Вставьте гласные буквы после шипящих и ц правописание объясните графически

Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически правописание гласных после шипящих и ц. Составьте и запишите сданными

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,082
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Гласные после шипящих и «ц»

Гласные после шипя­щих и «ц» пишут­ся в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го язы­ка. Выясним, как опре­де­лить, что после шипя­щих и «ц» пишут­ся глас­ные «е», «ё» или «о». Составим алго­ритм пра­во­пи­са­ния глас­ных в сло­вах раз­ных частей речи.

В рус­ском язы­ке осо­бое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют глас­ные после шипя­щих и «ц». После букв «ж», «ч», «ш», «щ» и «ц» в одних слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «о», в дру­гих — «е» или «ё», при­чём про­ве­роч­ное сло­во подо­брать невоз­мож­но, как в слу­чае с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, кото­рые пишут­ся после дру­гих согласных.

Правописание гласных после шипящих

Гласные после шипя­щих и «ц» пишут­ся в соот­вет­ствии с несколь­ки­ми орфо­гра­фи­че­ски­ми правилами.

Таблица

Написание букв «и», «ы» после шипящих и «ц»

Буквы «и» или «ы» пишут­ся в сло­вах зави­си­мо­сти от того, где нахо­дит­ся орфограмма:

  • в корне слова;
  • в суф­фик­се или окончании.

1. в боль­шин­стве слу­ча­ев в корне слов после шипя­щих и «ц»:

2. в заим­ство­ван­ных сло­вах с конеч­ным -ция:

1. в окон­ча­ни­ях существительных:

2. в окон­ча­ни­ях прилагательных

3. в суф­фик­се -ын- при­тя­жа­тель­ных прилагательных

Гласные «а», «у» после шипящих и «ц»

В рус­ских сло­вах после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ» и бук­вы «ц» пишут­ся глас­ные «а» и «у»:

  • жара, чары, шарить, щадить, царевна;
  • жур­чать, шуметь, чудо, цугом

Запомним, что после все­гда мяг­ких соглас­ных «ч» и «щ», а так­же «ж» и «ш» бук­вы «я» и «ю» не упо­треб­ля­ют­ся, кро­ме заим­ство­ван­ных слов:

Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»

Рассмотрим вна­ча­ле пра­во­пи­са­ние этих глас­ных после «ц», так как оно зави­сит толь­ко от уда­ре­ния в сло­ве. Ударение опре­де­ля­ет напи­са­ние букв «о» и «е» в любой мор­фе­ме сло­ва: корне, суф­фик­се или в окончании.

  • цо́коль
  • крыльц о́
  • скворц о́м
  • танц о́в щица
  • ц е х ово́й
  • танц е ва́ ть
  • си́тц е м

После шипя­щих напи­са­ние букв «е», «ё» или «о» отли­ча­ет­ся в зави­си­мо­сти от место­на­хож­де­ния орфограммы.

1. В корне слов пишет­ся бук­ва «ё», хотя после «ш» и «ж» про­из­но­сит­ся [о], если мож­но подо­брать род­ствен­ное сло­во или дру­гую фор­му того же сло­ва, в кото­рой пишет­ся «е»:

Если тако­го сло­ва, в кото­ром пишет­ся бук­ва «е» нет, то в корне напи­шем бук­ву «о»:

2. В суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях слов под уда­ре­ни­ем пишет­ся «о», без уда­ре­ния — «е»:

3. В гла­го­лах и отгла­голь­ных сло­вах после шипя­щих пишет­ся все­гда бук­ва «ё»:

Имеем в виду, что корень -жог- при­над­ле­жит род­ствен­ным суще­стви­тель­ным, а корень -жёг- ука­жем у гла­го­лов и причастий.

Сравним:

  • (что?) ожог ноги — (что сде­лал?) ожёг ногу, ожёг­ший ногу;
  • под­жог сто­гапод­жёг стог, под­жёг­ший стог;
  • обжог кир­пи­чаобжёг край ленты.

Слово «ожог» обра­зу­ет одно­ко­рен­ное прилагательное:

Алгоритм выбора букв «ё» и «о» после шипящих

Как отли­чить сло­ва, кото­рые пишут­ся с «ё» под уда­ре­ни­ем, от слов с удар­ной глас­ной «о» после шипящих?

Предлагаем исполь­зо­вать сле­ду­ю­щих алгоритм:

  1. про­чи­тать слово;
  2. выяс­нить часть речи (назы­ва­ет пред­мет, при­знак или дей­ствие и т. д.);
  3. опре­де­лить, в какой мор­фе­ме нахо­дит­ся орфограмма;
  4. если орфо­грам­ма в корне, то подыс­кать сло­во, кото­рое пишет­ся с бук­вой «е»;
  5. если орфо­грам­ма в суф­фик­се или окон­ча­нии, поста­вить уда­ре­ние в сло­ве и сде­лать выбор.

