Выберете один из вариантов сказуемого

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Сказуемое.Простое глагольное сказуемое. Русский язык 8 класс Тест

Данный тестовый материал позволяет учителю руского языка организовать контроль за усвоением темы урока

Просмотр содержимого документа
«Сказуемое.Простое глагольное сказуемое. Русский язык 8 класс Тест»

Простое глагольное сказуемое

Автор: © 2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

При поддержке проекта http://videouroki.net

Выберите варианты ответов, где простое глагольное сказуемое выражено фразеологизмами.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Выигрывать уже несколько вечеров кряду не легкое дело.

2) Тут у нашего внимательного слушателя волосы поднялись дыбом.

3) Вот и ломали они себе головы, как бы очиститься от обвинений.

4) Он едет к нам в гости, не поинтересовавшись нашим мнением.

5) Чуть не в каждой избе кто-нибудь дышал на ладан.

Выберите вариант правильного высказывания.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Простое глагольное сказуемое обязательно состоит из двух и более слов.

2) Простое глагольное сказуемое не выражается фразеологизмами.

3) Простое глагольное сказуемое ‒ главный член предложения, который может выражаться только одним словом.

4) Основное лексическое значение простого глагольного сказуемого выражается именной частью.

5) Простое глагольное сказуемое может выражаться сложной формой будущего времени.

Выберите варианты правильных высказываний.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Простое глагольное сказуемое часто выражается фразеологизмами.

2) В состав простого глагольного сказуемого могут входить частицы было и бывало.

3) В состав простого глагольного сказуемого никогда не входят частицы было и бывало.

4) Простое глагольное сказуемое называется так потому, что оно никогда ничем не осложняется.

5) К простому глагольному сказуемому следует относить синтаксически неделимые сочетания слов.

Выберите варианты ответов, в которых простое глагольное сказуемое осложнено употреблением повторяющихся спрягаемых глаголов с частицей так.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Ротмистр стал упорно смотреть на их упорную борьбу.

2) Ну, брат, ты уж придумал так придумал.

3) На этот раз он спел так спел!

4) Так они пришли спросить меня об этом.

5) Так я услышал об этом прискорбном случае.

Выберите варианты предложений с простым глагольным сказуемым.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Я тоже хочу быть вашим другом.

2) Отряд был вооружен тяжеловесными палицами.

3) Он умел быть верным самому себе.

4) Борьба будет вестись честно и по всем правилам.

5) Томясь скукой, старуха пошла было домой.

Выберите варианты ответов, где простое глагольное сказуемое выражено сложной формой будущего времени.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Я хочу слышать старую песню.

2) Морить людей да хоронить их за свой счет ей не с руки.

3) Будет престарелый сенатор гнаться и за тобою, читатель!

4) Знать русский язык ‒ значит изучать его.

5) Будет сегодня звучать победная песнь Маугли!

Выберите варианты ответов, в которых простое глагольное сказуемое выражено синтаксически неделимым сочетанием слов.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Переходя через улицы, он испытывал острую боязнь.

2) Один из двух силуэтов был толст и высок одновременно.

3) Ее «ах» было удивительным.

4) А через минуту я пришел к убеждению, что ничего из этой затеи не выйдет.

5) Он понял, что совершил грубую ошибку.

Выберите варианты ответов, в которых простое глагольное сказуемое осложнено сочетанием двух однокоренных слов с частицей не при выражении невозможности.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Но для того, чтобы нежность появилась, делать мы ничего не делаем.

2) Вы не приходите ко мне уж скоро месяц.

3) Задыхаясь от перебоев сердца, я ждал лавров из ваших рук.

4) Вот уж месяц вы ждете не дождетесь момента, чтобы открыться.

5) Уж он на свою красавицу смотрит не насмотрится!

Выберите варианты ответов, в которых простое глагольное сказуемое осложнено частицами.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Вы даже и не заметили моей прыти.

2) Я слышала, что у вас чуть не сгорел сарай.

3) «Нечто темное» оказалось лодкой.

4) Мы встретились было да разошлись.

