Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях на выставке

Практическая работа по теме «Согласование сказуемого с подлежащим» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическая работа «Согласование сказуемого с подлежащим»

1. Ознакомьтесь с основными правилами согласования

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе. Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились)
2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы, например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы. Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.
3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2. Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. — Прошло пять лет.
4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

6. При словах много, мало, немного, немало , сколько сказуемое ставится в единственном числе. Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа.

7. Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе .

8. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре). Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.
ЗАПОМНИТЕ: при подлежащем — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.

9. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

10. Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд»). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:
1) Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.
2) Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным. Например: Озеро Байкал — cам ое глубок ое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовал а сенсационный материал.
ЗАПОМНИТЕ: если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен

2. Запишите предложения, исправив грамматические ошибки в соответствии с действующим правилом, укажите пункт правила .

1. Ряд столов стояли посередине аудитории. (пункт. )

2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. (пункт. )

3. Двад​цать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. (пункт. )

4. На конгресс прибыли двести пятьдесят один делегат. (пункт. )

5. Тысяча человек отправилось в турне. (пункт. )

6. Про​шли сто лет. (пункт. )

7. На экскурсию пошли всего десять школь​ников. (пункт. )

8. Много выпускников нашей школы стали рабо​тать в городских больницах и санаториях. (пункт. )

3. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму

1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал.. нормы по лыжам.

2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принима..тся администрацией школы.

3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал. .на экзаменах глубокие знания.

4. Установлен.. три мировых рекорда.

5. Сорок два станка неумолчно гудел.. и равномерно вздрагивал.

6. Много детей был.. больн.. гриппом.

7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил..о нашем приходе.

8. Такси стоял.. у наших ворот.

4 . Запишите, выбрав нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.

2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ.

3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин.

4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.

5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

5. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной.

2. Гора Эльбрус высок.. .

3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы.

4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века.

5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года.

6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

Практическая работа » Согласование сказуемого с подлежащим»

1. Ознакомьтесь с основными правилами согласования

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе. Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились).

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы, например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы. Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.
3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2. Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. — Прошло пять лет.
4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

6. При словах много, мало, немного, немало , сколько сказуемое ставится в единственном числе. Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа.

7. . Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе .

8 . С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре). Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.
ЗАПОМНИТЕ: при подлежащем — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу. Например: ЮНЕСКО объявил о о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявил а о своем решении.
9. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

10. Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд»). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:
1)Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.
2) Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным. Например: Озеро Байкал — cам ое глубок ое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовал а сенсационный материал.
ЗАПОМНИТЕ: если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен

2. Запишите предложения, исправив грамматические ошибки в соответствии с действующим правилом, укажите пункт правила .

1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. (пункт. )

2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. (пункт. )

3. Двадцать человек стояли в стороне. (пункт. )

4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. (пункт. )

5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. (пункт. )

6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. (пункт. )

7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку. (пункт. )

3. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле.

2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек.

3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде.

4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания.

6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь.

7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

4 . Запишите, выбрав нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (прозвонили, позвонил) утром.

2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ.

3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин.

4. Газета «Аргументы и факты» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.

5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

5. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму.

1. Река Иртыш широко разлил.. прошлой весной.

2. Гора Эверест высок.. .

3. Телекомпания «ОРТ» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы.

4. Диван-кровать стоял.. у стены.

5. Музей-квартира художника будет открыт.. для посетителей в конце года.

6. Письмо- извешение доставлен.. адресату.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

Задание на 13.04.2020

Так как у нас всё-таки предмет по культуре речи и основам деловой коммуникации, позволю себе небольшой воспитательный момент.

1. У меня есть имя и отчество! Ваше письмо прошу начинать так: «Здравствуйте, Наталья Валентиновна!»

2. Я всегда обращаюсь к Вам по имени. Заметили? Конечно, в том случае, если Вы представляетесь, от кого письмо, или хотя бы файл подписываете именем и фамилией.

3. Если Вы хотите извиниться (прецеденты были J), то не стоит говорить «извиняюсь» — это верх невежливости! Говорить нужно «прошу прощения» или «извините, пожалуйста»!

4. Задания я высылаю Вам к понедельнику (занятия у нас по понедельникам), и до пятницы сделать их время точно есть. Последний срок присылки ответов до 15 ч. в пятницу. В субботу, и тем более в воскресенье работы я не принимаю, лавочка закрывается.

