Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически правописание гласных после шипящих и ц. Составьте и запишите сданными
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,275
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,082
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Гласные после шипящих и «ц»
Гласные после шипящих и «ц» пишутся в соответствии с правилами русского языка. Выясним, как определить, что после шипящих и «ц» пишутся гласные «е», «ё» или «о». Составим алгоритм правописания гласных в словах разных частей речи.
В русском языке особое внимание заслуживают гласные после шипящих и «ц». После букв «ж», «ч», «ш», «щ» и «ц» в одних случаях пишется буква «о», в других — «е» или «ё», причём проверочное слово подобрать невозможно, как в случае с безударными гласными, которые пишутся после других согласных.
Правописание гласных после шипящих
Гласные после шипящих и «ц» пишутся в соответствии с несколькими орфографическими правилами.
Таблица
Написание букв «и», «ы» после шипящих и «ц»
Буквы «и» или «ы» пишутся в словах зависимости от того, где находится орфограмма:
- в корне слова;
- в суффиксе или окончании.
1. в большинстве случаев в корне слов после шипящих и «ц»:
2. в заимствованных словах с конечным -ция:
1. в окончаниях существительных:
2. в окончаниях прилагательных
3. в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных
Гласные «а», «у» после шипящих и «ц»
В русских словах после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц» пишутся гласные «а» и «у»:
- жара, чары, шарить, щадить, царевна;
- журчать, шуметь, чудо, цугом
Запомним, что после всегда мягких согласных «ч» и «щ», а также «ж» и «ш» буквы «я» и «ю» не употребляются, кроме заимствованных слов:
Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»
Рассмотрим вначале правописание этих гласных после «ц», так как оно зависит только от ударения в слове. Ударение определяет написание букв «о» и «е» в любой морфеме слова: корне, суффиксе или в окончании.
- цо́коль
- крыльц о́
- скворц о́м
- танц о́в щица
- ц е х ово́й
- танц е ва́ ть
- си́тц е м
После шипящих написание букв «е», «ё» или «о» отличается в зависимости от местонахождения орфограммы.
1. В корне слов пишется буква «ё», хотя после «ш» и «ж» произносится [о], если можно подобрать родственное слово или другую форму того же слова, в которой пишется «е»:
Если такого слова, в котором пишется буква «е» нет, то в корне напишем букву «о»:
2. В суффиксах и окончаниях слов под ударением пишется «о», без ударения — «е»:
3. В глаголах и отглагольных словах после шипящих пишется всегда буква «ё»:
Имеем в виду, что корень -жог- принадлежит родственным существительным, а корень -жёг- укажем у глаголов и причастий.
Сравним:
- (что?) ожог ноги — (что сделал?) ожёг ногу, ожёгший ногу;
- поджог стога — поджёг стог, поджёгший стог;
- обжог кирпича — обжёг край ленты.
Слово «ожог» образует однокоренное прилагательное:
Алгоритм выбора букв «ё» и «о» после шипящих
Как отличить слова, которые пишутся с «ё» под ударением, от слов с ударной гласной «о» после шипящих?
Предлагаем использовать следующих алгоритм:
- прочитать слово;
- выяснить часть речи (называет предмет, признак или действие и т. д.);
- определить, в какой морфеме находится орфограмма;
- если орфограмма в корне, то подыскать слово, которое пишется с буквой «е»;
- если орфограмма в суффиксе или окончании, поставить ударение в слове и сделать выбор.
Образец рассуждения
Налетевший ветер играет с прибрежным камыш…м.
Камыш…м — это имя существительное «камыш», так как называет предмет. Слово имеет форму творительного падежа. Орфограмма находится в окончании. Поставим ударение: камышо́м.
В окончании слова «камышом» после шипящего пишется буква «о».
Видеоурок
Работа № 15. Правописание гласных в окончаниях имён существительных. О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
1. Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж и склонение существительных.
