Вставьте пропущенные буквы в суффиксы причастий слыш мый

Дидактический материал по русскому языку. Карточки-задания по теме «Причастие»

Класс: 7

Ключевые слова: причастие , карточки-занятия

В 7 классе дети знакомятся с новой частью речи – причастием. Это одна из наиболее сложных для изучения тем, и учащиеся испытывают определенные трудности при освоении данной темы, в частности, в правописании суффиксов причастий. Поэтому требуется многократное повторение правил и систематическая отработка навыков правописания.

Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся являются эффективным и удобным способом закрепления пройденного материала, т.к. дети успевают выполнить больше заданий, проверка карточек занимает небольшое время, поэтому ребенок быстро получает обратную связь и может сразу проработать свои ошибки.

Дидактический материал разделен по темам:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • Действительные причастия прошедшего времени
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
  • Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.

Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.

Вставьте пропущенные буквы.

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.

Карточка №4. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Вставьте пропущенные буквы.

Закле…нный, сдерж. нный, умнож..нный, накормл…нный, выуч…нный, вылеч…нный, повеш..нный, перемнож…нный, разнош…нный, взлеле…нный, увид…нный, зате…нный, разбуж…нный, взорв…нный, позолоч…нный, накле…нный, вымаз…нный, подстрел…нный, расстрел…нный, книги напечат…ны, запасы огранич…ны, поля засе…ны, картинки раскраш…ны, слова искаж…ны, дороги расчищ…ны.

Карточка №5. Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Жаре…ый на масле картофель, моще…ая дорога, прощё…ое воскресенье, купле…ая вещь, посажё…ый отец, жаре…ые грибы, метко броше…ый камень, разлинова…ая бумага, недавно краше…ый забор, реше…ая задача, назва…ый брат, вяза…ая крючком кофта, рискова…ый поступок, вяза…ые перчатки, кипяче…ое молоко, прида…ое невесты, балова…ый ребёнок, рва…ая рубашка, бракова…ый товар, скова…ый льдом, невида…ый урожай.

Карточка №6. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка взволнова…а событиями, девочка взволнова…а, ягоды подавле…ы в корзине, люди подавле…ы и унылы, рука обожже…а, сумма собра…а, речь стройна и собра…а, девочка рассея…а, семена рассея…ы ветром, публика избалова…а гастролёрами, сани привяза…ы, вещи утеря…ы в дороге, ошибка исправле…а, овощи замороже…ы, встреча устрое…а, сочинение сда…о.

Карточки по русскому языку для 6 класса по теме «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ»

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 6 КЛАССА НА ТЕМУ:

Учитель русского языка и литературы первой категории

Алтухова Марина Ивановна

КАРТОЧКА № 1

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов:

Тяжело дыш. щий человек, бор. щийся с ленью, слыш. щийся издалека звук, стел. щийся туман, завис. щие от него обстоятельства, разыскива. мый раритет, трудновоспиту. мый подросток, хлопоч. щая у плиты хозяйка, леч. щий врач, доказыва. мое обвинение, составля. мый документ, занима. мая должность.

КАРТОЧКА № 2

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов:

Слыш. мый соседом, вид. мое затмение, всеми уважа. мый человек, ре. щие знамена, запреща. щая директива, сража. щиеся воины, дорогосто. щие товары, готов. щийся к занятиям студент, независ. мая комиссия, обвиня. мый в угоне машины, мел. щий муку агрегат, стро. щееся здание, кле. щий коробку мальчик.

КАРТОЧКА № 3

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов:

Знач. щееся в фондах количество книг, логично мысл. щий ученик, рекоменду. мая литература, отправля. мые письма, не облага. мые налогом услуги, купл. ная книга, гон. щий табун лошадей пастух, стел. щийся плющ, бор. щийся со стихией человек, разгруж. ная баржа, пристрел. ное ружье, нетопл. ная печь.

