Выберите слова в которых под ударением произносится звук о соответствующий в правописании букве е

Тест на тему: «Нормативность современного русского литературного языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Нормативность современного русского литературного языка

1. Отметьте номер правильного ответа.

1) Раздел языкознания, изучающий нормы правописания.

2) Звуковая система языка.

3) Раздел языкознания, изучающий нормы произношения.

4) Раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка.

2. Отметьте номера слов с ударением на первом слоге.

3. Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.

4. Отметьте номера слов с ударением на третьем слоге.

4) ха-рак-тер-ный (человек)

5. Отметьте номера слов с ударением на последнем слоге.

6. Отметьте номера слов с ошибками в ударении.

7. Отметьте номера слов с правильным ударением.

8. Отметьте номера слов, в которых согласный звук перед е произносится твердо.

9. Отметьте номера слон, в которых согласный звук перед е произносится твердо.

10. Отметьте номера слов, в которых звук перед е произносится твердо.

11. Отметьте номера слов, в которых согласный звук перед е произносится мягко.

12. Отметьте номера слов, в которых под ударением произносится звук / о /, соответствующий в правописании букве ё.

13. Отметьте номера слов, в которых под ударением произносится звук / э /,

соответствующий в правописании букве е.

14. Отметьте номера слов, в которых под ударением произносится звук / о /, соответствующий в правописании букве ё.

4) крестный (отец)

15. Отметьте номера слов, в которых под ударением произносится звук / э /, соответствующий в правописании букве ё.

16. Отметьте номера слов с неправильной формой множественного числа.

1) докторы — доктора

2) желоба — желобы

3) инспекторы — инспектора

4) пекари — пекаря

1) вексели — векселя

2) выпуски — выпуска

3) катеры — катера

1) дымоходные борова

2) туристские лагери

3) ордены за победу

21. Отметьте номера слов, относящихся к мужскому роду.

22. Отметьте номера слов, относящихся к женскому роду.

1) банкнот — банкнота

2) ботфорт — ботфорта

4) жираф — жирафа

24. Отметьте номера слов, родовые варианты форм которых неравноправны

1) клавиш — клавиша

2) помидор — помидора

3) санатории — санатория

4) плацкарт – плацкарта

1) длинная авеню

3) искусственное эсперанто

4) копченая салями

1) пересоленное кольраби

3) маленький пони

1) богатый рантье — богатое рантье

2) мой визави — моя визави

3) маленький пони — маленькая пони

4) веселый колибри — веселая колибри

1) Конго разлилась (река)

2) независимый Конго (государство)

3) широкое Эри (озеро)

4) «Юманите» сообщило (газета)

1) Комбайнерка Иванова ремонтирует агрегат.

2) В клуб требуется библиотекарша.

3) Трактористка Веселова поднимает зябь.

4) Банкир Петрова делает отчет.

1) Этот мальчик — неумытая грязнуля.

2) Эта девочка — неумытая грязнуля.

3) Иван Петрович слыл вечной брюзгой.

4) Иудушка показан отвратительным святошей.

1) грамм — граммов

2) яблонь — яблоней

4) клипс — клипсов

форм имен прилагательных.

1) Яблоня была приземиста, но плодоносная.

2) Машина хотя и недорогая, но скоростная.

3) Холоден и мелкий, дождь был неприятен.

4) Мелодичный и задушевный, голос певицы трогал сердце.

34. Отметьте номера примеров с ошибками в склонении числительных.

1) четыреста пятьдесят трех полотенец

2) тремястами восьмьюдесятью семью рублями

3) о двести сорока четырех солдатах

4) к ста семидесяти восьми страницам

35. Отметьте номера примеров с правильными падежными формами имен числительных.

1) поделюсь полугорами яблоками

2) недостает полутораста листов

3) прибавлю к полтораста рублям

4) у полутора страниц

36. Отметьте номера примеров с ошибочными формами собирательных числительных.

