Выберите слово с формообразующим суффиксом

Повторение Морфемика и словообразование Русский язык 8 класс Тест

Данный тестовый ресурс позволит учителю организовать проверку усврения содержания материала урока.

Просмотр содержимого документа
«Повторение Морфемика и словообразование Русский язык 8 класс Тест»

Повторение. Фонетика и графика

Автор: © 2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

При поддержке проекта http://videouroki.net

Выберите варианты ошибочных утверждений.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Формообразующие суффиксы входят в состав основы слова.

2) Окончание служит для связи слов в предложениях.

3) Приставки бывают только формообразующими.

4) Словообразующие суффиксы служат для образования новых слов.

5) Суффикс ‒ это морфема, место которой сразу за корнем.

Выберите варианты ответов, все слова которых имеют словообразующий суффикс.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) учитель, лошадиный, житель, машинист

2) вишенка, сероватый, гусиный, лапчатый

3) Сашенька, горошинка, родитель, ученик

4) новейший, высочайший, читая, бежал

5) гневлив, отдыхая, прибежав, умаявшись

Выберите слова с нулевым окончанием.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) маренго, беж, колибри, будто

2) лисий, волчий, нож, печь

3) вел, счастлив, читал, нет солдат

4) нож, нет сил, потолок, дочь

5) пальто, кофе, всегда, очень

Выберите варианты ответов, в которых все слова имеют приставку.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) здоровье, здесь, здание, здравица

2) бесшабашный, очаровать, изжога

3) дискриминация, дискредитация, дезинфекция

4) подорожник, забинтовать, бег

5) четверг, возраст, мальчишка

Выберите варианты слов, состоящих только из корня.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) уезжать, голодать, прекрасен, известь

2) кашне, иваси, колибри, кенгуру

3) сшить, дом, гадать, цыплёнок

4) дом, дол, дуб, потолок

5) пианино, кашпо, кафе, авеню

Выберите правильное утверждение.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Приставка служит для связи слов в предложении.

2) В русском языке слово не может состоять из одного корня.

3) Формообразующие суффиксы служат для образования новых слов.

4) Корень ‒ это общая часть родственных слов. Он всегда выражает общее лексическое значение слова.

5) Окончание ‒ морфема, которая стоит после суффикса и служит для образования новых слов.

Выберите варианты ответов, в которых в приставках нужно писать с.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) . шить, во. ходить, . гребать

2) во. звание, во. стание, ра. кладка

3) . жевать, . делка, бе. шумный

4) . бой, бе. покойный, . говор

5) бе. заветный, бе. перебойный, во. врат

Выберите ряды варианты ответа, в которых все слова являются родственными.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) лес, лесничество, лесничий, лесовичок

2) мор, море, морской, мореплаватель

3) подъезд, объезд, приезд, заезд

4) горка, горький, горы, гористый

5) балл, бал, баллотироваться, баловаться

Выберите вариант правильного высказывания.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Формообразующие суффиксы и окончания выражают грамматическое значение слова. Они указывают на род, число, лицо, падеж, наклонение и т.д.

2) Чередование согласных и гласных звуков может быть только в корне слова.

3) Окончание никогда не стоит сразу после корня слова.

4) Приставки, заканчивающиеся на согласный, называются словообразующими.

5) В основу слова входят все его морфемы.

Выберите варианты правильных утверждений.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

2) Основа — часть слова без окончания, которая является носителем лексического значения данного слова.

3) Наречия и несклоняемые существительные имеют нулевое окончание.

4) Основа слова не может быть разорванной.

5) Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу не входят.

Формообразующие суффиксы

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ (словоизменительные) СУФФИКСЫ

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия, а также в некоторых существительных мн.ч.

  1. степеней сравнения прилагательных и наречий на -о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, -же, -ейш-, -айш- сильн-ее; дорож-е; тонь-ше; глуб-же; покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высоч-айш-ий – высоч-айш-е
  2. прошедшего времени глаголов -л- и нулевой дела-л; помог-Ø
  3. неопределённой формы глагола -ть, -ти лежа-ть; пас-ти
  4. повелительн. наклонения глаг. -и, Ø пиш-и; скаж-и; думай-Ø; исправь-Ø
  5. действительных причастий -ущ-, -ющ, -ащ- -ящ-, -вш-, -ш- нес-ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящ-ий, чита-вш-ий, рос-ш-ий
  6. страдательных причастий -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, люб-им-ый, вед-ом-ый, смеша-нн-ый, увид-енн-ый, стёр-т-ый
  7. деепричастий -а-, -я-, -учи-,-ючи-, -в, -вши-, -ши- слыш-а, сдава-я-сь, буд-учи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ
  8. мн.ч. существительных -ес-, -ер-, -ен-, -й-
  • неб-ес-а, чуд-ес-а, тел-ес-а, слов-ес-а;
  • мат-ер-и, доч-ер-и; врем-ен-а, им-ен-а;
  • лист — [л’ис’т’-й’-а]; сын – сын-ов-[-й’-а]

Формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Суффиксы могут выполнять две функции — использоваться для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений (формообразующие суффиксы в основу не входят).

