Вставить пропущенные буквы объяснить правописание н и нн

Упражнения «Н и НН в прилагательных и причастиях. 7 класс

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»

Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн-..

Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.

Н или НН? Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.

Жаре…ый гусь, поджаре…ая колбаса, жаре…ые в масле пирожки, писа…ый красавец, вписа…ый треугольник, писа…ый художником, организова…ая спонсорами ярмарка, тка…ая скатерть, ткан..ая золотом скатерть, забракова…ые товары, военизирова…ый отряд, воспита…ый человек, дистиллирова…ая вода, расклее…ые афиши, дисквалифицирова…ый спортсмен, незва..ый гость, связа…ый пленник, завербова…ый агент, сдела…ая надпись, варе…ый в мундире картофель, купле….ые в магазине вещи.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова. ый ребенок, замаскирова. ый вход, плете. ая корзина, измуче. ый вид, груж. ая дровами машина, груже. ая машина, нагруже. ая машина, стреля. ая дичь, неслыха. ые обстоятельства, ране. ый в руку солдат, гаше. ая известь, негаше. ая известь, назва. ый брат, моще. ая дорога, писа. ые акварелью картины, ране. ый боец, переплавле. ый металл, асфальтирова. ая улица, посоле. ая закуска, ноше. ая шляпа, поноше. ые ботинки, оплете. ый плющом забор, взволнова. ый разговор, броше. ый камень, нечая. ая встреча, купле. ый товар, отправле. ое по факсу письмо, изыска. ые экономистами ресурсы, застрахова. ое имущество, непредвиде. ые обстоятельства, оказать вооруже. ое сопротивление, довере. ое лицо, дипломирова. ый специалист.

Спишите, вставляя пропущенные Н или НН.

1) Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый,революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.

2) Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый, рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.

Спишите, вставляя Н или НН..

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревоже_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы.

Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле).

3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи.

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 5797120

Васян Коваль

Русский язык. 1) Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание Н и НН. Выкраше…ый пол; жаре…ые в сметане грибы; белё…ый эмульсией; освещё…ый стол; книга напечата…а; смущён…ый юноша; бешен…ый пёс; кован…ая решетка; выполнен…ая работа; журавлин…ый крик; единствен…ое доказательство; кожан…ые перчатки; окон…ые рамы; сушён…ые грибы; смышлён…ый парень; ранен…ый в бою солдат; незван…ый гость; вспахан…ые поля. 2) Списать, раскрывая скобки, объяснить. (Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение; (не) глубокая и (не) широкая речонка; сказать (не) правду; (не) кого расспросить; (не) с кем поделиться; экскурсия (не) состоялась; ошибка (не) отмечена; задача (не) решённая, а только начатая; (не) приятель (не) обнаружен. 3) Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово. 1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к (не)большому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в (не)большой расщелине около заросшего ракушечником камня лениво проплыла мимо. 1.Тишина изредка пр…рывалась звуками долетавшими издалека. 2. Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собач…нка.3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы. 4.От травы скошен…ой утром шел прян…ый запах.

Лучший ответ:

Суррикат Мими

1) Буквы вставлены (+ почему)

ВыкрашеННый пол (причастие сов. вида, есть ¬вы-);
жареННые в сметане грибы (причастие, естьзавис. слово);
белёННый эмульсией (причастие, есть завис. слово);
освещёННыйстол (причастие сов. вида, есть ¬ о-);
книга напечатаНа (краткое причастие);
смущёнНый юноша (причастие сов. вида);
бешеный пёс (отглаг. прил. несов. вида беззавис. слов);
кованая решетка (отглаг. прил., искл.);
выполненНая работа (причастие сов. вида, есть¬ вы-);
журавлиный крик (отыменное прилаг., ˄-ин-);
единственНое доказательство (отыменноеприлаг., ˄-енн-);
кожаные перчатки (отыменное прилаг., ˄-ан-);
оконНые рамы (отыменное прилаг., образ. отсущ. с основой на Н с помощью ˄-н-);
сушёные грибы (отглаг. прил. несов. вида беззавис. слов);
смышлёный парень (отглаг. прил. несов. вида без завис. слов);
раненый в бою солдат(отглаг. прил., искл.);
незваный гость (отглаг. прил. несов. вида беззавис. слов;
вспаханые поля (причастие сов. вида, есть ¬ вс-).

