Урок — игра. Викторина среди 5-х классов по русскому языку «Удивительная страна Лингвистика».
Урок-игра по русскому языку для 5-6х классов
« Удивительная страна Лингвистика»
Автор: учитель русского языка и литературы Токарева Л. В.
Ц ель: Показать значимость, незаменимость игровых заданий в организации учебного процесса.
a) приобщение к самостоятельному обучению, поиску информационных материалов;
б) закрепить знания правил русского языка.
a) развитие познавательной и творческой активности;
б) развитие эмоциональной сферы (ассоциация, соответствие);
в) развитие логического и критического мышления.
а) воспитание внимания, ответственности;
б) воспитание любви к русскому языку, к культурам других стран.
Определяется состав жюри. Все учащиеся делятся на три группы (участники – ученики трех пятых классов – 5 «В», 5 «Г», 5 «Е», которые выбирают капитанов и придумывают название командам. Для каждой команды разъясняется задание и выдается необходимый материал в каждом туре. Кто быстрее выполняет задачу, тому дается дополнительный балл. В целом система баллов считается за каждый правильно угаданный ответ:
Разминка – 0-5 баллов
1 тур. Фонетический – 0-4 балла
2 тур. Словообразовательный – 0-5 баллов
3 тур. Морфологический и лексический – 1 балл за каждое словосочетание
4 тур. Синтаксический – 0-8 баллов (по количеству правильно составленных строк)
5 тур. Финальная практическая часть – 0-3 балла.
Ведущий : Прочитайте зашифрованные слова.
смор1а, 100янка, ме3ка, 40а, 100н.
100рона, па3от, 7я, 100л, по2л.
пи100лет, ви3на, о5, элек3к, 100п.
1 тур. Фонетический
Ведущий : Какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят?
Ай, лед, арап, лог.
Ешь, шел, лоб , рай.
2 тур. Словообразовательный
Ведущий : Первое задание для второго тура « Разгадать шараду».
1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК
2. Приставка такая же, как у сова ЗАЗВЕНЕЛ
3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ
4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ
5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА
1. Корень такой же, как у слова ХОДИТЬ
2. Приставка такая же, как у слова ПРИЕХАЛ
3. Суффикс такой же, как у слова РЕШИТЬ
4. Окончание такое же, как у слова ВАРИТЬ
1. Корень такой же, как в слове КРЕПКИЙ
2. Приставка такая же, как в слове ЗАЕХАЛ
3. Суффикс такой же, как в слове ВОЗИТЬ
4. Второй суффикс такой же, как в сове СТОЯЛ
5. Окончание такое же, как в слове УЗНАЛ
Ведущий: второе задание для второго тура : «Слоги – слова».
Ведущий викторины раздает детям заранее подготовленные материалы, в виде листочков с разбросанными по ним слогами и предлагает составить слоги в слова. Варианты данной работы могут быть следующими:
Ли, мо, ма, н, ре, ма, ле;
Ко, бо, ра, бль, ро, в;
Ко, ку, ро, ри, ца, ва;
К, ро, ди, вать, ван.
Кто составит больше всего слов – тот победитель.
3 тур. Морфологический и лексический (конкурс капитанов)
Ведущий : Приближается 12-е апреля, день Космонавтики. В этот день первый космонавт на Земле, наш соотечественник Ю. А. Гагарин первый раз совершил полет в Космос. Это знаменательное событие не только для нашей страны, но и для всего мира. Итак, наша задача придумать как можно больше словосочетаний на тему первого полета в Космос, освоения Космоса. Можно составить маленький связный рассказ на заданную тему. Придумать название.
Вот предлагаемые схемы:
4 тур. Синтаксический.
Ведущий: Что такое сложное предложение ? Составить одно-два сложных предложения на тему полета в Космос первого человека на Земле. Определить основы сложных предложений, объяснить постановки запятых.
5 тур. Практический.
Ведущий: В этой части викторины ученикам придется немного поднапрячься, поскольку от этого будет зависеть то, чем завершиться игра.
Разобрать слово «кувшинка» по составу.
(кувшин – корень, к – суффикс, а – окончание)
Осуществить синтаксический разбор предложения:
Ранней весной расцвел первый подснежник.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложненное).