КАРТОЧКА № 4

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов:

Мел. щая кофе машинка, леч. щий врач, пыш. щий здоровьем человек, удосто. ный награды фронтовик, колебл. мые ветром травы, замеш. ное тесто, застро. ные домами окраины, посаж. ное дерево, брезж. щий рассвет, развеш. ные сети, завеш. ная коврами квартира, выслуш. ное замечание.

КАРТОЧКА № 5

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов:

Тесто хорошо замеш. но. Сосед оказался замеш. н в неприятную историю. Окопы были обстрел. ны неприятелем. Подстрел. ые браконьерами утки все же спрятались в тростнике.

Разорв. нной каймой неясного тумана обрывки прошлых лет встают передо мной.

КАРТОЧКА № 6

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов:

Стены комнаты были обкле. ны веселыми обоями. Потер. ая книга случайно нашлась. Замеч. ые вовремя недостатки удалось легко исправить. На засе. ых ранней весной полях дружно появились первые всходы. Работа была оконч. на своевременно.

На выгор. вших обоях остались яркие квадраты от снятых гравюр и фотографий. Нависший с края кучи сугроб, растревож. нный падением Никиты, насыпался на него и засыпал ему снегу за шиворот.

КАРТОЧКА № 7

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1.Кое-где видны остатки та. щего снега. 2. Троекуров мало заботился о выигрыше зате. ного им дела . 3. Калиныч провел нас в избушку, увеш. ную пучками сухих душистых трав . 4. Я заметил особый вид можжевельника, стел. щегося по земле длинными плетями.

КАРТОЧКА № 8

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Дед Щукарь, стремительно увлека. мый в сени, так и не успел кончить фразы. 2. Под цвет. ей вишней стояла широкая скамья. 3. Ключ бил из расселины берега, превративш. ся в небольшой овраг. 4. Мы увидели редкое явление — маш. щую крыльями мельницу.

КАРТОЧКА № 9

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Падение большого подрубл. ного дерева изумило меня. 2. Мы шли по вымощ. ной серыми камнями мостовой, усе. ной желтой листвой.

3. Картины, пис. ные масляными красками, были особенно привлекательны. 4. Слабо льющийся свет звезд отражался в посеребр. ной глади озера.

КАРТОЧКА № 10

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Нежно розовели окраш. ные розовыми лучами утреннего солнца макушки вишневых деревьев. 2. Стро. щиеся дома имели улучш. ную планировку.

3. Завис. щие от нас обстоятельства меняли планы. 4. На полях работали студенты, пол. щие сорняки.

КАРТОЧКА № 11

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Вслушайтесь в дальний рокоч. щий шум. 2. Кое-где в ложбинах еще видны остатки та. щего снега. 3. Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко располож…ных по бухте… 4. Вдруг странный, едва слыш. мый звук привлек наше внимание.

КАРТОЧКА № 12

От данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.

Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.

КАРТОЧКА № 13

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

Ро…щие траншею рабочие; плач…щий ребёнок; ла…щая собака; завис…щий от погоды; верт…щийся на ветру флюгер; стро…щаяся больница; стел…щийся туман; испытыва…мая боль; завис…мый от доходов; вид…мые невооружённым глазом; уважа…мый коллегами.

КАРТОЧКА № 14

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

Хлопоч..щий, трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, насто..нный, скле..нный, просмотр..нный, взлохмач..нный, удосто..нный, стел..щийся, ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий.

КАРТОЧКА № 15

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

Готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся, пен..щийся, движ..щийся, скач..щий, тащ..щий, независ..щий, независ..мый, волну..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, замеча..мый, оклеива..мый, изменя..мый.

КАРТОЧКА № 16

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, прочит..нный, обстрел..нный, зате..нный, посе..нный, обвяз..нный, осып..нный, увеш..нный, подвеш..нный, занавеш..нный, выслуш..нный, высме..нный, купл..нный, допил..нный, достро..нный.

