Вставьте пропущенные буквы объясните правописание безударных

Вставьте пропущенные буквы объясните правописание безударных окончаний имём существительныхзаписывать в тетрад ?

Русский язык | 10 — 11 классы

Вставьте пропущенные буквы объясните правописание безударных окончаний имём существительных

записывать в тетрад ?

Находиться в здание ?

Оборудование в аудитори ?

Рисунок на открытке?

В тетради (Предложный падеж, 3 склонение)

В здании ( Предложный падеж, 2 склонение)

В аудитории (Предложный падеж, 1 склонение)

По аллее (Дательный падеж, 1 склонение)

На открытке (Предложный падеж, 1 склонение).

Вставьте пропущенные буквы ?

Вставьте пропущенные буквы .

Допишите окончания имен существительных во мн.

Вставьте пропущенные буквы : «Ра_сматривать плащ_ с капюш_ном на объезд_ке»И объясните их правописание?

Вставьте пропущенные буквы : «

Ра_сматривать плащ_ с капюш_ном на объезд_ке»

И объясните их правописание.

Прочитайте и озоглавте текст?

Прочитайте и озоглавте текст.

Вставте пропущенные буквы в безударных окончаниях.

Графически объясните их выбор.

Объясните правописание безударных окончаний существительных в косвенных падежах?

Объясните правописание безударных окончаний существительных в косвенных падежах.

Вставьте пропущенные буквы?

Вставьте пропущенные буквы.

Для правописания букв безударных гласных в падежных окончаниях существительных нужно использовать?

Для правописания букв безударных гласных в падежных окончаниях существительных нужно использовать.

Ударные и безударные падежные окончания существительных?

Ударные и безударные падежные окончания существительных.

Общее правило правописания.

Вставьте пропущенные буквы, определите падеж и склонение имен существительных гулял по алле?

Вставьте пропущенные буквы, определите падеж и склонение имен существительных гулял по алле.

сверкает на неб.

В чем особенность правописания падежных окончаний существительных типа армия, здание, санаторий?

В чем особенность правописания падежных окончаний существительных типа армия, здание, санаторий.

Раскройте скобки вставьте пропущенные буквы?

Раскройте скобки вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание отрицательных местоимений придумайте свое продолжение рассказа.

Вы перешли к вопросу Вставьте пропущенные буквы объясните правописание безударных окончаний имём существительныхзаписывать в тетрад ?. Он относится к категории Русский язык, для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

На газовой плите кипит суп в кастрюле. «У меня всё так и кипит внутри! » — сердито сказал отец. Вода на водопаде так и кипит, разбрызгиваясь во все стороны.

Мама поставила кастрюлю с водой на газ, вода уже кипит. На газу уже кастрюля с макаронами кипит! Маша, а вода уже закипела? У папы на кухне вода с пельменями уже кипит.

В условных наклонениях Например : я бы прочитала этот журнал , но у меня его нет.

Может заниматьвпредложенииразноеместо(пришёл бы, я бы пришёл).

Вот ответ, надеюсь все правильно)).

После — обстоятельство Медного — определение Звона — дополнение Похожей — опред. Осени — дополнение Наступает — сказуемое Пора — подлежащ. Ожидания холодов — дополнение (повеств. , невоскл. , простое, распр. , двусост. , не ослож. ).

Все слова / анаграммы, которые можно составить из слова «железнодорожник»Из «железнодорожник» можно составить 411 слов из 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 букв. Слова из 2 букв, составленные из комбинации «железнодорожник» (31 слово) : дедждидндодредееежелерж..

Сильно — наречие рванул — глагол ветер — существительное и — союз со — предлог свистом — существительное закружил — глагол по — предлог степи — существительное Здесь нет прилагательного, частицы, местоимения, причастия и деепричастия(если проходили).

Да с 2 и слитно ! Так как это вроде наречие.

Дорогая ( ) нам жаль, что мы прощаемся. Спасибо за то, что учили нас и терпели. За то, что помогали и любили. Но нам придётся по прощатся. Мы хотим, чтобы следующие дети были хорошими.

Упражнения и тест «Правописание безударных гласных в корне слова»

Чтобы усво­ить тему «Правописание без­удар­ных глас­ных в корне сло­ва» пред­ла­га­ем под­бор­ку упраж­не­ний и тест.

Упражнение 1

Вставьте без­удар­ные глас­ные, най­ди­те про­ве­роч­ные слова.

Объед…нение, вопл…щение, обог…щение, прод…лжение, уд…вление; р…скошный, разъ…ренный, пренебр…жительный, уж…сающий, ст…снительный; разоч…ровать, исс…кать, распор…диться, возр…дить, изм…нить; скр…пить листы — скр…петь перья­ми; раск…лить желе­зо — раск…лоть поле­но; не об…жать сла­бых — об…жать всю тер­ри­то­рию; овл…деть зна­ни­я­ми, люби­мый препод…ватель, пол…тический ком­про­мисс, все­об­щее пок…яние, ч…столюбивый чело­век, за…вление пра­ви­тель­ства, озн…меновать собы­тие, рос­сий­ское гр…жданство.

