Второй суффикс такой же как у слова пришел

Урок — игра. Викторина среди 5-х классов по русскому языку «Удивительная страна Лингвистика».

Урок-игра по русскому языку для 5-6х классов

« Удивительная страна Лингвистика»

Автор: учитель русского языка и литературы Токарева Л. В.

Ц ель: Показать значимость, незаменимость игровых заданий в организации учебного процесса.

a) приобщение к самостоятельному обучению, поиску информационных материалов;

б) закрепить знания правил русского языка.

a) развитие познавательной и творческой активности;

б) развитие эмоциональной сферы (ассоциация, соответствие);

в) развитие логического и критического мышления.

а) воспитание внимания, ответственности;

б) воспитание любви к русскому языку, к культурам других стран.

Определяется состав жюри. Все учащиеся делятся на три группы (участники – ученики трех пятых классов – 5 «В», 5 «Г», 5 «Е», которые выбирают капитанов и придумывают название командам. Для каждой команды разъясняется задание и выдается необходимый материал в каждом туре. Кто быстрее выполняет задачу, тому дается дополнительный балл. В целом система баллов считается за каждый правильно угаданный ответ:

Разминка – 0-5 баллов

1 тур. Фонетический – 0-4 балла

2 тур. Словообразовательный – 0-5 баллов

3 тур. Морфологический и лексический – 1 балл за каждое словосочетание

4 тур. Синтаксический – 0-8 баллов (по количеству правильно составленных строк)

5 тур. Финальная практическая часть – 0-3 балла.

Ведущий : Прочитайте зашифрованные слова.

смор1а, 100янка, ме3ка, 40а, 100н.

100рона, па3от, 7я, 100л, по2л.

пи100лет, ви3на, о5, элек3к, 100п.

1 тур. Фонетический

Ведущий : Какие слова получатся, если произнести в обратном порядке звуки, из которых они состоят?

Ай, лед, арап, лог.

Ешь, шел, лоб , рай.

2 тур. Словообразовательный

Ведущий : Первое задание для второго тура « Разгадать шараду».

1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК

2. Приставка такая же, как у сова ЗАЗВЕНЕЛ

3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ

4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ

5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА

1. Корень такой же, как у слова ХОДИТЬ

2. Приставка такая же, как у слова ПРИЕХАЛ

3. Суффикс такой же, как у слова РЕШИТЬ

4. Окончание такое же, как у слова ВАРИТЬ

1. Корень такой же, как в слове КРЕПКИЙ

2. Приставка такая же, как в слове ЗАЕХАЛ

3. Суффикс такой же, как в слове ВОЗИТЬ

4. Второй суффикс такой же, как в сове СТОЯЛ

5. Окончание такое же, как в слове УЗНАЛ

Ведущий: второе задание для второго тура : «Слоги – слова».

Ведущий викторины раздает детям заранее подготовленные материалы, в виде листочков с разбросанными по ним слогами и предлагает составить слоги в слова. Варианты данной работы могут быть следующими:

Ли, мо, ма, н, ре, ма, ле;

Ко, бо, ра, бль, ро, в;

Ко, ку, ро, ри, ца, ва;

К, ро, ди, вать, ван.

Кто составит больше всего слов – тот победитель.

3 тур. Морфологический и лексический (конкурс капитанов)

Ведущий : Приближается 12-е апреля, день Космонавтики. В этот день первый космонавт на Земле, наш соотечественник Ю. А. Гагарин первый раз совершил полет в Космос. Это знаменательное событие не только для нашей страны, но и для всего мира. Итак, наша задача придумать как можно больше словосочетаний на тему первого полета в Космос, освоения Космоса. Можно составить маленький связный рассказ на заданную тему. Придумать название.

Вот предлагаемые схемы:

4 тур. Синтаксический.

Ведущий: Что такое сложное предложение ? Составить одно-два сложных предложения на тему полета в Космос первого человека на Земле. Определить основы сложных предложений, объяснить постановки запятых.

5 тур. Практический.

Ведущий: В этой части викторины ученикам придется немного поднапрячься, поскольку от этого будет зависеть то, чем завершиться игра.

Разобрать слово «кувшинка» по составу.

(кувшин – корень, к – суффикс, а – окончание)

Осуществить синтаксический разбор предложения:

Ранней весной расцвел первый подснежник.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложненное).

Фонетический разбор слова «лошадь».

(л – согласная, звонкий, твердый; о – гласная, ударная; ш – согласная, глухая, твердая; а – гласная, безударная; д – согласная, звонкая, мягкая; ь – мягкий знак.)

