Вставьте н или нн обоснуйте правописание зеленый кустарник юный

Помогите пожалуйстаВставь­те, где необ­хо­ди­мо, про­пу­щен­ные буквы Н или НН?

Русский язык | 5 — 9 классы

Вставь­те, где необ­хо­ди­мо, про­пу­щен­ные буквы Н или НН.

Юный, юннат, серебряный, авиационный, длинный (корень на длиН + суффикс Н), оловянный (исключ.

), пряный, ураганный (корень на урагаН + суффикс Н), дискуссионный, лебединый, ветреный (исключ.

), ветряно́й, безветренный, осенний (корень на осеН + суффикс Н), утренний, утренник (суффиксы — ЕНН — , — ИК — ), стеклянный (исключ.

), труженик (суффиксы — Е — , — НИК — ), серебряный, серебрянка (суффиксы — ЯН — , — К — ), бессребреник (суффиксы — Е — , — НИК — ), семенной, ледяной, клюквенный, конопляный, конопляник (суффиксы — ЯН — , — ИК — ), воробьиный, соловьиный, стременной, семенной, краснознамённый, торжественный, жизненный, старинный (основа на Н + суффикс Н), гостиная, гостиница, масленый (от глагола несов.

Вида МАСЛИТЬ), масленица, ветреница (искл.

), ванная (корень на ваН + суффикс Н), пленный (корень на плеН + суффикс Н), ценный (корень на цеН + суффикс Н), пьяный, рьяный, румяный, румяна, огненный, песчаный, ремесленный, второстепенный (корень на степеН + суффикс Н), пенсионный, глиняный, звериный, потомственный, драгоценный, бульонный (корень на бульоН + суффикс Н), плоскодонный (корень на доН + суффикс Н), полуденный (корень на деН + суффикс Н), диковинный (суффиксы — ОВИН — , Н — ), недюжинный (корень на дюжиН + суффикс Н), овчинный (суффиксы — ИН — , Н — ), инфекционный, сочувственный, семиструнный (корень на струН + суффикс Н), бесчисленный, дружественный, овсяный, единовременный, муравьиный, машинный (корень на машиН + суффикс Н), мышиный, свиной, свинина, дровяник (суффиксы — ЯН — , — ИК), нефтяник (суффиксы — ЯН — , — ИК), малинник (корень на малиН + суффикс Н), осинник (корень на осиН + суффикс НИК), рябинник (корень на рябиН + суффикс НИК), дружинник (корень на дружиН + суффикс НИК), мошенник (корень на мошеН + суффикс НИК), ветреник (искл.

), сторонник (корень на стороН + суффикс НИК), смышлёный (искл.

), конница (корень на коН + суффикс НИЦ), подветренный, песчаник (суффиксы — АН — , — НИК — ), путешественник, власяница, вишенник (корень на вишеН + суффикс НИК), выветренный, куренной (корень на куреН + суффикс Н).

Объяснение : — Н — в суффиксах — АН — , — ЯН — , — ИН — (кроме искл.

Дидактический материал по теме: «Одна и две буквы Н в частях речи»

Тезисы дидактического материала по теме: «Одна и две буквы Н в частях речи»

Терентьева Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта школа должна создать условия для получения знаний по предметам. Не исключением является русский язык. Учитывая, что это один из основных школьных предметов, учитель должен не только сформировать знания по предмету, но и обеспечить выработку навыки и максимальный уровень развития ключевых компетенций.

Одной из трудных тем в курсе русского языка является правописание –Н- -НН- в разных частях речи. Системное изучение этой темы начинается с 5 класса – правописание –Н- -НН- в именах существительных, в 6 классе правописания –Н- -НН- в именах прилагательных, продолжается в 7 классе изучением правописания –Н- -НН- в причастиях, наречиях, затем навык отрабатывается в течение реализации всей программы по русскому языку (вплоть до 11 класса). Следует обратить особое внимание на тот факт, что задания подобного типа включены в содержание материалов ЕГЭ.

Весь представленный дидактический материал по теме «Одна и две буквы Н в частях речи» может служить пособием для учителей общеобразовательных школ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и использоваться на разных стадиях работы по данной теме: объяснение нового материала, закрепление изученного, систематизация и обобщение полученных знаний, контроль — и, что особенно важно, с разным уровнем подготовки школьников. Следует заметить, что содержание заданий носит не только тренировочный, но и развивающий характер. В них предусмотрены задания на развитие логики, мышления, обогащение словарного запаса, культуры речи, углубление знаний по предмету.

Изучение нового материала строится на установлении внутрипредметных связей. Это особенно важно, поскольку новые лингвистические знания основываются на том материале, который был изучен ранее. Правописание –Н- -НН- в причастиях и наречиях соотносятся с правописание –Н- -НН- в прилагательных и существительных. Вследствие этого представленный материал включает задания на различение букв Н в разных частях речи: существительных, прилагательных, причастиях, наречиях, а также в кратких формах этих частей речи. Такой подход оправдан в силу того, что одним из принципов русской орфографии является морфологический принцип.

В целях систематизации и обобщения знаний по этой теме учащиеся совместно с учителем постепенно заполняют таблицу с опорным материалом (Приложение 1). Данная таблица впоследствии может быть использована в виде памятки на последующих уроках.

После того, как учащиеся усвоили алгоритм выбора –Н- -НН- в разных частях речи, предлагается набор заданий (Приложения 3-4) с целью совершенствования умения правильно выбрать орфограмму –Н- -НН- в частях речи.

