Выбери сочетания с лексической ошибкой в них встречается неверно употребленное слово несколько вар

Выбери сочетания с лексической ошибкой: в них встречается неверно употреблённое слово (несколько вариантов ответа): чаша терпения лопнула выполнить мечту у неё зелёные глаза смелые идеи

ЕГЭ (задание 6): Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

“Из дневника одной девицы”

13-го октября . Наконец-то и на моей улице праздник! Гляжу и не верю своим глазам. Перед моими окнами взад и вперед ходит высокий, статный брюнет с глубокими черными глазами. Усы — прелесть! Ходит уже пятый день, от раннего утра до поздней ночи, и все на наши окна смотрит. Делаю вид, что не обращаю внимания.

15-го. Сегодня с самого утра проливной дождь, а он, бедняжка, ходит. В награду сделала ему глазки и послала воздушный поцелуй. Ответил обворожительной улыбкой. Кто он? Сестра Варя говорит, что он в нее влюблен и что ради нее мокнет на дожде. Как она неразвита! Ну, может ли брюнет любить брюнетку? Мама велела нам получше одеваться и сидеть у окон. «Может быть, он жулик какой-нибудь, а может быть, и порядочный господин», сказала она. Жулик… quel [какой (фр.)]… Глупы вы, мамаша!

16-го. Варя говорит, что я заела ее жизнь. Виновата я, что он любит меня, а не ее! Нечаянно уронила ему на тротуар записочку. О, коварщик! Написал у себя мелом на рукаве: «Поcле». А потом ходил, ходил и написал на воротах vis-a-vis: «Я не прочь, только после». Написал мелом и быстро стер. Отчего у меня сердце так бьется?

17-го. Варя ударила меня локтем в грудь. Подлая, мерзкая завистница! Сегодня он остановил городового и долго говорил ему что то, показывая на наши окна. Интригу затевает! Подкупает, должно быть… Тираны и деспоты вы, мужчины, но как вы хитры и прекрасны!

18-го. Сегодня, после долгого отсутствия, приехал ночью брат Сережа. Не успел он лечь в постель, как его потребовали в квартал.

19-го. Гадина! Мерзость! Оказывается, что он все эти двенадцать дней выслеживал брата Сережу, который растратил чьи-то деньги и скрылся.

Сегодня он написал на воротах: «Я свободен и могу». Скотина… Показала ему язык.

Вы здесь

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чаша его терпения наконец лопнула.

Правильный ответ: переполнилась

Чаша его терпения наконец переполнилась.

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Sorry, your browser doesn’t support embedded videos.

Есть вопрос по ДЗ? — Репетиторы помогут!
  • Более 1000 репетиторов
  • Виртуальный класс сохраняет занятия
  • Для новых учеников – 4 занятия по 490 руб.

Sorry, your browser doesn’t support embedded videos.

Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

Репетиторы по русскому языку :

Укажите ваш логин и пароль, если вы уже зарегистрированы на tutoronline.ru

Неправильный логин или пароль.

Укажите электронный адрес и пароль.

Ещё нет аккаунта? Зарегистрироваться

Пожалуйста, укажите электронный адрес или номер телефона, который вы использовали при регистрации. Вам будет отправлено письмо со ссылкой на форму изменения пароля или SMS сообщение с новым паролем.

Ответы

Чаша его терпения в конце концов лопнула.

Эта девушка произвела на всех прекрасное впечатление.

Это была смелая мысль.

Я знал про своего друга, что он был очень слабый человек.

Мне было грустно читать о несчастной девушке Асе: о ее жизни, привычках и характере.

Большая часть работы уже была выполнена.(или, наверное Львиная доля работы уже была выполнена)

3)эта книга произвела на всех прекрасное впечатление

4)хорошие ученики всегда выполняют

5)три спортивных матча закончились ничьей

д. Я не уверен, но мне не совсем нравится выражение “храбрая мысль”. Мне кажется, мысль может быть смелой или дерзкой, но храбрым может быть только человек, а к существительному “мысль” прилагательное “храбрый” не подходит.

Написать: это была решительная мысль.. смелая мысль.. удалая мысль.

