Вставьте пропущенные буквы сформулируйте правило правописания корней с чередующимися а я ем аян

Корни с чередованием -им-, -ин-

Слова с -им-, -ин- пишут­ся в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии о чере­ду­ю­щих­ся гласных.

Чтобы понять, как пишут­ся сло­ва с -им-, -ин- в кор­нях слов, име­ем в виду, что не вся­кую без­удар­ную глас­ную мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. В неко­то­рых сло­вах без­удар­ные глас­ные мож­но про­ве­рить, подо­брав род­ствен­ные слова:

  • пок о ря́ть пле­ме­на — поко́рный
  • осв я щён­ный кулич — свя́то
  • нав и ва́ть про­во­ло­ку — нави́ть
  • прим и ри́ть сто­ро­ны — мир.

В сло­вах с -им-/-ин- поста­вим уда­ре­ние и выяс­ним, что глас­ный «и» явля­ет­ся безударным:

Неверен под­ход, когда без­удар­ный глас­ный «и» пыта­ют­ся про­ве­рить с помо­щью уда­ре­ния (снима́ть — сни́мет). В напи­са­нии таких слов речь идет о замене эле­мен­тов -им, -ин глас­ны­ми -а/-я. Такая заме­на назы­ва­ет­ся чере­до­ва­ни­ем:

Чтобы пра­виль­но напи­сать эти сло­ва с без­удар­ной глас­ной «и», сле­ду­ет вос­поль­зо­вать­ся пра­ви­лом орфографии.

Понаблюдаем, как при­ме­нить это пра­ви­ло орфо­гра­фии в напи­са­нии слов:

  • пред­прин и м а́ ть — предприня́ть
  • зан и м а́ ть — заня́ть

В про­из­вод­ных сло­вах с -им, -ин сохра­ня­ет­ся напи­са­ние бук­вы «и», как напри­мер в лич­ных фор­мах гла­го­ла «вни­мать»

  • 1 лицо я внима́юмы внима́ем
  • 2 лицо ты внима́ешьвы внима́ете
  • 3 лицо он внима́етони внима́ют

Чтобы усво­ить напи­са­ния с чере­ду­ю­щи­ми­ся эле­мен­та­ми кор­ней -им, -ин с -а/-я, при­ве­дём при­ме­ры пар слов.

Примеры

  • начин а ть — начать
  • сжим а ть — сжать
  • сним а ть — снять
  • про­клин а ть — проклясть
  • вним а ть — внять
  • рас­пин а ть — распять
  • пере­ним а ть — перенять
  • отним а ть — отнять
  • уним а ть — унять
  • нажим а ть — нажать
  • при­ним а ть — принять
  • пред­при­ним а ть — предпринять
  • поним а ть — понять
  • смин а ть — смять
  • раз­мин а ть — размять
  • пожин а ть — пожать
  • при­мин а ть — примять

В сло­вах «вним а тель­ный», «заним а тель­ный», «напо­мин а ть», име­ю­щих в мор­фем­ном соста­ве суф­фикс -а- после кор­ня, отме­тим напи­са­ние -им, -ин. То же напи­са­ние сохра­ня­ют про­из­вод­ные слова:

  • вни­ма­тель­ный → внимательность
  • зани­ма­тель­ный → занимательность
  • напо­ми­нать → напоминание
  • пред­при­ни­мать → пред­при­ни­ма­тель.

Русский язык. 6 класс

Правописание корней

Соотнесите слово и букву, которую нужно вставить в корень.

Работа с корнями

Выделите цветом «лишнее» слово.

З..ря , з..ри , з..рево .

-Зар- – -зор-

Разделите слова на две группы: А и О в корне.

Лексическое значение

Выберите правильный вариант ответа.

Для каких корней с чередующимися гласными не нужно знать лексическое значение?

Теория вопроса

Вставьте термины в текст.

Корни с гласными в корнях -зар- – -зор- подразумевают очень простые действия: под ударением пишем , без ударения – .

Правописание

Вставьте пропущенные гласные в слова.

З рево, оз рение, оз рять, подз рный, з рница.

Лексическое значение

Подчеркните слова, которые не относятся к правилу «Чередующиеся гласные в корне».

Горение , горечь , горьковатый , возгорание , нагар , косить , касание , прогорание , угореть , горелый , заря .

Чередующаяся гласная в корне

В каких строках оба слова имеют чередующуюся гласную в корне?

Работа с правописанием корней

Укажите, какую букву нужно вставить на месте пропуска.

Чередующиеся гласные

Восстановите алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.

Проверить на исключения

Проверить лексическое значение

Найти корень с чередующейся гласной

Корень -гар- – -гор- и -зар- – -зор-

Выделите цветом слова с чередующимися корнями -гар- – -гор- и -зар- – -зор-.

Чередующиеся гласные в корне

В каком ряду все корни содержат чередующуюся гласную?

зоренька, горение, косой

загар, коснуться, заря

косой, изложение, выгарь

заревой, горечь, гора

Чередующиеся гласные

Выделите цветом слова/словосочетания, которые не относятся к правилу «Чередующиеся гласные в корне».

Положение , излагать , выращиваю , сенокосилка , касание , косой , изложить , гористый .

Теория вопроса

Подчеркните верное утверждение.

Любую гласную можно проверить однокоренным словом.

Чтобы работать с чередующимися гласными, достаточно знать только значение корня.

Все чередующиеся гласные можно проверить ударением.

В корнях -зар- – -зор- без ударения ставится О.

Для -зар- – -зор- не нужно знать лексическое значение.

Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание чередующихся гласных в словах. Сформулируйте правило

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,089
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6957/train/259153/

http://www.soloby.ru/748953/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F-%D1%81%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B9%D1%82%D0%B5

к_саниег_ретьуг_рный