Образец рассуждения

Налетевший ветер игра­ет с при­бреж­ным камыш…м.

Камыш…м — это имя суще­стви­тель­ное «камыш», так как назы­ва­ет пред­мет. Слово име­ет фор­му тво­ри­тель­но­го паде­жа. Орфограмма нахо­дит­ся в окон­ча­нии. Поставим уда­ре­ние: камышо́м.

В окон­ча­нии сло­ва «камы­шом» после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «о».

Видеоурок

Работа № 15. Правописание гласных в окончаниях имён существительных. О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1. Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж и склонение существительных.

Был в планетари.. — .

записал в тетрадк.. — .

остался в ущель.. — .

отошёл от батаре.. — .

Был в планетарии — 2 скл., П. п.

записал в тетрадке — 1 скл., П. п.

остался в ущелье — 2 скл., П. п.

отошёл от батареи — 1 скл., Р. п.

на старой ели — 3 скл., П. п.

2. Вставьте, где это необходимо, Ь.

Мало зрелищ. фальш. плащ. мощ. утёныш. вещ. глуш. с круч.. .

Мало зрелищ, фальшь, плащ, мощь, утёныш, вещь, глушь, с круч.

3. Вставьте пропущенные буквы.

Плечом, шелк, решетка, дворцом, удачей, капюшон, задачей, плащом

4. Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа.

5. Работа с текстом.

(1) Русалочке нравился этот дворец из жёлтого камня. (2) Великолепные купола высились над крышей. (3) В окошке видны были занавески из шёлка, а солнечный луч словно покрывал их золотом. (4) Русалочка каждую ночь плавала вдоль пристани, желая как можно ближе подплыть к дворцу.

(По Г.-Х. Андерсену)

1. Выпишите имена существительные с окончаниями Е — И, укажите падеж и склонение.

2. Подчеркните слово с орфограммой «О — Е после шипящих в окончаниях имён существительных». Графически объясните написание гласной.

3. Выпишите имена существительные, оканчивающиеся на шипящую, графически объясните написание.

4. Выпишите имена существительные в форме множественного числа.

1. Русалочке — 1 скл., Д. п., в окошке — 2 скл., П. п., занавески — 1 скл., И. п., пристани — 3 скл., Р. п.

2. Над крышЕй (безударная)

3. Луч (м. р.), ночь (ж. р.)

4. Купола, занавески.

1. Вставьте пропущенные буквы, определите падеж и склонение имён существительных.

сверкает на неб.. — .

Гулял по аллее — 1 скл., Д. п.

писал в тетради — 3 скл., В. п.

думал о родине — 1 скл., П. п.

сверкает на небе — 2 скл., П. п.

служил в армии — 1 скл., П. п.

2. Вставьте, где это необходимо, Ь.

С крыш. дрож. суш. калач. роскош. клещ. задач. гореч.. .

С крыш, дрожь, сушь, калач, роскошь, клещ, задач, горечь.

3. Вставьте пропущенные буквы.

4. Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа.

5. Работа с текстом.

(1) Уличный фонарь лежал в кресле возле тёплой печки, в которой щёлкали дрова. (2) Мимо решётчатых окон проплывали стаи туч. (3) Сторож взглянул на фонарь и стал рассказывать ему о своей прошлой жизни. (4) Фонарь слушал его и понимал, что скоро, к сожалению, ему придётся расстаться со сторожем.

(По Г.-Х. Андерсену)

1. Выпишите имена существительные с окончаниями Е — И, укажите падеж и склонение.

2. Подчеркните слово с орфограммой «О — Е после шипящих в окончаниях имён существительных». Графически объясните написание гласной.

3. Выпишите из текста имена существительные, оканчивающиеся на шипящую, объясните написание.

4. Выпишите все имена существительные в форме множественного числа.

1. Кресле (П. п., 2 скл.), печки (Р. п., 1 скл.), стаи (И. п., 1 скл.), жизни (П. п., 3 скл.)

2. (1) Уличный фонарь лежал в кресле возле тёплой печки, в которой щёлкали(ударение) дрова. (2) Мимо решётчатых(ударение) окон проплывали стаи туч. (3) Сторож взглянул на фонарь и стал рассказывать ему о своей прошлой жизни. (4) Фонарь слушал его и понимал, что скоро, к сожалению, ему придётся расстаться со сторожем.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/glasnye-posle-shipyaschih-i-ts.html

http://grammarian.ru/teaching/5grades/15.html