Упражнение 2

Объясните пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов, обра­щая вни­ма­ние на их значение.

  • Ч…стота экс­пе­ри­мен­та — ч…стота волн;
  • разр…дить атмо­сфе­ру — разр…дить посевы;
  • спл…тить еди­но­мыш­лен­ни­ков — запл…тить долг;
  • спу­стить­ся в цве­ту­щую д…лину — быть вд…леке от дома;
  • сп…шите видеть — сп…шите данные;
  • обл…ченный вла­стью — обл…ченный судом.

Упражнение 3

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы, подо­брав про­ве­роч­ные слова.

Охр…нять (склад), вл…стелин, ук…р…тить (пла­тье), кр…тчайший, сокр…щение, прохл…дительные (напит­ки), г…л…вной (отряд), з…лотая (цепоч­ка), поздр…вление, чер…довать, (выгля­деть) пом…л…девшим, пост…ронние, подб…родок, загр…дительные (соору­же­ния).

Упражнение 4

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы, най­ди­те про­ве­роч­ные сло­ва. Выясните, в каких род­ствен­ных сло­вах про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных о — а в корне. Объясните, поче­му эти сло­ва нель­зя исполь­зо­вать в каче­стве проверочных.

Оп…здать, укор…тить, разбр…сать, вопл…щать, выр…внять, отк…пать, выд…лбить, раскр…ить.

Упражнение 5

Вставьте непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные гласные.

В…стибюль, акк…мп…немент, об…яние, нав…ждение, возр…жать, пан…рама, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, импр…визация, к…мб…незон, экстрав…гантный.

Упражнение 6

Перепишите сло­ва, под­чер­ки­вая непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. Объясните зна­че­ния дан­ных слов и составь­те с ними предложения.

Образец:

Альманах — сбор­ник про­из­ве­де­ний раз­лич­ных авто­ров. Вскоре был выпу­щен альманах.

Аплодировать, интел­ли­гент­ный, кон­фликт, интел­лект, ком­пе­тент­ность, лако­нич­ный, дис­кри­ми­на­ция, референдум.

Упражнение 7

Расставьте уда­ре­ние в сло­вах и объ­яс­ни­те пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных, под­би­рая род­ствен­ные сло­ва с удар­ны­ми гласными.

Бичевать, бла­го­во­ле­ние, вда­ле­ке, выздо­ро­веть, допозд­на, дрях­леть, еди­нич­ный, зако­лоть, зака­лить, запе­ва­ла, истре­пать, изло­мать, кня­же­ние, лек­то­рий, леп­ни­на, минер, нава­рить, нако­валь­ня, наго­ро­дить, зали­вать, кито­вый, смяг­че­ние, при­тес­нять, ста­ро­жил, осто­рож­ный, удив­лять­ся, обод­рён­ный, оде­ре­ве­не­лый, уда­лить­ся, уплот­нить, запла­тить, щедрота.

Упражнение 8

Перепишите, встав­ляя про­пу­щен­ные бук­вы. Объясните напи­са­ние слов с про­пу­щен­ны­ми буквами.

  1. Море после штор­ма все еще дыша­ло хол…дом и не дава­ло солн­цу нак…лить воз­дух. Когда же на солн­це наплы­ва­ло тол­стое обл…чко, в…терок уси­ли­вал­ся. Тр…пинка сна­ча­ла п…тляла сре­ди невы­со­ких х…лмов, затем пря­мо и силь­но т…нула вверх, сквозь густой, п…хучий оре­хо­вый лес (Наг.).
  2. В при­ро­де зве­ри, пти­цы, насе­ко­мые раз­де­ля­ют­ся на дн…вных и н…чных. Неужели же люди, в кото­рых собр…на вся при­ро­да, за срав­ни­тель­но к…роткое вре­мя сво­е­го суще­ство­ва­ния на з…мле сгла­ди­ли в себе это к…ренное отли­чие? (Пришв.).
  3. Михаил выт…нул губы и попро­бо­вал подр…жать соло­вью (Алекс.).
  4. Музыка, кото­рую я слы­шал в дет­стве, перел…милась во мне, закам…нела, а те ее взле­ты к небу, к зв…зде, от кото­рых я пла­кал когда-то, раств…рились в серд­це (Аст.).
  5. В пол­ночь над гор…дом прок…тился т…желый гул. Ветер вл…тел в окно, вздул зан…вески и сно­ва умчал­ся (Пауст.).
  6. Щука м…тнулась, рыбак св…лился в л…дяную воду, но не выпу­стил из рук остро­ги, скрыл­ся под в…дой, выныр­нул воз­ле льда, выл…з и вытя­нул усм…ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 9

Перепишите, встав­ляя про­пу­щен­ные бук­вы. Проверьте по сло­ва­рю напи­са­ние слов с про­пу­щен­ны­ми гласными.