5) Да и Москва теперь не то.

Выберите варианты ответов, в которых простое глагольное сказуемое осложнено формой повелительного наклонения.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Пусть всегда будет звучать музыка души!

2) Давайте говорить друг другу комплименты.

3) Будет дождь проливаться над лесами да над нивами.

4) Никто из них никогда, даже мельком, не обращал внимания на Ромашова.

Тест по теме «Сказуемое»

Тест по теме «Сказуемое».

1.Выберите ошибочное продолжение предложения.

Сказуемое может обозначать

1)действие, производимое предметом 2) свойство, характеристику предмета

3) состояние предмета 4) предмет, о котором говорится в предложении

2. Какого типа сказуемого не существует?

1) простого глагольного 2) простого именного

3) составного глагольного 4) составного именного

3. В предложении И как ни стараются книгоиздатели во всём мире осовременить облик книги, в ней как таковой есть оттенок «ретро» сказуемыми являются слова

1) стараются; есть 2) стараются; есть оттенок

3) стараются осовременить; есть 4)стараются осовременить; есть оттенок

4. Укажите тип сказуемого в предложении Родившаяся полторы тысячи лет назад книга и старше и мудрее молодой музы телевидения.

1) простое глагольное 2) составное глагольное

3) составное именное 4) нет сказуемого.

5. Укажите предложение, в котором сказуемое подчёркнуто верно.

1) Человечество начинает читать меньше . 2) Тенденция насыщения рынка книгами неизбежна .

3) Цветы чудились мне тогда живыми существами. 3) Хорошие книги остаются в памяти навсегда.

6. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и тип сказуемого в них.

А. У книги, безусловно, есть множество достоинств.

Б. Не красна сказка письмом, а красна вымыслом.

В. Смею ли я смеяться? ( А.Чехов)

Г. Дело это обстояло именно так.

Д. Никто меня не хотел понять

Е. Ей было тогда двадцать три года.

1. Простое глагольное сказуемое.

2. Составное глагольное сказуемое.

3. Составное именное сказуемое.

1) А1, Б2, В1, Г3, Д2, Е3 2) А3, Б3, В3 Г1 Д2 Е1

3) А1 Б1 В2 Г3 Д1 Е2 4) А1 Б3 В2 Г1 Д2 Е1

7. Отметьте предложение с простым глагольным сказуемым

1) Очарование этого мира было очень велико.

2) Карась лежал на боку, отдувался и шевелил плавниками.

3) Я могу просиживать на берегу пруда с восхода до заката солнца.

4) Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городом без всякой растительности.

8. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

1) От высоких гор тянуло зноем.

2) После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет.

3) Она, стряхнув капли дождя, продолжала петь

4) Путешествие из-за моей болезни было прервано.

9. Отметьте предложение с составным именным сказуемым .

1) Домой я возвращался с катка раскрасневшийся и усталый.

2) С реки несло сыростью.

3) Он начал торопливо собирать куски холста и краски.

4) Упрямый медный чайник никак не хотел закипать на костре.

10. Укажите пример с ошибкой в характеристике сказуемого.

1) Лицо у него было унылое. – простое глагольное

2) Представление моё об этой стране оказалось живучим. – составное именное

3) Надежда боялась признаться в своей ошибке. – составное глагольное

4) Сама судьба велит тебе спасать меня. – составное глагольное.

11. Укажите предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем прилагательным.

1) Шаг у старика был лёгкий и почти неслышный.

2) Он снова готов был ехать в горы.

3) Окна, выходящие во двор были ярко освещены.

4) С тех пор я сделался в своём воображении владельцем ещё одной великолепной страны – Кавказа.

12. В каком варианте ответа правильно перечислены номера слов, являющихся в предложении сказуемым? Дед мой – отец (1) моей матери – был (2) человек (3) небогатый (4).

1) 1, 2 2) 2 3) 2, 3 4) 2, 3, 4

13. В каком предложении неопределённая форма глагола (инфинитив) не является сказуемым?

1) Кто из вас готов выполнить мою просьбу?

