Вставьте одну или две н руководствуясь правилами написания суффиксов прилагательных

Вставьте одно или дваí, руководствуясь правилами написания суффиксов прилагательных ; укажите состав слова?

Русский язык | студенческий

Вставьте одно или дваí, руководствуясь правилами написания суффиксов прилагательных ; укажите состав слова.

Ко. ый плуг, каме.

Ая веревка, кожа.

Ые натуралисты, це.

Ая находка, серебря.

Ый под стаканник, соломе.

— ая крыша, революцио.

Ые воззрения, недюжи.

Ая скатерть, моното.

Ый кувшин, урага.

Ый ветер, дискуссио.

Ая проблема, дровя.

Ая погода, племе.

Ое искусство, карти.

Ая галерея, песча.

Ой покров, бесчисле.

— ие вечера, багря.

Конный плуг, каменный столб, карманные часы.

Рва…ая рубашка, разорва…ая рубашка, вытка…ый рисунок, тка…ая скатерть, варё…ая колбаса, сваре…ый картофель, солё…ые огурцы, пересоле…ый суп, линова…ая бумага, налинова…ая бумага, кипячё…ое молоко, вск?

Рва…ая рубашка, разорва…ая рубашка, вытка…ый рисунок, тка…ая скатерть, варё…ая колбаса, сваре…ый картофель, солё…ые огурцы, пересоле…ый суп, линова…ая бумага, налинова…ая бумага, кипячё…ое молоко, вскипячё…ая вода.

Урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, румя…ое лицо, карава…ый путь, скобя…ая лавка, ветря…ая мельница, ржа…ое поле, багря…ый закат, саза…ий улов, фортепиа…ый класс, полотня…ая куртка, травя…ая смесь, Шерстя…ое одеяло, оловя…ый солдатик, овчи…ый тулуп, полуде…ая жара, дикови…ый случай, волося…ой матрац, змеи…ая кожа, ведомстве…ое издание, семе…ой фонд, сезо…ая работа, ремесле…ое училище.

Вставьте пропущенные буквы : Жизне?

Вставьте пропущенные буквы : Жизне.

Спеши, вставляя пропущенные буквы?

Спеши, вставляя пропущенные буквы.

Обозначь суффиксы прилагательных, обьясни их прав описание.

Определи разряд прилагательных.

Песча * ый берег, клюкве * ый кисель, бесчисле * ые звезды, чугу * ая ограда, комари * ый писк, безветре * ая погода, глиня * ая ваза, деревя * ая резьба , ю * ый натуралист, стари * ая икона, искусстве * ые цветы, стеля * ые бусы, серебря * ые серьги, масля * ая краска, оловя * ый солдатик.

А. Звери?

Ый крик ; муравьи.

Ое потомство ; глухари.

Ая охота ; петуши.

Ой фонтан ; дровя.

Ой склад ; жестя.

Ой чайник ; оловя.

А ; морковь полез.

А ; рукопись бесце.

А ; герои мужестве.

Ый случай ; стекля.

Ый стакан ; орли.

Ый взгляд ; карма.

Ая опасность ; полы.

Ый рев ; даль тума.

Ая грамота ; работа време.

Ая резьба ; искусстве.

Вставьте пропущенные буквы?

Вставьте пропущенные буквы.

Суффиксы выделите зеленым цветом.

Ая решётка, ветре.

Ое отделение, болезне.

Ое чувство, мужестве.

Ый поступок, стари.

Ая коробочка, жизне.

Ая драма, величестве.

Ая колонна, лебеди.

Спиши вставляя пропущеные буквы?

Спиши вставляя пропущеные буквы.

Обозначь суффиксы прилагательных, объясни их правописание.

Определи разряд прилагательных.

Ый берег, клюкве.

Ый кисель, бесчисле.

Ая ограда, комари.

Ый писк, безветре.

Ая погода, глиня.

Ый. СРОЧНО БЫРО ПОЗАРЕЗ НАДО

Вставьте н и нн?

Вставьте н и нн.

Революцио…ые настроения, недюжи…ый ум, полотня…ая скатерть, моното…ая речь, оловя…ая ложка, сви…ое сало, румя…ая девушка, клюкве…ый морс, глиня…ый кувшин, каме…ый столб, карма…ые часы, чугу…ая решетка, дли…ая веревка, кажа…ый портфель, ю…ые натуралисты, це…ая находка, серебря…ый подстаканник, соломе…ая крыша.

Вставьте пропущенные буквы или — н — или — нн -Утре?