этот человек был полной невежой

ответ:Этот человек был невежой в во искусства. Это была отличная мысль. это произведение произвело на всех прекрасное впечатление. Умные ученики всегда ввполняют домашнее задание. Три спортивных матча закончились ничьей. А самое последнее правильно, не буду его изменять

Другие вопросы по Русскому языку

Вкаком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? процент эксперт занял оптовый?

Существительные с суффиксами лк , изм , аци , оньк надо

1)проверочные слова к словам: жестоко, пасли, могучее. 2)они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество- сделать синтаксический разбор огромное)

Прчитай слова. скаждым из них составь и запиши предложния. последовальность предложений не меняй. полученый рассказозаглавь и запиши слова: похоладало. улетают. деревья. дожди. зима

Синтаксический разбор предложения: язык изучают более 180 миллионов человек на всех континентах планеты.

Эссе расуждение на тему астра звезда​

Знаешь правильный ответ?

Определите, где в каждом предложении допущены ошибки в словоупотреблении. запишите исправленный вари…

Вопросы по предметам

Математика, 23.03.2021 15:09

Русский язык, 23.03.2021 15:09

Математика, 23.03.2021 15:09

Геометрия, 23.03.2021 15:09

Математика, 23.03.2021 15:09

Математика, 23.03.2021 15:09

Математика, 23.03.2021 15:09

Русский язык, 23.03.2021 15:09

Страницы

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Авг
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

TOP-5 за сегодня

Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (2)11 класс. Проверим себя за чашкой… 1. В каком слове верно… (2)Домашнее задание по теме… Дорогие мои! Здесь 2 варианта.… (1)Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (1)Уроки №1-2. Русский язык — один… Домашнее задание 1. Подготовить темы… (1)

  • Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (333 857)
  • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (106 446)
  • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 519)
  • Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (88 385)
  • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (53 393)

