Встретившая нас улыбчивая женщина оказалась заведующей местной библиотекой какое сказуемое

Упражнения по теме «Двусоставные предложения»

Предикативное ядро предложения. Подлежащее и сказуемое

ДП1. Выпишите сначала предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым. Выделите грамматические основы в каждом предложении.

1. В ответ на все упрёки в праздности он бил баклуши.

2. Наконец-то мы начали изучать синтаксис простого предложения!

3. Скоро будем сдавать экзамены.

4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский).

5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский).

6. И пусть развивается и процветает родная страна!

7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский).

8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский).

9. Чиновники несколько недель водили за нос просителя.

10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский).

1 1. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля (Есенин) .

12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский).

13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров).

14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров).

15. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев).

ДП2. Перепишите предложения, выделите грамматические основы. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее.

1. Многое изменилось в Марьине за прошедший год.

2. Мы с Тамарой ходим парой: санитары мы с Тамарой (Барто).

3. Пусть другие кричат от отчаянья, от обиды, от боли и холода; мы-то знаем: доходней молчание, потому что молчание — золото (Галич).

4. Входящие должны предъявить билеты.

5. Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии (Николай Островский).

6. Семеро одного не ждут (Пословица).

7. А, но, зато, однако — противительные союзы.

8. Далече грянуло «ура» — полки увидели Петра (Пушкин).

ДП3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено сказуемое. Обозначьте вид сказуемого.

1. Что помнится? Он славно пересмеять умеет всех болтает шутит мне забавно делить со всяким можно смех (Грибоедов).

2. «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени с крыльца на двор и прямо в сад (Пушкин).

3. Нам Алексей Степаныч с вами не удалось сказать двух слов (Грибоедов).

4. Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы да видно в наказание-то бог и наслал его (Гоголь).

5. У вас тут крыльцо давно уж ходуном ходит.

6. Не в прошлом ли году в конце в полку тебя я знал? Лишь утро: ногу в стремя и носишься на борзом жеребце; осенний ветер дуй хоть спереди хоть с тыла (Грибоедов)

7. Вошедши в зал Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза потому что блеск от свечей ламп и дамских платьев был страшный (Гоголь)

8. Несколько пушек между коих узнал я и нашу поставлены были на походные лафеты (Пушкин).

9. Я спешил в дом священника увидеться с Марьей Ивановной (Пушкин).

10. Ещё не зная будет ли она петь я попросил её спеть.

ДП4. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Обозначьте вид сказуемого .

1. Один и тот же сон мне повторяться стал мне снится будто я от поезда отстал (Левитанский).

2. А всё же давайте сначала подумаем стоит ли начинать такой дорогостоящий проект.

3. Пускай заманит и обманет не пропадёшь не сгинешь ты и лишь забота затуманит твои прекрасные черты (Блок).

4. Прилёг вздремнуть я у лафета и слышно было до рассвета как ликовал француз (Лермонтов).

5. Пять плюс четыре будет восемь.

6. Владимир и писал бы оды д а Ольга не читала их (Пушкин).

7. Случалось ли поэтам слезным ч итать в глаза своим любезным с вои творенья? (Пушкин)

8. Пусть юноши своей не разгадав судьбы постигнуть не хотят предназначенье века и не готовятся для будущей борьбы за угнетённую свободу человека (Рылеев).

9. Ей туфли оказались впору что не могло не радовать меня.

10. Когда я сказал ему что он пляшет под чужую дудку его это явно задело.

11. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться и надобно ж беде случиться что около тех мест голодный рыскал Волк (Крылов).

12. «Урок окончен», — хотел произнести учитель однако ученики уже устремились к выходу.

13. Летит летит взглянуть назад не смеет мигом обежала куртины мостики лужок аллею к озеру лесок кусты сирен переломала по цветникам летя к ручью и задыхаясь на скамью упала. (Пушкин).

14. Быть может, чувствий пыл старинный и м на минуту овладел н о обмануть он не хотел д оверчивость души невинной (Пушкин).

15. Он съехал уж у нас ему казалось скучно и редко посещал наш дом потом опять прикинулся влюблённым взыскательным и огорчённым! (Грибоедов)

ДП5. Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с простым глагольным, затем с составным глагольным сказуемым, затем с составным именным сказуемым. Выделите грамматические основы. Обозначьте, чем выражены подлежащее и сказуемое.

