Всю дорогу пассажиры клевали носом тип сказуемого

Итоговая тестовая работа по русскому языку для 8 класса

Итоговая тестовая работа по русскому языку для 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая тестовая работа по русскому языку для 8 класса»

Итоговая контрольная работа (8 класс)

1. Найдите и отметьте словосочетание.

а) менее удобный

в) идти по дороге

г) перед выступлением

3. Укажите словосочетание со связью согласование.

б) правдивый по натуре

в) крайне неприятно

4. Укажите словосочетание со связью управление.

а) что-то необычное

б) прикрикнул на собаку

в) слишком глубоко

5. Укажите словосочетание со связью примыкание.

а) недостаточно прочно

в) приехать в лес

г) бледный от испуга

6. Укажите словосочетание, где вид связи определен неверно.

а) снежные равнины – примыкание

б) прилетает с добычей – управление

в) лучший ученик – согласование

г) крепко держаться – примыкание

7. Укажите ошибку в определении способа связи.

а) каждый день — согласование

б) со второй командой – управление

в) никогда не будет – примыкание

г) заросло камышом – управление

8. В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?

а) рецензия о книге

б) отзыв на роман

в) отчёт о работе

г) опираться на фактах

9. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

За правое дело стой смело.

10. Замените словосочетание деревянный дом, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

а) Вчера посадили мы дерево.

б) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

в) Утренний ветерок прошумел в вершинах деревьев.

г) Сквозь тучу пробился луч солнца.

12. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

а) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

б) Некоторые отошли в сторону.

в) Далече грянуло ура.

г) У самой воды стояла скамеечка.

13. Укажите грамматическую основу предложения.

Старый огородник услышал песню скворца.

а) услышал песню

б) огородник услышал

в) старый огородник

г) песню скворца

14. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

а) Дежурные внимательно следили за порядком.

б) Вдруг все остановились и замолчали.

в) Опоздавшие были вынуждены стоять в дверях.

г) Учиться всегда пригодится.

15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

а) Мрачен свод голубых небес.

б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.

в) Посоветовались бы сначала со мной!

г) Они были первыми.

16. Укажите тип сказуемого в данном предложении.

Его нужно было поддержать в эту минуту.

а) простое глагольное сказуемое

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

г) сказуемое отсутствует

17. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?

а) Я буду выступать в заключительном концерте.

б) Всю дорогу пассажиры клевали носом.

в) Решайте быстрее!

г) Человек должен стремиться к высшей цели.

18. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

а) Родители не должны оставлять детей без присмотра.

б) В доме коменданта был я принят как родной.

в) Долго будет Карелия сниться.

г) Сестра начала учиться музыке в шесть лет.

19. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) По прогнозам синоптиков, в воскресенье ветер будет усиливаться.

б) Бопре в отечестве своем был парикмахером.

в) Я был готов провалиться сквозь землю.

г) Мы будем петь в хоре.

20. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?

а) Завтра будет гроза.

б) Пусть будет по-вашему.

в) Я буду петь в этом концерте.

г) Она будет хорошим специалистом.

21. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?

а) свитер из шерсти

б) пиджак в клетку

в) ученик первого класса

г) платье цвета беж

22. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

а) Мы намерены представить вам новых исполнителей.

б) Я должен найти ключ к этой тайне!

в) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.

г) Продолжали упорно тренироваться.

23. Какое приложение пишется через дефис?

а) (товарищ) полковник

в) (храбрецы) воины

г) (девушка) медсестра

24. Выпишите из данного предложения приложение.

В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова.

25. Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

Итоговая контрольная работа (8 класс)

1. Найдите и отметьте словосочетание.

а) тёмный от загара

б) более высокий

3. Укажите словосочетание со связью согласование.

в) поросший мхом

4. Укажите словосочетание со связью управление.

а) истинный друг

б) чрезвычайно приятно

в) второй из участников

г) сделать наспех

5. Укажите словосочетание со связью примыкание.

а) играть на рояле

б) рецензия на статью

в) точный расчёт

г) одеться по-летнему

6. Укажите словосочетание, где вид связи определён неверно.