2) четверо котов

3) трое школьниц

4) восьмеро работниц

37. Отметьте номера примеров с правильными формами числительного оба — обе.

2) на обоих берегах

3) у обоих страниц

4) об обеих студентках

38. Отметьте номера предложений, в которых употребление местоимений приводит к смысловой неточности.

1) Мальчик привел пример, и он всех удивил.

2) Мальчик привел пример, который всех удивил.

3) Отца вызвали к директору школы, но оЬ не пришел.

4) В цехе стояли станки с новыми приборами, их было много.

39. Отметьте предложения с неправильным употреблением местоимений.

1) Я построил себе новый дом.

2) Брат попросил сестру купить себе мяч.

3) Командир приказал солдату почистить свое оружие.

4) Хозяева попросили квартирантов зайти в их комнату.

40. Отметьте номера предложений, в которых нарушено согласование причастия с определяемым словом.

1) На столе лежала книга с посвящением, написанным автором.

2) Я был ребенком, мечтающем о путешествиях.

3) Инженеры работают на предприятиях, освоивших рынок.

4) Люди пошли по пути, прокладываемом Данко.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Урок русского языка и развития речи по теме: «Имя существительное. Грамматические признаки»

Конспект по теме: «Нормы управления» ; «Деепричастный оборот» ; «Падежи»

Лекционные материалы на тему: «Приложение в составе подлежащего.»

Конспект на тему: «Согласование подлежащего со сказуемым»

Практическое занятие по теме: «УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА»

Практическое занятие «Согласование подлежащего и сказуемого » № 3

Карточка по русскому языку «Правописание чк-чн» (1 класс)

Практическое занятие по теме: «Согласование подлежащего и сказуемого » № 2

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5242949 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задание 1?

Русский язык | 10 — 11 классы

Распределите слова на 2 группы в зависимости от того, какой звук произносится под ударением : 1) [Э] ; 2) [О].

Желоб, афера, бытие, блестка, зев, новорожденный, опека, никчемный, заем, острие, отключенный, свекла, принесший, дареный, истекший, вычерпывать, иноплеменный, двоеженец, двоеженство, груженый, грубошерстный, оседлый, осетр, одновременный, маневр, блеклый, осужденный, одноименный, оглашенный, платежеспособный, женоненавистник, головешка, гололедица, гололед, белесый, недоуменный, гренадер, желчь, преемник, ременный, трехведерный, безнадежный, запечатленный, крестный ход, крестный отец, приведший, забредший, отцветший, сметка, скабрезный.

1) [Э] : афе́ра [аф’эра], бытие́ [быт’ий’э], зе́в [з’эф], опе́ка [ап’эка], исте́кший [ист’экшый’], выче́рпывать [выч’эрпыват’], иноплеме́нный [инапл’им’эн : ый’], двоеже́нец [двай’эжэн’иц], двоеже́нство [двай’ижэн’ства], осе́длый [ас’эдлый’], одновреме́нный [аднавр’им’эн : ый’], мане́вр [ман’эвр], оглаше́нный [аглашэн : ый’], же́ноненави́стник [жэнан’инав’ис’н’ик], голове́шка [галав’эшка], гололе́дица [галал’эд’ица], гренаде́р [гр’инад’эр], недоуме́нный [н’идаум’эн : ый’], же́лчь [жэлч’], прее́мник [пр’ий’эмн’ик], кре́стный [кр’эсный’] ход, приве́дший [пр’ив’этшый’], забре́дший [забр’этшый’], отцве́тший [ац : в’этшый’].