Фонетический разбор слова «лошадь».
(л – согласная, звонкий, твердый; о – гласная, ударная; ш – согласная, глухая, твердая; а – гласная, безударная; д – согласная, звонкая, мягкая; ь – мягкий знак.)
Всем спасибо за участие!!
До новых встреч!
Жюри подсчитывает число баллов, определяются – 1, 2 и 3 место.
Победители награждаются грамотами.
Материал к игре:
Ай, лед, арап, лог.
Ешь, шел, лоб , рай.
1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК
2. Приставка такая же, как у сова ЗАЗВЕНЕЛ
3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ
4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ
5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА
1. Корень такой же, как у слова ХОДИТЬ
2. Приставка такая же, как у слова ПРИЕХАЛ
3. Суффикс такой же, как у слова РЕШИТЬ
4. Окончание такое же, как у слова ВАРИТЬ
1. Корень такой же, как в слове КРЕПКИЙ
2. Приставка такая же, как в слове ЗАЕХАЛ
3. Суффикс такой же, как в слове ВОЗИТЬ
4. Второй суффикс такой же, как в сове СТОЯЛ
5. Окончание такое же, как в слове УЗНАЛ
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
- Токарева Лариса ВладимировнаНаписать 1921 22.05.2016
Номер материала: ДБ-094385
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 22.05.2016 747
- 22.05.2016 320
- 22.05.2016 2157
- 22.05.2016 7820
- 22.05.2016 691
- 22.05.2016 3647
- 22.05.2016 776
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве увеличат зарплату педагогам
Время чтения: 1 минута
Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. 5 класс
Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. 5 класс»
ТЕМА УРОКА: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.
1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.
2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.
1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;
2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Грамматический диктант.
1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК
2. Приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ
3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ
4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ
5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА
(Получится слова ЗАЗВОНИЛА)
— Разберите слово по составу. Назовите орфограмму в слове зазвонила.
3. Объяснение нового материала.
Почему они так называются? (На доске записаны слова с пропуском букв.)
З..мляника, к..стяника, г..лубика, ..жевика, м..лина, ч..рника.
(Малина — исторически от «ма́лый».)
— Какая часть слова помогла вам определить его происхождение?
— Почему корень называется главной значимой частью?
— Какие значимые части слова вам известны?
4. Анализ записи на доске.
Сп..ши стихи — сп..ши на урок
пол..скать собачку — пол..скать бельё
зап..вать песню — зап..вать лекарство
— Корни слов звучат одинаково. Значит ли это, что они одинаково пишутся?
Учащиеся подбирают проверочные слова и делают вывод, что корни имеют разные значения.
5. Запишите слова с безударной проверяемой гласной в корне, подберите и запишите проверочные слова.
Серый горизонт светлел, уплотнялся. Мутные очертания предметов принимали чёткую форму. Панорама местности приближалась к глазам. На первом плане выделялись верхушки леса. За ним виднелась полоса поля. По нижнему краю поля тянулась волнистая линия переднего края.
6. Упражнение 31 (устно)
— В каждой подборке однокоренных слов найдите проверочное.
7. Вывод — чтение правила на стр. 19.
Учитель обращает внимание учащихся на номер правила. Правило № 1 — самое главное о правописания гласных в словах русского языка.
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной.
В пропедевтических целях можно сообщить, что безударную гласную можно проверить в любой морфеме: приставке (записать — за́пись), суффиксе (высота — высо́тка), окончании (о ветке — о земле́).
8. Самостоятельная работа. (Формирование навыка проверки.)
упражнение 30 — подбор однокоренных слов.
Задание можно выполнить частично по усмотрению учителя.
9. Объяснительный диктант.
Учащиеся выделяют корни с проверяемой гласной, объясняют графически выбор орфограммы.
В лесу тепло. Зеленеет трава. Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина!
Кукушка осмелела. В темноте белеют берёзки. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве.
Образец:
Необходимо предупредить учащихся, что к словам запоздалый, запоздал можно подобрать проверочные по́здно, по́здний. Нельзя использовать для проверки безударной гласной корня глагол опаздывать, в котором ёсть суффиксе –ыва— (-ива-). В глаголах с таким суффиксом в корне под ударением часто бывает а (корм — выкармливать, спор — оспаривать).
