Выделение суффиксов в словах 2 класс

Карточки по русскому языку для 2 класса по теме «Суффикс»
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Для использования в работе карточки по русскому языку по теме «Суффикс» во втором классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Карточки по русскому языку для 2 класса по теме «Суффикс»16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки по русскому языку для 2 класса.

  1. Выпиши слова с суффиксами.

— Мамочка, чем тебе помочь? – спросила утром Таня.

— Проводи, Танечка, Бурёнку в стадо, — ответила мама.

Таня проводила корову и по дороге домой нарвала цветов.

— Это тебе, Оленька! – сказала Таня, отдавая цветы сестрёнке.

— Какие красивые цветочки! – воскликнула Оля.

Выделите суффиксы. Подчеркните в них буквы о и е.

  1. Подберите к данным словам однокоренные слова с указанными в скобках суффиксами. Запишите.

Нина (-очк-), Валя (-ечк-), Саша (-еньк-), мама (-очк-), папа (-очк-), дядя (-еньк-), тётя (-еньк-), дед (-ушк-), баба (-ушк-).

Выделите суффиксы. Подчеркните в них буквы о и е.

Лес, лесок, лесник, лесной, лесистый.

  1. Подберите к данным словам родственные слова. Используйте суффикс –к- .

Рыба, берёза, кровать, комната, шуба, лошадь.

  1. Подберите к данным словам родственные слова. Используйте указанные в скобках суффиксы. Запишите.

Двор (-ик, -ник), лес (- ок, ник), барабан (-чик, -щик), груз (-ик, -чик), воз (- ик, — чик), буфет (- ик, — чик), рассказ (-ик, — чик).

  1. Спишите, заменив слова в скобках родственными словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?

(Осень) день. (Туман) утро. (Колхоз) урожай. (Камень) дом. (Рано) весна. (Длина) аллея. (Пшено) каша. (Лимон) сок.

Выделите суффиксы. Подчеркните двойные согласные.

  1. Соедините слова с подходящими по смыслу словами, данными в скобках.

Земной, земляной (вал, поклон). Глиняная, глинистая (почва, посуда). Дождевая, дождливая (вода, погода). Лесной, лесистый (склад, край). Старый, старинный (обычай, друг).

  1. Подберите к данным словам однокоренные слова, обозначающие названия предметов. Используйте суффикс – к-.

Заморозить, посадить, поливать, подрезать, подвязать, погрузить, подвозить, подписать, рубить, заготовить.

Выделите корень и суффикс.

  1. Выпишите слова в четыре столбика. В первый столбик пишите слова, которые состоят из корня и окончания, во второй – из корня и суффикса, в третий – из корня и приставки, в четвёртый – из корня, приставки, суффикса и окончания.

Дорога, берёза, тракторист, поезд, прогулка, повозка, поход, работник, погода, подстаканники, стрелок, запись.

Выделите части слов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку 4 класс. Собраны упражнения для отработки многих видов орфограмм. Карточки можно использовать для коллективной работы в классе или дома.

На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и индивиду.

Эти карточки можно использовать на уроках русского языка, а также в индивидуальной работе.

Карточки по русскому языку (Рамзаева) , 2 класс по теме «Парные согласные» для индивидуальной и фронтальной работы.

Карточки для дополнительной проверки знаний учащхся по предмету.

Карточки по русскому языку 3 класса по УМК «Школа России» для индивидуальной работы учащихся.

Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова»

Наталия Озерова
Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова»

Урок усвоения новых знаний

Цель урока: ученик научится находить в словах суффикс;

Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Задачи урока: узнать, что такое суффикс, понять значение суффиксов; создать алгоритм нахождения суффиксов.

Планируемые результаты обучения:

РУУД – самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.

ПУУД- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнению; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.

КУУД – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

1) Выделять корень, окончание, суффикс.

2) Находить в словах суффикс, определять его значение.

3) Составить алгоритм нахождения суффикса.