I.

  1. К…нарейка завер­те­ла хоро­шень­кой х…хлатой голов­кой, накло­няя ее вниз и набок (Купр.).
  2. Порой в эти гром­кие голо­са птиц вли­ва­лась и тихая песен­ка к…ноплянки (М. Г.).
  3. Зеленые г…рлянды дубо­вых листьев, пере­ме­шан­ные с буке­та­ми астр, г…оргинов, л…вкоев и гв…здики, обви­ва­ли сп…рально сталь­ной кор­пус маши­ны (Купр.).
  4. Все заня­ли цыгане, кото­рые наве­ли целый т…бун лоша­дей, кры­тых п…понами (Буи ).
  5. Крейсера как не быва­ло. Только обла­ко пара и дыма густо заклу­би­лось над местом, к…т…строфы (Н.-Приб.).
  6. Настанет вре­мя (и оно не за гора­ми), рус­ский язык нач­нут изу­чать по всем м…р…дианам зем­но­го шара (А. Т.)
  7. Море непре­рыв­но кру­тя­щи­ми­ся вала­ми ок…ймляло берег (Бун.).
  8. Лес щедр на раз­вле­че­ния. То с вет­ки на вет­ку пере­ско­чит бел­ка, то, оглу­ши­тель­но захло­пав кры­лья­ми, вырвет­ся из оре­хо­во­го куста т…терка (Сол.).
  9. Мы спу­сти­лись в д…лину и, как толь­ко нашли воду, тот­час же оста­но­ви­лись сре­ди дубо­во­го ред­ко­ле­сья (Аре.).
  10. Месяц скрыл­ся уже за близ­ким г…р…зонтом чер­ных гор, кото­рые вид­не­лись напра­во, и бро­сал на вер­хуш­ки их сла­бый и дро­жа­щий полу­свет, рез­ко про­ти­во­по­лож­ный с непро­ни­ца­е­мым мраком,покрывавшим их подош­вы (Л. Т.).

II .

Ав…кадо, алг…ритм, б…калавр, гл…диатор, д…ндрарий, к…н…патый, м…ринист, прокл…мация, в…н…грет, г…рельеф, заб…тонировать, к…л…нча, к…рогаз, к…мп…новать, люм…н…сценция, ф…соль, б…кл…жан,г…рпун, гр…м…здить, зак…ченелый, л…кв…дировать, м…золь, об…гренный, п…рл…мутр, форв…рд, акв…рель, б…атлон, в…трушка, в…рн…саж.

III .

Заинд…велый, к…рбюратор, к…росин, к…горта, л…ванда, м…л…нхолик, м…заика, н…ктюрн, п…мфлет, п…т…кантроп, в…девиль, д…летант, ид…ал…зация, к…нгуру, н…в…ждение, об…грить, пер…скоп, р…зеда, ф…рватер, г…г…мония.

Упражнение 10

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы; объ­яс­ни­те свой выбор.

  • Пол_скать соба­ку, пол_скать белье;
  • зна­ме­на разв_ваются, разв_вающиеся контакты;
  • раздр_жать маму, задр_жать от холода;
  • об_жать ста­ди­он, об_жать малыша;
  • пок_рать обид­чи­ка, пок_рить вершину;
  • обл_гчить ношу, обл_чить ложь;
  • просл_влять героя;
  • благосл_влять на подвиг;
  • прож_вать хлеб, прож_вать в доме;
  • упл_тить дол­ги;
  • дост_жения в спорте;
  • прив_дение к зна­ме­на­те­лю, похож на прив_дение;
  • д_лекий ого­нек, расст_латься по д_лине;
  • пос_деть от горя, пос_дел на скамейке;
  • уда­рить оз_мь, созре­ва­ет оз_мь;
  • сокр_тить рас­хо­ды;
  • прекр_тить ссо­ру;
  • прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся;
  • работ­ни­ки просв_щения;
  • скр_пить дого­вор п_чатью;
  • зав_зировать доку­мент;
  • зав_зался спор;
  • упл_тнить гра­фик работы.

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

1. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «а»?

  1. препод..вать, пол..гается, упр..щать;
  2. предст..влять, предназн..чение, дек..рация;
  3. д..роженька, ф..нтазия, л..боратория;
  4. пригл..шать, уг..сать, выр..сти.

2. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­но «и»?

  1. проб..раться, соед..нение, от..гощать;
  2. забл..стел, разв..вать ум, приор..тет;
  3. прив..легированный, пост..лать, изв..нился;
  4. прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно.