Вставьте пропущенные буквы или — н — или — нн —

Ый. Затем надо разделить на два столбика

Мощё…ая улица, серебря…ый кубок, посеребрё…ая цепочка,тка…ая скатерть, вытка…ый ковёр, златотка…ый рисунок, сли -вочное мороже…ое, мороже…ое мясо, замороже…ое филе, све -жемороже…ые фрукты, свежезамор?

Мощё…ая улица, серебря…ый кубок, посеребрё…ая цепочка,

тка…ая скатерть, вытка…ый ковёр, златотка…ый рисунок, сли —

вочное мороже…ое, мороже…ое мясо, замороже…ое филе, све —

жемороже…ые фрукты, свежезамороже…ые овощи, златокова…ое

изделие, осен…ий день, сушё…ые ягоды, вое…ое дело, военизи —

рова…ый отряд, увере…ый взгляд, кожа…ая куртка, церемо…ый

поклон, полотн…ая блуза, песча…ый пляж, листве…ый лес, ра —

не…ый олень, воспита…ый человек, решё…ый вопрос, купле…ое

здание, броше…ый камень, нежда…ое известие, свяще…ый дом,

Помогите 2 или 1 н.

Вставьте пропущенные буквы?

Вставьте пропущенные буквы.

Запечата…ая сургуч…м кор…еспонденция, никем не коше…ый лужок, вскип…чё…ый борщ…, прожаре…ый фарш, бракова…ый воротнич…к из ц…гейки, недисциплинирова…ый нович…к, дрессирова…ый зайч…нок, глаже…ая полотня…ая скатерть, серебря…ая стилизова…ая брош…, прода…ый ржа…ой калач…, услыша…ый мыши…ый ш…рох, проваре…ый кури…ый фарш, переда…ый сенсацио…ый репортаж, неестестве…ая горта…ая реч…, окова…ый старин…ый сундуч…к, вяза…ый туре…кий шарф, штопа…ое белье, груже…ый кирпич…м самосвал, не глаже…ая до сих пор рубаш…нка.

Вопрос Вставьте одно или дваí, руководствуясь правилами написания суффиксов прилагательных ; укажите состав слова?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для студенческий. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных

В при­ла­га­тель­ных пишет­ся как одна бук­ва -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сде­ла­ем, опре­де­лив, от сло­ва какой части речи и с помо­щью каких суф­фик­сов обра­зу­ют­ся прилагательные.

Для того что­бы выбрать одну и две бук­вы -Н- в напи­са­нии имен при­ла­га­тель­ных, опре­де­лим, с помо­щью каких суф­фик­сов они обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных или гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Если при­ла­га­тель­ное обра­зо­ва­но от суще­стви­тель­но­го с помо­щью суф­фик­сов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суф­фик­сы пишут­ся с одной бук­вой -Н-, напри­мер:

  • песок — песч ан ый пляж;
  • рожь — рж ан ой хлеб;
  • бере­ста — берест ян ое лукош­ко;
  • сереб­ро — серебр ян ый кре­стик;
  • осёл — осл ин ый крик;
  • соло­вей — соловь ин ое пение.

Обратим вни­ма­ние, что корен­ное «н» пишет­ся в прилагательных:

Запомним напи­са­ние слов-исключений :

  • оло­во — олов янн ый
  • дере­во — дерев янн ый
  • стек­ло — стекл янн ый

Прилагательные обра­зу­ют­ся от суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -онн- и -енн-, напри­мер:

  • лек­ция — лек­ци онн ый курс;
  • стан­ция — стан­ци онн ое зда­ние;
  • клят­ва — клятв енн ое обе­ща­ние;
  • брит­ва — бритв енн ый при­бор.

Качественные при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -енн- могут выра­жать боль­шую меру признака:

  • толст енн ый фоли­ант
  • тяжел енн ый мешок
  • широч енн ый пояс
  • высоч енн ый бас­кет­бо­лист
  • здо­ров енн ый муж­чи­на.

Исключение состав­ля­ет сло­во «вет­ре н ый» (день, чело­век, при­я­тель). Однако при­ста­воч­ные обра­зо­ва­ния это­го при­ла­га­тель­но­го пишут­ся с -НН-:

С -НН- пишут­ся при­ла­га­тель­ные, если суф­фикс -н- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве суще­стви­тель­но­го, закан­чи­ва­ю­щей­ся тоже на «н»:

  • осе н ь — осе н н ий день;
  • дли н а — дли н н ые тени;
  • бал­ко н — бал­ко н н ые пери­ла;
  • це н а — це н н ый камень;
  • кух н я — кухо н н ый ком­байн.

