Вставьте пропущенные буквы выделите суффиксы и объясните их написание санкционир вать митинг

Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива). Леле. л, наде. лся, послыил. лся, всматрив. лся, вид. лея, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л. Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание. Санкцыонир. ватъ митинг, участв. ватъ в пикете, вывед. ватъ тайну, оказ. ватъ воздействие, приказ. вать подчиненному, раскруч. вать веревку, развед. вать месторождение угля, доклад. вать о результатах, исповед. ватъ ислам, проповед. ватъ добро, попотч. ватъ пельменями, команд. вать армией, опроб. ватъ новое оружие, исполъз. ватъ достижения техники. Упражнение 6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании. Обессилеть ■— обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить. Упражнение 7. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов. Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

1. ЛелеЯл — лелеять, надеЯлся — надеяться, послышАлся — послышаться, всматривАлся — всматриваться, видЕлся — видеться, обидЕл — обидеть, значИл — значить, таЯл — таять, окончИл — окончить, повесИл — повесить, вылечИл — вылечить, ненавидЕл — ненавидеть, спорИл — спорить, клеИл — клеить, строИл — строить, сеЯл — сеять.
Упражнение 5. . Санкционировать (на -ую) митинг, участвовать (на- ую) в пикете, выведывать (на -ываю) тайну, оказывать (на — ываю) воздействие, приказывать (на — ываю) подчиненному, раскручивать (на- иваю) веревку, разведывать (на — ы ваю) месторождение угля, докладывать (на — ываю) о результатах, исповедовать (на — ую) ислам, проповедовать (на -ую) добро, попотчевать (на -ую) пельменями, командовать (на -ую) армией, опробовать (на — ую) новое оружие, использовать (на — ую) достижения техники.
Упражнение 7.
Лыка не вяжет, (вязать -1), далеко не уедешь (уехать -1), калачом не заманишь (заманить — 2), как только земля терпит (терпеть — 2 , исключение), руки не доходят (доходить — 2 ), не разгонишься (разогнаться — 2, исключение), ухо режет (резать — 1), на бедного Макара все шишки валятся (валиться — 2), своя ноша не тянет (тянуть — 1), правда глаза колет (колоть — 1), души не чает (чаять — 1), на языке вертится (вертеться — 2 спр, исключение), ковром стелется (стелиться 1, исключение), комара не обидит (обидеть — 2 , исключение), пальчики оближете (облизать — 1), комар носу не подточит (подточить — 2), дареному коню в зубы не смотрят (смотреть — 2, исключение).

Упражнение 6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами.
Обессилеть в конце пробежки (потерять силы, устать) — обессилить противника (лишить его силы);
обледенеть полностью (покрыться льдом) — обледенить каток (покрыть льдом);
ослабеть от простуды (потерять силы) — ослабить хватку (сделать слабой); обезденежеть к концу месяца (остаться без денег) — обезденежить мошенника (лишить его денег);
обескроветь от болезни (лишиться крови) — обескровить семью (лишить крова, дома, крыши);
обесплодеть от старости ( стать бесплодным) — обесплодить землю (сделать бесплодной);
обезножеть от страха (не чувствовать ног от страха) — обезножить врага (лишить ножа).

Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола и гласных в суффиксах причастий. ЗАДАНИЕ №12» .

для подготовки к ЕГЭ

по русскому языку

Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола и гласных в суффиксах причастий. ЗАДАНИЕ №12» .

ученика (цы) _____ класса_______

учитель русского языка и

Белая Лидия Никола

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ (задание№12). Она содержит систематизированный теоретический материал, тренировочные и практические задания.

Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11-х классов общеобразовательных учреждений и может использоваться в 10-х классах с целью систематизации знаний по теме « Правописание безударных личных окончаний глагола и гласных в суффиксах причастий. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени».

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) крикн..шь, незыбл..мый

2) прогон..шь, незнач..мый

3) разве..шь, выгляд..вший

4) выточ..шь, довер..нный

5) ка. щийся, вид. щий

Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения

Чтобы определить спряжение глагола, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы на ИТЬ , КРОМЕ брить, стелить, зиждиться (и всех производных от них)

К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, КРОМЕ гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть (и всех производных от них).

В личных формах глаголы I спряжения имеют в окончаниях буквы У, Ю, Е
В личных формах глаголы II спряжения имеют в окончаниях буквы И, А,Я

Исключения: брить, I спр. терпеть, вертеть, обидеть, II спр.

стелить зависеть, видеть, смотреть,

ненавидеть, гнать, держать,

Запомните: глаголы I спряжения — каЯться, маЯться, лелеЯть, веЯть, сеЯть, блеЯть, затеЯть, реЯть,

НО: глагол II спряжения – клеИть

. Обратите внимание на окончания глаголов лететь, лечить, гореть : летИт, лечИт, горИт – это глаголы II спряжение, окончание ударное. При появление приставки ударение «переходит» на неё, однако окончание остаётся прежним: вылетИт, вылечИт, выгорИт.

  • глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).
  • глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.

Хотеть в ед.ч. имеют безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)

Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут

Правописание суффиксов причастий НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ определяется спряжением.
Сначала находим инфинитив, от которого образовано причастие, далее определяем спряжение.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, в суффиксах пишем буквы У, Ю, Е.

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, в суффиксах пишем буквы И, А, Я.

Правописание суффиксов глаголов и причастий прошедшего времени.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом «Л» пишется та буква, которая была в неопределенной форме глагола перед -ть
Например: раста..ла

Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растаять, значит, перед «Л» пишем букву «Я» — растаЯлА

Правописание суффиксов причастий прошедшего времени определяется по инфинитиву глагола, от которого оно образовано.
Перед -вш-, -ш- пишется та же гласная, что и в основе неопределенной формы глагола (читать – читавший, растаять — растаявший)

ПОТРЕНИРУЕМСЯ : выполните следующие упражнения.

Задание № 1. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Задание №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Задание№ 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Задание № 5. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир. вать митинг, участв. вать в пикете, вывед. вать тайну, оказ. вать воздействие, приказ. вать подчиненному, раскруч. вать веревку, развед. вать месторождение угля, доклад. вать о результатах, исповед. вать ислам, проповед. вать добро, попотч. вать пельменями, команд. вать армией, опроб. вать новое оружие, использ. вать достижения техники.

Задание №6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Задание № 7. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Задание № 8. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Задание № 9 . Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Задание№10. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Задание№11. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ №1.

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1 . Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю).

1.они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Тест № 2 . Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Тест № 3 . Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Тест № 4 . Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и .

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Тест № 5 . Укажите номера слов, в которых допущены ошибки.

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Тест № 6 . Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки .

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени

Если причастие образовано от инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ, то пишем А, Я (потерянный — потерять, засеянный — засеять)

Если причастие образовано от инфинитива на -ИТЬ, -ЕТЬ, то пишем Е (закрученный — закрутить)

Внимание! Чтобы не допустить ошибки в написании гласной в страдательных причастиях прошедшего времени, будьте осторожны при определении инфинитива.

Порядок применения правила

1.Убедись, что перед тобой причастие. Причастие всегда образуется от глагола и отвечает на вопросы Какой? Каков?

2.Определи, действительное причастие или страдательное. Действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действия, а страдательное причастие обозначает признак предмета, над которым совершают действия.

Солнце, освещающее землю – солнце, которое освещает – действительное.

Дорога, освещенная солнцем – дорогу, которую осветило солнце – страдательное.

3.Определи время, в котором стоит причастие.

4.Дальше пользуйся алгоритмом.

Правило пользования алгоритмом

1. Чита __ий. Это действительное причастие, стоит в форме настоящего времени, образовано от глагола читать – I спр., пишем суффикс –ющ-.

2. Подта__вший. Это действительное причастие, стоит в форме прошедшего времени, образовано от глагола подтаять, перед суффиксом — -вш- пишем суффикс –я-, который стоит перед –ть в глаголе.

3. Увлеч__нный. Это страдательное причастие, стоит в форме прошедшего времени, образовано не от глагола на –ать, -ять, поэтому пишем суффикс –енн-.

4. Муч__мый. Это страдательное причастие, стоит в форме настоящего времени, образовано от глагола мучить – II спр. Пишем суффикс –им-.

Сложности в определении гласной в страдательных причастиях прошедшего времени (выкачанный/выкаченный, развешанный/развешенный, замешанный — замешенный, пристреленный/пристрелянный и т.д.)

Будьте внимательны при определении инфинитива!

Ковры развешаны во дворе (развешать) – продукты в магазине развешены (развесить)
Обвешанные лентами (обвешать) – обвешенные продавцом (обвесить)
Замешанные в преступлении (замешать) – замешенное тесто (замесить)
Расстрелянные партизаны (расстрелять) – подстреленные охотниками (подстрелить)
Пристрелянное ружье (пристрелять) – пристреленный заяц (пристрелить)
Выкачанная из бака вода (выкачать) – выкаченная из подвала бочка (выкатить) Определить, находится ли окончание глагола под ударением

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завесили
Дверь навесили
Покупателя обвесили
Чай развесили
Мусор вывалили
Тесто замесили
Бочку выкатили
Кабана пристрелили

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завешали
На стенах навешали
Корабли обвешали
Белье развешали
Полушубок вываляли в снегу
Замешали в неприятную историю
Воду выкачали
Пристреляли ружье

ПОТРЕНИРУЕМСЯ : выполните следующие упражнения.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ №2.

Тест № 1. Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1.отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Тест № 2 . Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я.

2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Тест № 3. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква е.

1.свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Тест № 4. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я).

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Упражнение №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.

Упражнение №2. Вставьте пропущенные буквы .