а) постоянно заботиться – управление

б) справедливое решение – согласование

в) работать над чертежом – управление

г) успеть засветло – примыкание

7. Укажите ошибку в определении способа связи.

а) ярко озаряется − примыкание

б) лучший ученик – согласование

в) льёт свет – управление

г) прилетает с добычей – примыкание

8. Укажите словосочетание с ошибкой.

а) заплатить за проезд

б) беспокоиться за сына

в) рецензия на статью

г) беспокоиться о сыне

9. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной, черты.

10. Замените словосочетание металлическая банка, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

а) Утро было прекрасное.

б) Погасили мы костёр и пошли вниз по реке.

в) Тарелки поставили на нижнюю полку шкафа.

г) Отправился царевич на поиски невесты.

12. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

а) Ночью ветер злится да стучит в окно.

б) Три девицы пол окном пряли поздно вечерком.

в) Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

г) И кто-то камень положил в его протянутую руку.

13. Укажите грамматическую основу предложения.

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели.

а) вечера не кричат

б) не кричат перепела

в) не кричат коростели

г) не кричат перепела и коростели

14. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?

а) Мрачен свод голубых небес.

б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.

в) Горные вершины спят во тьме ночной.

г) Сижу за решёткой в темнице сырой.

15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

а) Деревья начали желтеть.

б) Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат.

в) В мае зацвели тюльпаны.

г) Дворец казался островом печали.

16. Укажите тип сказуемого в данном предложении.

К вечеру стал подниматься сильный ветер.

а) простое глагольное сказуемое

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

г) сказуемое отсутствует

17. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?

а) Вечер был испорчен неожиданным телефонным звонком.

б) Лентяй всю жизнь течёт по течению.

в) Бездонную бочку водой не наполнишь.

г) Щенок повизгивал и весело вилял хвостом.

18. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

а) Женщина была высокая, стройная.

б) Тигр должен был пройти совсем близко от нас.

в) Люблю я пышное природы увяданье.

г) В сени вышел царь-отец.

19. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Сердце у него сильно стучало.

б) Без собаки я не нашёл бы тропу.

в) Мало-помалу деревья начали редеть.

г) Бабушка больна гриппом.

20. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?

а) Он будет участвовать в концерте.

б) Они, несомненно, будут победителями.

г) Будут у вас и другие впечатления.

21. В каком предложении есть прямое дополнение?

а) Налей мне чаю, пожалуйста!

б) Бабушка всегда беспокоится обо мне.

в) Вера в победу помогла команде.

г) Ночь незаметно ползла над лесом.

22. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

а) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.

б) Вы перестанете разговаривать на уроке?!

в) Мушкетёры всегда готовы помочь друг другу.

г) Капитан приказал поднять якорь.

23. Какое приложение пишется через дефис?

в) (студент) математик

24. Выпишите из данного предложения приложение.

В преданиях рассказывается о Ермаке как о казаке-герое.

25. Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид.

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом.

Урок «Простое глагольное сказуемое»

Цели урока:

  • познакомить детей с простым глагольным сказуемым и способами его выражения;
  • расширить представления учеников о сказуемом, его признаках;
  • формировать культурную компетентность.

Задачи урока:

  1. Развивающие:
  • Уметь находить в тексте простое глагольное сказуемое;
  • Развивать речь учащихся (работа с прозаическими и поэтическими текстами);
  • Расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике современных поэтов
  1. Образовательные:
  • Универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • Специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)
  1. Воспитательные: Воспитание патриотизма, любви к родной природе, к родному слову

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями.

Содержание урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного на прошлом уроке.

Сегодня с утра вы шли в школу и, наверное, обратили внимание на то, что вопреки народным приметам осень продолжает радовать нас прекрасной погодой. И хотя уже прохладно и свежо на улице, но небо, как летом, голубое, и ярко светит солнце. И невольно приходят на память строчки из стихотворений русских поэтов.

В Ботаническом лужи блестят
Озерками большими и мелкими,
А по веткам рыжими белками
Прыгает листопад.

Вон, смеясь и прильнув друг к дружке,
Под заливистый птичий звон
Две рябинки, как две подружки,
Переходят в обнимку газон.

