Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите какому принципу правописания подчиняется

Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите какому принципу правописания подчиняется

Задание 1.

Какие слова в русском языке можно назвать словами-двойниками? Приведите примеры таких слов. Каким термином (терминами) их называют?

Ответ. Двойниками — это люди, имеющие полное внешнее сходство друг с другом или очень похожие друг на друга внешне. Поэтому слова, внешне – графически и/или фонетически – похожие друг на друга, также можно назвать двойниками. (1 балл). Терминологически их определяют как слова-омонимы (1 балл). Различают лексические омонимы – одинаково звучащие слова, но не имеющие общих элементов смысла; омоформы – слова, у которых совпадают только отдельные формы (пила — пила); омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но различаются написанием (луг — лук); омографы – слова, которые одинаково пишутся, но различаются произношением (ударением) (замок — замок); грамматические омонимы – внешне совпадающие формы одного и того же слова (молодой — молодой)

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Терминологическое определение – 1 балл; указание на терминологическое определение варианта омонимии – 0,5 балла.

Пример – 0,5 балла.

Задание 2.

Какие из приведенных ниже слов можно объединить в группы как родственные? Прокомментируйте свой ответ.

Купы, купола, купно, купидон, купейный, куплет, купальня, купон, купель, купля, купировать.

Количество баллов.

Каждая группа – 1 балл. Всего 3 балла.

Комментарий каждой из групп – до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности. Всего 9 баллов.

Итого максимум 12 баллов.

Ответ.

Родственные группы образуют слова а) купальня, купель, б) купы, купно и в) купон, купировать.

а) Слово купальня, обозначающее постройку у воды или на воде для купания или раздевания купальщик, и слово купель, обозначающее большой сосуд, в который погружают ребенка при обряде крещения, являются однокоренными с глаголом купать(ся) — погружать в воду для обмывания, освежения и т.д.

б) Слова купы (купа) – группа густо растущих лиственных деревьев или кустов и купно – вместе с кем-, чем-либо восходят к общеславянскому *kupa и индоевропейской базе *keu-p-, что объединяет их с соответствующими словами из родственных славянских и других языков смыслами «вместе», «куча, груда», «накапливать, сосредоточивать».

в) Купон – отрезной талон у ценных бумаг на получение процентов с них или отрез на платье, блузу, обычно рассчитанный на определенный раскрой, и купировать – отрезать, отрубать или устранять какое-либо нежелательное явление.

Задание 3.

Какое действие в приведенном ниже отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» названо выделенным глаголом? Какими словами назвали бы его вы сегодня?

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес летит.

Количество баллов.

Ответ.

Глагол плескать выражает значение фразеологизма плескать руками – взмахивая обеими руками, ударять одной ладонью о другую; хлопать в ладоши в знак одобрения или приветствия. (До 2 баллов).

Рукоплескать, аплодировать. (1 балл).

Задание 4.

Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?

Количество баллов.

Одно слово – 0,5 балла.

Итого максимум 2 балла.

Ответ.

2. Четвертое лишнее — нёль.

Задание 5.

В православном календаре есть праздник, который называется Успение Богородицы. Объясните, что значит в этом названии слово успение. Есть ли в современном русском языке родственные ему слова? Назовите их.

Ответ.

Успение – смерть, кончина (церк.).

Усыпальница, усопший. Спать только в устойчивом словосочетании спать вечным (последним, могильным) сном.

Количество баллов.

Значение слова – 1 балл.

Родственное слово – 1 балл.

Задание 6.

Русский, белорус и туркмен, прогоняя, например, гусей, скажут «кыш», азербайджанец – «киш», литовец — «sti?», поляк — «sio». В каждом из этих слов есть звук [ш] или [ш?] . Предположите, почему в разных языках слово-сигнал содержит одинаковый или схожий звук.

Ответ.

Можно предположить, что это связано с тем, что для многих животных шипение – это сигнал угрозы. Так они пугают врага.

Количество баллов.

Задание 7.

В повести Пушкина «Капитанская дочка» читаем: «Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка». Насколько глубока была рана Гринева?

Количество баллов.

Ответ.

1 вершок – 4,45 см. Глубина раны – 6, 67(8) см

Задание 8.

Даны два события. Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной. Между ними существуют причинно-следственные отношения. Как эти отношения можно выразить? Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.

Ответ.

  1. Весной можно ждать большого наводнения, потому что зима была снежной. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Союз потому что. *
  2. Зима была снежной, так что весной можно ждать большого наводнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Союз так что.
  3. Зима была снежной – весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и тире.
  4. Весной можно ждать большого наводнения: зима была снежной. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и двоеточие.
  5. Зима была снежной, поэтому весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Наречие поэтому.