3. В каком ряду во всех сло­вах пишет­ся бук­ва «о»?

4. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «е»?

  1. б..режливый, выб..рем, выб..раем;
  2. соб..рут, в крас­ном б..рете, разб..раться;
  3. т..рраса, ст..реть с дос­ки, пот..рять;
  4. раст..ряться, т..рмометр, раст..рание;

5. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные корня?

  1. несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед;
  2. к..сающийся, изл..жение, п..стух;
  3. выр..сла, декл..рировать, опр..вдать;
  4. медик..менты, к..нтинент, мини..тюра.

6. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные корня?

  1. благосл..вить, сокр..щать, р..скошный;
  2. предв..рительно, ск..кать, изби­ра­тель­ная к..мпания;
  3. безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ;
  4. предпол..жительно, прор..стать, п..норама.

7. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение;
  2. ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая;
  3. ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать;
  4. обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание.

8. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. ст..рательно, прик..снуться, кв..танция;
  2. эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать;
  3. пре..бладать, п..чать, тор..пясь;
  4. осл..жненный, м..лькают, м..тодика.

9. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. выцв..сти, л..тучий, обж..гание;
  2. в..ршина, подд..ржать, сож..лея;
  3. нар..стание, загр..мождать, обн..женный;
  4. дел..гат, перег..реть, об..зательный.

10. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные корня?

  1. пригл..шать, уг..сать, выр..сти;
  2. предст..влять, предназн..чение, дек..рация;
  3. д..роженька, ф..нтазия, л..боратория;
  4. препод..вать, пол..гается, упр..щать.

11. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные корня?

  1. с..мейный, ч..ловечество, оз..рять;
  2. м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться;
  3. возвр..щение, согр..вать, л..рический;
  4. гл..внейший, преод..ление, д..намичный.

12. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. умн..жать, напр..вление, фин..нсист;
  2. р..альный, ск..зание, м..тинговать;
  3. м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться;
  4. мин..ральный, зап..саться, повт..рение.

13. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. нагр..вать, стр..мление, подж..гатель;
  2. под..рить, хв..стун, просл..вляя;
  3. переб..решь, к..варный, ст..рона;
  4. об..яние, прик..снуться, л..скающий.

14. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола и гласных в суффиксах причастий. ЗАДАНИЕ №12» .

для подготовки к ЕГЭ

по русскому языку

Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола и гласных в суффиксах причастий. ЗАДАНИЕ №12» .

ученика (цы) _____ класса_______

учитель русского языка и

Белая Лидия Никола

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ (задание№12). Она содержит систематизированный теоретический материал, тренировочные и практические задания.

Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11-х классов общеобразовательных учреждений и может использоваться в 10-х классах с целью систематизации знаний по теме « Правописание безударных личных окончаний глагола и гласных в суффиксах причастий. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени».

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) крикн..шь, незыбл..мый

2) прогон..шь, незнач..мый

3) разве..шь, выгляд..вший

4) выточ..шь, довер..нный

5) ка. щийся, вид. щий

Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения

Чтобы определить спряжение глагола, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы на ИТЬ , КРОМЕ брить, стелить, зиждиться (и всех производных от них)

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, КРОМЕ гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть (и всех производных от них).

В личных формах глаголы I спряжения имеют в окончаниях буквы У, Ю, Е
В личных формах глаголы II спряжения имеют в окончаниях буквы И, А,Я

Исключения: брить, I спр. терпеть, вертеть, обидеть, II спр.

стелить зависеть, видеть, смотреть,

ненавидеть, гнать, держать,

Запомните: глаголы I спряжения — каЯться, маЯться, лелеЯть, веЯть, сеЯть, блеЯть, затеЯть, реЯть,

НО: глагол II спряжения – клеИть

. Обратите внимание на окончания глаголов лететь, лечить, гореть : летИт, лечИт, горИт – это глаголы II спряжение, окончание ударное. При появление приставки ударение «переходит» на неё, однако окончание остаётся прежним: вылетИт, вылечИт, выгорИт.

  • глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).
  • глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.

Хотеть в ед.ч. имеют безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)

Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут

Правописание суффиксов причастий НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ определяется спряжением.
Сначала находим инфинитив, от которого образовано причастие, далее определяем спряжение.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, в суффиксах пишем буквы У, Ю, Е.

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, в суффиксах пишем буквы И, А, Я.

Правописание суффиксов глаголов и причастий прошедшего времени.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом «Л» пишется та буква, которая была в неопределенной форме глагола перед -ть
Например: раста..ла

Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растаять, значит, перед «Л» пишем букву «Я» — растаЯлА

Правописание суффиксов причастий прошедшего времени определяется по инфинитиву глагола, от которого оно образовано.
Перед -вш-, -ш- пишется та же гласная, что и в основе неопределенной формы глагола (читать – читавший, растаять — растаявший)

ПОТРЕНИРУЕМСЯ : выполните следующие упражнения.