В при­ла­га­тель­ных, кото­рые обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных на -мя, напи­шем -НН-, так как они обра­зо­ва­ны от осно­вы кос­вен­ных паде­жей этих суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щей­ся на «н», напри­мер:

  • вре­мя — нет вре­ме н и — времен-н-ой;
  • темя — вид теме н и — темен-н-ой;
  • имя — зову по име н и — имен-н-ой;
  • семя — мно­го семе н и — семен-н-ой.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов

Чтобы выбрать напи­са­ние -Н- или -НН- в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов, опре­де­ля­ем вид гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида (что делать?), то отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное пишет­ся с -Н-, напри­мер:

  • гру­зить — гру­жё­ный вагон;
  • сеять — сея­ная мука;
  • пле­сти — пле­тё­ная корзина,
  • метить — мече­ный атом;
  • точить — точё­ная ложка.

Наличие при­став­ки не- и полу- не меня­ет напи­са­ния прилагательного:

  • носить — ноше н ый — не ноше н ый костюм,
  • ранить — ране н ый — не ране н ый сол­дат,
  • гру­зить — гру­жё н ый — полу гру­жё н ый само­свал.

У таких слов в пред­ло­же­нии не долж­но быть зави­си­мых слов.

Сравним:

Плетё н ая кор­зи­на пол­на румя­ных яблок.

Плетё нн ые дедуш­кой кор­зин­ки были нарас­хват на базаре.

Если же про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол совер­шен­но­го вида (что сде­лать?) с при­став­кой, то при­ла­га­тель­ное име­ет в напи­са­нии -НН-, напри­мер:

В при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих в мор­фем­ном соста­ве суф­фик­сы -ова-/ева-, -ирова-, пишет­ся -НН-:

  • пресс ова ть — пресс ова нн ый;
  • взволн ова ть — взволн ова нн ый;
  • риск ова ть — риск ова нн ый;
  • очар ова ть — очар ова нн ый;
  • никел иро­ва ть — никел иро­ва нн ый;
  • натрен иро­ва ть — натрен иро­ва нн ый;
  • иллюстр иро­ва ть — иллюстр иро­ва нн ый.

Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных

Краткие фор­мы при­ла­га­тель­ных сохра­ня­ют напи­са­ние -Н- или -НН-, кото­рое суще­ству­ет в их пол­ных формах.

Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных

Чтобы пра­виль­но напи­сать при­ла­га­тель­ное с -Н- или -НН-, выяс­ним сна­ча­ла его фор­му, пол­ную или крат­кую. Затем опре­де­лим, от суще­стви­тель­но­го или гла­го­ла обра­зо­ва­но рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, обра­ща­ем вни­ма­ние на его осно­ву и суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­но прилагательное.

Если при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся отгла­голь­ным, выяс­ня­ем вид гла­го­ла, обра­тив вни­ма­ние, есть ли при­став­ка в его мор­фем­ном соста­ве, а так­же учи­ты­ва­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Схематично алго­ритм опре­де­ле­ния напи­са­ния -Н- или -НН- в име­нах при­ла­га­тель­ных и при­ча­сти­ях выгля­дит так:

Определим, в какой фор­ме сто­ит прилагательное:
пол­нойкрат­кой
Две бук­вы в окон­ча­нии (кра­си­вая)Одна бук­ва в окон­ча­нии (кра­си­ва, кра­сив)
Выясним, от какой части речи обра­зо­ва­но сло­во: от суще­стви­тель­но­го или от гла­го­ла.
Полная фор­ма
Прилагательные от существительныхПрилагательные от гла­го­лов ( причастия)
-Н--НН--Н--НН-
-ан, -ян, -ин

лев — львиный
соль — соляной
кожа — кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

-онн, -енн

рево­лю­ция — революционный
листва — лиственный

! Ветреный
Но — без­вет­рен­ный

без при­став­ки

моро­же­ный сом (от моро­зить)

с при­став­кой

замо­ро­жен­ный сом

Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румя­ный,
сви­ной, пряный,
пья­ный, поганый,
зелё­ный, синий.

К пер­во­об­раз­ным так­же отно­сят­ся слова:
еди­ный, фазаний,
воро­ний, бараний,
саза­ний, тюлений,
пав­ли­ний, багряный,
рья­ный, буланый.

не, полу. не считать!

немо­ро­же­ный
полумороженый

зави­си­мое слово

моро­жен­ный мамой сом

МЯ = енн

вре­мен­ный (вре­мя)

суф. -ова-, -ева-, -ирова-

! кова­ный, жёва­ный, клёваный

! желан­ный, неча­ян­ный, неждан­ный, негаданный

Краткая фор­ма
Значение дей­ствия (что сде­ла­ны?) — «Н»
вос­пи­та­ны отцом, взвол­но­ва­ны бурей
Значение при­зна­ка (како­вы?) — см. на пол­ную фор­му: сколь­ко «н» в пол­ной, столь­ко и в краткой.
Они вос­пи­тан­ны и обра­зо­ван­ны (вос­пи­тан­ные и образованные).