Поиск

Размещено 31.10.18 в рубрике 11 класс

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Вариант 1
1. Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
2. Его гуманность и человечность известны всем.
3. Мне срочно надо было написать мою автобиографию.
4. Это криминальное преступление потрясло весь город.
5. В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.
Вариант 2
1. Таня – верная жена своему мужу.
2. С 1839 года поэта ссылали 2 раза в ссылки.
3. На Урале добывают руду в рудниках.
4. Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни.
5. До конца своей жизни он помнил её.
Вариант 3
1. В этой книге описываются действительные факты.
2. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
3. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
4. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
5. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.
Вариант 4
1. Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
2. Индейцы – коренные аборигены Америки.
3. Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
4. Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
5. Появилась свободная вакансия.
Вариант 5
1. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
2. Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.
3. Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.
4. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
5. Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.
Вариант 6
1. Это был первый дебют начинающего актёра.
2. На рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени.
3. Председатель домового комитета сделал анонс о предстоящем собрании жильцов.
4. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
5. Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.
Вариант 7
1. В конце выступления оратор, резюмируя, кратко обобщил свои предложения.
2. Бывший экс-министр принял решение вернуться в Москву.
3. Местные аборигены радостно встретили путешественников.
4. Ладонью руки он медленно гладил ребёнка по голове.
5. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
Вариант 8
1. Незаконные бандформирования терроризировали весь город.
2. В ответ на наш запрос мы получили следующий ответ.
3. Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
4. Этот план требует корректив и поправок.
5. В мае месяце оборот денежных средств составлял 6.000.000 рублей.
Вариант 9
1. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.
2. Главная суть рассуждения заключается в тезисе текста.
3. Перед нами как из-под земли возник крохотный карлик.
4. Моя мама готовит очень вкусные беляши с мясом.
5. Первоклассник быстро спускался вниз по школьной лестнице, торопясь на урок.
Вариант 10
1. Мягкий свет вечернего заката поразил наше воображение.
2. Другой альтернативы нет и быть не может.
3. Он шёл по направлению к дому.
4. Порочащая клевета всегда больно бьёт по сердцу.
5. Моя мама вкусно готовит яблочную шарлотку.
Вариант 11
1. Люди вкладывают огромные денежные финансы в проекты, связанные со временем.
2. Картина мне понравилась тем, что в ней изображен быт жизни народа.
3. Троекуров был расточителен, любил богатую роскошь.
4. Кирила Петрович послал послов за Дубровским.
5. На вокзале Дубровский встретил неизвестного незнакомца.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Вариант 12
1. Каждый понимает понятие «счастье» по-своему.
2. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
3. У Ирины карие волосы и зеленые глаза.
4. Фамусов действует по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».
5. Алёша безропотно переносил все тяжести жизни.
Вариант 13
1. Онегин ведёт праздничный образ жизни.
2. Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета.
3. О подвигах саперов, танкистов, лётчиков рассказывают такие рассказы, как «Маленькие рассказы о больших подвигах» Суркова.
4. Печорин – главный герой «Героя нашего времени».
5. Ночью ребята увидели сторожа, который сторожил усадьбу.
Вариант 14
1. После уроков мы пошли на спортивную площадь.
2. У Печорина острый ум, который способствует ему верно судить о людях.
3. Пьер тыкался из угла в угол в поисках смысла жизни.
4. Человеком богатырской силы предстоит перед нами Тихон Щербатый.
5. Стихотворение «Строго воспрещается» Маяковский написал в газете «Красная нива».
Вариант 15
1. Писатель написал этот роман в то время, когда передовая молодёжь была увлечена естественными науками.
2. Купец Лопахин купил имение, прекраснее которого нет на свете.
3. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.
4. Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.
5. Эту аксиому ещё стоит доказать будущим математикам.
Вариант 16
1. В Думе начались слухи о том, что предстоит смена правительства.
2. История с коробкой из-под ксерокса во время выборов президента стала, по сути, басней во языцех.
3. Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.
4. Чаша его терпения наконец лопнула.
5. Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
Вариант 17
1. Это была храбрая мысль.
2. Я знал, что мой друг сильно слабый человек.
3. Львиная часть работы была сделана.
4. На этой вечеринке он и начал за ней флиртовать.
5. Он мне с апогеем рассказывал об этом.
Вариант 18
1. Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома.
2. Всю четвёртую декаду апреля было холодно.
3. Мы успешно осуществили эту проблему.
4. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили.
5. В этом году большой урожай кавунов.
Вариант 19
1. Школьные годы пропали не зря.
2. Родители должны во всём показывать образец поведения своим детям.
3. Лектор рассказывал о вопиющих достижениях столетия.
4. Совершим краткий ракурс в историю.
5. Срок выполнения ремонта может быть пролонгирован.
Вариант 20
1. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.
2. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо.
3. Он хорошо рисовал, писал стихи, рассказы, был завсегдатаем художественной самодеятельности.
4. В нашей библиотеке есть очень дефицитная книга – первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву».
5. Они работают как самые отъявленные специалисты.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Вариант 21
1. Печорин вышел из знатной аристократической семьи.
2. Шолохов …писал «Поднятую целину» по горячим следам событий, когда ещё были свежи воспоминания о событиях.
3. Нет, ни гроза, ни пророчество сумасшедшей и безумной старухи послужили причиной признания Катерины.
4. Молодым юношей он приехал в Петербург.
5. Коллеги по работе пришли проведать заболевшего Николая Петровича.
Вариант 22
1. Мое отношение к настоящей действительности резко отрицательное.
2. Надо преодолеть все старые пережитки и идти вперед.
3. Больше всего в романе меня привлекает Наташа Ростова, которая отличается особым художественным обаянием.
4. Мне особенно нравится в Олеге его нежное отношение к своей матери.
5. Лишь при одном имени Пушкина появляется такое чувство чего-то близкого, родного.
Вариант 23
1. Евгений Онегин не нашел счастья в своей жизни.
2. Борис, персонаж драмы «Гроза», ничего не имеет и вполне зависит от дяди.
3. Поэма Маяковского горячо связана с действительностью.
4. Физически раненный Сокол хотел еще раз взлететь в небо.
5. Он снова переживает новое разочарование.
Вариант 24
1. После встречи на высшем уровне стороны подписали договор о взаимном сотрудничестве.
2. В конце года состоится мой бенефис, и я впервые выйду на сцену к любимым зрителям.
3. За стеклянными витражами магазина были видны первые покупатели.
4. Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления.
5. Состоялась первая премьера.
Вариант 25
1. Никого не волнует жизнь своего ближнего.
2. Юная девушка жертвовала всем, чтобы помочь семье.
3. Если твоя любовь глубока и искренна, ты готов посвятить ей всю свою жизнь
4. В Сирии был уничтожен арсенал оружия.
5. Сторожевые корабли обходили акваторию водных объектов, проверяя, нет ли мин.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Вариант 26
1. Ошибку молодости не вернуть.
2. Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу.
3. В школе проводился региональный шахматный турнир. Наш класс одержал поражение.
4. Вследствие предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.
5. На митинг собрались закоренелые патриоты, как они себя называли.
Вариант 27
1. В этом рассказе рассказывается о двух влюблённых, которые получили «солнечный удар».
2. Ha вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже.
3. Можно начинать собрание: форум уже есть.
4. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, тапочки.
5. Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.
Вариант 28
1. На уроке русского языка мы писали сочинение по картине. Моё внимание привлекла Алёнушка: её ланиты разрумянились, глаза смотрели вдаль.
2. Открытый урок прошел на ура, коллеги, посетившие его, были шокированы высочайшим мастерством учителя.
3. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.
4. Коллеги поздравили меня с постигшим юбилеем.
5. Скрутившись клубком и уютно расположившись на стуле, спит наш любимый котёнок.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Вариант 29
1. В течение длительного периода времени мы оформляли загранпаспорт.
2. Глубокая бездна пугала нас.
3. Мяч, брошенный ребёнком, резко подскочил вверх.
4. Когда портниха шила платье, она соединила воедино две детали.
5. Когда мы были в горах, инструктор, поддерживая меня, часто протягивал мне ладонь руки, чтобы я чувствовала себя уверенно.