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Формообразование

Тест на тему Словообразование. Бессуффиксный способ
Тест на тему нулевой суффикс

Тест на тему нулевое окончание

#обсуждения_русский_язык_без_проблем

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Сборник материалов по русскому языку для самостоятельной подготовки к ЕГЭ ( Лексика. Фонетика. Словообразование ) (стр. 13 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором – слова, родственные слову гореть.

Чередование гласных и согласных в корне

При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков, в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Например, в словах просить, прошу, спрашивать один и тот же корень — прос-, в котором имеются чередования с/ш и о/а.

1) о/а: распороть – распарывать, настроить – настраивать, выловить – вылавливать; это чередование очень часто наблюдается при образовании глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов — ива-/-ыва-.

2) Беглые гласные о и е:
о/нуль звука: рот – рта, иголка – игла, сотня – сто;
е/нуль звука: пень – пня, отец – отца, сосенка – сосна, весенний – весна.

3) е/о: бреду – бродить, веду – водить, везу – возить, несу – носить, греметь – гром.

4) Полногласие/неполногласие:
оро/ра: огородить – ограда, здоровье – здравница;
ере/ре: побережье – прибрежный, середина – средний;
оло/ла: заголовок – оглавление, колодец – кладезь;
оло/ле: полонить – плен, молоко – млекопитающее.

Неполногласие – лексико-фонетическое явление современного русского языка: наличие сочетания ра, ла, ре, ле между согласными в корневых (или приставочных) морфемах. Через старославянские памятники письменности слова с неполногласными сочетаниями проникали в древнерусский язык и закреплялись в нем, сосуществуя с восточнославянским полногласием оро, оло, ере, ело/оло: страна – сторона, злато – золото, брег – берег, млеко (Млечный Путь) – молоко. Неполногласные и полногласные образования в истории развития языка претерпели различные изменения: в одних случаях сохранился неполногласный вариант, в других – полногласный; порой оба слова сохранились, но разошлись в лексическом значении. Сохранились старославянские варианты: время, бремя (но беременная), сладкий, храбрый, брань (но оборона) и т. д. Сохранились только полногласные варианты: борона, горох, молодец, дорога, корова и т. д. Такие слова, как порох – прах, страна – сторона и т. д., в современном языке различаются значением.

В полногласном варианте корня возможно чередование о/а, связанное с образованием несовершенного вида глагола с помощью суффикса — ива-: отгородить – отгораживать, заболотить – заболачивать.

Важно помнить, что полногласие возможно только внутри одной морфемы (чаще корня, иногда – приставки: через-/чрез-, пере-/пре-) и его надо отличать от «ложного полногласия», возникающего на стыке морфем (положить, пророк, столовая, измерение, гололед).

1) к/ч: жук – жучок, пеку – печет;к/ч/ц: рыбак – рыбачий – рыбацкий;2) г/ж: луг – лужок, могу – можешь;г/ж/з: друг – дружить – друзья;3) х/ш: муха – мушка, сухой – суше;4) д/ж: редкий – реже, сидеть – сижу;д/ж/жд: родить – рожать – рождение;5) т/ч: вертеть – верчу, крутой – круче;т/ч/щ: свет – свеча – освещение;6) з/ж: низ – ниже, резать – режу;7) с/ш: красить – крашу, высокий– выше;8) ц/ч: палец – пальчик, заяц – заячий;9) б/бл: рубить – рублю, любить – влюбляться;10) п/пл: копить – коплю, покупка – купля;11) в/вл: новый – обновление, ловить – ловля;12) ф/фл: графить – графлю;13) м/мл: корм – кормление, ломать – преломление;14) ст/щ: густой – гуще, растение – выращивать;15) ск/щ: искать – ищет, таскать – тащить.

Опыт показывает, что из всех перечисленных случаев чередований наибольшие трудности для школьников представляют случаи 9–13 (чередования губного с сочетанием «губной + л»). Здесь наиболее часты ошибки при морфемном разборе: многие не видят чередования и выделяют корень без л, а л интерпретируют как суффикс. Поэтому при объяснении стоит подчеркнуть (и пояснить примерами), что каждая выделяемая морфема имеет определенное значение, а если выделить суффикс — л-, он никакого значения к слову не добавляет, например: куплю – купит, кормлю – кормит (ср. гоню – гонит, горю – горит); обновить – обновлять, обновление (ср. ускорить – ускорять, ускорение).

1. Выделите корень в слове поздравление:1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе. Ответ: 4) поЗДРАВЛение.2. В скольких орфографических вариантах представлен корень слова отец? Ответ: 4: 1) отец; 2) отц — (отца, отцу); 3) отч- (отчизна, отчество); 4) отеч — (отечество, отеческий).3. Посмотрите на список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено. Сколько здесь представлено орфографических вариантов корня (т. е. вариантов, различающихся написанием)?Ответ: 5: 1) — город — (перегородка, загородить); 2) — град — (ограда, преградить); 3) — гражд — (заграждение); 4) — горож — (загорожено); 5) — гораж- (огораживать).4. Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь. Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса).

Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставка может находиться непосредственно перед корнем (переход) или перед другой приставкой (пересдать).
Некоторые приставки, как и корни, могут выступать в разных вариантах, т. е. в них возможны чередования гласных и согласных:1) во всех приставках на согласный возможен беглый гласный о в конце приставки:надрывать – надорвать, подберу – подобрать, разгонится – разогнаться;2) в приставках пере-/пре-, через-/чрез- представлены полногласные и неполногласные варианты: перегородка – преграда, чересполосица – чрезмерный. В приставках на — з — представлено чередование з/c (беззаботный – беспокойный), а в приставке раз — еще и чередование а/о (разыграть – розыгрыш).

1. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой от- и с приставкой о-: отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна. Ответ:

от-: отбор, отведать, отвернуть, отгул, откусить, отлив, отпечаток, отрезок.

о-: отвердеть, отравление, отряхнуть, отупеть.

Пояснение: в словах отель, отцовский и отчизна нет приставки.

2. Из приведенного списка слов выберите слова с приставкой под- и с приставкой по-: подагра, подарок, подвижный, подворотня, подлец, подливка, поднос, подоконник, подорожник, подрубить, подруга, подумать.

под-: подворотня, подливка, поднос, подоконник, подрубить.

по-: подарок, подвижный, подорожник, подруга, подумать.

Пояснение: в словах подагра и подлец нет приставки.

3. В каком из слов не такая приставка, как в остальных словах:вскрикнуть, вскочить, вскипеть, вспомнить, взмахнуть, встревожиться? Ответ: вскочить. В слове вскочить приставка в — (корень — скоч-, ср. выскочить), в остальных словах приставка вс — (в случае взмахнуть представлен вариант этой приставки вз-).

Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Суффикс может стоять непосредственно после корня (столяр) или после другого суффикса (столярничать).

Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразующими (словообразовательными). Таких суффиксов большинство. Например, суффикс — оват- образует прилагательные со значением неполноты качества от других прилагательных: серый —> сероватый, темный —> темноватый, жидкий —> жидковатый, бледный —> бледноватый; суффикс — ин — образует притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных: лошадь —> лошадиный, лось —> лосиный, гусь —> гусиный, сокол —> соколиный; суффикс — тель образует существительные со значением действующего лица от глаголов: учить —> учитель, читать —> читатель, жить —> житель.

Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими (словоизменительными). С помощью формообразующих суффиксов образуются некоторые глагольные формы, например, суффикс — ть образует неопределенную форму (читать), -л — – форму прошедшего времени (читал), — я — – деепричастие несовершенного вида (читая), -ющ- – действительное причастие настоящего времени (читающий). С помощью формообразующих суффиксов образуются формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий, например: новее, ярче, новейший, высочайший. В суффиксах на — к — возможно чередование к/ч, а также беглые гласные, например: проверка – проверок – проверочный.

Даны существительные с уменьшительными суффиксами: зайчик, ключик, костюмчик, мячик, огурчик, пальчик, перчик, птенчик, рукавчик, стаканчик, супчик, талончик.

Разделите все приведенные существительные на две группы: с суффиксом — ик и с суффиксом — чик.

-ик: зайчик, ключик, мячик, огурчик, пальчик, перчик, птенчик.

-чик: костюмчик, рукавчик, стаканчик, супчик, талончик.

Пояснение: в словах зайчик, огурчик, пальчик, перчик и птенчик корень заканчивается звуком ч, чередующимся с ц: зайч-ик – заяц, огурч-ик – огурец, пальч-ик – палец, перч-ик – перец, птенч-ик – птенец.

2. Выберите из списка все слова, в которых есть формообразующие суффиксы: заявить, заявление, заявка, заявил, заявляя, заявивший, заявив, заявит, гореть, горелый, горючий, горящий, горевший, горел, новый, новехонький, новенький, новейший, новее. Ответ: заявить, заявил, заявляя, заявивший, заявив, гореть, горящий, горевший, горел, новейший, новее. В данных словах представлены следующие формообразующие суффиксы: суффикс неопределенной формы — ть (заявить, гореть); суффикс прошедшего времени — л — (заявил, горел); суффикс деепричастия несовершенного вида — я — (заявляя); суффикс деепричастия совершенного вида — в (заявив); суффикс действительного причастия настоящего времени — ящ — (горящий); суффикс действительного причастия прошедшего времени — вш- (заявивший, горевший); суффикс превосходной степени прилагательного — ейш — (новейший); суффикс сравнительной степени прилагательного — ее (новее).


источники:

http://grammatika-rus.ru/formoobrazuyushhie-suffiksy-2/

http://pandia.ru/text/80/184/47647-13.php