Был в планетари.. — .
записал в тетрадк.. — .
остался в ущель.. — .
отошёл от батаре.. — .
Был в планетарии — 2 скл., П. п.
записал в тетрадке — 1 скл., П. п.
остался в ущелье — 2 скл., П. п.
отошёл от батареи — 1 скл., Р. п.
на старой ели — 3 скл., П. п.
2. Вставьте, где это необходимо, Ь.
Мало зрелищ. фальш. плащ. мощ. утёныш. вещ. глуш. с круч.. .
Мало зрелищ, фальшь, плащ, мощь, утёныш, вещь, глушь, с круч.
3. Вставьте пропущенные буквы.
Плечом, шелк, решетка, дворцом, удачей, капюшон, задачей, плащом
4. Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа.
5. Работа с текстом.
(1) Русалочке нравился этот дворец из жёлтого камня. (2) Великолепные купола высились над крышей. (3) В окошке видны были занавески из шёлка, а солнечный луч словно покрывал их золотом. (4) Русалочка каждую ночь плавала вдоль пристани, желая как можно ближе подплыть к дворцу.
(По Г.-Х. Андерсену)
1. Выпишите имена существительные с окончаниями Е — И, укажите падеж и склонение.
2. Подчеркните слово с орфограммой «О — Е после шипящих в окончаниях имён существительных». Графически объясните написание гласной.
3. Выпишите имена существительные, оканчивающиеся на шипящую, графически объясните написание.
4. Выпишите имена существительные в форме множественного числа.
1. Русалочке — 1 скл., Д. п., в окошке — 2 скл., П. п., занавески — 1 скл., И. п., пристани — 3 скл., Р. п.
2. Над крышЕй (безударная)
3. Луч (м. р.), ночь (ж. р.)
4. Купола, занавески.
1. Вставьте пропущенные буквы, определите падеж и склонение имён существительных.
сверкает на неб.. — .
Гулял по аллее — 1 скл., Д. п.
писал в тетради — 3 скл., В. п.
думал о родине — 1 скл., П. п.
сверкает на небе — 2 скл., П. п.
служил в армии — 1 скл., П. п.
2. Вставьте, где это необходимо, Ь.
С крыш. дрож. суш. калач. роскош. клещ. задач. гореч.. .
С крыш, дрожь, сушь, калач, роскошь, клещ, задач, горечь.
3. Вставьте пропущенные буквы.
4. Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа.
5. Работа с текстом.
(1) Уличный фонарь лежал в кресле возле тёплой печки, в которой щёлкали дрова. (2) Мимо решётчатых окон проплывали стаи туч. (3) Сторож взглянул на фонарь и стал рассказывать ему о своей прошлой жизни. (4) Фонарь слушал его и понимал, что скоро, к сожалению, ему придётся расстаться со сторожем.
(По Г.-Х. Андерсену)
1. Выпишите имена существительные с окончаниями Е — И, укажите падеж и склонение.
2. Подчеркните слово с орфограммой «О — Е после шипящих в окончаниях имён существительных». Графически объясните написание гласной.
3. Выпишите из текста имена существительные, оканчивающиеся на шипящую, объясните написание.
4. Выпишите все имена существительные в форме множественного числа.
1. Кресле (П. п., 2 скл.), печки (Р. п., 1 скл.), стаи (И. п., 1 скл.), жизни (П. п., 3 скл.)
2. (1) Уличный фонарь лежал в кресле возле тёплой печки, в которой щёлкали(ударение) дрова. (2) Мимо решётчатых(ударение) окон проплывали стаи туч. (3) Сторож взглянул на фонарь и стал рассказывать ему о своей прошлой жизни. (4) Фонарь слушал его и понимал, что скоро, к сожалению, ему придётся расстаться со сторожем.
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/glasnye-posle-shipyaschih-i-ts.html
http://grammarian.ru/teaching/5grades/15.html