Вариант 30
1. Огромная лавина снега неслась на нас с гор.
2. В школьном журнале появилась сатирическая карикатура на двоечников и прогульщиков.
3. Вдруг на празднике, посвящённом 9 Мая, громко грянула музыка.
4. Студенты филологического факультета отправились собирать народный фольклор.
5. В парке Победы был возведён мемориальный памятник героям, защищавшим посёлок от фашистов.
6. Бунин рассказывает о военном поручике.

Открытый урок по русскому языку на тему «Лексические нормы современного русского языка». 10 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Лексические нормы современного русского языка

Предметные: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения; ввести понятия: плеоназм, тавтология, паронимы; обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок); отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : создание проблемных ситуаций, беседа, деятельностно-практический; индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал : презентация по теме урока, листы самооценки, тесты, ученические словарики паронимов, плеоназмов, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов.

Сценарный план урока

I Мотивация к учебной деятельности .

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

— Сейчас мы с вами заглянем в кабинет врача и посмотрим, что там происходит. Ваша задача проанализировать речь больного и согласиться или не согласиться с диагнозом врача.

(Показывается сценка в записи.)

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

— Ребята, согласны вы с диагнозом врача? Что бы вы посоветовали больному?

(Да. Я согласен с диагнозом врача. Действительно, молодому человеку необходимо совершенствовать свою речь. Точно и ясно излагать свои мысли.)

— Как вы полагаете, какое отношение эта сценка имеет к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(Мы поговорим о том, какие языковые нормы нужно знать, чтобы наша речь была правильной и точной )

— Что мы должны будем вспомнить, повторить?

(Лексические нормы современного русского языка. Находить и исправлять речевые ошибки, совершенствовать свою речь)

— Запишите число, классная работа и тему урока. Слайд № 1

II Актуализация и пробное учебное действие.

Перед вами слова известного литературного критика, публициста Дмитрия Ивановича Писарева.

«Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни», — считал Дмитрий Иванович Писарев.

— Согласны ли вы с Д. И. Писаревым? Нужны ли нам лексические нормы?

— К чему может привести нарушение лексических норм?

Учитель. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания, появлению речевых ошибок, затрудняет общение.

— Что вы понимаете под лексическими нормами?

Лексические нормы – это правила, своего рода законы, которые помогают нам из множества слов и устойчивых словосочетаний выбрать самое нужное, которое точно передаст вашу мысль и сумеет выразить ваши чувства, будет уместным и не нарушит существующих в языке традиций.

III Локализация индивидуальных затруднений.