Задание № 1. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Задание №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Задание№ 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Задание № 5. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир. вать митинг, участв. вать в пикете, вывед. вать тайну, оказ. вать воздействие, приказ. вать подчиненному, раскруч. вать веревку, развед. вать месторождение угля, доклад. вать о результатах, исповед. вать ислам, проповед. вать добро, попотч. вать пельменями, команд. вать армией, опроб. вать новое оружие, использ. вать достижения техники.

Задание №6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Задание № 7. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Задание № 8. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Задание № 9 . Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Задание№10. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Задание№11. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ №1.

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1 . Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю).

1.они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Тест № 2 . Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Тест № 3 . Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Тест № 4 . Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и .

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Тест № 5 . Укажите номера слов, в которых допущены ошибки.

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Тест № 6 . Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки .

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени

Если причастие образовано от инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ, то пишем А, Я (потерянный — потерять, засеянный — засеять)

Если причастие образовано от инфинитива на -ИТЬ, -ЕТЬ, то пишем Е (закрученный — закрутить)

Внимание! Чтобы не допустить ошибки в написании гласной в страдательных причастиях прошедшего времени, будьте осторожны при определении инфинитива.

Порядок применения правила

1.Убедись, что перед тобой причастие. Причастие всегда образуется от глагола и отвечает на вопросы Какой? Каков?

2.Определи, действительное причастие или страдательное. Действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действия, а страдательное причастие обозначает признак предмета, над которым совершают действия.

Солнце, освещающее землю – солнце, которое освещает – действительное.

Дорога, освещенная солнцем – дорогу, которую осветило солнце – страдательное.

3.Определи время, в котором стоит причастие.

4.Дальше пользуйся алгоритмом.

Правило пользования алгоритмом

1. Чита __ий. Это действительное причастие, стоит в форме настоящего времени, образовано от глагола читать – I спр., пишем суффикс –ющ-.

2. Подта__вший. Это действительное причастие, стоит в форме прошедшего времени, образовано от глагола подтаять, перед суффиксом — -вш- пишем суффикс –я-, который стоит перед –ть в глаголе.

3. Увлеч__нный. Это страдательное причастие, стоит в форме прошедшего времени, образовано не от глагола на –ать, -ять, поэтому пишем суффикс –енн-.

4. Муч__мый. Это страдательное причастие, стоит в форме настоящего времени, образовано от глагола мучить – II спр. Пишем суффикс –им-.

Сложности в определении гласной в страдательных причастиях прошедшего времени (выкачанный/выкаченный, развешанный/развешенный, замешанный — замешенный, пристреленный/пристрелянный и т.д.)

Будьте внимательны при определении инфинитива!

Ковры развешаны во дворе (развешать) – продукты в магазине развешены (развесить)
Обвешанные лентами (обвешать) – обвешенные продавцом (обвесить)
Замешанные в преступлении (замешать) – замешенное тесто (замесить)
Расстрелянные партизаны (расстрелять) – подстреленные охотниками (подстрелить)
Пристрелянное ружье (пристрелять) – пристреленный заяц (пристрелить)
Выкачанная из бака вода (выкачать) – выкаченная из подвала бочка (выкатить) Определить, находится ли окончание глагола под ударением

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завесили
Дверь навесили
Покупателя обвесили
Чай развесили
Мусор вывалили
Тесто замесили
Бочку выкатили
Кабана пристрелили

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завешали
На стенах навешали
Корабли обвешали
Белье развешали
Полушубок вываляли в снегу
Замешали в неприятную историю
Воду выкачали
Пристреляли ружье

ПОТРЕНИРУЕМСЯ : выполните следующие упражнения.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ №2.

Тест № 1. Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1.отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Тест № 2 . Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я.

2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Тест № 3. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква е.

1.свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Тест № 4. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я).

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Упражнение №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.

Упражнение №2. Вставьте пропущенные буквы .

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Упражнение №3 . Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.

Упражнение №4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени;

б) страдательных причастий настоящего времени .

а) Тяжело дыш. щий человек, бор. щийся с ленью, слыш. щийся издалека звук, стел. щийся туман, завис. щие от него обстоятельства, мел. щий муку агрегат, стро. щееся здание, кле. щий коробку мальчик, ре. щие знамена, запреща. щая директива, сража. щиеся воины, хлопоч. щая у плиты хозяйка, леч. щий врач, дорогосто. щие товары, готов. щийся к занятиям студент, знач. щееся в фондах количество книг, логично мысл. щий ученик;

б)разыскива. мый раритет, трудновоспиту. мый подросток, доказыва. мое обвинение, составля. мый документ, занима. мая должность, независ. мая комиссия, обвиня. мый в угоне машины, слыш. мый соседом, вид. мое затмение, всеми уважа. мый человек, рекоменду. мая литература, отправля. мые письма, не облага. мые налогом услуги.