2) [О] : жёлоб [жолап], блёстка [бл’остка], новорождённый [наваражд’оный’], никчёмный [н’ик’ч’омный’], заём [зай’ом], остриё [астр’ий’о], свёкла [св’окла], отключённый [аткл’уч’оный’], принёсший [пр’ин’`ош : ый’], дарёный [дар’оный’], гружёный [гружоный’], грубошёрстный [грубашорсный’], осётр [ас’отр], блёклый [бл’оклый’], осуждённый [асужд’оный’], одноимённый [аднаим’оный’], платёжеспосо́бный [плат’ожыспасобный’], гололёд [галал’от], белёсый [б’ил’осый’], ремённый [р’им’оный’], трёхведёрный [тр’охв’ид’орный’], безнадёжный [б’изнад’ожный’], запечатлённый [зап’ич’атл’оный’], крёстный [кр’осный’] отец, смётка [см’отка], скабрёзный [скабр’озный’].

Задание 2?

Распределите слова на группы.

Е Ё В 2 столбика!

Афера, бытие, женоненавистник, желчь, Свёкла, договорённость, безнадёжный, осётр, платёжеспособный, Договоренность, бытие, женоненавистник, безнадежный, осетр, желчь, платежеспособный, маневры, оседлый, головешка, острие, никчемный, житие, белесый, блеклый, опека, затекший, истекший год, затекший кровью, крестный отец, крестный ход, многоженец, незаконнорожденный, осужденный, шофер, щелка, щелкать.

1. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах Афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололед, гренадер, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, житие, ?

1. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах Афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололед, гренадер, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, житие, истекший, маневр, облекший, обнесший, одноименный, опека, осужденный, планер, платеж (платежеспособный), поблекнуть, холеный.

4. Укажите, в каких словах под ударением произносится [о], а в каких [э]?

4. Укажите, в каких словах под ударением произносится [о], а в каких [э].

Произношение каких слов допускает варианты?

Афера, бесшерстый, блеклый, гренадер, желчь, жердочка, зев, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, современный, бытие, житие, безнадежный, гололедица, белесый, женоненавистник, трехведерный, издевка, преемник, платежеспособный, пригрезиться, недоуменный, желчный, скабрезный, одноименный.

2. Выпишите слова с Ё?

2. Выпишите слова с Ё.

АФЕРА, МАНЕВРЫ, СВЕКЛА, ОСЕДЛЫЙ, ОДНОВРЕМЕННЫЙ, ЗАБРЕДШИЙ, НОВОРОЖДЕННЫЙ, ОДНОПЛЕМЕННИК, ОТЦВЕТШИЙ, ОСУЖДЕННЫЙ.

Выпишите отдельно слова, в которых под ударением произносится звук [э], и слова, в которых под ударением произносится звук [о]?

Выпишите отдельно слова, в которых под ударением произносится звук [э], и слова, в которых под ударением произносится звук [о].

Афера, безнадежный, береста, блеклый, бытие, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, груженый, двоеженец, дареный, ерничать, желоб, житие, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, истекший год, истекший кровью, кричит как оглашенный, маневры.

Обозначьте написание буквы ё, в остальных случаях поставьте ударение : Афера, блеклый, безнадежный, вскормленный, вычерпывать, глиссер, омоложенный, гренадер, грубошерстный?

Обозначьте написание буквы ё, в остальных случаях поставьте ударение : Афера, блеклый, безнадежный, вскормленный, вычерпывать, глиссер, омоложенный, гренадер, грубошерстный.

Распределите слова на три группы : 1) слова, в которых на месте буквы Е произносится звук О ; 2) слова, в которых на месте буквы Е произносится звук Э ; 3) слова, в которых возможно двоякое произношен?

Распределите слова на три группы : 1) слова, в которых на месте буквы Е произносится звук О ; 2) слова, в которых на месте буквы Е произносится звук Э ; 3) слова, в которых возможно двоякое произношение.

Афера, опека, бытие, дебелый, современный, одновременно, желчь, истекший, комбайнер, оседлый, ввезенный, одноименный, подчеркивать, желоб, двоеженец, холеный, многоженство, гололедица, гололед, новорожденный, леска, околесица, хребет, никчемный, планер, крестный.