1. Владимир всегда готов помочь другу.

2. Книги могут рассказать о многом даже о том о чём нам с вами никогда не доводилось слышать.

3. Изредка порывами налетал ветер.

4. У входа в купе стояло несколько человек бурно обсуждавших результаты прошедшего матча который передавали по радио.

5. Я хотел бы посетить этот город известный мне и по рассказам побывавших там и по литературным произведениям.

6. Закат тяжело пылает на склонах деревьев.

7. Леса в Мещёре глухие непроходимые дремучие.

8. Мы долго говорили о случившемся.

9. Телеграмма была отправлена утром с ближайшего к посёлку телеграфного отделения.

10. Природа и в рассказах Владимира Короленко и в повестях Михаила Пришвина изображена с большим мастерством.

11. Встретившая нас улыбчивая женщина оказалась заведующей местной библиотекой.

12. Рад видеть вас!

13. У вас в провинции каждому новому лицу были рады.

14. Девятью девять восемьдесят один.

15. И жизнь хороша и жить хорошо а в нашей буче боевой кипучей и того лучше! (Маяковский)

16. Он артист и этим всё сказано.

17. Всё лето Митя провалял дурака и опомнился только к началу сентября.

18. Пусть Наталья зайдёт завтра к начальнику отдела.

19. Пока полежи отдохни.

20. А князь Гвидон с берега душой печальной провожает бег их дальный глядь поверх текучих вод лебедь белая плывёт (Пушкин).

Второстепенные члены предложения

ДП6. Заполните правую колонку таблицы собственными примерами.

Сегодня встретил пришедшего в школу отличника.

Вчера встретил отличника, пришедшего в школу.

Отличники есть в каждом классе.

И в этом , и в том классе есть отличники.

В восьмом классе учатся только отличники.

Один отличник внезапно получил четвёрку.

Способы выражения согласованных определенийПримеры
Полное прилагательноеОтличник пришёл в любимую школу.
Полное причастие / причастный оборот
Определительное местоимение
Указательное местоимение
Изменяемое ритяжательное местоимениеМного отличников в нашем классе.
Порядковое числительное, количественное числительное
Существительное, согласованное в падеже (согласованное приложение)Восхищаюсь учениками-отличниками.
Способы выражения несогласованных определений Примеры
НаречиеЯ заказал в ресторане макароны по-флотски и яйца всмятку.
Существительное без предлога (несогласованное приложение)Учусь в школе «НИКА«. Посетил город Ярославль. Помню радость бабушки при виде города.
Существительное с предлогомПью компот из вишен. Купила платье в полоску. Меня одолевали мысли о судьбе.
ИнфинитивМеня всегда отличало желание учиться.
Сравнительная степень прилагательногоВидел я дома побогаче вашего.
Синтаксически неделимое словосочетаниеЖенщина бальзаковского возраста.
Неизменяемое притяжательное местоимениеВ его доме много гостей. Их желания всегда исполняются.

ДП7. Перепишите предложения, выделите грамматические основы и определения. Укажите, чем выражены определения. Образуйте, где это возможно, вместо согласованных определений формы несогласованных (см. выделенные слова и словосочетания).

Варвара относилась к Наталье с материнской любовью — Варвара относилась к Наталье с любовью матери. Детская одежда продаётся в тридцать пятом магазине — Одежда для детей продаётся в магазине номер тридцать пять.

  1. Графиня на светских приёмах носила только золотые украшения и только шёлковые платья.
  2. Славен был каретник Михеев своими золотыми руками и невероятно красивыми каретами.
  3. Темноволосая женщина выразительным взглядом зелёных глаз оказалась хозяйкой деревенской усадьбы.
  4. Спортсмену на районных соревнованиях была предоставлена вторая попытка.
  5. Зимняя погода в южных регионах отличается неустойчивостью: первые заморозки сменяются оттепелями.
  6. Сельские жители нелегко привыкают к городскому образу жизни.
  7. Зимой на севере России можно наблюдать более длинные ночи, чем на юге.

ДП8. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы и определения. Укажите, чем выражено определение.