Упражнение №5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1) Вслушайтесь в дальний рокоч. щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та. щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ. щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне. щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч. щий на хрустальном горизонте моря, и на пен. щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима. мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш. мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил особый вид можжевельника, стел. щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)

Упражнение№6. Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия настоящего времени.

1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать) к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма (Булг.). 2. Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла. (Булг.). 3. Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую (Л. Т.) 4. Пьесы Гоголя — это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального, (познавать) при помощи рациональной речи (Наб.). 5. Рано утром, когда в дачном поселке все еще спали, на берег моря вышел человек с (седеть) висками, с глубокими, но (сиять), как у ребенка, глазами (Биан.). 6. Уютно в комнате, (увешать) коврами и (обставить) книгами.

Упражнение№7. Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.

Кле. щие игрушки дети, гон. щий табун лошадей пастух, стел. щийся плющ, бор. щийся со стихией человек, брезж. щий рассвет, колебл. мые ветром травы, мел. щая кофе машинка, леч. щий врач, пыш. щий здоровьем человек, реж. щий предмет, приемл. мое решение.

Упражнение №8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Печорин — человек решительный, алч. щий тревог и битв (Бел.). 2. Кое-где видны остатки та. щего снега. 3. Троекуров мало заботился о выигрыше зате. ного им дела (П.). 4. Калиныч провел нас в избушку, увеш. ную пучками сухих душистых трав (Тург.). 5. Падение большого подрубл. ного дерева изумило меня. 6. Мы шли по вымощ. ной серыми камнями мостовой, усе. ной желтой листвой. 7. Дед Щукарь, стремительно увлека. мый в сени, так и не успел кончить фразы (Шол.). 8. Под цвет. ей вишней стояла широкая скамья. 9. Ключ бил из расселины берега, превративш. ся в небольшой овраг. 10. Картины, пис. ные масляными красками, были особенно привлекательны. 11. Слабо льющийся свет звезд отражался в посеребр. ной глади озера. 12. Стро. щиеся дома имели улучш. ную планировку. 13. Завис. щие от нас обстоятельства меняли планы. 14. На полях работали студенты, пол. щие сорняки. 15. Мы увидели редкое явление — маш. щую крыльями мельницу. 16. Нежно розовели окраш. ные розовыми лучами утреннего солнца макушки вишневых деревьев.

Упражнение №9. От данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.

Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.

Упражнение №10. От данных глаголов образуйте причастия прошедшего времени с суффиксами -вш- (-ш-), -ий-, -енн-, -т-. Объясните правописание этих суффиксов.

Влить, выздороветь, вымотать, допеть, задержать, замесить, замешать, застрелить, молотить, обвенчать, обвешать, обессилеть, обессилить, обвеять, приклеить, расстрелять, смочить, ускорить, утратить.

Упражнение №11. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите в скобках глагол, от которого образовано причастие. Обозначьте суффиксы причастий и объясните их правописание.

1. Разорв. нной каймой неясного тумана обрывки прошлых лет встают передо мной (П. Герм.). 2. Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстро. нной под Москвой на берегу реки, вышел человек с острой бородкой и облач. нный в белый халат, была половина второго ночи. Тут же находился и крайне взволнованный поэт Рюхин (Булг.). 3. За повозкой осужденных двигались другие, нагруженные свежеотес. иными столбами с перекладинами, веревками, лопатами и топорами (Булг.). 4. Маргарита летела по-прежнему медленно в пустынной и неизвестной местности, над холмами, усе. иными редкими валунами, лежащими меж отдельных громадных сосен (Булг.). 5. В серой пелене, убега. шей на восток, появились синие окна (Булг.). 6. А наконец зазвучал и заглуш. нный доселе фонтан. 7. На выгор. вших обоях остались яркие квадраты от снятых гравюр и фотографий (Наг.). 8. Нависший с края кучи сугроб, растревож. нный падением Никиты, насыпался на него и засыпал ему снегу за шиворот. (Л. Т.).

Упражнение №12. Вставьте пропущенные буквы и укажите, от каких глаголов образованы следующие причастия.

Колышущаяся степь, зыбл. щаяся поверхность моря, стел. щийся плющ, кле. щие игрушки дети, дремл. щий ребенок, бор. щийся со стихией рыбак, гон. щий тучи ветер, колебл.-.щийся ковыль;

оправдываемый, оправдыв. вший, разгружавшийся, разгруж. ный, леле. вший, пристрел. ное ружье, пристрел. ный хищник, выпар. ный, испещр. ый, брош. ный, осме. ный;

вял. ная на солнце рыба, обиж. ный брат, купл. ная книга, посаж. ная береза, нетопл. ная печь, осмол. ная лодка, разбавл. ный настой трав, насто. ный на смородине чай.