Учитель. – Во время ответа после затянувшейся паузы произносят одну и ту же, ставшую уже привычной фразу: «Я знаю! Просто не могу это выразить!» Хотя, на первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы выразить свои мысли с помощью слов родного языка, ведь за каждым из них исторически закреплено своё значение. А вот точно, правильно и грамотно донести до слушателей то, что думаешь, бывает действительно нелегко.

— Какие трудности испытываете вы, когда выражаете свои мысли?

(- Одной из причин нарушения точности речи является использование слова без учёта его лексического значения.

Неправильный выбор слова возникает из-за того, что мы берём слова определённой тематической группы, не утруждая себя анализом их точного значения. Эта небрежность оборачивается неясностью высказывания. А иногда и полным абсурдом.

Иногда нас подводит стремление говорить красиво, и мы, не задумываясь, сорим новыми, необычными и не всегда понятными словами.)

Учитель . К сожалению, мы допускаем ошибки не только в устной речи, но и письменной. Читая школьные сочинения, не всегда понимаешь, что хотел сказать ученик. Давайте поможем ребятам найти ошибки и исправить их.

Найдите и исправьте ошибки, допущенные в школьных сочинениях.

1. Найденные деньги они решили поделить на три половины.

2.Татьяна Ларина любила свою няню, эту седобородую старушку.

3. Солдат упал навзничь и разбил лицо.

4. В концерте принял участие известный оперный магнат.

5. Эта реформа открыла широкие возможности для привлечения в Россию интервентского капитала.

6. Когда Татьяну представили Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы.

7. Дождь бывает проливной, грибной, мелкий и крупнокалиберный.

8. Глаза у него были голубые, брови белоусые.

9. В романе Татьяна Ларина противопоказана и Онегину, и Ленскому.

10. В хозяйстве помещицы были куры, гуси и другая домашняя утварь.

— Какой совет вы можете дать своим друзьям, чтобы не делать таких нелепых ошибок?

Правило 1. (На доске)

— Слова и устойчивые выражения необходимо использовать в том значении, которое они имеют в современном литературном языке.

Правило 2. (На доске)

— Сочетание слов в речи не должно противоречить смыслу соединяемых понятий и нарушать языковую традицию их употребления.

— Требование смысловой точности является очевидным и обязательным, однако недостаточно чёткое понимание лексического значения используемого слова – явление далеко не исключительное, особенно если это слово иноязычное . Совет один: не ленись заглядывать в толковый словарь или словарь иностранных слов при знакомстве с неизвестными понятиями.

IV Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Учитель . А сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача: проанализировать предложения, найти ошибки, исправить их и ответить на вопросы:

— Какие ошибки были допущены в предложениях?

— Какое лексическое явление нужно знать, чтобы избежать этих ошибок?

1) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2) Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

3) Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

4) Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хотел задать вам личностный вопрос».

5) Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

6) Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

7) В политике двойственные стандарты неприменимы.

8) Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

Допущены ошибки в предложениях:

1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»),

2) (Вместо слова дождливая (дождливая погода, дождливый сезон) следовало употребить дождевая «несущая дождь»),

3) Правильно: была предоставлена самой себе)

4) (Прилагательное личный многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые сочетания: личная жизнь, личное дело, личные интересы, личный вопрос. Слово личностный возникло в 60-70-е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, отношение и т.п.).

5) (Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочетаемостью: освоить что-либо — «применить, использовать на практике» (освоить профессию, машину, опыт и т.п.); усвоить что-либо — «понять, знать теоретически» (усвоить лекцию, урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить).

6) (Вместо существительного факт «истинное, действительное событие, случай» следует употребить слово фактор «причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления».)

7) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера: жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать двойные

8) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2. Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём-либо дурном. Поэтому в данном предложении уместно именно это слово.

Учитель. Заканчиваем работу. Давайте проверять задание.

— Какие ошибки были допущены в предложениях?

— Какое лексическое явление нужно знать, чтобы избежать этих ошибок?

-Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para –рядом, возле и onyma — имя) – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию.

Например: представить-предоставить, явный-явственный.

Учитель . – Что вы можете ещё сказать о паронимах?

( Паронимы, как правило, относятся к одной части речи, выполняют в предложении сходные функции, и всегда близки по значению и отличаются друг от друга лишь тонкими смысловыми оттенками или лексической сочетаемостью.

