Выбор формы сказуемого в предложении упражнения

3.3. Некоторые особенности согласования

Упражнение 60. Согласуйте определения с определяемыми словами. Обоснуйте ответ.

Два (первые, первых) ме́ста; (первые, первых) два ме́ста; (первые, первых) две части книги; четыре (последние, последних) окна́; три (новые, новых) села́; две (старшие, старших) сестры́; (каждые, каждых) три часа́; две (высокие, высоких) горы́, две (сильные, сильных) руки́; два (милые, милых) лица́.

Упражнение 61. Выберите одну из форм согласования определения и сказуемого. Обоснуйте ответ.

1. Дети попросили рассказать о замечательной рыбе ерше, (известном, известной) им по сказкам. 2. Интересный проект нового микрорайона (разработал, разработала) старейший архитектор города А.Н. Соловьёва. 3. Автор Н. Петрова (предложил, предложила) редакции увлекательные заметки. 4. В журнале «Новый мир» (появился, появилась) новый автор Н. Петрова. 5. (Опубликовавший, опубликовавшая) новую статью автор Н. Петрова уже (известен, известна) читателям. 6. (Опытный, опытная) ветеринар С. Ковалёва работает в цирке более десяти лет. 7. Операцию (проводил, проводила) опытный ветеринар С. Ковалёва, недавно (защитивший, защитившая) кандидатскую диссертацию. 8. В приёмной сидела молодая женщина. Это (был, была) секретарь директора. 9. Анна Сергеевна, директор школы, тепло (поздравил, поздравила) нас. 10. Собака Дружок (увидел, увидела) пробку и (захотел, захотела) её вытащить. 11. Все, кто (пришёл, пришло, пришли) на выставку, были в восторге. 12. Я наблюдал из-за угла, не (идёт, идут) ли кто. 13. Кто-то из делегаток (попросил, попросила, попросили) слова. 14. Газета «Известия» (опубликовала, опубликовали) открытое письмо деятелей культуры Правительству России.

Упражнение 62 Согласуйте сказуемое с подлежащим. Обоснуйте выбор формы сказуемого. В каких случаях возможно использование нескольких форм сказуемого? С чем это связано?

1. Большинство беженцев, обосновавшихся в лагере, был.. оборван.. и полураздет.. 2. Ряд студентов нашей группы задержал..сь(ся) в библиотеке. 3. Большинство работ молодого учёного посвящен.. проблемам теоретической физики. 4. Большинство команды поддержал.. решение участвовать в чемпионате. 5. Большинство людей, пришедших на митинг, поддержал.. оратора. 6. Подавляющее число студентов показал.. хорошее владение английским языком. 7. Часть стульев стоял.. у стены. 8. Несколько человек молчал.. 9. Ряд лиц, виденных мной на митинге, был.. мне знаком.. 10. Ребят радовала поездка. Большинство не был.. в Москве ранее. 11. Ряд предложений нашей депутатской группы поддержан.. другими фракциями. 12. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, борол..сь(ся) за победу самоотверженно. 13. Часть голосов был.. подан.. за этого кандидата. 14. Часть моих привычек и вкусов раздражал.. брата. 15. Часть домов на нашей улице деревянн.. . 16. Ряд новых домов построен.. за последний год. 17. Ряд ораторов в ходе прений внесл.. свои предложения по изменению данного закона. 18. Сколько же сказок ещё остал..сь(ся) в её памяти! 19. Подавляющее большинство делегатов поддержал.. предложенное решение.

Упражнение 63. Согласуйте сказуемое с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием. В каких случаях возможны варианты ответа? Обоснуйте ответ.

1. Полмесяца прошл.. с этого злополучного вечера. 2. Полмесяца, проведённые в санатории, (пошёл, пошли) ей на пользу. 3. На станции служил.. 11 человек. 4. В прошлом году на аренах страны дан.. 30 тысяч цирковых представлений. 5. Выступил.. только 5 человек. 6. 25 орудий, поставленных на Казачьей горе, обеспечил.. успех сражения. 7. Три примуса шипел.. на кухне, и три ведьмы шипел.. у примусов. 8. Все 20 спектаклей прошл.. с успехом. 9. До конца дистанции остал..сь 10 километров. 10. В работе семинара участвовал.. 121 делегат. 11. В гостиной пробил.. 11 часов. 12. Установлен.. три новых мировых рекорда. 13. За этот год построен.. и сдан.. в эксплуатацию 35 километров новой трассы. 14. Прозвучал.. два мощных взрыва.

