если в 1-м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошед­шем времени суффикс -ыва- (-ива-) сохраняется: раздумы­ваю — раздумывать, заканчиваю — заканчивать; если в 1 -м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева-): рисую — рисовать,

ночую — ночевать. Вариант 2: в неопределённой форме и в прошедшем времени глагола пишется суффикс -ова-(-ева-), если он пропадает в 1-м лице настоящего и бу­дущего времени. Если суффикс сохраняется, то это суф­фикс -ыва- (-ива-).) Упоминания о прошедшем времени даже излишни, так как мы знаем, что прошедшее время образуется от основы неопреде­лённой формы с помощью суффикса -л-.

Исчезновение суффикса -ова- (-ева-) при смене формы гла­гола можно объяснить, заглянув в историю языка. Подобное яв­ление мы наблюдали при склонении существительных с суффик­сами -ик- и -ек-\ ключик — ключика, замочек — замочка.

Выпадать могут только буквы owe, буква и не выпадает, так как не было такого краткого звука: крючок — крючка, мячик — мя­чика. (См. урок 92.)

Постфикс (суффикс) -ся (-сь) не влияет на гласные рассма­триваемых суффиксов: побаиваюсь — побаиваться, подделываюсь — подделываться, советуюсь — советоваться. (Проверка упр. 579 по цепочке.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить умения распознавать и правильно писать суффик­сы глаголов.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

Необходимо отличать суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) от суффикса -ва, который встречается, например, в словах успе­вать, ослабевать, переставать, обвевать, обвивать.

Суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва (-ива-) всегда безударный.

С помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вил. глаголов от глаголов совершенного вида: успеть — успевать, осла­беть — ослабевать, перестать — переставать, обвеять — обвевать, обвить — обвивать.

Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и.

Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: ус­певать — успеть, переставать — перестать и т. д.

Исключения: застрять — застревать, затмить — затмевать, продлить — продлевать.

Работа по учебнику

Упр. 580 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение значения фразеологизма.

2. Упр. 581, 582 — самостоятельное выполнение с последую­щей проверкой.

V. Закрепление изученного материала

1. Практическое задание

— Проверьте безударные гласные (образовать глаголы совер­шенного вида, отбросив суффикс -ва-). Поставьте ударение в словах.

Надевать, перебивать, назревать, продавать, подливать, выбивать, раздаваться, запивать, одеваться, узнавать, успевать, вставать, создавать, овладевать, зашивать, отогревать.

Работа по учебнику

(Упр. 583 — выразительное чтение текста, выполнение заданий.) Комментарии

Варианты заглавия текста: «Детство скульптора Конёнкова», «Труд — верная опора человека», «Рассказ о деревенском детстве».

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 136.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте уда­рение.

Составьте словосочетания с этими глаголами.

Запишите в орфографический словарик слово сызмальства, подчеркните орфограммы.

Составьте предложение с этим словом.

VI. Подведение итогов урока

(Связный рассказ по заданию 117 из рабочей тетради.)

Домашнее задание

Учебник: повторить § 95-98, упр. 583, 584.

Подготовиться к проверочной работе по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов».

Урок 19 3. Проверочная работа по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Безлич­ные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных И суффиксах глаголов»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: владение орфографическими на-иыками, навыками лингвистического разбора; умения применять

Мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 583 — устный пересказ текста.

Упр. 584 — рассказ о творчестве скульптора С. Конёнкова.

III. Работа по теме урока

Выборочный диктант

— Выпишите глаголы с суффиксом -ва-, запишите их видо­вые пары (глаголы без суффикса -ва-) и глаголы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Образец: узнавать — узнать — узнаю.

Расклеивать, согревать, присутствовать, смешивать, воспевать, го­лосовать, придавать, одеваться, волноваться, задавать, перебивать, пре­следовать, усиливать, потребовать, добиваться, досадовать, сравнивать, закрывать, торжествовать, подкрадываться, оглядываться, высмеивать, укладывать, сознаваться, жаловаться.

Комментарии

Глаголы с суффиксом -ва-: согревать, воспевать, придавать, одеваться, задавать, перебивать, добиваться, закрывать, созна ваться.

Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 26.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: контрольные вопросы и задания (с. 138), упр. 586.

Рабочая тетрадь: задание 118.

Уроки 19 4, 19 5. Обобщающие уроки по теме «Глагол»

Цели: закрепить и обобщить изученное о глаголе; развивап, навыки монологической речи, устной речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты:умения применять полученные sn.i ния на практике, делать сообщения по плану, анализировать cm >н > учебную деятельность, объяснять языковые явления.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 586 — сообщения о глаголе по сложному плану.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение контрольных вопросов и заданий (с. 138).