  1. Свою давнюю мечту путешествовать Миша отл..чавш..йся с ра..его де..ства богатой ф..нтазией реал..зовал сразу по окончани.. ун..верситета в городе Воронеже.
  2. У братских могил нет заплака..ых вдов — сюда ходят люди (по)крепче на братских могилах не ставят крестов. Но разве от этого легче?! (В.С. Высоцкий)
  3. Обл..мав у края лёд погрузился на понтоны первый взвод. Погрузился о..толкнулся и пошёл. Второй за ним. Пр..готовился пригнулся третий следом за вторым (А.Т. Твардовский)
  4. Эти господа любят засматриват..ся на луну да слушать щ..лканье соловьёв. Любят они луну-кокетку которая бы нар..жалась в палевые обл..ка да сквозила таинстве..о через ветви дерев или сыпала снопы серебря..ых лучей в глаза своим покло..икам (И.А. Гончаров)
  5. (Н..)перед..ваемо слепящий свет со..нца (не)сколько раз см..няла огромная тень от гр..ды проб..гавших по небу туч.. и обл..ков.
  6. Б..седа (на)ед..не как и (в)целом многоч..совое общение (с)глазу(на)глаз дост..вляли уд..вольствие нам обоим.
  7. Прит..ившаяся в роднике под сосной ключевая вода холодная и м..нящая была прозрач..на и чиста.
  8. Голова японца (не)защ..щает..ся (н..)чем н.. от жары в два..цать пять градусов н.. от холода в один градус (И.Ф. Крузенштерн)
  9. Два..цать первого числа мы перес..кали гр..ницу России и пред..являли погр..ничникам стопкой сложе..ые документы.
  10. Ю..ый Пушкин-лицеист нач..нал с произв..дений подр..жательского характера и на его способность писать стихи многие обр..тили вн..мание но всё(же) не смогли уг..дать в нём будущего гения.

ДП9. Составьте по одному предложению с каждым из данных словосочетаний. Выделите дополнения, укажите, чем они выражены. Дайте письменный ответ на вопрос: от чего зависит выбор падежа при таких дополнениях?

Вижу цели, не вижу целей, принёс книгу, не принёс книги, выполнил упражнение, не выполнил упражнения, обеспечил порядок, не обеспичил порядка.

ДП10. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите все члены предложения , укажите, чем они выражены.

1) Очнувшись я несколько времени не мог опомниться и не понимал что со мною сделалось.

2) Я лежал в незнакомой горнице и чувствовал большую слабость.

3) Передо мною стоял Савельич со свечкою в руках.

4) Кто-то бережно развивал перевязи которыми грудь и плечо были у меня стянуты.

5) Проснувшись подозвал я Савельича и вместо него увидел перед собою Марью Ивановну ангельский голос её меня приветствовал.

6) Не могу выразить сладостного чувства овладевшего мною в эту минуту.

7) Я схватил её руку и прильнул к ней обливая слезами умиления.

8) Милая добрая Марья Ивановна сказал я ей будь моею женою согласись на моё счастие.

9) Чтение сего письма возбудило во мне разные чувствования.

10) Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча!

11) Нет Пётр Андреич отвечала Маша я не выйду за тебя без благословения твоих родителей.

12) Мысль потерят её навсегда была для меня совершенно невыносимой.

ДП11. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений 8, 15, 16, 21 : подчеркните все члены предложения; укажите части речи над каждым словом; дайте характеристику каждому предложению

  • по структуре,
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по наличию осложняющих элементов.

Выпишите номера односоставных предложений , в том числе сложных предложений, содержащих односоставные части.

(1) (По)утру старую графиню героиню(П,п)ушкинской «Пиковой дамы» од…вали три девушки. (2) «Одна держала банку румян другая к..робку со шпильками третья высокий чепец с лентами огне…ого цвета». (3) Вошел м…лодой офицер Томский внук графини и нач..лась светская б..лтовня о прошедш..м вчера бале. (4) «. Пришли мне какой(нибудь) новый роман, только пожалуйста не из нынешних» попросила графиня внука. (5) И по..снила: (6) «То есть такой роман где бы герой (н..) давил (н..) отца (н..) матери и где бы (н..)было утопле..ых тел. (7) Я ужасно боюсь утопле..иков!» (8) Выр..жаясь нын..шним языком графиня просит внука не пр..сылать ей три(лл,л)еров ужастиков и романов со сценами насилия.

