Выбери все слова имеющие в составе суффикс

Повторение Морфемика и словообразование Русский язык 8 класс Тест

Данный тестовый ресурс позволит учителю организовать проверку усврения содержания материала урока.

Просмотр содержимого документа
«Повторение Морфемика и словообразование Русский язык 8 класс Тест»

Повторение. Фонетика и графика

Автор: © 2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

При поддержке проекта http://videouroki.net

Выберите варианты ошибочных утверждений.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Формообразующие суффиксы входят в состав основы слова.

2) Окончание служит для связи слов в предложениях.

3) Приставки бывают только формообразующими.

4) Словообразующие суффиксы служат для образования новых слов.

5) Суффикс ‒ это морфема, место которой сразу за корнем.

Выберите варианты ответов, все слова которых имеют словообразующий суффикс.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) учитель, лошадиный, житель, машинист

2) вишенка, сероватый, гусиный, лапчатый

3) Сашенька, горошинка, родитель, ученик

4) новейший, высочайший, читая, бежал

5) гневлив, отдыхая, прибежав, умаявшись

Выберите слова с нулевым окончанием.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) маренго, беж, колибри, будто

2) лисий, волчий, нож, печь

3) вел, счастлив, читал, нет солдат

4) нож, нет сил, потолок, дочь

5) пальто, кофе, всегда, очень

Выберите варианты ответов, в которых все слова имеют приставку.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) здоровье, здесь, здание, здравица

2) бесшабашный, очаровать, изжога

3) дискриминация, дискредитация, дезинфекция

4) подорожник, забинтовать, бег

5) четверг, возраст, мальчишка

Выберите варианты слов, состоящих только из корня.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) уезжать, голодать, прекрасен, известь

2) кашне, иваси, колибри, кенгуру

3) сшить, дом, гадать, цыплёнок

4) дом, дол, дуб, потолок

5) пианино, кашпо, кафе, авеню

Выберите правильное утверждение.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Приставка служит для связи слов в предложении.

2) В русском языке слово не может состоять из одного корня.

3) Формообразующие суффиксы служат для образования новых слов.

4) Корень ‒ это общая часть родственных слов. Он всегда выражает общее лексическое значение слова.

5) Окончание ‒ морфема, которая стоит после суффикса и служит для образования новых слов.

Выберите варианты ответов, в которых в приставках нужно писать с.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) . шить, во. ходить, . гребать

2) во. звание, во. стание, ра. кладка

3) . жевать, . делка, бе. шумный

4) . бой, бе. покойный, . говор

5) бе. заветный, бе. перебойный, во. врат

Выберите ряды варианты ответа, в которых все слова являются родственными.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) лес, лесничество, лесничий, лесовичок

2) мор, море, морской, мореплаватель

3) подъезд, объезд, приезд, заезд

4) горка, горький, горы, гористый

5) балл, бал, баллотироваться, баловаться

Выберите вариант правильного высказывания.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Формообразующие суффиксы и окончания выражают грамматическое значение слова. Они указывают на род, число, лицо, падеж, наклонение и т.д.

2) Чередование согласных и гласных звуков может быть только в корне слова.

3) Окончание никогда не стоит сразу после корня слова.

4) Приставки, заканчивающиеся на согласный, называются словообразующими.

5) В основу слова входят все его морфемы.

Выберите варианты правильных утверждений.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

2) Основа — часть слова без окончания, которая является носителем лексического значения данного слова.

3) Наречия и несклоняемые существительные имеют нулевое окончание.

4) Основа слова не может быть разорванной.

5) Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу не входят.

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку

ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания для 7-8 классов . (Время выполнения — 90 минут)

1. Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

1) мУзыка — музЫка, 2) твОрог — творОг, 3) шЁлковый — шелкОвый, 4) зАмок — замОк, 5) кОмпас — компАс, 6) вОлос — волОс, 7) бАгрить — багрИть, 8) пиццЕрия — пиццерИя, 9) оптОвый — Оптовый, 10) хОдите — ходИте.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:

Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).

Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.

Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.

Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.

Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.

Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы

В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)

2. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:

а) как псу муха (польск.) —

б) принять пузыри за фонари (франц.) —

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) —

г) записать за ушами (чешск.) —

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) —

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)

3. Какое значение имело слово анекдот во времена А.С. Пушкина:

до дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

4. В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.

5. Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.

6. Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.

7. Прочитайте предложения:

1) Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём. Проблему беженцев следует решать путём переговоров. Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.

Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?

8. Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).

9. В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь, спасли души своей любовь.

1) Каково значение слова «пря» в этом предложении?

2) В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5 таких существительных.

Ударение различает общеупотребительный и

профессиональный варианты произношения слова.

Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова

Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.

Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы

В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)

По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.

Итого: 10 баллов максимум.

2. а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;

б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;

г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь, поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.

по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);

1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента.

Итого: 7 баллов максимум .

4. Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр -, суффикс — и -, нулевое окончание. Три звука [тр’и].

Увёз . Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени мужского рода ед. числа. Приставка у -, корень — вёз -, нулевой суффикс, нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].

1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.

2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.

3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.

4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.