ОТВЕТ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самостоятельная работа.

1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

дремл. . .шь, подстрел. . .нный, стел..шь, закручива. . .мый, замет…в

2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

обид…вший, накле…л, растер…нный, стел…шься, бор…тся

3.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

отбарабан…ть, верт…тся, прикаса…тся, помир…тся, держ…шься

4.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А (Я)

дорогосто … щая мебель , лица сия. . .т радостью, дремл. . .щие силы, враги

ка … тся , волну. . .щийся отец

5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

раздел. ..шь, колебл. . .мый, откус. . . шь, выключ. . .вший , подкле. шь

6.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

бор…шься, слыш. мый , разлож. шь, устро … вший, отгон. шь

7.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

выращ … нный , напиш…шь, муч. . .мый, постел. шь, подкол..шь

8.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

умнож. вший , маяч. шь, увид. нный, скле…шь, раскрас … вший

9.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

уменьш … нный , заброс…вший, умнож. шь, вычист. шь, назнач. . .вший

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А (Я)

стро. . .тся роты , жажд. . .щий успеха , животрепещ … щий вопрос , курлыч … щие

журавли , ивы плач. . .т

1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

рекоменду. мый, практику. шь, всхлипыва. шь, сломл. нный, верт. шь

2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

расклан..вшийся, преодолева..мый, вытян..шься, руб. шь, поставл. нный

3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

хлопоч. шь, движ…мый ,бор…шься, уполномоч. нный, пряч. шься

4.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

ненавид…мый, дыш…шь, омыва. мый, служ. шь, держ. шься

5.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

изуч. нный, униж…нный, плещ. шь, вид. мый, хлопоч. шь

6.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

прикле. нный, клянч. шь, кол. шь, закруч…нный, увид. вший

7.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

закле. нный, точ…шь, бре…шься, вяж. шь, дремл. шь

8.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

дыш. шь, обид…вший, реж. шь, леле…шь, пол…шь

9.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

дремл…шь, приемл. мый, воспева. мый, завис….мый, стел. шь

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

вид…мый, выгор. шь, добыва. мый, завис. мый, задерж…шься

Задание№3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) много знач..щий для меня, санки ещё послуж..т

4) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

5) родители науч..т, завис. щий

3) бормоч..щий во сне, колыш. щиеся (деревья)

1) плач..щий (малыш), (бумаги) отыщ..тся

2) знач..щиеся (по списку), (капли) брызж..т

3) колыш..щегося от ветра, маш..щая (крыльями)

4) леч..щего (врача), (они) теш..тся

5) люб..щий, ссор..щиеся

1) рокоч..щий шум, помощники держ..т

2) хохоч..щий клоун, (учителя) цен..т

3) каж..щийся успех, охотники ищ..т

4) полощ..щая бельё, слова много знач..т

5) (друзья) дел..тся (всем), корм..тся (белки)

1) знач..щиеся по списку, выкач..нная (вода)

4) люб. щий, завис..щий

2) колыш..щегося (от ветра), (капли) брызж..т

5) вытерп..шь, рекоменду..мый

3) бумаги отыщ..тся, засвищ..т соловьи

1) клянч..щий конфету, дети плач..т

2) движ..щаяся колонна, оружейники точ..т

3) в колыш..щейся ржи, защебеч..т (птицы)

4) вяж..щая (хурма), брезж. щий (туман)

5) (родители) удерж..т, накорм..т

1) немысл..мый, помо..шь (пол)
2) неотъемл..мый, посе..вший
3) уравновеш..нный, увид..вший
4) люб..щий, стро..вший
5) подстрел..нный, обознач..нный

Ответ:___________________
7.
1) завис..щий (от погоды), гон..щий (тучи)
2) оплач..нный, переворот..шь
3) (они) взбаламут..т, вид..щий (перспективу)
4) стел..щийся, раска..вшийся
5) стро..щееся (здание), рассе..нный

8.
1) сия..шь, закле..вший
2) представ..шься, независ..мый
3) налад..шь, скле..нный
4) онеме..шь, ожида..мый
5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся

9.
1) гарантиру..мый, завис..шь
2) зате..шь, омыва..мый
3) наполн..нный, расправ..вший
4) услыш..нный, (огни) маяч..т
5) (лошади) тащ..т, плещ..щий

10.
1) задремл..шь, ознаком..вшийся
2) осмотр..шь, брош..нный
3) останов..шься, прослуш..нный
4) затихн..шь, ожида..мый
5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый

11.
1) выпущ..нный, сдерж..нный
2) наде..шься, задерж..шься
3) выдерж..вший, (конь) стренож..нный
4) маяч..щий, тащ..щий (мешок)
5) завис..щий, (пропеллеры) верт..тся