Всем спасибо за участие!!

До новых встреч!

Жюри подсчитывает число баллов, определяются – 1, 2 и 3 место.

Победители награждаются грамотами.

Материал к игре:

Ай, лед, арап, лог.

Ешь, шел, лоб , рай.

1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК

2. Приставка такая же, как у сова ЗАЗВЕНЕЛ

3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ

4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ

5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА

1. Корень такой же, как у слова ХОДИТЬ

2. Приставка такая же, как у слова ПРИЕХАЛ

3. Суффикс такой же, как у слова РЕШИТЬ

4. Окончание такое же, как у слова ВАРИТЬ

1. Корень такой же, как в слове КРЕПКИЙ

2. Приставка такая же, как в слове ЗАЕХАЛ

3. Суффикс такой же, как в слове ВОЗИТЬ

4. Второй суффикс такой же, как в сове СТОЯЛ

5. Окончание такое же, как в слове УЗНАЛ

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Токарева Лариса ВладимировнаНаписать 1921 22.05.2016

Номер материала: ДБ-094385

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    22.05.2016 747
    22.05.2016 320
    22.05.2016 2157
    22.05.2016 7820
    22.05.2016 691
    22.05.2016 3647
    22.05.2016 776

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве увеличат зарплату педагогам

Время чтения: 1 минута

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. 5 класс»

ТЕМА УРОКА: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.

2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.

1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;

2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Грамматический диктант.

1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК

2. Приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ

3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ

4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ

5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА

(Получится слова ЗАЗВОНИЛА)

— Разберите слово по составу. Назовите орфограмму в слове зазвонила.

3. Объяснение нового материала.

Почему они так называются? (На доске записаны слова с пропуском букв.)

З..мляника, к..стяника, г..лубика, ..жевика, м..лина, ч..рника.

(Малина — исторически от «ма́лый».)

— Какая часть слова помогла вам определить его происхождение?

— Почему корень называется главной значимой частью?

— Какие значимые части слова вам известны?

4. Анализ записи на доске.

Сп..ши стихи — сп..ши на урок

пол..скать собачку — пол..скать бельё

зап..вать песню — зап..вать лекарство

— Корни слов звучат одинаково. Значит ли это, что они одинаково пишутся?

Учащиеся подбирают проверочные слова и делают вывод, что корни имеют разные значения.

5. Запишите слова с безударной проверяемой гласной в корне, подберите и запишите проверочные слова.

Серый горизонт светлел, уплотнялся. Мутные очертания предметов принимали чёткую форму. Панорама местности приближалась к глазам. На первом плане выделялись верхушки леса. За ним виднелась полоса поля. По нижнему краю поля тянулась волнистая линия переднего края.

6. Упражнение 31 (устно)

— В каждой подборке однокоренных слов найдите проверочное.

7. Вывод — чтение правила на стр. 19.

Учитель обращает внимание учащихся на номер правила. Правило № 1 — самое главное о правописания гласных в словах русского языка.

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной.

В пропедевтических целях можно сообщить, что безударную гласную можно проверить в любой морфеме: приставке (записать — за́пись), суффиксе (высота — высо́тка), окончании (о ветке — о земле́).

8. Самостоятельная работа. (Формирование навыка проверки.)

упражнение 30 — подбор однокоренных слов.

Задание можно выполнить частично по усмотрению учителя.

9. Объяснительный диктант.

Учащиеся выделяют корни с проверяемой гласной, объясняют графически выбор орфограммы.

В лесу тепло. Зеленеет трава. Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина!

Кукушка осмелела. В темноте белеют берёзки. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве.

Образец:

Необходимо предупредить учащихся, что к словам запоздалый, запоздал можно подобрать проверочные по́здно, по́здний. Нельзя использовать для проверки безударной гласной корня глагол опаздывать, в котором ёсть суффиксе –ыва— (-ива-). В глаголах с таким суффиксом в корне под ударением часто бывает а (кормвыкармливать, спор — оспаривать).

— Разобрать по составу глаголы.

Домашнее задание: § 8 — правило выучить, творческое задание: составьте текст из 5-7 предложений на тему «Осень», обозначьте изученную орфограмму, т.е.: подчеркните её, выделите корень, поставьте ударение.

Слова с двумя суффиксами. Примеры слов с приставкой и окончанием

Слова с дву­мя суф­фик­са­ми в мор­фем­ном соста­ве — это про­из­вод­ные лек­се­мы, а так­же фор­мы слов.