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Упражнение №3 . Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.

Упражнение №4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени;

б) страдательных причастий настоящего времени .

а) Тяжело дыш. щий человек, бор. щийся с ленью, слыш. щийся издалека звук, стел. щийся туман, завис. щие от него обстоятельства, мел. щий муку агрегат, стро. щееся здание, кле. щий коробку мальчик, ре. щие знамена, запреща. щая директива, сража. щиеся воины, хлопоч. щая у плиты хозяйка, леч. щий врач, дорогосто. щие товары, готов. щийся к занятиям студент, знач. щееся в фондах количество книг, логично мысл. щий ученик;

б)разыскива. мый раритет, трудновоспиту. мый подросток, доказыва. мое обвинение, составля. мый документ, занима. мая должность, независ. мая комиссия, обвиня. мый в угоне машины, слыш. мый соседом, вид. мое затмение, всеми уважа. мый человек, рекоменду. мая литература, отправля. мые письма, не облага. мые налогом услуги.

Упражнение №5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1) Вслушайтесь в дальний рокоч. щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та. щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ. щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне. щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч. щий на хрустальном горизонте моря, и на пен. щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима. мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш. мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил особый вид можжевельника, стел. щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)

Упражнение№6. Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия настоящего времени.

1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать) к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма (Булг.). 2. Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла. (Булг.). 3. Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую (Л. Т.) 4. Пьесы Гоголя — это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального, (познавать) при помощи рациональной речи (Наб.). 5. Рано утром, когда в дачном поселке все еще спали, на берег моря вышел человек с (седеть) висками, с глубокими, но (сиять), как у ребенка, глазами (Биан.). 6. Уютно в комнате, (увешать) коврами и (обставить) книгами.

Упражнение№7. Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.

Кле. щие игрушки дети, гон. щий табун лошадей пастух, стел. щийся плющ, бор. щийся со стихией человек, брезж. щий рассвет, колебл. мые ветром травы, мел. щая кофе машинка, леч. щий врач, пыш. щий здоровьем человек, реж. щий предмет, приемл. мое решение.

Упражнение №8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Печорин — человек решительный, алч. щий тревог и битв (Бел.). 2. Кое-где видны остатки та. щего снега. 3. Троекуров мало заботился о выигрыше зате. ного им дела (П.). 4. Калиныч провел нас в избушку, увеш. ную пучками сухих душистых трав (Тург.). 5. Падение большого подрубл. ного дерева изумило меня. 6. Мы шли по вымощ. ной серыми камнями мостовой, усе. ной желтой листвой. 7. Дед Щукарь, стремительно увлека. мый в сени, так и не успел кончить фразы (Шол.). 8. Под цвет. ей вишней стояла широкая скамья. 9. Ключ бил из расселины берега, превративш. ся в небольшой овраг. 10. Картины, пис. ные масляными красками, были особенно привлекательны. 11. Слабо льющийся свет звезд отражался в посеребр. ной глади озера. 12. Стро. щиеся дома имели улучш. ную планировку. 13. Завис. щие от нас обстоятельства меняли планы. 14. На полях работали студенты, пол. щие сорняки. 15. Мы увидели редкое явление — маш. щую крыльями мельницу. 16. Нежно розовели окраш. ные розовыми лучами утреннего солнца макушки вишневых деревьев.

Упражнение №9. От данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.

Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.

Упражнение №10. От данных глаголов образуйте причастия прошедшего времени с суффиксами -вш- (-ш-), -ий-, -енн-, -т-. Объясните правописание этих суффиксов.

Влить, выздороветь, вымотать, допеть, задержать, замесить, замешать, застрелить, молотить, обвенчать, обвешать, обессилеть, обессилить, обвеять, приклеить, расстрелять, смочить, ускорить, утратить.

Упражнение №11. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите в скобках глагол, от которого образовано причастие. Обозначьте суффиксы причастий и объясните их правописание.

1. Разорв. нной каймой неясного тумана обрывки прошлых лет встают передо мной (П. Герм.). 2. Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстро. нной под Москвой на берегу реки, вышел человек с острой бородкой и облач. нный в белый халат, была половина второго ночи. Тут же находился и крайне взволнованный поэт Рюхин (Булг.). 3. За повозкой осужденных двигались другие, нагруженные свежеотес. иными столбами с перекладинами, веревками, лопатами и топорами (Булг.). 4. Маргарита летела по-прежнему медленно в пустынной и неизвестной местности, над холмами, усе. иными редкими валунами, лежащими меж отдельных громадных сосен (Булг.). 5. В серой пелене, убега. шей на восток, появились синие окна (Булг.). 6. А наконец зазвучал и заглуш. нный доселе фонтан. 7. На выгор. вших обоях остались яркие квадраты от снятых гравюр и фотографий (Наг.). 8. Нависший с края кучи сугроб, растревож. нный падением Никиты, насыпался на него и засыпал ему снегу за шиворот. (Л. Т.).

