Что такое суффикс в русском языке?
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
- дом → дом ик ;
- трава → трав ян ой;
- соловей → соловь ин ый;
- грустный → грустн о .
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мысл ишк а;
- снег → снеж ок ;
- рыба → рыб ешк а;
- человек → человеч ищ е.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение | туча — тучка |
-ик- | дождь — дождик | |
-ок- | ветер — ветерок | |
-ичк- | вода — водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность | печь — печник |
-щик- | бетон — бетонщик | |
-тель- | учить — учитель | |
-ист- | связь — связист | |
-арь- | ворота — вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество | свежий — свежесть |
-от- | прямой — прямота | |
-изн- | белый — белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар — пожарище |
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- уч ить → уч еб а → учебник; уч еб ник ;
- цвет → цвет ист ый → цветист ость ; цвет ист ость .
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапк а → шапоч к а (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
- весть → вест очк а;
- вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лёт чик
- водопровод чик
- фонар щик
- бетон щик
- академ ик
- траг ик
- машин ист
- лингв ист
- писа тель
- чита тель .
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
- -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
- -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
- -ист- (прерыв ист ый, золот ист ый);
- -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
- -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотр е ть
- пил и ть
- мурлык а ть
- пол о ть
- развед ыва ть
- раскраш ива ть
- бесед ова ть
- танц ева ть
- стук ну ть.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыка ть — мурлыка л ;
- отвози ть — отвози л ;
- засея ть — засея л ;
- возненавиде ть — возненавиде л .
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мурлыч ущ ий, бор ющ ийся);
- -им-/-ем- (принос им ый, беле ем ый);
- -вш-, -ш- (опа вш ий, принёс ш ий);
- -нн-, -енн-, -т- (развея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
- -а/-я (бега я , слыш а );
- -в, -вши, -ши (услыша в , скры вши сь, потряс ши ).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красив ее , красив ейш ий;
- весело — весел ее ;
- чисто — чищ е .
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
1. котёнк а , котёнк у
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот , кот ик, кот ище
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень — кот —
Суффикс в слове «котёнок» — — ёнок — (стоит между корнем — кот — и нулевым окончанием).
Видеоурок
Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают
Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.
Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.
Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.
Зачем нужны суффиксы
Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».
Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».
Что такое формообразующий суффикс
Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.
Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:
- У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
- У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
- У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
- У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
- У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
- У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).
Как найти суффикс в слове
Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.
Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.
Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».
Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).
Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.
Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.
Что надо знать про [j] в суффиксах
Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).
Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».
Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.
-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.
Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».
-Ть у глаголов – окончание или суффикс
Спросите у своего учителя.
В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.
В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.
В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.
Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.
Урок русского языка по теме «Что такое суффикс. Роль суффиксов в речи». 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку
Цель: учить распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о частях слова;
- узнать основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
- способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
- создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Формирование УУД:
- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- способствовать формированию коммуникативных умений.
Оборудование и материалы:
- учебник: Л.Ф.Климанова «Русский язык. 2 класс»
- раздаточный материал
- памятка разбора слова по составу (для слабых учащихся).
- карточки для работы в группах
- карточки для дифференцированной работы
- проектор, компьютер
- Презентация Microsoft Power Point
Этапы урока
Форма организации урока
Учитель
Учащиеся
Формирование УУД
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
Вижу, класс наш – хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
самоопределение,
Регулятивные:
целеполагание,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Чч Аа Сс Тт Ии
Ии(5) Чч (1) Сс(3) Тт(4) Аа (2)
Слайды 3
Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова, чего-либо). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами
Слайд № 4 (подсказка)
Работа на минутке красивого письма.
Дети находят слово в чистописании, предполагают о чем пойдет речь на уроке.
– Воинская часть вряд ли, хотя можем составить предложения, части речи – рано, еще нем изучаем. А вот части слова можем изучать.
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения главного
– Что такое корень? Приставка?
Слайд 5
Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К)
– Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, книга) проделать работу и о чем-то сделать сообщение
– Выделите в этих словах корень.
– Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
– Что получилось?
Слайд 6
– Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит?
– С помощью чего образовались новые слова?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Это новая тема для вас?
Слайд 7
– Какую цель перед собой ставим?
– А откуда мы можем получить новую информацию?
– С помощью какого суффикса образовали новые слова?
– Какой оттенок смысла он придает новым словам?
Слайд 8
– Что вы добавите к выводу Ивана Ивановича
Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.
– Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
– С помощью к дети образовывают слова: (шляпка, лапка голубка, чашка), обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс —к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса и сравнивают его с выводом в учебнике стр. 62
– С помощью суффикса образовались новые слова?
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю суффиксом.
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные –
самостоятельное
выделение –
формулирование познавательной цели; логические –
формулирование
проблемы
Коммуникативные: работа в группах.
– для развития умения делать выводы;
– для актуализации полученных знаний.
Фронтально
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
–
– Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Слайды 9, 10
Образование слов с помощью суффиксов
Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: —тель—, —ник—, —ист—
строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Проверка по слайду (Слайд 12)
– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.
Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: —очк—, —ечк—, —оньк—, —еньк—.
Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня – … Алёша – …
Света – … Федя – …
Дима – … Люба – …
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Проверка по слайду (Слайд 13)
– Имена звучат ласково.
—ик-, —ишк-
Задание. От слова дом образуйте слова с помощью суффиксов: —ик-, —ищ-, —ишк-, —ин—
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Можно сравнить вывод на стр. 63
Проверка по слайду (Слайды 14-16)
– Увеличивает предметы
Задание. Проанализируйте, когда пишется в словах суффикс —онок-, а когда —ёнок— и сделайте вывод.
лосёнок бельчонок
тигрёнок волчонок
гусёнок мышонок
львёнок скворчонок
(Слайды 17-20)
Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч.
Задание. Сравните пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс —ик— , а когда суффикс —ек-.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка
Проверка по слайду 21, 22, 23
Используя вывод, напиши правильно
Платоч…к стол…к
листоч…к билет…к
песоч…к зуб…к.
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suffiks-chto-eto-takoe
http://urok.1sept.ru/articles/649174