2) В конце концов я сам начал побаиваться своего воображения.

3) Работа учит уважать любой труд человека.

4) Вы хотите пойти на экскурсию в наш музей?

14. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола (инфинитив) входит в состав сказуемого.

1) Все замерли, когда он предложил послушать пение своей жены.

2) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить.

3) Они шли отстоять свою свободу.

4) Подготовиться к экзаменам – наша основная задача.

15. В каком предложении нарушены синтаксические нормы (допущена ошибка при согласовании подлежащего со сказуемым)?

1) Поднимите руки, кто читали эту книгу.

2) Профессор начал лекцию.

3) Большинство русских написаний основывается на морфологическом принципе.

4) Библиотека-музей имени А.П.Чехова организовала выставку.

16. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире ( знаки препинания не расставлены).

1) Грач конечно птица умная и самостоятельная. 2) Пейзаж не привеска к прозе и не украшение.

3) Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора. 4) Электрический свет словно жидкий янтарь.

Прочитайте текст и выполните задания 17 – 19.

(1) Ёжик – закадычный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили. (3) Знаменит он своими колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли.

(4) У каждого юнната был свой ёж. (5) И уж о нём-то, кажется всё известно. (5)Любит молоко, ловит мышей и лягушек, смело может воевать с гадюкой. (7) При тревоге сворачивается в колючий шар, если трогать – грозно пыхтит и поддаёт иголками.

(8) Ну, а если домой взять и приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет, а станет совсем домашним, этакий топотун-хлопотун.

17. Выпишите из предложений составные глагольные сказуемые.

18. Выпишите из предложений составные именные сказуемые.

19. Как вы считаете, может ли простое глагольное сказуемое состоять из двух слов? Приведите свой пример такого сказуемого.

Тест по теме «Сказуемое».

1.Выберите ошибочное продолжение предложения.

1) Сказуемые бывают глагольные и именные.

2) Сказуемое входит в грамматическую основу предложения.

3) Сказуемое не зависит в предложении ни от какого другого члена.

4) Сказуемые бывают простые и составные.

2. Найдите ошибочное утверждение.

1) В составном глагольном сказуемом есть неопределённая форма глагола (инфинитив)

2) В составном именном сказуемом есть вспомогательное слово.

3) В составном именном сказуемом роль связок могут выполнять глаголы со значением движения.

4) Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов.

3. В предложении Маленьким и затерянным в этих огромных просторах почувствовал себя Давыдов. ( М Шолохов) сказуемыми являются слова

1) почувствовал себя 2) почувствовал

3) почувствовал себя маленьким 4) почувствовал себя маленьким и затерянным

4. Укажите тип сказуемого в предложении В глубине пруда были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листья кувшинок (К.Паустовский)

1) простое глагольное 2) составное глагольное 3) составное именное.

5.Укажите предложение, в котором сказуемое подчёркнуто верно.

1) Жизнь начинала уже казаться ему печальной и мрачной. 2) Разные бывают стихи.

3) Что будет со мною ? 4) Романтика Грина была проста, весела, блестяща .

6. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и тип сказуемого в них.

А. Он был в школе уже ранним утром.

Б. Её приезд был для меня сюрпризом.

В. Творог делается из молока

Г. От долгого хранения творог делается невкусным.

Д. Все мы были когда-то детьми.

Е. Трусость заставляет иногда человека изменять своей совести.

1. Простое глагольное сказуемое

2. Составное глагольное сказуемое

3. Составное именное сказуемое.

1) А1 Б3 В1 Г3 Д3 Е1 2) А3 Б1 В3 Г1 Д1 Е1

3) А1 Б3 В3 Г1 Д1 Е2 4) А3 Б1 В1 Г3 Д3 Е2

7. Отметьте предложение с простым глагольным сказуемым

1) Звёзды всегда сияют над землёй. 2) Галя, несмотря на шум, продолжала спокойно читать.

3) Я рад вернуться в эти места. 4) Остров был, конечно, самым таинственным местом на свете.

8. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

1) Домой я приходил только обедать и ночевать, проводя все дни в цветущих киевских садах.