Упражнение №12. Вставьте пропущенные буквы и укажите, от каких глаголов образованы следующие причастия.

Колышущаяся степь, зыбл. щаяся поверхность моря, стел. щийся плющ, кле. щие игрушки дети, дремл. щий ребенок, бор. щийся со стихией рыбак, гон. щий тучи ветер, колебл.-.щийся ковыль;

оправдываемый, оправдыв. вший, разгружавшийся, разгруж. ный, леле. вший, пристрел. ное ружье, пристрел. ный хищник, выпар. ный, испещр. ый, брош. ный, осме. ный;

вял. ная на солнце рыба, обиж. ный брат, купл. ная книга, посаж. ная береза, нетопл. ная печь, осмол. ная лодка, разбавл. ный настой трав, насто. ный на смородине чай.

ОТВЕТ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самостоятельная работа.

1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

дремл. . .шь, подстрел. . .нный, стел..шь, закручива. . .мый, замет…в

2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

обид…вший, накле…л, растер…нный, стел…шься, бор…тся

3.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

отбарабан…ть, верт…тся, прикаса…тся, помир…тся, держ…шься

4.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А (Я)

дорогосто … щая мебель , лица сия. . .т радостью, дремл. . .щие силы, враги

ка … тся , волну. . .щийся отец

5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

раздел. ..шь, колебл. . .мый, откус. . . шь, выключ. . .вший , подкле. шь

6.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

бор…шься, слыш. мый , разлож. шь, устро … вший, отгон. шь

7.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

выращ … нный , напиш…шь, муч. . .мый, постел. шь, подкол..шь

8.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

умнож. вший , маяч. шь, увид. нный, скле…шь, раскрас … вший

9.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

уменьш … нный , заброс…вший, умнож. шь, вычист. шь, назнач. . .вший

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А (Я)

стро. . .тся роты , жажд. . .щий успеха , животрепещ … щий вопрос , курлыч … щие

журавли , ивы плач. . .т

1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

рекоменду. мый, практику. шь, всхлипыва. шь, сломл. нный, верт. шь

2.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

расклан..вшийся, преодолева..мый, вытян..шься, руб. шь, поставл. нный

3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

хлопоч. шь, движ…мый ,бор…шься, уполномоч. нный, пряч. шься

4.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

ненавид…мый, дыш…шь, омыва. мый, служ. шь, держ. шься

5.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

изуч. нный, униж…нный, плещ. шь, вид. мый, хлопоч. шь

6.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

прикле. нный, клянч. шь, кол. шь, закруч…нный, увид. вший

7.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

закле. нный, точ…шь, бре…шься, вяж. шь, дремл. шь

8.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

дыш. шь, обид…вший, реж. шь, леле…шь, пол…шь

9.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

дремл…шь, приемл. мый, воспева. мый, завис….мый, стел. шь

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

вид…мый, выгор. шь, добыва. мый, завис. мый, задерж…шься

Задание№3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) много знач..щий для меня, санки ещё послуж..т

4) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

5) родители науч..т, завис. щий

3) бормоч..щий во сне, колыш. щиеся (деревья)

1) плач..щий (малыш), (бумаги) отыщ..тся

2) знач..щиеся (по списку), (капли) брызж..т

3) колыш..щегося от ветра, маш..щая (крыльями)

4) леч..щего (врача), (они) теш..тся

5) люб..щий, ссор..щиеся

1) рокоч..щий шум, помощники держ..т

2) хохоч..щий клоун, (учителя) цен..т

3) каж..щийся успех, охотники ищ..т

4) полощ..щая бельё, слова много знач..т

5) (друзья) дел..тся (всем), корм..тся (белки)

1) знач..щиеся по списку, выкач..нная (вода)

4) люб. щий, завис..щий

2) колыш..щегося (от ветра), (капли) брызж..т

5) вытерп..шь, рекоменду..мый

3) бумаги отыщ..тся, засвищ..т соловьи

1) клянч..щий конфету, дети плач..т

2) движ..щаяся колонна, оружейники точ..т

3) в колыш..щейся ржи, защебеч..т (птицы)

4) вяж..щая (хурма), брезж. щий (туман)

5) (родители) удерж..т, накорм..т

1) немысл..мый, помо..шь (пол)
2) неотъемл..мый, посе..вший
3) уравновеш..нный, увид..вший
4) люб..щий, стро..вший
5) подстрел..нный, обознач..нный

Ответ:___________________
7.
1) завис..щий (от погоды), гон..щий (тучи)
2) оплач..нный, переворот..шь
3) (они) взбаламут..т, вид..щий (перспективу)
4) стел..щийся, раска..вшийся
5) стро..щееся (здание), рассе..нный

8.
1) сия..шь, закле..вший
2) представ..шься, независ..мый
3) налад..шь, скле..нный
4) онеме..шь, ожида..мый
5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся

9.
1) гарантиру..мый, завис..шь
2) зате..шь, омыва..мый
3) наполн..нный, расправ..вший
4) услыш..нный, (огни) маяч..т
5) (лошади) тащ..т, плещ..щий

10.
1) задремл..шь, ознаком..вшийся
2) осмотр..шь, брош..нный
3) останов..шься, прослуш..нный
4) затихн..шь, ожида..мый
5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый

11.
1) выпущ..нный, сдерж..нный
2) наде..шься, задерж..шься
3) выдерж..вший, (конь) стренож..нный
4) маяч..щий, тащ..щий (мешок)
5) завис..щий, (пропеллеры) верт..тся

12.
1) скле..нный, почу..вший
2) вид..мый, стро..вший
3) знач..щий, замеш..нный (в преступлении)
4) ненавид..мый, подар..нный
5) скруч..нный,колбл..мый

13.
1) перемеш..нные (карточки), услыш..нный
2) обид..шься, раскле..вший
3) перекруч..нный, вытерп..те
4) завис..щий, (дворники) очист..т
5) наруш..нный, увид..вший

1) познаком..шься, зала..вший
2) отскоч..шь, увид..нный
3) покаж..шь, налажива..мый
4) восстанов..шь, довер..нный
5) (родители) тревож..тся, тащ..щаяся (повозка)

15.
1) овлад..вающий, замёрзн..шь
2) заполн..вший, определя..мый
3) нагружа..мый, высуш..нный
4) вер..щий, (пастухи) гон..т
5) маяч..щий, тащ..щий

Задание№4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1.
1) почу..вший, зала..л
2) гон..щий, раска..вшийся
3) расстро..шься, обиж..нный
4) движ..мый, слыш..мый
5) стро..мый, надева..мый

2.
1) расстел..м, огранич..нный
2) расплющ..л, замаяч..шь
3) обид..вший, замороз..шь
4) раскраш..нный, увенч..нный (славой)
5) (кузнечики) стрекоч..т, служ..щий (в театре)

Ответ:___________________
3.
1) бор..шься, воспева..мый
2) проед..шься, необита..мый
3) верт..шься, обнаруж..нный
4) завис..шь, подстриж..нный
5) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес)

4.
1) Невид..мый, встревож..нный
2) готов..щиеся, полыха..щая (заря)
3) дремл..щие, та..щие (снежинки)
4) выстро..шь, распиш..шься
5) пророч..щий, услыш..вший

5.
1) повер..шь, наполн..вшийся
2) накол..шь, движ..мый
3) вытерп..шь, запомн..вшийся
4) дремл..шь, предвид..вший
5) поджар..шь (картофель), наследу..мый (титул)

1) жар..щий (мясо), (друзья) обид..тся
2) зыбл..щаяся (рожь), (пчёлы) жал..т
3) (зрители) рассмотр..т, пол..щий (грядки)
4) возглавля..мый, (повсюду) ищ..шь
5) (друзья) задерж..тся, (врачи) вылеч..т

Ответ:___________________
7.
1) (они) кол..т, се..щий
2) застел..нный, увид..ть
3) слыш..мый, выгор..вший
4) движ..щий, бре..щий
5) закле..нный, чита..мый

1) задерж..шься, побре..шься
2) спряч..шься, необознач..нный
3) узнава..мый, наде..вшийся
4) муч..щий, (друзья) поддерж..т
5) ма..вшийся, взлеле..нный

9.
1) подпрыгн..шь, завис..мый
2) подремл..шь, определя..мый
3) рассмотр..шь, оконч..вший
4) намаж..шь, накле..вший
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т

10.
1) утрач..нный, наклоня..шься
2) оберега..мый, разруш..нный
3) замаяч..шь, мороч..вший (голову)
4) неприка..нный, мер..щий (одежду)
5) отча..вшийся, устраива..щий

11.
1) закле..шь, выстрел..вший
2) взглян..шь, подстрел..нный (хищник)
3) присво..шь, незыбл..мый
4) поразмысл..шь, купл..нный
5) наде..щийся, (травы) колебл..тся

12.
1) занавеш..нный, завис..вший
2) постел..шь, проветрива..м
3) размен..нный, подта..вший
4) начерт..шь, возглавля..мый
5) познаком..шься, обезум..л

13.
1) паш..щий, кудахч..щий
2) размолот..шь, распева..шь
3) преобража..мый, очаровыва..шь
4) обеспоко..нный, почист..вший
5) слыш..шь, запомн..вший

1) закашля..шься, рассерж..нный
2) непререка..мый, побре..шься
3) понадоб..шься, расстро..вшийся
4) вывал..нный (в снегу), восторж..нный
5) колебл..мый, встрет..вший

1. посе..нный, взлеле..в

2. щекоч..щий, противореч..щий

3. обездвиж..нный, колебл..мся

4. раска..вшись, дремл..щий

5. замес..шь (тесто), движ..мый

КЛЮЧИ. ПОТРЕНИРУЕМСЯ:

Правописание окончаний и суффиксов глагола

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ №1.

