Выдели суффиксы определи их значение

Выделите суффиксы в словах. Определите значение слов с суффиксами по образцу. Образец: домик (маленький дом)

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 605,914
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Значения суффиксов

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

слова с увеличительным значением -ищ-арбуз ищ е, жар ищ а, дом ищ е
слова с уменьшительно — ласкательным значением -к-полян к а, свин к а
-ик-, -екпаровоз ик , мяч ик , ореш ек
-чик-стуль чик , телефон чик
-ок-дым ок , кузов ок
-очк-коз очк а, ул очк а
-онк- (-ёнк-)девч онк а, голов ёнк а
-енк, -инк-пуш инк а, снеж инк а
-оньк- (-еньк-)берёз оньк а, Кол еньк а
-ышк-, -ишк-гнёзд ышк о, пальт ишк о
-очек-, -ечек-лист очек , цвет очек , челов ечек
-ушк- (-юшк-)баб ушк а, хозя юшк а
слова со значением пренебрежения, презрения-ишк-ум ишк о, город ишк о
детёныш, детёныши-онок- (-ёнок-)медвеж онок , кот ёнок
-ат- (-ят-)медвеж ат а, кот ят а
слова со значением единичности-ин-фасол ин а, виноград ин а
слова со значением единичности и уменьшительности-инк-трав инк а, рос инк а
предмет-ник-парус ник , решеб ник
-ниц-вафель ниц а, сахар ниц а
-тель-проигрыва тель , двига тель
название признака, свойства-ость-, -есть-честн ость , верн ость , гор есть
-от-чист от а, долг от а, крас от а
человек и его деятельность, характеристика, профессия-ак- (-як-)рыб ак , бедн як , остр як
-ец-хитр ец , мудр ец , пев ец
-ист-гитар ист , карат ист
-ник-охот ник , помощ ник
-чик-заказ чик , красав чик
-щик-гон щик , кабель щик
-тель-строи тель , повели тель
лицо женского полачемпион к а, артист к а
-ниц-помощ ниц а, писатель ниц а
-ш-секретар ш а, музыкант ш а
название жителя города, местности, страны-ак- (-як-)прусс ак , сибир як
-анин- (-янин-)горож анин , римл янин
-ец-эстон ец , итальян ец
-ич-москв ич , псков ич

Основные суффиксы имён прилагательных

относящийся к чему-либо,

состоящий из чего-либо,

-н-гриб н ой, смеш н ой-ан-ков ан ый, песч ан ый-ин-пчел ин ый, крыс ин ый-онн- (-енн-)порци онн ый, утр енн ий-лив-талант лив ый, смет лив ый-ов-горох ов ый, сад ов ый-ск-апрель ск ий, покров ск ий-ат-горб ат ый, волос ат ыйслова с ласкательным значением-еньк-светл еньк ий, весел еньк ий-оньк-мяг оньк ий, плох оньк ийобладающий малой степенью признака-оват-шерох оват ый, сер оват ыйимеющий что-либо в большом количестве-ист-голос ист ый, когт ист ый

Основные суффиксы глаголов

находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности

значение действия-а-пис а ть, чит а ть
-е-смотр е ть, красн е ть
-и-приход и ть, свет и ть
значение длительного, повторяющегося действия-ива- (-ыва-)проговар ива ть, дочит ыва ть
значение однократного, законченного действия-ну-свер ну ть, прыг ну ть
-ова- (-ева-)торг ова ть, танц ева ть

Основные суффиксы наречий

-е-трескуч е , ужасающ е , тягуч е , вкратц е
-о-весел о , насух о , шумн о , прилежн о
-и-героическ и , отеческ и , страдальческ и
-а-издалек а , свысок а , издавн а , слев а

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Суффикс — значимая часть слова»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-путешествие

Цели урока:

  • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
  • Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
  • Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Принципы обучения:

Дидактические:

  • Научности (представление об омонимичных словообразовательных суффиксах и формообразовательных суффиксах).
  • Доступности (опора на знания о суффиксе, его функции, значениях).
  • Активности и сознательности учащихся в обучении (составление таблиц; участие в уроке-путешествии).
  • Наглядности (использование “маршрутного листа”, дидактического материала).

Общеметодические:

  • Структурно-семантический (сопоставление структуры и значений слов).
  • Функциональный (опора на знания о суффиксе и его функции).
  • Внутриуровневых и межуровневых связей (лексическое и грамматическое значения слов, выраженное с помощью суффиксов).

Частнометодические:

  • Мотивационный (учащиеся сами определяют зону актуального развития и зону ближайшего развития через условные обозначения).

Методы формирования понятий и контроля знаний

  • Постановка учащимися учебных задач.
  • Решение учащимися учебных задач.
  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.
  • Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.

Методы формирования умений

  • Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.
  • Составление предложений с включением слов, имеющих суффиксы определённого значения.