Выпишите отдельно слова, в которых под ударением произносится звук [э], и слова, в которых под ударением произносится звук [о]?

Выпишите отдельно слова, в которых под ударением произносится звук [э], и слова, в которых под ударением произносится звук [о].

Афера, безнадежный, береста, блеклый, бытие, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, груженый, двоеженец, дареный, ерничать, желоб, житие, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, истекший год, истекший кровью, кричит как оглашенный, маневры.

Используя орфоэпический словарь, определите [о] или [э] под ударением?

Используя орфоэпический словарь, определите [о] или [э] под ударением.

Блеклый, никчемный, одноименный, безнадежный, бытие, маневр, белесый, острие, оглашенный (приказ), дареный, свекла.

3. Распределите слова на три группы : 1) слова, в которых на месте буквы Е произносится звук О ; 2) слова, в которых на месте буквы Е произносится звук Э ; 3) слова, в которых возможно двоякое произно?

3. Распределите слова на три группы : 1) слова, в которых на месте буквы Е произносится звук О ; 2) слова, в которых на месте буквы Е произносится звук Э ; 3) слова, в которых возможно двоякое произношение.

Афера, опека, бытие, дебелый, современный, одновременно, желчь, истекший, комбайнер, оседлый, ввезенный, одноименный, подчеркивать, желоб, двоеженец, холеный, многоженство, гололедица, гололед, новорожденный, леска, околесица, хребет, никчемный, планер, крестный.

1) В каких словах произношение зависит от лексического значения слова?

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Задание 1?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Этот(определение) многомиллионный(определение) дар(дополнение) братья(подлежащее) принесли(сказуемое) Москве(дополнение). Это повествовательное, невосклицательное простое двусоставное распространённое предложение.

— Где обедал воробей? В зоопарке у зверей. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя.

Дети могут участвовать в защите природы, и порой они оберегают природу больше, чем люди. Например, старшие дети могут убирать мусор со двора, или найти приют для бездомной кошки — это же ведь тоже природа! , а маленькие дети могут покормить голубей..

Да дети могут участвовать в защити приходи они могут убирать мусор с земли не выкидывать мусор в не назначаем их местах.

1. А 2. А ААААААААААААААААААААААААааааааааааааааааа(просто не отправляется, тип нет 20 символов) : D.

С)В школе дети учатся В)без них.

Это слово — «льдина» учись хорошо).

Льдина это же просто.

№1 ответ 2 №2 ответ 1 №3 ответ 3.

Я смотрел на то, как с деревьев опадала листва. Я гулял в парке и видел разноцветную листву. Пришла осень, листва стала красной, зелёной и жёлтой.

1.4. Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих

В русском языке звук [э] (графически – е ) в положении между мягким согласным или шипящим и твёрдым согласным под ударением обычно чередуется со звуком [о] (графически ё или о – в некоторых формах после шипящих).

С е стра – с ё стры, ж е на – ж ё ны, справиться с задач е й – идти со свеч о й.

Этот процесс идёт очень последовательно.

Бел ё сый, ж ё рнов, вед ё рко, ж ё лоб, ш ё рстка.

Однако в целой группе слов такого чередования не наблюдается.

1. Обычно нет чередования в словах старо­славянского происхождения. Ср. параллель­ные старославянские и исконно русские формы:

быти е – быть ё , львиный з е в – поз ё вывать.

Старославянизм можно узнать по характерным признакам:

а) По сочетанию согласных -жд-, -щ- на месте русских -ж-, -ч- .

Над ежд а – безнад ёж ный, од ежд а – в просторечии од ёж а.

б) По сочетаниям -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских -оро-, -оло-, -ело-, -ере- .

Б оло гое – б ла женный.

в) По характерным финалям: старославянское -ие и исконно русское -ьё.