1) Освоение личностного смысла учения, желание продолжать учёбу.

2) Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, коллективное взаимодействие.

Ход урока:

1. Организационный этап. Мобилизация внимания.

Самоопределение к деятельности.

Где ваши ловкие шустрые пальчики?

1, 2, 1, 2 (хлопки и сжатие)

Ножками топаем, ручками хлопаем!

Ручками хлопаем, ножками топаем!

Тихо садимся, к знаньям стремимся!

— Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

— Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

2. Работа в тетради.

Запишите в тетрадь число, классная работа.

Обозначьте ударение, опасные места.

3. Подведение к теме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

Пишут они и считают,

Читают, творят и мечтают. (школа)

-А как называют детей, которые посещают учебные занятия в школе? (ученики, школьники)

Пишу на доске слова “школа” «ученики» и “школьники”.

— Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

(существительные, отвечают на вопросы что? кто?.)

— Выделим известные нам части слов в однокоренных словах?

— Какие возникли затруднения?

-Что заметили ещё?

слове школьники есть ещё часть). — Почему вы её никак не обозначили?

Что это за часть слова? Где можно найти ответ на вопрос?

4. Формулировка темы и задач урока.

Откройте учебник, найдите урок 47 и прочитайте тему нашего урока.

Суффикс как часть слова.

К какому блоку относится этот урок? (Как устроен наш язык)

Какое новое слово узнали?

Запишите это слово в тетрадь – суффикс

Определите задачи урока:

узнать, что такое суффикс,

понять значение суффиксов;

создать алгоритм нахождения суффиксов.

5.Работа по теме:

-Прочитайте словосочетания.

Спишите словосочетания, в словах, которые называют детёнышей, выделите окончание и корень (у доски 2 ученика).

Выполняя упр., вы какие слова записывали? (однокоренные)

Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова.

Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

Суффикс помогает образовать новые слова.

Где находится суффикс, какова его роль?

Прочитайте материал рубрики «Тайны языка»:

-Что такое суффикс?

Слово суффикс пришло к нам из латинского языка – suffixus: suf (между) + fixus (прикреплённый).

-Какова роль суффикса?

-Как обозначают суффикс?

Обозначьте суффикс в словах, обозначающих детёнышей.

С какой задачей урока вы справились сейчас?

(узнали, что такое суффикс)

6. Введение нового материала в систему знаний.

создание алгоритма нахождения суффикса.

СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА : — На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.

— Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

Полистайте страницы урока и найдите.

С какой задачей урока справились?

Физминутка, снятие утомления с глаз и рук

7. Первичное закрепление. Работа в парах и коллективное взаимодействие.

Возьмите карточки на столах, прочитайте задание, образуйте слова.

Выполнение заданий на карточках

(читают, выполняют, наблюдают, делают вывод, объясняют)

Повернулись и в четвёрках сверили свои результаты.

— В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

— Выделите в словах суффиксы.

-Какие суффиксы выделили, какое значение они придают словам?

Выберите, кто будет отвечать, вышли к доске представители от каждой группы (каждая пара объясняет свои наблюдения)

С какой ещё задачей урока справились?

(понять значение суффиксов)

Физминутка (по необходимости)

“Вновь у нас физкультминутка”

7. Самостоятельная работа (индивидуальная работа):

Проверим, научились ли вы применять алгоритм при выделении суффикса.

На карточке слова, выделить суффикс:

Голосок, стебельки, стульчики, Васенька, скрипка, машинка, снежинка, избушка, зёрнышко.

8. Рекомендации по выполнению домашнего задания

— Рассмотрите в учебнике упр. 4 и 5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы в некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

— Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д. з.

9. Рефлексия деятельности. Итог урока (оценка деятельности).

Мне было трудно…

Прикреплённые файлы:

sufiks-kak-chast-slova_7lbtk.ppt | 5782,5 Кб

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. Тема 6 — «Урок вежливости». Часть 1 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен существительных по числам» Урок русского языка Класс: 3 «Д» Учитель: Тюрюкова Е. М. Учебник: Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель: Создать условия.