Средства обучения:

  • “маршрутный лист”,
  • текст “Тревожные события”,
  • карточки с дифференцированными заданиями,
  • таблица “Суффиксы и их значения”.

Ход урока

1. Мотивационный этап

Урок начинается во время перемены, когда актуализируются знания учащихся. В качестве домашнего задания детям было предложено повторить известные суффиксы, вспомнить, что они обозначают. Таким образом, выявляется зона актуального развития (первые пять пунктов). Ребята заполняют своеобразный маршрутный лист, на котором обозначены вопросы (станции будущего путешествия).

Рядом с каждым вопросом ученики ставят условные обозначения:

— знаю; — знаю, но хотелось бы узнать больше; — не знаю.

Определяется зона ближайшего развития, помогающая детям сформулировать тему урока (четыре последних пункта).

2. Этап целеполагания.

— Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Куда же мы отправимся сегодня? Заглянем в “маршрутный лист”. Анализируя увиденную картину, можно прийти к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке? (сформулировать тему и задачи урока пятиклассникам поможет “маршрутный лист” и условные обозначения).

Задачи учения:

  • Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
  • На какие группы по значению делятся суффиксы?
  • Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?
  • Что образуют суффиксы?

3. Этап усвоения нового материала.

— Итак, отправляемся в путешествие. На одной из станций нас поджидает животное (показ картинки, на которой изображён ёж).

— Ёж, ёжик (запись слов в тетрадях и на доске).

  • Обозначьте орфограммы в этих словах.
  • Что общего в составе этих слов?
  • О чём нам говорит корень? (животное, спинка и бока покрыты иголками)
  • Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? (ласково называем, указываем на маленькие размеры)
  • Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (имеет уменьшительно- ласкательное значение)
  • Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними.

В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.

СУФФИКСЫЗНАЧЕНИЯ
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки
— чик-,-щик-,-ист-,-тель-название лица по роду занятий, по профессии
-оват-,-еват-признак предмета
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-название лица по месту жительства
-ец-принадлежность действия лицу
-ищ-увеличительное значение
-ищ-место

— Можно ли оценить отношение к ежу, выраженное с помощью суффикса -ик-? (доброе, ласковое )

— Так что же мы можем оценить с помощью суффикса? (размеры животного, отношение к нему )

— Можно ли поставить знак равенства между выражениями “уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “суффиксы оценки”? (Ответ фиксируется в таблице)

— Какие же ещё значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос мы найдём на следующей станции, где нас ожидает уже знакомый нам текст. (Работа над текстом велась при изучении темы “Приставка”)

ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ

На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

Самостоятельная работа с текстом(результат – заполнение таблицы)

  • 1 группа (задания репродуктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.

  • 2 группа (задания конструктивного уровня):

— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу).

  • 3 группа (задания творческого уровня):

— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

— Только ли новые слова образуют суффиксы? Чтобы узнать это, мы продолжаем путешествие. Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобиться?

На доске появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

— Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать? (Вывод: в слове может быть несколько суффиксов).

— А какие ещё бывают суффиксы? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, открыв учебник на стр. 64.

— Как называются суффиксы, образующие форму слова?

На доске появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Ответы учащихся позволят заполнить следующую таблицу:

Формообразовательные суффиксыФормы слова
-ть —инфинитив
-л-глагол прошедшего времени

— Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.

— Произведите морфемный разбор слова сеять.

— Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова).

4. Этап первичного закрепления знаний

— Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия. Достаточно ли вы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.

  • 1 группа:

Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.

  • 2 группа:

Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

  • 3 группа:

Написать 2–3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

5. Этап подведения итогов

— Итак, ребята, наше путешествие заканчивается. Что интересного, нового вы узнали? Какие испытали трудности? А теперь подведём итоги. Я попрошу подойти к “маршрутному листу” тех, у кого возникла необходимость поставить другие условные обозначения (“маршрутный лист” наглядно показывает, насколько дети усвоили материал).

— Ребята, я придумала продолжение рассказа:

И тут случилось чудо. С ясного, солнечного неба вдруг обрушился целительный ливень. Всем защитникам города он помог избавиться от болезни.

— Помогите мне выделить суффиксы в подчёркнутых словах. К сожалению, урок заканчивается. Это задание вы выполните дома, в случае затруднения обращайтесь к словообразовательному и этимологическому словарям, учебнику “Теория” (стр.67).

Что это за суффиксы и как они называются? Это мы узнаем на следующем уроке. Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.

Литература:

  1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5-9 кл. М., Дрофа, 2004 г.
  2. Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 кл. М., Просвещение, 1991 г.
  3. Иванов С.В.и др. Русский язык ч.1 М., Вентана- Граф, 2002 г.
  4. Львова С.И. Словообразование в 5 кл. // РЯШ № 5, 1991г.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/76

http://urok.1sept.ru/articles/515830