12.
1) скле..нный, почу..вший
2) вид..мый, стро..вший
3) знач..щий, замеш..нный (в преступлении)
4) ненавид..мый, подар..нный
5) скруч..нный,колбл..мый

13.
1) перемеш..нные (карточки), услыш..нный
2) обид..шься, раскле..вший
3) перекруч..нный, вытерп..те
4) завис..щий, (дворники) очист..т
5) наруш..нный, увид..вший

1) познаком..шься, зала..вший
2) отскоч..шь, увид..нный
3) покаж..шь, налажива..мый
4) восстанов..шь, довер..нный
5) (родители) тревож..тся, тащ..щаяся (повозка)

15.
1) овлад..вающий, замёрзн..шь
2) заполн..вший, определя..мый
3) нагружа..мый, высуш..нный
4) вер..щий, (пастухи) гон..т
5) маяч..щий, тащ..щий

Задание№4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1.
1) почу..вший, зала..л
2) гон..щий, раска..вшийся
3) расстро..шься, обиж..нный
4) движ..мый, слыш..мый
5) стро..мый, надева..мый

2.
1) расстел..м, огранич..нный
2) расплющ..л, замаяч..шь
3) обид..вший, замороз..шь
4) раскраш..нный, увенч..нный (славой)
5) (кузнечики) стрекоч..т, служ..щий (в театре)

Ответ:___________________
3.
1) бор..шься, воспева..мый
2) проед..шься, необита..мый
3) верт..шься, обнаруж..нный
4) завис..шь, подстриж..нный
5) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес)

4.
1) Невид..мый, встревож..нный
2) готов..щиеся, полыха..щая (заря)
3) дремл..щие, та..щие (снежинки)
4) выстро..шь, распиш..шься
5) пророч..щий, услыш..вший

5.
1) повер..шь, наполн..вшийся
2) накол..шь, движ..мый
3) вытерп..шь, запомн..вшийся
4) дремл..шь, предвид..вший
5) поджар..шь (картофель), наследу..мый (титул)

1) жар..щий (мясо), (друзья) обид..тся
2) зыбл..щаяся (рожь), (пчёлы) жал..т
3) (зрители) рассмотр..т, пол..щий (грядки)
4) возглавля..мый, (повсюду) ищ..шь
5) (друзья) задерж..тся, (врачи) вылеч..т

Ответ:___________________
7.
1) (они) кол..т, се..щий
2) застел..нный, увид..ть
3) слыш..мый, выгор..вший
4) движ..щий, бре..щий
5) закле..нный, чита..мый

1) задерж..шься, побре..шься
2) спряч..шься, необознач..нный
3) узнава..мый, наде..вшийся
4) муч..щий, (друзья) поддерж..т
5) ма..вшийся, взлеле..нный

9.
1) подпрыгн..шь, завис..мый
2) подремл..шь, определя..мый
3) рассмотр..шь, оконч..вший
4) намаж..шь, накле..вший
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т

10.
1) утрач..нный, наклоня..шься
2) оберега..мый, разруш..нный
3) замаяч..шь, мороч..вший (голову)
4) неприка..нный, мер..щий (одежду)
5) отча..вшийся, устраива..щий

11.
1) закле..шь, выстрел..вший
2) взглян..шь, подстрел..нный (хищник)
3) присво..шь, незыбл..мый
4) поразмысл..шь, купл..нный
5) наде..щийся, (травы) колебл..тся

12.
1) занавеш..нный, завис..вший
2) постел..шь, проветрива..м
3) размен..нный, подта..вший
4) начерт..шь, возглавля..мый
5) познаком..шься, обезум..л

13.
1) паш..щий, кудахч..щий
2) размолот..шь, распева..шь
3) преобража..мый, очаровыва..шь
4) обеспоко..нный, почист..вший
5) слыш..шь, запомн..вший

1) закашля..шься, рассерж..нный
2) непререка..мый, побре..шься
3) понадоб..шься, расстро..вшийся
4) вывал..нный (в снегу), восторж..нный
5) колебл..мый, встрет..вший

1. посе..нный, взлеле..в

2. щекоч..щий, противореч..щий

3. обездвиж..нный, колебл..мся

4. раска..вшись, дремл..щий

5. замес..шь (тесто), движ..мый

КЛЮЧИ. ПОТРЕНИРУЕМСЯ:

Правописание окончаний и суффиксов глагола

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ №1.

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ №2.

Тест № 2: 5, 7,10,12.
Тест № 3: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 4: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар,

т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар, т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)


источники:

http://russkiiyazyk.ru/uprazhneniya-test/pravopisanie-bezudarnyih-glasnyih-korne-slova.html

http://infourok.ru/rabochaya-tetrad-dlya-podgotovki-k-ege-po-russkomu-yazyku-tema-pravopisanie-bezudarnyh-lichnyh-okonchanij-glagola-i-glasnyh-v-su-5339439.html