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ №2.

Тест № 2: 5, 7,10,12.
Тест № 3: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 4: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар,

т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар, т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)

ТСЯ/ТЬСЯ — упражнения на правописание окончаний в глаголах

Правописание Тся и Ться в глаголах

Упражнение 1.

Вставь, где надо, ь.

Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся.
Создаёт….ся команда, пора сдават….ся, ему удаёт…ся вернут….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, брат….ся за ручку, он лечит….ся в больнице, волны бьют….ся, надо собират….ся, кот царапает….ся, давай лечит….ся.
Лит….ся из крана, поднят….ся в горы, дети шепчут…ся, комар кусает…ся, надо умыват….ся , рано открывает….ся, вылит….ся из бутылки, греет….ся на солнышке, хочется погрет….ся, друзья помирят….ся, кафе закрывает…ся , дорого продават….ся, дорога сужает….ся.
Костёр разгорает….ся, можно простудит….ся, не будем ссорит…ся, посыпат….ся с полки, хватит ругат….ся, копат….ся в огороде, они быстро оденут….ся, можно ошибит….ся, ты будешь смеят….ся, нужно осмотрет….ся, занавес опускает….ся, помогут устроит….ся, любоват…ся природой.

Упражнение 2.

Внимательно прочитайте предложения, найдите глаголы на изученные правила. Вставьте где необходимо в глаголы ь.

1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.)
2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.)
3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский).
4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский).
5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков).
6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова).

Выполни грамматические задания:

— (к) природе — морфологический разбор

— заросли — морфемный разбор

— голубое — фонетический разбор

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир. вать митинг, участв. вать в пикете, вывед. вать тайну, оказ. вать воздействие, приказ. вать подчиненному, раскруч. вать веревку, развед. вать месторождение угля, доклад. вать о результатах, исповед. вать ислам, проповед. вать добро, попотч. вать пельменями, команд. вать армией, опроб. вать новое оружие, использ. вать достижения техники.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев).

Упражнение 14.

Спишите. Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».

Учит…ся – всегда пригодит…ся. Женя пусть учит…ся в вашем классе.К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

Мы пойдем купат…ся
И в воде плескат…ся,
Брызгат…ся, резвит…ся,
Будет Настя мыт…ся.

Упражнение 15.

Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними предложения.

Совать нос, надуть губы, признать вину, бежать со всех ног, распускать руки, повесить голову, сложить оружие, не сварить каши, рассказать как на духу.

Выписать из текста возвратные глаголы с зависимыми словами.

Крот ни разу не присел за все утро, потому что приводил в порядок свой домик после долгой зимы. Сначала он оборудовал счетками и пыльными тряпками. Потом занялся побелкой: он то влезал на приступку, то карабкался по стремянке, то вспрыгивал на стулья. Наконец пыль совершенно запорошила ему глаза и застряла в горле, белые кляксы покрыли всю его черную шерстку, спина отказалась гнуться, а лапы совсем ослабели.

(К.Грэм.)

  • Надпишите над словами, какими частями речи выражены члены предложений.
  • Сделайте вывод о синтаксической роли глагола в предложении
  • Выпишите из первого и четвертого предложений глаголы, разберите их по составу.

Упражнение 17.

Спишите предложения, вставьте ­ся(­сь). Объясните употребление ся(­сь).

1. Собрание начало…. 2. Отряд расположил…на берегу реки. 3.Дверь бесшумно открыла…4. Не беспокойте… обо мне. 5. Старайте… окончить работу вовремя. 6. Умывайте…быстрее. 7. Становите… на зарядку.8. Пожалуйста, не волнуйте…

Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеологизма. Объяснить его значение, правописание ­тся, ­ться в глаголах.

Садит?ся / не в свои сани.
Согнут?ся в /три погибели.
Вертет?ся / как белка в колесе.
Разрыват?ся / на части.
Трудит?ся / в поте лица.
Будешь трудит?ся ­/ будешь кормит?ся.
От безделья дурь наживает?ся, / а в труде воля закаляет?ся.

Замените одним словом.

Образец: Брать под защиту кого­нибудь – опекаться.

Приветствовать друг друга при встрече. Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение. Давать согласие. Собирать перед поездкой вещи. Допускать ошибку. Проявлять интерес к чему­либо. Вступать в знакомство. Чувствовать обиду. Уплатить полностью, сколько следует. Излишне расхваливать свои заслуги.

Перепишите загадки. Подчеркните глаголы в форме 3­го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя.

