Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Тире между подлежащим и сказуемым
Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).
3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.
4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:
5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.
6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).
К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится , если
1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить ) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство );
2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара .
3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки .
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тема : Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель : 1. Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Знать об условии отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
3. Воспитание бережного отношения к животным.
Здравствуйте, ре6ята, садитесь.
Тема нашего занятия: тире между подлежащим и сказуемым. Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. Сегодня мы будем говорить с вами о пунктуационном знаке, который называется тире. Тире — знак интонационно-логического членения предложения на отдельные части. Сразу хочу обмолвиться, что тире часто путают с дефисом. Дефис – это знак орфографии, это знак полуслитного написания слов. Например: по-дружески или Осень – любимое время года А. С. Пушкина. В первом случае мы наблюдаем орфографический знак – дефис, а во втором – пунктуационный знак – тире. В словаре зафиксировано 14 случаев , когда в предложении ставится тире. Мы с вами рассмотрим варианты наиболее частого употребления тире в предложении, остальные — в 11 классе.
Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского писателя А. П. Чехова: «Знаки препинания – это ноты при чтении». Запишите их в тетрадь.
Перед вами листы с распечаткой данной темы. Ответьте, пожалуйста, ранее вы знакомились с этой темой? ( в 5 классе)
Сегодня мы с вами рассмотрим дополнительные сведения относительно данной темы, так как в 5 классе вы владели мизерной информацией о частях речи. Вы не изучали имя числительное, приложение, союзы и т.д.
Посмотрите, пожалуйста, на экран и повторим изученное и изучим новое.
Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
Тире между подлежащим и сказуемым
2. Глагол н. ф. + глагол н.ф.
3. числительное + числительное.
4. Существ. + глагол н. ф.
5. Глагол н. ф. + существ.
6. Числит. + существ.
7. Сущ. + с/с с числит.
Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров .
8. Сущ. + фразеолог.об.
Тире не ставится:
(. Это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом
и предложений со словами это, вот, значит
Аналогия – это не доказательство.)
2.При сказуемом есть КАК, ЕСТЬ, БУДТО,СЛОВНО, ТОЧНО,
3.Подлежащее выражено местоимением Он врач.
( Если на местоимение падает логическое ударение,
Ты – лучший человек на свете.
то тире может ставиться)
4.Между подлежащим и сказуемым
5. В вопросительных предложениях.
После рассмотрения таблицы – далее 2 слайд.( Звучит тихо романс «Отговорила роща золотая» )
Вашему вниманию я хочу предложить замечательный текст Всеволода Александровича Рождественского о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, которому в 2015году исполнится 120 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти. В одном годе совмещены две даты, так сказать две цветовые гаммы: белая и черная.
Все́волод Алекса́ндрович Рожде́ственский (29 марта (10 апреля) 1895, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя — 31 августа 1977, Ленинград, СССР) — русский поэт.
Рождественский является также автором ряда оперных либретто, песен, стихотворных переводов и двух книг мемуаров, «Страницы жизни» (1962) и «Шкатулка памяти» (1972). Был членом редколлегии журналов «Звезда» и «Нева».
Участник Великой Отечественной войны (военный корреспондент).
Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги.
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам.
Текст читает учитель.
С глубокой тоской рассказывал всегда Есенин о родном селе на берегах Оки. Константиново – родина поэта. Уверял, что другого такого места нет на земле. И с такой же любовью перечислял животных, памятных с детства, не забывая ни единого щенка или котенка. Сидя на скамеечке московского бульвара, любил подсвистывать птицам. С лохматыми собаками разговаривал на каком-то особом, вполне понятном им языке. И любое существо платило ему дружеской приязнью.
Однажды возвращались мы вместе из гостей. Над Невой поднималось чистое, омытое морской свежестью утро.
Река как блестящая сталь. Весь противоположный берег колыхался в светлой дымке. Глаза Есенина словно отражение июльского неба.
Где-то у Академии художеств к нам пристал бездомный пес. Он шел робко, виновато, волоча понурый хвост. Обернуться и тихо свистнуть – для Есенина не остаться равнодушным к судьбе каждого зверя.
— Что, собачка, колбаски хочешь?
Пес понимающе шевельнул хвостом. Сергей толкнул меня под локоть: «Смотри, улыбается!» И я действительно увидел подобие улыбки на унылой собачьей морде. Покормить животное – святая обязанность Сергея.
Мы проходили в это время мимо мелочной лавочки. Есенин легко взбежал по ступенькам и потребовал целый круг дешевой колбасы и порядочную горбушку белого хлеба.
Пес ожидал нас у крыльца. Сергей присел перед ним на корточки, и началась непередаваемая беседа. Трудно сказать, кто из них был более доволен.