КАРТОЧКА № 17

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

Пристрел..нный кабан, выкач..нная из бака нефть, выкач..нная из подвала бочка, замеш..нное тесто, замеш..нный в преступлении человек, замасл..нный, навеш..нное бельё, навеш..нная дверь, перевеш..нный товар, перевеш..нное из шкафа на вешалку пальто, стел..щийся туман, шепч.щиеся камыши, дремл..щая река, ве..щий ветерок, та..щие облака, колыш..щиеся травы.

КАРТОЧКА № 18

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий:

Бор_щийся, ве_щий, вид_щий, во_щий, всеобъемл_щий, вяж_щий, держ_щийся, дремл_щий, дыш_щий, забот_щийся, завис_щий, ищ_щий, караул_щий, кле_щий, кол_щий, крас_щий, ла_щий, леле_щий, мо_щийся, мысл_щий, ненавид_щий, пен_щийся, пол_щий, реж_щий, ре_щий, слыш_щий, стел_щийся, та_щий, терп_щий, тревож_щий, чу_щий, щебеч_щий.

КАРТОЧКА № 19

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий:

Вид_мый, исполня_мый, колебл_мый, наруша_мый, ненавид_мый, обтека_мый, реша_мый, слыш_мый, увольня_мый, взлеле_нный, выдерж_нный, задерж_нный, закле_нный, застрел_нный, назнач_нный, оконч_нный, подвеш_нный, подслуш_нный, посе_нный, потер_нный, потрач_нный, размеш_нный, разруш_нный, расстрел_нный, удосто_нный, улаж_нный, услыш_нный.

КАРТОЧКА № 20

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий:

Неж. щийся на солнце, часто организу…мый, слыш. мый шорох, сыпл. щийся с потолка, подгоня. мые ветром, терп. щий боль, изгоняя…мый из общества, стел..щийся по земле, хлопоч. щая хозяйка, кле. щии карандаш, хвал. щий спектакль, мол. щий о пощаде, бор. щийся с пургой, шепч. щий на ухо, плач. щий малыш, знач. мое событие, слав. щийся делами, реж. щий инструмент, ла. щая свора.

КАРТОЧКА № 21

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий:

Колыш. щийся на крыше, исследу. мый объек,т ран. щий словом, грохоч. щий грузови,к та. щий на солнце, слабо дыш. щий, колебл. мый ветром, ненавид. мый всеми, вполне разреша…мый. двига. мый желанием, дремл. щии на лекции, плохо вид. мый, завис. щий от отца, ма. щийся зубами, больно жал. щий, много знач. щий, всеми уважа. мый, сжига. мый страстью, стро. щийся район, хол. щий жеребенка.

КАРТОЧКА № 22

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий:

Буд. щий по утрам, аккуратно бре. мый, крас. щий волосы, всеми совету. мый, строга. мые доски, редактируемый мной, плещ. щиеся ребятишки, ре. щие знамена, знач..щийся в списках, поддержива…мый другом, бел. щий стены, пол . щий грядки, се. мый весной, точ. щий косу, расстила. мый на полу, незабыва. мое событие, ко л. щий дров,а ро. щие канаву, едва замеча. мый, терп. щий бедствие.

КАРТОЧКА № 23

Перепишите, вставляя пропущенные буквы:

Обид. вший друзей, наде. вшийся на чудо, кле. вший обои, полностью выздоров…вший,больно жал. вший, слабо слыш. вший, обессил..вший от голода, посе. вший подозрение, вид. вшая фильм, зате. вший ссору, та. вшии в сумке, раска. вшийся во зле, рано состар…вшийся, ненавид. вший ложь, рассе. вший сомнения, не ча. вший увидеть, ре. вший над крышей, леле. вший ребенка, забле. вший ягненок, опостыл. вшая работа.