Упражнение 64. В предложениях с однородными подлежащими выберите форму сказуемого. Обоснуйте свой выбор. Возможны ли варианты ответа? В каких предложениях? С чем это связано?

1. Ни бранный ум, ни песни молодой черкешенки уж там не слышн.. более. 2. Не то туман, не то дым окутал.. всю рощу. 3. Сын или дочь согласил..сь(ся) приехать к больной матери? 4. Этим растениям одинаково необходим.. как влага, так и тепло. 5. Перед нами стоял.. не просто церковь, а произведение искусства. 6. У этого странного человека не только полы пальто, но и шляпа был.. забрызган.. грязью. 7. То ли осколок гранаты, то ли пуля вонзил..сь(ся) мне в бедро. 8. Ты и твоя жена (мучаете, мучают) меня! 9. Я и она никогда не буд.. вместе. 10. Новое строительство и реконструкция старых зданий вед..тся без должной подготовки. 11. В магазин поступил.. трикотаж, обувь последних моделей и велюровые шляпки. 12. Не только дочь, но и старая графиня покраснел. заметив этот взгляд. 13. Как успехи, так и недостатки нашей работы обсуждал..сь(ся) на производственном совещании. 14. Его спокойствие и простота обращения удивил.. Оленина. 15. Мне нрав..тся его спокойствие и ровная речь. 16. Детство и юность её и её братьев прошл.. в деревне. 17. На лице его выступал.. не то страх, не то досада. 18. Завтра к Вам приезжа..т брат или сестра? 19. Стихи или поэма печата..тся в каждом номере журнала. 20. Не роман, а повесть буд..т опубликован.. в следующем номере журнала. 21. Я и ты сделае.. это лучше него. 22. Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринима..т реформы.

Практическая работа «Типы сказуемых».
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Практическая работа с ответами «Типы сказуемых».

Скачать:

ВложениеРазмер
Практическая работа «Типы сказуемых».17.53 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Типы сказуемых»

  1. Найдите сказуемые и выделите их.

Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

  1. Найдите составные глагольные сказуемые.

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье.

Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.

Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.

Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

3. Найдите простые и составные глагольные сказуемые.

Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

  1. Найдите составные именные сказуемые.

Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

1. Найдите простые глагольные сказуемые, выраженные 1)глаголом быть в нужной форме; 2) фразеологическим оборотом; 3) составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть .

Медвежонок был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой, и жил он в будке на лицейском дворе. Принадлежал он генералу Захаржевскому, управляющему царскосельским дворцом и дворцовым садом. Каждое утро лицеисты видели, как, собираясь идти в обход, генерал трепал по голове медвежонка, а тот порывался сорваться с цепи и пойти вслед за ним.
И вот однажды на глазах у лицеистов произошло событие, которое внесло медвежонка в политическую историю лицея.
Генерал Захаржевский, проходя однажды мимо будки, к ужасу своему, обнаружил, что будка пуста: медвежонок-таки сорвался с цепи. Начали искать – безуспешно: ни на дворе, ни в саду медвежонка не было. Генерал потерял голову: в двух шагах был дворцовый сад. (Ю.Н. Тынянов)

2. Найдите 1) составные глагольные сказуемые; 2) составное именное сказуемое.

Александр Македонский мечом прошелся по Персии, подчинил своей власти Египет, достиг берегов Индийского океана. На обширнейшей территории образованного им государства утвердился греческий язык. На его основе во втором веке до нашей эры возникло латинское письмо. Около тысячи лет греческий язык был государственным языком Византийской империи.
Но в Западной Европе лишь в четырнадцатом столетии начали изучать язык великих мыслителей древности . Только тогда он стал признаком учености для просвещенных людей своего времени.

3. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано неправильно.

Был он заяц обстоятельный, высмотрел у вдовы, у зайчихи, дочку и жениться хотел. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

1) был обстоятельный – составное именное;
2) высмотрел – простое глагольное;
3) хотел жениться – составное глагольное.

4. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.

