Вставьте пропущенные буквы объясните правописание слов с приставками заиграть разыграть

Диктанты — Буквы ы-и после приставок

Отыскать, безыскусственный, безыдейный, безынициативный, безысходный, предыстория, отыграть, подытожить, разыскать, сверхинтересный, сверхизысканный, межиздательский, пединститут, безынтересный, безыскусный, изымать , изысканный, обыскать, межинститутский, сымпровизировать, сыщик, сызнова, розыгрыш, обыграть, безызвестный, взыскательный, дезинформация, дезинфекция, контринтрига, подымать, подыграть, предыдущий, предынфарктный, сверхинтеллигентный, сыграть.

Заиграть-разыграть, доискаться-подыскать, по-импровизировать-сымпровизировать, доинфарктный-предынфарктный, проинвентаризовать-безынвентарный, доисторический-предыстория, сверхискусный-безыскусный, наименование-безымянный, доиюньский-предыюньский, заинтересоваться-безынтересный.

Безыдейная картина, безынициативный помощник, небезынтересное письмо, безыскровая сварка, безыскусный рассказ, безысходное положение, взимать налоги, взыгравшее самолюбие, взыскательный художник, изысканная обстановка, предложить контригру, предъявить контриск, межигровая тренировка, межинститутские соревнования, разыгранный жребий, уголовный розыск, сыграть пьесу, сызмала закаляться, затеять сызнова, межиздательское соглашение.

Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону (Л. Т.). Спокойное отчаяние, безысходная тоска звучали в песне моего товарища (М. Г.). Судя по посадке людей и по тому, как мотали головами разыгравшиеся лошади, эскадрон только что шел на рысях (Фад.). В прошлом году это место никак не называлось, было просто безымянным урочищем (Г. Усп.). Нам предстояла сверхинтересная поездка. Заключено межиздательское соглашение.

Вставьте пропущенные буквы объясните правописание слов с приставками заиграть разыграть

Урок русского языка по теме:

«Буквы Ы-И в корне после приставок» (Слайд 1).

(по учебнику Русский язык. 6 класс: / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М .Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013г.

Подготовила Астафьева Римма Павловна, учитель русского языка и литературы, 11.12.2013 г.

Форма проведения: урок-исследование.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

1) организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»;

2) формировать навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения;

3) поддерживать познавательный интерес к родному языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь на печатной основе.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату. Одиннадцатое декабря. Классная работа. Тема урока: «Буквы Ы-И в корне после приставок».

-Какую тему мы изучали на протяжении трёх последних уроков?

-Правильно. Мы изучали правописание приставок ПРЕ- / ПРИ-. Сегодня повторим его и совершим удивительное исследование: изучим новую орфограмму, которую можно назвать чудесным превращением. Наше исследование так и называется: «Чудесное превращение».

ЗНАТЬ: правила употребления буквы Ы-И в корне после приставок.

УМЕТЬ: находить условия выбора гласных Ы и И в корне после приставок; правильно употреблять их в речи.

II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.

Повторим изученный материал. А к доске приглашаю …

1.Работа у доски по карточкам (2 уч-ся) – задания дифференцированные.

1)Выполните синтаксический разбор предложения. 2) Морфемный разбор слов: прекрасные 2 , развития 2 .

Детская литература даёт прекрасные 2 возможности для духовного развития 2 человека 4 .

1)Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. 2) Выделите приставки ПРЕ-и ПРИ, укажите рядом их значение.3)Выполните словообразовательный разбор слов: притаился, приход.

Пр…таился на ветке б…рёзы дятел и ждёт пр…хода весны.

2. Работа с классом:

Проведём словарный диктант. (Слайд 4).

Ваша задача: помнить значения приставок ПРЕ- и ПРИ- и правильно записывать слова.

­Пр…добрый, пр…бежать, пр…забавный, пр…открыть, пр…вокзальный, пр…ступник, пр…клеить, пр…рвать, пр…интересный, пр…стиж, пр…вилегия.

Проверка по слайду. (Слайд 5).

Назовите значения приставки ПРЕ-. (1) Близко к значению слова «очень»; 2) ) Близко к значению приставки ПЕРЕ-).

— Какие из слов содержат приставку ПРЕ- , сходную со значением «очень»? Выделите в них приставки. ( Предобрый, презабавный, преинтересный).

— Назовите слова с приставкой ПРЕ- , сходной со значением приставки ПЕРЕ-. (Преступник, прервать).