Липы важно о чем-то шуршат,
И служитель метет через жердочку
То ль стекло, то ли синюю звездочку,
Что упала с рассветом в сад.
Эдуард Асадов

Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о подлежащем и способах его выражения. Предлагаю начать этот урок с синтаксического разбора предложения.

Б…резы ж…лтою ре…ьбой бл…стят в лазур… г…лубой (И.А.Бунин)

  • Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. Сделайте синтаксический разбор предложения. Дайте определение подлежащего.
  • Подчеркните в тексте грамматические основы, определите способы выражения подлежащего

На закате, пышном, но не резком,
Облака чего-то ждут, застыв;
За руки держась, исходят блеском
Два последних, самых золотых;

Оба к солнцу обращают лица,
Оба меркнут с одного конца;
Старшее несет перо жар-птицы,
Младшее — пушинку жар-птенца.

  • А какие еще способы выражения подлежащего вы знаете?
  • А чем выражены сказуемые?
  1. Подготовка к восприятию нового материала.

Вопросы и задания

Найдите и подчеркните подлежащие и слова, которые что-либо о них сообщают:

  1. Листья падали и устилали дорожки парка.
  2. Приходи ты, осень, в гости к нам скорей!
  3. Выглянуло бы солнышко из-за туч.
  4. Жизнь прожить – не поле перейти.

Попробуйте самостоятельно дать определение сказуемого.

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что сообщается о подлежащем.

А теперь определите, чем выражены сказуемые в этих предложениях.

  1. Повторение темы “Глагол”.

Давайте повторим с вами все, что мы знаем о наклонениях глагола.

  • Какие формы наклонения имеет глагол?
  • Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
  • Как изменяются глаголы в условном наклонении?
  • В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
  • Может ли одно наклонение употребляться в значении другого?
  • Рассмотрите запись: в какой колонке глаголы сказуемые различаются только грамматическими значениями (наклонения, времени), а в какой – лексическими значениями?
Золотая осень пришла в наши края.
Золотая осень явилась в наши края.
Золотая осень прилетела в наши края.
Золотая осень приходит в наши края.
Золотая осень приходила в наши края.
Золотая осень будет приходить в наши края.
Приходила бы золотая осень в наши края.
Пусть приходит золотая осень в наши края.
  • Определите грамматическое значение глаголов-сказуемых в данных предложениях.
  • Какой же из этого следует вывод? Какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым? Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним словом – глаголом в форме какого-нибудь наклонения, – называется простым глагольным.

А теперь спишите текст и определите грамматическое значение глаголов-сказуемых.

Звенят звонки
У белок и ежей —
От веpхних
И до нижних этажей:
— Пpовеpьте поскоpей
Свои кладовки —
Хватило б вам пpипасов
Для зимовки!
(В.Орлов)

  1. Объяснение нового материала.

Рассмотрим, какими же еще способами может быть выражено простое глагольное сказуемое.

  1. Простое глагольное сказуемое может быть выражено: фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении.

После победы он задрал нос.

  1. Усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац и т.д. Легче тени Татьяна прыг в другие сени, с крыльца на двор. (А.С. Пушкин). А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной! с молодым! (А.С. Грибоедов); Ноцаревна в обе руки хвать – поймала. (А.С. Пушкин).
  2. Инфинитивом в значении изъявительного наклонения:

И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин)

  1. Бывает, что в простых глагольных сказуемых употребляются глагольные формы одного наклонения в значении другого; Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри.

  1. Записать текст под диктовку с самопроверкой

Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем и совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Все небо затянули свинцовые тучи. Лес притих, насторожился. Но вот налетел резкий ветер, деревья заскрипели, в их вершинах раздался треск. (По Г.Скребицкому)

  1. Устная работа по развитию речи.
  • Определить тип речи. Какой вид сказуемого при этом используется?
  • Прочитайте текст. Определите грамматическое значение сказуемых. Попробуйте объяснить, почему сказуемые с данными грамматическими значениями используются в тексте-описании.

Шумит над головой лес. Мягко похлопывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники… Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов леса. (Л.Пантелеев)

  1. Тест по теме “Простое глагольное сказуемое”

Отметь предложения с простым глагольным сказуемым.

