1) Он перевоз..ика зовёт, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт. (П.) 2) Встаёт купец, идёт разнос..ик, на биржу тянется извоз..ик. (П.) 3) Побывав у заказ..иков, Лука Александрович зашёл на минутку к сестре, от сестры пошёл он к знакомому переплёт..ику. (Ч.) 4) В Нижнем буфет..ик рассчитал меня. (М. Г.) 5) По ночам вокруг дома ходили караул..ики и трещали в трещотки. (А. Н. Т.) 6) Обман..ики обманывают, а легковерные верят. (С.-Щ.) 7) На валу камен..ики таскали кирпич и чинили стену. (П.) 8) Два красил..ика несли ведро краски. (Л. Т.) 9) От судов по колеблющимся мосткам сновали груз..ики. (Купр.)
Русский язык. 6 класс
Правописание -чик(-щик)
Соотнесите слово и суффикс.
Омонимия суффиксов
Выделите цветом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Практические упражнения и задания помогут ученикам закрепить написание различных суффиксов в именах существительных. Предназначен для учителей русского языка, работающих в 6 классе.
Просмотр содержимого документа «Практические упражнения «Правописание суффиксов имен существительных»»
Правила написания суффиксов существительных
В суффиксе -ек- пишется буква «е», если в форме р.п. она становится беглой. При склонении суффикс -ик- сохраняет букву «и».
После шипящих под ударением пишется -ок, без ударения — -ек-
Суффикс -ец образует слова мужского рода. Суффикс -иц- входит в состав слов женского рода. У сущ. ср. рода пишется суффикс -ец-, если ударение падает на -цо. Суффикс -иц- пишется, если ударение падает на основу.
Суффиксы -ин-к- имеют слова, образованные от сущ. с суффиксом -ин-.
Суффикс -енк- пишется в остальных случаях.
Сущ. ж.р. и одушевленные сущ. м.р. после суффиксов -ишк-, ушк-/-юшк- имеют окончание -а.
Сущ ср.р. и неодушевленные сущ. м.р. имеют окончание -о.
Суффиксы -ич-к- пишутся в словах, образованных на -иц-(а).
Суффикс -ечк- образует остальные существительные.
Суффикс -оньк-/онок- пишется после твердых согласных корня и после шипящих под ударением. Суффикс -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и гласных.
С суффиксом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишется окончание -е, у существительных ж.р. — -а.
Суффикс -чик пишется после согласных основы д, т, ж, з, с. В остальных случаях пишется суффикс -щик-.
Упражнение 1. Начертите таблицу (см. образец) и распределите в ней слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы. Составьте словосочетания.
Упражнение 2. От приведённых ниже существительных образуйте формы с суффиксами -ец – -иц, распределив слова в две колонки (см. образец). Укажите, где есть, чередования согласных.
Упражнение 3. Образуйте существительные с суффиксами -оньк-, -еньк- и распределите их в колонки, согласно образцу. Придумайте связный текст, запишите его, выделяя гласные в искомых орфограммах ярким стержнем.
Упражнение 4. От приведённых ниже существительных и прилагательных образуйте существительные с суффиксами субъективной оценки -ичк-/-ечк-, -инк-/-енк-, использовав, где необходимо, промежуточное звено. Образец: лук – луковица – луковичка; солома – соломина – соломинка; утро – утречко; нежный – неженка.
Улица, умный, изюм, жижа, сахар, имя, вафля, аппарат, сито, Соня, Зоя, ложка, Лия, Тая, лейка, канарейка, чернослив, ссадина, жемчуг, Купала, монах (ж. р.), перекладина, француз (ж. р.), черкес (ж. р.), бисер, беженец (ж. р.), племя, виноград, стремя, расщелина, сор, вишня (ягода), ручка, пыль, ягода, кислый, рогатина, майка, свеча, крошка, бусы, горох.
Упражнение 5. От данных ниже слов образуйте существительные с суффиксами -ушк-(-юшк-), -ышк-(-ишк-), -ищ-. Выделите суффиксы и окончания. Образец: голова – головушка, головища (ж. р.); позор – позорище (м. р.); поле – полюшко (ср. р., неодуш.).
От данных словосочетаний образуйте слова, обозначающие лицо, совершающее какое-то действие, называющее лицо по профессии или имеющее иное значение. Запишите слова, выделите суффиксы.