-Определите значение каждого из слов с приставкой ПРИ-. (Прибежать-приближение; приоткрыть -неполнота действия; привокзальный- около, близко; приклеить-присоединение).

Обратите внимание на последние слова в диктанте: ПРЕСТИЖ, ПРИВИЛЕГИЯ. Можем ли мы проверить написание Пре- или При- в них? Нет.

Это русские слова? (Нет) -Как называются такие слова? (Это заимствованные слова. Написание и произношение их нужно запомнить или проверить по словарю).

-Что обозначает каждое из слов?

Влияние, уважение, которым пользуется кто-то – престиж

Преимущественное право, льгота — привилегия

-Чем ещё отличаются слова престиж и привилегия от всех представленных слов? ( В них ПРЕ- и ПРИ- входят с состав корня).

Выделите в них корни.

— Проверим домашнее задание. Кто составил стихотворение на изученное правило?

ПРИ- пиши, когда прибавил,

Приколол или пришил,

Со значеньем «приближенья»:

Прибежал или приплыл.

Если «близко, рядом с чем-то»:

Придорожный – пишем ПРИ-.

Привокзальный и пришкольный

Тоже пишем только ПРИ-.

Если ты за дело взялся,

Но не выполнил, «чуть-чуть»

Приподнял, пригнул, приделал-

ПРИ- добавить не забудь.

Если слово сходно с «очень»:

ПРЕ- пишите, как и с ПЕРЕ-,

Преступить, прервать, пресечь.

Если не нашли значенья

Вы в приставках ПРЕ- и ПРИ-,

В словари Вы загляните:

При годится, посмотри.

Спасибо за замечательное стихотворение. Оно поможет запомнить смысловые значения приставок ПРЕ- и ПРИ- в словах. Остальные работы обязательно проверю в ваших тетрадях.

Проверим выполнение заданий на доске.

-Какие неточности заметили?

Молодцы. Выполнили работу у доски на … «5»

-Как вы понимаете смысл первого предложения? Что такое духовное развитие?

Все, что нужно для истинного духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем все чаще и чаще сверять наши мысли, слова, дела и поступки с идеалом, с совестью, с духом, то мы и будем духовно развиваться. Это каждодневный, тяжёлый труд. В этом нам помогает детская литература.

III . Мотивационный момент.

А теперь приглашаю вас на урок-исследование. Любое исследование – это познание, глубокое изучение чего-либо, пошаговое приближение к истине.

IV . Исследование языкового материала.

— Итак, в русском языке есть удивительная и очень нужная орфограмма, которая, как фокусник, так ловко меняет в словах одни буквы на другие, что порой их сложно узнавать.

— Как это происходит?

1. Запишем небольшой текст.

Заря разыгралась за окном. На огромной высоте заиграло нежным розовым светом одинокое облачко. Заходящее солнце догорало на нём, и оно становилось похожим на парусный корабль.

На слайде (Слайд 7) (текст с изображением заката, с розоватым одиноким облаком).

-Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? (О вечерней заре). – Как по-другому называется вечерняя заря? (Закат).

— Как вы думаете, в каких словах имеются чудесные превращения? Посмотрите внимательно, что общего в словах разыгралась и заиграло? Выделите в них корни.

-Являются ли они однокоренными? От какого слова произошли? (Да. От слова играть).

-Запишите слово играть с другими приставками.

Играть : сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

Возникла ПРОБЛЕМА — главный вопрос, требующий ответа: «Почему написание корней стало разным?»

На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке.

— Задача нашего урока – открыть новые знания. Почему после одних приставок слово играть меняет первую букву корня –ЫГР-, а после других остаётся неизменным –ИГР-?

-Что влияет на превращение гласных И в Ы в корне после приставок?

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Вот мы и станем ими.

2. Исследуем слова. (Слайд 9).

Выясним, с какими ещё словами происходят изменения Ы и И в корне после приставок.

Запишите слова. Объясните разницу в написании слов:

Поискать – разыскать, подыскать;

— От чего, по-вашему, может зависеть выбор букв Ы-И в корне после приставки?

Для начала выделим в них приставки и корни.

— Распределите приставки в два столбика:

1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения.

-Что у вас получилось?

-Что вы успели заметить? На гласный или согласный оканчивается приставка перед корнем в первом столбике, где происходят чудесные превращения из гласной И в Ы? (Все приставки в первом столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).

-Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза: (Слайд 11)

Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы.

-Так ли это? Проверим Вашу версию.