  1. Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор).
  2. Кочет голенаст, кланяться горазд (топор).
  3. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).
  4. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд (печь, огонь и дым).
  5. Серое сукно тянется в окно (дым из курной избы).
  6. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится (веник).
  7. Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
  8. Два братца хотят подраться, да руки коротки (коромысло).
  9. Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал – пеленаться стал (горшок).
  10. Родится – вертится, растет – бесится (кипит), помрет – туда дорога (горшок).
  11. В липовом корытце живое мясцо шевелится (нога в лапте).
  12. Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся (письмо).

Упражнение 21.

Прочитайте.Выпишите глаголы, определите их вид и время. Укажите начальную форму. Разберите по составу слова: обовьются, зацепятся. Выпишите предложения с однородными членами.

Горох.

Горох нуждается в помощи земледельца. Его стебли не могут расти вверх. Если люди оставят их без присмотра, стебли спутаются. Но есть у гороховых листьев гибкие усики. Они дотянутся до опоры, обовьются вокруг нее и зацепятся. А там ухватится горох новыми усиками и снова укрепится. Так и начнет растение карабкаться все выше.

Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола.

Два медведя в одной берлоге не (ужиться). Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться). Дешево волк в пастухи (наниматься), да мир подумывает. Добрый пастух не о себе (печься), о скотине. От малого большое (зарождаться). Хвали сон, когда (сбыться). Не (гоняться) слон за мышью. Низко (кланяться), а больно кусает. Не нами свет начался, не нами и (кончиться). Слухом земля (полниться). Товар лицом (продаваться).

Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3­го лица одной чертой, в неопределенной форме – двумя.

  1. Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить!
  2. Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся.
  3. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся.
  4. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать.
  5. Господь повелел от земли кормит_ся.
  6. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся.
  7. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу.
  8. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся.
  9. Товар полюбит_ся – ум расступит_ся.
  10. Дорожит_ся – товар залежит_ся; продешевить – барышей не нажить.
  11. Без четырех углов изба не рубит_ся.
  12. Торопит_ся жить – скоро умереть.

Упражнение 24.

Прочитайте пословицы. Спишите.Раскройте скобки. Глаголы 3­го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве – в правый.

  1. В чужом платье не накрасоват(?)ся.
  2. Намучит(?)ся – научит(?)ся.
  3. Всякая птица своим пером красует(?)ся.
  4. Сену с огнем не улежат(?)ся.
  5. Есть время плакать, есть и веселит(?)ся.
  6. Берегись его, как берегут(?)ся огня да воды.
  7. На чужое добро и глаза разгорают(?)ся.
  8. На друга надеят(?)ся – самому пропадать.
  9. Всякий мастер сам себе дивит(?)ся.
  10. Поклонит(?)ся – голова не отвалит(?)ся.
  11. Не силой борют(?)ся, а сноровкой.
  12. Что не варит(?)ся, того и в горшок не кладут.

Упражнение 25.

Выпишите в два столбика по образцу:

Надо что делать? – учиться.
Он что делает? – учится.

1. Легко подружит_ся – тяжело разлучит_ся. 2. Тот труда не боит_ся, кто умеет трудит_ся. 3. Человек по делу узнает_ся. 4. В умной беседе – ума набрат_ся, в глупой – себя потерять. 5. Не трудит_ся – так и хлеб не родит_ся. 6. Обленит_ся – так и хлеба лишит_ся.

Упражнение 26.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Стало см_ркат_ся. Вдруг в тишине разд_ет_ся крик птицы. Можно отпр_влят_ся на рыбалку. Все из рук валит_ся. Возят_ся под снегом лесные мыши. (И.Соколов­ Микитов) Снег искрит_ся, сверкает на солнце. Мгла спускает_ся с гор и ложит_ся на лес, речку*.
В прозрачном зеркале воды отражают_ся звезды*. Все выше поднимает_ся солнце. Жители больших городов редко любуют_ся восходом солнца. Рождает_ся новый день.

Упражнение 27.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Люди в разных странах здоровают_ся по­разному. Японцы при встреч_ кланяют_ся. В Тунис_ принято при встреч_ поклонит_ся, затем поднести правую руку ко лбу, затем к губам и сер_цу. Этот жест как бы говорит: «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я ув_жаю тебя».

Составьте схему последнего предложения

Упражнение 28.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

а) Вечереет. По снегу проносит_ся тень. Она движет_ся к сосне. Это сова. Охотники знают, как охотит_ся она на зайцев*. Усядет_ся на ветках или на пне и поджидает добычу.

(По Д.Зуеву)

  • Составьте схему отмеченного значком «*» предложения.
  • Найдите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка + корень+окончание+ суффикс.

б) В сум_рках кр_дет_ся по лесной опушк_ рыжий зверь*. Это кумушка выходит на охоту. Вот перебежала осинник, напала на снежн_ следы зайца и несет_ся за ним**. А косой делает круги, путает след и мчит_ся к чащ_бе. Здесь сп_сение.

(По Д.Зуеву)

  • Сделайте синтаксический разбор отмеченного значком «*» предложения.
  • Составьте схему отмеченного значком «**» предложения.
  • Выпишите глагол, строение которого соответствует схеме: приставка + корень+ суффикс+ суффикс+ окончание.