6. Из-за снежной зимы весной можно ждать большого наводнения.

Простое предложение. Причинный предлог из-за.

7. Зима была снежной, значит, весной можно ждать большого наводнения. Сложное бессоюзное предложение. Вводное слово значит.**

Возможны варианты с придаточными причины с союзами так как, ибо, ведь, а также оттого что, ввиду того что, по причине того что, по той причине что, из-за того что, в связи с тем что, в силу того что, благодаря тому что или с союзом что и указательным местоимением того (той, тем, тому) с причинным предлогом в главной части. Порядок следования главной и придаточной части также может варьироваться. В случае предъявления всех вариантов каждый оценивается отдельно.

**Примечание. Возможны вариант с вводными следовательно, стало быть.

Количество баллов.

Вариант предложения – 0, 5 балла.

Синтаксическая характеристика – 0,2 балла.

Средство выражения – 0,3 балла.

Задание 9.

Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.

В…гон, б…клажан, бр…шюра, с. минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.

Ответ.

1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет, ураган, бакалавр, заяц.

2. Традиционный принцип орфографии.

Количество баллов.

Одна вставленная буква – 0,5 балла. Всего 4 балла.

Принцип правописания – 1 балл.

Итого максимум 5 баллов.

Задание 10.

Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.

Ответ.

Повесить нос – воспрянуть духом.

Хоть отбавляй – кот наплакал.

Как кошка с собакой – душа в душу.

Сложа руки – засучив рукава.

Количество баллов.

Один фразеологизм – 1 балл.

Максимум 4 балла.

Задание 11.

Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.

Ответ.

Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.

Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.

Красн – оват – ый – 1 суффикс.

Поэт – эсс – а – 1 суффикс.

Стар — ин – н – ый – 2 суффикса.

Количество баллов.

Морфемный состав слова – 0,5 балла.

Итого максимум 2, 5 балла.

Задание 12.

Чем грамматически моль отличается от мухи?

Ответ.

Существительное моль относится к 3 склонению, существительное муха – к 1 // различаются падежной парадигмой (1 балл). Кроме того, форма единственного числа моль употребляется в значении собирательности // множественности // неопределенно-количественном. Ср. Пальто побито молью. Зерновая моль погубила запасы крупы. (До 2 баллов).

Количество баллов.

Максимум 3 балла.

Задание 13.

Соотнесите морфемы, составляющие основу слов писатель и сапожник, с компонентами значения этих слов. Какой компонент значения не нашел отражения в морфемном составе слова?

Ответ.

Суффикс –тель- — человек, (лицо), совершающий; суффикс –а- действие; корень –пис- — с помощью ручки//чернил//карандаша. Ср.: писатель – человек, пишущий (при помощи ручки) художественные произведения.

Суффикс –ник- — человек, (лицо) действующий = шьющий и ремонтирующий, корень сапож//г- обувь с высоким голенищем. Ср.: человек, который шьет и ремонтирует сапоги и другую обувь.

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса (школьный этап)
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Олимпиадные задания по русскому языку: 9 класс, школьный этап: вопросы и ответы

Скачать:

ВложениеРазмер
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса, школьный этап21.24 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

2018-2019 учебный год

Задание № 1 (16 баллов)

Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий». Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю форму в языке-источнике.

По-венгерски Янош, а по-русски …

По-английски Джим, а по-русски …

По-испански Хорхе, а по-русски …

По-венгерски Миклош, а по-русски …

Задание № 2 (8 баллов)

Укажите русский эквивалент к иноязычным словам:

дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.

Задание № 3 (4 балла)

Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.

Задание № 4 (3 балла)

Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9 гласных звуков? Извольте!

Я поним аю ее и ее ию ньское настроение…

Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.

Задание № 5 (6 баллов)

Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.

Задание № 6 (5 баллов)

Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.

В…гон, б…клажан, бр…шюра, с. минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.

Задание № 7 (4 балла)

Запишите предложение, заменив цифры словами.

Арендатор владел 547890 га земли.

Задание № 8 (5 баллов)

Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

1) Что посеешь, то и пожнешь.

2) Что за безобразие!

3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.

4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.

5) Что тебе еще предложить?

Задание № 9 (7 баллов)

Исправьте пунктуацию в предложенном тексте, расставьте недостающие знаки препинания

Мне кажется и в нашей жизни есть

Свой скрытый ритм закон чередованья,

Вослед печальной радостная весть

Сегодня встреча завтра расставанье.

Задание (по выбору) № 10 (20 баллов)

10.1 Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического.

10.2. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.

1.«Не стоит полностью доверяться Интернету…».

2.«Телеканал, который не стоит смотреть».