Как мы говорим (о нормах современного русского языка) Мы учимся языку всю жизнь. Даже в самом раннем детстве мы усваиваем нормы литературного языка, воспринимая от окружающих звучащую речь и.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива» К этому времени обучающиеся уже знают, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании глагола, нужно знать к какому спряжению.

Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.

Слова родного языка. Консультация для родителей Не для кого сегодня не секрет, что родным языком ребенок начинает овладевать еще с первых месяцев жизни. Эталоном речи для малыша, в первую.

Технологическая карта урока. Тема урока «Электричество. Невидимая сила» ФИО учителя Кузнецова Елена Александровна ОУ МКОУ «Лебединская СОШ» Тема урока: Невидимая сила. Электричество Тип урока: Урок «открытия».

Урок русского языка в 3 классе «Части речи. Закрепление» Тема: Части речи. Закрепление Особенности урока: • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих.

Урок русского языка по теме Суффикс 2 класс

Предмет: русский язык

Цель: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова;

Задачи: учить выделять суффикс в словах и отличать от других частей слова;

совершенствование навыков каллиграфического и грамотного письма,

умения определять цель урока, обогащение словарного запаса

учащихся, расширение кругозора;

развитие познавательной активности, мышления, памяти, внимания,

речи, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные

признаки, высказывать своё мнение;

способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;

привитие интереса к изучению русского языка.

Прозвенел и смолк звонок

Друг на друга посмотрите,

И улыбки подарите

Руку другу вы пожмите

И тихонечко садитесь.

Дети представьте себе, что вы- маленькое семечко.(Дети приседают и закрывают головы руками) Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (поглаживания по голове). С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти. Появляются первые листочки (поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу.

-Знаете, ребята, как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям.

Читают пословицу . «Мир освещается солнцем, а человек — знанием»

-Как вы понимаете смысл пословицы? (когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни, это помогает преодолевать ему трудности)

— А вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

-Всяческие препятствия всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями, если верит в свои силы. Я верю, что у вас всё получится!

Сегодня на уроке мы продолжим изучение состава слова. Повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.

— Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.

— Запишите данный ряд букв в предложенной последовательности.

ИЩ ОК ИК НИК ОНОК ЁНОК ОНЬК ЕНЬК ЕЦ

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

— Какие части слов мы уже изучили?

Пока мы будем вспоминать определения и работать устно, некоторые ребята поработают по карточкам — 5 мин

Задание по карточкам:

Верно ли утверждение? Если да, поставь знак +, если нет —

Окончание стоит в начале слова.

Чтобы найти окончание, надо изменить слово . Изменившаяся часть и есть окончание

Корень – это изменяемая часть слова

Однокоренными называются слова, которые произошли от одного корня.

Приставка стоит после корня.

С помощью приставки образуются новые слова

Образуй от слов однокоренные слова. Выдели корень в словах

Образуй от слов однокоренные слова с приставками. Выдели приставки.

Итак, по графическому изображению назовите часть слова, дайте определение

( приведите примеры- как найти в слове окончание,

какие приставки знаете, приведите примеры слов.)

Словарная работа (на доске записаны слова с пропуском букв) – 5 мин

С…бака , уч…ник , ф…мил…я , ф…враль , ин…й , к…пуста, с…рока

— Прочитайте слова. Что их объединяет?

( • слова из словаря;

• орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;

Выполните словарную работу, подчеркните орфограммы, поставьте ударение

Проверьте написание (слайд)

— Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока. (Суффикс)

Какие цели поставим перед собой при изучении темы «Суффикс»?

Узнать ……. (Что такое суффикс?

Какие бывают суффиксы?

Научиться ….. находить в словах суффиксы

Работа над темой

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Васю — хворостинкой! (Лес)

— Как мы назовём небольшой лес? (лесок)

— Как называется человек, который охраняет лес? (лесник)

Что можете сказать об этих словах? Выделите корень.