Упр. 587 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой, фонетический и морфологический разбор на доске.

Упр. 588 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние, объяснение орфограмм, самостоятельное выполнение пись­менного задания с последующей проверкой.

Комментарии

Основная мысль стихотворения — любовь к Родине, к её сто­лице, гордость за неё.

Упр. 589 — самостоятельное выполнение (можно посорев­новаться в скорости и точности выполнения).

Упр. 591 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

V. Подведение итогов урока

— С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы «Глагол»?

— Как связаны морфология глагола и орфография?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: повторить § 89-98, упр. 590.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 590 — проверка по цепочке.)

III. Работа по теме урока

Проверочный диктант

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве ПИАНЫ алмазы. Все эти алмазы блестят и переливаются на солнце разны­ми ииетами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, то увидишь, что это кип in росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли ка­таются по листу и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатит­ся, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бы­вало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

(У/. Толстой)

Грамматическое задание: указать спряжение глаголов. 2. Работа по учебнику

Упр. 592 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упр. 593 — выразительное чтение стихотворения, определе­ние спряжения глаголов, обсуждение вопроса.

Комментарии

Глагол припомнится непереходный (возвратные глаголы не­переходные); глагол споём переходный, хотя в данном тексте пе­реходность не проявляет.

IV. Подведение итогов урока

Как определить спряжение глагола? Для чего это необхо­димо?

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Задание А17. Правописание суффиксов

Теоретическая часть

1. Суффиксы прилагательных -ИВ- и -ЕВ-.

В прилагательных суффикс -ИВ- пишется под ударением, а -ЕВ- — без ударения:

крас и́в ый, правд и́в ый, кра ев о́й, стро ев о́й, ма́рл ев ый.

Исключения: ми́лост ив ый, юро́д ив ый.

2. Суффиксы прилагательных -ЧИВ-, -ЛИВ-.

Суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ- пишутся только с гласной И (в русском языке суффиксов -ЛЕВ- и -ЧЕВ- нет):

насто́й чив ый, забо́т лив ый, оби́д чив ый, расчёт лив ый.

НО: эмал ев ый, диагонал ев ый, гуттаперч ев ый (согласные Ч и Л принадлежат корню).

3. Суффикс прилагательных -ЧАТ-.

В суффиксе -ЧАТ- пишется буква А: ступен чат ый, перепон чат ый.

Перед суффиксом -ЧАТ- конечная Ц основы существительного чередуется с Т: крупит чат ый (крупица), реснит чат ый (ресница), черепит чат ый (черепица).

4. Суффикс прилагательных -ИСТ-.

Суффикс прилагательного -ИСТ- пишется только с гласной И:

залив ист ый, надрыв ист ый, раскат ист ый, глин ист ый, плеч ист ый.

5. Суффиксы прилагательных -ОНЬК- (-ЕНЬК-).

В прилагательных после согласных Г, К, Х пишется суффикс -ОНЬК-, после других согласных — ЕНЬК-:

молод еньк ий, тяжёл еньк ий, сух оньк ий.

Возможны варианты написания: лёг оньк ий, лёг еньк ий.

Суффикс -ИНЬК- в прилагательных не пишется.

6. Суффиксы глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ИВА- (-ЫВА-)

В неопределенной форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс -ОВА- (-ЕВА-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс чередуется с -УЮ (-ЮЮ):

бесед о ва л, бесед о ва ть — бесед ую

потч е ва л, потч е ва ть — потч ую

В неопределенной форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс -ЫВА- (-ИВА-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс сохраняется:

разгляд ы ва л, разгляд ы ва ть — разгляд ыва ю

расстёг и ва л, расстёг и ва ть — расстёг ива ю.

Примечание. Глаголы с корнем -ВЕД-, имеющие форму 1-го лица на -УЮ(-ЮЮ)-, пишутся с суффиксом -ОВА- в неопределенной форме и в форме прошедшего времени:

исповед ова ть — исповед ова л, проповед ова ть — проповед ова л, завед ова ть — завед ова л (так как исповедую, проповедую, заведую),

но: разве дыва ть — развед ыва л, отвед ыва ть — отвед ыва л, провед ыва ть — провед ыва л, навед ыва ться — навед ыва лся, вывед ыва ть — вывед ыва л (так как суффикс сохраняется).

Глаголы с суффиксом -ЕВА-, -ИВА- не следует путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ВА- сочетается с предшествующей корневой гласной А или И. Такая корневая гласная, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределенной форме у глаголов без суффикса -ВА-:

обви ва ть — обвить, зали ва ть — залить, преодоле ва ть — преодолеть.