КАРТОЧКА № 24

Перепишите, вставляя пропущенные буквы:

Заброс. вший шайбу, замет…вший опасность, выслуш. вший внимательно, приумнож..вший славу, завис. вший от погоды, забле. вший в тишине, выруб. вший кустарник, выполн. вший обещание, вып. вший квасу, пополн. вший припасы, п остро..вший дом, засе. вший травой, муч. вшийся зубами, вспомн. вший о доме, застро…вшийся район, развес. вший по пакетам, обруш. вшийся на село, вымен. вший марку. пропар. вшийся в бане.

КАРТОЧКА № 25

Перепишите, вставляя пропущенные буквы:

Зате…нный спор, обиж…нный ребенок, подков…ный конь, сильно зауж…нный, вылом…ный замок, втач…нный рукав, испеч…ный пирог, просмотр….ный фильм, сбереж…нный рубль, обсаж…нный деревцами, вычищ…нный до блеска, закопч…нная кастрюля, скро…нный костюм, ове…нный славой,

замеш. нное тесто, завеш. нное шторой, выкач. нная бочка, случайно подстрел. нный, скле. вший намертво, рассе. нные огнем ,оконч..нная работа.

КАРТОЧКА № 26

Перепишите, вставляя пропущенные буквы:

Зате. нная уборка, задерж. нный в пути, посе. вший добро, стрел. ный воробей, раскро. нный материал, размеш. нный сахар, увид. вший свет, выкач. нная вода, незаслуженно обиж. нный, плохо втач. нный, наде. вшийся на успех, отча. вшийся, юноша, разве. вший скуку, услыш. вший шепот, искусно скле. нные, развеш. нные картины, высме. нный другом, обид. вший соседа.

Дидактический материал «Суффиксы причастий»
учебно-методическое пособие по русскому языку (7 класс)

Дидактический материал к урокам русского языка в 7 классе «Суффиксы причастий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Карточки «Суффиксы причастий»12.23 КБ

Предварительный просмотр:

К а р т о ч к а № 1

1.Вставить пропущенные буквы в суффиксах, объяснив графически их написание.

Слыш..мого рокота, вид..мый в микроскоп, навева..ый воспоминаниями, огражда..мый от невзгод, колебл..мый ветром, озаря..мого луной, ороша..мый водами, леле..мый родителями.

2.К словосочетанию озаряемый пламенем подберите определяемое слово, ставя его перед словосочетанием. Составьте предложение, разберите по членам.

К а р т о ч к а № 2

1.Вставить пропущенные буквы в суффиксах, объяснив графически их написание.

Оберега..мый товарищами, ожида..мого поезда, невид..мый глазом, освеща..мый светом, обожа..мый родителями, озаря..мый луной, обижа..мый братом, едва слыш..мый звук.

2.К словосочетанию согреваемый солнцем подберите определяемое слово, ставя его перед словосочетанием. Составьте предложение, разберите по членам.

К а р т о ч к а № 3

Вставить пропущенные буквы, графически объяснив выбор орфограммы в суффиксах причастий.

Хвал..щийся своими успехами; та..щий на солнце снег; реж..щий металл станок; числ..щиеся по списку ученики; колонны, держ..щие балкон; беспоко..щаяся о здоровье ребенка мать; по обстоятельствам, не завис..щим от нас; знач..щееся по списку количество книг; се..щий раздор между людьми.

К а р т о ч к а № 4

Вставить пропущенные буквы, графически объяснив выбор орфограммы в суффиксе причастий.

2. Пограничники, охраня..щие границы; пряч..щийся в кустах зверек; широко стел..щиеся растения; знамена, ре..щие на ветру; плещ..щееся у ног море; дождь, хлещ..щий в окна; бор..щиеся за независимость народы; колыш..щийся на волнах плот; птицы, щебеч..щие под окном; пил..щий дрова старик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся 7 классов по теме «Причастие», а так же для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Мини-тесты (№1,№»2) по теме «Повторение.Причастие.».

Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся по теме «Н-НН в причастиях».

Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».

Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».

Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».


источники:

http://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-po-teme-pravopisanie-suffiksov-prichastiy-1751911.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/10/23/didakticheskiy-material-suffiksy-prichastiy