2) Скобки раскрыты (+ почему)

Незабываемый подвиг, нескошенный луг, невыполненное поручение
– полные прич.без завис. слов;
неглубокая и неширокая речонка – прил., можнозаменить синон.;
сказать неправду – сущ., можно заменитьсинон.;
некого расспросить – отрицат. мест. безпредлога;
не с кем поделиться – отрицат. мест. спредлогом;
экскурсия не состоялась – глагол;
ошибка не отмечена – кратк. причастие;
задача не решённая, а только начатая – полноеприч., есть противовпоставление;
1неприятель 2не обнаружен: 1 – сущ., можнозаменить синон.; 2 – кратк. причастие

3) Причастные обороты
1) Старый парк(х), заросший непролазныммалинником, был любимым местом наших игр.
2) Посеревшие от пыли лошади(х) прятались втени дуба.
3) Тропинка(х), бегущая вдоль ручья, вывеланас к небольшому озеру.
4)** Яркая рыбка(х), прятавшаяся внебольшой расщелине около заросшего ракушечником камня(х), лениво проплыламимо.
**Здесь один ПО входит в другой – подчеркнутькак один член предл.

1.Тишина изредка прОрывалась звуками(х),долетавшими издалека.
2. Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаясяот шума соседская собачОнка(х).
3. За домом послышался смех женщин(х),возвращавшихся после работы.
4.От травы(х), скошенНой утром, шел пряныйзапах.
__
Каждый причастный оборот (выделен)подчеркнуть как один член предложения непрерывной волнистой линией как членыпредложения. (х) — определяемое слово.

ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

С.Г.ЗЕЛИНСКАЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Теоретическая зарядка

1. Когда в прилагательных пишется нн?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Упражнения

1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа – кожаный: песок, рожь;

барабан – барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина – глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать – вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять – валяный: веять, паять, сеять, стрелять.

2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:

болезнь – болезненный.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

бесить – бешеный.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

4. Графически объясните написание н и нн в словах:

кошеный луг – некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор – крашеный – давно не крашенный – некрашеный;
нетканая скатерть – тканная золотом – сотканная – несотканная;
раненый воин – раненный в бою – легкораненый – поранены плугом;
жженый сахар – полусожженная рукопись – выжженная пустыня.

5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и ее барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

6. Составьте и запишите диктант из слов-исключений на все случаи данной темы.

7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, реше_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышле_ый, свяще_ый.

8. Объясните написание н и нн в словах.

Пряник, труженик, гостиница, мороженое, путешественник, дружинник, родственник, малинник, священник, воспитанник, ученик, лиственница, конница, гривенник, именинник, пленник, ставленник, конопляник, нефтяник, сушеница, учительница, путаница, торжественность.

9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.

Образец: тушеные овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенные в горшочке (з.с.); нетушеные (приставка не- не влияет на правописание); потушенные овощи (приставка).
Кованый сундучок, груженная кирпичом баржа, стреляные гильзы, раненный в плечо, названный в честь, сеченные градом поля, купленный товар.

10. Объясните написание н и нн, указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственное (лиственное).

Болезненно вялый вид, длиннорукий юноша, пряно-нежный аромат, послеобеденный сон, свежемороженое мясо, свежезамороженные фрукты, самотканый ковер, малоношеный пиджак, высокохудожественный вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.

11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.

Образец: белить – выбеленный – беленый.

Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.

12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственник, родственность.

Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.

1) Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
2) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачетом.
3) Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
4) Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутанна и неясна.
5) Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.

15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м – с нн).

1) Размешанные краски,
2) бесценная вещь,
3) выкрашенные лавки,
4) поляна освещена,
5) тканый узор,
6) туристы размещены,
7) комиссия образована,
8) румяные лица,
9) свиные окорока,
10) некрашеная ткань,
11) писаная красавица,
12) тетрадь исписана,
13) кожаный портфель,
14) ветреный день,
15) ветряной двигатель,
16) безветренный день,
17) рассеянный мальчик,
18) нечаянная ошибка.

КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяныйребенок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: масленица – масленый (блин).

Непринужденность, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копченость – копченый.

Смышленость, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенная в золе рыба – печеная рыба, позолоченное кольцо – золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымо-щенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о-.

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн-.

Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг – нескошенный луг
крашеное изделие – давно не крашенный забор
плетенная умельцем корзина – корзина не сплетена
купленный хлеб – раненый солдат
данный пример – тканый узор
полусожженная рукопись – полувяленая рыба
мороженое мясо – незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Решения обдуманны (верны) – все ходы обдуманы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленны (решительны)
Бумаги направлены в суд – двигаться направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить. неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

воспитаны – воспитанны, изолированы – изолированны, спаяны – спаянны, рассеяны – рассеянны, сдержаны – сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.


источники:

http://shkole.net/QA/5797120/

http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200102211