— Разобрать по составу глаголы.
Домашнее задание: § 8 — правило выучить, творческое задание: составьте текст из 5-7 предложений на тему «Осень», обозначьте изученную орфограмму, т.е.: подчеркните её, выделите корень, поставьте ударение.
Слова с двумя суффиксами. Примеры слов с приставкой и окончанием
Слова с двумя суффиксами в морфемном составе — это производные лексемы, а также формы слов.
Суффикс — это морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов и форм слов.
Суффикс — словообразовательная морфема
В морфемном составе слов может быть один, два и даже три суффикса, если произошел последовательный словообразовательный процесс. Например, производящее слово — прилагательное, уже имеющее суффикс в своем составе, а затем образуется существительное с помощью другого суффикса:
- серый → сер оват ый → сер оват ость
При таком словообразовании в основе слова суффиксы нанизываются друг за другом, как бусинки на ниточку. В результате получаем новые лексемы, которые в морфемном составе имеют два суффикса. Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- брезг лив ый → брезг лив ость
- влага → влаж н ый → влаж н ость
- вина → вин овн ый → вин овн ость
- кость → кост ян ой → кост ян к а
- перегородить → перегораж ива ть → перегораж ива ни е
- сказать → высказать → высказ ыва ть → высказ ыва ни е
- мерить → примерить → пример к а → пример оч к а
Примеры слов с двумя суффиксами без окончания
Корень и только два суффикса без окончания имеют в своем составе неизменяемые слова, в первую очередь, наречия:
- медл енн ый — медл енн о (идти);
- интерес н ый — интерес н о (узнать);
- друж еск ий — друж еск и (похлопать по плечу);
- полный — полн ость ю (сделать);
- мастер ск ий — мастер ск и (выполнить);
- тих оньк ий — тих оньк о (подойти).
Примеры слов с двумя суффиксами и окончанием
Схеме «корень + суффикс + суффикс + окончание» соответствует морфемный состав следующих изменяемых слов:
- старый — стар ин а — стар ин н ый
- вред и ть — вред и тель
- дождь — дожд лив ый — дожд лив ость
- добрый — добр от а — добр от н ый
- горох — горош ин а — горош ин к а
- лист — лист ок — лист оч ек
- сме х — сме ш инк а
- ябеда — ябед ник — ябед нич еств о
Примеры слов с двумя суффиксами, приставкой и окончанием
Приведем примеры слов, морфемный состав которых соответствует схеме:
«приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание» .
- о хот нич ий
- по бел оч н ый
- без забот н ость
- раз груз оч н ый
- бес хитр ост н ый
- на сме ш к а
- за вар оч к а
- вз в олн ова нн ый
- по куп оч к а
- по мут н ени е
Формы слов с двумя суффиксами
Два суффикса имеют также многие формы слов, в морфемном составе которых встретились словообразовательный и формообразующий суффиксы, например:
1. формы прошедшего времени глагола
- дыш- а -ть — дыш а л
- вычист- и -ть — вы чист и л а
- верт- е -ться — верт е л о сь
- отправ- и -ть — отправ и л и
2. деепричастия
- слож и в
- за шум е в
- по се я в
- кап ну в
- у клад ыва я
3. причастия
- об рабат ыва ем ый
- от свеч ива ющ ий
- уч и вш ий
- вы меш а нн ый
Слова с двумя суффиксами и двумя приставками
В составе некоторых слов можно указать по две указанные словообразовательные морфемы
- бес при да н ниц а
- бес при зор нич а ть
- бес про игр ыш н ая
- о б ез жир ива ни е
- о б ез земел ива ни е
- о без лич ива ни е
- о без оруж ива ни е
Глаголы с двумя приставками и суффиксами
Укажем примеры глаголов с двумя приставками и с двумя суффиксами в форме прошедшего времени:
- под на туж и ться — под на туж и л ся
- под на коп и ть — под на коп и л и
- под на таск а ть — под на таск а л а
- о бес слав и ть — о бес слав и л а .
http://multiurok.ru/index.php/files/pravopisanie-bezudarnykh-proveriaemykh-glasnykh-v.html
http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/slova-dvumia-suffiksami.html