2) Я часто не был в силах скрывать своё отношение к вам.

3) Отец смеялся, шутил, оживлённо говорил с матросами.

4) Ничто не мешало слушать музыку, кроме протяжных пароходных гудков, доносившихся с Днепра.

9. В каком предложении нет составного именного сказуемого?

1) В прудах всегда было сумрачно от старых ив и зелёной воды.

2) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум листьев.

3) Город был очень хорош весной.

4) Жизнь моего дяди казалась мне совершенно необыкновенной.

10. Укажите пример с ошибкой в характеристике сказуемого.

1) Острые запахи ярмарочных товаров были слышны издалека. – составное именное

2) Рабочие помогали мне складывать брёвна. — простое глагольное

3) Дом был белый, с колоннами и полосатыми шторами на окнах. – простое глагольное

4) Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту – вот в чём задача. — составное именное.

11. Укажите предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем существительным

1) Вскоре спуск к морю стал ещё тяжелее. 2) Рассказывать и слушать стало у него потребностью.

3) В комнате висели часы с кукушкой. 4) Домик был весь набекрень.

12. В каком варианте ответа правильно перечислены номера слов, являющихся в предложении сказуемым? Этот вопрос оказался (1) теперь (2) совершенно (3) ненужным (4)

1) 1 2) 1, 2 3) 1, 4 4) 1, 3, 4

13. В каком предложении неопределённая форма глагола (инфинитив) не является сказуемым?

1) Мы, мальчишки, жадно пили эту воду и верили, что от этого человек будет жить до ста двадцати лет.

2) В этом краю бесконечна возможность познавать себя и окружающий мир.

3) У меня у самого брат в жандармах, если хотите знать. ( А.Чехов)

4) Мог ли я думать тогда на катке, что жизнь Маруси Весницкой окажется гораздо неожиданнее всех моих фантазий.

14. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола (инфинитив) входит в состав сказуемого.

1) Много раз ему приходило непреодолимое желание высказать всё без утайки.

2) После моих слов он сразу перестал кричать.

3) Если тебе твоя вера не нравится, так ты её перемени, а смеяться грех. ( А Чехов)

4) Уходя из жизни, Пушкин просил жену не забывать Михайловское.( С. Гейченко)

15. В каком предложении нарушены синтаксические нормы (допущена ошибка при согласовании подлежащего со сказуемым)?

1) Двадцать два ученика приняло участие в олимпиаде.

2) Те, кто пришёл вовремя, заняли в театре места в партере.

3) Сочи расположен севернее Сухуми.

4) На столе лежало множество исписанных листов.

16. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире ( знаки препинания не расставлены).

1) Я как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет. ( Е.Евтушенко)

2) Июнь лишь начало лета.

3) Простота есть необходимое условие прекрасного ( Л Толстой)

4. Дело художника рождать радость.

Прочитайте текст и выполните задания 17 – 19.

(1) Своими глазами видел – один раз в жизни! – как вальдшнепиха несла по воздуху вальдшнепёнка.

(2) Она стиснула его с боков лапками, прижала к грудке и несла его меж ветвей осин. (3) Вальдшнепёнок уже был большой, она его еле тащила. (4) Казалось, летит тяжёлая неуклюжая птица… с двумя головами!

(5) Разглядеть такое непросто. (6) Вальдшнеп – птица стремительная, любит густые заросли. (7) Поэтому редко кто такое может увидеть. (8) Только звери, заявляют они, способны своих детёнышей переносить, да и то в зубах, а не в лапах. (9) Птицам такое не по уму, не по силам! ( По Н. Сладкову)

17. Выпишите из предложений составные глагольные сказуемые.

18. Выпишите из предложений составные именные сказуемые.

19. Замените любое составное глагольное сказуемое из текста простым глагольным и запишите его. Что изменилось при такой замене?


источники:

http://multiurok.ru/files/skazuemoe-prostoe-glagolnoe-skazuemoe-russkii-iazy.html

http://infourok.ru/material.html?mid=78888