Музыкант, играющий на трубе –
Музыкант, играющий на скрипке –
Тот, кто любит шутить –
Тот, кто любит озорничать –
Обучающийся в школе –
Играющий в футбол –
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1. Вспыхнул яркий краеш…к со…нца.
2. Устроили шалаш…к из травки.
3. Звонко трещали кузнеч…Ки.
4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.
5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.
От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра3).
1. Пастуш..нок гонялся по саду за коровой (Бунин).
2. Перед ним тарелка с борщ..м 3 , ломт..ки ч..рного хлеба и оливки 3 на блюд..чке (А.Н. Толстой).
3. Потешь же, миленький дружоч..к. Вот лещ..к, потроха 3 , вот стерляди кусоч..к (Крылов).
4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пёр..шка, коротенький карандаш..к и тоненькую книж..чку крупной печати (Гладков).
5. Спросишь мнение, – придёт в смятень..це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень..це уважаемого товарища заведующего 3 (Маяковский).
6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз..н..ка с зелёною косой (Некрасов).
7. Актёры любили её и называли «мы с Ван..ч..кой» и «душ..ч..кой» (Чехов).
Упражнение29. Перепишите слова, вставляя буквы в суффиксах имён существи-тельных.
Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.
Правописание суффиксов существительных:Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Обозначьте суффиксы существительных, указав, от какой производящей основы образованы данные слова.
Платоч. к, корж. к, сыноч..к, дом. к, замоч. к; стож. к, лягуш. нок, овраж. к, руч. нька; в плам. ни, плем. нем, на стрем. нах, об им. нах; разнос. ик, перебеж. ик, камен. ик, носиль. ик, смен. ик; крош. чка, врем. чко, лап. чка, пугов. чка, реч. нька, за. нька, лис. нька; европе. ц, красав. ца, любим. ц, бессмысл. ца, письм. цо, плать. це, кресл. це, ружь. цо
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.
1. Все охотн. ки — люди утренние, все танц. ры — ночные, вечерние сущ. ства (Пришв.).
2. У разных деревьев — разные подшефные: подберез. в. ки прячутся под березами, подосин. в. ки — под осинами, а сосны и елки скрывают квартиру рыж. ка, масленка или мох. в. ка. Чтобы не повредить грибницу, срезай гриб под корень нож. ком (Над.).
3. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельн. цы все еще шумела (Кор.).
4. Терешка-куч. р никогда ничего лишнего не высказывал. Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюж. ной заговорщиков (П.).
5. Крышка сосуда снова плотно захлопнулась, и Надежда не вылетела: этого не пожелал громоверж. ц Зевс (Кун.).
6. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скаме. чке, поддерживаемой по краям золотыми львами (Дом.).
7. Охотный ряд получил свое название еще в те врем. на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн. ками. На мостовой перед палатками сновали пирожн. ки, блин. ки, торговцы гречнев. ками, жаренными на постном масле. Сбитен. щ. ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит. к, согревавший извоз. ков и служащих, замерзавших в холодных лавках.
8. Старый Берестов взошел на крыльц. с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин. ц. (П.).
9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя. на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.).
Образуйте с помощью известных вам суффиксов все возможные существительные от следующих слов.
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сгруппируйте существительные в зависимости от способа образования. Подчеркните словообразующие суффиксы и объясните их правописание.
Дайте толкование лексического значения имен существительных, обозначающих лиц по роду занятий, профессии, специальности.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Обозначьте графически суффиксы существительных, где они есть.
1. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн. ц. й, ведущей со всех четырех сторон к храму. Тридцать стройных, ослепительно белых колонн окружали святил. щ. храма и несли его пирамидальную крышу (Дом.).
2. Однажды балованный кот каба. ч. цы, хитрый сластена и подхалим, золотоглазый любим. ц всего двора, притащил из сада скворца (М. Г.).
3. Когда-то, еще в крепостные врем. на, на Лубянкой площади появился деревянный балаган с немудреным зверинц. м и огромным слоном. Теперь на этом месте находится Политехнич. кий музей (Гил.).
4. Большие ворота медленно открылись, и пути. ки вошли в сводчатую комнату (Волк.).
5. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветн. ками, обращен был в некошеный луг. (П.).
6. В сие время за. ц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремя. ный закричали во все горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Муромский, провозгласивший себя отличным наезди. ком, дал ей [лошади] волю и внутренне доволен был случаем, избавлявшим его от неприятного собеседн. ка (П.).