— Тем не менее использование одного паронима вместо другого приводит к нарушению смысла высказывания и к речевой ошибке.)

— К какому выводу вы пришли?

Смешение в речи паронимов недопустимо.

V Реализация построенного проекта.

Учитель. — Настало время небольшой исследовательской деятельности. У каждой группы на столе находятся предложения. Вам необходимо их проанализировать и сделать вывод о том, какие речевые ошибки в них допущены.

Отдельный батальон морской пехоты под командованием героев первой высадки на Малую землю В. А. Ботылёва и его заместителя Старшинова вызвался идти в передовом авангарде десанта.

К нашему удивлению, рано утром в дверь позвонили, и дворецкий доложил, что неизвестный инкогнито доставил письмо для хозяина.

Время показало, что так называемая цивилизация – очень хрупкая штука, что человек в своём развитии вряд ли прогрессирует дальше в наше время.

Впервые чёрную икру привёз во Францию Петр I, угостив этим изысканным деликатесом своего царственного брата – короля Людовика XIV.

1. После танковой атаки было принято решение отступать назад.

2.Традиционно к творческим профессиям относятся те, что связан с искусством и культурой, однако возможность проявить своё креативное творчество есть и во многих других специальностях.

3.Только стул и стол, на котором стоит кассовый аппарат, да прейскурант цен, прибитый на стене над кассовым аппаратом, — вот и всё имущество конторы.

4.В соседней комнате Сергей, окружённый слушателями, о чём-то с увлечением рассказывал, энергично жестикулируя руками и делая большие глаза.

1.Тексты статей отредактированы редактором.

2.Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

3.Для достижения цели необходимо соединить все усилия воедино.

4.Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

1.Продолжительность процесса длится несколько часов.

2.Рассказчик рассказал очень интересную историю.

3.Маленькие малютки снежинки медленно кружились в воздухе.

4. Нет ничего крепче, чем крепость и сила братства.

— Какие речевые ошибки вы обнаружили в предложениях?

(Речевая избыточность, а конкретно тавтология и плеоназм)

— Тавтология (греч. tautos – то же самое, logos- слово) – неоправданное употребление однокоренных слов рядом, например, умножить во много раз, трудоёмкий труд, масло масляное.

— Плеоназм (от греч. pleona s mos- излишество, избыток, чрезмерность) – оборот речи, в котором зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном, например, моя автобиография, первая премьера.

Учитель . Подобные ошибки довольно часто можно встретить не только в устной, но и в письменной речи. И если тавтология – это, как правило, результат невнимательности говорящего или пишущего, то причиной появления плеоназма чаще всего становится незнание или неточное знание лексического значения слова, поэтому необходимо обращаться к толковому словарю.

Учитель. – Какой вывод вы сделали для себя?

Следует избегать речевой избыточности.

VI Самостоятельная работа с самопроверкой.

Индивидуальная работа. Слайд № 11

— А теперь поработайте самостоятельно. Посмотрите на слайд.

Определите тип речевой избыточности (тавтология или плеоназм) в предложенных примерах.

1. Необходимо беречь каждую минуту времени.

2. Сатирическая карикатура была помещена в журнале.

3. План требует коррективы и поправок.

4. Необходимо вовремя оплачивать коммунальные платежи.

5. Юноша, демобилизованный из армии.

— Проверьте работу самостоятельно и результаты занесите в лист самооценки.

VII Включение в систему знаний и повторений.

— Чтобы справиться со следующим заданием, вам необходимо сосредоточиться, применить все свои умения и навыки. Вам предстоит решить тест. Разделимся на два варианта и преступаем к решению тестовых заданий.

(Тест по теме урока, два варианта)

— Ребята, пора заканчивать работу, самостоятельно проверяем и заполняем лист самооценки.

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Ребята, как вы считаете, достигнуты ли наша цель и задачи урока?

Учитель. Свои мысли по теме урока выразите письменно. Напишите эссе «Лексические нормы: оковы или помощники?». Слайд № 14

На выполнение задания вам даётся 5 мин.

— Время вышло. Кто хочет прочитать свою работу?

-Поменяйтесь работами с соседом по парте и оцените работу своего одноклассника по пятибалльной системе. (Взаимопроверка).

— Вот и настало время оценить вашу деятельность на уроке.

