Корни с чередованием -им-, -ин-
Слова с -им-, -ин- пишутся в соответствии с правилом орфографии о чередующихся гласных.
Чтобы понять, как пишутся слова с -им-, -ин- в корнях слов, имеем в виду, что не всякую безударную гласную можно проверить ударением. В некоторых словах безударные гласные можно проверить, подобрав родственные слова:
- пок о ря́ть племена — поко́рный
- осв я щённый кулич — свя́то
- нав и ва́ть проволоку — нави́ть
- прим и ри́ть стороны — мир.
В словах с -им-/-ин- поставим ударение и выясним, что гласный «и» является безударным:
Неверен подход, когда безударный гласный «и» пытаются проверить с помощью ударения (снима́ть — сни́мет). В написании таких слов речь идет о замене элементов -им, -ин гласными -а/-я. Такая замена называется чередованием:
Чтобы правильно написать эти слова с безударной гласной «и», следует воспользоваться правилом орфографии.
Понаблюдаем, как применить это правило орфографии в написании слов:
- предприн и м а́ ть — предприня́ть
- зан и м а́ ть — заня́ть
В производных словах с -им, -ин сохраняется написание буквы «и», как например в личных формах глагола «внимать»
- 1 лицо я внима́ю — мы внима́ем
- 2 лицо ты внима́ешь — вы внима́ете
- 3 лицо он внима́ет — они внима́ют
Чтобы усвоить написания с чередующимися элементами корней -им, -ин с -а/-я, приведём примеры пар слов.
Примеры
- начин а ть — начать
- сжим а ть — сжать
- сним а ть — снять
- проклин а ть — проклясть
- вним а ть — внять
- распин а ть — распять
- переним а ть — перенять
- отним а ть — отнять
- уним а ть — унять
- нажим а ть — нажать
- приним а ть — принять
- предприним а ть — предпринять
- поним а ть — понять
- смин а ть — смять
- размин а ть — размять
- пожин а ть — пожать
- примин а ть — примять
В словах «вним а тельный», «заним а тельный», «напомин а ть», имеющих в морфемном составе суффикс -а- после корня, отметим написание -им, -ин. То же написание сохраняют производные слова:
- внимательный → внимательность
- занимательный → занимательность
- напоминать → напоминание
- предпринимать → предприниматель.
Русский язык. 6 класс
Правописание корней
Соотнесите слово и букву, которую нужно вставить в корень.
Работа с корнями
Выделите цветом «лишнее» слово.
З..ря , з..ри , з..рево .
-Зар- – -зор-
Разделите слова на две группы: А и О в корне.
Лексическое значение
Выберите правильный вариант ответа.
Для каких корней с чередующимися гласными не нужно знать лексическое значение?
Теория вопроса
Вставьте термины в текст.
Корни с гласными в корнях -зар- – -зор- подразумевают очень простые действия: под ударением пишем , без ударения – .
Правописание
Вставьте пропущенные гласные в слова.
З рево, оз рение, оз рять, подз рный, з рница.
Лексическое значение
Подчеркните слова, которые не относятся к правилу «Чередующиеся гласные в корне».
Горение , горечь , горьковатый , возгорание , нагар , косить , касание , прогорание , угореть , горелый , заря .
Чередующаяся гласная в корне
В каких строках оба слова имеют чередующуюся гласную в корне?
Работа с правописанием корней
Укажите, какую букву нужно вставить на месте пропуска.
к_сание | г_реть | уг_рный |