(9) (Во)все времена всегда одно и то(же). (10) Мы порой думаем что книги и фильмы с убийствами и насилием это беда лиш. нашего времени. (11) Однако даже сто пят..десят лет назад всё это было.

(12) А(за)чем пишут страшные книги? (13) И (по)чему их читают? (14) Ответить (не)трудно: (за)тем же (за)чем в парке катают..ся на аттракционах. (15) Пережить и..огда сильные ощущения потребность человека. (16) Ему хочет..ся испытать чу..ство ужаса. (17) Если книга не вызыва..т (н..)каких чувств мы говорим что она скучная и откладыва..м её в сторону. (18) Но все эти три..еры опас..ны другим: человек пр..выкает только к приключенческим или детективным соч..нениям и мимо него проходят лу..шие книги мировой литературы. (19) Кто начитался три..еров тому Тургенев покажет..ся прес..ным и жизнь пройдёт без Тургенева. (20) Один за другим отвергают..ся классики и человек остаёт..ся (не)образова..ым и (не)разб..рающ..мся в литературе хотя он с утра до вечера чита..т. (21)Не такой уж плохой вкус был у графини боявшейся утопленников.

Укажи предложение(-я) с простым глагольным сказуемым.

Устинья Яковлевна поднесла платок к глазам (Ю. Тынянов)
Барон перестал сосать леденец и с интересом посмотрел на тётку (Ю. Тынянов)
Что он делает здесь ночью в саду? (Ю. Тынянов)

Укажи предложение(-я) с составным глагольным сказуемым.

Оганесян начал выкликать поодиночке пленных (Э. Казакевич)
По окончании курсов брат будет руководить хором
Мы не сможем выступить на концерте

Укажи предложение(-я) с составным именным сказуемым.

Курица не птица, лодырь не человек, болтун не хозяин (Пословица)
Яркие звёзды — это искры на небе
А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Б. Лавренев)

ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §21. Составное именное сказуемое. Упражнение №111

Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните составные именные сказуемые. Укажите, чем выражена именная часть. Расскажите кратко о жизни А. Грибоедова (с 1817 по 1824 год), используя в качестве ключевых слов составные именные сказуемые. Какое составное именное сказуемое вы употребите в конце рассказа?
Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер его озлобле(н, нн)ый ум его добродушие — всё в нём было необыкнове(н, нн)о привлекательно. Рождё(н, нн)ый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестност.. . Способности человека государстве(н, нн)ого оставались без употребления талант поэта был (не)признан даже его холодная и блестящая храбрость ост..валась (не)которое время в подозрении.
Жизнь Грибоедова была затемне(н, нн)а (не)которыми обликами: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал (не)обходимость расчесться единожды (на)всегда со своею молодостью и круто пов..ротить свою жизнь. Он простился с Петербургом и уехал в Грузию где пробыл осемь лет в уед..нё(н, нн)ых, (не)усыпных занятиях. Возвращение в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия произв..ла (не)описуемое действие и вдруг поставила его (на)ряду с первыми нашими поэтами.
(По А. Пушкину)

Решение

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие — всё в нём было необыкновенно привлекательно (кр. прил.). Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан (кр. прич.) сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления (сущ.), талант поэта был не признан (кр. прич.), даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении (сущ.). (Предложение повеств., невоскл., поэтому в конце стоит знак завершения точка. Предложение сложное, состоит из трех простых предложений, между которыми ставятся запятые).
Жизнь Грибоедова была затемнена (кр. прич.) некоторыми обликами: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость (сущ.) расчесться единожды навсегда со своею молодостью и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. Возвращение в Москву в 1824 году было переворотом (сущ.) в его судьбе и началом (сущ.) беспрерывных успехов. Его рукописная комедия произвела неописуемое действие (сущ.), и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами.
Необыкновенное − наречие;
1 . Привлекать (как?) необыкновенно. Признак действия.
2 . Неизмен.
Почувствовал


источники:

http://znanija.site/russkii-yazyk/30291606.html

http://reshalka.com/uchebniki/8-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/135