С целью контроля за уровнем сформированности знаний по теме можно использовать задания (Приложения 5, 6,7), которые выявят уровень знаний и позволят организовать индивидуальную работу по ликвидации пробелов, а также проверить навык работы с текстами, что является наиболее трудным, чем работа на уровне слова, словосочетания и предложения.

В целях поддержания интереса учащихся к предмету возможно использовать на уроках русского языка задания из раздела «Веселая грамматика» (Приложения 8, 9), Возможно предложить учащимся проявить свои творческие способности и сочинить грамматическую сказку.

Особое внимание хочется обратить на задания (Приложение 10), направленные на создание проблемной ситуации при изучении данной темы. Такие задания предполагают изучение орфограммы с помощью доказательства и способствуют более глубокому осмыслению знаний по теме.

После изучения орфограмм «Одна и две буквы Н в частях речи» таким способом у учащихся повысилась орфографическая зоркость, они научились объяснять данную орфограмму устно и графически, делая правильный выбор написания, проявили себя знатоками теории, выступали в качестве писателей, улучшили знания по теме.

в суффиксах -ан-, -ян- со значением материала: кожаный, серебряный, Исключение: оловянный, стеклянный, деревянный

в бессуфиксных прилагательных:

в отглагольных прилагательных, если приставка и пояснительное слово отсутствуют:

(но груженная кирпичом машина)

в кратких прилагательных пишется столько же –н- , сколько в слове, от которого оно образовано

с суффиксами –онн-, -енн-:

если прилагательные образованы от

существительных с основой на –н:

в отглагольных прилагательных на –

ованный- еванный-: рискованный, раскорчеванный НО кованый, жеваный

в прилагательных образованных от

глаголов совершенного вида:

в отглагольных прилагательных, если есть приставка: подержанные книги

в кратких страдательных: выделан (но выделанный);

если нет приставки: ломаный (но сломанный);

если нет пояснительных слов: раненый солдат (но тяжело раненный солдат)

если есть пояснительный слова: раненный в бою солдат

если есть приставка (кроме НЕ): сломанная парта

запомните: приставка НЕ – не изменяет вида причастия, поэтому на правописание н,нн не влияет:

если образованы от глаголов совершенного вида: съесть (съеденный), брошенный, купленный;

в кратких причастиях пишется одна –н-: сделана, прочитано

В наречиях и существительных пишется столько н, сколько в прилагательном или причастии, от которого они образованы

Таинственно (таинственный), взволнованно (взволнованный), гостиница (гостиной),

Запишите прилагательные, вставляя –н- или –нн-. Образуйте от них наречия. Составьте с наречиями словосочетания. Какие из образованных наречий можно употребить в переносном значении.

Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.

Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.

Н или НН? Спишите причастия и прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслу слова.

Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

С каждым из данных слов составьте и запишите по два словосочетания.

-Н- и -нн- в причастиях и прилагательных
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Тренировочные упражнения по теме «-Н- и -нн- в причастиях и прилагательных»

Скачать:

ВложениеРазмер
n_i_nn_v_prichastiyah_i_prilagatelnyh.doc116.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Н и нн в причастиях и прилагательных

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м — с нн ).

Размеша нн ые краски Бесце нн ая вещь Выкраше нн ые лавки Поляна освеще н а

Тка н ый узор Туристы размеще н ы Комиссия образова н а Румя н ые лица

Сви н ые окорока Некраше н ая ткань Писа н ая красавица Тетрадь исписа н а

Кожа н ый портфель Ветре н ый день Ветря н ой двигатель Безветре нн ый день

Рассея нн ый мальчик Нечая нн ая ошибка

Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа — кожа н ый: песок, рожь;

барабан — барабан н ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина — глин ян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать — вяза н ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять — валя н ый: веять, паять, сеять, стрелять.

Графически объясните написание н и ин в словах:

коше н ый луг — некоше н ый, скоше нн ый и коше нн ый по росе луг;

выкраше нн ый забор — крашеный — давно не крашеный — некрашеный;

нетка н ая скатерть — тка нн ая золотом — сотка нн ая — несотка нн ая;

ране н ый воин — ране нн ый в бою — легкоране н ый — поране н ы плугом;

жже н ый сахар — полусожже нн ая рукопись — выжже нн ая пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость- , — ний- , -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышлё_ый, свяще_ый.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образова нн ы. Комиссии уже образова н ы.

Лица солдат суровы и озабоче нн ы. Мы были озабоче н ы зачётом.

Сборы прошли организова нн о. Организова н о хорошее питание.

Шерсть вся запута н а котенком. Эта история запута н а и неясна.

Море взволнова н о бурей. Говорил взволнова нн о, горячо.

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица — масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Задание 1. Вставьте н и нн , выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность — копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба, позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “ Н и НН в прилагательных”.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать — шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг — нескошенный луг

Крашеное изделие — давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина — корзина не сплетена

Купленный хлеб — раненый солдат

Данный пример — тканый узор

Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

Мороженое мясо — незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “ Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн .

Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль — движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд — двигать направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить — беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Рассеянные ветром тучи —

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны — воспитанны, изолированы — изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны — рассеянны, сдержаны — сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.


источники:

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-teme-odna-i-dve-bukvi-n-v-chastyah-rechi-2888812.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/06/17/n-i-nn-v-prichastiyah-i-prilagatelnyh