Общее количество баллов: 78

Олимпиада по русскому языку

2018-2019 учебный год

Задание № 1 (16 баллов)

По-венгерски Янош, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает». По-английски Джим, а по-русски Яков. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава). По-испански Хорхе, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса). По-венгерски Миклош, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско». За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла). За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла). За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).

Задание № 2 (8 баллов)

Дебаты — споры, интуиция – чутье, изолировать — отделить, метаморфоза — превращение, приз – подарок, тотальный — всеобщий, социальный — общественный, превалировать – преобладать.

Задание № 3 (4 балла)

Повесить нос – воспрянуть духом.

Хоть отбавляй – кот наплакал.

Как кошка с собакой – душа в душу.

Сложа руки – засучив рукава.

Задание № 4 (3 балла)

Пример ошибочен. В этом фрагменте фразы не стоят рядом 9 гласных звуков, так как между ними 4 раза оказывается согласный звук «йот» и два раза слабый вариант «йота»

Задание № 5 (6 баллов: 1 балл за правильный разбор каждого слова, 1 балл за правильный ответ)

7 суффиксов — 1 балл

Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.

Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.

Красн – оват – ый – 1 суффикс.

Поэт – эсс – а – 1 суффикс.

Стар — ин – н – ый – 2 суффикса.

Задание № 6 (5 баллов: 1 балл за два верно написанных слова, 1 балл за правильный ответ)

1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет, ураган, бакалавр, заяц (1 балл за два правильных слова).

2. Традиционный принцип орфографии.

Задание № 7 (4 балла)

Арендатор владел пятьюстами сорока семью тысячами восьмьюстами (восемьюстами) девяноста гектарами земли.

Задание № 8 (5 баллов)

1 – относительное местоимение, 2 – частица, 3 – подчинительный союз, 4 – в составе сложного союза, 5 – вопросительное местоимение.

Задание № 9 (7 баллов: по одному баллу за правильно поставленный знак)

Мне кажется, и в нашей жизни есть

Свой скрытый ритм, закон чередованья:

Вослед печальной — радостная весть,

Сегодня встреча, завтра – расставанье.

Задание (по выбору) № 10 (20 баллов)

За глубину раскрытия темы – 5 баллов.

За соответствие выбранному стилю – 5 баллов.

За орфографию – 5 баллов.

За пунктуацию – 5 баллов.

Общее количество баллов: 78

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал представляет собой олимпиадые задания по географии для 10-11 классов на школьном уровне. Целями школьного этапа Олимпиады по географии являются: стимулирование интереса обучающихся к г.

7 КЛАСС 1. Даны числа: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45.Впишите их в клетки девятиклеточного квадрата так, чтобы получилось в сумме одно и то же число по любой вертикали, горизонтали.

Олимпиадные задания в форме теста. Ответы прилагаются.

Олимпиадные задания помогут учителю в проверке знаний учащихся.

Данный материал поможет учащимся 7-8 класса при подготовке к олимпиаде по немецкому языку.

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап).

Олимпиадная работа по русскому языку в 10 классе (школьный этап).

Олимпиада по русскому языку, задания и ответы (школьный этап), 9 класс

Олимпиада по русскому языку состоит из 10 заданий. Предназначена для учащихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку, задания и ответы (школьный этап), 9 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

для школ Кантемировского муниципального района

в 2017-2018 учебном году

Время выполнения – 3 часа. Максимальное количество баллов — 81.

Задание 1.Среди данных примеров найдите слова, в которых есть звук [ы]

В интервью, акация, описание, колибри, живописный, низменный, циферблат, искусство, жирный (5 баллов)

Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.

В…гон, б…клажан, бр…шюра, с. минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.

Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный. (6 баллов)

Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

1) Что посеешь, то и пожнешь.

2) Что за безобразие!

3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.

4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.

5) Что тебе еще предложить? (5 баллов)

Выпишите из данного списка только числительные.

Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица. (6 баллов)

Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст. Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков

Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви:___________ языки,________ языки,__________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая — ___________; вторая -___________ ; третья — ___________(15 баллов)

Расставьте знаки препинания в тексте.

Мне кажется и в нашей жизни есть

Свой скрытый ритм закон чередованья

Вослед печальной радостная весть

Сегодня встреча завтра расставанье.

(Б. Укачин) (7 баллов)

Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать. (8 баллов)

Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки. (4 балла)

Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического. (20 баллов)


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/10/31/olimpiadnye-zadaniya-po-russkomu-yazyku-9-klass-shkolnyy

http://multiurok.ru/files/olimpiada-po-russkomu-iazyku-zadaniia-i-otviety-sh.html