В глаголах застр ева ть, затм ева ть, намер ева ться, продл ева ть, растл ева ть пишется суффикс -ЕВА-.

Проверочная работа по теме «Суффиксы глаголов ОВА, ЕВА; ЫВА, ИВА».

При выполнении цифрового диктанта в карту ответов рядом с соответствующей цифрой записывается только пропущенная буква. Цифровой диктант «Правописание суффиксов глаголов –ова-, -ева-; -ыва-, -ива- направлен на формирование орфографической зоркости учащихся, отработку навыка вычленять морфему, содержащую указанную орфограмму, и применять правило написания. Диктант может выполняться самостоятельно с печатного, электронного носителя или может быть записан со слов учителя. Контроль может осуществляться не только учителем, но и учащимися самостоятельно по карте ответов, а также это может быть взаимопроверка при работе в парах.

1)Команд…вать, 2)врач. вать, 3) выпяч. вать, 4) пересе. вать, 5) окольц. вать, 6)окольцов…вать, 7) св. вать, 8)развед…вать, 9)исповед. вать, 10)выгляд. вать, 11)облиц. вать, 12)облицов…вать, 13)навед…ваться, 14)завед…вать, 15)размаз…вать, 16)гор. вать, 17)обнадеж. вать, 18)распроб. вать, 19)танц. вать, 20)раскид. вать, 21)забол. вать, 22)осозн. вать, 23)отвед. вать, 24)вывед. вать, 25)преодол. вать, 26) заворач. вать, 27)огранич. вать, 28)отлаж. вать, 29)потч. вать, 30)выпляс. вать, 31)испыт. вать, 32)попроб. вать, 33)высчит. вать, 34)использ. вать, 35)преслед. вать, 36)замораж. вать, 37)корч. вать, 38)передёрг. вать, 39)гор. вать, 40)просматр. вать.

1)о 2)е 3)и 4)и 5)е 6)ы 7)и 8)ы 9)о 10)ы 11)е 12)ы 13)ы 14)о 15)ы 16)е 17)и 18)о 19)е 20)ы 21)е 22)а 23)о 24)ы 25)е 26)и 27)и 28)и 29)е 30)ы 31)ы 32)о 33)ы 34)о 35)о 36)и 37)е 38)и 39)е 40)и

1)подмиг. вать, 2)рассказ…вать, 3)завяз…вать, 4)бесед. вать, 5)прониз…вать, 6)напутств…вать, 7)адрес. вать, 8)догад. ваться, 9)рассказ…вать, 10)насвист. вать, 11)опазд. вать, 12)обрад. ваться, 13)оборуд. вать, 14)прониз…вать, 15)наклад. вать, 16)завяз…вать, 17)бесед. вать, 18)прицел. ваться, 19)запечатл. вать, 20)напутств…вать, 21)зашпакл. вать, 22)размал. вать, 23)высме. вать, 24)запрыг. вать, 25)недоум. вать, 26)присутств…вать 27)забол. вать, 28)буш. вать, 29)зал. вать, 30)исповед…вать, 31)подскак…вать, 32)притопт…вать, 33)запих…вать, 34)гарц…вать, 35)нал…вать, 36)ноч…вать, 37)дн…вать, 38)запот…вать, 39)отовар…вать, 40)одалж…вать.

1)и 2)ы 3)ы 4)о 5)ы 6)о 7)о 8)ы 9)ы 10)ы 11)ы 12)о 13)о 14)ы 15)ы 16)ы 17)о 18)и 19)е 20)о 21)е 22)е 23)и 24)и 25)е 26)о 27)е 28)е 29)и 30)о 31)и 32)ы 33)и 34)е 35)и 36)е 37)е 38)е 39)и 40)и

Суффиксы глаголов. Правописание ОВА ЕВА ЫВА ИВА ВА.

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ова-, -ева- (исповедовать – исповедую, перелицевать — перелицую).

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ыва-, -ива- (раскладывать — раскладываю, просматривать — просматриваю)

-ВА-
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть, -вАю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса. (заливать — залить, преодолевать, преодолеваю — преодолеть).

Глаголы с суффиксами ова -, — ева -, — ыва -, — ива — необходимо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-,

которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: запить — запивать, напеть — напевать.

Исключения : застрять — застревать, застреваю, затмить — затмевать, затмеваю, продлить — продлевать, продлеваю. 2. Различается написание глаголов увещевать — увещеваю и усовещивать — усовещиваю (по образцу усовестить — усовещивать).


источники:

http://saharina.ru/metod/ege/theory/?name=a17

http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-teme-suffiksy-glagolov-ova-eva-yva-iva-4294646.html