Вставьте пропущенные буквы графически объясняя правописание корней гор гар кас кос

Урок в 6 классе на тему «Правописание корней гар-гор»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Буквы О и А в корне ГОР/ГАР.

Цели урока: научить правильно писать слова с чередованием букв а – о в корне –гар- – -гор-; сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора; закрепить умение различать корни с чередованием гласных и проверяемыми безударными гласными.

Личностные УУД: формирование интереса к учебной деятельности; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: выявление существенных признаков предмета; извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя.

Коммуникативные УУД: совместная деятельность; постановка вопросов.

1. Повторить написание гласных в корнях с чередованием.

2. Учить написанию нового корня с чередованием гор-гар.

1. Работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании правила и рифмовки.

2. Развивать монологическую и диалогическую речь при работе с правилом, алгоритмом.

3. Учить проверять правильность собственных действий при работе с алгоритмом, при выполнении упражнений.

1. Прививать интерес к предмету.

2. В оспитывать умение работать в парах, в команде.

2.Мотивация учебной деятельности.

Я предлагаю вам прослушать лингвистическую сказку.

-Сядьте поудобнее, внимательно слушайте сказку и приготовьтесь дать ответ на поставленный вопрос.

-Будет сказка занимательна, слушайте внимательно. Кто уши хорошо раскроет, тот много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдёт.

-За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски».

Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда.

С тех пор, как увидит Царица Грамматика Ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку.

— Итак, ребята, вы услышали удивительную историю о корнях –гар-и-гор-.

— Какие цели мы перед собой поставим?

1) Познакомиться с правописанием ________ и научиться применять это ________ .

2) Находить слова с такими корнями в ___________ .

Актуализация знаний. Повторение изученной орфограммы «Корни кас-кос»

-Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограммы.

Ветви ивы к..саются воды. Лучи солнца к..снулись горных вершин. Врач осторожно прик..снулся к ране. Не прик..сайтесь к горячему утюгу! Якорь к..снулся дна.

5.Работа по теме урока

Предлагаю вам самим разобраться с этим корнем.

Правописание корней с чередованием -ГОР-, -ГАР-

Корень ГАР и корень ГОР

Затеяли однажды спор.

Между ними состоялся

ГОР признался без смущенья:

«Не люблю я ударенья!»

ГАР сказал ему в ответ:

«Ударенья лучше нет!»

Какое орфографическое правило передано в стихотворной форме? Сформулируйте это правило.

Как вы думаете, почему некоторые учителя при изучении темы «Правописание корней с чередованием -ГОР-, -ГАР-» предлагают своим ученикам запомнить следующую рифмовку:

Я не знаю: ГАР иль ГОР?

В пОльзу О окОнчен спОр!

Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя правописание корней -ГОР-, -ГАР-.

1) Летом долго не заг. рай, чтоб зимой коровы не мычали.

2) Любовь не пожар; разг. рится — не потушишь.

3) На лакомый кусочек, хоть душа сыта, глаза разг. раются.

4) Огонь тушат, пока он не разг. релся.

5) Уголь в печи сам разг. рается — к морозу.

Какое из приведённых выше выражений не является пословицей и почему? Письменно ответьте на вопрос: чем пословицы отличаются от народных примет?

По лексическому значению определите слово и запишите его. Обозначьте условие выбора орфограммы «Правописание корней с чередованием -ГОР-, -ГАР-».

1) Погаснуть, перестать гореть.

2) Смуглый от загара.

3) Болезненное состояние при отравлении угарным газом.

4) Начинать поддаваться действию огня.

5) Тёмный, смуглый цвет кожи, приобретённый в результате нахождения на солнце.

6) Процесс воспламенения под действием огня.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя правописание корней -ГОР-, -ГАР-.

Многие мечтают получше заг. реть. Считается, что заг. релые люди лучше выглядят.

Заг. рать надо осторожно. Иначе можно обг. реть. Красивый и ровный зага. рается. От сильного солнца выг. рает трава, поэтому оно опасно для кожи человека.

Любители загара без труда отгадают загадку: «Что без огня разг. рается и г. рит?»

Найдите в каждом ряду «третье лишнее». Объясните, по какому признаку вы его обнаружили.

1) подгореть, горящая, горевать

2) выгоревший, гористый, горелый

3) гаревый, угарный, гарнизон

Слова Изгарь, вЫгар, вЫгарь, прИгарь являются исключениями из правила о правописании корней -ГОР-, -ГАР-. С помощью толкового словаря объясните значение этих слов и составьте с каждым из них словосочетание или предложение.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя правописание корней -ГОР-, -ГАР-, -КАС-, -КОС-.

Немного о моей страст. к огню

Мне нравится пламя г. рящей свечи. Когда недавно пeper. рела лампочка в моей комнат. я был несказанно рад. Зная, что любое прик. сновение к электрическим приборам опас. но, решил не прик. саться ни к чему. Достал свечу, зажёг её, и в комнате стало романтично и т. инственно.

Глаза мои заг. релись от радости, потому что я распол. гал свободным временем и мог долго любоваться г. рением свечи. Она то гасла, то разг. ралась. В комнате мерцали тени, и пахло воском. Я осторожно прик. снулся к верхушке пламени. Оно меня не обожгло. Начал прик. саться вновь и вновь. В конце концов свеча дог. рела, и комнату снова окутала темнота.

Выполните тест «Буквы О, А в корнях с чередованием».

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §37. Буквы а и о в корне -гар- — -гор-. Упражнение №189

Прочитайте текст. Кто из спорящих прав? Выпишите сначала слова с корнями −кас−/−кос−, −гар−/−гор−, −лаг−/−лож−, затем остальные слова, в которых пропущены буквы. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм. Можно ли в данном тексте выделенное слово заменить синонимами *учтивостъ, обходительность, любезность?
Разг..релся между Любой и Верой спор. Мигом их окружили почти все ребята из класса. Ведь спорят−то о вежливости, а это к..сает(?)ся всех!
Пр..шла Люба к одной подруг., смотреть к..нофильм по т..левизору. Подруг., картина (не)понравилась, и она ушла спать. Остались у т..левизора отец подруг.. и Люба. Как тут поступить? Уйти домой или остат(?)ся? Люба досмотрела фильм (до)конца. «Нет, ты должна была уйти, как только подруга решила л..жит(?)ся спать»,— утв..рждала потом Вера.

Решение

По моему мнению неправильно поступила подруга, которая ушла спать и оставила Любу.
1 . Разгорелся, касается, ложиться.
2 . Пришла (приближение), к подруге ( 1 −е скл., дат. п.), кинофильм (словар. слово), подруге ( 1 −е скл., дат. п.), не понравилась (не с глаг.), у телевизора (словар. слово), отец подруги ( 1 −е скл., род. п.), остаться (что сделать?), до конца (предлог с сущ.), решила ложиться (что делать?), утверждала (твёрдый).
В данном контексте слово вежливость нельзя заменить словами учтивость, обходительность, любезность.


источники:

http://grammarian.ru/teaching/6practical/4.html

http://reshalka.com/uchebniki/6-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/224