Видеоурок

Урок-практикум «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Цель урока:

  • закрепление пройденного материала
  • продолжение работы по формированию орфографических умений и навыков;
  • развитие речи. Повторение лексического значения слова;
  • выполнение различных видов разборов

Оборудование:

  • таблицы «Правописание -Н- и -НН- в прилагательных»
  • карточки с образцами морфологического разбора имен прилагательных;
  • сигнальные карточки -Н- и -НН- ;
  • рисунок для игры «Лесенка»;
  • цветные мелки

План урока:

  1. Проверка домашнего задания. Индивидуальное задание.
  2. Закрепление пройденного материала.
  3. Творческий диктант.
  4. Выборочное письмо.
  5. Объяснительный диктант.
  6. Игра «Лесенка»
  7. Подведение итогов.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

Проверка домашнего упражнения

на доске записаны слова из упражнения с пропуском букв. Обучающийся цветным мелком вставляет буквы, класс проверяет.

Проснулся, до рассвета, осторожно, тяжелые, большое, путешествие, по пусты(н-нн)ой, привыкали, обошел, бархатное, серебря(н-нн)ыми, шажок, отдавался, мягким, вздрагиванием, хлопушек, тончайшим, стекля(н-нн)ых шаров.

Ученик читает предложение под цифрой 2 и объясняет знаки препинания.

Опрос по карточкам (2 варианта)

Со(н-нн)ый, карма(н-нн)ый, революцио(н-нн)ый, соломе(н-нн)ый, оловя(н-нн)ый, деревя(н-нн)ый, стекля(н-нн)ый, лебеди(н-нн)ый , серебря(н-нн)ый, кожа..ый, ветре..ый.

Подчеркнуть, разобрать по составу; членам предложения, сделать фонетический разбор.

Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор.

Тума..ый, чугу..ый, станцио..ый, хозяйстве..ый, оловя..ый, ветре..ый, ути..ый, песча..ый, серебря..ый, глиня..ый.

Разобрать по составу, членам предложения, сделать фонетический разбор:

Расцвел в лесу голубой подснежник.

Закрепление пройденного материала

Лексическая работа.

Передний — передовой, обидчивый — обидный, понятный — понятливый

Подбор существительных к прилагательным:

Передний край — передовой человек, обидчивый человек — обидное замечание, понятный ответ — понятливое животное.

Синтаксический разбор с объяснением орфограмм.

В траве между корней бежит, струится маленький серебряный ручей.

(Пов., невоскл. прост., двусост., распр., осложнено однородными сказуемыми)

Творческий диктант (от сочетаний слов, которые диктует учитель, учащиеся образуют прилагательные и записывают их с существительными). Выделить суффиксы.

Растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные растения)

Шкаф, в котором хранят верхнее платье (платяной шкаф)

Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная почта)

Цветы, сделанные наподобие подлинных (искусственные цветы)

Мельница, действующая силой ветра (ветряная мельница)

Охота, ведущаяся с помощью ловчих ястребов (ястребиная охота).

Написание суффиксов проверяется с помощью сигнальных карточек (н-нн). Оценки выставляются выборочно

Выборочное письмо (упр. ) с предупредительным разбором.

Составить два предложения:

Мы пили клюквенный сок.

Объяснительный диктант

Звериные повадки нашли отражение в сказках и поговорках. Про отважных людей говорят, что у них орлиные крылья. Красивую шею называют лебединой, некрасивую походку — утиной. Встречают удачливого человека: «Он знает петушиное слово!» — смеются друзья.

Такими выражениями богат русский язык, в них сказалась истинная народная мудрость.

Морфологический разбор прилагательного.

Серебряный (ручей) — какой? Обозначает признак предмета, имя прилагательное.

I. Н.ф. серебряный,

II. Пост.: относит.. Непост.: ед. ч., м. р. И. п.,

III. Ручей (какой?) серебряный.

Игра «Лесенка» на заготовленных карточках

Учащиеся образуют прилагательные от данных существительных:

Цена — ценный, окно — оконный, целина — целинный, олово — оловянный, дерево — деревянный, родство — родственный, традиция — традиционный, революция — революционный, приветствие — приветственный, производство — производственный.

Подведение итогов урока, комментирование оценок за работу с карточками.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/prilagatelnyih-pishetsya-n-ili-nn.html

http://urok.1sept.ru/articles/528282