Назовите части слов, которые находятся после корня. Эта часть называется суффиксом.

Слово «суффикс» в переводе с латинского «приколоченный», «подставленный к корню

Суффикс обозначается значком. На что похож этот значок? Выделим суффиксы в этих

Посмотрите небольшую сказку и скажите, что образуется с помощью суффиксов?

Итак, что такое суффикс? Попробуем сформулировать правило. (слайд)

Суффикс- это … Часть слова

Стоит …. После корня

С помощью суффикса образуются …… новые слова

Проверим по учебнику.- с. 107 правило.

Суффиксов, как и приставок, в русском языке много. Каждый суффикс вносит свое значение в слова.

Давайте познакомимся с некоторыми суффиксами и попробуем выяснить, какие значения они придают словам.

Предлагаю вам стать волшебниками , которые умеют превращать одни слова в другие.

До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот становится волшебником, надевает волшебную шляпу и начинает превращать слова.

В русском языке есть суффиксы . –оньк, — еньк, -ик, -ок.

Попробуй превратить эти слова ( учитель даёт карточку со словами ребёнку) в другие с помощью этих суффиксов.

Записываем в тетради, выделяем суффиксы. Посмотрите, что стало со словами? Какими стали предметы, которые они называли? (маленькими)

Значит, какое значение придают словам эти суффиксы? (уменьшительно- ласкательное)

Посмотрите на картинки. Какой суффикс помог образовать новые слова? -ИЩ-

Что стало со словами? Какое значение придаёт этот суффикс? (увеличительное)

Образуйте с помощью этого суффикса слова

А вот ещё одна группа суффиксов — тель,- ист, — ник

Какую работу выполняют эти суффиксы?( образовывают слова-названия профессий

Следующие суффиксы — онок, -ёнок

Названия детёнышей животных

Казахстан, Караганда (принадлежность к территории, на которой проживаешь)

Ну как, понравилось превращать слова?

Давайте подведём итог. Какую работу выполняют суффиксы? (нужны для образования новых слов и придают им разные значения.)

Мы познакомились только с некоторыми из них.

Физминутка для глаз

Итак, мы ответили на 2 вопроса.

Что такое суффикс? Какие бывают суффиксы?

У нас осталась ещё одна задача, которую мы должны решить. Кто помнит её?

Научиться находить в словах суффиксы.

Находить в словах части, из которых они состоят – это значит выполнять разбор слов по составу.

Давайте составим алгоритм разбора слова по составу . (слайд)

Разгадайте слово. Выполните разбор слова по составу

Выполнение заданий по карточкам. У каждого на столах лежат карточки разного цвета (дифференцированные)

1 группа- задание (сильные учащиеся)

Разобрать слова по составу.

ПОДБОРОДОК, ЯГОДКА, ГРАДУСНИК

2 группа — задание

«Суффикс – волшебник» (уч- ся со средними учебными возможностями)

Образуй новые слова с помощью суффиксов ( -ёнок-, -ник-, -ик, -оньк). Выдели суффикс

3 группа – задание «Рассыпанные слова» (уч- ся с низкими учебными возможностями)

Соберите слова — соедините части слов стрелками.

Итак, с какой частью слова сегодня познакомились? Что узнали о суффиксе?

Выберите слова, которые характеризуют суффикс.( На доске карточки со словами)

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

Не имеет значение

Наш урок подходит к концу. Я прошу вас высказать своё отношение к уроку.

Сегодня на уроке я узнал…

Своей работой на уроке я …

Мне было интересно, потому что …

Мне бы хотелось отметить работу на уроке ….

У каждого на парте есть смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению и приклейте на полях в тетради.

Мне бы хотелось поблагодарить за работу на уроке следующих учеников.


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/urok-ruskogo-jazyka-2-klas-tema-uroka-sufiks-kak-chast-slova.html

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-suffiks-klass-278642.html