Был он старый служака зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

1) был – простое глагольное;
2) умел строить – составное глагольное;
3) выворачивать с корнями – составное именное;
4) знал искусство – составное именное.

Ответ. Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер . Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал , как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон . Это шапка-невидимка . Как только вы ее наденете , так и исчезнете , и бедный мастер вовеки не узнает , идет она вам или нет. Берите , только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу ! (Е.Л. Шварц)

1. Ответ : хочу вдохнуть, стало сниться, не мог проститься, начал падать.

Сказуемое не буду спать простое глагольное, т.к. это будущее составное время глагола. Глагол начну можно принять за фазовый вспомогательный, но в предложении нет глагола в неопределенной форме, поэтому начну – простое глагольное сказуемое.

2. Ответ: простые глагольные – увидели, бросалось в глаза (устойчивое выражение), позволяете, услышал, растопырился, буду слушать, потеплел, зовут, ответил; составные глагольные – хочу слушать, придется проткнуть, в состоянии помочь.

Ответ: пускание, пущен, чувствует себя хозяином, все равно что воробьи, могуч и

1. Ответ : 1) …ни на дворе, ни в саду медвежонка не было ; в двух шагах был дворцовый сад; 2) потерял голову; 3) был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой….

2. Ответ: 1) был государственным языком; стал признаком; 2) начали изучать.

Практикум по теме «Виды сказуемых»

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 1 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) В ту же секунду как будто перестало биться сердце. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Осень в позапрошлом году была дождливая. 4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах. 5) Рябиновыми ветками люди украшали не только жилые помещения, но и сараи. 6) Этот сад мечтал посадить мой дедушка. 7) Через месяц путешественники добрались до Москвы. 8) Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь. 9) Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея. 10) На рассвете с реки потянул холодок. 11) Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 12) А.С. Пушкин – великий русский поэт.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 2 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

Небо на востоке было залито нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. 2) Люблю я пышное природы увяданье . 3) Один и тот же сон мне повторяться стал. 4) Скинуло кафтан зелёный лето. 5) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием. 6) Он уже целый город воздвигнуть готов. 7) Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. 8) Весь облик незнакомца был примечателен. 9) Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь. 10) Певчие птицы – наши верные друзья. 11) От волнения она долго не могла говорить. 12) Двери в парадную залу настежь открыты.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 4 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Три экипажа подкатили уже к дому Ноздрёва . 2) Темнота ночи смогла бы избавить меня от всех опасностей . 3) Последняя ночь на юге была звёздная. 4) Вспоминая эту историю, она всегда начинала плакать. 5) Товарищ с вещами остался на берегу. 6) Тонкая берёзка – героиня многих русских песен . 7) Сергей не хотел раньше срока будить дедушку. 8) Волны перестали бить в корму корабля с прежней яростью . 9) Калитка в сад была приоткрыта. 10) Рядом с пароходом плыли дельфины. 11) Карл Петрович в конце концов вернулся в деревню. 12) Окно в комнате вымыто до зеркального блеска.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 5 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. 2) Крутиков разгорячённо принялся объяснять происшедшее. 3) Перед наступлением наши артиллеристы обстреляли немецкие позиции. 4) Десантники поспешили углубиться в чащу. 5) С пригорка была видна вся деревня. 6) Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. 7) Морской воздух в любое время года чист и приятен. 8) Я хочу слушать лекции великого Гассенди . 9) Пускай они оставят Годунова и уйдут из Москвы. 10) Вскоре я бросил сочинять стихи. 11) Солотча – извилистая, неглубокая река. 12) Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 7 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Мать сильно огорчена звонком сына. 2) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. 3) Замолчав, Пенкин заштопал дырку в гимнастерке. 4) У паромной переправы мы решили перекусить. 5) Многие кабинеты в школе были заперты. 6) У поворота он остановился и немного задумался. 7) После вчерашнего шторма вода была мутной. 8) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. 9) По реке и кустам зашумел редкий тёплый дождь. 10) История – самый интересный предмет в школе. 11) Жил старик со старухой у самого синего моря. 12) Семён Матвеевич заставил Сергея выпить стакан воды.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/10/20/prakticheskaya-rabota-tipy-skazuemyh

http://infourok.ru/praktikum-po-teme-vidi-skazuemih-3135452.html