7. В гости. ную втащили большую елку. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхуш. чка согнулась под потолком. Игруш. к оказалось мало. Пришлось опять сесть клеить фунт. ки, золотые орехи, привязывать к пря. н. кам и крымским яблокам серебряные верев. чки (А. Т.).
8. Вен. ч. ки трав качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью (Пауст.).
9. С нами был маленький мальч. к. Он был выдумщ. к, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (Пауст.).
Распределите имена существительные по родам в три столбика. От данных существительных образуйте существительные с уменьшительно-ласкательным значением посредством суффиксов -ишк- (-ышк-), -ушк- (-юшк-). Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда одушевленности или неодушевленности.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.
1. Дно реч…ки сплошь усеяно мелкими яркими кам…шками. (В. Солоухин)
2. Вороб…шки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна. (С. Есенин)
3. Мы прошли еще с четверть версты. Показалась маленькая дерев…шка на краю неглубокого оврага. (И. Тургенев)
4. Дарь…шка долго смотрела, от солнца рукой заслоняясь. (Н. Некрасов)
5. Мы с сестрами смотрели, как воробей по соломинке и по пер…шку носил за ставню и вил там гнезд…шко.
6. Но вот дом…шко с вывеской виднеется один около дороги посреди снега, который чуть не до крыш и окон занес его.
7. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сын…шку. (Л. Толстой.)
8. Зерн…шко к зерн…шку – будет мешок. (Пословица)
9. Ив…шка, ив…шка, зеленая моя! Что же ты ив…шка невесела стоишь? Или тебя, ив…шка, солн…шком печет, солн…шком печет, частым дождиком сечет…? (Песня)
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных слов (над этими словами поставлена цифра3).
1. Терпеть он не мог каба..иков, барышников, мироедов (Гладков).
2. Послушай-ка, дружищ. ты, сказывают, петь великий мастерищ.. (Крылов). 3. Губы словно виш..н..ки, вся как цвет..к аленький (Исаковский).
4. Перево..иков из соседней деревни набежало множество (Аксаков).
5. Табун..ик Нестор был одет в казакин (Л. Толстой).
6. Торопливо пр..бежал сма..ик с длинным молотком и лейкой (Серафимович). 7. По словам разве..иков, главный японский штаб стоял в Яковлевке (Фадеев). 8. Вот сидишь ты на веч..рке, и девч..нка – самый цвет (Твардовский).
9. Маленькую Зо..н..ку иногда шутливо называли За..н..кой (Гладков).
10. Пётр был весельч..ком, мастером на все руки, искус..ным (скор..) писцем и перепи..иком книг (Гладков).
11. Дело уп..ралось в скудное житьишк.. с без..емельем, с голодом 3 , с податями (Гладков).
12. Ты соврал, что ты первый гон..ик на моторах! (Гладков).
13. По главным улицам проворно перебегали с лес..нками фонар..ики, заж..гая свет 3 (Шишков).
14. Долго бился судья 3 , допрашивая св..детелей, но так и не обнаружил зачин..иков (Н. Островский).
Работа с текстом.
(1) Луч..к со(?)нца блес(?)нул из(за) леса к..снулся в..рхуш..к д..ревьев от..скал в листве шар..ки зелёных яблоч..к. (2) Дрож(?) света пр..б..жала по саду и з..искрились ..лмазами р..синки на пр..дорожной трав.. . (3) Мал..нький еж..нок впервые вышел из норки и пош..л путешествовать по б..льшому свету.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2. Озаглавьте текст.
3. Выпишите слово(-а) с орфограммой «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».
4. Выпишите существительное(-ые), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о».
Работа с текстом.
(1) Х..р..ши снежные зимы в (Р, р)осси.. ! (2) Бл..стят на со(?)нце глубокие сугробы скрылись (подо)льдом большие реки и мал..нькие реч..нки. (3) Нап..лняется жизнью зимн..й лес. (4) Я ск..лотил ящич..к и по пушист..му снегу отправился уг..щать разн..ми вкусностями зимних об..тателей.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2. Озаглавьте текст.
3. Выпишите из текста слово с орфограммой «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».
4. Выпишите из текста существительное(-ые), правописание суффикса в котором(-ых) определяется правилом: «После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о».