Суффикс — это мор­фе­ма, сто­я­щая после кор­ня и слу­жа­щая для обра­зо­ва­ния новых слов и форм слов.

Суффикс — словообразовательная морфема

В мор­фем­ном соста­ве слов может быть один, два и даже три суф­фик­са, если про­изо­шел после­до­ва­тель­ный сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс. Например, про­из­во­дя­щее сло­во — при­ла­га­тель­ное, уже име­ю­щее суф­фикс в сво­ем соста­ве, а затем обра­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное с помо­щью дру­го­го суффикса:

  • серый → сер оват ый → сер оват ость

При таком сло­во­об­ра­зо­ва­нии в осно­ве сло­ва суф­фик­сы нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки на ниточ­ку. В резуль­та­те полу­ча­ем новые лек­се­мы, кото­рые в мор­фем­ном соста­ве име­ют два суф­фик­са. Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • брезг лив ый → брезг лив ость
  • вла­га → влаж н ый → влаж н ость
  • вина → вин овн ый → вин овн ость
  • кость → кост ян ой → кост ян к а
  • пере­го­ро­дить → пере­го­раж ива ть → пере­го­раж ива ни е
  • ска­зать → выска­зать → высказ ыва ть → высказ ыва ни е
  • мерить → при­ме­рить → при­мер к а → при­мер оч к а

Примеры слов с двумя суффиксами без окончания

Корень и толь­ко два суф­фик­са без окон­ча­ния име­ют в сво­ем соста­ве неиз­ме­ня­е­мые сло­ва, в первую оче­редь, наречия:

  • медл енн ый — медл енн о (идти);
  • инте­рес н ый — инте­рес н о (узнать);
  • друж еск ий — друж еск и (похло­пать по плечу);
  • пол­ный — полн ость ю (сде­лать);
  • мастер ск ий — мастер ск и (выпол­нить);
  • тих оньк ий — тих оньк о (подой­ти).

Примеры слов с двумя суффиксами и окончанием

Схеме «корень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние» соот­вет­ству­ет мор­фем­ный состав сле­ду­ю­щих изме­ня­е­мых слов:

  • ста­рый — стар ин а — стар ин н ый
  • вред и ть — вред и тель
  • дождь — дожд лив ый — дожд лив ость
  • доб­рый — добр от а — добр от н ый
  • горох — горош ин а — горош ин к а
  • лист — лист ок — лист оч ек
  • сме х — сме ш инк а
  • ябе­да — ябед ник — ябед нич еств о

Примеры слов с двумя суффиксами, приставкой и окончанием

Приведем при­ме­ры слов, мор­фем­ный состав кото­рых соот­вет­ству­ет схеме:

«при­став­ка + корень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние» .

  • о хот нич ий
  • по бел оч н ый
  • без забот н ость
  • раз груз оч н ый
  • бес хитр ост н ый
  • на сме ш к а
  • за вар оч к а
  • вз в олн ова нн ый
  • по куп оч к а
  • по мут н ени е

Формы слов с двумя суффиксами

Два суф­фик­са име­ют так­же мно­гие фор­мы слов, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых встре­ти­лись сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный и фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фик­сы, например:

1. фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола

  • дыш- а -ть — дыш а л
  • вычист- и -ть — вы чист и л а
  • верт- е -ться — верт е л о сь
  • отправ- и -ть — отправ и л и

2. дее­при­ча­стия

  • слож и в
  • за шум е в
  • по се я в
  • кап ну в
  • у клад ыва я

3. при­ча­стия

  • об рабат ыва ем ый
  • от свеч ива ющ ий
  • уч и вш ий
  • вы меш а нн ый

Слова с двумя суффиксами и двумя приставками

В соста­ве неко­то­рых слов мож­но ука­зать по две ука­зан­ные сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные морфемы

  • бес при да н ниц а
  • бес при зор нич а ть
  • бес про игр ыш н ая
  • о б ез жир ива ни е
  • о б ез земел ива ни е
  • о без лич ива ни е
  • о без оруж ива ни е

Глаголы с двумя приставками и суффиксами

Укажем при­ме­ры гла­го­лов с дву­мя при­став­ка­ми и с дву­мя суф­фик­са­ми в фор­ме про­шед­ше­го времени:

  • под на туж и ться — под на туж и л ся
  • под на коп и ть — под на коп и л и
  • под на таск а ть — под на таск а л а
  • о бес слав и ть — о бес слав и л а .


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/pravopisanie-bezudarnykh-proveriaemykh-glasnykh-v.html

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/slova-dvumia-suffiksami.html