Возьмите листы самооценки, подсчитайте баллы и оцените себя. Слайд № 15

Поднимите руки те, кто работал сегодня на «5», «4», «3».

— Сдайте листы самооценки.

Домашнее задание. Слайд № 16

На следующем уроке мы продолжим разговор о лексических нормах, для этого вам надо повторить тропы и стилистические фигуры, выписать из произведений художественной литературы 5 примеров (1вар. – тропов; 2 вар. – стилистических фигур)

— Сегодня я бы хотела закончить урок словами персидского поэта и мыслителя 13 века Саади. Где бы вы ни говорили, с кем бы вы ни говорили, помните

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Спасибо за урок, можете быть свободны.

1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4) Живописный лес тянется вдоль реки.

2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1. В подобные ошибки впадали многие европейские народы.

2. Дикие животные приспосабливаются к условиям окружающей среды легче, чем домашние.

3. Беловежская Пуща – древнейший в мире заповедник.

4. Вечер принёс с собой долгожданную прохладу.

3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность.

1) Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.

2) Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

3)Взошло солнце и осветило всё вокруг.

4) «Чудесным доктором» звали в народе Николая Ивановича Пирогова.

4. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов.

1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.

2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нардах.

3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.

5. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

2. Окна моей комнаты выходят в сад.

3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

4. Незнакомец показался ему человеком добрым.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. По мнению друзей, Павел обладал ФЕНОМЕНАЛЬНЫМИ способностями.

2. Не все птицы способны ИМИТИРОВАТЬ человеческие голоса.

3. Только через месяц после РЕСТАВРАЦИИ музей открыли.

4. По дороге нам попадались пальмы, кактусы и другие представители местной ФАУНЫ.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

После окончания училища ему пришлось уехать в Томск, так как в московских театрах свободных вакансий не было.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Защитив глаза ладонью руки от лучей солнца, она всматривалась вдаль, то смеясь и рассуждая сама с собой, то запевая снова песню.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В городе к хлебу уважительно относятся все – в этом немалая заслуга руководства старейшего предприятия города, местного хлебокомбината, старающегося завести традиции.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы попытаться написать книгу, необходимо сделать своего рода подвиг – попытаться начать её писать и непременно чернилами трёх цветов – цветов честности, смелости и доброты.

1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1. Труд делает человека счастливым.

2. Железнодорожный путь здесь пересекала грунтовая дорога.

3. К матери Олег испытывал особые чувства.

4. Удачи преследуют наших спортсменов всю неделю.

2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1) Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

2) Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

3) У охотников самым осторожным зверем считался шакал.

4) Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность.

1. Мать жила в ожидании письма.

2. Огненное пламя уже охватило весь дом.

3. Вдруг среди других шумов услышал он отдалённый звук работающих моторов.

4. Марина подошла к столику, на котором стоял телефон.

4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1. Радуясь солнышку, воробьи что-то весело напевали себе под нос.

2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

3. Три года учёбы пролетели незаметно.

4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

5. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4) Живописный лес тянется вдоль реки.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. Всю следующую неделю КЛИМАТ был прекрасный: ярко светило солнце, ветер утих.

2. Как – нибудь весной прислушайтесь к ПЕНИЮ скворцов.

3. Дом этот был РАСПОЛОЖЕН на самой окраине Зареченска.

4. Верные ОПРИЧНИКИ Ивана Грозного приближались к городу.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Тумба со строгими, без выкрутасов, афишами и предварительными анонсами стояла на углу бульвара Сен-Жермен, и, сидя в угловом кафе, Сергей всегда внимательно её разглядывал.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Совет отбирал работы в музей, на выставки, на аукционы, учитывая результаты обсуждений, вносит поправки и коррективы в методики и педагогические программы на предстоящий год.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мой единственный родственник со стороны матери дядя Миша мог сделать самый неожиданный , даже необдуманный поступок.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В повести Константина Паустовского «Золотая роза» повествуется о нелёгком писательском труде; в ней читатель найдёт размышления автора о русском языке, о живописи и природе.


источники:

http://infourok.ru/otkrytyj-urok-po-russkomu-yazyku-na-temu-leksicheskie-normy-sovremennogo-russkogo-yazyka-10-klass-4346332.html