  1. Человек должен стремиться к высшей цели.
  2. Небо было закрыто тучами.
  3. Мы будем активно готовиться к конкурсу эрудитов.
  4. В этом случае мы тренировались бы чаще.
  5. Я буду выступать в заключительном концерте.
  6. Решайте быстрее!
  7. Ночь казалась мне удивительной и прекрасной.
  8. На дороге показалась повозка.
  9. Всю дорогу пассажиры клевали носом.

Укажите, в форме какого наклонения употреблены эти сказуемые

Изъявительное
Условное
Повелительное
  1. Подведение итогов урока.

Что нового узнали вы сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру об осени, используя простые глагольные сказуемые в разных формах.

Презентация по русскому языку «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверим домашнее задание

Самостоятельная работа Сытый голодного (не)разуме..т. Наши выиграли! (Ни)кто (не)спал в эту ноч.. Со мной происходило (н.)что странное. Жить – Родине служить. (Не)правдой нажитое впрок (не)пойдёт. Две..адцать – ч..тное число. Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело. Далече грянуло ура. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Сытый голодного (не)разуме..т.

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Наши выиграли!

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: (Ни)кто (не)спал в эту ноч..

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Со мной происходило (н.)что странное.

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Жить – Родине служить.

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: (Не)правдой нажитое впрок (не)пойдёт.

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Две..адцать – ч..тное число.

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Далече грянуло ура.

Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

существительным, прилагательным, местоимением, инфинитивом, причастием, числительным, наречием, междометием, словосочетанием

Запишем предложения Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. Подчеркните грамматические основы

Чем отличаются сказуемые в этих предложениях? Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. В каком слове выражено лексическое и грамматическое значение сказуемого в каждом случае? ГЗ ГЗ ГЗ ЛЗ + ЛЗ ЛЗ

Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу (ЛЗ) и грамматически (ГЗ).

Уже поспела клубника. Уже начала поспевать клубника. Клубника уже стала спелой. На какие 2 группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? ГЗ ГЗ ГЗ ЛЗ + ЛЗ ЛЗ 1 слово 2 слова

Простое глагольное сказуемое

ПГС выражается глаголом в одном из наклонений: Изъявительное наклонение: По утрам над полями расстилается густой пар. 2. Повелительное наклонение: Вы разберётесь с этой задачей. 3. Условное наклонение: Не задали бы домашнюю работу. Упр.97 (1,2)

Бывает, что в простых глагольных сказуемых употребляются глагольные формы одного наклонения в значении другого. Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено: 1.фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении. После победы он задрал нос.

2.Усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац, прыг… Легче тени Татьяна прыг в другие сени, с крыльца на двор. Но царевна в обе руки хвать – поймала.

3.Инфинитивом в значении изъявительного наклонения: И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

Может ли простое глагольное сказуемое состоять из двух слов?

Будущее сложное время — простое глагольное сказуемое Будем изучать, Давайте споём, Пусть расскажет

Отметьте предложения с простым глагольным сказуемым. Он собирался написать письмо отцу. Небо было закрыто тучами. Мы начнём активно готовиться к конкурсу эрудитов. В этом случае мы тренировались бы чаще. Я буду выступать в заключительном концерте.

6) Решайте быстрее! 7) Ночь казалась мне удивительной и прекрасной. 8) На дороге показалась повозка. 9) Всю дорогу пассажиры клевали носом.

Укажите, в форме какого наклонения употреблены эти сказуемые Изъявительное Повелительное Условное

Ответы: 4 5 6 8 9 Изъявительное 5 8 9 Повелительное 6 Условное 4

Итак, простое глагольное сказуемое — это …

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Жевнерова Светлана АлександровнаНаписать 1799 12.10.2017

Номер материала: ДБ-749037

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.10.2017 814
    12.10.2017 405
    12.10.2017 1181
    12.10.2017 300
    12.10.2017 401
    12.10.2017 513
    12.10.2017 623
    12.10.2017 728

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/534055

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-skazuemoe-prostoe-glagolnoe-skazuemoe-klass-2170985.html