г) По характерным начальным гласным слова:

старославянскому начальному е- соответствует русское о- ;

старославянскому начальному а- – русское я- ;

старославянскому начальному ю- – русское у- .

д) По характерным приставкам:

старославянским приставкам пре-, пред- соответствуют русские приставки пере-, перед- ;

Пре сечь – пере сечь.

старославянской приставке низ-/нис- соответствует русская с- ;

Нис ходить – с ходить.

старославянской приставке из-/ис- – русская приставка вы- в значении движения наружу;

Ис течь – вы течь.

старославянской приставке воз-/вос- – русская вз-/вс- ;

Вос ход – вс ходы.

старославянской приставке со- – русская приставка с- .

Как отмечалось, в старославянизмах обычно не наблюдается перехода [э] в [о] (графически е – в ё или о ).

Единоплем е нный, ист е кший, воспри е мник, соп е рник, согб е нный.

Вместе с тем произношение [о] сейчас активно распространяется и на целый ряд старославянизмов, прежде всего – на отглагольные прилагательные и причастия.

Так, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина формы упоенный, коленопреклоненный произносятся (в соответствии с орфоэпическими нормами того времени) со звуком [э] под ударением: «Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный , Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля».

Сейчас эти старославянские формы, как и многие другие, произносятся со звуком [о] (графически – ё ):

Запечатл ё нный, изможд ё нный, истощ ё нный, коленопреклон ё нный, осведомл ё нный и др.

Иногда произношение слова зависит от его значения.

Ср.: ист ё кший кровью – ист е кший срок, оглаш ё нные результаты – кричит как оглаш е нный, пад ё ж скота – именительный пад е ж; соверш ё нное преступление – сов е ршенное творение.

2. Как правило, нет чередования на месте этимологического «». Наличие в прошлом этого звука можно выявить путем сопоставления русских и украинских форм (в русском – е , в украинском – i : хл е б – хл i б).

Б е лый, р е зать, головор е з, сл е д, т е ло.

Но и в этой группе слов есть исключения

Ср.: зв ё зды, зв ё здный, но: зв е здчатый.

3. Нет чередования в большинстве заимствованных слов.

Апт е ка, аф е ра (!), бл е ф, к е нар, ман е рный.

Особенно много колебаний в произношении слов на -ер .

Ср.: гренад ер , дромад ер , инжен ер , интерь ер – грим ёр , киоск ёр , ретуш ёр .

Варианты старт ер и старт ёр , комбайн ер и комбайн ёр являются равноправными.

В некоторых случаях надо также учитывать значение слова.

Например, солит ё р – «ленточный червь, паразитирующий в кишечнике человека и животного» и солит е́ р – «крупный бриллиант»; ф е н – «электрический прибор» и ф ё н – «тёплый и сухой воздух, дующий по горному склону в долину».

4. Нет чередования в положении гласного е между двумя мягкими согласными.

Ср.: голол ё д – голол е дица, многож ё нство – многож е нец, двоеж ё нство – двоеж е нец.

Особенно много колебаний наблюдается при произношении ударного гласного в сочетании с шипящими согласными (в древнерусском языке они были мягкими, затем частично отвердели, поэтому произношение гласного здесь идёт то как при мягком, то как при твёрдом согласном):

горш о чек – горш е чник, голов ё нка – голов е шка.

Эта группа слов наиболее подвержена колебаниям произношения:

ж ё лчь (допустимо – ж е лчь) – ж ё лчный (допустимо – ж е лчный); ш е рсть – грубош ё рстный, короткош ё рстный; ж е рдь – ж ё рдочка; реш е тчатый и реш ё тчатый.

Упражнения к теме «1.4. Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих»

Читайте также другие темы раздела 1 «Орфоэпические нормы»:


источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/557577_zadanie-1/

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/766-14_proiznoshenie_[o]_i_[e]_pod_udareniem_posle_myagkih_soglasnyh_i_shipyaschih.html