5. Задания прошу выполнять более добросовестно, читая ту литературу, которую я присылаю в качестве сопровождения. К прошлому занятию правила приводились прямо перед заданием, и всё равно были те, кто их даже не посмотрел. Скорее всего, в этом семестре мы не будем уже учиться в стенах университета. Поэтому прошу взять себя в руки и настроиться на работу дома, самостоятельно. У нас нет лекционного курса, и зачёт я буду выставлять Вам по итогам этих всех заданий вместе взятых (баллы у каждого копятся). Когда пройдём все темы, Вам будет выслана итоговая контрольная. Кто будет всё выполнять, легко и без дополнительных заморочек получит зачёт.

Как-то так… Без обид… И будьте здоровы!

Итак, переходим к новой теме. Книжка И.Б. Голуб Вам тоже будет отправлена, там нужно отлистать почти к концу Раздел 6. Синтаксическая стилистика.

Ознакомьтесь сначала с материалом, почитайте, ну хотя бы просмотрите. Потом выполняйте задания в этом же файле, выбирая нужный ответ. К первому заданию дан образец выполнения.

Тема: Грамматические нормы современного русского языка. Синтаксис.

1. Стилистические функции порядка слов в предложении.

2. Варианты грамматической координации подлежащего и сказуемого.

3. Согласование определений и приложений.

4. Стилистическая оценка вариантов управления.

5. Стилистические особенности предложений с однородными членами.

6. Стилистическое использование различных типов сложного предложения.

1. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их. Нужно написать объяснение ошибки!

1. Сёла и рабочие посёлки обслуживают кинопередвижки. Кинопередвижки – это Им.п. мн.ч., это подлежащее, а сёла и рабочие – Вин.п. мн.ч., это дополнение. Если у подлежащего и дополнения совпадают падежные окончания, то тогда нужно строго соблюдать прямой порядок слов в предложении, то есть: Кинопередвижки обслуживают сёла и рабочие посёлки.

2. Стены украшают плакаты и флажки.

3. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации.

4. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии.

5. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. (Из газет)

Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях.

1. На выставке (экспонируется — экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. Когда колонна подошла к мосту, из «головы» раздался страшный взрыв. Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать. Кто себя обнаруживал, отстреливался, (становился — становились) (жертвой -жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел — сгорели) в машинах. 3. Еще в колонне (ехал — ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 4. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось — отправились) на свои дачные участки.

Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного — множественного числа определяемого слова в следующих предложениях; мотивируйте свой выбор.

1. Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он (неисправимый — неисправимая) недотепа. 2. Три (огромных — огромные) здания выросли на пустыре. 3. Комната была разделена на две (неравные — неравных) части. 4. Пришлось стоять в очереди (целых — целые) два часа. 5. Открыто движение на (новой — новом) шоссе-магистрали. 6. (Первые — первых) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие- набравших) по 12 очков из 17 возможных. 7. Ни та, ни другая (команда — команды) не забила гoла. 8. Пятое и шестое (место -места) уже заняты. 9. Законопроект об изменениях в финансовой и налогoвой (области — oблacmях) был утвержден. 10. Студенты гeографическогo и историческогo (факультета — факультетов) готoвятся к экспедиции.

Прочитайте предложения, выбирая правильный вариант управления.

1. Отзыв (о новом спектакле, на новый спектакль) был негативным. 2. Отчего до сих пор нет рецензии (на книгу, о книге)? 3. Музыкант был удостоен (премией, премии). 4. (Этому человеку, для этого человека) присущ тонкий вкус. 5. Он все делает со свойственным (для него, ему) талантом. 6. (Ему, для него) характерен необычный взгляд на обычные вещи. 7. (Ему, для него) присущ такой подход. 8. Остается только поражаться (его действиям, его действиями). 9. Учитель удивлялся его (знаниям, знаниями). 10. Не надо меня упрекать (в этом, за это). 11. Его часто порицали (в этом, за это). 12. Он отметил (то, о том), что подчиненные недорабатывают. 13. Он заметил (о том, что; что) его недооценивают. 14. Я по (вас, вам) соскучился. 15. Сегодня будем наблюдать (за солнечным затмением, солнечное затмение). 16. Ему поручили наблюдать (за порядком, порядок) во время собрания. 17. Увидимся на (мой, мое) день рожденья. 18. Заведующий (кафедрой, кафедры) взял слово. 19. Управляющий (треста, трестом) сел в машину. 20. Когда ты (закончил, окончил) университет? 21. Он (окончил, закончил) школу в 2007 году. 22. Пожалуйста, оплатите (проезд, за проезд). 23. Оплатите (покупку, за покупку) в кассе. 24. Он (заплатил, оплатил) за товар вовремя. 25. Это событие (сыграло, имело) в его жизни большое значение. 26. Эта встреча сыграла важную (роль, значение) в его жизни. 27. Катастрофа была предотвращена благодаря (героизма, героизму), проявленному рабочими. 28. Вопреки (ожидания, ожиданию), встреча не состоялась. 29. Работник был уволен согласно (приказа, приказу). 30. (Наденьте, оденьте), пожалуйста, шапку. 31. (Одень, надень) очки! 32. Я постоянно думаю (об этом событии, про это событие). 33. Пора поговорить (о нашем проекте, про наш проект). 34. У нас есть уверенность (в успехе, в успех) борьбы.

Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

2. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы.

Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – М., 1999. Чешко Л.А. Русский язык. – М., 1981.

И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М., 2001. (Раздел 6. Синтаксическая стилистика).

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986. (А также словари грамматических трудностей Д.Э. Розенталя, Н.А. Еськовой, Л.К. Граудиной и др.).

И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. – М., 2002. или Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика. – М., 2001 (и другие издания).

Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях на выставке

1. Большинство лиц, получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не пересылали (П.). 2. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных (П.). 3. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. (Г.). 4. Сколько людей поверили ей свои домашние задушевные тайны, плакали у ней на руках! (Т.) 5. Деревня показалась ему довольно велика; два леса… были у ней справа и слева (Г.). 6. В углу, за карточным столом, сидело трое из генералов пикника: тучный, снисходительный и раздражительный (Т.). 7. Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяли (Т.). 8. В санях сидело три мужика и баба (Л. Т.). 9. В бараке стояло пять лошадей (Л. Т.). 10. На сцене стояли две сдвинутые ученические парты (Шол.). 11. Жил старик со своею старухой у самого синего моря (П.). 12. Старик крестьянин с батраком шел, под вечер, леском (Кр.). 13. И молча тешились забавой майор с научным стариком (Твард.). 14. Нам домой скорей бы воротиться. — Но зачем идем мы и туда. Сладко нам и дома не забыться: встретит нас забота и нужда (Н.). 15. Встали и Воропаев с Корытовым (И. Павл.). 16. Клычков с Чапаевым разъехались по флангам (Фурм.). 17. Сюда не проникали ни свет, ни жара (Баб.). 18. Три молодых дерева растут перед входом в пещеру: липа, береза и клен (Г.). 19. Исчезла ревность и досада. Поднялся в поле треск и звон (П.). 20. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него [Гоголя] мысль (Бел.). 21. В продолжение всей дороги ни тот, ни другой не упомянул даже имени Одинцовой (Т.). 22. Впереди шла Елена и Зоя с Инсаровым (Т.). 23. Не то туман, не то дым окутывал всю рощу (Пришв.). 24. Огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов (Л. Т.). 25. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. 26. Те, кто были зачинщиками этих беспорядков и кто активно выступал, — арестованы (Шол.). 27. Большая часть моих прежних привычек и вкусов не нравились ему (Л. Т.). 28. Свадьба Наташи было последнее радостное событие в доме Ростовых (Л. Т.).

Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях.

1. На выставке (экспонируется — экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых — точная копия корабля. 2. На Аляске два года подряд осенью моржи срывались с крутого утеса и разбивались. (Погибли — погибло) 59 животных. 3. Когда колонна подошла к мосту, из «головы» раздался страшный взрыв… Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать… Кто себя обнаруживал, отстреливался, (становился-становились) (жертвой -жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел — сгорели) в машинах. 4. Еще в колонне (ехал — ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 5. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось — отправились) на свои дачные участки. 6. Большинство таких предприятий (отправило — отправили) своих рабочих в неоплачиваемые отпуска. 7. Мы отыскали бугор, давно облюбованный барсуками, в нем (красовалось — красовались) двадцать шесть нор и тропы к ним, по которым многие поколения барсуков уходили по ночам на охоту. 8. Большинство барсучьих городков (служит — служат) животным десятки и сотни лет… Сколько человеческих селений за это время (сметено — сметены) временем, сколько всяких перемен на земле, а поколения барсуков живут-поживают в счастливо выбранном месте, где их ничто и никто (не тревожит — не тревожат). 9. Когда вода начнет убывать, рыбешка мечется в усыхающих лужах. Такие места (не преминет — не преминут) проведать медведь, волки и лисы, соблазнившись рыбным столом. 10. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали, бегало, бегал), но это следы одного одинокого зверя. 11. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли — погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой — жертвами) охоты.

Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. В Измайлове строятся десять 12-этажных домов. 3. Поздно вечером к амбару подкатило два грузовика, груженные мукой. 4. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными. 5. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 6. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в тяжелое время. 7. Никто, даже наиболее подготовленные спортсмены, участвовавшие в соревнованиях, не смог побить рекорд африканца. 8. Что скажут теперь те, кто оказался доверчивыми вкладчиками, отдавшими свои сбережения жуликам. 9. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание подростков. 10. Установка нового и реконструкция действующего оборудования ведутся одновременно. 11. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 12. Каждый шорох, каждый вздох, каждый звук были слышны в напряженной тишине. 13. Студент или студентка должна прийти за справкой? 14. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в процессе труда, закреплялось в труде. 15. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 16. Вы и ваши помощники смогут справиться с этим непростым заданием. 17. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 18. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок. 19. «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 году. 20. Село Погореловка расположена недалеко от райцентра.

Вместо точек вставьте нужные буквы, объясняя выбор формы координации главных членов предложения.

1. 22 различных решения был… принят… в Якутии по льготам и отсрочке платежей в федеральный ПФ. 2. Среди миллионного населения Чечни, согласно переписи 1989 года, русских было 290 тысяч. Из них 210 тысяч жил… в Грозном. Сегодня, по оценкам экспертов, в Грозном остал…сь не более 50 тысяч русских (сколько по всей республике — неизвестно). 3. По данным на 1 декабря 1996 года, в собственности граждан наход…тся 15 млн 200 тыс. легковых автомобилей, в то время как в 1990 году — только 8 млн 677 тыс. 4. Из 60 тыс. автомобильных мостов свыше трети наход…тся в аварийном состоянии. Свыше 11 процентов дорог федерального значения нужда…тся в реконструкции, и 655 процентов требу…т ремонта. Впрочем, эти цифры можно считать довольно условными, поскольку практически все автодороги страны нуждаются в ремонте. 5. Россия имеет самую плохую в мире сеть автомобильных дорог. Так, на тысячу кв. км площади приход…тся 24 км дорог, в то время как в Китае — 100 км, во Франции — 1549 км, а в Германии — 1775 км. Причем из 945 тыс. км российских дорог более трети не удовлетворя…т современным требованиям. 6. Не менее выразительны показатели обеспеченности населения дорогами. Если в России на один миллион жителей приход…тся около 4700 км дорог с твердым покрытием, то в Евросоюзе, к примеру, около десяти тысяч километров. Еще в восьмидесятые годы ежегодно строил…сь до 12 тыс. км новых дорог. В 1995 году был… построен… и реконструирован… 6,48 тыс. км российских дорог, из них 622 км — дорог федерального значения.

Плохие дороги между тем не только низкая транспортная обеспеченность населения, но и угроза его безопасности. В 1994 году аварии на автодорогах унесли свыше 35 тыс. человеческих жизней, около 190 тыс. человек попал… на больничные койки. 7. Из 87,5 тыс. км магистральных дорог находится в удручающем состоянии из-за дефектных рельсов. Свыше 720 мостов и тоннелей уже отработал… свой срок службы. 8. Кое-какие мероприятия, правда, проводятся в отношении младшего и среднего офицерского состава. Как известно, им не выдают зарплату и не строят жилья (68 тысяч семей офицеров по-прежнему остро нужда…тся в жилой площади). В результате за последние три года из армии уволил…сь почти 50 тысяч офицеров, и половина должностей командиров взводов сейчас вакантн… 9. В Республике Коми двое юношей-призывников на обратном пути из военкомата в свой поселок Нившера подвергл…сь нападению стаи волков из 5 особей. 10. С начала года на постоянное местожительство в США выехал… около 2,5 тыс. москвичей, что примерно на 4% больше, чем в прошлом году. Около 1800 москвичей выехал… в ФРГ (на 18% больше, чем в прошлом году), 297 — в Канаду (на 70% больше). В то же время на 10% сократилось число выездов на постоянное местожительство в Израиль, которое составило 1128 человек.


источники:

http://poisk-ru.ru/s21301t21.html

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/didakticheskij_material/stilistika/varianty_grammaticheskoj_koordinacii_podlezhashhego_i_skazuemogo/90-1-0-1710