Упражнение 29.

Вставьте, где необходимо, Ь.

1. Хорошо на того грозит..ся, кто гроз боит..ся. 2. Что летом родит..ся, то зимой пригодит..ся. 3. Счастье в воздухе не вьет..ся, а руками достает..ся. 4. День на день не приходит..ся. 5. Нечего тому страшит..ся, кто ничего не боит..ся. 6. День начал смеркат..ся, мы решили искупат..ся напоследок. 7. Дорога все круче взбирает.. ся в гору. 8. Что-то виднеет..ся вдали. 9. Ему не удаст..ся это сделать. 10. Это не могло не удат..ся. 11. Не надо предават..ся отчаянию. 12. Она предаст..ся воспоминаниям. 13. Кажет..ся, скоро начнет..ся спектакль. 14. Он должен закончит..ся через три часа. 15. Когда раздаст..ся стук и откроет..ся дверь, нас уже не окажет..ся в комнате. 16. Нам вскоре придет..ся расстат..ся. 17. Хочет..ся выговорит..ся до конца; может, к друзьям наведат..ся? 18. Ему нездоровит..ся.

Вставьте, где необходимо, Ь.

1. Чуть брезжит..ся. 2. Начинает смеркат..ся. 3. Для этого делает..ся всё возможное. 4. Ты не должен обижат..ся. 5. Никому не удаст..ся нас поссорить. 6. Это должно удат..ся. 7. Когда раздаст..ся финальный аккорд, нужно будет поторопит..ся. 8. Пора собират..ся в дорогу. 9. Этому, разумеет..ся, придает..ся особое значение. 10. Мне кажет..ся, кто-то стучит..ся в дверь. 11. Фильм должен закончит..ся через полчаса. 12. Премьера состоит..ся завтра. 13. Вы не должны сердит..ся. 14. Строительство завершит..ся в мае. 15. Мне сегодня что-то не работает..ся и не пишет..ся. 16. В этом лесу легко заблудит..ся, если не держат..ся главного русла. 17. Здесь равнина соприкасает..ся с горами. 18. Нужно убедит..ся в эффективности этого метода. 19. Только что-то мне сегодня не колдует..ся с утра. (Л.Филатов)

Вставьте, где необходимо, Ъили Ь.

Из..ять, батал..он, п..еса, транс..европейский, сверх..естественный, из..ясняться, ин..екция, почтал..он, б..ется, необ..ятный, под..оконник, р..яный, кинос..емка, полен..я, под..емлет, интерв..ю, д..як, под..ячий, из..ян, кон..юнктура, ад..ютант, об..ект, вз..ерошить, с..экономить, трех..ярусный, четырех..этажный, из..явить, волеиз..явление, об..явить, с..ехидничать, без..алкогольный, пан..европейский, двух..атомный, неот..емлемый, п..едестал, в..ется, в..езд, от..утюжить, рукодел..е, кур..ез, раз..ахаться, об..ятие, с..узить, под..ехать, компан..он, с..ездить, в..ехать, под..езд, под..оконник, с..агитировать, с..едобный, лис..и, медвеж..и, в..юн, с..язвить, мурав..иный, суб..ективно, с..организовать, об..яснение, кинос..ёмка, бул..он, об..ем, неиз..яснимый.

Вставьте И или Ы после приставок.

Под..тожить, пост..мпрессионизм, пред..юльский, без..дейный, сверх..зысканный, транс..ранский, без..нициативный, пред..нфарктный, супер..нтендант, под..мать, раз..скать, пред..сторический, меж..нститутский, пред..дыдущий, без..ндукционный, пан..сламизм, сверх..нтересный, раз..граться, небез..звестный, без..сходный, контр..гра, с..змальства, меж..здательский, без..скусный, транс..орданский, дез..нфицировать, под..грать, небез..нтересный, дез..нтеграция, пед..институт, без..скусственный, из..скать, пост..ндустриальный, с..мпровизировать, сверх..зобретательный, дез..нформация, под..скать, суб..нспектор, под..нтегральный.

Тесты по теме «Правописание ться — тся у глаголов»

Тест 1

Тест 2

Тест 3

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

А. Надо упражнят..ся, план не удаст..ся.
Б. Стало смеркат..ся, пора собират..ся.
В. Не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся.
Г. Туман рассеет..ся, хотел отправит..ся.

Варианты ответов: 1) Б, В 2) А, Б 3) Б, Г 4) В, Г


источники:

http://infourok.ru/rabochaya-tetrad-dlya-podgotovki-k-ege-po-russkomu-yazyku-tema-pravopisanie-bezudarnyh-lichnyh-okonchanij-glagola-i-glasnyh-v-su-5339439.html

http://nauka.club/russkiy-yazyk/tsya-i-tsya-v-glagolakh-uprazhneniya.html