Затем мы двинулись дальше. Собака не отставала ни на шаг. Скоро к ней присоединилась другая, затем третья. Все они получили свою долю и бежали за нами. Милиционер покосился на нас подозрительно, потому что теперь мы шли в сопровождении шести-восьми собак разных пород и темпераментов.
— Ну, довольно, — сказал Есенин, разделив остатки хлеба и колбасы. – А теперь по домам!
Свистнул каким-то образом, и не отстававшие до тех пор псы сразу же разбежались в разные стороны.
— Понимают! – добавил он с усмешкой. – Всякая тварь меня понимает. Я им свой человек!
( В. А. Рождественский. Страницы жизни )
— О чем текст? (Рассказывают ученики)
-Спасибо, хорошо. Тире в письменной речи как знак чему соответствует в устной? ( паузе)
Для чего нам нужна пауза в устной речи? ( чтобы что-то выделить) Не могу не отметить, что тире был излюбленным знаком препинания у Марины Цветаевой, чтобы остановиться, осмыслить, додумать.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я – бренная пена морская
-Предложение является единицей коммуникативного плана. Предложение является частью текста. Для того чтобы понять текст, нам нужно понять предложение в их структурно- смысловом единстве. И если в предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, то значит автор этим предложениям придает особое значение.
Давайте составим своеобразный словарь текста. Найдем те предложения, где между подлежащим и сказуемым ставится тире.
(Ученики вначале находят такие предложения, где тире ставится, затем – где тире не ставится.
Обернуться и тихо свистнуть – для Есенина не остаться равнодушным к судьбе каждого зверя.
Тире не ставится:
Глаза Есенина словно отражение июльского неба.
— процитировать стихи Есенина, где говорится о любви к животным.
-И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.
-По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
-Возвращаемся к тексту. Ребята, мне хочется обратить ваше особое внимание следующим предложениям.
И любое существо платило ему дружеской приязнью.
Обернуться и тихо свистнуть – для Есенина не остаться равнодушным к судьбе каждого зверя.
Всякая тварь меня понимает.
-Слова любой, каждый, всякий какой частью речи являются?
-Как вы считаете, почему автор Рождественский для сравнительно небольшого текста вводит частое употребление данных слов?
-Очевидно, желая показать жизненную позицию С. А. Есенина, а именно: Каждый может творить добро. Всякий должен оставить на земле добрую память о себе.
— В прошлом году ученик вашего класса Стуколов Федор принял участие в конкуре « Творческий микрофон». Он выступил со стихотворением современного поэта Ирины Астаховой « Скажите мне, вы, люди, замечали…». Я считаю звучание этого стихотворения сегодня на уроке очень актуальным. (Федор читает стихотворение).
— Спасибо. Возвращаемся к эпиграфу нашего занятия.
— Как вы понимаете смысл данного высказывания? ( И еще эти слова можно воспринимать буквально, а именно: Как прочитаешь ноты, так и сыграешь. Сравним два предложения. От постановки тире зависит смысл предложения.)
Ходить – долго не мог.
Ходить долго – не мог. ( Ученики объясняют смысл предложений).
— Подчеркните грамматическую основу данного предложения и объясните постановку тире.
-Мне бы хотелось закончить урок вновь словами русского писателя А. П. Чехова: «Равнодушие – паралич души, преждевременная смерть»
— Запишите предложение в тетрадь и подчеркните грамматическую основу.
ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §34. Тире между подлежащим и сказуемым. Упражнение №170
Спишите, ставя, где надо, тире. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. От подлежащего к сказуемому поставьте вопросы. Прочитайте, делая отчётливую паузу между подлежащим и сказуемым и выделяя голосом подлежащее и сказуемое, выраженные существительными. На какие вопросы отвечают сказуемые?
1 . Твой брат шахматист?
2 . Моя сестра тренер по плаванию. Она настойчива и трудолюбива.
3 . Наша мама домохозяйка. Папа шофёр такси.
4 . Бабушка пенсионерка. Она очень добрая и ласковая.
5 . Мой дедушка врач.
Решение
Твой брат (кто такой?) — шахматист ?
Моя сестра (кто такая?) — тренер по плаванию. Она (какова?) настойчива и трудолюбива .
Наша мама (кто такая?) — домохозяйка . Папа (кто такой?) — шофёр такси.
Бабушка (кто такая?) — пенсионерка . Она (какая?) очень добрая и ласковая .
Мой дедушка (кто такой?) — врач .
http://infourok.ru/tire_mezhdu_podlezhaschim_i_skazuemym.-321241.htm
http://reshalka.com/uchebniki/5-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/200