Итого: 10 баллов.

по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.

Итого: 10 баллов максимум

6. 1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;

2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;

3) за указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый морфемный состав (может быть указан: корень – соединительная гласная – корень – суффикс –окончание) – 0,5 баллов; образованы путём сложения – 0,5 баллов; с соединительной гласной – 0,5 баллов; и одновременным присоединением суффикса -и- – 0,5 баллов (суффикс –и- может быть не назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний типа «глагол + существительное» – 1 балл;

4) за указание, что в словах стеклоделие , виноделие , сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделиеделать вино ) – 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь прямым дополнением – 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности ( делать при помощи рук , делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже, являясь косвенным дополнением – 2 (1+1) балла.

Итого: 13 баллов максимум.

7. В первом предложении — обстоятельство образа действия в составе словосочетания ( кружным путём). Часть речи – существительное.

Во втором предложении является производным предлогом, служебная частьречи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.

В третьем предложении — обстоятельство образа действия, часть речи – наречие.

за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;

за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу;

за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;

Итого: 7 баллов максимум.

8. И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)

Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)

А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)

Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)

Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)

По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..

Итого: 10 баллов.

9. Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».

родственное также спор.

В корне пр / пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.

2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1 группы; 3 балла за слово спор ; 1 балл за возможное указание на этимологическое родство или чередование в корне.

Морфемика. Словообразование. Вопросы «Проверь себя»

1.В чем особенность корней в словах «исказить — искаженный», «отвергать — опровержение»?

2.Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

3.Есть ли родственные слова в следующих группах слов: еда, едет, единый; горячий, горянка, горчица; хромой, хромовый; косматый, космический?

4.Обычно словообразовательные аф­фиксы используются для образования не одного, а многих слов, однако в русском язы­ке есть аффиксы, употребляющиеся только в одном слове. Они носят название уникаль­ных аффиксов. Найдите и выделите уни­кальные аффиксы в следующих словах: жених, рукав, белокурый, детвора, попа­дья, молодежь, конюх, радуга, годовалый, по­чтамт, курносый, королева, рисунок.

5.Можно ли без контекста определить корни в словах пили, спеть, простой? Как называются такие слова?

6.Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут?

7.Назовите части речи и их формы с окончанием -у.

8.Если есть омонимические окончания, то как назвать окончания в таких вариантах форм: (кусок) сыра — сыру, в оˊтпуске — в отпускуˊ, учиˊтели — учителяˊ, меˊхи — мехаˊ, поˊясы- поясаˊ?

9.Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова грамотей, книгочей и злодей?

10.Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня.

11.Является ли глагол уныть производным от глагола ныть?

12.Какие окончания являются общими для всех имен существительных независимо от склонения?

13.Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:
— домов, столов, коров, ковров, голов, основ;
— степей, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей.

14.Какой частью слова является -ий в словах медвежий (рев), синий, волжский, санаторий, (много) станций?

15.Каков состав слов двумястами, тремястами?

16.Являются ли однокоренными в современном русском языке слова побывать, забывать, добывать?

17.Являются ли глаголы увядать, увянуть, завял однокоренными?

18.Каков морфемный состав слов президиум, президент, префикс, препозиция?

19.Во всех ли словах конина, буженина, свинина, осетрина, лососина есть суффикс -ин-?

20.В чем состоит «неправильность» построения сложных слов: знаменосец, минералогия, трагикомедия, дикобраз, военачальник?

21.Одинаково ли значение приставки о- в словах огарок, опушка, описка, осколок, опенки, ошибка, опечатка, оплошность, огрызок? Сгруппируйте слова по значению приставки о-.

22.Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-, которая входит в состав следующих слов: русских — падчерица, пашибок (осколок); словацких — pakluc (отмычка), pazvuk (призвук). Проанализируйте значения слов и определите первоначальное значение этой приставки.

23.В «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера написано, что слово вынуть «замечательно полным исчезновением корня». Может ли в русском языке существовать слово без корня? Аргументируйте ваш ответ.

24.От каких слов и при помощи каких средств образованы слова лежание и лежанка, белизна и белок, зубной и зубастый? Сопоставьте однокоренные слова по значению. Разделите производные слова на группы в зависимости от соотношения их значений со значениями производящих слов. Объясните свое решение.

25.В существительных мужского рода с основой на -ок гласный о обычно бывает беглым (затылок- затылка), но иногда сохраняется во всех формах слова (знаток-знатока, знатоку и т.д.) Проанализируйте приведенные ниже слова и попробуйте сформулировать закономерности, позволяющие по начальной форме слова узнать, является ли в нем гласный о беглым. Используйте обнаруженные закономерности, чтобы определить, беглое ли о в слове брелок. Артишок, волок, восток, гудок, дружок, едок, ездок, заголовок, игрок, обморок, одногодок, островок, поток, предок, пророк, рисунок, родничок, сверчок, слоненок, старичок, шлафрок, экивок.


источники:

http://infourok.ru/zadaniya-shkolnogo-tura-olimpiadi-po-russkomu-yaziku-1602378.html

http://rusolimp.kopeisk.ru/morfemika/?file=3