V . Практическая работа. (Слайд 12).

Работа № 9. Гласные в приставках пре- и при-. Буквы ы и и после приставок

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых пре- и при- входят в состав корня.

Пр..интересный, пр..открыть, пр.. школьный, пр..рода, пр..мер, пр..чина, пр..успеть, пр..жать, пр..чуда, пр..емник.

Преинтересный, приоткрыть, пришкольный, природа, пример, причина, преуспеть, прижать, причуда, приемник.

Входят в корень: природа, пример, причина, преемник.

2. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на две группы: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-.

Пр..образователь, пр..вокзальный, пр..луниться, пр..красный, пр..рвать, пр..остановить, пр..бытие, пр..касаться, пр..ображать, пр..взойти.

Преобразователь, привокзальный, прилуниться, прекрасный, прервать, приостановить, прибытие, прикасаться, преображать, превзойти.

1) С приставкой пре- (можно заменить приставкой пере- или словом очень): преобразователь, прекрасный, прервать, преображать, превзойти.

2) С приставкой при- — неполное действие: привокзальный, прилуниться, приостановить, прибытие, прикасаться.

3. Запишите слова с данными приставками.

Отыграть, отыскать, сыграть, проиграть, разыграть, сверхинтересный.

4. Вставьте пропущенные буквы.

5. Работа с текстом.

(1) Со(?)нце стал.. пригревать. (2) Тонкие стволики пр..гнулись к з..мл.. пр..мёрзли ждут часа освобождения. (3) В страх.. пр..встаёт заяц от земли и пр..слушивае(тся, ться). (4) Раз.г.рывает его весна, не т..ропи(тся, ться).

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Озаглавьте текст.

3. Укажите цифрой, сколько в тексте слов, в которых приставка обозначает неполное действие.

4. Выпишите из текста слово, правописание которого определяется правилом: «После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]».

(1) Солнце стало пригревать. (2) Тонкие стволики прогнулись к земле, примёрзли, ждут часа освобождения. (3) В страхе привстаёт заяц от земли и прислушивается. (4) Разыгрывает его весна, не торопится.

Работа над ошибками

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых пре- и при- входят в состав корня.

Пр..вет, пр..вратить, пр..стегнуть, пр..ятный, пр..обладать, пр..ложение, пр..готовить, пр..жать, пр..красный, пр..рвать.

Привет, превратить, пристегнуть, приятный, преобладать, приложение, приготовить, прижать, прекрасный, прервать.

2. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на две группы: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-,

Пр..возносить, пр..бирать, пр..одеть, пр..поднять, пр..забавный, пр..дисловие, пр..одолеть, пр..мудрый, пр..гнуть, пр..вить.

1) — превозносить, предисловие, преодолеть, презабавный, премудрый (Близка по значению к слову очень, или к приставке -пере)

2) — прибирать, приодеть, приподнять, пригнуть, привить. (Обозначает приближение, близость или неполное действие)

3. Запишите слова с данными приставками.

без: известный, идейный, искусный — …

вы: играть; меж: институтский — …

Подыграть, безызвестный, безыдейный, безыскусный, выиграть, межинститутский.

4. Вставьте пропущенные буквы.

Про..нформировать — дез..нформировать; сверх..скусный — без..скусный; за..скриться — без..скровый.

Проинформировать — дезынформировать; сверхискусный — безыскусный; заискриться — безыскровый.

5. Работа с текстом.

(1) До пр..лёта кукушки проход..т вся кр..сота вся нежность нашей в..сны. (2) Кр..сота т..нчайшая и сложная, как пр..чудливое сплетение ветвей безлиственной б..рёзы. (3) Тогда только, после всего пр..красного, все скажут что нач..лась в..сна. Какая пр..лесть! Далеко ещё до пред..юньской жары!

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Укажите цифрой, сколько в тексте слов, в которых правописание пре- или при- нужно запомнить.

4. Выпишите из текста слово, правописание которого определяется правилом: «После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]».

(1) До прилёта кукушки проходит вся красота вся нежность нашей весны. (2) Красота тончайшая и сложная, как причудливое сплетение ветвей безлиственной берёзы. (3) Тогда только, после всего прекрасного, все скажут, что началась весна. Какая прелесть! Далеко ещё до предыюньской жары!


источники:

http://www.sites.google.com/site/1970zxcv1970/kollegam/metodiceskie-materialy/metodiceskij-materialy

http://grammarian.ru/teaching/6control/9.html